Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция «глагол как часть речи»

Поиск

Цель лекции – дать общую характеристику глаголу как части речи, представить типы глагольного спряжения и указать способы его выражения и определения.

План

1. Глагол как часть речи. Общая характеристика глагольных форм.

2. Лексико-грамматические разряды глаголов.

3. Формообразующие основы глагола. Классы глаголов.

4. Спряжение глаголов.

5. Категория лица глагола. Безличные глаголы.

6. Категории рода и числа у глагольных форм.

 

1. Глагол как часть речи. Общая характеристика глагольных форм

Как известно, глагол – одна из самых важных частей речи, поскольку именно на глаголе в подавляющем большинстве случаев, так сказать, держится фраза или предложение. Глагол – это и одна из самых многочисленных частей речи: примерно 1/5 всех слов в русском языке – глаголы.

В современной лингвистической науке до сих пор не существует единого представления об объеме глагола как части речи. По-прежнему по сложившейся традиции говорят об «узком» и «широком» понимании глагола. В широком понимании глагол – это

– личные формы,

– инфинитив,

– причастие,

– деепричастие.

Такая точка зрения отражена, например, в работах В.В. Виноградова, П.А. Леканта и др.

Глагол в узком понимании – это

– личные формы,

– инфинитив,

тогда как причастие и деепричастие рассматриваются как самостоятельные части речи.

Такая точка зрения представлена в работах В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, Е.И. Дибровой и др.

В школьной грамматике представлены обе точки зрения.

Подчеркнем, что даже включив в данную часть речи только личные формы и инфинитив, мы не сможем дать глаголу единого определения, которое бы отражало семантические, морфологические и синтаксические характеристики глагольных форм.

Русские глагольные формы бывают двух типов:

– спрягаемые (личные) выражают значения вида, залога, наклонения, времени, лица и числа;

– неспрягаемые (инфинитив).

Личная форма глагола (ЛФГ) – это глагольная форма, которая обозначает действие как процесс и выражает свое значение в собственно глагольных грамматических категориях вида, времени, залога, наклонения, времени, а также в категориях лица, числа и рода. Основная синтаксическая функция ЛФГ – быть сказуемым предложения.

Инфинитив – это неспрягаемая начальная (исходная) форма глагола, называющая действие, но не указывающая на особенности его проявления, выражающая свое значение в категориях вида и залога и способная выполнять функции любого члена предложения.

Общие признаки спрягаемых и неспрягаемых глагольных форм:

– глагольная основа – идти, идут

– залоговые образования – мыться, моются – средневозвратный залог

– видовые образования – делать – сделать, делают – сделают

– способность управления Вин. П. без предлога – рубить березу, рубят березу

– способность определяться наречием – писать быстро, пишу быстро.

Наличие ряда общих признаков характеризует глагольные формы как формы одной части речи.

Неопределенная форма (инфинитив) входит в систему глагольных форм, хотя и отличается весьма своеобразной структурой. Семантически неопределенная форма аналогична именительному падежу имени существительного со значением действия. Синтаксическое использование неопределенной формы в современном литературном языке очень широко: она может выступать в роли главных и второстепенных членов предложения.

Неопределенная форма образуется посредством аффиксов -ть или -ти. Последний выступает в бесприставочных глаголах только под ударением: идти, везти, нести, ползти, расти, трясти. Приставка вы– перетягивает на себя ударение: вывезти, вынести и т.д. У глаголов с основой на задненебные г, к неопределенная форма заканчивается на -чь, представляющее результат древнего фонетического изменения группы согласных кт и гт и редукции гласного и, а затем исчезновения его (ср.: пек-ти – печь, лег-ти – лечь). В подобных инфинитивах целесообразнее выделять нулевой суффикс.

В современном русском языке неопределенная форма занимает такое же положение по отношению к остальным формам глагола, какое занимает именительный падеж существительного по отношению к прочим его падежам, т.е. является исходной формой глагола.

2. Лексико-грамматические разряды глаголов

Разговор о грамматических свойствах глагола необходимо начать с характеристики его лексико – грамматических разрядов.

Глагольные формы могут быть охарактеризованы по следующим лексико-грамматическим разрядам:

– полнознаменательные/ неполнознаменательные;

– возвратные/невозвратные;

– переходные /непереходные;

– разряд способов глагольного действия.

Полнознаменательные и неполнознаменательные глаголы. Их противопоставляют по принципу возможности/невозможности выполнять роль самостоятельного члена предложения.

Неполнознаменательные (вспомогательные) глаголы – являются выразителями грамматического значения, но быть самостоятельным членом предложения не могут – они требуют семантического распространителя. К ним относятся:

– глаголы-связки: входят в состав составного именного сказуемого (СИС): быть, становиться, являться, делаться;

– модальные: мочь, желать, хотеть;

– фазисные: начать, продолжать заканчивать.

Семантические группы полнознаменательных глаголов:

– глаголы, обозначающие физическое действие (строить, крошить, мыть);

– глаголы, обозначающие состояние (печалиться, плакать, веселиться);

– глаголы, обозначающие перемещение в пространстве (добраться, идти, приехать);

– глаголы, обозначающие проявление и изменение признака (худеть, лысеть краснеть);

– глаголы, обозначающие восприятие (видеть, ощущать, слушать);

– глаголы, обозначающие особенности речи (сказать, шептать, мяукать);

– глаголы, обозначающие взаимоотношения людей (видеть, уважать, заботиться) и т. д.

Возвратные глаголы – это лексико-грамматический разряд непереходных глаголов с несловоизменительным постфиксом –ся. Большинство таких глаголов образовано от соответствующих невозвратных глаголов. Возвратные глаголы могут иметь несколько разновидностей:

– собственно-возвратные глаголы выражают действие, субъект и прямой объект которого являются одним и тем же лицом: [Дочки] надушатся да припомадятся, что куклы нарядятся. Аффикс -ся в этих глаголах имеет значение «себя».

– взаимно-возвратные глаголы обозначают действие нескольких лиц, из которых каждое лицо одновременно является и субъектом и объектом обозначенного действия. Аффикс -ся у таких глаголов имеет значение «друг друга»: И новые друзья ну обниматься, ну целоваться.

– общевозвратные глаголы выражают внутреннее состояние субъекта, замкнутое в самом субъекте, или изменение в состоянии, положении, движении субъекта. Такие глаголы допускают присоединение слов «самому», «сам» – огорчаться, передвигаться (самому); огорчался, передвигался (сам): Попадья Балдой не нахвалится, поповна о Балде лишь и печалится.

– косвенно-возвратные глаголы обозначают действие, совершаемое субъектом в своих интересах, для себя: Он был парень аккуратный. Всем запасся в путь обратный.

– безобъектно-возвратные глаголы обозначают действие вне отношения к объекту, замкнутое в субъекте как постоянное его свойство: Уж жжется солнышко. Мать штопала тулупчик, но он все рвался и рвался.

3.Формообразующие основы глагола. Классы глаголов

Все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения, образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы.

Последняя может выступать в двух вариантах: как основа неопределенной формы и как основа настоящего/будущего простого времени.

Основа неопределенной формы определяется путем устранения аффиксов -ть (-ти): собира-ть. Основа настоящего (или будущего простого) выделяется из формы третьего лица мн. ч. настоящего или будущего простого: пиш-ут, напиш-ут.

От основы неопределенной формы образуются: прошедшее время, сослагательное наклонение.

От основы настоящего времени образуются формы настоящего или будущего простого, повелительного наклонения: называj-ут (называют), называй.

Понятие о классах глаголов

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть – читаj-ут (читают), зва-ть – зов-ут. Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными. Например, таковы глаголы типа садятся – садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам. Это, в частности, такие глаголы, как колют – колоть, полют – полоть и др.

Продуктивные глагольные классы:

1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать – читаj-ут (читают).

2-й класс – глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жале-тъ – жалеj-ут (жалеют).

3-й класс – глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать – советуj-ут (советуют), горева-ть – горюj-ут (горюют).

4-й класс – глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть – прыгнут.

5-й класс – глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и. С основой настоящего времени на мягкий согласный: мо-ли-ть – мол-ят.

Непродуктивные глагольные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классифицировать непродуктивные глаголы очень трудно ввиду наличия очень мелких, сугубо специфических особенностей у весьма небольших групп глаголов, а нередко даже просто у отдельных глаголах (к ним относятся, например, слова есть, ехать). Число непродуктивных глагольных классов постепенно сокращается, поскольку они подвергаются воздействию со стороны продуктивных глассов (например, сегодня широко употребляются формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут – по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса).

4. Спряжение глаголов

Изменение глагола по наклонениям, а внутри наклонений по временам (только в изъявительном наклонении), по лицам (в изъявительном и частично в повелительном наклонении) и по числам, а также по родам (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения) называется спряжением в широком смысле.

Изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам называется спряжением в узком смысле.

Два основных типа спряжения – первое и второе – различаются личными окончаниями настоящего или будущего простого времени: -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, ете, -ут (-ют) для 1-го спряжения и -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят) для 2-го спряжения. Принадлежность к тому или иному спряжению глаголов с безударными окончаниями определяется по неопределенной форме этих глаголов.

Глаголы хотеть, бежать (и производные от них) являются разноспрягаемыми (при изменении по лицам и числам совмещают окончания I и II спряжения): хоч-у, хоч-ешь, хоч-ет, хот-им, хот-ите, хот-ят; бег-у, беж-ишь, беж-ит, беж-им, беж-ите, бег-ут.

Глаголы есть, дать, создать (а также производные) имеют особые окончания в личных формах, являющиеся архаическими: е-м, е-шь, е-ст, ед-им, ед-ите, ед-ят; да-м, да-шь, да-ст, дад-им, дад-ите, дад-ут; созда-м, созда-шь, созда-ст, создад-им, создад-ите, создад-ут. синтаксическое использование

5. Категория лица глагола. Безличные глаголы

Категория лица указывает на субъект действия, выраженного глаголом: говорящий (первое лицо), собеседник говорящего (второе лицо), лицо или предмет, не участвующие в речи (третье лицо). Формы 1-го и 2-го лица называются собственно личными.

Личные формы глагола, помимо основных, первичных значений, свойственных им в диалогической речи, могут иметь ряд других значений.

Обобщенно-личное значение обычно выражается формой 2-го лица единственного числа, обозначающей действие или состояние любого лица и употребляемой обычно без местоимения ты: Как постелешься, так и выспишься. Такие формы могут обозначать действия и самого говорящего (1-е лицо): Встанешь, бывало, пораньше, схватишь удочки и бежишь на речку.

Неопределенно-личное значение связано с формой 3-го лица множественного числа настоящего и с формой множественного числа прошедшего времени. Эта форма выражает действие без указания деятелей: Шум умножался. Били в набат (П.). В разговорной речи форма 3-го лица с неопределенно-личным значением может обозначать действие, производимое самим говорящим: Кому говорят! Кого спрашивают!

Особые значения личных форм часто связываются с оттенками экспрессивной речи. Так, в авторской речи (публицистической, научной, деловой) часто употребление формы 1-го лица множественного числа вместо формы 1-го лица единственного числа: Мы коснулись содержания «Онегина», обратимся к разбору характеров действующих лиц этого романа (Бел.).

В экспрессивной речи возможно употребление 1-го лица множественного числа вместо 2-го лица: Ну, как мы себя чувствуем? Что скажете хорошенького? (Ч.). Значение вежливости передается формой 2-го лица множественного числа. Такая форма вежливости употребляется в тех контекстах, где на ее месте могла бы быть использована форма 2-го лица единственного числа, которая значения вежливости не имеет.

Изобилующие и недостаточные глаголы

Подавляющее большинство русских глаголов при спряжении имеет 6 личных форм. Однако существует относительно небольшое число глаголов, у которых этих форм либо больше, либо меньше шести. Это, соответственно, так называемые изобилующие и недостаточные глаголы.

Некоторые глаголы имеют двойные формы для выражения значения одного и того же лица: машет – махает; капает – каплет: движет –двигает. Такие глаголы называются глаголы с изобилующей парадигмой спряжения. Вариантные формы возникают под воздействием глаголов продуктивных классов. Как правило, между возникшими вариантами наблюдаются различия:

– стилистические: машешь – махаешь (разгов,);

– смысловые: двигаешь – в значении «перемещать что-либо» и движешь – в значении «содействовать развитию»; метает (копье) – мечет (икру).

Иногда вариантные формы равноправны во всех отношениях: капает – каплет.

В русском языке есть и недостаточные глаголы. Недостаточные глаголы делятся на три группы:

– глаголы, не имеющие формы 1 лица ед. числа;

– глаголы, не употребляющиеся в 1-м и 2-м лице ед. и мн. числа.

Первая группа глаголов достаточно немногочисленна – всего несколько десятков: победить, убедить, очутиться, дудеть, чудить, галдеть, затмить, голосить – отсутствие форм объясняется традиционным представлением о неблагозвучии, либо как у слов бузить, дерзить – совпадением грамматических форм с наиболее употребительными глаголами: Ср. будить, держать.

Вторая группа глаголов – это достаточно многочисленный класс слов – их в языке более полутора тысяч. Формы 1 и 2 лица не имеют фонетических или грамматических ограничений для их образования, однако из-за особенностей семантики реально эти формы в языке не употребляются (за исключением случаев метафоризации). Можно выделить следующие семантические группы глаголов, употребляющихся только в форме 3 лица:

– глаголы со значением процессов, свойственных животному миру: телиться, доиться, нестись (о птицах);

– глаголы со значением процессов, протекающих в растительном мире: разрастись, колоситься, куститься,

– глаголы со значением процессов, происходящих в неживой природе: капать, сквозить, мерцать, впитаться;

– глаголы со значением процессов, относящихся к конкретным предметам: горчить, рассохнуться;

– глаголы с абстрактным значением: заключаться, явствовать.

Некоторые глаголы не употребляются в 1 и 2 лице только в форме единственного числа. Такие глаголы обозначают процессы, которые предполагают нескольких участников: столпиться, заполонить, разбежаться, скопиться.

Безличными называются глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя (субъекта). При таких глаголах употребление подлежащего невозможно: смеркается, рассветает.

Безличные глаголы по своему лексическому значению могут выражать:

– явления природы; морозит, вечереет;

– физическое и психическое состояния человека: лихорадит, не хочется;

– модальное значение долженствования: надлежит, следует, подобает;

– действие неизвестной силы: водит, носит, везет;

– действие стихийной силы (в сочетании с творительным падежом): Пути забило, наглухо запорошило снегом.

По образованию безличные глаголы могут быть невозвратной и возвратной формы: светает, смеркается. Невозвратная форма безличных глаголов имеет разновидности:

– собственно-безличные глаголы: И рассветает уж давно;

– личные глаголы в безличном употреблении; ср.: Там русский дух, там Русью пахнет (П.). – Как сильно пахнет полынь на межах! (Т.). Возвратная форма безличных глаголов в большинстве случаев образуется от личных глаголов (чаще непереходных) посредством аффикса -ся; не спит – не спится.

Выделяются такие разновидности возвратной формы безличных глаголов:

– глаголы с безличным значением, не имеющие соответствий в группе личных глаголов: Правду сказать, отлично лежалось на этом диване (Т.);

– безличные глаголы, совпадающие по форме с личными: Одному сбылось (ср. предсказание сбылось), другому грезилось (ср. счастье грезилось).

По сравнению с личными, безличные глаголы не изменяются по лицам и числам, а также по родам. Они употребляются только в форме омонимичной с формой 3-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени и с формой ед. ч. прошедшего времени среднего рода.

Эти формы безличных глаголов, в отличие от соответствующих личных форм, не обусловлены согласованием с подлежащим, так как употребляются в безличных предложениях. Безличные глаголы имеют форму сослагательного наклонения среднего рода ед. ч. и неопределенную форму; формы повелительного наклонения они не имеют.

6. Категории рода и числа

Категории рода и числа не являются характерными для грамматической структуры глагола. Категорией рода обладают только отдельные формы глагола: прошедшее время (пришел, пришла, пришло), сослагательное наклонение (пришел бы, пришла бы). Формы единственного и множественного числа различаются только у личных форм глагола.

Литература

1. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1996.

2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2ч.– Ч.2: Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой.– М.,2002.

3. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000.

4. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык: В 3ч. – Ч.2: Словообразование. Морфология – М., 1987.

Контрольные вопросы

1. Как решается вопрос об объеме глагольной парадигмы?

2. Что понимается под классом глаголов?

3. Какие соотношения основ у глаголов продуктивных классов?

4. Что понимается под спряжением глагола?

5. Какие типы спряжения выделяются у глаголов в русском языке?

6. Как определить тип спряжения глагола?

7. Какие глаголы называются возвратными? Охарактеризуйте группы возвратных глаголов.

8. Какие глаголы называются изобилующими?

9. Какие глаголы называются недостаточными?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 4900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.84 (0.014 с.)