Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 2. «лексика и фразеология»

Поиск

1. Определите типы дефиниций к словам:

Нерадивость - отвлеч. сущ к нерадивый; «нерадивое отношение»

Мститель – тот, кто мстит

Одобрение – действие по глаголу одобрить – одобрять

Рукомойник – висячий сосуд для умывания с носиком

1) описательный

2) синонимический

3) отсылочный

4) энциклопедический

 

2. Какие типы дефиниций даны к словам:

Зеленеть - становиться зеленым

Здешний - находящийся, живущий, имеющийся здесь

Летчик – специалист, управляющий летательным аппаратом

Авиатор – то же, что и летчик

1) описательный

2) синонимический

3) отсылочный

4) энциклопедический

 

3. Какая лингвистическая информация не отражается в словарной статье толкового словаря русского языка С.И. Ожегова:

1) грамматические пометы

2) стилистические пометы

3) стилевые пометы

4) акцентологические нормы

5) лексическое значение слова

6) этимологическая справка

 

4.Лексическим значением слова, по определению В. В. Виноградова, является:

1) его предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики

данного языка и являющееся элементом общей семантической системы

2) его соотнесённость, связь с определёнными явлениями действительности

3) совокупность его лексико-семантических вариантов

4) условное обозначение одного из признаков данного понятия

5) соотнесённость слова с каким-либо явлением объективной действительности

исторически закреплённая в сознании говорящих

 

5. Лексико-семантические варианты слова – это:

1) варианты произнесения слова

2) слова, тождественные по значению, но разные по звучанию

3) лексические значения многозначного слова

4) грамматические формы слова

5) одинаково звучащие слова, но имеющие разное лексическое значение

 

6. В каких из данных слов оценочный компонент относится к дифференциальным признакам, в каких – составляет понятийное ядро:

1) кляча

2) жрать

3) прелесть

4) дворец

5) хибара

6) орать

7) добренький.

 

7. Значения каких слов могут быть осложнены в определенном контексте коннотативным компонентом:

1) обезьяна

2) судак

3) мудрость

4) юность

5) шляпа

8. Какими семами (по типу) различаются данные слова: пароход, паровоз, автобус,

троллейбус, трамвай, самолет, грузовик, сани, телега:

1) родовой

2) видовыми

3) стилевой

4) стилистической

5) потенциальной

 

9. Определите типы лексического значения выделенного слова в предложении: «Какой же ты тюлень»,- с досадой проговорила Наташа:

1) прямое, немотивированное, свободное

2) переносное, мотивированное, конструктивно ограниченное

3) переносное, мотивированное, свободное

4) переносное, мотивированное, фразеологически связанное

5) переносное, мотивированное, синтаксически обусловленное

 

10. Определите типы лексического значения выделенного слова в предложении: Горючие слёзы полились из глаз девушки:

1) прямое, немотивированное, свободное

2) прямое, немотивированное, фразеологически связанное

3) переносное, мотивированное, свободное

4) переносное, мотивированное, синтаксически обусловленное

5) переносное, мотивированное, конструктивно ограниченное

 

11. Укажите предложение с конструктивно ограниченным значением:

1) Ноздрев был в некотором отношении исторический человек

2) Все в этой истории наводило меня на тяжелые воспоминания

3) Мороженое – объедение, никогда такого вкусного не ела

4) «Эх ты, шляпа, - с досадой сказал Иван Иванович, - все яблоки растерял»

 

12. Укажите предложения с фразеологически связанным значением:

1) Было у него одно развлечение, в которое он втянулся незаметно

2) Иван болел несколько дней

3) Прошло несколько дней, наступила глубокая зима

4) Он подумал о нем: «Все знает, собака, а прикидывается»

5) Чувство безысходного горя охватило его

 

13. В основе какого способа развития вторичного значения слова лежит перенос названия с одного предмета или явления на другой на основе сходства их внешних или внутренних признаков:

1) метонимия

2) расширение/сужение лексического значения

3) метафора

4) синекдоха

5) функциональный перенос

 

14. Согласны ли вы, что «переносное употребление - новое применение одного из значений слова в своеобразной ситуации, с новой образной неправильностью»:

1) да

2) нет

 

15. Существует ли определённая иерархия среди значений многозначного слова? Если существует, то какая:

1) не существует

2) существует только последовательная связь

3) существует только радиальная связь

4) существует смешанная связь

5) существуют все названные виды связи

 

16. Укажите пары с метафорическим переносом между ЛСВ многозначных слов:

1) подрыть корни берез - укреплять корни волос

2) свинцовые гири - свинцовые тучи

3) охрана здания - охрана уснула

4) плантация кофе - молотый кофе

5) бронза (металл) - бронза (изделие)

 

17. Укажите пары слов с метонимическим переносом:

1) стакан воды - выпить стакан

2) дупло дерева - дупло зуба

3) посадил грушу – спелая груша

4) высокий голос - высокий слог

5) стоять у выхода – выход семьи в кино

 

18. Разграничьте в следующих примерах А – олицетворение, Б – перифразу,

В – метонимию, Г – сравнение. В предложении может быть использовано несколько

выразительных средств:

1) В лесу раздавался топор дровосека

2) И золотеющая осень слезами плачет на песок

3) И солнце, колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот

4) Однако несколько творений он из опалы исключил: /Певца Гяура и Жуана (т.е. Байрона) /

5) Да с ним еще два-три романа

 

19.Определите, в каких предложениях нарушение лексической сочетаемости слов можно расценивать как речевой прием:

1) живой труп

2) три единственные дочери

3) очевидное - невероятное

4) облокотиться спиной

5) сломать стеклянную вазу

20. Кому принадлежит идея системности лингвистики:

(Ф.Ф. Фортунатов, Ф. де Соссюр, И.А.Бодуэн де Куртенэ, А.А. Шахматов, М.М. Покровский, В.В. Виноградов, Л.В. Щерба)

 

21. Кто ввел понятие парадигматических и синтагматических отношений между единицами языка:

1) Л.В. Щерба, 2) И.А. Бодуэн де Куртенэ, 3) Ф.Ф. Фортунатов, 4) Ф. де Соссюр.

 

22. Наиболее полным противопоставлением слов на основе каких-либо общих признаков называется:

1) полисемия

2) паронимия

3) омонимия

4) синонимия

5) антонимия

 

23. Какие типы отношений можно установить между словами суффикс, префикс,

приставка, флексия, морфема, аффикс:

1) синонимия

2)антонимия

3) омонимия

4) родо-видовые (гиперо-гипонимические)

5) гипо-гипонимические

 

24. Каков механизм построения следующих загадок:

Какую шапку нельзя носить на голове

Флюс, а не опухоль (флюс – вещество при сварке швов)

В каком баке не бывает воды! (бак – носовая часть верхней палубы корабля)

В бою рубят, а после боя – развлекают (шашки)

1) полисемия

2) омонимия

3) паронимия

4) синонимия

 

25. К какой семантической парадигме относятся повторяющиеся слова:

Препарат, в основе которого целебные травы, уже запущен в производство.

Этот сад был страшно запущен.

1) полисемия

2) лексическая омонимия

3) антонимия

4) синонимия

5) паронимия

26. К какой семантической парадигме относятся повторяющиеся слова:

По небу плыли пушистые облака.

Голова закружилась и перед глазами поплыли все предметы..

1) полисемия

2) лексическая омонимия

3) антонимия

4) синонимия

5) паронимия

 

27. К какой семантической парадигме относятся повторяющиеся слова:

Ему почудилось, что дверь тихо растворилась за ним.

Растворились в темноте рощи, сады.

1) полисемия

2) лексическая омонимия

3) антонимия

4) синонимия

5) паронимия

 

28. В каких системных отношениях находятся слова в парах:

1) одеть – надеть

2) водоем – озеро

3) восток – запад

4) (виноград) спел – спел (песню)

5) орфография – правописание

А) паронимы, В) родо-видовые, С) полисемия, Е) антонимия, Д) гипонимия З) омонимия, Б) часть – целое, Ж) синонимия

 

29. В каких системных отношениях находятся пары слов:

1) смеяться – хохотать

2) орфография – правописание

3) экспорт – импорт

4) эмигрант – иммигрант

5) отпечатки – опечатки

А) паронимы, Б) родо-видовые, С) полисемия, Д) антонимия, Е) гипонимия Ж) омонимия, З) часть – целое, К) синонимия, И) парономазы

 

30. В каких предложениях наблюдается омонимия:

1) В какой реке нет воды? (в реке жизни)

2) Какую строчку нельзя прочитать? (швейную строчку)

3) Какую книгу нельзя положить на полку или на стол? (книгу жизни)

4) Вода, а не жидкость (пустые речи)

 

31. Совпадение разных звуковых единиц, семантически не связанных друг с другом,

называется:

1) полисемия

2) паронимия

3) омонимия

4) синонимия

5) антонимия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.50 (0.009 с.)