Материалы для практических занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы для практических занятий



ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

 

ТЕМА. Звуковой состав русского языка. Звуки и их классификация (2 часа)

Цель: закрепить знания об артикуляционном аспекте изучения гласных и согласных звуков русского языка; совершенствовать навыки фонетического анализа.

Вопросы для обсуждения

1.Каковы особенности строения и работы произносительного аппарата человека?

2. Какие органы произносительного аппарата являются активными? Какие пассивными? Кратко опишите их.

3. Объясните, в чём суть понятий «гласные звуки» и «согласные звуки».

4.Какие признаки включает артикуляционная характеристика гласных и согласных звуков?

 

Типы практических заданий

Задание 1. Затранскрибируйте текст, подчеркните лабиализованные гласные.

В тучу, в гулкие потемки

Губы выкатил рожок,

С губ свисает на тесемке

Звука сдавленный кружок (Э. Багрицкий).

Задание 2. Затранскрибируйте данные слова, найдите в них одинаковые ударные гласные звуки. Выполняя данное задание, учитывайте влияние мягкого/ твердого предшествующего согласного звука и мягкого/ твердого последующего согласного звука.

Образец: вал, вял, завянет, повалит – [в б л], [в’ б л], [зΛв’ д н’ьт], [пΛв б л’ит] – в данном ряду нет одинаковых ударных звуков.

1. Улица, булькать, тумба, путь, конюшня, утро, тонул, чудо, тюль, уши. 2. Травка, дядя, астры, агрегат, мясо, танец, няня, альт, вуаль, барин. 3. Тощий, легкий, робот, острый, теплый, осень, доски, счеты, очередь. 4. Честь, цепь, эхо, элегия, тент, тесто, щедрый, поэт, женщина, эльф.

Задание 3. Затранскрибируйте выделенные слова. Опишите артикуляцию безударных гласных и охарактеризуйте их.

1. Поистине мир и велик и чудесен! 2. И заря над ним образовала золотого зарева пятно. 3. Я жизнь мою прожил, я не видал покоя. 4. Есть лица — подобья ликующих песен. 5. И, рыданью горестному вторя, журавли рванулись в вышину.

Задание 4. Проанализируйте согласные русского языка по приведенной ниже схеме, отметив наличие соответствующего признака у звука знаком «+».

ЗВУКИ Характеристика согласных
По участию голосо-вых связок По расп. языка в передн./ задн. частях ротовой полости По месту образования По способу образования
губные язычные щелевые смычные
г/г г/з п/яз с/яз з/яз боковые срединные взрывные аффрикаты носовые дрожащие
гл. зв. тв. м. з п/н с/н с/н з/н
[б]   + +   +                 +      
[п] +   +   +                 +      

На основании результатов, полученных в таблице, дайте ответы на следующие вопросы:

1. Сколько звуков в русском языке, которые отличаются друг от друга одним признаком? Двумя признаками? Тремя? Четырьмя? Перечислите эти звуки.

2. Каким артикуляционным признаком различаются звуки: [д’] – [д]; [т] – [с]; [н] – [д]; [к’] – [х’]; [ш] – [j]; [п’] – [м’]; [ц] – [с]; [х] – [г]; [з] – [в]; [д’] – [т’]; [ж] – [з]; [ч’] – [ш’]; [р’] – [р]; [н] – [м]; [б] – [м].

3. Какие согласные звуки отличаются от звуков [ц], [л'], [з], [ф] только одним каким-либо признаком (местом образования, способом образования, твердостью-мягкостью и т. д.).

Образец: звук [т].

1) [т] – [с] – ю эти звуки отличаются лишь способом образования; первый из них взрывной, второй щелевой, все остальные признаки у них одинаковы.

2) [т] – [д] – эти звуки отличаются друг от друга только глухостью-звонкостью и т.д.

4. Сколько нужно сделать в схеме преобразований («переставить в схеме крестиков»), чтобы заменить звук [п] в звуки [б], [б’], [в], [в’], [г], [к], [х], [м], [м’], [н], [н’]; звук [м] в звуки [б], [в], [г], [н], [н’].

 

План фонетического разбора слова

1. Затранскрибировать слова.

2. Определить место ударения и его характер (грамматическое подвижное/ неподвижное, словообразовательное подвижное / неподвижное).

3. Разбить слово на слоги, указать их количество и охарактеризовать каждый слог (открытый/ закрытый, прикрытый/ неприкрытый, ударный/ безударный).

4. Дать характеристику всех звуков в слове в их соотношении с буквенными обозначениями.

5. Определить количество букв и звуков. Указать причины несоответствия между ними, если таковое имеется.

Образец письменного фонетического разбора слова.

Италия хотя и входила в Тройственный союз1, но союзницей была ненадежной.

Союз [сΛ-jус] – 2 слога.

Ударение грамматическое неподвижное (союзы, союзов, союзом), ударение словообразовательное неподвижное (союзный, союзница, союзничать).

Слог [сΛ] – открытый, прикрытый, безударный.

Слог [jус] – закрытый, прикрытый, ударный.

Буква «с» – [с] – согласный; шумный, глухой парный; язычный, переднеязычный, зубной; щелевой, срединный; твердый парный.

Буква «о» – [Λ] – гласный; безударный, слаборедуцированный; средне-заднего ряда, средне-нижнего подъема; нелабиализованный.

[j] – согласный; сонорный, звонкий непарный; язычный,

среднеязычный, средненебный; щелевой, срединный;

мягкий, непарный.

Буква «ю»

[у] – гласный; ударный, нередуцированный; заднего ряда, верхнего подъема; лабиализованный.

Буква «з» – [с] – согласный; шумный, глухой парный; язычный, переднеязычный, зубной; щелевой, срединный; твердый парный.

4 буквы, 5 звуков. Буква ю обозначает два звука, так как находится после гласной о.

Задание 5. Затранскрибируйте текст. Проведите фонетический разбор указанных слов.

Накинув шаль и задумавшись, она походила на один старый женский портрет, бывший в старом доме, в галерее1 предков. Иногда вдруг появлялось1 в ней что-то сильное, властное, гордое: она выпрямлялась, лицо озарялось какою-то внезапною строгою или важною мыслию, как будто уносившею ее далеко от этой мелкой жизни1 в какую-то другую жизнь (И.А. Гончаров «Обрыв»).

Задания для самостоятельной работы

1. Написать конспект на тему: «Выдающиеся ученые-фонетисты».

2. Домашняя письменная работа.

1. Подчеркните буквы, на месте которых произносится

1) звук [ь]: переполох, проведение, представление, очаровать, вязковатый, щелеватый;

2) звук [ыэ]:шалаш, живущий, шеренга, целитель, жалеть, эшафот, эшелон;

3) звук [и]: юный, алеющий, вьетнамский, юбочный;

4) звук [j]: поющий, вьющийся, ямайский, ёмкий.

Упражнение 2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Яблоки, юноша, ест, ёмкий, ягоды, моя, даёт, ружьё, юла, встаю, съезд, подъём, падём, ересь, язык, ясней, ездок, ясень, ему, ёжиться, бью, рожь, шьёт, печь, его, ручьи, солю, солью, семи, семьи, лёд, льёт, юг, тюк, её, поджёг, позже, жалеть.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие звуки называются гласными? Согласными?

2. Назовите группы согласных звуков:

- по способу образования шума и типу преграды

- по активному органу речи и месту образования преграды

- по участию голоса и шума

- по уровню шума (степени его интенсивности).

-по расположению языка в передней или задней частях ротовой полости.

3. Назовите группы гласных:

- по ряду

- по подъему

- по лабиализованности - нелабиализованности

ТЕМА. Видоизменение звуков в потоке речи. Принципы фонетической транскрипции (2 часа)

Цель: совершенствовать умения и навыки фонетической транскрипции отдельных слов, поэтического и прозаического текстов.

Вопросы для обсуждения

1. Что мы называем фонетической транскрипцией?

2. Каковы принципы фонетической транскрипции?

3. Как вы понимаете термин «фонетическое слово»?

4. Что такое проклитика?

5. Что такое энклитика?

6. Какие проклитики и энклитики называются абсолютными? Какие относительными?

 

Типы практических заданий

Задание 1. Затранскрибируйте слова. Охарактеризуйте все гласные и согласные звуки.

Деревья, его, её, японец, мясник, эстонка, тёмный, темнеет, затемно, темнота, жена, съезд, объявление, произношение, жжёт, жечь, поездка.

Задание 2. Затранскрибируйте предложения. Укажите проклитики и энклитики и их виды.

1. Помочь бы слабому, сберечь бы доброго. 2. Листья сжигают осенью. 3. Расстаться с детством и с игрушками. 4. Красавиц было множество. 5. Под дубом рос дубочек. 6. В Испанию поедет другой. 7. Приказ исключал компромиссы. 8. Мороз, но солнце.

Задание 3. Затранскрибируйте поэтические тексты.

1. Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

2. Все видал, высмотрел; от удивленья,

Поверишь ли, не станет ни уменья

Пересказать тебе, ни сил.

Уж подлинно, что там чудес палата!

3. Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

(А. Пушкин)

Задания для самостоятельной работы

1. Затранскрибируйте тексты. Произведите фонетический анализ выделенного слова.

№1

Хорошо здесь: и шелест, и хруст;

С каждым утром сильнее мороз,

В белом пламени клонится куст

Ледяныхослепительных роз.

И на пышных парадных снегах

Лыжный след, словно память о том,

Что в каких-то далёких веках

Здесь с тобою прошли мы вдвоём.

№2

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой.

А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывёт сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.

№3

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И тёплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаёшь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поёшь. (А. Ахматова)

№4.

Оставим счёты. Вероятно, слабость.

Я, предвкушая ваш сарказм и радость,

В своей глуши благословляю разность:

Жужжанье ослепительной осы

В простой ромашке вызывает робость.

Я сознаю, что предо мною пропасть,

и крутится сознание, как лопасть,

Вокруг своей негнущейся оси. (И. Бродский)

№5.

Я век себе по росту подбирал.

Мы шли на юг, держали пыль над степью;

Бурьян чадил; кузнечик баловал,

Подковы трогал усом, и пророчил,

И гибелью грозил мне, как монах.

Судьбу свою к седлу я приторочил;

Я и сейчас, в грядущих временах,

Как мальчик, привстаю на стременах. (А. Тарковский)

 

ТЕМА. Единицы речевого потока. Слог. Ударение. Интонация (2 часа)

Цель: закрепить знания о сегментных и суперсегментных единицах речевого потока; совершенствовать навыки анализа слоговой структуры слова.

Вопросы для обсуждения

1. Какие типы фонетических средств языка вы знаете?

2. Каковы функции фонетических единиц? Назовите их свойства.

3. Кратко охарактеризуйте суперсегментные единицы языка.

4. Охарактеризуйте все типы ИК. Приведите примеры на каждый тип ИК.

Практические задания

Задание 1. Выделите фразы, речевые такты (синтагмы), фонетические слова, расставьте знаки препинания. Определите, во всех ли случаях границы между фразами совпадают с границами предложений как единиц синтаксического строя языка. Подчеркните слова, несущие логическое ударение.

1. Лодка причалила я вышел и оглянулся никого уж не было видно на противоположном берегу лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку словно на прощание примчались звуки старинного ланнеровского вальса. 2. И она точно напророчила дождь через час поднялся целый ливень и прогулка наша пропала пришлось переждать несколько часов сряду в деревенских избах и возвращаться домой уже в девятом часу в сырое последождевое время у меня началась маленькая лихорадка.

Задание 2. Затранскрибируйте слова, цифрами обозначьте под знаками транскрипции уровни сонорности звуков, разбейте слова на слоги, охарактеризуйте каждый слог (прикрытый - неприкрытый, открытый - закрытый, ударный - безударный). В каких из этих слов возможен вариантный слогораздел? Почему?

Образец: прохладный [прΛхлбдныи] — [прΛ-хлб-дныи].

134 – 134 – 2343

1-й слог прикрытый, открытый, безударный;

2-й слог прикрытый, открытый, ударный;

3-й слог прикрытый, закрытый, безударный.

Командирский, истопник, крейсерский, астрономия, ее, сумрачный, стандартность, лепесток, портретный, орфограмма, окружающая, капризничать, сверкание.

Задание 3. Пользуясь толковым словарем, определите, в каких случаях различие в месте ударения в данных парах слов связано с различием в лексическом значении.

Хбос и хаус, элйктрик и электрик, мокрута и мокротб, угульный и эгольный, иначе и инбче, языковуй и языкувый, нбголо и наголу, твурог и творуг.

Задание 4. Найдите слова: 1) безударные (проклитики и энклитики); 2) со слабым ударением; 3) с побочным ударением.

1. Гидрометцентр сообщает, что день завтра будет сухим и теплым, температура воздуха около пяти градусов тепла.

2. Ты, брат, погоди. Никто, кроме тебя, этого не сделает. Хоть и собрался ты было уезжать, но придется тебе задержаться на два дня. Энергохозяйство наше хоть и стало на ноги, но без тебя нам не справиться.

Задание 5. Прочитайте данный текст вслух, вертикальными чертами обозначьте границы речевых тактов и фраз, подчеркните центры интонационных конструкций, схематически изобразите движение тона, определите типы ИК.

Образец. Ты уст а ла? ║ Да я с а м вижу:│ т ы уст а ла.║ Ну, ничег о:║ ты уст а ла,│ а мы тебе пом о жем!║

— Этот кинотеатр далеко от метро?

— Нет, совсем рядом.

— Все ребята уже видели этот фильм. А твои братья?

— Ты бы слышал, как они смеялись, когда рассказывали о нем.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Установите по артикуляционным признакам звуков, о каком фонетическом слове идёт речь:

а) согласный; шумный, звонкий; парный; губной, губно-зубной; щелевой; непалатализованный; парный;

б) согласный; шумный, звонкий; парный; переднеязычный, нёбно-зубной; щелевой; непалатализованный; непарный;

в) гласный; верхнего подъёма, среднего ряда, нелабиализованный; ударный; продвинутый вперёд в рекурсии;

г) согласный; шумный, звонкий; парный; переднеязычный, зубной; щелевой; палатализованный; парный, подвержен позиционным изменениям по признаку «наличие/отсутствие палатализации»;

д) согласный; сонорный; переднеязычный, зубной, смычно-проходной, носовой; палатализованный;

е) гласный; верхнего подъёма, переднего ряда, нелабиализованный; безударный, редуцированный количественно.

2. Запишите это слово в транскрипции, затем – графически, используя правила орфографии. Какие несоответствия между звуками и буквами можно отметить при анализе фонетического слова и его графического оформления? Соответствует ли фонетическое слово лексическому?

3. Затранскрибируйте текст, разбейте фонетические слова на слоги, определите типы фонетических слогов в рифмующихся словах:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь! (Н. Заболоцкий).

4. Определите тип ИК:

Какой у неё голос. (повествовательное предложение – ИК…)

Какой у неё голос? (нейтральный вопрос – ИК…)

Какой у неё голос? (повторение вопроса при ответе – ИК…)

Какой у неё голос? (вопрос-припоминание – ИК…)

Какой у неё голос! (восклицательное предложение – ИК…)

Вопросы для самопроверки

1. Какова роль ударения в звуковом оформлении слова?

2. Каковы различия между понятием фонетического слова и лексемы?

3. Расскажите о правилах деления на фонетические слоги.

4. Какие типы фонетических слогов выделяются в русском языке?

5. Что такое интонация? Какова ее роль?

ТЕМА. Орфоэпия. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных, отдельных грамматических форм, заимствованных слов (2 часа)

Цель: закрепить знания об орфоэпических нормах в области гласных и согласных, отдельных грамматических форм, заимствованных слов; совершенствовать навыки соблюдения орфоэпических норм в области гласных и согласных, отдельных грамматических форм, заимствованных слов.

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение орфоэпии как научной дисциплины.

2. Расскажите, каковы критерии установления орфоэпических норм.

3. Объясните, какие группы правил выделяются в орфоэпии при описании звучащей речи.

4. Расскажите о произношении слов иноязычного происхождения. Почему надо отдельно рассматривать произношение слов иноязычного происхождения?

5. Какие тенденции действуют при произношении согласных в словах иноязычного происхождения (произношение мягких-твёрдых согласных перед гласными на месте «е»)?

6. Каковы орфоэпические результаты ассимиляции иноязычных слов в русском языке, наблюдаемые при произношении твёрдых-мягких согласных?

7. Каковы тенденции в произношении гласных в словах иноязычного происхождения (произношение гласных на месте «е», «о» в безударных слогах)?

8. Каковы возможные орфоэпические изменения в произношении безударных гласных при освоении русским языком слов иноязычного происхождения?

 

Практические задания

Задание 1. Прочитайте текст в соответствии с литературными нормами. Прокомментируйте произношение согласных и их сочетаний в случаях, которые могут вызвать затруднения у школьников и часто приводят к орфоэпическим ошибкам:

Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронёсся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пёстром пламени знамён,

Когда безвестный сын земли смоленской

Землёй-планетой был усыновлён (А. Твардовский).

Задание 2. Укажите, какие правила орфоэпии иллюстрируются произношением слов и форм слова: голод – холод, гол – холл, гость – холст, восторг – слог, аншлаг – дуршлаг, творог – порог, визг – брызг, лязг – брызг, ногти – когти, дёгтя; мягкое, лёгкое; мягче, легче.

Задание 3. Затранскрибируйте текст, сделайте орфоэпический анализ текста, учитывая правила произношения гласных, правила произношения согласных, правила произношения звуков в грамматических формах:

Но перед майскими ночами

Весь город погружался в сон,

И расширялся небосклон;

Огромный месяц за плечами

Таинственно румянил лик

Перед зарёй необозримой…

О, город мой неуловимый,

Зачем над бездной ты возник?…

Ты помнишь: выйдя ночью белой

Туда, где в море сфинкс глядит,

И на обтёсанный гранит

Склоняясь главой отяжелелой,

Ты слышать мог: вдали, вдали,

Как будто с моря, звук тревожный… (А. Блок).

Задание 4. Выясните, какие орфоэпические правила необходимо учитывать, анализируя рифмы стиха. Определите, какие нормы орфоэпии следует иметь в виду при произношении подчёркнутых слов.

Читатель!

Друг из самых лучших,

Из всех попутчиков попутчик,

Из всех своих особо свой,

Всё кряду слушать мастер дивный,

Неприхотливый, безунывный,

(Не то, что слушатель иной,

Что нам встречается в натуре:

То у него сонливый вид,

То он свистит, глаза прищуря,

То сам прорваться норовит) (А. Твардовский).

Задание 5. Подготовьте орфоэпический комментарий к стихотворным текстам. Сделайте пословный анализ текста, обращая внимание на вопросы: а) произношение безударных гласных; произношение согласных и сочетаний согласных; сочетаний гласных звуков; грамматических форм; б) допустимые варианты произношения и их стилистическая окраска; в) необходимость предупреждения диалектных ошибок в произношении учащихся.

Нехожеными кажутся леса,

Бездонными – озёрные затоны,

Неслыханными – птичьи голоса,

Невиданными – каменные склоны.

Здесь, словно в сказке, каждая тропа

Вас к роднику выводит непременно.

Здесь каждая деревня так люба,

Как будто в ней красоты всей вселенной (А. Яшин).

Только ль слова?

Сколько лет я сижу над ней!

Пожелтели страницы в ней,

Как трава в сентябре;

Как листва,

Поседела моя голова.

Но вдвойне даётся трудней

Заключительная глава (А. Яшин).

Задание 6. Прочитайте текст в строгом соответствии с правилами орфоэпии.

Задания для самостоятельной работы

1. Затранскрибируйте две строфы стихотворения в соответствии с нормами литературного языка.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит (А. Пушкин).

2. Характеристика «Орфоэпического словаря русского языка»/ Под ред. Р.И. Аванесова, М., 1983: задачи, объём словаря, аспекты определения норм произношения слов; структура словаря: порядок подачи слов в словаре, система произносительных помет (см. с. 4-12). Следует перечислить вопросы, на которые обращается внимание в приложении. Составьте письменно аннотацию на словарь.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение орфоэпии как научной дисциплины.

2. Какие вопросы изучаются в орфоэпии?

3. Каковы критерии установления орфоэпических норм?

4. Какие типы правил определяют произношение гласных? Проиллюстрируйте эти правила примерами из текста домашнего задания.

5. Расскажите о произношении звуков в грамматических формах слов.

6. Как проявляется стилистическая дифференциация норм в произношении возвратных форм глагола и падежных форм имён прилагательных? Приведите примеры из текста домашнего задания.

 

 

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ.

ТЕМА. Лексикография. Слово как основная единица лексического уровня. Лексическое значение слова. Типы лексических значений (2часа)

 

Цель: отработать определение лексемы как единицы языка, лексическо­го значения; сформировать навыки толкования лексического значения раз­личными способами.

 

Вопросы для обсуждения

1. Можно ли дать исчерпывающее определение слову? Какие признаки слова являются основными для осознания его отдельности?

2. Какие факторы участвуют в формировании лексического значения?

3. Как учитывается формирование ЛЗ в толковых словарях?

4. Что представляют собой описательный, отсылочный, синонимический способы толкования ЛЗ в толковых словарях?

 

Типы практических заданий

Задание 1. Используя толковые словари, определить лексическое значе­ние слов, объяснить способ толкования.

Кедр, ходьба, безводный, сапоги, синеть, лесистый, говорун, наискосок, сапожничать, шкаф, ругать.

Задание 2. Установите тип лексических значений у всех ЛСВ полисемантичного слова, определяя каждый из них по признакам: характер предметной отнесенности; наличие / отсутствие мотивированности; роль в смысловой структуре слова; функция; регулярность употребления (и фиксация словарями); условия реализации (роль контекстных связей и их специфика).

Заря. 1. (зарю, зорям). Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. Заря занимается (утренняя). Вечерняя заря. 2. (зарю). Перен. Начало, зарождение чего-н. радостного. На заре жизни. Заря свободы. 3. (зорю, зорям). Утренний или вечерний военный сигнал. Бить или играть зорю.

Задание 3. Сгруппировать слова, которые: а) допускают только описа­тельный способ толкования лексического значения; б) только отсылочный; в) только синонимический; г) описательно-отсылочный; д) отсылочно-синонимический. Объяснить, отчего зависит способ толкования лексическо­го значения у данных слов.

Воробей, утенок, несчастный, клюква, водопад, тетя, салатница, дожд­ливый (день), победа, приветствовать, елочный, добрый, бранить.

Задание 4. Оценить все слова текста со следующей точки зрения: 1) на­зывает ли слово явление действительности, 2) обозначает ли понятия; 3) является ли членом предложения. Сделать вывод, все ли слова обладают лексическим значением.

Далеко, далеко степь за Волгу ушла. Вот мчится тройка удалаявдоль по дороге столбовой, и колокольчик – дар Валдая гремит уныло под дугой.

Счастье зачастую оказывается не там, где его ждешь. Оно появляется, и мы не замечаем его, и лишь после до нас доходит, что это было в общем-то счастье (Белов).

 

Задания для самостоятельной работы

1. Домашняя письменная работа по толковым словарям на определение лексического значения и сопоставление способов толкования ЛЗ в разных словарях.

Ходьба, синева, грубость, березняк, бледнеть, неловко, крапива.

2. Работа со словами в тексте, выполняющими номинативную функ­цию и лишенными ее, обозначающими и не обозначающими понятия, ука­зывающими на единичные понятия.

Нечерноземье – сердце России. Здесь, на лесистом холме над Москвой-рекой, родилась Москва, росла, менялась обликом. Свыше восьми веков смотрится она в неторопливые речные воды. Трудолюбивые люди обживали эти земли, выращивали хлеб, ставили города. С полотен Шишкина и Ле­витана глядит на нас эта русская земля, дорогая каждому своей негромкой красотой.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие отечественные ученые внесли вклад в изучение слова как язы­ковой единицы?

2. Все ли слова называют понятия?

3. Выражают ли понятия различного типа собственные имена?

4. Какие имена лишены номинативной функции?

5. Как называются факторы, формирующие лексическое значение?

ТЕМА. Синонимия. Антонимия. Омонимия. Паронимия (2часа)

Цель: закрепить знания о лексической омонимии и омонимах, сформировать умения определять тип омонимов, разграничивать многозначные слова и омонимы; совершенствовать знания о сущности лексической синонимии и антонимии, паронимах; типах синонимов и антонимов, их классификации; формиро­вать умения выявлять сущность лексической синонимии и антонимии; ха­рактеризовать синонимы и антонимы по их типам и видам, функциям; со­вершенствовать навыки пользования словарями синонимов, антонимов, паронимов и толковыми словарями.

 

Вопросы дляобсуждения

1. Сопоставьте определения омонимов в вузовских и школьных учебниках; словаре омонимов. Выясните, в каких определениях лексические омонимы четко отграничиваются от смежных явлений, а какие дефиниции нуждаются в уточнении. Установите, все ли типы омонимических соответствий, рассматриваемых в словаре, можно считать лексическими омонимами.

2. Дайте определение омонимии и расскажите о типах лексических омонимов, отираясь на примеры из словаря О.С. Ахмановой.

3. Выясните, какие способы отграничения омонимии от многозначности (семантический, синтаксический, словообразовательный, этимологический) используются О.С. Ахмановой при описании омонимов в словарных статьях, при рассмотрения омонимов в толковых словарях.

4. В чем заключается сущность лексической синонимии?

6. С каких точек зрения рассматриваются синонимы? Каковы критерии синонимичности слов?

7. Как взаимодействует многозначность слова и его способность иметь синонимы?

8. Как организуются синонимические отношения слов?

9. Каковы типы синонимов? Их функции в речи?

10. В чем разница между языковыми и контекстуальными, авторскими синонимами?

11. Определите термин синонимический ряд. Какие требования предъявляются к синонимическому ряду? Какова структура синонимического ряда?

12. Какое языковое явление называется антонимией?

13. Какие слова объединяются обычно в антонимические пары? Связана ли антонимия с многозначностью?

14. Какие существуют типы антонимов?

15. Какие функции выполняют антонимы в речи?

16. Как отражаются антонимы в словарях? Существуют ли контекстуаль­ные антонимы?

17. Дайте определение лексических паронимов.

18. Укажите различия между паронимией и парономазией.

19. Расскажите об основных функциях лексических паронимов и слов, связанных отношениями парономазии.

 

Практические задания

Задание 1. Отграничьте в предложенных текстах лексические омонимы от смежных явлений (омофонов, омографов, омоформ, функциональных омонимов).

Всегда, когда о ближних он рядит,

Их в колпаки дурацкие рядит.

И всякий раз

сам пред собой в итоге,

Как Цезарь, предстает в златом венце и тоге.

(Я. Козловский. Честолюбец)

Тобой испеченный пирог

Дубов, потому и не лаком,

Хоть крут он глазурью, как лаком,

И обликом краше пирог.

(Я. Козловский. Кондитеру)

Задание 2. Объясните различия между многозначными словами и омонимами, используя все возможные критерии и сопоставляя данные словарей.

Задание 3. Определите тип лексических омонимов. Установите, какими лексическими средствами (при помощи многозначности или омонимии) усиливается экспрессивность текста.

А. Глава 1. -ы, мн. главы, глав, ж. 1. То же, что голова (В I знач.; стар.). 2. чего. Руководитель, начальник, старший по положению. Глава учреждения. Глава семьи. 3. Купол церкви. Глава собора. Во главе чего - впереди, в руководящем положении.

Глава2,-ы, мн. главы, глав, ж. Раздел книги, статьи // уменьш. главка, -и, ж.

Наряд-, -а. м. I. Документ, распоряжение о выполнении какой-н. работы, о выдаче чего-н, и т.п. Наряд на погрузку. Наряд на уголь. 2. Группа лиц, выполняющих служебные обязанности по особому назначению. Наряд милиции. Быть в наряде. 3. Какое-л. задание, работа, поручаемая военнослужащему. Суточный наряд воинской части. Дать два наряда.

Наряд, -а, м. Одежда (в I знач.), костюм. Красивый наряд. Шутовской наряд.

Б. Всю жизнь мы носим этот вопрос

И никогда до конца не верим ответу.

- Любишь меня? - ластятся 7 лет к 30.

- Любишь меня? - молчат 17 перед 17,

- Любишь? - пытают 30 у 40 и 40 у 30.

- Меня-то любишь ли? - шлют 60 вдогонку всем им.

(И. Снегова. Вопрос)

Этот шар, пролетающий мимо

Звезд, комет и космических трасс,

Неспроста именуется миром,

Почитается миром у нас.

Шар с Москвою, Парижем и Римом,

Где Нью-Йорк, и Пекин, и Каир.

Все равно называется миром,

Хоть и непрочен сейчас этот мир.

(Е. Долматовский.

Шарземной именуется миром).

Задание 4. Выполните упр.7, 8, 11, 14 из сборника упражнений по современному русскому языку под ред. П.А. Леканта (М., 2001).

Задание 5. Рассмотреть синонимы по степени их семантической близо­сти и с помощью словаря определить соотношение их значений: а) совпадают полностью; б) частично; в) значение одного слова шире другого. На­звать разницу в семантике частично совпадающих слов.

Ненависть - вражда, номинативный - назывной, бегемот - гиппопотам, разговаривать - болтать, делать - мастерить, груз - багаж, радушный - хлебосольный, спор - диспут, вольность - свобода.

Задание 6. Определить, какие пары слов являются паронимами, а какие парономазами (созвучными неоднокоренными словами).

Подлый - подлинный, командированный - командировочный, поиск - происк, чужой - чуждый, сытый - сытный, контакты - контракты.

Задание 7. а) Определить типы антонимов по структуре, назвать этот тип.

Загибать - отгибать, полюбить - разлюбить, гипертония - гипотония, микрокомпоненты - макрокомпоненты, талантливый - бездарный, ста­рость - молодость, задуть (свечу) - задуть (домну).

б) Определить класс антонимов по семантике.

Красота - уродство, горе - веселье, зрячий - слепой, белый - черный, поднять - опустить, предэкзаменационный - послеэкзаменационный.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризовать лексические омонимы, пользуясь словарями омонимов. Найти явления, сходные с лексической омонимией.

Каков ни есть, а хочет есть. Дуло ружья; в окно дуло. Рыло свиньи; машина рыла канавы. Веселая компания на берегу; веселая кампания по сбору гостей. Грустный Рыжик; соленый рыжик. Побег смородины; побег из неволи. Трамвай представлял собой поле брани. Дети - цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться. Любил сту­дентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его.

2. Доказать, многозначность или омонимию представляют одинаковые по форме слова, пользуясь семантическим, грамматическим, сло­вообразовательным, контекстуальным критериями.

а) Крепость раствора, вооруженная крепость; б) ключ от двери, гаечный ключ, лесной ключ; в) разводить (кур), разводить (мужа и жену).

3. Доказать, омонимия или многозначность представлена одинаково зву­чащими словами. Бронзовые краны (в ванной) - краны в морском порту; выписывать журнал - выписывать детали портрета; разбить вазу - разбить лагерь.

4. Почему не все приведенные слова имеют антонимы? Аргу­ментировать ответ.

Четыре, завернуть, ха-ха-ха, зима, Кавказ, оловянный, рыжий, крик, потолок.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие категориальные лексико-семантические отношения вы знаете?

2. Что такое лексическая омонимия?

3. Какие слова называются лексическими омонимами?

4. Назовите явления, сходные с омонимией.

5. Проявляется ли в лексической омонимии такое свойство языка, как историческая изменчивость?

 

ТЕМА. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения, употребления и функционально-стилевой и стилистической характеристики (2 часа)

 

Цель: закрепить знания об историческом формировании словарного состава русского языка на различной генетической базе, отражающем про­цесс развития человека и общества и языковые контакты; отработать теоретические знания о типах заимствованной лекси­ки в разных аспектах на синхронном уровне, сформировать навыки в ана­лизе синхронной типологии заимствованной лексики (с использованием словарей), а также умения выявлять освоенность иноязычного слова рус­ским языком; сформировать умения определять исконную и заимствованную лексику с помощью эти­мологических словарей, словарей иностранных слов, а также по формаль­ным приметам.

 

Вопросы дляобсуждения

1. Какие хронологические и лингвистические пласты лексики составля­ют словарь русского языка?

2. Какие тематические группы исконной лексики вам известны?

3. Чем объясняется пополнение русской лексики иноязычными словами?

4. Каковы пути проникновения лексических заимствований в русский язык?

5. Что такое "старославянизмы"? Какое место они занимают в русской лексике?

6. Каковы приметы слов старославянского происхождения (фонетичес­кие, словообразовательные, семантические)?

7. Каковы источники заимствований



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.28 с.)