Лекция «Полные и неполные предложения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция «Полные и неполные предложения»



Цель лекции: научить различать понятия структурная и семантическая неполнота предложения, познакомить с основными разновидностями неполных предложений.

План

1. Понятие структурной и семантической неполноты предложения.

2. Функциональные и конструктивные разновидности неполных предложений.

 

1. Понятие структурной и семантической неполноты предложения

Полные и неполные предложения разграничиваются по наличию/ отсутствию структурно обязательных членов предложения. Полными и неполыми могут быть и двусоставные и односоставные предложения. В школе обращается внимание на неполные двусоставные и односоставные предложения. Важно: Неполноту предложения не следует путать с односоставностью.

Неполными предложениями называются предложения, отличающие неполнотой грамматической структуры вследствие пропуска тех или иных формально необходимых членов предложения (главных или второстепенных), которые и без называния ясны из контекста или коммуникативной ситуации.

Неполные предложения чаще всего проявляются в диалогической речи. Это стихия устной речи. Неполные предложения в русском языке чрезвычайно широко распространены, и их роль в речи велика:

1. Они освобождают речь от известного, облегчают ее;

2. Помогают избежать тавтологии;

3. Делают проще конструкции сложных предложений;

4. Основная сфера их употребления – разговорная речь, диалогическая речь. Ср.: 1. Я читаю книгу – двусоставное полное предложение

2. Читаю книгу – односоставное полное предложение

3. –Что ты читаешь? – двусоставное полное предложение

– Книгу – двусоставное неполное предложение

4. – Каждую свободную минуту читаю книгу – односоставное полное предложение

– Что читаешь? – односоставное неполное предложение

– Книгу – односоставное неполное предложение

Т.о, в неполных предложениях пропущены, но подразумеваются и легко восстанавливаются те или иные члены предложения, как главные, так и второстепенные.Такое понимание неполных предложений представлено и в школных учебниках по русскому языку.

История вопроса.

Учение о неполных предложениях складывалось постепенно. В ранних рамматиках разграничение полных и неполных предложений было ориентировано на наличие/отсутствие только главных членов предложения. Этот принцип разграничения господствовал долго (н-р, в трудах представителей логико-грамматического направления Н.И.Греча, Ф.И.Буслаева).

А.А.Шахматов, выделив и описав односоставные предложения, сузил объем неполных предложений.

Дальнейшее углубление теории неполноты предложения привело к небходимости выявления их полноты / неполноты относительно наличия в них второстепенных членов предложения. А.М.Пешковский считал очень важным разграничение полных и неполных предложений с формальной точки зрения. С формальной точки зрения точки зрения полное предложение характеризуется наличием всех обязательных, грамматически мотивированных членов предложения.

В дальнейшем было установлено, что характерными чертами неполных редложений являются

1. Их использование в диалогической речи.

2. Наличие реплик-повторов такой структуры.

3, Их использование в сложных предложениях.

4. Их использование в монологической речи, в частности, в авторских рассуждениях.

Внимание к структуре предложения повернуло взгляд исследователей к сфере употребления неполных предложений.

Новым периодом в изучении неполных предложений была этапная статья И.А.Попова (1953 г.) «Неполные предложения в русском языке». Самым главным в этой статье была мысль о том, что неполные предложения охватывают разные структуры. Эта идея оказалась плодотворной и привела к той классификации неполных предложений, которая существует в учебных пособиях.

Разновидности неполных предложений:

1. Контекстуально неполные (неполночленные, предложения неразвернутой структуры).

2. Ситуативно неполные.

3. Эллиптические предложения. Взятые вне контекста, такие предложения не передают законченной мысли.

Во всех этих разновидностях неполных предложений имеются грамматически немотивированные члены предложения.

2. Функциональные и конструктивные разновидности неполных предложений

Обычно указываются два вида неполных предложений:

1. Контекстуально неполные.

2. Ситуативно неполные.

Контекстуально неполные предложения характерны для письменной речи. Это предложения с неназванными членами, которые действительно пропущены, но легко восстанавливаются, поскольку были упомянуты в предшествующем контексте (или в предыдущем предложении).

Контекстуально неполные предложения встречаются:

1. В диалогической речи.

Н-р, – Ты кто такой?

– Проходящий.

2. В монологической речи, а именно в сложных предложениях всех типов, и чаще во второй и последующих предикативных частях.

Н-р, [В одной руке он держал удочку], а [я в обеих – кукан с рыбеш-

кой]. (ССП)

[Я сказал], (что приду). (СПП)

[Так и едем]: [по ровному месту – на телеге], [в гору – пешком].

(БСП)

2. В парцеллированных конструкциях.

Н-р, Хочешь мы из тебя офицера сделаем. Настоящего.

3. Предложения с неполной формой слова или неполным словосочетанием.

Н-р, Я буду ловить певчих птиц, а бабушка – продавать.

Таким образом, в неполных предложениях «неназванными» могут быть подлежащее, сказуемое, и подлежащее и сказуемое, части составного сказуемого, любой второстепенный член предложения.

Ситуативно неполные предложения чаще встречаются в устной речи.

Структурные компоненты в них отсутствуют, потому что ясны из ситуации, их потенциальная полнота восполняется, исходя из соответствующей речевой обстановки.

Н-р, – Прощайте, маменька! (Кабанов)

– В ноги! В ноги! (Кабанова)

Для ситуативно неполных предложений большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, характер ситуации.

Среди ситуативно неполных предложений выделяются:

1. Предложения-реплики.

Н-р, – Пять! (Студент после экзамена)

2. Предложения-ответы.

Н-р, – Который час? – Пять.

Сфера употребления контекстуально неполных предложений шире, чем ситуативно неполных. Неполнота грамматической структуры предложения не мешает ему служить целям коммуникации, пропуск того или иного члена предложения не нарушает смысловой законченности предложения.

Неполные предложения следует отличать от недосказанных.

Н-р, А разве это…. Нет, не может быть!

Контекстуально и ситуативно неполные предложения являются неполными и структурно и семантически.

Вопрос об эллиптических предложениях.

В отличие от первых двух видов неполных предложений эллиптичекие предложения характеризуются тем, что в них пропущено только сказуемое. Эллиптические предложения семантически полные, но структурно неполные. Поэтому эллиптические предложения некоторые лингвисты считают:

1. Полными номинативными (Е.Н.Ширяев, авторы Грамматики-70).

2. Разновидностью неполных (большинство).

3. Особый вид предложений в русском языке (П.А.Лекант).

Лучше сказать, что эллиптические предложения близки к неполным, так как в них тоже отсутствует компонент структурной схемы. Но по значению эллиптические предложения отличаются от неполных. Пропущен компонент – сказуемое, который не упоминается в предшествующем тексте.

Этот пропуск воспринимается как закономерность и не ведет к непониманию предложения – такие предложения не нуждаются ни в контексте, ни в ситуации.

Н-р, За домом сад, залитый солнцем. (Это неполное двусоставное эллиптическое предложение).

Это стандитизированные, типизированные конструкции в русском языке. Пропущены в эллиптических предложениях могут быть глаголы строго определенной семантики. Это:

1.Глаголы со значением движения.

Н-р, Я – за свечку, свечка – в печку.

2. Глаголы речи, мысли.

Н-р, Он – о погоде, а я – о деле.

3. Каузальные глаголы со значением «бить, ударять».

Н-р, Вот я тебя веником!

Таким образом, выделяются три функционально-конструктивных вида неполных предложений:

1. Контекстуально неполные.

2. Ситуативно неполные.

3. Эллиптические.

Литература

1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

2. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. – М., 1987.

3. Современный русский язык/ Под ред. Е.И.Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001.

4. Современный русский язык/ Под ред. П.А.Леканта: Учебник. – М., 2002.

5. Постникова И.И. Это непростое простое предложение. – М., 1985.

6. Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. – М., 1968.

7. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. М., 1979.

8. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. – М., 1986.

9. Русская грамматика/ Под ред. Н.Ю.Шведовой: В 2-х т. – М., 1980. – Т.2.

10. Попов Р.Н. Современный русский язык: Учебник. – М., 1978.

11. Костромина Н.В. Русский язык: В 2-х ч. – М., 1989. – Ч.2.

12. Долин Ю.Т. О грамматической форме номинативных предложений // Русский язык в школе. – 1987.– №1 (краткий конспект).

13. Бархударов С.Г. Русский язык. 8 класс: Учебник. – М., 1989.

14. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник. – М., 2000.

15. Русский язык: Учебник для 8 класса/ Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М., 2001.

Контрольные вопросы

1. Понятие структурной и семантической неполноты предложения.

2. Функциональные и конструктивные разновидности неполных предложений.

3. Вопрос об эллиптических предложениях.

4. Какие предложения могут быть неполными?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.017 с.)