Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические проблемы теории СРСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методология — это система принципов и способов организации и построения теор. и практ. деятельности, а также учение об этой системе. К методологическим проблемам относят: объект и предмет науки, закономерности, понятийно-категориальный аппарат, методы, статус науки, принципы. Следующая методологическая проблема — это анализ закономерностей конкретного соц. знания, от познания которых зависит результативность практики. Закономерности, объективно присутствующие в реальной действительности, могут отличаться по объему содержания и форме фиксаций от тех закономерностей, которые утверждаются в науке. Причина этого — не только в неполноте нашего знания, которое не до конца вскрывает сущность тех или иных явлений. Теория СР относится к общественным дисциплинам со всеми присущими этим дисциплинам сильными и слабыми сторонами. Закономерности теории СР наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности соц. связей и явлений, имеющих отношение к соц. ситуации. В специальной литературе закономерности СР разделяют на две группы: 1) закономерности функционирования и развития субъекта СР; 2) существенные связи между субъектом и объектом соц. деятельности и их диалектика. Важной особенностью методологии теории СР является использование ряда общенаучных принципов. Основными принципами СР выступают интегрированные принципы философии и соц. психологии: Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность соц. явлений экономическими и политическими факторами, которые определяют состояние общественных отношений, специфику их формирования и проявления Понятийно-категориальный аппарат служит важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания — это совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей. Понятийный аппарат формируется в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения логических операций и образует структуру науки. Понятие является важнейшей логической формой, позволяющей выявить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Именно посредством понятий в любой науке, и СР здесь не является исключением, представляется возможным добиться единообразия в понимании сущности явлений, выразить закономерности и тенденции развития социальной действительности. В научном знании выделяют два уровня понятий. Понятия, отражающие эмпирический опыт, результаты наблюдений и экспериментов, составляют первичный уровень понятий. Понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними, составляют уровень второго порядка и относятся к теоретическим понятиям. Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее аппарата, называются категориями. Вопрос о категориях соц. наук сложен, так как явления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, многообразны, переплетены друг с другом, по-разному интерпретируются отдельными отраслями социального знания, что особенно актуально для теории СР. Говоря о методах, можно выделить 2 группы: методы СР как научного знания и как практ. деятельности. Классификация методов в теории СР не имеет единого вида. Многие методы, используемые в СР, являются междисциплинарными, что определяется универсальным характером данного вида знания. По степени общности можно выделить следующие группы методов: 1. Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания). 2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование). 3. Частные, специальные методы — специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. Нерешенность и дискуссионность методологических проблем теории СР — вот основная особенность современной научной ситуации. Это обстоятельство прямо влияет на поиск роли и места теории СР среди других наук. С одной стороны, теория СР имеет все структурно-родовые признаки научного знания: налицо специфический предмет и объект исследования, закономерности, специфические понятия, категории, принципы и методы исследования. С другой стороны, она скорее относится к группе прикладных наук и характеризуется междисциплинарной направленностью. В оценке научного статуса СР как научной дисциплины в России доминируют два подхода. Сторонники одного исходят из того, что теор. основу СР составляют смежные науки о человеке и обществе (социальная философия, социология, антропология, психология и др.); сторонники другого предпринимают попытки доказать самостоятельность СР как научной дисциплины, в рамках которой выделяются теоретический и прикладной аспекты. 5. Сущность и основное содержание СР: теория и практика Современное понимание основ соц. развития исходит из того, что соц. политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие соц. служб, установление гос. пенсий, пособий и иных гарантий соц. защиты (среди которых особо выделяется соц. обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.). СР — профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, соц. группам в преодолении личностных и соц. трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, с.р. принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине, имеющий своей целью избавлению людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение соц.раб. к их клиентам. Подобно всем соц. институтам, институт соц. защиты и СР, в конечном счете, выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства. СР является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и гос. аппаратом, а также законодательством. К основным целям СР можно отнести: 1. увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; 2. создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону; 3. адаптация или реадаптация людей в обществе; 4. создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; 5. достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента “отпадает”. Все идеи и теории СР группируются вокруг одного центрального блока проблем: 1. условия формирования и осуществления жизнедеятельности человека; 2. соотношение свободы и социальной обусловленности личности, социально оправданной (или неоправданной) меры этой свободы и возможностей ее реализации в обществе. Проблемами СР также можно считать и проблемы, связанные со структурой общества, взаимозависимостью его элементов, с выявлением факторов и общих закономерностей соц. развития, законы общества, общественные идеалы и стремление личности к осуществлению своих идеалов, отношения между личностью и культурой. В ХХ веке, все эти проблемы в той или иной степени стали объектом изучения разных соц. наук, которые исследуют определенные типы взаимодействия как внутри этих явлений, так и между ними. Но возникает целый ряд комплексных соц. связей (соц. помощь, соц. поддержка, соц. реабилитация, соц. коррекция, соц. адаптация, соц. защита), в которых фиксируются некоторые соц. факты (явления, процессы) и которые не изучаются до сих пор специально ни одной из “официально” существующих соц. наук. Этот тип связей и является объектом изучения теории СР. Изучение научной отечественной и зарубежной литературы позволило выделить два уровня разработанности и разрабатываемости проблем СР. I уровень - разработка теории и практики СР, необходимость формирования общей концепции и принципов теории СР. П уровень - разработка проблем СР в России, вопросов связанных с подготовкой специалистов, а также создание методик оказания помощи клиенту, т. е. теоретико-методологические проблемы СР. В последние годы в России развертываются исследования СР, во-первых, как профессиональной деятельности, что вызывает насущную необходимость теоретико-методологического анализа практики СР; во-вторых, как учебной дисциплины, что вызвано начавшейся подготовкой специалистов в области СР, которая невозможна без осмысления теор. проблем СР в целом; в-третьих, как научной теории, что выявило, с одной стороны, в научных кругах потребность в разработке в сфере СР целостной системы практика - теория - образование, с другой - осознание представителями разных школ и направлений необходимости комплексного исследования СР, а также дальнейшего развития такой сферы современного социологического знания, как социология СР. Таким образом, СР, возникнув как общественное явление, превратившись затем в определенный соц. институт, становится объектом познания, проявляющегося на разных уровнях - от обыденного до научно-теоретического. В настоящее время уже можно говорить об истории научно-теоретического осмысления СР.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.113 (0.007 с.) |