Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 37
Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств. 37
Примерный перечень вопросов к экзамену. 42
Примерный перечень вопросов к зачету. 45
6.4 Критерии оценки качества освоения учебной дисциплины.. 47
Рекомендации по процедуре оценивания результатов освоения. 51
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 52
Литература. 52
7.2 Периодические издания. 56
7.3 Перечень рекомендуемых обучающих, аттестующих, справочно-информационных, компьютерных ресурсов, используемых при изучении дисциплины.. 57
8. Методические указания по изучению дисциплины для студентов. 59
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 459
Лист согласования рабочей программы.. 461
Лист регистрации изменений рабочей программы.. 462
Лист регистраций ревизий рабочей программы.. 463
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
| УТВЕРЖДАЮ
|
| Проректор по учебной работе
________________проф. А.В. Шумакова
|
| «____»_________________201___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИС ЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Современный русский язык Б3.Б.4.1
__________________________________________________________________________________________________________________
(наименование учебной дисциплины (модуля), код)
Уровень основной образовательной программы
Направление(я) подготовки (специальность) 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль(и) (специализация) Логопедия
Форма обучения
Срок освоения ООП
Факультет
Кафедра
Начальник учебно-
методического управления
| | Тюренкова С. А.
(ФИО)
| Декан факультета
| | Слюсарева Е.С.
(ФИО)
| Заведующий кафедрой
| | Скрипник Я. Н.
(ФИО)
|
Ставрополь, 201г.
Рецензент (ы)
Рабочая программа дисциплины «Современный русский язык»
/сост. Борисова Т.Г.
- Ставрополь: ГОУ ВПО СГПИ, 2011- с.
Рабочая программа предназначена для преподавательского состава, студентов и служит основой организации преподавания дисциплины Современный русский язык очной формы обучения по направлению подготовки в 1 – 3 семестрах.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "20" мая 2010 г. № 544.
Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры
от «» 201г. Протокол №
Заведующий кафедрой ________________ (Скрипник Я.Н.)
Рабочая программа дисциплины одобрена Ученым советом факультета
от «» 201г. Протокол №
Председатель Ученого совета факультета ________________ ()
Разработчики:
профессор ________________ (Борисова Т.Г.)
- Цели и задачи освоения дисциплины
1.1 Целями освоения дисциплины«Современный русский язык» являются:
- формирование у студентов знаний в области современного русского языка;
- формирование представлений о системности явлений языка и самой науки о языке.
1.2 Учебные задачи дисциплины:
- способствовать формированию у студентов представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; способствовать осознанию студентами национального своеобразия русского языка как языка межнационального общения;
- сформировать у студентов общие представления о сущности и специфике языковой системы;
- сформировать у студентов общие представления о современном русском литературном языке как научной дисциплине, об объекте и предмете, методах лингвистических исследований;
- дать студентам знание основных норм и умение оценивать факты речи применительно к этим нормам;
- ориентировать студента на решение профессиональных задач с помощью полученных знаний;
- подготовить студентов к ведению популяризаторской работы в области культуры русской речи;
- обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и навыков научной работы в области русского языка.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
2.1 Учебная дисциплина «Современный русский язык» относится к цикла
2.2 Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Дисциплина: «Русский язык» в общеобразовательной школе.
Знания: общее представление о современном русском языке, представление о разделах науки о языке; представление о звуковом, словарном и грамматическом строе языка, представление о нормах литературного языка; представление о функциональных стилях русского языка.
Умения: умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; умение создавать текст (высказывание) в соответствии с нормами литературного языка, с требованиями того или иного стиля; умение пользоваться выразительными средствами языка.
Навыки: навыки применения полученных знаний и умений в собственной речевой практике; навыки создания текста (высказывания) в разных стилях и жанрах, в устной и письменной форме; навыки использования тропов и фигур речи в собственных текстах (высказываниях).
Опыт деятельности: написание сочинений, выступления на школьных собраниях, участие в диспутах.
2.3 Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
«Основы речевой культуры дефектолога»
«Техника речи»
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Изучение данной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций.
Код компетенции: ПК-11.
Содержание компетенции: готов к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны демонстрировать знание особенностей фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических, стилистических единиц современного русского языка и законов их функционирования; знание о сущности и специфике языковой системы, общих закономерностях возникновения, функционирования и развития языка, а также отдельных сторон языковой системы;
- могут выполнять фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ, анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- обладают умениями анализировать языковые явления в единстве их формы и содержания.
Код компетенции: ОК-5.
Содержание компетенции: способен к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готов к использованию навыков публичной речи, ведению дискуссии.
В результате освоения компетенции студенты:
- должны демонстрировать знания о языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; о социально-стилистическом расслоении СРЯ, о нормах русского литературного языка, о коммуникативных качествах речи;
- могут применять знания о сущности, системе, структуре и основных функциях языка; об особенностях письменной и устной формы реализации языка; о соотношении между языком и мышлением, языком и речью; об условиях и формах речевой коммуникации, о технике речи в профессиональной деятельности;
- обладают умениями и навыками построения аргументированного высказывания, навыками построения публичной речи и ее анализа с точки зрения орфоэпических и грамматических норм русского языка.
4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура дисциплины
4.1.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
|
|
| | Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
|
| | В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
|
|
|
| -
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Из них аудиторных занятий, проводимых в интерактивных формах:
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
|
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовая работа
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды:
- подбор, изучение и конспектирование литературных источников
- составление таблиц
- выполнение семестровых домашних заданий
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации и итогового контроля
| экзамен 36
| экзамен 18
| зачет
| экзамен 18
|
| Общая трудоемкость, час.
|
|
|
|
| |
Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц, 324 часа, включая промежуточную аттестацию.
4.1.2. Разделы (темы) дисциплин и виды занятий, в часах
№ модуля ООП
| № раздела (темы)
| Наименование раздела (темы) дисциплины
| Лекции
| Практические
занятия
| Лабораторные
занятия
| Семинары
| СРС
| Другие виды занятий
| Всего
| Семестр 1
| 6практ.+4лаб.+10интер.
| I
|
| Введение в курс современного русского языка.
Тема 1. Цели, задачи и содержание дисциплины «Современный русский язык».
|
|
|
|
|
|
|
|
| Фонетика. Фонология.Фонетика. Предмет и основные задачи фонетики.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Звуковой состав русского языка. Звуки и их классификация.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Видоизменение звуков в потоке речи. Фонетическая транскрипция.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Единицы речевого потока. Слог. Ударение. Интонация.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Фонология. Понятие о фонеме.
|
|
|
|
|
|
|
| II
|
| Орфоэпия. Графика. Орфография.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных, отдельных грамматических форм, заимствованных слов.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Графика. Особенности русской графики.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Орфография. Разделы русской орфографии.
|
|
|
|
|
|
|
| III
|
| Лексикология. Фразеология.Лексикография.
Слово как основная единица лексического уровня. Лексическое значение слова. Типы лексических значений.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Синонимия. Антонимия. Омонимия. Паронимия.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лексика с точки зрения ее происхождения, употребления и функционально-стилевой и стилистической характеристики.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Фразеология русского языка.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лексикография и фразеография.
|
|
|
|
|
|
|
| IV
|
| Морфемика. Словообразование.
Морфемика. Морфемная структура слова.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Словообразование.
Основные способы словообразования.
|
|
|
|
|
|
|
| V
|
| Морфология.
Морфология как учение о частях речи и их парадигмах. Имя существительное.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Имя прилагательное.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Имя числительное.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Местоимение.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Глагол.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Причастие. Деепричастие.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Наречие.
Безлично-предикативные слова (слова категории состояния).
|
|
|
|
|
|
|
| Всего за 1 семестр:
|
|
|
| 18 экз
|
|
|
| Семестр2
| 4пр.+2лаб.+14интер.
| V
|
| Морфология.
Морфология как учение о частях речи и их парадигмах. Имя существительное.
|
|
|
|
|
| 2.
|
|
| Имя прилагательное.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Имя числительное.
|
|
|
|
|
| .
|
|
| Местоимение.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Глагол.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Причастие. Деепричастие.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Наречие. Безлично-предикативные слова (слова категории состояния).
|
|
|
|
|
|
|
|
| Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Частицы.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модальные слова. Междометия. Звукоподражания. Вопрос о звукоподражательных словах.
|
|
|
|
|
|
|
| VI
|
| Синтаксис. Пунктуация.
Предмет и задачи синтаксиса. Типы синтаксических единиц.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Простое двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Односоставные предложения. Нечленимые предложения. Полные/неполные предложения.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Осложненное предложение.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сложное предложение: общая характеристика.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Бессоюзное сложное предложение.
|
|
|
|
|
|
|
| Всего за 2 семестр:
|
|
|
| зач.
|
|
|
| Итого за год:
|
|
|
| 18экз
|
|
|
| Семестр 3
| 32 ч. = 14пр.+4лаб.+14интер.
| VI
|
| Синтаксис
Предмет и задачи синтаксиса. Основные понятия синтаксиса.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Словосочетание и предложение. Типы словосочетаний.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Простое предложение.Типы предложений по классификационным характеристикам.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Простое двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Односоставные предложения. Нечленимые предложения. Полные/неполные предложения.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Осложненное предложение. Способы осложнения простого предложения.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сложное предложение: общая характеристика.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сложносочиненное предложение.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сложноподчиненное предложение.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Бессоюзное сложное предложение.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Многочленные сложные предложения. Период. Абзац. ССЦ.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Предложения с чужой речью.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Пунктуация.
Основы русской пунктуации.
|
|
|
|
|
|
|
| Всего за 3 семестр:
| |
|
|
|
|
|
| Итого за год:
| |
|
| 8э
|
|
|
| ВСЕГО:
|
| |
| 6 э
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | 4.1.3. Разделы (темы) дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых дисциплин
| № № разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых дисциплин
| I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| VII
| | | 1.
| Основы речевой культуры дефектолога
| +
| +
| +
| +
|
| +
|
|
|
| 2.
| Техника речи
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
| 4.2. Содержание разделов и тем дисциплины
№ п/п
| Наименование разделов и тем дисциплины
| Содержание разделов и тем дисциплины
| Форма текущего контроля
|
| I. Тема 1. Введение. Цели, задачи и содержание дисциплины «Современный русский язык».
| Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
Предмет, цели, задачи дисциплины «Современный русский язык». Разделы дисциплины.
| Проверка наличия конспекта. Проверка выполнения письменного домашнего задания.
Выступления на темы «Язык как система», «Структура языка и науки о нем», «Язык и мышление», «Язык и речь», «Литературный язык и его признаки».
|
| Фонетика. Фонология.
Тема 2. Фонетика как наука. Предмет и основные задачи фонетики.
Тема 3. Звуковой состав русского языка. Звуки речи и их классификация.
Тема 4. Видоизменения звуков в потоке речи. Фонетическая транскрипция.
Тема 5. Единицы речевого потока. Слог. Ударение. Интонация.
Тема 6. Фонология. Понятие о фонеме.
| Предмет фонетики. Акустико-артикуляционный и функциональный аспекты фонетики.
Акустические свойства звуков речи. Различие звуков по высоте, силе, длительности, тембру. Роль резонаторов при образовании звуков. Тоны и шумы.
Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие об артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей.
Сегментные и суперсегментные единицы. Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегменты речевого потока. Слоговые качества звуков, ударение, интонация как суперсегментные единицы.
Классификация звуков русского языка. Гласные и согласные, их артикуляционные и акустические различия. Классификация согласных звуков по месту и способу образования, уровню шума (сонорные и шумные), по участию или неучастию голоса (звонкие и глухие), по твердости/мягкости и по другим признакам. Твердые и мягкие согласные, их артикуляционные различия. Классификация гласных звуков по месту и степени подъема языка, по наличию или отсутствию лабиализации. Гласные переднего, среднего и заднего ряда; верхнего, среднего, нижнего подъема. Гласные лабиализованные и нелабиализованные.
Видоизменения звуков в потоке речи. Комбинаторные изменения (в зависимости от соседства звуков).
Позиционные изменения (связанные: а) для гласных – с положением в безударном слоге; б) для согласных – с позицией в абсолютном конце слова).
Фонетическая транскрипция. Принципы фонетической транскрипции
Слог с артикуляционной и акустической точек зрения. Слоговые и неслоговые звуки. Типы слогов: прикрытые и неприкрытые, открытые и закрытые. Слогораздел в русском языке.
Ударение. Словесное ударение. Отличия ударных слогов от безударных по длительности, силе, тембру. Место ударения в слове. Неподвижное и подвижное словоизменительное и словообразовательное ударение. Клитики. Слабое ударение. Фразовое, тактовое, логическое ударение.
Интонация. Составляющие интонации. Понятие об интонационных конструкциях. Функции интонации: тактообразующая и фразообразующая; смыслоразличительная; эмоциональная (организация и членение речевого потока, различение коммуникативных типов предложения, выражение эмоционального состояния говорящего и его отношения к содержанию высказывания).
Фонология как раздел фонетики. Понятие фонемы, фонема и звук. Фонема как основная фонологическая единица. Фонема и особенности ее интерпретации представителями различных фонологических школ. Фонема и ее функции Позиции фонем.
Понятие чередования. Позиционные чередования: фонетические и морфологические. Исторические чередования.
| Проверка наличия конспекта.
Опрос по теме занятия.
Проверка наличия составленных таблиц.
Развернутые ответы на вопросы по теме занятия.
Проверка выполнения письменного домашнего задания.
Опрос по теме занятия
Проверка наличия конспектов и выполнения домашнего задания.
Опрос по теме занятия
Выступление с сообщением на указанную тему.
Участие в круглом столе «Фонологические школы»
|
| II. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Тема 7. Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Тема 8. Графика. Особенности русской графики.
Тема 9.Орфография.
Разделы русской орфографии.
| Предмет орфоэпии. Русское литературное произношение в его историческом развитии. Московский говор как база возникновения литературного произношения. Значение орфоэпических норм. Стили произношения. Причины отступлений от литературного произношения.
Произношение гласных и согласных, произношение отдельных грамматических форм. Особенности произношения заимствованных слов. Особенности произношения русских имен и отчеств.
Подготовка текста к озвучанию. Паузирование текста. Интонирование текста.
Теория письма. Графика. Соотношение между русской фонетикой и графикой.Русский алфавит.Русский алфавит и названия букв.Состав современного русского алфавита. Особенности русской графики.Фонематический и позиционный характер русской графики. Слоговой принцип русской графики как основной. Слоговой принцип при обозначении согласных, при обозначении йота.
Обозначение на письме фонемы (j). Обозначение на письме твердости/мягкости согласных. Ограничение слогового принципа русской графики.
Из истории русской графики и орфографии.
Орфография.Необходимость регламентации письменной речи. Понятие орфограммы. Типы орфограмм.
Морфологический характер русского правописания. Отступление от морфологического принципа правописания. Фонетические написания. Традиционные и дифференцирующие написания. Слитные, полуслитные и раздельные написания.
| Проверка выполнения письменного домашнего задания.
Проверка наличия конспектов. Выступление с сообщением на указанную тему
Проверка наличия конспектов.
Участие в круглом столе «Русская орфография и ее современное состояние»
|
| III. Лексикология.
Фразеология.
Лексикография.
Тема 10. Слово как основная единица лексического уровня. Лексическое значение слова.
Тема 11. Синонимия. Антонимия. Омонимии. Паронимия.
Тема 12. Лексика с точки зрения ее происхождения, употребления и функционально-стилевой и стилистической характеристики.
Тема 13. Фразеология русского языка.
| Предмет лексикологии русского языка. Понятие о лексике и лексической системе. Ономастика как раздел лексикологии об именах собственных. Слово как предмет лексикологии. Слово как основная номинативная единица языка. Лексическое значение слова. Слово как лексическая и грамматическая единица языка. Основные типы лексических значений слов.
Однозначные и многозначные слова. Многозначность слова. Способы развития новых значений слов. Метафора как вид переноса именования, ее разновидности. Узуальные и окказиональные метафорические переносы. Метонимия как вид переноса именования. Способы образования метонимических разновидностей. Синекдоха, ее особенности.
Лексические омонимы, их типы и роль в языке. Омонимия и полисемия.
Понятие синонимического ряда.
Антонимы как семантическая противоположность слов. Лексические антонимы, их типы и роль в языке.
Явление паронимии в русском языке. Паронимия и парономазия. Словарь паронимов.
Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения. Словарный состав и его формирование. Исконно русская лексика: общеславянская, восточнославянская и собственно русская лексика. Заимствованные слова в русском языке. Заимствования из родственных славянских языков. Старославянизмы, их фонетические, словообразовательные, семантические признаки. Заимствования из неславянских языков. Освоение заимствованных слов. Кальки. Полукальки. Русские слова в языках мира.
Лексика современного русского языка с точки зрения ее социально-диалектного состава (сфере употребления). Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектная лексика. Лексика профессиональная и терминологическая. Лексика социально ограниченного употребления (жаргонная и арготическая лексика).
Лексика современного русского языка с точки зрения функционально-стилевого расслоения и экспрессивно-стилистической окраски (лексика межстилевая и функционально закрепленная, стилистически нейтральная и экспрессивно окрашенная). Лексика книжного и разговорного стилей. Официально-деловая, научная и публицистическая лексика. Разговорная лексика, ее разновидности (разговорно-бытовая, фамильярно-разговорная и др.).
Просторечная лексика, ее особенности (ненормативность, влияние диалектной речи, стилистическая сниженность семантики, жаргонизация и др.). Вульгаризмы.
Лексика современного русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Устаревшие слова (историзмы, архаизмы). Разновидности архаизмов: фонетические, лексические, семантические, словообразовательные, морфологические. Неологизмы. Разновидности неологизмов. Неологизмы языковые и авторские (индивидуализмы, окказионализмы, потенциализмы).
Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте. Признаки фразеологизма. Понятие о фразеологическом значении. Однозначные и многозначные обороты. Синонимия и антонимия фразеологизмов.
Типы фразеологических оборотов по мотивированности значения и семантической слитности. Фразеологические сращения. Фразеологические единства.
Фразеология. Классификация ФЕ Виноградова – Шанского. Типы фразеологизмов и фразеологизированных оборотов по структуре и лексико-грамматическому составу. Структурно-грамматический состав фразеологизмов и фразеологизированных выражений. Лексико-грамматическая характеристика фразеологизмов и фразеологизированных выражений. Фразеологический оборот в его отношении к части речи.
Фразеология современного русского языка с точки зрения ее происхождения. Источники русской фразеологии. Исконные фразеологизмы и фразеологизированные выражения. Фразеологизмы и фразеологизированные обороты, заимствованные из других языков.
Фразеология современного русского языка с точки зрения функционально-стилистической. Функционально-стилевая характеристика русской фразеологии: межстилевые, книжные, разговорные и просторечные фразеологизмы. Стилевая классификация фразеологизмов и фразеологизированных оборотов. Их экспрессивно-стилистические свойства. Разговорные фразеологизмы и фразеологизированные обороты. Книжные фразеологизмы и фразеологизированные выражения.
| Проверка наличия конспекта.
Проверка выполнения письменного домашнего задания.
Опрос по теме занятия.
Проверка выполнения письменного домашнего задания.
Опрос по теме занятия.
Проверка наличия конспектов.
Развернутый ответ на вопрос «Лексическая система русского языка».
Проверка наличия конспектов. Участие в коллоквиуме "Словарный и фразеологический состав русского языка".
|
| Тема14. Лексикография и фразеография.
| Краткие сведения из истории русской лексикографии. Основные словари русского языка. Типы словарей. Важнейшие толковые словари. Словари диалектные (областные). Исторические словари. Этимологические словари. Словообразовательные словари. Обратные словари. Словари сокращений. Частотные словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Словари иностранных слов. Орфографические словари. Орфоэпические словари. Грамматические словари. Словари правильностей. Словари сочетаемости слов.
Фразеологические словари.
Словари языка писателей. Словари эпитетов.
| Проверка наличия конспекта и аннотации.
Опрос по теме занятия.
|
| IV. Морфемика. Словообразование.Тема 15. Морфемика. Морфемная структура слова.
Тема 16. Словообразование. Основные способы словообразования.
| Предмет морфемики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Связь морфемики с лексикой и фонетикой. Типы морфем по характеру выражаемого ими значения (корни и аффиксы). Типы аффиксов по позиции в структуре слова: префиксы, суффиксы, постфиксы. Типы аффиксов по функции: словообразовательные и словоизменительные (формообразущие) аффиксы. Материально выраженные и нулевые аффиксы.
Морфемная структура слов русского языка. Состав слова.
Продуктивность словообразующих и формообразующих аффиксов. Основа слова как обязательный и постоянный элемент морфемной структуры слова. Непроизводные и производные основы. Производящая основа.
Исторические изменения морфемного состава слова.
Типы образования слов в русском языке. Лексико-семантическое словообразование. Лексико-синтаксическое словообразование. Морфолого-синтаксическое словообразование.
Морфологическое словообразование. Аффиксальные способы словообразования: суффиксация, префиксация, постфиксация, префиксально-суффиксальный, префиксалъно-постфиксалъный, суффиксально-постфиксальный, префиксалъно-суффиксально-постфиксальный и сложно-суффиксалъный способы словообразования. Безаффиксальные способы.
| Проверка выполнения письменного домашнего задания.
Опрос по теме занятия.
Проверка наличия конспекта.
Опрос по теме занятия.
|
| V. Морфология.
Тема 17. Морфология как учение о частях речи и их парадигмах. Имя существительное.
Тема 18. Имя прилагательное.
Тема 19. Имя числительное.
Тема 20. Местоимение.
Тема 21. Глагол.
Тема 22. Причастие. Деепричастие.
Тема 23. Наречие. Безлично-предикативные слова (слова категории состояния).
Тема 24. Служебные частиречи. Предлоги. Союзы. Частицы.
Тема 25. Модальные слова. Междометия. Звукоподражания. Вопрос о звукоподражательных словах.
| Предмет морфологии. Морфология как грамматическое учение о слове. Морфологическое (грамматическое) значение и морфологическая (грамматическая) категория. Грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений. Взаимодействие лексических и грамматических значений в слове.
Учение о частях речи в русской грамматической науке. Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов в русском языке. Вопрос о классификации частей речи в русской грамматической литературе. Общая характеристика частей речи современного русского языка. Явления переходности в системе частей речи.
Состав частей речи.
Знаменательные части речи.
Имя существительное как часть речи. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции.
Лексико-грамматические разряды имен существительных и их семантико-грамматические признаки: существительные нарицательные и собственные; одушевленные и неодушевленные; существительные конкретные и единичные; абстрактные, вещественные и собирательные.
Категории рода, числа и падежа имен существительных. Колебания в роде имен существительных. Род несклоняемых существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие только форму единственного числа и только форму множественного числа. Падеж имен существительных. Основные значения падежей. Склонение имен существительных. Типы склонений (парадигм) имен существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.
Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное как часть речи. Значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксические функции.
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных; качественные, относительные и притяжательные прилагательные как основные разряды.
Краткие формы и степени сравнения имен прилагательных. Способы образования форм сравнительной степени. Способы образования форм превосходной степени.
Склонение имен прилагательных. Типы склонений имен прилагательных.
Словообразование имен прилагательных.
Значение имен числительных, его морфологические признаки и синтаксические функции.
Разряды числит |
|