Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания. Подчеркните его. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания. Подчеркните его.



А) рассказчики Б) гитаристка В) подъезд Г) ароматный

В каком слове неверно указана основа слова? Подчеркните его.

А) колоссальн ый Б) горячо В) мимоз а Г) выраженн ый

3. Подчеркните вариант, в котором дана форма слова мести:

А) вымести,

Б) подмету,

В) подметенный,

Г) метёт.

 

4. Подчеркните слово, образованное по модели «?^^?»:

А) молчание,

Б) расстилается,

В) красноватый,

Г) городской.

 

5. Подчерните слово, образованное приставочным способом.

Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются.

 

6. Укажите способ, которым образовано слово закономерность.

7. Подчеркните ряд с однокоренными словами.

А) варенье, отвар, сварщик

Б) доблестный, блестеть, отблеск

В) резьба, резвый, резон

Г) сжигать, ожог, обжечься

 

8. Определите способ образования существительного учительская:

А) суффиксальный;

Б) переход из одной части речи в другую;

В) сложение основ

Г) приставочно-суффиксальный

 

9. Определите, как образовалось слово преотличный:

А) с помощью суффикса,

Б) с помощью приставки и суффикса,

В) с помощью приставки,

Г) с помощью соединительной гласной Е.

 

10. Какое слово образовано путём сложения основ:

А) настенный,

Б) подоконник,

В) пешеходный,

Г) вуз.

 

11. Выполните морфемный разбор слов ягодка, деление, хранитель, очищение, испарина,

детина, выслужиться, отваривать.

12. Выполните словообразовательный разбор слов переносица, древность.

 

Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания? Подчеркните его.

А) водный Б) водитель В) подводник Г) наводнение  

Подчеркните слово с двумя приставками.

А) посоветовать Б) непобедимый В) непогрешимый Г) обнажить  

15. Подчеркните слово с нулевым окончанием:

А) книга

Б) умный

В) стул

Г) вышла

 

16. Основы бывают:

А) непроизводные и производные

Б) прямые и косвенные

В) глухие и звонкие

Г) парные и непарные

 

17. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:

А) суффиксальный

Б) сложение основ

В) приставочно-суффиксальный

Г) переход одной части речи в другую

 

18. Укажите, какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую.

А) прилагательное

Б) причастие

В) существительное

Г) наречие

 

19. Подчеркните слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

– Да ложись ты, ради Бога, ложись! Что ты возишься? – строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.

 

20. Аббревиатурами называются:

А) сложносокращённые слова

Б) иноязычные слова

В) устаревшие слова

Г) новые слова

 

21. Укажите способ образования слова призыв.

 

22. Подчеркните ряд с однокоренными словами.

А) базар, база, разбазаривать

Б) оболочка, обличить, облекать

В) путник, путаник, беспутица

Г) произрастать, переросток, выращенный

 

23. Выполните морфемный разбор слов расскажешь, молчание, писатель, домище, новизна,

соединиться, сложение, шутник.

24. Выполните словообразовательный разбор слов переехать, путеводный.

 

Шкала и правила оценки результатов выполнения теста

За каждый правильный ответ ставится 1 балл, неправильный – 0 баллов.

«5»- от 20 до 24 правильных ответов

«4»- от 15 до 19 правильных ответов

«3» - от 10 до 14 правильных ответов

«2» - от 0 до 9 правильных ответов.

 

Модуль 4. «МОРФОЛОГИЯ»

Вариант 1

1. Грамматическое значение слова является

1) индивидуальным;

2) категориальным, присущим целому классу слов;

3) обобщенным, типовым, присущим лишь мотивированным словам;

4) производным.

 

2. Сколько частей речи в русском языке?

1) 8;

2) 10;

3) 11;

4) 12.

 

3. Какая часть речи имеет наибольшее число грамматических категорий?

1) имя существительное;

2) имя прилагательное;

3) глагол;

4) местоимение.

 

4. Имя существительное имеет общее значение

1) предметности;

2) признаковости;

3) процессуальности;

4) нумеративности.


5. Каковы первичные синтаксические функции имени прилагательного?

1) подлежащего;

2) дополнения;

3) обстоятельства;

4) определения и именная часть сказуемого.

 

  1. Какой из указанных падежей является прямым?

1) именительный;

2) родительный;

3) дательный;

4) творительный.

 

  1. Какой из принципов выделения частей речи наиболее признан в русском языке?

1) формальный;

2) семантический;

3) синтаксический;

4) «смешанный».

 

  1. Распределите имена существительные по группам: 1)одушевленные, 2) неодушевленные, 3) колеблющиеся по признаку одушевленности-неодушевленности.

 

 

1) насекомое 10) роза 19) голубь

2) личинка 11) микроб 20) животное

3) мальчик 12) зародыш 21) персонаж

4) народ 13) дерево 22) вирус

5) группа 14) рысь 23) дуб

6) кукла 15) друг 24) полип (животное)

7) бацилла 16) бактерия 25) стая

8) эмбрион 17) инфузория

9) гость 18) Марс (планета)

 

  1. Определите лексико-грамматический разряд выделенных существительных.

1) конкретное; 2) отвлеченное; 3) вещественное; 4) собирательное.

 

1) Для меня в Горьком – вся Россия. Это был человек, определяющий эпоху. (Паустовский)

2) Блеск камней вызывает ощущение таинственности. (Паустовский)

3) Густая листва тополя дрожала и шумела от шторма. (Паустовский)

4) Сказать, какой именно запах у черемухи, невозможно. (Пришвин)

5) С криком в воздухе кружится стая галок и ворон. (Некрасов)

6) Между тем чай был выпит… (Лермонтов)

7) Красота земли – вещь священная, великая вещь. (Паустовский)

8) Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь. (Паустовский)

9) В теплом доме тишина, сумрак. (Паустовский)

10) Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия. (Леонов)

11) С удивлением чувствую, что цветы пахнут медом. (Пришвин)

12) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию. (Паустовский)

13) Лед подо мной заскрежетал, на ноги мне хлынула вода. (Горький)

14) Продолжается сушь великая. Речка пересохла совершенно. (Пришвин)

15) Люди всегда дороже самой жизни ценили познание окружающего мира. (Песков)

16) Все листья были напряженно вытянуты по ветру. (Паустовский)

17) Осинник начинает прореживаться. (Пришвин)

18) Мехом своим землеройка напоминает крота. (Пришвин)

19) Старое сено, соломины, кочки – все прорастает зеленой травой. (Пришвин)

20) Слежу, как зелень пробивается через солому и сено прошлого года. (Пришвин)

21) Пение подбодрило его еще больше. (Пришвин)

22) В Ростове Великом мы видели шедевры подлинного русского зодчества. (Песков)

23) И усталая с похода, что б там ни было, - жива, дремлет, скорчившись, пехота, сунув руки в рукава. (Твардовский)

24) Славная осень! Здоровый, ядреный, воздух усталые силы бодрит. (Некрасов)

25) Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года. (Паустовский)

  1. Определите род приведенных имен существительных.

 

  Мужской
  Женский
  Средний
  Общий
  Не имеет рода

 

1) недра 10) невежда 19) утварь

2) соня 11) особь 20) подспорье

3) заправила 12) судья 21) работяга

4) будни 13) сани 22) сутки

5) амплуа 14) такси 23) шампунь

6) каникулы 15) шалунишка 24) тихоня

7) бездарь 16) мозоль 25) домишко

8) недотрога 17) белила

9) пальтишко 18) выборы

 

  1. Определите род приведенных иноязычных существительных.

 

  Мужской
  Женский
  Средний

 

1) жюри 10) Миссисипи 19) сулугуни

2) барокко 11) эмбарго 20) маэстро

3) колибри 12) Капри 21) «Юманите»

4) Батуми 13) кафе 22) па

5) либретто 14) бра 23) иваси

6) депо 15) конферансье 24) контральто

7) шимпанзе 16) авеню 25) регби

8) метро 17) леди

9) пани 18) коммюнике

 

  1. Определите тип склонения существительных (по вузу).

 

  Первое
  Второе
  третье
  Разносклоняемое
  Адъективное
  Нулевое

 

1)пламя 10)столовая 19)имя

2)молодежь 11)фойе 20)внимание

3)край 12)Хельсинки 21)кашне

4)запятая 13)традиция 22)харчо

5)листва 14)зверь 23)зодчий

6)путь 15)дитя 24)пальто

7)пианино 16)кофе 25)юноша

8)гордость 17)танго

9)дворишко 18)зазнайка

 

  1. Выделенные слова являются именем прилагательным или другой частью речи?

 

  Имя прилагательное
  Другая часть речи

 

1) Нами ты была любима и для милого хранима. (Пушкин)

2) Страшно бывает в снежную зиму войти в молодой лес. (Пришвин)

3) Он уж рассказал мне о себе все, что было занимательного. (Лермонтов)

4) Взволнованный и раздраженный этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату. (Л.Толстой)

5) Центры обработки камня возникли там, где наиболее подходящий материал встречался в изобилии. (Ферсман)

6) Малейший звук на воде был далеко слышен. (Пришвин)

7) Чем ниже спускаешься чащей к речке, тем гуще заросли. (Пришвин)

8) После грозы вдруг стало очень холодно. (Пришвин)

9) Яркие краски в их гармоничном сочетании не есть что-то внешнее, чуждое камню. (Ферсман)

10) Ветер свистит тише, словно удовлетворился тем, что нагнал на землю сильный дождь. (Горький)

11) Уже подходили к середине четырехсотсаженной полосы льда. (Горький)

12) Небо наверху становится ровно лиловым. (Пришвин)

13) Двойное небо кончилось дождем на два дня. (Пришвин)

14) Самая поздняя осень – это когда от морозов рябина сморщится (Пришвин)

15) И жизнь хороша, и жить хорошо. (Маяковский)

16) Деревья окружены снегом, ели повесили громадные лапы. (Пришвин)

17) При первом рассвете выходим по одному в разные стороны ельник за белками. (Пришвин)

18) Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева – сосна. (Пришвин)

19) Лучше всего было в лесах. (Паустовский)

20) Для детей каждый взрослый кажется существом немного таинственным. (Паустовский)

21) Среди былинок показалась старухина голова. (Пришвин)

22) А мне грустно, что они уехали. (Чехов)

23) Голос его звучал сыто и мощно. (Платонов)

24) Его заявление вполне ответственно.

25) Но молчание отца было для Генки куда страшней причитаний мамы. (Алексеев)

 

  1. Имена прилагательные в приведенных словосочетаниях являются качественными или относительными?

 

  Качественные
  Относительные

 

1)картинная галерея 14)лисья шуба

2)клюквенный кисель 15)железный предмет

3)звонкий согласный 16)вишневое варенье

4)тяжелая промышленность 17)железная воля

5)тяжелая ноша 18)сиреневое платье

6)золотая осень 19)минорный аккорд

7)звонкий голос 20)львиная шкура

8)золотая брошь 21)минорное настроение

9)прямой угол 22)картинная поза

10)грубые корма 23)каменный дом

11)грубые слова 24)каменное сердце

12)твердые цены 25)львиная доля

13)туманное изложение

  1. Какие из приведенных прилагательных могут иметь синтетическую и аналитическую сравнительную степень, а какие – только аналитическую?

 

  Синтетическую и аналитическую
  Только аналитическую

 

1) талантливый 10) емкий 19) красивый

2) горький 11) робкий 20) бойкий

3) дорогой 12) передовой 21) трагический

4) дружеский 13) ветхий 22) топкий

5) деловой 14) ловкий 23) колкий

6) пушистый 15) звонкий 24) дерзкий

7) жестокий 16) страдальческий 25) комический

8) близкий 17) громоздкий

9) убедительный 18) зыбкий

 

 

  1. Выделенные слова являются именами числительными или другими частями речи?

 

  имя числительное
  другая часть речи

 

1) Наша нумерация использует для записи десять различных знаков. (Г. Берман)

2) В Европу десятичную нумерацию занесли арабы, вторгшиеся в Испанию в восьмом веке нашей эры. (Г. Берман)

3) Названия первых шести разрядов (единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д.) очень древни и у разных народов звучат по-разному. (Г. Берман)

4) Десять тысяч (в древней Руси) называлось «тьма», и число это считалось столь огромным, что им обозначалось всякое неподдающееся учету множество. (Г. Берман)

5) …Десять единиц первого разряда образуют одну единицу второго разряда. (Г. Берман)

6) Итак, мы имеем девять значков для обозначения первых девяти чисел и десятый значок – нуль – «позиционную пробочку». (Г. Берман)

7) Тысяча миллионов называется биллионом или миллиардом… (Г. Берман)

8) Позиционная десятичная нумерация известна была индусам полторы тысячи лет назад, в Европу ее занесли арабы, вторгшиеся в Испанию в VII веке. (Г. Берман)

9) Кроме счета десятками, в быту широко распространен счет пятками. (Г. Берман)

10) У индусов, как и многих древних народов, первыми математиками были жрецы. (Г.Берман)

11) Архимед впервые убедительно показал, что для любого количества предметов.. можно найти соответствующее ему число. (Г. Берман)

12) Вавилонская нумерация … просуществовала полторы тысячи лет (с XVIII до III в. до н.э.). (Г.Берман)

13) Единицей веса у сумерийцев была «мина» (приблизительно одна вторая килограмма). (Г.Берман)

14) Вчетвером толкаем баркас в сонную воду. (В. Песков)

15) И вместе трое все в него впряглись. (И. Крылов)

16) Сотни маленьких людей в тричетвертиаршинных шляпах кричали, вытягивали до второй палубы руки. (В. Маяковский)

17) Акционеры сидят увлечены, делят миллиарды, жадны и озабочены. (В. Маяковский)

18) Я думал главным образом о том, что многое в нашей жизни наполнено лирическим и героическим звучанием. (К. Паустовский)

19) Мы получили более ста тридцати экземпляров книг.

20) Порог дома Толстого переступали люди из девяноста пяти государств мира. (В. Песков)

21) … Громадные мещорские болота, «мшары» - это заросшие в течение тысячелетий озера. (К. Паустовский)

22) В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. (К. Паустовский)

23) Высокого развития достигает астрономия. В связи с этим приходится, во-первых, чаще сталкиваться с большими числами, а во-вторых, от чисел именованных перейти к отвлеченным. (Г. Берман)

24) Нас, правда, немного поражал заграничный обычай: каждый танцор должен сам заказывать для себя танец. (А. Куприн)

25) На километры тянутся густые заросли ромашки, клевера, гвоздики и десятков других цветущих трав. (К. Паустовский)

 

  1. Определите разряд выделенного местоимения.

 

  личное
  возвратное
  вопросительное
  относительное
  отрицательное
  неопределенное

 

 


1) Представим себе, как в зале на пять тысяч человек набраться решимости, пойти на трибуну и там, когда за спиной весь президиум, отстаивать свое мнение. (Г. Бакланов)

2) Очень хочется побольше знать о людях, кто по-настоящему за перестройку, кто хочет что-то сделать практически для нашей страны. (Из газеты)

3) Кто подводит? Конструкторское бюро приборостроения, что в Ульяновске. (Из газеты)

4) И нам, если мы на митинге ревем, рамки арифметики, разумеется, узки – все разрешаем в масштабе мировом. (В. Маяковский)

5) Все здоровались со мной за руку и рассаживались на стулья, причем ни разу не получилось так, чтобы кто-то оставался без стула. (В. Аграновский)

6) Если бы ты имел какую-то цель, что-нибудь да хотел, чего-то добивался. Но ведь ты ровно ничего не хочешь… (Ю. Домбровский)

7) Там, где право заменено зыбкой категорией классовой целесообразности, никто не чувствует себя в безопасности. (Ф. Искандер)

8) Вот легкий груз, который мне под силу с собою взять … (А. Ахматова)

9) Откуда было знать, что он уже съездил в МГУ, забрал из-под стекла, что лежало на письменном столе, фотографии, сложил в одну стопку листочки со стихами, посвященными жене … (Из газеты)

10) Что это – неисполнение желаний или сознание того, что невозможно выполнить задуманное? (Из газеты)

11) Мы знаем, есть еще семейки, где наше хают и бранят … (С. Михалков)

12) Как же они могут что-то делать против воли народа? (Ю. Домбровский)

13) Сомневаюсь, чтобы кто-либо с этим согласился. (Из газеты)

14) Многих из тех, кто давал показания, я знаю, и оттого за скупыми строками встают лица и глаза людей … (Из газеты)

15) И никто ничего толком не может объяснить, что случилось с людьми. (Ю. Домбровский)

16) За что вы уничтожаете меня? (Ю. Домбровский)

17) Тебе что, очень дорого этот Корнилов? (Ю.Домбровский)

18) А вы ничего замечать не хотите? (Ю. Домбровский)

19) По стенам висели африканские маски не подлинной, конечно, старины, а нечто, что для современных туристов африканцы строчат со скоростью конвейера. (С. Есин)

20) Выпить как следует нельзя, еда – самая обычная, день потерян, но может возникнуть нечто. (С. Есин)

21) Подправлю так, что он и сам не узнает себя. (С. Есин)

22) Может, ей, Сусанне, тоже мировой славы захотелось? (С. Есин)

23) Кем я был до этой женитьбы? (С. Есин)

24) Но жизнь меня научила: карт нельзя открывать никому никогда. (С. Есин)

25) Благодарность – это, милый мой, то, что тебе не дано перешагнуть. (С. Есин)

 

  1. К каким частям речи относятся выделенные слова?

 

  имя прилагательное
  наречие
  безлично-предикативные слова

 

 


1) Дышалось легко, глубоко, я не слышал своего сердца. (В. Белов)

2) Его заявление вполне ответственно.

3) В комнате было совсем темно и казалось холоднее, чем на улице. (Ю. Казаков)

4) Это решение интересно и оригинально.

5) …ему было приятно и покойно думать, что на работе все хорошо и его любят. (Ю. Казаков)

6) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно. (Ю. Казаков)

7) Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят. (Е. Носов)

8) Хорошо видна накатанная зимняя дорога. (И. Соколов – Микитов)

9) Пространство между домами и лесом было пусто.

10) – Ты не сердись, - она тронула за рукав. – Но смешно, честное слово, смешно. (В. Распутин)

11) Прикосновение ее рук было легко и не причиняло боли.

12) Сегодня вышла новая картина. Интересно, о чем она? (В. Алексеев)

13) … хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами, когда поезд тронулся. (Ю. Казаков)

14) Лицо ее в этот момент было очень хорошо.

15) Он… вдруг подумал, как она красива и как хорошо одета. (Ю. Казаков)

16) Игорь советует мне вырвать отросток… Странно это – держать на ладони дерево с корнем. (Ф. Абрамов)

17) Это было невероятно.

18) Все выше поднимается солнце. (И. Соколов-Микитов)

19) …еще ближе и безжалостней подступила правда: ничего не выдумала, все так и есть. (В. Распутин)

20) В его расчетах все правильно.

21) Но молчание отца было для Генки куда страшней причитаний мамы. (В. Алексеев)

22) Тяжко бухают сползающие с крыши снежные глыбы. (В. Белов)

23) А у Пелагеи и того важнее была причина торопиться: Дуняшке идут пальто покупать. (Е. Носов)

24) На дворе зима. Утро тихо и морозно.

25) Отец показывает фокус. Движение его рук медленно, оно завораживает нас.

  1. К каким словоизменительным классам относятся следующие глаголы?

 

  1-й продуктивный   4-й продуктивный
  2-й продуктивный   5-й продуктивный
  3-й продуктивный   непродуктивные

 

1) стукнуть 2) помиловать 3) наклоняться 4) поздравить 5) обмелеть 6) вздохнуть 7) сказать 8) копировать 9) возвращаться 10) веселиться 11) гаснуть 12) вылететь 13) потемнеть 14) улыбаться 15) спугнуть 16) создавать 17) велеть 18) побледнеть 19) выдвинуть 20) развиваться 21) киснуть 22) молоть 23) прикрепить 24) обидеть 25) желтеть  

 

  1. Определите отношение данных глаголов к видовой корреляции.

 

  Имеющие видовую пару
  Двувидовые
  Одновидовые

 

1) Плыть 2) Стартовать 3) Мчаться 4) Сочетать 5) Уяснить 6) Обобщить 7) Мечтать 8) Экранизировать 9) Спешить 10) Курсировать 11) Условиться 12) Премировать 13) Избежать 14) Финишировать 15) Прогрессировать 16) Нести 17) Фантазировать 18) Внедрить 19) Тренироваться 20) Финансировать 21) Разговаривать 22) Ускорить 23) Хохотать 24) Перевоспитать 25) Дружить  
  1. Назовите способы образования видовых пар от следующих глаголов. (В случае затруднения справьтесь в толковом словаре.)

 

  Суффиксальный  
  Префиксальный  
  Изменение места ударения  
  Супплетивизм  
  Суффиксальный с чередованиями  
1) Брать 2) Пересыпать 3) Наклеить 4) Предупредить 5) Грузить 6) Садиться 7) Оградить 8) Нарезать 9) Проделать 10) Спросить 11) Вместить 12) Ловить 13) Просить 14) Добиться 15) Ложиться 16) Допустить 17) Становиться 18) Пробовать 19) Говорить 20) Доделать 21) Обратиться 22) Искать 23) Сократить 24) Класть 25) варить
  1. К какой группе относятся приведенные глаголы?

 

  Переходные
  Непереходные

 

  1. дорожить
  2. внедрить
  3. дублировать
  4. нарезать
  5. владеть
  6. наступать
  7. позвонить
  8. командовать
  9. кусать
  10. тренировать
  11. истощить
  12. греметь
  13. действовать
  14. монтировать
  15. произойти
  16. поместить
  17. дослушать
  18. мстить
  19. висеть
  20. дуть
  21. велеть
  22. вить
  23. опустить
  24. грубить
  25. дразнить

 

 

  1. Какие из следующих глаголов имеют особенности в образовании личных форм? Отнесите их к одной из трех групп.

 

  Изобилующие
  Недостаточные
  Без особенностей

 

  1. преодолеть
  2. мерцать
  3. изучить
  4. зеленеть
  5. внимать
  6. щипать
  7. расти
  8. ржаветь
  9. объяснять
  10. греть
  11. колыхать
  12. сбежаться
  13. мяукать
  14. убедить
  15. дружить
  16. приглашать
  17. праздновать
  18. брызгать
  19. мастерить
  20. туманиться
  21. переводить
  22. двигать
  23. помогать
  24. общипать
  25. переезжать

 

  1. Определите спряжение приведенных глаголов.

 

  1-е спряжение
  2-е спряжение
  разноспрягаемые
  особоспрягаемые

 

1. создать 2. выбежать 3. демонстрировать 4. добиться 5. беспокоить 6. продать 7. хотеть 8. сбежать 9. подтаять 10. стлать 11. чтить 12. заклеить 13. обеспечить 14. наколоть 15. надоесть 16. пробежать 17. подточить 18. сосредоточить 19. выдать 20. предоставлять 21. разбежаться 22. насытиться 23. укреплять 24. освоить 25. предстоять  
  1. Определите семантику выделенных безлично-предикативных слов.
  состояние человека
  состояние природы, среды
  модальное значение возможности, долженствования
  значение оценки

 

 


1) Надо четко осознавать: многие беды в обращении с природой – следствие нашей неграмотности, неведения, бескультурья. (Из газеты)

2) Душно, должно быть, ночью будет гроза. (А. Чехов)

3) В доме, к немалому моему удивлению, было тихо. (Ф. Абрамов)

4) В самом деле, уже пора начинать. Надо идти звать всех. (А. Чехов)

5) И мне некогда, мне нужно завтра рано вставать, у меня сенокос. (А. Чехов)

6) Я одинок, не согреет ничьей привязанностью, мне холодно, как в подземелье… (А. Чехов)

7) Она сразу увидела: пусто возле куста, нету Павла. (Ф. Абрамов)

8) Хорошо из нынешней лесной купели да прямо на горячий полок. (Ф. Абрамов)

9) Теперь можно и в путь. (А. Чехов)

10) В осеннем саду пусто.

11) Видно, на море не тихо. (А. Пушкин)

12) Ей уже досадно, что вот на этой маленькой сцене будет иметь успех Заречная, а не она. (А. Чехов)

13) А мне грустно, что они уехали. (А. Чехов)

14) Пора! Ударил отправленье вокзал, огнями залитой. (А. Твардовский)

15) Фрося пробудилась; еще светло на свете, надо было вставать жить. (А. Платонов)

16) Мне стало жаль моей поездки. (А.С. Пушкин)

17) Надо будет его содержать. (А. Островский)

18) Надо будет и ему дать какую-нибудь часть. (А. Островский)

19) Дороги уже почти не было видно. (Л.Н. Толстой)

20) – Все теплее тебе будет, дурачок, - говорил он, надевая на лошадь сверх веретья седелку и шлею. (Л.Н. Толстой)

21) Ей было очень приятно видеть своего хозяина. (А.П. Чехов)

22) – Когда же ему будет больно и стыдно за себя, ты пламенно обласкай его – и он возродится. (М. Горький)

23) Мне делается невыносимо тоскливо. (А. П. Чехов)

24) В гостиной было шумно и беспорядочно, как всегда бывает перед общим отъездом. (А. И. Куприн)

25) Идти домой Ромашову не хотелось – там было жутко и скучно. (А.И. Куприн)

 

  1. Незнаменательные слова являются:

полнозначными частями речи;

самостоятельными частями речи;

неполнозначными частями речи.

  1. Незнаменательные слова обладают категориальным значением.

Незнаменательные слова не обладают категориальным значением.

  1. Незнаменательные слова имеют грамматические формы.
  2. Незнаменательные слова не имеют грамматических форм.
  3. Для незнаменательных слов характерны:

семантическая самостоятельность;

синтаксическая самостоятельность;

категориальные значения;

грамматические формы.

31. Незнаменательные слова классифицируются по признаку установления синтаксических отношений:

между знаменательными словами;

между предложениями;

между элементами предложений.

  1. Незнаменательные слова делятся на:

предлоги, союзы, частицы, модальные слова;

предлоги, союзы, частицы, междометия;

предлоги, союзы, частицы.

  1. К служебным словам относятся:

междометия, союзы, частицы, модальные слова;

частицы, союзы, незнаменательные слова;

предлоги, союзы, частицы;

союзные слова, модальные слова, междометия.

  1. Служебные слова могут быть:

производными;

непроизводными.

  1. Первообразные служебные слова являются:

мотивированными;

немотивированными.

  1. Слова в течение, в соответствии являются:

первообразными;

мотивированными;

непроизводными;

производными.

  1. Слова кроме, в, до, и, но являются:

мотивированными;

производными;

первообразными.

  1. Предлоги выражают:

связь между существительным и другими словами;

синтаксические отношения между существительным и другими словами;

подчинение одного знаменательного слова другому;

различные отношения между зависимыми и главными компонентами словосочетания.

  1. Предлоги классифицируются:

по характеру выражаемых отношений;

по строению;

по образованию.

  1. По характеру выражаемых отношений предлоги бывают:

пространственные;

временные;

объектные;

целевые;

причинные;

сравнительные;

разделительные;

образа действия;

определительные;

уступительные;

следствия.

  1. Предлоги – это:

многозначные слова;

однозначные слова.

  1. Многозначность предлога связана с:

непроизводностью;

производностью.

  1. По структуре предлоги бывают:

простыми;

составными;

двойными.

  1. Производные предлоги бывают:

отглагольными;

отыменными;

наречными.

  1. Предлог внутри:

отыменный;

наречный.

  1. Предлог благодаря:

отыменный;

наречный;

глагольный.

  1. Предлог на:

однозначный;

многозначный.

  1. Смысловая частица именно в предложении Именно здесь был поворот (В. Саф.):

определительная;

усилительная;

выделительная.

  1. К какой части речи относится слово как в предложении Как быть?

частица;

наречие;

местоимение.

  1. К какой части речи относятся слова лишь только в предложении Одно лишь только худо – зубов у белки нет? (И. Кр.)

союз;

частица.

  1. Отглагольная частица бывало в предложении Выйдет бывало ночью в степь Лойко… (М. Г.)

словообразующая;

формообразующая;

эмоционально-экспрессивная.

  1. Разряды частиц по функции:

модальные;

смысловые;

формообразующие;

отрицательные;

вопросительные;

эмоционально-экспрессивные.

  1. Морфологические свойства частиц:

изменяемость;

неизменяемость;

наличие морфологических категорий.

  1. К группе каких частиц относится частица ну и в предложении Ну и погода!:

модальные;

эмоционально-экспрессивные.

смысловые.

  1. Категориальное значение союза:

выражение синтаксических отношений;

средство связи однородных членов;

создание синтаксического единства.

  1. Сочинительный союз имеет:

одно значение;

два значения;

много значений.

  1. Подчинительный союз может быть:

однозначным;

многозначным.

  1. Подчинительные союзы бывают:

синтаксические;

функциональные;

грамматические.

  1. Сочинительные союзы бывают:

соединительные;

противительные;

сравнительные;

градационные;

разделительные;

изъяснительные;

пояснительные;

условия;

присоединительные.

  1. Выделенное слово в предложении Да, в первые минуты показалось, что всё было так, как было прежде, когда-то (В. Кочет.) является:

местоимением;

частицей;

союзом;

союзным словом.

  1. Модальные слова являются:

служебными;

знаменательными.

  1. Модальные слова по происхождению соотносятся с:

глаголами;

местоимениями;

категорией состояния;

наречием;

кратким прилагательным.

  1. Выделенное слово в предложении Казалось, что материал требует известного безразличия к форме, но это только казалось так (А. Твард.):

категорией состояния;

модальным словом;

глаголом.

  1. Выделенное слово в предложении Осень приходила к нам светлая и тихая, так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням (И. Куприн) является:

глаголом;

категорией состояния;

модальным словом.

  1. Какая морфологическая характеристика является неверной?

Вдруг направо от дороги, над виднеющейся издали стеной глухого смешанного леса, появился огромный сноп огненных искр. Тотчас же показались языки пламени. Сомнения не было: горел лес. Вскоре до туристов, расположившихся невдалеке от деревни, дошёл и запах удушливой гари. Увидев багряное зарево, люди, не сговариваясь, бросились на спасение лесного богатства.

1) в тексте 6 наречий 3) в тексте 4 причастия

2) в тексте 2 деепричастия 4) в тексте 6 глаголов

 

66. В каких примерах допущена ошибка в определении морфологических признаков слова?

1) просматривающий – действительное причастие настоящего времени

2) решённый – отглагольное прилагательное

3) нарочно – наречие цели

4) крикнув – деепричастие несовершенного вида

5) сгорбившись – действительное причастие

6) что-нибудь – неопределённое наречие

7) вымытый – страдательное причастие

8) вдоволь – наречие меры и степени

9) лишён – краткое причастие

10) с разбегу – наречие

 

67. В каком ряду все слова являются причастиями?

1) испёкши, раскидистый, перепрыгнувший, сбежав

2) затемнена, гонимый, нагретая, назначено

3) держащий, мытый, решён, увлекая

4) посаженный, побывав, позволено, несерьёзно

5) проданный, взглянув, нехотя, выполнен

 

68. Соотнесите данные части речи с соответствующими им суффиксами:

1) страдательные причастия А) -а, -о, -и, -ых

2) действительные причастия Б) -вш-, -ш-, -ущ-, -ющ-

3) деепричастия В) -ем-, -им-, -нн-, -т-

4) наречия Г) -вши, -в, -а, -я

 

69. В каких случаях не следует писать раздельно?

1) (не)построив 6) (не)годуя

2) (не)скоро 7) (не)когда присесть

3) ещё (не)вспаханное поле 8) (не)взирая на лица

4) (не)зачем спорить 9) (не)задумываясь

5) (не)засеяно 10)(не)медленно

 

70. В каких случаях в причастиях и наречиях пишется -нн-?

1) застеклё..ая веранда 6) ошибка исправле..а

2) Кваше..ая капуста 7) избалова..ый ребёнок

3) мужестве..о сражались 8) медле..о движется

4) печё..й в костре 9) отвечает пута..о

5) организова..а комиссия 10) мороже..ые ягоды

 

71. В каких примерах выделенные слова являются наречиями?

1) Его слово просто и в то же самое время мощно и несокрушимо.

2) Он был хорош собой, держался просто.

3) Старый пень можно было разломать просто руками.

4) От этого луча солнца всё вокруг посветлело.

5) Сторож ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку.

6) Утром так сладко спится.

7) Любуюсь каждым весенним утром.

8) Я вспомнил, как четыре года назад уходил на фронт.

9) Не важно – где я странствовал и как добывал средства на жизнь.

10)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 977; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.356 с.)