Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиограмма специалиста СР и пути повышения их профессиональной компетентности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель подготовки специалиста по СР заключается в том, что бы сформировать высокоразвитую личность, обладающую общими и профессиональными знаниями, привить профессиональные навыки и уметь творчески их использовать на практике. Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в рамках социальной работы является вопрос о принципах и формах обучения специалистов. Подготовка социальных работах в ряде стран организовывается в соответствии со спецификой социокультурных традиций и исторических предпосылок. Эта подготовка осуществляется на нескольких уровнях и в различных формах – университеты, колледжи, специализированные курсы. Принято подразделять подготовку специалиста по социальной работе на несколько уровней и блоков. Первый уровень – подготовительно-ориентированный, второй – реализация и контроль, третий – саморазвитие Первый уровень включает в себя семь блоков, второй уровень – три, а третий – один. Первый блок подразумевает ознакомление с отечественным и зарубежным опытом социальной работы, понимание содержание, целей и специфики социальной работы как профессиональной деятельности. Второй блок предполагает изучение нормативно-правовой базы. Содержание третьего блока заключается в определении квалификационных требований и уровня профессионализма социального работника. Четвертый блок – разработка новой парадигмы содержания и формы учебно-методического обеспечения на основе личностно-деятельного подхода. Пятый блок – профессиональный отбор на основе соответствия квалификационным требованиям. Шестой блок – комплектование учебных групп. Седьмой блок – организация учебного процесса по четырехкомпонентной системе (освоение знаний, практика, тренинг, исследовательская работа). Восьмой блок – организация учебного процесса как управление учебной деятельностью студента и группы. Девятый блок – обеспечение условий и положительного подкрепления практики в социальных службах. Десятый блок – организация дифференциации обучения по специализациям с учетом интересов, способностей, возможностей обучающихся и их предыдущих успехов. Одиннадцатый блок – руководство саморазвитием обучающихся. Основные задачи, которые решаются в рамках подготовки специалиста по социальной работе: 1. эффективное управление качеством подготовки специалиста; 2. единство в системе отбора, базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; 3. диагностика профессиональной пригодности и отбор будущих специалистов; 4. взаимосвязь научной, методологической, психолого-педагогической подготовки специалиста; 5. функциональная наполненность содержания образования, обеспечение социальной активности, профессиональной компетентности, чувства ответственности; 6. формирование стиля мышления, необходимого для профессионального самосовершенствования и роста5. Надо понимать, что далеко не каждый человек способен стать специалистом по социальной работе. Определяющим фактором является система ценностей индивида, которая и определяет его пригодность к эффективной профессиональной деятельности. Некоторые даже считают, что в социальной работе личностные качества специалиста играют первостепенную роль. Для понимания профессиональной компетентности специалиста по социальной работе и путей ее повышение огромную роль играет представление о профессиограмме специалиста по социальной работе. Профессиограмма специалиста по социальной работе. Профессиограмма (от латинского profession – специальность, gramma – запись) – описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, предъявляемых специалисту. Включает в себя описание условий трудовой деятельности, а также психофизиологические требования, предъявляемые профессией человеку. Профессиограмма описывает психологические, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности профессии. Она включает в себя психограмму – портрет идеального или типичного профессионала, и психологическую профессиограмму – психологического анализа профессиональной деятельности. В общем виде профессиограмма отражает: 1. требования к должностным обязанностям работника; 2. требования к рабочему месту; 3. возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника; 4. варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации. Профессиограмма разрабатывается на принципах: 1. системность – в ней отражается специфика и значимость конкретной должности, а также возможный профессиональный маршрут работника; 2. целостность – оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности; 3. практичность – результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии; 4. научность и современность – методология исследования должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний; 5. эффективность – в результате должно быть предложено практическое решение работы с персоналом. Применительно к СР, под профессиограммой принято понимать требования к личностным качествам специалиста. Личностные качества специалиста по социальной работе принято подразделять на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, ко второй – психологические качества, к третьей – психолого-педагогические качества. Качества первой группы отражают психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение), состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность). Психологические несоответствия требованиям профессии особенно сильно проявляются в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, нестандартной задачи. Чем труднее профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. Ко второй группе относятся такие психологические качества как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих действий, физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями. К третьей группе относятся коммуникабельность, эмпатичность, красноречие и др.7 Иногда выделяются профессиограммы в рамках отдельной группы личностных качеств. Например, профессия социального работника связана с умением вести диалог. Поэтому выделяется ряд характеристик, составляющих коммуникативный портрет социального работника. Эти характеристики можно назвать коммуникативной профессиограммой, она включает в себя следующие знания и умения: 1. знать речевой этикет и уметь его использовать; 2. организовать требуемый вид общения и управлять им; 3. анализировать предмет общения, его цели и задачи; 4. корректно ставить вопросы и точно на них отвечать; 5. уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику и др.; 6. уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их; 7. иметь навык доказывать и обосновывать, критиковать и опровергать, аргументировать и убеждать, достигать соглашений и компромиссов; 8. владеть техникой речи, уметь использовать риторические фигуры и приемы; 9. уметь правильно строить речь и другие публичные выступления; 10. знать служебный этикет и уметь его использовать; 11. уметь с помощью слова осуществлять психотерапию в общении, снимать стресс, напряжение, адаптировать клиента к условиям, корректировать его поведение и оценки8.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.26.204 (0.007 с.) |