Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция «Морфемная структура слова»

Поиск

Цель лекции – познакомить с этапами установления морфемной структуры слова, охарактеризовать типы основы слова и степени её членимости.

План

1. Понимание основы слова.

2. Структурные и функциональные типы основ.

3. Этапы установления морфемной структуры слова.

 

1. Понимание основы слова

Наряду с морфемами в качестве особого элемента структуры слова выделяется его основа.

В лингвистической литературе существуют разные определения основы слова, но во всех этих определениях общим является то, что основа слова считается обязательным элементом морфемной структуры слова и средством выражения его лексического значения. Основа имеется в морфемной структуре любого слова; это такая операционная единица анализа слов, которая позволяет разграничить грамматические формы и лексические единицы и выявить производящую базу для производных слов.

Основы изменяемых слов могут совпадать с корневыми морфемами (дерев-о, бел-ый) или включать в свой состав корень и словообразовательные аффиксы (на-ход-к-а, при-каз-а-ть, за-говор-O- ٱ). Основы неизменяемых слов равны всему слову: пальто, насквозь, вверх.

2. Структурные и функциональные типы основ

Основы слова неоднородны. Существуют структурные и функциональные типы основ.

С точки зрения своей структуры основы различаются:

– по характеру структурной целостности;

– по количеству корней, входящих в их состав;

– по способности далее члениться.

На основании различных структурных дифференциальных признаков выделяют следующие типы основ:

1) компактные (непрерывные) и прерывистые;

2) простые и сложные;

3) членимые и нечленимые.

В большинстве случаев основа представляет собой комплекс непосредственно связанных между собой морфем, т.е. является компактной (непрерывной): приговорить, выдумка, синий. У некоторых типов слов основы расчленены флексиями и состоят из двух (иногда из более чем двух) дистантно расположенных частей. Такие основы называются прерывистыми: весели(ть)ся, учащ(ие)ся, к(ого)-нибудь, как(ой)-то, сем(и)десят(и).

Основы, включающие в свой состав один корень, называются простыми, а основы, объединяющие несколько корней, – сложными. Ср.: лес-ник (простая основа) и лес-(о)-за-готов-к-а (сложная основа).

Основы, содержащие один морф, т.е. далее не делимые на морфы, называются нечленимыми. Основы, состоящие из нескольких морфов, называются членимыми. Например, основы в словах коми, там, пальто, дом- – нечленимые, у них основа равна корню. Основы слов пальт-ишк-о, дом-ик- ٱ – членимые, поскольку в их составе выделяется несколько морфов.

В лингвистической литературе различаются понятия «членимость слова» и «членимость основы слова». Например, слова мини, бра – нечленимые, они состоят из одной корневой морфемы. А слова дом- ٱ, стол- ٱ, стол-ик-– членимые, поскольку в них выделяется основа и окончание. Однако существуют различия в членимости основ этих слов: основы слов дом и стол нечленимы, т.е. равняются корню, тогда как в основе слова дом-ик есть корень дом– и словообразовательный суффикс -ик.

Помимо структурных типов основ выделяются функциональные типы: словоизменительные, формообразовательные и словообразовательные.

Словоизменительная основа (1) определяется как часть грамматически изменяемого слова, способная сочетаться со словоизменительными морфемами. Этот тип основы присущ только словам, имеющим формы словоизменения. Ср. словоизменительные основы в словах: бел-ый, беловат-ый, бе-логолов-ый.

Формообразующая основа (2) – это часть изменяемого слова, способная сочетаться с формообразующими морфемами. Ср. формообразующие основы в словоформах: бел-ейший, доброжелательн-ейший, играi-ущий, чи-та-ли.

«Часть слова за вычетом словоизменительных, формообразующих и словообразующих морфем представляет собой основу соответствующего слова с точки зрения его словообразования, словообразовательной структуры, или словообразовательной парадигмы. Иными словами, это словообразовательная (3), словообразующая или деривационная) основа слова, которая в современном языкознании обычно называется производящей, образующей, мотивирующей, базовой, первородной и другими терминами» (Немченко, 1984, с. 63-64).

Словообразовательная основа способна сочетаться со словообразующими морфемами. Данный тип основы частично выражает лексические значения соответствующих производных слов. В формальном отношении словообразовательная (производящая) основа может быть определена как часть производного слова, общая с исходным, производящим словом, на базе которого непосредственно образовано или представляется образованным данное производное. Ср. словообразовательные основы в составе производных слов: брат-ский, рас-писа-ние, при-школь-ный.

Покажем, каким образом происходит вычленение трех типов основ на практике:

Все три типа основ могут совпадать: дом- ٱ, окн-о, бел-ый – совпадают словоизменительная, формообразующая и словообразовательная основы; бел-ейш-ий, быстр-ее – совпадают словообразовательная и формообразующая основы.

Словообразовательные основы значительно чаще, чем словоизменительные и формообразующие, претерпевают различные фонематические изменения, например: Камчатк-а и камчат-ск-ий, друг и друж-б-а, друзь-я, пальто и пальт-ишк-о, пальт-ов-ый.

Специфика словообразовательных основ по сравнению с основами словоизменительными и формообразующими состоит еще и в том, что в составе одного и того же слова могут употребляться не одна, а две и более словообразовательные основы, которые в большинстве случаев соединяются друг с другом при помощи интерфиксов. Ср.: плод-ов-ый, плод-о-овощ-н-ой; сер-оват-ый, сер-о-бел-ый и сер-о-бел-о-черн-ый.

3. Этапы установления морфемной структуры слова

В результате членения слова устанавливается его морфемный состав, т.е. совокупность всех входящих в слово морфем. Однако цель морфемного анализа заключается не только в определении морфемного состава слова, но и в установлении системы отношений между морфемами, т.е. в определении морфемной структуры слова. Морфемная структура слова – это системно упорядоченное единство его значимых элементов (морфем и комбинаций морфем).

Центральным элементом морфемной структуры слова является корень, к которому в определенной последовательности присоединяются аффиксы, занимающие по отношению к нему периферийную позицию. Наиболее периферийным компонентом морфемной структуры слова является флексия, присоединяемая к основе слова.

Логика и порядок установления морфемной структуры таковы: сначала выявляются наиболее периферийные элементы в морфемном строении слова (словоизменительные и формообразующие показатели отделяются от основы). Затем членению подвергается основа слова, причем то, в каком порядке сочетаются морфемы в основе, обусловлено логикой развертывания «словообразовательной цепочки», в которую входит анализируемое слово. Это означает, что проводить морфемное членение основы нужно «с конца», с выделения тех аффиксов, которые были присоединены в последнюю очередь и дальше всего отстоят от корня. Например, в слове рассказали прежде всего выделяется словоизменительный показатель (окончание) -и и формообразующий суффикс глагола прошедшего времени -л. В основе рассказа– морфемные связи таковы: к корню -сказ– присоединяется приставка рас-. Выделяемый в основе элемент -а– является интерфиксальной вставкой, находящейся на стыке основы слова и формообразующего показателя. Этот элемент имеет место в непроизводной основе сказа– и не несет на себе семантической нагрузки.

Таким образом, принято разграничивать два этапа морфемного членения слова:

1. Отделение основы от грамматических показателей слова – словоизменительных и формообразующих морфем;

2. Членение основы: выделение 1) корневой морфемы и 2) словообразующих морфем.

Литература

1. Вендина Т.И. Введение в языкознание: Учеб. пособие. – М., 2001.

2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб.пособие. – М., 2005.

3. Евсеева И.В. Функции аффиксальных морфем (словообразование, формообразование, словоизменение): Метод. разработка по курсу «Современный русский литературный язык». – Красноярск, 2004.

4. Киселева О.Н. Морфемный и словообразовательный анализ слова в

вузе и в школе: Учебное пособие. – Томск, 1999.

5. Лукин М.Ф. О традиционном и новом понимании флексии в современном русском языке // Русский язык в школе. – 1989. – №1.

6. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. – М., 1984.

7. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999.

8. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000.

9. Степанова Л.С. Суффикс или окончание? // Русский язык. Приложение к газете «1 сентября». – М., 2001. – №6. – С. 13, 16.

10. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. – М., 1996.

Контрольные вопросы

1. Какие структурные типы основ традиционно выделяются учеными-языковедами?

2. Какие функциональные типы основ выделяются учеными?

3. Какова последовательность действий в процедуре морфемного членения слова?

 

Лекция «Исторические изменения в морфемной структуре слова»

Цель лекции – познакомить с процессами изменения морфемной структуры слов, выявив их этимологические (диахронические) и синхронические составляющие.

План

1. Историческая изменчивость структуры слова.

2.Процессы изменения структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция, замещение, диффузия.

3. Русская морфемная лексикография (морфемография).

 

1. Историческая изменчивость структуры слова

Язык с его различными подсистемами и их единицами с течением времени постепенно изменяется. При этом меняются и характеристики языковых элементов и явлений. Поведение той или иной единицы языка в настоящее время может значительно отличаться от ее поведения в прошлом. Такая зависимость языкового бытия от плана его временного существования обязательно должна учитываться исследователями. Помогают в этом методы синхронного и диахронного (исторического) изучения языков и их подсистем.

При синхронном подходе главное внимание сосредоточивается на свойствах одновременно существующих фактов и элементов языка. Диахронные (исторические) методы используются при исследовании языковых явлений и процессов, наблюдающихся в системе языка в различные промежутки времени. Изучая разновременные языковые факты, диахроническое языкознание устанавливает причины изменений в системе языка, время возникновения и завершения различных языковых процессов и пути их развития. Требование разграничить синхронию и диахронию было выдвинуто еще в конце ХIХ – начале ХХ века русскими учеными И.А. Бодуэном де Куртенэ и Ф.Ф. Фортунатовым.

С течением времени у некоторых слов меняется, например, количество морфем, звуковой состав отдельных морфем, происходят изменения значений и функций морфем; иными словами, изменяется морфемная структура слова.

Основными факторами, приводящими к изменению морфемной структуры слова в русском языке, являются «всякого рода нарушения прямого соотношения между производной и производящей основами» (Шанский Н.М.).

2. Процессы изменения структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция, замещение, диффузия

Все изменения, наблюдающиеся в словообразовательной структуре слова, можно разбить на классы в соответствии с языковыми процессами, вызвавшими эти изменения – это процессы опрощения, переразложения, усложнения основы, декорреляции, диффузии и замещения морфем. Рассмотрим подробнее каждый из этих процессов.

Опрoщением, или интеграцией, называется языковой процесс, в результате которого слово с производной основой изменяется в слово с непроизводной основой. Иначе говоря, опрощение – это потеря основой способности члениться. Этот словообразовательный процесс неразрывно связан с утратой словом прежних смысловых связей, в результате чего слово из мотивированного названия того или иного объекта действительности становится немотивированным. Так, слово щетка исторически образовано от щеть 'щетина', но в современном русском языке слово щетка является непроизводным.

Процесс опрощения происходит по определенным причинам. К ним относятся:

1. Потеря производящей основы в современном русском языке. Ср.: перстень (исторически выделялось слово перст – палец), говядина (от ист.говядо – крупный рогатый скот).

2. Нарушение семантических и словообразовательных связей между производящей и производной основами. Ср.: сорочка (от сорок – мешок), кольцо (от коло – круг).

3. Различные фонетические изменения: обоняние (от обвоняние).

Чаще всего процесс опрощения происходит в трех позициях:

– между корнем и приставкой: переполох (от полохъ 'испуг, тревога');

– между корнем и суффиксом: дворец (от дворъ – дом);

– между корнем и окончанием: дотла (путем слияния предлога до с формой род. п. ед.ч. от тьло – «почва, пол, основание»).

В процессе опрощения можно наметить две основные ступени, резко противопоставленные друг другу: опрощение полное и неполное.

Полное опрощение – это потеря основами слов способности члениться на морфемы, в результате чего основа предстает как основа с чистым корнем. Разложить такого рода основы на значимые части можно только с помощью глубокого и всестороннего этимологического анализа, привлекая сравнительно-исторические данные.

При неполном опрощении новые непроизводные основы сохраняют прежнюю членимость (ср. ведьма от въдь 'знание'). Вместе с тем попутно отметим, что на практике при установлении членимости в этих случаях часто смешиваются словообразовательная и этимологическая точки зрения.

Переразложение (переинтеграция) – это перераспределение морфем внутри слова при сохранении его членимости. В отличие от опрощения переразложение не меняет характера основы, это только перераспределение словообразовательных аффиксов в структуре слова. Рассмотрим слово крохотный. В современном языке в его составе выделяются свободный корень крох, нерегулярный суффикс -отн-, флексия -ый. С исторической точки зрения прилагательное было образовано от вышедшего позднее из употребления в литературном языке существительного крохоть, соответственно в морфемной структуре слова крохотный выделялись два разных суффикса: -от– и -н-, которые позже слились в один.

Можно указать несколько причин, приводящих к переразложению. Это, например:

1. Выход из употребления соответствующей данному слову производящей основы при сохранении в языке других родственных образований: мал-ютка (ср.: малют-ка от малюта – малыш).

2. Аналогия – переразложение основ производных слов может происходить под влиянием морфемной структуры слов более продуктивных типов.

Так, существительное грешник, фактически образованное от прилагательного гръшьнъ, стало восприниматься как производное от глагола грешить (или существительного грех) под влиянием отглагольных (или отсубстантивных) образований, например: насмешник, шкодник, шутник.

В отдельных случаях в результате переразложения возникают не новые варианты существующих словообразующих морфем, а новые морфемы, характеризующиеся своими особыми значениями, например некоторые глагольные префиксы: обес– на месте префиксов о– и бес– (ср. обессилеть), распре– на месте префиксов рас– и пре-(ср. распределить).

Усложнение (редеривация, рекомпозиция) – явление, противоположное опрощению, то есть ранее непроизводная основа становится производной. Так, существительное ехидна, которое в современном русском языке имеет членимую основу (ср. ехид-н(ый), ехид-ств(о)), прежде было нечленимым.

Причины, приводящие к усложнению, таковы:

1. В большинстве случаев непроизводная основа оказывется производной при заимствовании слов из других языков. Ср. зонтик (от голландское zondek – покрышка от солнца).

2. Народная этимология (стремление обычных, лингвистически не искушенных людей по-своему мотивировать неизвестное слово). Так, русское слово поль-ка 'вид танца' – от чешского polka соотносят со словами поляк, польский.

3. Аналогия: фляж-ка (ср. польск. Flaszka – 'фляга') по аналогии с книжка – книга.

4. Фонетические процессы (звуковые изменения): кол-о-ть от kolti / koloti. Процесс усложнения чаще всего наблюдается не в исконно русских, а в иноязычных словах и протекает в них в результате установления между словами семантико-словообразовательных отношений. Такие соотношения могут устанавливаться либо между одновременными заимствованиями из одного языка-источника, либо между разновременными заимствованиями (даже заимствованиями из разных языков, если заимствованные слова осознаются и воспринимаются как родственные), а при народной этимологии – также между заимствованными и исконно русскими словами. Благодаря усложнению русский язык обогащается иноязычными суффиксами и приставками, что также способствует развитию языка

Декорреляция (от лат. decorrelatio – несоотношение, потеря связи)– изменение характера или значения морфемы при том же числе и порядке следования морфем. Этот процесс не внешний, а внутренний, то есть количество морфем и их границы в слове не меняются, изменение происходит внутри самой морфемы.

Причины, приводящие к декорреляции:

1. Внутренние морфологические и словообразовательные: ночью (окончание превратилось в суффикс в результате перехода имени существительного в наречие).

2. Аналогия: полицай (немецкое polizei – полиция), суффикс «учреждения -ай выделяется по аналогии со словом «негодяй». Суф. -яй приобрел значение «лицо»; суффикс -ш(а), имевший раньше лишь значение «жена» (в генеральша, султанша), развил значение женского пола (призерша, лифтерша и др.).

Замещение. В результате данного процесса морфемный состав производной основы в количественном отношении остается прежним, меняется лишь одно из звеньев словообразовательной цепочки, но тем самым и словообразовательная структура слова в целом.

Причины, приводящие к замещению:

1. Народная этимология: бесталанный, образованное при помощи суффикса -н– от предложно-падежного сочетания без талана – без счастья. Под влиянием прилагательного бесталантный слово бесталанный получило значение «не имеющий таланта, бездарный». Ошибочное с генетической точки зрения употребление этого слова превратилось уже в нормативное: основа - талан– в бесталанный оказывается фонетическим вариантом основы – талант-.

2. Аналогия: наблюдается процесс падения гласных: рва, льда вместо рова, леда.

Диффузия (наложение, аппликация, интерференция) – взаимопроникновение морфем при одновременном сохранении ими четкой самостоятельности и особенности значимых частей слова. Явление диффузии часто затрудняет разбор слова по составу.

Причиной диффузии являются различные звуковые изменения (прежде всего стяжение одинаковых гласных или согласных): приду (диффузия возникла в результате стяжения в один звук двух и (ср. в др. русском языке прииде). Ср.: разевать (наложение приставки на корень), пнуть (наложение суффикса на корень), лесосибирский (наложение суффикса со значением «относящийся» на суффикс с предметным значением, лиловатый (наложение суффикса на корень).

Для изучения современного словообразования знание перечисленных явлений чрезвычайно важно. Их рассмотрение убеждает в том, что при установлении морфемной структуры слова необходимо опираться только на реально существующие в настоящее время формально-смысловые отношения между родственными словами, а не на данные предшествующих эпох в развитии языка.

3. Русская морфемная лексикография (морфемография)

Морфемографией называется относительно новый раздел лексикографии, предметом которого является история, теория и практика составления морфемных словарей.

Различаются два типа морфемных словарей. В словарях морфем (иначе их называют морфемариями) представлен морфемный запас данного языка. В словарях морфемного членения, или морфемного строения, представлен морфемный состав конкретных слов данного языка. Рассмотрим наиболее известные из них.

Словарь – справочник З.А. Потихи «Как сделаны слова в русском языке» (Л., 1974) является первым опытом инвентаризации служебных морфем и их вариантов в современном русском литературном языке. В этом словаре зафиксированы суффиксы, приставки и окончания имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Каждой морфеме посвящена самостоятельная статья, например: -б(а) – выделяется в существительных, обозначающих процессы действия или их результат и образованных от основ бесприставочных глаголов (в существительном женитьба целиком используется неопределенная форма глагола); дружба (ср. дружить), косьба, просьба, служба (нечленимые: свадьба, судьба, усадьба).

«Словарь служебных морфем русского языка» Г.П. Циганенко (Киев, 1982) является толково-сопоставительным двуязычным словарем-справочником служебных морфем. В нем содержится информация о происхождении, значениях, словообразовательных свойствах и функционировании служебных морфем основных частей речи русского и украинского языков, об общих и специфических особенностях сопоставляемых служебных морфем.

«Словарь морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф.Ефремовой (М., 1986) создан на основе изучения морфемной структуры около 52 000 наиболее употребительных русских слов. Авторами выделены примерно 5000 морфов, каждому из которых посвящена отдельная словарная статья. Семантика морфов при этом в словаре не указывается, поэтому в некоторых случаях приводится чисто формальный принцип выделения и отождествления морфов (так, однокоренными признаются слова город и награда, забава и избавить, белка и белуга). Морфы распределены по трем типам: корни, префиксы и суффиксы; каждому типу посвящен особый раздел словаря, в рамках которого морфы представлены в алфавитном порядке.

Авторитетным словарем морфемного членения русских слов является «Морфемно-орфографический словарь русского языка» А.Н.Тихонова (М., 1996). В нем показано морфемное членение около 100 000 русских слов.

Слова приведены в алфавитном порядке. Словарная статья содержит обычно только слово, разбитое на морфы (авто/по/груз/чик/ – вертикальная черта после слова указывает на нулевую флексию). Однако нередко словарная статья включает и дополнительную информацию (ср.: прав/о/наруш/ени/е [й/э]).

При членении слов со связанными корнями словарная статья содержит отсылки к однокоренным словам (за/мк/ну/ть – ср. ото/мк/ну/ть). В ряде случаев указываются варианты морфемного членения, причем в этих случаях всякий раз дается соответствующее обоснование членения (ср.: атлет/ическ/ий 1 – от атлет/ и атлет/ич/еск/ий 2 от атлет/ик/а).

Сведения о морфемном членении наиболее употребительных русских слов содержатся и в «Словаре-справочнике по русскому языку. Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов» / Под ред. А.Н.Тихонова (М., 1995). Как ясно из названия данного словаря, каждое слово в нем (26000 лексических единиц) характеризуется с разных точек зрения, в том числе и в плане его морфемного строения: словарная статья завершается сведениями о морфемном членении данного слова.

Литература

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. – М., 2005.

2. Крушевский Н.В. О морфологической абсорбции // Избранные работы по языкознанию. – М., 1998.

3. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. – М., 1984.

4. Современный русский язык: Учебник/ Под ред. В.А.Белошапковой. 3-е изд. – М., 1999.

5. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии. – М., 1959.

6. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч. 2: Учебник. – М., 1987.

Контрольные вопросы

1. Какие исторические изменения могут наблюдаться в словообразовательной структуре слова?

2. Что понимается под морфемографией? Какие морфемные словари вам известны?

3. Какова роль синхронного и диахронного подходов при описании словообразовательных явлений?

 

Лекция «Способы словообразования»

Цель лекции – представить сихронно-диахронные классификации способов словообразования

План

1. Понимание способа словообразования.

2. Диахронная классификация способов словообразования.

3. Синхронная классификация способов словообразования.

 

1. Понимание способа словообразования

Способ словообразования – одно из центральных понятий словообразования. Оно может быть рассмотрено как в плане диахронии, так и в плане синхронии. В плане диахронии под способом словообразования понимается конкретный прием создания производного слова. Так, например, слово вратарь ‘тот, кто охраняет врата’ образовано суффиксальным способом – посредством форманта -арь со значением лица; слово сейчас возникло в результате слияния (сращения) двух знаменательных слов – местоимения сей и существительного час. Способ словообразования с диахронной точки зрения, таким образом, фиксирует историю рождения слова в языке в тот или иной период его развития. Это исторический процесс создания новых лексических единиц на базе уже существующих. Большинство слов современного языка, однако, не создается нами заново, а воспроизводится, извлекается из языковой памяти.

С синхронной точки зрения понятие «способ словообразования» имеет уже другое наполнение. Оно используется для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств) выражается деривационное значение производного слова.

Способ словообразования объединяет множество дериватов, характеризующихся одним и тем же видом форманта. Так, например, у существительных зверь-[j-о], лист-в-а, род-н-я, студенчес-ств-о, берез-няк, старостат словообразовательное значение собирательности (целостного множества) выражается суффиксальным способом, при этом используются разные суффиксы. Словообразовательное значение начинательности у глаголов передается префиксальным способом: за-петь, за-кричать, за-стонать, вз-выть, вс-кричать, вз-реветь и др.

Таким образом, различные способы словообразования действуют на уровне ряда словообразовательных типов с одним и тем же видом словообразовательного форманта. При этом не учитывается материальное воплощение форманта – разные по материальному воплощению форманты могут выполнять одно словообразовательное значение (лист-в-а, род-н-я).

2. Диахронная классификация способов словообразования

Первая последовательная классификация способов русского словообразования была разработана В.В.Виноградовым. В своих работах «Вопросы современного русского словообразования» (1953), «Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии» (1952), он выделил морфологический способ словообразования, противопоставив его неморфологическим способам.

1. Основу морфологического словообразования составляет преобразование исходных лексических единиц в новые слова путем прибавления различных аффиксов или усечения элементов исходной единицы (актер - актр-ис(а), стоять – у-стоять, красить – красить-ся, камень – о-камен-е(ть), синий – синь, обвесить – обвес). К этому способу примыкает так называемый фонетико-морфологический способ. С точки зрения В.В.Виноградова, это такой путь образования слов, при котором их возникновение происходит без присоединения материально выраженных словообразовательных аффиксов, но сопровождается фонетическими изменениями: чередованием или перемещением ударения: глухой – глушь, тихий – тишь, вылетать – вылет.

Неморфологические способы, к которым относятся морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический и лексико-семантический способ, вообще не используют аффиксальных словообразовательных средств.

2. Морфолого-синтаксическое словообразование охватывает все случаи перехода из одной части речи в другую: ученый (ср.: ученый человек и пришел ученый – прилагательное переходит в существительное), весной (ср.: любоваться весной и произошло весной – существительное переходит в наречие) и др.

3. Лексико-синтаксическое словообразование представлено разными случаями слияния элементов словосочетания и превращения их в устойчивую единицу – слово: с ума сшедший – сумасшедший, благо творить – благотворить, семь сот – семьсот.

4. Лексико-семантическое словообразование основано на семантическом расщеплении многозначных слов. Основные причины такого расщепления – утрата семантической общности и разрыв семантических связей между различными значениями многозначного слова. Новые лексемы при этом образуются в результате обособления отдельных значений и оформления их как самостоятельных лексических единиц, «формирование омонимов путем распада одного слова на два» (Виноградов, 1975). По форме эти лексемы всегда совпадают с исходной, но содержание их семантически независимо. Ср.: совет («наставление, указание, предложение, как поступить») и Совет («орган государственной власти»), долг («обязанность») и долг («взятие взаймы»).

Классификация В.В.Виноградова представляет собой первое наиболее полное и систематизированное описание существовавших к тому времени в русском языке способов образования производных слов. Долгие годы эта классификация широко использовалась в вузовской практике и в специальных исследованиях. В 70-е годы ХХ века, однако, это описание было радикально пересмотрено. Дело в том, что к этому времени исследователи выделили и описали новые способы словопроизводства, не отмеченные В.В. Виноградовым, и провели четкую границу между диахронным и синхронным словообразованием.

Оказалось, что при синхронном описании современной словообразовательной системы выделяются одни способы словообразования, а при диахронном – другие. Так, к области диахронного словообразования были отнесены те способы русского словопроизводства, для функционирования которых необходимо несколько временных периодов – лексико-семантический, частично лексико-синтаксический (образование слов типа тотчас, сумасшедший), частично морфолого-синтаксический (все способы перехода из одной части речи в другую, кроме субстантивации).

Производные слова, образованные этими способами, появляются в языке не сразу, а постепенно, в результате длительного исторического развития. Процесс образования их всегда индивидуален, лишен каких-либо типизированных свойств и нерегулярен в своем проявлении. В современном русском языке сохраняют продуктивность лишь отдельные разновидности неморфологических способов. Это, например, субстантивация прилагательных и причастий (приемная, докладная, провожающие) и сращение, или слияние, наречия и прилагательного или причастия (долгоиграющая пластинка, быстрорастворимый кофе, вечнозеленое дерево).

В научных исследованиях по словообразованию, созданных в последнее время, много раз отмечалось, что классификация В.В. Виноградова должна учитываться прежде всего при историческом словообразовательном анализе слов. Несмотря на это, его классификация способов словообразования последовательно учитывается и в практике преподавания: именно она лежит в основе школьного курса русского языка.

3. Способы синхронного словообразования

Основной классификационный признак – использование аффиксальных словообразовательных средств или их отсутствие и привлечение других средств – отражен в типологии способов словообразования в синхронном аспекте. Однако тут он наполняется иным содержанием по сравнению с диахронной типологией. Для построения типологии способов значим не сам факт наличия или отсутствия словообразовательного аффикса, участвующего в образовании производного слова, а тип форманта (аффиксальный / безаффиксный), выражающего деривационное значение в современном языке.

Анализируя действующие вузовские учебники и некоторые специальные работы по синхронному словообразованию, мы очень быстро натолкнемся на отдельные разночтения, касающиеся объединения способов словообразования в основные (классификационные) группы.

Так, Е.А.Земская выделяет две основные группы способов словообразования: аффиксальные и неаффиксальные. Аффиксальные: суффиксальный (глаз – глаз-аст-ый), сложносуффиксальный (канат-о-ход-ец), префиксальный (при-город), префиксально-суффиксальный (без-денежь-j-(е)), нулевая суффиксация (приезд), префиксация в сочетании с нулевой суффиксацией (седой – про-седь-O- ٱ), сложение в сочетании с нулевой суффиксацией (лед-о-ход-O-.(ٱНеаффиксальные: чистое сложение, сращение, аббревиация, усечение.

В качестве особого способа словообразования Е.А.Земская выделяет субстантивацию – вид конверсии, которая случается при образовании имен существительных, мотивированных и по форме, и по смыслу прилагательными или причастиями (сладкое, слабительное, холодное, учительская, душевая).

Иной подход принят в исследованиях В.В. Лопатина и И.С. Улуханова. Рассмотренные выше классификации способов словообразования опираются на качество словообразовательного форманта, тогда как классификация В.В. Лопатина и И.С. Улуханова опирается на характер производящей базы. В зависимости от этого характера выделяются:

1) способы образования слов, имеющих одну мотивирующую основу;

2) способы образования слов, имеющих более чем одну мотивирующую основу. В первую группу входят суффиксация, префиксация, постфиксация, комбинированные способы словообразования, субстантивация прилагательных и причастий. Ко второй группе относятся сложение, сращение и аббревиация.

Наиболее последовательной при описании системы синхронного словообразования нам видится классификация способов словообразования, которая содержится в вузовском учебнике под редакцией П.А. Леканта и в которой разграничены аффиксальные, безаффиксные и смешанные образования производных слов.

Аффиксальные способы словообразования

1. Префиксальный (или префиксация) способ словообразования. Дериватором здесь является префикс. При префиксации производящее и производное всегда принадлежат к одной части речи: просить – у-просить, красить – вы-красить, чемпион – экс-чемпион.

2. Суффиксальный способ словообразования (или суффиксация) – это наиболее продуктивный аффиксальный способ словообразования. Тут дериватором является суффикс. Этим способом образованы многие русские существительные: бронза – бронз-ов(ый), способный – способн-ость, стекло – стекл-и(ть). Особой разновидностью суффиксального способа словообразования является нулевая суффиксация: сух(ой) – сушь-O- ٱ, супруг – супруг-O-(а) (ср.: синий – син-ев(а), пианист – пианист-к(а)).

3. Постфиксальный способ словообразования (или постфиксация) характерен, как правило, для образования глаголов (лишить – лишить-ся, наполнять – наполнять-ся). Используется он также при образовании неопределенных местоимений (кто – кто-нибудь, что – что-либо) и наречий (куда – куда-то). Дериватором здесь является словообразовательный постфикс.

4. Префиксально-суффиксальный способ словообразования свойственен производным словам, в которых в качестве дериватора используется функциональное единство префикса и суффикса (конфиксация): дар – без-дар-н(ый), бел(ый) – до-бел-а,смысл – бес-смысл-иц(а), голова – без-голов–O(ый) – префиксация с нулевой суффиксацией).

5. Префиксально-постфиксальный способ словообразования – это аффиксальный способ образования глаголов, при котором в качестве дериватора используется функциональное единство префикса и постфикса (смотреть – в-смотреть-ся).

6. Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – это аффиксальный способ образования глаголов, при котором дериватором служит функциональное единство суффикса и постфикса: присесть – присажива(ть)ся.

7. Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – это аффиксальный способ образования глаголов, при котором в качестве дериватора используется функциональное единство префикса,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 4290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.251 (0.018 с.)