![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические проблемы теории СР
Методология — это система принципов и способов организации и построения теор. и практ. деятельности, а также учение об этой системе. К методологическим проблемам относят: объект и предмет науки, закономерности, понятийно-категориальный аппарат, методы, статус науки, принципы. Следующая методологическая проблема — это анализ закономерностей конкретного соц. знания, от познания которых зависит результативность практики. Закономерности, объективно присутствующие в реальной действительности, могут отличаться по объему содержания и форме фиксаций от тех закономерностей, которые утверждаются в науке. Причина этого — не только в неполноте нашего знания, которое не до конца вскрывает сущность тех или иных явлений. Теория СР относится к общественным дисциплинам со всеми присущими этим дисциплинам сильными и слабыми сторонами. Закономерности теории СР наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности соц. связей и явлений, имеющих отношение к соц. ситуации. В специальной литературе закономерности СР разделяют на две группы: 1) закономерности функционирования и развития субъекта СР; 2) существенные связи между субъектом и объектом соц. деятельности и их диалектика. Важной особенностью методологии теории СР является использование ряда общенаучных принципов. Основными принципами СР выступают интегрированные принципы философии и соц. психологии: Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность соц. явлений экономическими и политическими факторами, которые определяют состояние общественных отношений, специфику их формирования и проявления Понятийно-категориальный аппарат служит важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания — это совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей. Понятийный аппарат формируется в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения логических операций и образует структуру науки. Понятие является важнейшей логической формой, позволяющей выявить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Именно посредством понятий в любой науке, и СР здесь не является исключением, представляется возможным добиться единообразия в понимании сущности явлений, выразить закономерности и тенденции развития социальной действительности. В научном знании выделяют два уровня понятий. Понятия, отражающие эмпирический опыт, результаты наблюдений и экспериментов, составляют первичный уровень понятий. Понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними, составляют уровень второго порядка и относятся к теоретическим понятиям. Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее аппарата, называются категориями. Вопрос о категориях соц. наук сложен, так как явления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, многообразны, переплетены друг с другом, по-разному интерпретируются отдельными отраслями социального знания, что особенно актуально для теории СР. Говоря о методах, можно выделить 2 группы: методы СР как научного знания и как практ. деятельности. Классификация методов в теории СР не имеет единого вида. Многие методы, используемые в СР, являются междисциплинарными, что определяется универсальным характером данного вида знания. По степени общности можно выделить следующие группы методов: 1. Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания). 2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование). 3. Частные, специальные методы — специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. Нерешенность и дискуссионность методологических проблем теории СР — вот основная особенность современной научной ситуации. Это обстоятельство прямо влияет на поиск роли и места теории СР среди других наук. С одной стороны, теория СР имеет все структурно-родовые признаки научного знания: налицо специфический предмет и объект исследования, закономерности, специфические понятия, категории, принципы и методы исследования. С другой стороны, она скорее относится к группе прикладных наук и характеризуется междисциплинарной направленностью. В оценке научного статуса СР как научной дисциплины в России доминируют два подхода. Сторонники одного исходят из того, что теор. основу СР составляют смежные науки о человеке и обществе (социальная философия, социология, антропология, психология и др.); сторонники другого предпринимают попытки доказать самостоятельность СР как научной дисциплины, в рамках которой выделяются теоретический и прикладной аспекты. 5. Сущность и основное содержание СР: теория и практика Современное понимание основ соц. развития исходит из того, что соц. политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие соц. служб, установление гос. пенсий, пособий и иных гарантий соц. защиты (среди которых особо выделяется соц. обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.). СР — профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, соц. группам в преодолении личностных и соц. трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, с.р. принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине, имеющий своей целью избавлению людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение соц.раб. к их клиентам. Подобно всем соц. институтам, институт соц. защиты и СР, в конечном счете, выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства. СР является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и гос. аппаратом, а также законодательством. К основным целям СР можно отнести: 1. увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; 2. создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону; 3. адаптация или реадаптация людей в обществе; 4. создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; 5. достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента “отпадает”. Все идеи и теории СР группируются вокруг одного центрального блока проблем: 1. условия формирования и осуществления жизнедеятельности человека; 2. соотношение свободы и социальной обусловленности личности, социально оправданной (или неоправданной) меры этой свободы и возможностей ее реализации в обществе. Проблемами СР также можно считать и проблемы, связанные со структурой общества, взаимозависимостью его элементов, с выявлением факторов и общих закономерностей соц. развития, законы общества, общественные идеалы и стремление личности к осуществлению своих идеалов, отношения между личностью и культурой. В ХХ веке, все эти проблемы в той или иной степени стали объектом изучения разных соц. наук, которые исследуют определенные типы взаимодействия как внутри этих явлений, так и между ними. Но возникает целый ряд комплексных соц. связей (соц. помощь, соц. поддержка, соц. реабилитация, соц. коррекция, соц. адаптация, соц. защита), в которых фиксируются некоторые соц. факты (явления, процессы) и которые не изучаются до сих пор специально ни одной из “официально” существующих соц. наук. Этот тип связей и является объектом изучения теории СР. Изучение научной отечественной и зарубежной литературы позволило выделить два уровня разработанности и разрабатываемости проблем СР. I уровень - разработка теории и практики СР, необходимость формирования общей концепции и принципов теории СР. П уровень - разработка проблем СР в России, вопросов связанных с подготовкой специалистов, а также создание методик оказания помощи клиенту, т. е. теоретико-методологические проблемы СР. В последние годы в России развертываются исследования СР, во-первых, как профессиональной деятельности, что вызывает насущную необходимость теоретико-методологического анализа практики СР; во-вторых, как учебной дисциплины, что вызвано начавшейся подготовкой специалистов в области СР, которая невозможна без осмысления теор. проблем СР в целом; в-третьих, как научной теории, что выявило, с одной стороны, в научных кругах потребность в разработке в сфере СР целостной системы практика - теория - образование, с другой - осознание представителями разных школ и направлений необходимости комплексного исследования СР, а также дальнейшего развития такой сферы современного социологического знания, как социология СР. Таким образом, СР, возникнув как общественное явление, превратившись затем в определенный соц. институт, становится объектом познания, проявляющегося на разных уровнях - от обыденного до научно-теоретического. В настоящее время уже можно говорить об истории научно-теоретического осмысления СР. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.006 с.) |