Особенности организации СР с неполной отцовской семьей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации СР с неполной отцовской семьей



Неполная отцовская семья подвергается многим соц. рискам, которые ставят под угрозу ее благополучие. Неполные семьи в первую очередь нуждаются в соц. поддержке, которая позволит устранить негативные влияния среды на неполную семейную систему. Наряду с проблемами, испытываемыми всеми неполными семьями, семьи одиноких отцов подвергаются специфическим трудностям, которые в настоящий момент достаточно мало исследованы.

Неполная отцовская семья характеризуется наличием главы семьи (отца) и ребенка либо нескольких детей. В некоторых случаях имеют место расширенные неполные отцовские семьи, они, как правило, отличаются совместным проживанием или ведением совместного хозяйства с близкими родственниками: бабушками, дедушками, тетями, дядями. Функции данных совместно проживающих родственников заключаются преимущественно в помощи главе семьи в уходе за детьми, присмотре за детьми во время отсутствия отца, обеспечении детей питанием, организации досуга, контроле за посещением детских дошкольных и образовательных учреждений.

Большинство неполных семей, и в том числе отцовских, имеют один источник дохода и в связи даже со временной нетрудоспособностью отца финансовое благополучие семьи подвергается угрозе. При несоответствии уровня зар.платы реальным нуждам неполной семьи в современных российских условиях одинокие отцы к тому же лишены возможности пользоваться теми соц. гарантиями, которые есть у одиноких матерей, исключение составляют только выплаты по потере родителя, объем которых мало что меняет в позитивную сторону. Наряду с этим имеет место факт несоответствия пособия выплачиваемого на содержание ребенка фактическим затратам на его обеспечение всем необходимым. Одинокие отцы, как правило, сталкиваются с дискриминацией со стороны работодателей при приеме на работу и начислении зар. платы, что частично объясняется структурой спроса на рынке труда. Данная ситуация вызывает у мужчин стресс, который является причиной чувства неадекватности, появляющегося из-за несоответствия собственных представлений о роли мужчины (отца) в семье. Чувство неадекватности и снижение самооценки зачастую выливается в деструктивное русло и выступает в роли фактора, повышающего уровень агрессивности этих индивидов. Фрустрационная агрессивность, следовательно, сильно повышает уровень конфликтности в семьях, что отмечает большинство опрошенных одиноких отцов.

Неполные отцовские семьи, как правило, характеризуются нехваткой времени у родителя на занятия с ребенком. Это объясняется тем, что отцы вынуждены работать в нескольких местах для обеспечения необходимых средств на содержание ребенка. В данных семьях зачастую складывается ситуация, когда работающему родителю не с кем оставить ребенка, за которым требуется осуществлять присмотр, она к тому же может осложняться частыми болезнями детей. Проблема в адекватном совмещении данных ролевых позиций провоцирует сбои в организации досуга в семье, снижение внимания к детям, особенно это касается эмпатического общения. Любой промежуток свободного времени в выходные, отпуска, праздничные дни одинокие отцы склонны рассматривать как время для дополнительного заработка. Таким образом, они испытывают чрезмерную перегруженность на работе и не имеют достаточно времени для совместного проведения его с детьми. Ситуация усугубляется тем, что в неполной семье родитель должен возмещать недостаток внимания, возникший после потери другого родителя. В связи с этим у одиноких отцов значительно сужается набор тактик и стратегий развития семейной системы в условиях лишения детей материнского внимания.

Существует множество социально-психологических проблем, возникающих во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполной семьи:

1. С потерей значимого объекта привязанности на некоторый промежуток времени социальная жизнь мужчины практически полностью приостанавливается, он замыкается в себе, переживая данную утрату. Адаптивные возможности семьи в этот период резко снижены.

2. Острое горе у детей значительно повышает эмоциональную нагрузку на мужчину, так как ему приходится служить детям практически единственной опорой.

3. Мужчина после потери супруги склонен идеализировать ее и проявляет тенденцию сравнивать будущего брачного партнера с идеализированным образом, что, разумеется, усложняет образование новой семьи.
4. Такие люди зачастую после утраты супруги испытывают перед ней или перед детьми чувство вины из-за кажущейся ему неадекватности в отношениях с детьми, неумения понять их эмоции и выразить свои.

В свете вышеперечисленных проблем (хотя ими ни в коем случае не исчерпываются все трудности неполной отцовской семьи), основная задача соц. поддержки данного вида семей видится в оказании адекватной соц. помощи и активизации внутренних ресурсов адаптации к возникшим деструктивным условиям, а также в развитии адресной соц. поддержки неполных отцовских семей. Рассматривая этот вид семьи как объект соц. поддержки, следует подчеркнуть важность создания благоприятной обстановки для развития нормальных отношений внутри семьи, устранение соц. изоляции, которой они подвергаются на некоторых этапах своего развития, гармонизацию внутрисемейных отношений.

В настоящее время СР располагает широким спектром технологий, позволяющих оказывать оптимальную соц. поддержку всем видам и типам семей. Такая технология, как группа само- и взаимопомощи, получила широкое распространение на Западе как форма соц. поддержки неполной семьи. Организация подобных групп в условиях современной России позволит активизировать внутренние ресурсы адаптации неполной отцовской семьи при относительно небольших затратах на их поддержание. Группы само- и взаимопомощи предполагают свободный обмен информацией одинокими отцами прежде всего об опыте ведения домашнего хозяйства без участия второго родителя, опытом совместной семейной деятельности с детьми, опытом воспитания детей в семье, где мужчина вынужден совмещать социальные роли отца и матери. Данная социальная технология представляется наиболее приемлемой при работе с одинокими отцами.

Социальная работа с неполной отцовской семьей в целом заключается в оказании семье индивидуальных, психологических консультаций по вопросам детско-родительских отношений. Очень важна роль психолога в построении адекватного семейного диагноза (применение клинико-биографического, психологического методов, метода включенного наблюдения и др.), разработке психологических методик, предназначенных для анализа отклонений в воспитании, и выявлении причин их возникновения, в разработки и реализации методик семейной коррекции.

Важной формой работы с семьей является организация семейного досуга, тематические мероприятия (психологические, спортивные, туристические, культурные и т .д.) где отец и ребенок действуют сообща, где присутствуют взаимопомощь, взаимовыручка, взаимоподдержка членов семьи, что существенно укрепляет отношения внутри семьи.

 

34. Соц. технологии и их роль в соц.практике

Соц. технологии следует рассматривать как важнейшие элементы механизма управления, составляющие целую систему методов выявления и использования потенциалов соц. системы в соответствии с целями ее развития, методов разрешения противоречий между субъектами и объектами управления; как совокупность операций и процедур соц. воздействия на объекты соц. управления, направленных на получение оптимального соц. результата.

Соц. технологии распространяются и на экономическую, и на социально-политическую, и на духовную сферу общественной жизни. Они используются, прежде всего, в управлении соц. процессами, в системе социального планирования на различном уровне, в совершенствовании исследовательской работы, интеллектуальной деятельности в целом.
Соц. технологии проявляются в двух формах: как структурный элемент системы, технологически оформленный программный результат и как управленческая деятельность по реализации разработанных программ и проектов. В связи с этим и определяется основная функция соц. технологий, состоящая в создании наукоемких соц. инноваций, причем, в первую очередь, в управленческих; в объединении данных технических и гуманитарных знаний; а также в формировании нового гуманитарно-технологического мышления.

Данная характеристика соц. технологий представляет возможность классифицировать важнейшие для сферы управления Российского государства социальные технологии.

- стратегические социальные технологии, прогнозирующие динамику общественно-политических, экономических и социокультурных изменений, т.е., по сути, универсальные технологии системного знания, которые являются основой для концептуального обоснования программ и проектов федерального и регионального управления.

- информационные социальные технологии, использование которых дает возможность оценивать проблемную либо конфликтную ситуацию в регионе, городе, отрасли, а также выявлять тенденции социально-политического и экономического развития, обосновывать прогнозы.

- обучающие и внедренческие технологии.

Разработка соц.х технологий предполагает определенную систему соц. норм теми субъектами управления, которые используют их в регулировании общественных процессов, и в то же время социальные технологии представляют собой систему общезначимых правил и закономерностей, влекущих за собой трансформирование организационных структур.

Классификации социальных технологий.

1. По масштабам решаемых социальных проблем:

· универсальные социальные технологии (технологии социальной диагностики)

· частные социальные технологии (конкретную технологию, например, технологию педагогического воздействия)

2. По уровню социальной деятельности:

· глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;

· региональные социальные технологии, дающие эффект при решении

· проблем в условиях конкретного региона;

· национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;

· государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах

· конкретного государства;

· муниципальные и пр.

3. По характеру решаемых задач:

· функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;

· инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество; - технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.

4. По характеру воздействия на социальные процессы:

· формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;

· стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;

· сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;

· разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.

5. По характеру и содержанию используемых средств:

· организационно-распорядительные и административные социальные технологии;

· социально-правовые технологии;

· медико-социальные технологии;

· психологические технологии;

· педагогические технологии и т.п.

Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:

· социальные технологии, ориентированные на созидание;

· социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;

· социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии.

Таким образом, социальные технологии - это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы.

Место СР в системе соц. технологий

1.спец ориентированная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека

2.способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры, операции с последующей их координацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения

3. метод управления соц процессами, обеспечивающих систему воспроизводства в определенных параметрах: качестве, объеме, целостности деятельности

Значение и соновные задачи соц технологической подготовки для соц раб

1.вооружить знаниями технолог основ технологий и методик организации соц раб с различными группами населения.

2.развив творческое мышление, умение анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и сособы оптим решений соц. проблем.

3.формир у спецов навыки и умения орг деятельности, методов управленческого воздействия и т.д.

35. СР с молодежью: проблемы и содержание

Молодежь - это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лиц данного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям. Молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома.

Система социальной зашиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1. Обязательный минимум учреждений для каждого города, района, куда входят:

а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье и детям;

в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

г) социальная гостиница;

д) социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической помощи по телефону;

в) дом милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).

3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят:

а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

в) общежития для лиц с ограниченными возможностями.

Основными направлениями работы органов социального обслуживания молодежи стали:

• воспитательно-профилактическая;

• реабилитационная;

• оздоровительная;

• досуговая;

• информационно-консультативная;

• содействие занятости;

• социальная поддержка молодого поколения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.016 с.)