Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция «Главные члены предложения»

Поиск

Цель лекции: дать общее понятие главных членов предложения, охарактеризовать их структурно-семантические признаки, остановиться на практических трудностях при характеристике главных членов предложения.

План

1. Общее понятие главных членов предложения, их структурно-семантическая характеристика.

2. Подлежащее, семантика подлежащего, способы морфологического ыражения.

3. Общее понятие сказуемого. Структурно-семантические признаки.

4. Принципы классификации типов сказуемых. Структурно-семантические типы сказуемого в русском языке:

а) простое глагольное сказуемое: неосложненное и осложненное;

б) непростые сказуемые:

– составное глагольное (СГС);

– составное имененное (СИС);

в) некоторые классификации типов сказуемых. Вопрос о сложном сказуемом (СлСк). Вопрос о простом именном сказуемом.

 

1. Общее понятие главных членов предложения, их структурно-семантическая характеристика

Главные члены образуют грамматическую основу предложения, входят состав структурной схемы. Подлежащее обозначает предмет, а сказуемое аключает в себе характеристику этого предмета.

В литературе не раз ставился вопрос, что важнее в предложении – подежащее или сказуемое? По этому вопросу существует три точки зрения:

1. Важнее сказуемое, так как именно сказуемое является тем компонентом предложения, в котором формируется предикативность предложения; кроме того, сказуемое выполняет строевую роль в предложении.

2. Ведущая роль принадлежит подлежащему, так как оно выражено единственным в русском языке независимым именительным падежом.

3. Существует известное равноправие между подлежащим и сказуемым. С. Г. Ильенко утверждает, что спорить о том, что важнее в предложении, подлежащее или сказуемое, это все равно, если спорить о том, что важнее в дроби: числитель или знаменатель. Надо помнить, что связь между подлежащим и сказуемым – это связь особого рода, координация или сопряжение. В грамматическом отношении они равноценны, но по сложности решаемых задач в грамматическом смысле подлежащее выглядит компонентом более простым.

2. Подлежащее, семантика подлежащего, способы морфологического выражения

Подлежащее – это главный член предложения, грамматически независимый, обзначающий предмет, признак которого обычно раскрывается сказуемым. Здесь термин предмет употребляется в широком смысле слова. Категориальная семантика подлежащего включает следующие основные значения:

1) значение активного деятеля (лица или предмета). Н-р, Незримо за лесом поет и бродит осень.

2) значение носителя признака. Н-р, Безграничны сокровища русского языка.

3) значение лица или предмета, находящегося в каком-либо состоянии. Н-р, Павел был в чрезвычайном волнении и т.д.

Универсальный вопрос «о чем или о ком говорится в предложении?» должен корректироваться вопросами именительного падежа – кто? что?

Подлежащее – это один из структурно-семантических компонентов предложения.

Й. Структурные признаки подлежащего:

1) входит в структурную схему предложения;

2) выражается чаще именительным падежом существительного или местоимения-существительного;

3) является структурно независимым словом, находится в предикативных отношениях со сказуемым;

4) чаще препозитивно по отношению к сказуемому.

ЙЙ. Семантические признаки подлежащего:

1) обозначает чаще предмет речи;

2) имеет чаще значение деятеля или носителя признака;

3) коммуникативная нагрузка возможна с различного рода коннотациями (дополнительными смыслами).

Способы выражения подлежащего:

Подлежащее характеризуется в ориентации на способ морфологического выражения. Подлежащее может быть выражено словом, цельным словосочетанием, фразеологизмом, предикативной единицей (составить таблицу по вузовским учебникам «Способы морфологического выражения подлежащего» к практическому занятию).

3. Общее понятие сказуемого. Структурно-семантические признаки

Теоретически не всегда легко осмыслить известные классификации типов сказуемых, а наша ассоциативная установка на то, что простое сказуемое выражается одним словом, а составное – двумя словами, на практике часто не получает подтверждение.

Н-р, Я буду солнце лить свое (М.) (простое глагольное сказуемое).

Всякий труд важен (составное именное сказуемое), ибо облагораживает (простое глагольное сказуемое) человека (Л.Т.)

Сказуемое, как любой другой член предложения, является его структурно-семантическим компонентом, т.е. обладает определенным набором структурных и семантических признаков:

Й. Структурные признаки сказуемого:

1. Входит в структурную схему предложения (в грамматическую основу, предикативную основу);

2. Всегда содержит глагол как основное средство выражения предикативности предложения;

3. Чаще постпозитивно по отношению к подлежащему;

4. Находится в предикативной связи с подлежащим.

ЙЙ. Семантические признаки сказуемого:

1. Выражает модально-временное значение;

2. Обозначает предикат суждения;

3. В условиях коммуникации предикативный признак может приобретать значения:

– действия активного деятеля. Н-р, Кирилл Петрович громко засмеялся (Пушк.).

– собственно признака лица или предмета. Н-р, Рассказ казался мне бездарным (Пауст.).

– состояние лица или предмета. Н-р, Спит земля в сиянье голубом (Лерм.).

– реляционные отношения между лицами или предметами. Н-р, Правда светлее солнца (посл.) и т.д.

В широком смысле сказуемое "обозначает предикативный признак предмета речи/мысли". В речевой действительности это значение признака может дифференцироваться как обозначение действия, состояния, свойства, качества, принадлежности и т.д., оформляемое в временном и модальном плане. Учет разнообразия способов передачи характера предикативного признака сказуемым и принимается во внимание при его классификации на типы.

5. Принципы классификации сказуемых

Для обозначения действия предмета используются чаще спрягаемые формы глагола, для обозначения собственно признака – существительные, прилагательные. В конечном счете, значение определяет способ выражения сказуемого и его структуру. Не случайно в последнее время семантический критерий разграничения типов сказуемого постепенно становится в центре внимания лингвистов.

Синтаксическая наука выработала два основных принципа классификации типов сказуемых.

Принципы квалификации типов сказуемых:

1. Способ морфологического выражения (на основе категориального значения)

Как представлен лексико-грамматический комплекс, который представляет собой сказуемое. В первом предложении сказуемое не является одновременно выражает грамматическое и лексическое значение, следовательно данное сказуемое простое. Во втором – глагол-связка выражает грамматическое значение времени, наклонения, а прилагательное готовым как именная часть данного сотавного именного сказуемого выражает его лексическое значение.

На сегодняшний день известны два варианта классификации типов сказуемых: семантический и структурный:

Й. Семантическая классификация типов сказуемых, согласно которой учитывается, что именно говорится о предмете речи: сообщается ли о его действии или о его признаке. Глагольное сказуемое обозначает действие или состояние, составное именное сказуемое – признак в широком смысле: свойство, качество, принадлежность и т. д.

ЙЙ. Структурная классификация типов сказуемых, согласно которой необхоимо учитывать количественный состав сказуемого.

В школе доминирует структурный подход к синтаксическим явлениям, поэтому изучаются простое глагольное сказуемое и составные: составное глагольное составное именное сказуемое.

Школьная классификация типов сказуемых учитывает:

1) способ морфологического выражения сказуемого: различают глагольные и именное сказуемые);

2) как представлен лексико-грамматический комплекс, который предтавляет собой сказуемое (различают простые и составные сказуемые).

Простое глагольное сказуемое: неосложненное и осложненное.

Для школы простые сказуемые бывают только глагольными и чаще выражаются одним словом – личной формой глагола (спрягаемой), которая одновременно является носителем лексического (вещественного) и грамматического значений. Необходимо различать простые глагольные сказуемые неосложненного и осложненного типа.

Синтетические формы простого глагольного неосложненного сказуемого могут быть выражены:

1. Синтетическими личными формами глагола изъявительного наклонения, 3-х времен, в настоящем и будущем времени 3-х лиц, 2-х чисел, в прошедшем времени – 3-х родов и 2-х чисел.

2. Синтетическими формами повелительного наклонения.

3. Инфинитивом.

4. Междометными глагольными формами (н-р, трах, стук, бац, жах и под.)

5. Глагольными фразеологизмами (н-р, вести беседу, устроить прием, произвести впечатление и под.)

Аналитические формы простого глагольного неосложненного сказуемого могут быть выражены:

1. Аналитическими личными формами глагола изъявительного наклонения, будущего времени 3-х лиц, 2-х чисел (н-р, буду жить), прошедшего времени – 3-х родов и 2-х чисел (с частицами бывало, было – н-р, пошел было)

2. Аналитическими личными формами глаголов повелительного наклонения (с частицами: пусть, пускай, да, давай, дай).

3. Аналитическими личными формами глаголов сослагательного наклонения (с частицей бы)

ΙΙ. Простое глагольное сказуемое осложненного типа может быть осложнено:

1. Повтором одного и того же глагола.

Н-р, Пошел, пошел отсюда! (Остр.).

2. Лексически неполноценным глаголом (действие+цель действия).

Н-р, Я пойду (действие) поищу (цель действия) его (Остр.).

3. Инфинитивом того же глагола.

Н-р, [Поглупеть-то я не поглупел] (Остр.).

4. Частицами в препозиции, интерпозиции и постпозиции.

Н-р, И стоит себе лес, улыбается.

Ну и сказал!

Верь не верь теперь.

5. Адвербиализованным однокоренным деепричастием.

Н-р, А дитя-то ревмя ревет целый день (Остр.)

Составные сказуемые.

Выделяются два вида составных сказуемых в зависимости от того, чем выражена основная часть, носитель вещественного значения, – инфинитивом или именем.

1. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Различают следующие виды вспомогательных глаголов по общему значению:

1. Фазовые – начать, продолжит, закончить и др.

2. Модальные – мочь, хотет, жела, думать и др.

3. Эмоциональные – любит, бояться, стремиться и др.

Функцию вспомогательного модального глагола может выполнять гла-

гольный фразеологизм.

2. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ

Различают по общему значению следующие виды глагольных связок:

1. Отвлеченная – быть.

2.Полуотвлеченная – стать, становиться, делаться, называться и др.

3.Знаменательная – работать, летать и др.

Способы выражения именной части составных именных сказуемых разнообразны (самостоятельно).

Функцию именной части составного сказуемого может выполнять именной фразеологизм ЛФГ в из.н., в наст.вр. сущ. пр. мест. сущ.

Н-р, Он был мастер на все руки.

СИС: отвл.гл.св. + ИЧ (фразеологизм)

В) Некоторые классификации типов сказуемых. Вопрос о сложном

сказуемом (СлСк). Вопрос о простом именном сказуемом.

Во многих вузовских учебниках встречаются, помимо терминов протое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именое сказуемое термины смешанное (сложное) сказуемое, простое именное сказуемое.

Сложное сказуемое – это многокомпонентное сказуемое, содержащее минимум три и более значимых для сказуемого компонента (не слова).

Н-р, Решил пойти учиться

Должен прийти на помощь (= должен Ǿ помочь)

Мог бы стать ученым и под.

В последнее время сложное сказуемое – самый употребительный термин (см. в учебниках Л.А.Новиков, Н.С.Валгина, В.В.Бабайцева и др.). П.А.Лекант употребляет термины составное глагольное и составное именное сказуемое осложненного типа. С.Г.Ильенко обращает внимание на вспомогательную часть сказуемого и употребляет термины составное именное трехчленное сказуемое с инфинитивным компонентом (н-р, должна была уехать) и составное глагольное трехчленное сказуемое с именным компонентом (н-р, могла стать актрисой. В школе ориентируются на последний компонент, термин сложное сказуемое не употребляется.

Н-р, Должна была уехать (для школы – составное глагольное сказуемое, так как последнее слово выражено инфинитивом). Могла стать актрисой (для школы -составное именное сказуемое, так как последнее слово выражено именной частью речи, существительным).

Согласно семантической классификации типов сказуемых выделяется простое именное сказуемое (см. учебники Л.А.Новикова, Н.В.Валгиной). Н.С.Валгина утверждает, что с точки зрения семантической классификации типов сказуемых простыми могут быть и глагольные и именные сказуемые. П.А.Лекант, В.В.Бабайцева категорически заявляют – простое сказуемое всегда глагольное.

Литература

1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 1988.

2. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. – СПб., 2001.

3. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. –Ч.2.

4. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.

5. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991.

7. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. – М., 1987. – Ч.3.

8. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1989.

9. Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. – М., 1976.

Контрольные вопросы

1. Определение подлежащего (из вузовских и школьных учебников). Структурно-семантические признаки подлежащего. Способы выражения подлежащего. Когда подлежащее является морфологизованным, когда – неморфологизованным? Спорные вопросы теории подлежащего.

2. Определение сказуемого (из вузовских и школьных учебников). Структурно-семантические признаки сказуемого. Принципы классификации типов сказуемого (знать типы сказуемого, представленные в разных вузовских и школьных учебниках). Способы морфологического выражения простого глагольного сказуемого (неосложненного и осложненного), составного именного сказуемого, составного глагольного сказуемого. Вопрос о сложном сказуемом в русском языке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 3009; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.170 (0.012 с.)