Социально-психологическое консультирование и его роль в социальной работе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологическое консультирование и его роль в социальной работе.



Соц. консультирование – метод СР, который заключается в исследовании проблем клиента, в нахождении вместе с ним путей разрешения проблем, система советов и рекомендаций о путях и технологиях разрешения проблемы и об имеющихся соц. ресурсах. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и д.р.

Подходы: профессиональное и непрофессиональное консультирование. Непрофессиональное - в жизни нередко складываются ситуации, в которых человек выступает в роли консультанта, дает советы. Профессиональное консультирование – это технология, направленная на оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими какой-либо целей, более эффективной организации поведения, решения различного рода проблем межличностного взаимодействия.

Условия консультирования: 1) Проблемы кроятся не в болезненных процессах организма, а в особенностях личности ч-ка, специфике его жизненных и соц. ситуаций. 2) Клиент объективно не является и субъективно не признает себя больным. Цель консультирования – помочь личности жить в условиях психологического контроля, положительно относиться к миру. Консультант помогает людям посмотреть на себя со стороны, изменить свои установки. Его задачи: выслушать клиента, расширить его собственные представления о себе и о ситуации, в которую он попал. Многие клиенты не имеют др. возможности поговорить о себе. Консультирование как соц. технология направлена на организацию у нормального человека желаний, побуждающих его находить новые способы действия. Этапы:1) Установление контакта, достижение взаимопонимания с клиентом, 2) Процесс сбора информации о клиенте, в чем состоит проблема, 3) Определяют желаемый результат, альтернативные решения, 4) Обобщает результаты, предпринимает усилия по изменению мыслей, действий, чувств клиента.

Принципы социально-психологического консультирования: 1) доброжелательность и безоценочное отношение к клиенту 2) ориентация на нормы и ценности клиента 3) запрет давать советы клиенту 4) анонимность консультирования 5) включенность клиента в процесс консультирования 6) разграничение личных и профессиональных отношений.

Социально-психологическое консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов работы с клиентами. К их числу обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, минитренинг и д.р.

Одним из оснований для классификации консультативного воздействия является пространственная организация консультаций. С этой точки зрения выделяют 2 вида консультирования: контактное и дистантное. Для контактного консультирования характерно то, что консультант встречается с клиентом, и между ними происходит беседа (основная форма – интервью). Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.

В рамках социально-психологического консультирования можно выделить такие виды: 1) консультирование пожилых людей и инвалидов (работа с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организация досуга, крнсультации по вопросам обучения, профессиональной ориентации и трудоустройства инвалидов) 2) семейное консультирование (проблемы взаимоотношений между супругами, между ними и их родителями, детьми и родителями) 3) консультирование по вопросам занятости населения (в соответствии с законом «о занятости населения в РФ» гражданам нашей страны предоставлено право на бесплатную консультацию в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения. Важным этапом крнсультативной работы является профессиональное консультирование, которое включает 2-3 встречи по 1,5 часа и более. В его ходе изучаются профессиональные интересы клиента, выявляются психологические и психофизиологические особенности личности, предоставляются рекомендации по более приемлемой сфере деятельности. Личностная психологическая консультация необходима тем безработным, которые находятся в состоянии деперессии со сниженной активностью поведения. Такие люди испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми, так и с потенциальными работодателями.) 4) корректирующее консультирование специалистов (супервизорство).

Консультирование как технологический способ решения социальных задач — это процедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридической практике специалистами разных направлений с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.

Таким образом, консультирование располагает большими возможностями позитивного воздействия на граждан, нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности в социальном общении.

 

23. Профилактика девиантного поведения в подростковой среде

Даже в самом развитом, высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы абсолютно все его члены строго и повсеместно следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им социальные роли. В любом обществе всегда происходит какое-либо нарушение этих норм, правил и ролей, с которыми общество не может мириться. Такие социальные отклонения называются отклоняющимся, или девиантным поведением. Таким образом, в узком смысле девиантное поведение – это поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к соответствующим принудительным социальным и правовым санкциям: к изоляции, принудительному лечению, исправлению и наказанию нарушителя

Как правило, девианты – это люди с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и социальные нормы общества, особенно – в детском и подростковом возрасте.

Причины девиантного поведения определяются неоднозначно. Психологи сосредотачивают свое внимание на личностных, психологических отклонениях и дезорганизациях (неврозы, психозы и др.); социологи – на отклонениях социальных групп от норм культуры.

В отечественной литературе выделяются следующие причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, лежащие в основе их девиантного поведения:

- дисфункциональность семьи;

- личностные особенности (возрастные, характерологические, психические);

- школьная дезадаптация;

- воздействие асоциальной неформальной среды;

- причины социально-экономического и демографического характера

Чаще всего причиной социальной дезадаптации выступает не одна из возможных причин, а их комплексная совокупность.

Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков должна обеспечиваться взаимодействием разных факторов: семьи, школы, досуговой среды, неформальных групп, коллективов, других социальных институтов и общества в целом.

Все существующие в мире меры по уменьшению масштабов девиантного поведения среди детей и подростков, можно объединить в две общие группы:

- общие профилактические стратегии, которые устанавливают общие механизмы возможного предотвращения девиантного поведения;

- дифференцированные стратегии, которые направлены на конкретные группы детей и подростков и конкретные виды девиантного поведения. Российская система государственных мер по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних также основывается на такой модели. В ней выделяются меры общей и специальной профилактики.

Общая профилактика предполагает создание благоприятных социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, содействующих: а) выполнению семьями их репродуктивных функций, воспитанию здоровых в физическом социальном отношении детей; б) полноценной реализации воспитательных функций общеобразовательных учреждений всех видов, обеспечению развития способностей и позитивных интересов детей, их занятости во внеучебное время полезной деятельностью.

Специальная профилактика включает координационно-реабилитационные меры в отношении детей группы риска, несовершеннолетних правонарушителей и меры социально-правовой, психолого-медико-педагогической поддержки и помощи непосредственно семьям группы риска.

Реализация российской государственной политики профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает дифференцированный подход к различным группам детей, который включает:

- осуществление комплекса мер, обеспечивающих гуманизацию социума ребенка, гармоничное развитие его личности, профилактику школьной и социальной дезадаптации. В этом процессе задействованы все службы и учреждения: образовательные, социозащитные, социокультурные, правовые, информационные;

- развитие форм работы, расширяющих применение действенных мер общественного и государственного воздействия с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска (имеющих высокую степень школьной и социальной дезадаптации, не работающих и не учащихся, с отклонениями в психическом и интеллектуальном развитии и т.д.);

- принятие чрезвычайных мер, обеспечивающих социальную помощь и реабилитацию, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в кризисной ситуации (сироты, оставшиеся без попечения родителей; дети, ушедшие из семьи, претерпевшие различные формы насилия и жестокости; жертвы социальных конфликтов, техногенных и экологических катастроф; дети и подростки зависимостью от алкоголя, наркотиков, токсических веществ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.01 с.)