Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция «Главные члены предложения»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель лекции: дать общее понятие главных членов предложения, охарактеризовать их структурно-семантические признаки, остановиться на практических трудностях при характеристике главных членов предложения. План 1. Общее понятие главных членов предложения, их структурно-семантическая характеристика. 2. Подлежащее, семантика подлежащего, способы морфологического ыражения. 3. Общее понятие сказуемого. Структурно-семантические признаки. 4. Принципы классификации типов сказуемых. Структурно-семантические типы сказуемого в русском языке: а) простое глагольное сказуемое: неосложненное и осложненное; б) непростые сказуемые: – составное глагольное (СГС); – составное имененное (СИС); в) некоторые классификации типов сказуемых. Вопрос о сложном сказуемом (СлСк). Вопрос о простом именном сказуемом.
1. Общее понятие главных членов предложения, их структурно-семантическая характеристика Главные члены образуют грамматическую основу предложения, входят состав структурной схемы. Подлежащее обозначает предмет, а сказуемое аключает в себе характеристику этого предмета. В литературе не раз ставился вопрос, что важнее в предложении – подежащее или сказуемое? По этому вопросу существует три точки зрения: 1. Важнее сказуемое, так как именно сказуемое является тем компонентом предложения, в котором формируется предикативность предложения; кроме того, сказуемое выполняет строевую роль в предложении. 2. Ведущая роль принадлежит подлежащему, так как оно выражено единственным в русском языке независимым именительным падежом. 3. Существует известное равноправие между подлежащим и сказуемым. С. Г. Ильенко утверждает, что спорить о том, что важнее в предложении, подлежащее или сказуемое, это все равно, если спорить о том, что важнее в дроби: числитель или знаменатель. Надо помнить, что связь между подлежащим и сказуемым – это связь особого рода, координация или сопряжение. В грамматическом отношении они равноценны, но по сложности решаемых задач в грамматическом смысле подлежащее выглядит компонентом более простым. 2. Подлежащее, семантика подлежащего, способы морфологического выражения Подлежащее – это главный член предложения, грамматически независимый, обзначающий предмет, признак которого обычно раскрывается сказуемым. Здесь термин предмет употребляется в широком смысле слова. Категориальная семантика подлежащего включает следующие основные значения: 1) значение активного деятеля (лица или предмета). Н-р, Незримо за лесом поет и бродит осень. 2) значение носителя признака. Н-р, Безграничны сокровища русского языка. 3) значение лица или предмета, находящегося в каком-либо состоянии. Н-р, Павел был в чрезвычайном волнении и т.д. Универсальный вопрос «о чем или о ком говорится в предложении?» должен корректироваться вопросами именительного падежа – кто? что? Подлежащее – это один из структурно-семантических компонентов предложения. Й. Структурные признаки подлежащего: 1) входит в структурную схему предложения; 2) выражается чаще именительным падежом существительного или местоимения-существительного; 3) является структурно независимым словом, находится в предикативных отношениях со сказуемым; 4) чаще препозитивно по отношению к сказуемому. ЙЙ. Семантические признаки подлежащего: 1) обозначает чаще предмет речи; 2) имеет чаще значение деятеля или носителя признака; 3) коммуникативная нагрузка возможна с различного рода коннотациями (дополнительными смыслами). Способы выражения подлежащего: Подлежащее характеризуется в ориентации на способ морфологического выражения. Подлежащее может быть выражено словом, цельным словосочетанием, фразеологизмом, предикативной единицей (составить таблицу по вузовским учебникам «Способы морфологического выражения подлежащего» к практическому занятию). 3. Общее понятие сказуемого. Структурно-семантические признаки Теоретически не всегда легко осмыслить известные классификации типов сказуемых, а наша ассоциативная установка на то, что простое сказуемое выражается одним словом, а составное – двумя словами, на практике часто не получает подтверждение. Н-р, Я буду солнце лить свое (М.) (простое глагольное сказуемое). Всякий труд важен (составное именное сказуемое), ибо облагораживает (простое глагольное сказуемое) человека (Л.Т.) Сказуемое, как любой другой член предложения, является его структурно-семантическим компонентом, т.е. обладает определенным набором структурных и семантических признаков: Й. Структурные признаки сказуемого: 1. Входит в структурную схему предложения (в грамматическую основу, предикативную основу); 2. Всегда содержит глагол как основное средство выражения предикативности предложения; 3. Чаще постпозитивно по отношению к подлежащему; 4. Находится в предикативной связи с подлежащим. ЙЙ. Семантические признаки сказуемого: 1. Выражает модально-временное значение; 2. Обозначает предикат суждения; 3. В условиях коммуникации предикативный признак может приобретать значения: – действия активного деятеля. Н-р, Кирилл Петрович громко засмеялся (Пушк.). – собственно признака лица или предмета. Н-р, Рассказ казался мне бездарным (Пауст.). – состояние лица или предмета. Н-р, Спит земля в сиянье голубом (Лерм.). – реляционные отношения между лицами или предметами. Н-р, Правда светлее солнца (посл.) и т.д. В широком смысле сказуемое "обозначает предикативный признак предмета речи/мысли". В речевой действительности это значение признака может дифференцироваться как обозначение действия, состояния, свойства, качества, принадлежности и т.д., оформляемое в временном и модальном плане. Учет разнообразия способов передачи характера предикативного признака сказуемым и принимается во внимание при его классификации на типы. 5. Принципы классификации сказуемых Для обозначения действия предмета используются чаще спрягаемые формы глагола, для обозначения собственно признака – существительные, прилагательные. В конечном счете, значение определяет способ выражения сказуемого и его структуру. Не случайно в последнее время семантический критерий разграничения типов сказуемого постепенно становится в центре внимания лингвистов. Синтаксическая наука выработала два основных принципа классификации типов сказуемых. Принципы квалификации типов сказуемых: 1. Способ морфологического выражения (на основе категориального значения) Как представлен лексико-грамматический комплекс, который представляет собой сказуемое. В первом предложении сказуемое не является одновременно выражает грамматическое и лексическое значение, следовательно данное сказуемое простое. Во втором – глагол-связка выражает грамматическое значение времени, наклонения, а прилагательное готовым как именная часть данного сотавного именного сказуемого выражает его лексическое значение. На сегодняшний день известны два варианта классификации типов сказуемых: семантический и структурный: Й. Семантическая классификация типов сказуемых, согласно которой учитывается, что именно говорится о предмете речи: сообщается ли о его действии или о его признаке. Глагольное сказуемое обозначает действие или состояние, составное именное сказуемое – признак в широком смысле: свойство, качество, принадлежность и т. д. ЙЙ. Структурная классификация типов сказуемых, согласно которой необхоимо учитывать количественный состав сказуемого. В школе доминирует структурный подход к синтаксическим явлениям, поэтому изучаются простое глагольное сказуемое и составные: составное глагольное составное именное сказуемое. Школьная классификация типов сказуемых учитывает: 1) способ морфологического выражения сказуемого: различают глагольные и именное сказуемые); 2) как представлен лексико-грамматический комплекс, который предтавляет собой сказуемое (различают простые и составные сказуемые). Простое глагольное сказуемое: неосложненное и осложненное. Для школы простые сказуемые бывают только глагольными и чаще выражаются одним словом – личной формой глагола (спрягаемой), которая одновременно является носителем лексического (вещественного) и грамматического значений. Необходимо различать простые глагольные сказуемые неосложненного и осложненного типа. Синтетические формы простого глагольного неосложненного сказуемого могут быть выражены: 1. Синтетическими личными формами глагола изъявительного наклонения, 3-х времен, в настоящем и будущем времени 3-х лиц, 2-х чисел, в прошедшем времени – 3-х родов и 2-х чисел. 2. Синтетическими формами повелительного наклонения. 3. Инфинитивом. 4. Междометными глагольными формами (н-р, трах, стук, бац, жах и под.) 5. Глагольными фразеологизмами (н-р, вести беседу, устроить прием, произвести впечатление и под.) Аналитические формы простого глагольного неосложненного сказуемого могут быть выражены: 1. Аналитическими личными формами глагола изъявительного наклонения, будущего времени 3-х лиц, 2-х чисел (н-р, буду жить), прошедшего времени – 3-х родов и 2-х чисел (с частицами бывало, было – н-р, пошел было) 2. Аналитическими личными формами глаголов повелительного наклонения (с частицами: пусть, пускай, да, давай, дай). 3. Аналитическими личными формами глаголов сослагательного наклонения (с частицей бы) ΙΙ. Простое глагольное сказуемое осложненного типа может быть осложнено: 1. Повтором одного и того же глагола. Н-р, Пошел, пошел отсюда! (Остр.). 2. Лексически неполноценным глаголом (действие+цель действия). Н-р, Я пойду (действие) поищу (цель действия) его (Остр.). 3. Инфинитивом того же глагола. Н-р, [Поглупеть-то я не поглупел] (Остр.). 4. Частицами в препозиции, интерпозиции и постпозиции. Н-р, И стоит себе лес, улыбается. Ну и сказал! Верь не верь теперь. 5. Адвербиализованным однокоренным деепричастием. Н-р, А дитя-то ревмя ревет целый день (Остр.) Составные сказуемые. Выделяются два вида составных сказуемых в зависимости от того, чем выражена основная часть, носитель вещественного значения, – инфинитивом или именем. 1. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ Различают следующие виды вспомогательных глаголов по общему значению: 1. Фазовые – начать, продолжит, закончить и др. 2. Модальные – мочь, хотет, жела, думать и др. 3. Эмоциональные – любит, бояться, стремиться и др. Функцию вспомогательного модального глагола может выполнять гла- гольный фразеологизм. 2. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ Различают по общему значению следующие виды глагольных связок: 1. Отвлеченная – быть. 2.Полуотвлеченная – стать, становиться, делаться, называться и др. 3.Знаменательная – работать, летать и др. Способы выражения именной части составных именных сказуемых разнообразны (самостоятельно). Функцию именной части составного сказуемого может выполнять именной фразеологизм ЛФГ в из.н., в наст.вр. сущ. пр. мест. сущ. Н-р, Он был мастер на все руки. СИС: отвл.гл.св. + ИЧ (фразеологизм) В) Некоторые классификации типов сказуемых. Вопрос о сложном сказуемом (СлСк). Вопрос о простом именном сказуемом. Во многих вузовских учебниках встречаются, помимо терминов протое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именое сказуемое термины смешанное (сложное) сказуемое, простое именное сказуемое. Сложное сказуемое – это многокомпонентное сказуемое, содержащее минимум три и более значимых для сказуемого компонента (не слова). Н-р, Решил пойти учиться Должен прийти на помощь (= должен Ǿ помочь) Мог бы стать ученым и под. В последнее время сложное сказуемое – самый употребительный термин (см. в учебниках Л.А.Новиков, Н.С.Валгина, В.В.Бабайцева и др.). П.А.Лекант употребляет термины составное глагольное и составное именное сказуемое осложненного типа. С.Г.Ильенко обращает внимание на вспомогательную часть сказуемого и употребляет термины составное именное трехчленное сказуемое с инфинитивным компонентом (н-р, должна была уехать) и составное глагольное трехчленное сказуемое с именным компонентом (н-р, могла стать актрисой. В школе ориентируются на последний компонент, термин сложное сказуемое не употребляется. Н-р, Должна была уехать (для школы – составное глагольное сказуемое, так как последнее слово выражено инфинитивом). Могла стать актрисой (для школы -составное именное сказуемое, так как последнее слово выражено именной частью речи, существительным). Согласно семантической классификации типов сказуемых выделяется простое именное сказуемое (см. учебники Л.А.Новикова, Н.В.Валгиной). Н.С.Валгина утверждает, что с точки зрения семантической классификации типов сказуемых простыми могут быть и глагольные и именные сказуемые. П.А.Лекант, В.В.Бабайцева категорически заявляют – простое сказуемое всегда глагольное. Литература 1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 1988. 2. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. – СПб., 2001. 3. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. –Ч.2. 4. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001. 5. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001. 6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991. 7. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. – М., 1987. – Ч.3. 8. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1989. 9. Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. – М., 1976. Контрольные вопросы 1. Определение подлежащего (из вузовских и школьных учебников). Структурно-семантические признаки подлежащего. Способы выражения подлежащего. Когда подлежащее является морфологизованным, когда – неморфологизованным? Спорные вопросы теории подлежащего. 2. Определение сказуемого (из вузовских и школьных учебников). Структурно-семантические признаки сказуемого. Принципы классификации типов сказуемого (знать типы сказуемого, представленные в разных вузовских и школьных учебниках). Способы морфологического выражения простого глагольного сказуемого (неосложненного и осложненного), составного именного сказуемого, составного глагольного сказуемого. Вопрос о сложном сказуемом в русском языке.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 3009; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.170 (0.012 с.) |