Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция «Главные члены предложения»Содержание книги
Поиск на нашем сайте Цель лекции: дать общее понятие главных членов предложения, охарактеризовать их структурно-семантические признаки, остановиться на практических трудностях при характеристике главных членов предложения. План 1. Общее понятие главных членов предложения, их структурно-семантическая характеристика. 2. Подлежащее, семантика подлежащего, способы морфологического ыражения. 3. Общее понятие сказуемого. Структурно-семантические признаки. 4. Принципы классификации типов сказуемых. Структурно-семантические типы сказуемого в русском языке: а) простое глагольное сказуемое: неосложненное и осложненное; б) непростые сказуемые: – составное глагольное (СГС); – составное имененное (СИС); в) некоторые классификации типов сказуемых. Вопрос о сложном сказуемом (СлСк). Вопрос о простом именном сказуемом.
1. Общее понятие главных членов предложения, их структурно-семантическая характеристика Главные члены образуют грамматическую основу предложения, входят состав структурной схемы. Подлежащее обозначает предмет, а сказуемое аключает в себе характеристику этого предмета. В литературе не раз ставился вопрос, что важнее в предложении – подежащее или сказуемое? По этому вопросу существует три точки зрения: 1. Важнее сказуемое, так как именно сказуемое является тем компонентом предложения, в котором формируется предикативность предложения; кроме того, сказуемое выполняет строевую роль в предложении. 2. Ведущая роль принадлежит подлежащему, так как оно выражено единственным в русском языке независимым именительным падежом. 3. Существует известное равноправие между подлежащим и сказуемым. С. Г. Ильенко утверждает, что спорить о том, что важнее в предложении, подлежащее или сказуемое, это все равно, если спорить о том, что важнее в дроби: числитель или знаменатель. Надо помнить, что связь между подлежащим и сказуемым – это связь особого рода, координация или сопряжение. В грамматическом отношении они равноценны, но по сложности решаемых задач в грамматическом смысле подлежащее выглядит компонентом более простым. 2. Подлежащее, семантика подлежащего, способы морфологического выражения Подлежащее – это главный член предложения, грамматически независимый, обзначающий предмет, признак которого обычно раскрывается сказуемым. Здесь термин предмет употребляется в широком смысле слова. Категориальная семантика подлежащего включает следующие основные значения: 1) значение активного деятеля (лица или предмета). Н-р, Незримо за лесом поет и бродит осень. 2) значение носителя признака. Н-р, Безграничны сокровища русского языка. 3) значение лица или предмета, находящегося в каком-либо состоянии. Н-р, Павел был в чрезвычайном волнении и т.д. Универсальный вопрос «о чем или о ком говорится в предложении?» должен корректироваться вопросами именительного падежа – кто? что? Подлежащее – это один из структурно-семантических компонентов предложения. Й. Структурные признаки подлежащего: 1) входит в структурную схему предложения; 2) выражается чаще именительным падежом существительного или местоимения-существительного; 3) является структурно независимым словом, находится в предикативных отношениях со сказуемым; 4) чаще препозитивно по отношению к сказуемому. ЙЙ. Семантические признаки подлежащего: 1) обозначает чаще предмет речи; 2) имеет чаще значение деятеля или носителя признака; 3) коммуникативная нагрузка возможна с различного рода коннотациями (дополнительными смыслами). Способы выражения подлежащего: Подлежащее характеризуется в ориентации на способ морфологического выражения. Подлежащее может быть выражено словом, цельным словосочетанием, фразеологизмом, предикативной единицей (составить таблицу по вузовским учебникам «Способы морфологического выражения подлежащего» к практическому занятию). 3. Общее понятие сказуемого. Структурно-семантические признаки Теоретически не всегда легко осмыслить известные классификации типов сказуемых, а наша ассоциативная установка на то, что простое сказуемое выражается одним словом, а составное – двумя словами, на практике часто не получает подтверждение. Н-р, Я буду солнце лить свое (М.) (простое глагольное сказуемое). Всякий труд важен (составное именное сказуемое), ибо облагораживает (простое глагольное сказуемое) человека (Л.Т.) Сказуемое, как любой другой член предложения, является его структурно-семантическим компонентом, т.е. обладает определенным набором структурных и семантических признаков: Й. Структурные признаки сказуемого: 1. Входит в структурную схему предложения (в грамматическую основу, предикативную основу); 2. Всегда содержит глагол как основное средство выражения предикативности предложения; 3. Чаще постпозитивно по отношению к подлежащему; 4. Находится в предикативной связи с подлежащим. ЙЙ. Семантические признаки сказуемого: 1. Выражает модально-временное значение; 2. Обозначает предикат суждения; 3. В условиях коммуникации предикативный признак может приобретать значения: – действия активного деятеля. Н-р, Кирилл Петрович громко засмеялся (Пушк.). – собственно признака лица или предмета. Н-р, Рассказ казался мне бездарным (Пауст.). – состояние лица или предмета. Н-р, Спит земля в сиянье голубом (Лерм.). – реляционные отношения между лицами или предметами. Н-р, Правда светлее солнца (посл.) и т.д. В широком смысле сказуемое "обозначает предикативный признак предмета речи/мысли". В речевой действительности это значение признака может дифференцироваться как обозначение действия, состояния, свойства, качества, принадлежности и т.д., оформляемое в временном и модальном плане. Учет разнообразия способов передачи характера предикативного признака сказуемым и принимается во внимание при его классификации на типы. 5. Принципы классификации сказуемых Для обозначения действия предмета используются чаще спрягаемые формы глагола, для обозначения собственно признака – существительные, прилагательные. В конечном счете, значение определяет способ выражения сказуемого и его структуру. Не случайно в последнее время семантический критерий разграничения типов сказуемого постепенно становится в центре внимания лингвистов. Синтаксическая наука выработала два основных принципа классификации типов сказуемых. Принципы квалификации типов сказуемых: 1. Способ морфологического выражения (на основе категориального значения) Как представлен лексико-грамматический комплекс, который представляет собой сказуемое. В первом предложении сказуемое не является одновременно выражает грамматическое и лексическое значение, следовательно данное сказуемое простое. Во втором – глагол-связка выражает грамматическое значение времени, наклонения, а прилагательное готовым как именная часть данного сотавного именного сказуемого выражает его лексическое значение. На сегодняшний день известны два варианта классификации типов сказуемых: семантический и структурный: Й. Семантическая классификация типов сказуемых, согласно которой учитывается, что именно говорится о предмете речи: сообщается ли о его действии или о его признаке. Глагольное сказуемое обозначает действие или состояние, составное именное сказуемое – признак в широком смысле: свойство, качество, принадлежность и т. д. ЙЙ. Структурная классификация типов сказуемых, согласно которой необхоимо учитывать количественный состав сказуемого. В школе доминирует структурный подход к синтаксическим явлениям, поэтому изучаются простое глагольное сказуемое и составные: составное глагольное составное именное сказуемое. Школьная классификация типов сказуемых учитывает: 1) способ морфологического выражения сказуемого: различают глагольные и именное сказуемые); 2) как представлен лексико-грамматический комплекс, который предтавляет собой сказуемое (различают простые и составные сказуемые). Простое глагольное сказуемое: неосложненное и осложненное. Для школы простые сказуемые бывают только глагольными и чаще выражаются одним словом – личной формой глагола (спрягаемой), которая одновременно является носителем лексического (вещественного) и грамматического значений. Необходимо различать простые глагольные сказуемые неосложненного и осложненного типа. Синтетические формы простого глагольного неосложненного сказуемого могут быть выражены: 1. Синтетическими личными формами глагола изъявительного наклонения, 3-х времен, в настоящем и будущем времени 3-х лиц, 2-х чисел, в прошедшем времени – 3-х родов и 2-х чисел. 2. Синтетическими формами повелительного наклонения. 3. Инфинитивом. 4. Междометными глагольными формами (н-р, трах, стук, бац, жах и под.) 5. Глагольными фразеологизмами (н-р, вести беседу, устроить прием, произвести впечатление и под.) Аналитические формы простого глагольного неосложненного сказуемого могут быть выражены: 1. Аналитическими личными формами глагола изъявительного наклонения, будущего времени 3-х лиц, 2-х чисел (н-р, буду жить), прошедшего времени – 3-х родов и 2-х чисел (с частицами бывало, было – н-р, пошел было) 2. Аналитическими личными формами глаголов повелительного наклонения (с частицами: пусть, пускай, да, давай, дай). 3. Аналитическими личными формами глаголов сослагательного наклонения (с частицей бы) ΙΙ. Простое глагольное сказуемое осложненного типа может быть осложнено: 1. Повтором одного и того же глагола. Н-р, Пошел, пошел отсюда! (Остр.). 2. Лексически неполноценным глаголом (действие+цель действия). Н-р, Я пойду (действие) поищу (цель действия) его (Остр.). 3. Инфинитивом того же глагола. Н-р, [Поглупеть-то я не поглупел] (Остр.). 4. Частицами в препозиции, интерпозиции и постпозиции. Н-р, И стоит себе лес, улыбается. Ну и сказал! Верь не верь теперь. 5. Адвербиализованным однокоренным деепричастием. Н-р, А дитя-то ревмя ревет целый день (Остр.) Составные сказуемые. Выделяются два вида составных сказуемых в зависимости от того, чем выражена основная часть, носитель вещественного значения, – инфинитивом или именем. 1. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ Различают следующие виды вспомогательных глаголов по общему значению: 1. Фазовые – начать, продолжит, закончить и др. 2. Модальные – мочь, хотет, жела, думать и др. 3. Эмоциональные – любит, бояться, стремиться и др. Функцию вспомогательного модального глагола может выполнять гла- гольный фразеологизм. 2. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ Различают по общему значению следующие виды глагольных связок: 1. Отвлеченная – быть. 2.Полуотвлеченная – стать, становиться, делаться, называться и др. 3.Знаменательная – работать, летать и др. Способы выражения именной части составных именных сказуемых разнообразны (самостоятельно). Функцию именной части составного сказуемого может выполнять именной фразеологизм ЛФГ в из.н., в наст.вр. сущ. пр. мест. сущ. Н-р, Он был мастер на все руки. СИС: отвл.гл.св. + ИЧ (фразеологизм) В) Некоторые классификации типов сказуемых. Вопрос о сложном сказуемом (СлСк). Вопрос о простом именном сказуемом. Во многих вузовских учебниках встречаются, помимо терминов протое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именое сказуемое термины смешанное (сложное) сказуемое, простое именное сказуемое. Сложное сказуемое – это многокомпонентное сказуемое, содержащее минимум три и более значимых для сказуемого компонента (не слова). Н-р, Решил пойти учиться Должен прийти на помощь (= должен Ǿ помочь) Мог бы стать ученым и под. В последнее время сложное сказуемое – самый употребительный термин (см. в учебниках Л.А.Новиков, Н.С.Валгина, В.В.Бабайцева и др.). П.А.Лекант употребляет термины составное глагольное и составное именное сказуемое осложненного типа. С.Г.Ильенко обращает внимание на вспомогательную часть сказуемого и употребляет термины составное именное трехчленное сказуемое с инфинитивным компонентом (н-р, должна была уехать) и составное глагольное трехчленное сказуемое с именным компонентом (н-р, могла стать актрисой. В школе ориентируются на последний компонент, термин сложное сказуемое не употребляется. Н-р, Должна была уехать (для школы – составное глагольное сказуемое, так как последнее слово выражено инфинитивом). Могла стать актрисой (для школы -составное именное сказуемое, так как последнее слово выражено именной частью речи, существительным). Согласно семантической классификации типов сказуемых выделяется простое именное сказуемое (см. учебники Л.А.Новикова, Н.В.Валгиной). Н.С.Валгина утверждает, что с точки зрения семантической классификации типов сказуемых простыми могут быть и глагольные и именные сказуемые. П.А.Лекант, В.В.Бабайцева категорически заявляют – простое сказуемое всегда глагольное. Литература 1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 1988. 2. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. – СПб., 2001. 3. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. –Ч.2. 4. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001. 5. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001. 6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991. 7. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. – М., 1987. – Ч.3. 8. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1989. 9. Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. – М., 1976. Контрольные вопросы 1. Определение подлежащего (из вузовских и школьных учебников). Структурно-семантические признаки подлежащего. Способы выражения подлежащего. Когда подлежащее является морфологизованным, когда – неморфологизованным? Спорные вопросы теории подлежащего. 2. Определение сказуемого (из вузовских и школьных учебников). Структурно-семантические признаки сказуемого. Принципы классификации типов сказуемого (знать типы сказуемого, представленные в разных вузовских и школьных учебниках). Способы морфологического выражения простого глагольного сказуемого (неосложненного и осложненного), составного именного сказуемого, составного глагольного сказуемого. Вопрос о сложном сказуемом в русском языке.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 3270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.008 с.) |