Схема анализа сложноподчиненного предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема анализа сложноподчиненного предложения



1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи предикативных частей и их количеству.

2. Тип сложноподчиненного предложения по структуре: нерасчлененной структуры; расчлененной структуры. Для сложноподчиненных предложений нерасчлененной и расчлененной структуры указать подгруппу.

3. Основные средства связи главной части и придаточной части: а) подчинительный союз:

  • по структуре (простой / сложный);
  • семантический или синтаксический;
  • стилевая характеристика союза (нейтральный или принадлежащий к определенному стилю);

б) союзное слово:

  • принадлежность к той или иной части речи;
  • синтаксическая функция;
  • соотнесенность семантики союзного слова с семантикой распространяемого существительного (для предложений нерасчлененной структуры);

в) опорное слово: (для предложений нерасчлененной структуры); 4) Дополнительные средства связи:

  • позиция придаточной части (препозиция, интерпозиция, постпозиция);
  • фиксированность / нефиксированность позиции;
  • гибкость / негибкость структуры.

5) Синтаксическое (грамматическое значение) придаточной части. 6) Коммуникативная структура предложения (тема-рематическое членение предложения).

7) Функциональный тип предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное, повествовательно-вопросительное предложение).

8) Тип предложения по эмоциональной окрашенности (восклицательное / невосклицательное).

9) Структурная схема сложноподчиненного предложения. 10) Характеристика каждой из предикативных частей по схеме синтаксического разбора простого предложения.

11) Пунктуационный анализ при условии, если в предложении есть трудные случаи расстановки знаков препинания.

Задание 3. Перепишите предложения, расставив недостающие знаки препинания; объясните наличие или отсутствие запятой на стыке подчинительных союзов. 1. Я стал наконец надеяться, что, когда Гез очнется – если только он сможет очнуться – я сумею заставить его искупить дикую выходку, в которой он едва ли не раскаивается уже теперь (Грин). 2. Я думаю, что, если бы мне дать одну тысячную часть этих загубленных денег, я построил бы дом и основал неплохое хозяйство (Грин). 3. Я спал долго, потому что, когда проснулся, была уже ночь (Гарш.). 4. Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Кор.). 5. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух (М. Г.). 6. Каждый из нас понимает, что, где бы человек ни сражался за свободу, он сражается за неё и для нас (Пауст.).

Задание 4. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания. Найдите сложноподчиненные предложения. Дайте их полную характеристику. В сложноподчиненных предложениях укажите соотносительные слова и определите, какими членами они являются. Во всех ли случаях соотносительные слова конструктивно необходимы? Почему?

ЕЩЕ О МЕЛЬНИЦАХ

Уж и не помню сколько раз я писал о мельницах. Что пр…влекательно в этих всюду и…чезнувших механизмах, силой воды и ветра многие сотни лет сн…бжавших людей энергией? Мельницы были (не)от…емлем…й частью п...йзажа в любой стране. Чаще всего они были посредниками между полем и печью – крутили ж…рнова, пр…вращая зерно в муку. В любом месте мельницы были местом, куда люди с…е…жались по важному деревенскому делу. Пока крутились вод…ные колеса и скрипело дерево ветр…ков, обсуждали житейские проблемы и новости, обг…варивались т…кущие дела. По укр…шению пейзажа с церковью мог поспорить только ветряк. А вод…ные мельницы – это радость прудов и речек. Под шум колес купались, ловили рыбу, поили лошадей, тут плавали гуси, утки. Эн…ргетических «мамонтов» повсюду убили пар и потом электричество. Но память о мельницах сохр…нилась в литературе, на множестве ж…вописных полотен, в песнях, воспоминаниях тех, кто помнил предвое…ные годы, когда уже редко, но еще можно было видеть мельничные колеса и крылья ветр…ков на буграх. Писал я об этом, понимая, что (не)возвратно ушла поэзия с природой связа…ной энергетики и не было границ радости, когда в Брянской области нашел я работавшую вод…ную мельницу. Ра...сказывая о человеке-энтузиасте, возродивш…м ее, я помечтал о том, что и в других местах можно было бы, пусть не в хозяйстве…ных целях, но как выразительные, дорогие человеческому сер…цу памятники народного быта во…становить мельницы хотя бы в усадьбах-музеях. И вот первая «поклевка» на удочке мечтаний. Хранитель усадьбы Пушкина в Михайловском Семен Степанович Гейченко прислал письмо, что «как только стает снег, построим ветряк». Я приглашен был в Михайловское, когда мельница уже красовалась над Соротью. И все, кто в Михайловском был, знают, как ож…вила она, «пр…близила к временам Пушкина» …дешний пейзаж.

Потом пришло письмо из Марийской республики. Просили совета в строительстве вод…ной мельницы и, заранее увере…ные в деле, приглашали «к мельнику на блины». Я побывал, конечно, в гостях и написал о водяной мельнице, оказавш…йся крайне нужной в хозяйстве. Вода камень точит. Сегодня уже можно загибать пальцы: вос…танавливается вод…ная мельница в Московском музее «Коломенское», ветр…ная и вод…ная мельницы стро…тся в музее-усадьбе Тютчева, про…ктируется вод…ная мельница для Ясной Поляны, для музея «Бородино» (того самого Бородино!), намеч…но строить мельницу в лермонтовских Тарханах, сооружение, теперь уже вод…ной, мельницы заканчивается в Михайловском.

Напомним: это вовсе не погоня за стари…ной …кзотикой. Во всех назва…ных усадьбах мельницы были, они во…станавливаются как часть стари…ных построек, как «живой, действующий эксп…нат». (В. Песков)

Задание 5. Разделить сложные предложения (многочленные сложные конструкции) на предикативные части; найти предикативные части, связанные союзной подчинительной связью; определить характер подчинительной связи (присловная / детерминантная).

1. Хотя она жила уже около трех недель в городе, я не видел госпожи Луизы близко в лицо, так как она не только не посещала церкви и прогулки, но и на улицу выходила очень редко, скрываясь, как носились слухи, не то от долгов, не то от ревнос ти мужа, оставленного ею в Брюсселе (Кузмин). 2. Благодаря тому что ассистент отозвал профессора, амебы пролежали полтора часа под действием этого луча, и получилось вот что: в то время как в диске вне луча зернистые амебы лежали вяло и беспомощно, в том месте, где пролегал красный заостренный меч, происходили странные явления (Булгаков). 3. Если подъезжать к Градову не по железной дороге, а по грунту, то въедешь в город незаметно: все будут поля, потом пойдут хаты, сделанные из глины, соломы и плетня, потом предстанут храмы, и уже впоследствии откроется площадь (Платонов). 4. Так я стал бывать у дяди Сандро. Возможно, если бы не его рассказы о пережитых приключениях, которые я с удовольствием слушал, мы встречались бы гораздо реже (Искандер). 5. Жить и работать по-настоящему я способен только в России, чтобы умереть за Россию, чтобы мои бренные кости навсегда остались в этой милой сердцу русской земле, то зеленой весною, то заметенной зимними вьюгами (Пикуль). 6. Пашка внимательно следил за Настей и, казалось, не слушал, что ему говорят. Потом сдвинул фуражку на затылок и прищурился. – Посмотрим, кто кого сфотографирует, – сказал он и поправил фуражку. – я этих интеллигентов одной левой делаю (Шукшин). 7. В час, когда Мальвина Эдуардовна, естественно должна была ожидать, что супруг обеспокоит ее выполнением семейных обязанностей, – профессор Ложкин неожиданно закрыл на крючок дверь своего кабинета (Каверин). 8. Я заметил, что с места, на котором он сидел, хорошо просматривалась дорога, а если на ней появлялся, с его точки зрения, подозрительный человек, он загонял корову за большой развесистый куст ежевики, словно нарочно для этой цели выращенный в саду (Искандер). 9. Дом был настолько ветх и дряхл, что звучал во время непогоды, как поющая раковина (Домбровский). 10. На некоторых, теперь уже заброшенных местах религиозного культа, где под видом жертвоприношений ханты в прошлом забивали овец или лошадей, по сей день сохранились остатки остроголовых существ, вырезанных из дерева (журнальн.). 11. Пока что он благополучно доехал до районного города, где предстояло ему взять билет и сесть в поезд (Шукшин). 12. Не откладывай на завтра то, что можно отложить на послезавтра (Визбор). 13. Я достиг такого возраста, в котором мужчина может себя украсить лишь деньгами (Визбор). 14. Если человек не может красиво соврать, то с ним не о чем говорить (Карасик).

Задание 6. Разделить сложные предложения (многочленные сложные конструкции) на предикативные части; найти предикативные части, связанные присловной некоррелятивной связью; определить состав контактной рамки и вид придаточной предикативной части (изъяснительно-объектная / сравнительно-объектная / определительная).

1. Комиссия решила, что технического персонала на рынке республики нет, и по одному доброму совету приняла, что эти работы можно поручить бывшим солдатам-военнопленным, а также сельским самоучкам, которые даже часы могут чинить, а не только насыпь сделать или яму для воды выкопать (Платонов).

2. Иногда из разговоров выяснялось, кем был до революции тот или другой жилец гостиницы, – и почти всегда оказывалось, что он теперь занимал гораздо более выгодное положение, чем прежде (Алданов).

3. Костя, почему ни слова? Я не знаю даже, получили ли Вы мою фотографию, которую послала Вам в последнем письме? (Каверин).

4. Едет Пашка по тракту. Подъезжает он к тому месту, где тракт выходит из гор в Долину Свободы, глядь: впереди стоит какая-то женщина (Шукшин).

5. Из письма видно, что Татищев хорошо представлял, какие укрепления достаточны для охраны уральских заводов (журнальн.).

6. Слышно, как расходятся пары (Домбровский).

7. А тут еще, как на зло, пришло известие, что Кар убежал, оставив войско на произвол судьбы (Домбровский).

8. Кстати, я ни разу не слышал, чтобы эта корова замычала (Искандер).

9. Лучше мелко плавать, чем глубоко тонуть (Карасик).

10. Самонадеянность – одна из форм испуга оказаться ничтожнее, чем ты есть на самом деле (Карасик).

11. Я вышел из дома и увидел старика, который, палкой отбиваясь от со-

бак, входил во двор (Искандер).

12. Раньше мне очень хотелось увидеть рассвет. Нет, не восход солнца – это уже не рассвет, это начало утра. А мне хотелось уловить тот миг, когда отступает ночь, темное небо становится сиреневым, прозрачным, чуть розовым на востоке (Лукьяненко).

13. У обезьян (в том числе и у шимпанзе) гортань, ведущая в дыхательный тракт, расположена гораздо выше, чем у взрослого человека. Поэтому шимпанзе, вероятно, могут свободно дышать в тот момент, когда рот у них до предела заполнен пищей (Панов).

14. – Вы хотите курить, как я вижу? – неожиданно обратился к Бездомному неизвестный, – вы какие предпочитаете? – А у вас разные, что ли, есть? – мрачно спросил поэт, у которого папиросы кончились (Булгаков).

15. – А где ты живешь? – Нигде. – А конкретно? – Извините, – сказала девочка. – Я еще не знаю, что такое «конкретно» (Каверин).

Задание 7. Разделить сложные предложения (многочленные сложные конструкции) на предикативные части; найти предикативные части, связанные присловной коррелятивной связью; определить состав контактной рамки, тип коррелятивной связи (местоименно-союзная / местоименно-соотносительная) и вид придаточной предикативной части (для местоименно-союзного типа связи – меры, степени, образа действия; для местоименно-соотносительного типа связи – подлежащная, сказуемная, дополнительная, определительная, обстоятельственная).

1. Из под клена ночного, постояв в стороне, одиночество снова подходило ко мне, начинало сначала, повторяло все то, что уже откричало, превратилось в ничто (Кирсанов). 2. На этом свете ненаглядном нам приходилось ушибаться; мы ошибались так наглядно, что вам легко не ошибаться (Кирсанов). 3. Освободи меня от жизни с тревогой, ревностью, тоской и все, что с нами было, – изничтожай безжалостной рукой, ни мнимой жалостью не трогай, ни видимостью теплоты, – открыто стань такой жестокой, какой бываешь втайне ты (Кирсанов). 4. Агент разведки говорил таким тоном, точно предлагал нечто самое обыкновенное и само собой разумеющееся: ему действительно и в голову не приходили колебания его собеседника (Алданов). 5. Утихли истерические женские крики, отсверлили свистки милиции, две санитарные машины увезли: одна – обезглавленное тело и отрезанную голову в морг, другая – раненную осколками стекла красавицу вожатую, дворники в белых фартуках убрали осколки стекол и засыпали песком кровавые лужи, а Иван Николаевич как упал на скамейку, не добежав до турникета, так и остался на ней (Булгаков). 6. Взял март у апреля два дня и нагнал такую погоду, что по нужде не выйдешь из-под крыши, а не то чтобы стадо вывести (Искандер). 7. Не все можно приобрести за деньги, особенно то, что потеряно в погоне за ними (Карасик). 8. Я посмотрел на него сбоку, подумал о том, кто это, но, так ничего и не вспомнив, засунул бандероль в портфель и повернулся к двери (Домбровский). 9. Это случилось за два часа до рассвета, в то проклятое время, когда безраздельно властвует легкокрылый Сон-Гипнос, сын многозвездной Нюкты; и часовые семивратных Фив клюют носами, всякий раз вздрагивая и озираясь по сторонам, – а Гипнос неслышно смеется и брызжет маковым нас тоем из сложенных чашечкой ладоней в лицо нерадивым караульщикам (Олди). 10. Когда в драке ему расшибали нос, он нарочно расковыривал его еще больше и орал без слез, но так громко, что все испытывали неприятное ощущение, морщились и затыкали уши (Андреев). 11. Человек этот подъезжал к издательству в дрожках и, мало, в сущности, разговаривая, а больше оттирая плечом тех, что были помоложе, пролезал прямо к кассе (Каверин).

Задание 8. Найти предикативные части сложноподчиненных предложений (многочленных сложных конструкций), связанные детерминантной связью; определить типы придаточных.

1. Когда я ему рассказал об убийстве президента Кеннеди и о том, что убийцу нашли, он спокойно меня выслушал и, обращаясь ко мне, как бы давая мне дружеский совет, сказал: – Если ты собираешься убить человека, ты должен это сделать так, чтобы тебя не нашли… А так убить каждый дурак сможет (Искандер). 2. Великий И. Кант говорил, что человек должен рассматриваться как Цель, а не как средство для достижения цели! Но человек часто использует самого себя как средство для достижения собственной цели, чем и подает повод другим использовать его так же (Карасик). 3. Я хотела заехать к Вам после Ваших экзаменов, но получила письмо от тети, которая едет из действующей армии в отпуск. Я должна ее увидеть, потому что не хочу обижать моих домашних, которых не видела уже два года (Каверин). 4. Юнец был для него загадкой, а он не любил загадок, когда они касались его подчиненных (Домбровский). 5. Алкид кричал как жрец над жертвой, распростертой на алтаре; Ификл – как жертва под ножом. А потом пальцы Алкида с недетской силой вцепились в щенка, вознеся его вверх и тут же ударив спиной оземь, и еще раз, и еще… – Отдай! Ку-утя!.. Едва ли с меньшей силой схватил Ификл брата за руки, и оба мальчика рухнули на крепость из мокрого песка, барахтаясь в грязи, подмяв под себя еле слышно скулившего щенка, – и когда подбежавшие няньки растащили детей в разные стороны, то не одной из них пришлось задуматься: какой же мощью обладает юный сын Зевса, если три взрослые женщины еле смогли удержать его, ребенка трех с половиной лет? (Олди). 6. Долгую зиму Пармен слушал по ночам волчий протяженный вой, пока не подошла весна, принесшая с собой жизнь для всей природы (Андреев). 7. Когда стали допрашивать, кто стрелял, она сказала, что стреляла она, несмотря на то, что никогда не держала в руке револьвера и паука не убьет (Л. Толстой). 8. Дом Амфитриона также не был обойден вниманием раздраженного Гелиоса – что совершенно неудивительно, ибо даже великие герои страдают от жары подобно последним рабам, и это наводит на неутешительные мысли о всеобщем равенстве (Олди). 9. Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не отказывала бы другим, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам. Хутор поговорил бы и перестал. Но они жили, почти не таясь, вязало их что-то большое, не похожее на короткую связь, и поэтому в хуторе решили, что это преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице: придет Степан – узелок развяжет (Шолохов). 8. Она была в светло-желтом платье, лежавшем ровным кругом на земле, точно она сперва покружилась, а потом села, как это сделала бы девочка, впервые надевшая длинное платье (Каверин). 9. По совести говоря, он не знал, что ему делать со своей наукой, он сторожил ее, как солдат, который тридцать лет сторожил дорогу по приказу императора Павла… Нет, хуже того, он сторожил ее, как собака сено (Каверин). 10. Надо полагать, что Ершов сошел с ума от одиночества. Он, кажется, не женился для того, чтобы стать великим ученым (Каверин). 11. Его друзья были когда-то отучены от него Мальвиной Эдуардовной, и этого он в глубине души не мог простить ей, хотя никогда не говорил об этом ни слова (Каверин). 12. Итак, во мне поселился Внутренний Голос. Или, как он сам себя называл, Ангел-Хранитель (Громов).

Задание 9. Назвать критерии разграничения союзов и союзных слов. Определить, в каких предложениях слова: что, когда, как – являются союзами, а в каких – союзными словами.

1. И вот в тот год, когда людям наконец, огромному большинству их, окончательно вбили в голову, что самый надежный и неподкупный гарант мира – война, тогда и начали расти, как поганки из навоза, сенсационные процессы о невероятных убийствах, малолетние бандиты, школьники с ножами, девочки, пустившиеся во все тяжкие, шпионы и изменники, слухи о том, наконец, что враги нации всюду и везде, что ими могут быть даже наши жены или наши друзья – люди, садящиеся ежедневно за один с тол с нами (Домбровский). 2. Когда профессор приблизил свой гениальный глаз к окуляру, он впервые в жизни обратил внимание на то, что в разноцветном завитке особенно ярко и жирно выделяется один луч (Булгаков). 3. Где-то у Вундта, что ли, я читал, что когда полчища муравьев встречают по дороге ручей, то первые ряды бросаются в него и застилают своими телами, а остальные проходят по их трупам и идут дальше (Домбровский). 4. Шмаков исчитал все дело и нашел, что это дело можно решить трояко, о чем и написал особую докладную записку начальнику учреждения, не предрешая вопроса, а ставя его на усмотрение вышестоящих инстанций (Платонов). 5. У него болела совесть, а когда скрылась Вера, ему стало казаться, что он потерял что-то очень дорогое, близкое, что уже не найти ему (Чехов). 6. Почти каждый день Штааль слышал в столовой разговоры о том, как разные лица на поставках, на скупке конфискованных имуществ, на спекуляции нажили сотни тысяч или даже миллионы (Алданов). 7. Он вспоминал брата, который играл длинными зимними вечерами, когда снег заметал все дороги к имению, и завывающе, страшно гудел в водосточных трубах ветер, и казалось, что где-то совсем рядом на голубом снегу замерли волки с длинными жёлтыми клыками, поджидая добычу – маленькую девочку в деревянных башмаках с загнутыми носками (Семенов). 8. Поэт бросился бежать к турникету, как только услыхал первый вопль, и видел, как голова под-

скакивала на мостовой. От этого он до того обезумел, что, упавши на скамью, укусил себя за руку до крови. Про сумасшедшего немца он, конечно забыл и старался понять только одно, как это может быть, что вот только что он говорил с Берлиозом, а через минуту – голова… (Булгаков). 9) Изумленная тетушка из окна увидела, как Федяшев верхом проскакал по дороге и скрылся в пелене начавшегося дождя (Горин). 10. Летчик вышел наружу, и было слышно, как он шумно чистит зубы, обливается холодной водой, крякая, фыркая на весь лес (Полевой). 11. Я с жадностью читаю Тургенева и удивляюсь, как у него все понятно, просто и по-осеннему прозрачно (Горький). 12. После чая, когда, по моему расчету, охота на уток должна была кончиться, я спустился на мельницу (Пришвин). 13. Откуда нам знать, что такое волна? (Гребенщиков). 14. Дорогой мой, если бы ты знал, как мне необходимо увидеть тебя, посоветоваться, поделиться своим горем – да, горем (Каверин). 15. Когда девочки успевают научиться шить, мыть и прибирать, неизвестно (Каверин). 16. Я знаю, что ничего не знаю и знать не хочу (Карасик).

Задания для самостоятельной работы

1.Дайте определение сложноподчиненного предложения. Назовите дифференциальные признаки сложноподчиненного предложения (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой). – С. 520-522.

2. Чем отличаются средства связи предикативных частей в сложносочиненном и сложноподчинённом предложениях? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 522-525; Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка. М., 2003. – С. 297-302).

3. Какой основной признак учитывает структурно-семантическая классификация сложноподчиненных предложений?

4. Чем отличаются сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной структуры? Составьте краткий конспект темы: «Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры», «Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры». Подберите из газетных и художественных текстов примеры каждого вида сложноподчиненных предложений.

5. Составьте конспект параграфа «Коммуникативная и функциональная организация сложноподчинённых предложений (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 554-557).

6. Назовите две основные группы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными. Составьте сами или подберите из художественных произведений сложноподчинённого предложения по данным ниже схемам. Назовите вид подчинения.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие предложения называются СПП?

2. Какие СПП относятся к предложениям нерасчлененной структуры?

3. Какие СПП относятся к предложениям расчлененной структуры?

4. Какие средства связи имеются в СПП?

5. Чем союзы отличаются от союзных слов?

 

ТЕМА. Бессоюзное сложное предложение (2 часа)

 

Цель: изучение структурных и семантических типов бессоюзных предложений; синонимии бессоюзных и союзных предложений; закрепление правил расстановки знаков препинания.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы дифференциальные признаки БСП однородного и неоднородного состава?

2. Что используется в качестве средств связи в БСП?

3. Каково общее синтаксическое значение БСП?

4. Как можно проанализировать соотнесенность / несоотнесенность БСП с другими типами сложных предложений?

5. Какие вам известны функциональные типы БСП?

 

Типы практических заданий

Задание 1. Прочитайте текст. Охарактеризуйте все имеющиеся в тексте бессоюзные сложные предложения по данной ниже схеме. Подберите к этим предложениям синонимичные сложноподчиненные или сложносочиненные.

В УПРЯЖКЕ ЖИЗНИ

Но отчего ж так немного животных удалось одомашнить? Дело не в лености человека – в подобных делах люди неутомимы. Одомашнивались и приживались на службе у человека те животные, которые, во-первых, хорошо переносят неволю. Сразу же скажем: таких животных немало. Главное, чтобы они во многих других отношениях были подходящими для службы, имели, можно так сказать, многоцелевое назначение. Человек, например, рано понял, сколь большое значение как пищевой продукт имеет молоко. Млекопитающих животных много, но лишь корова оказалась наиболее подходящим объектом для одомашнивания: дает молока много, довольно просто обеспечить ее кормами, кроме того, корова – это еще и мясо, и тягловый скот (волы). Коровы устойчивы к болезням, долго живут, почти ежегодно приносят телят, спокойны в жизни рядом с людьми. «Конкурс» корова выигрывала по множеству показателей и потому распространилась по всему свету. «В коровах наша сила!» – говорят в некоторых племенах Африки. В Индии корову считают священной, в российской деревне ее называют кормилицей – молоко, творог, масло, мясо.

То же самое о лошади. Оседлав лошадь, человек на долгое время решил транспортные проблемы, нашел верного работника на пашне, сильное существо в перевозке тяжестей, обзавелся помощником быстроногим (при необходимости всадник может проскакать 300 километров в день!). Лошадь была самым верным союзником людей на войне, позволяла передвигаться на огромные расстояния. В Америке, не знавшей лошадей, конкистадоры малым числом покоряли аборигенов благодаря лошади – коня и всадника индейцы поначалу считали одним существом, приводившим их в ужас. (Но до тех пор, пока сами лошадью не завладели, став наездниками более искусными, чем пришельцы из Старого Света.) Не забудем: для многих степных народов лошадь была также источником мяса, из молока кобылиц готовят поныне целебный кумыс. Конкурировать в равнинной зоне с лошадью было некому. (По В. Пескову)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.034 с.)