Профессиограмма специалиста СР и пути повышения их профессиональной компетентности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиограмма специалиста СР и пути повышения их профессиональной компетентности.



Цель подготовки специалиста по СР заключается в том, что бы сформировать высокоразвитую личность, обладающую общими и профессиональными знаниями, привить профессиональные навыки и уметь творчески их использовать на практике.

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в рамках социальной работы является вопрос о принципах и формах обучения специалистов.

Подготовка социальных работах в ряде стран организовывается в соответствии со спецификой социокультурных традиций и исторических предпосылок.

Эта подготовка осуществляется на нескольких уровнях и в различных формах – университеты, колледжи, специализированные курсы.

Принято подразделять подготовку специалиста по социальной работе на несколько уровней и блоков.

Первый уровень – подготовительно-ориентированный, второй – реализация и контроль, третий – саморазвитие

Первый уровень включает в себя семь блоков, второй уровень – три, а третий – один.

Первый блок подразумевает ознакомление с отечественным и зарубежным опытом социальной работы, понимание содержание, целей и специфики социальной работы как профессиональной деятельности.

Второй блок предполагает изучение нормативно-правовой базы.

Содержание третьего блока заключается в определении квалификационных требований и уровня профессионализма социального работника.

Четвертый блок – разработка новой парадигмы содержания и формы учебно-методического обеспечения на основе личностно-деятельного подхода.

Пятый блок – профессиональный отбор на основе соответствия квалификационным требованиям.

Шестой блок – комплектование учебных групп.

Седьмой блок – организация учебного процесса по четырехкомпонентной системе (освоение знаний, практика, тренинг, исследовательская работа).

Восьмой блок – организация учебного процесса как управление учебной деятельностью студента и группы.

Девятый блок – обеспечение условий и положительного подкрепления практики в социальных службах.

Десятый блок – организация дифференциации обучения по специализациям с учетом интересов, способностей, возможностей обучающихся и их предыдущих успехов.

Одиннадцатый блок – руководство саморазвитием обучающихся.

Основные задачи, которые решаются в рамках подготовки специалиста по социальной работе:

1. эффективное управление качеством подготовки специалиста;

2. единство в системе отбора, базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;

3. диагностика профессиональной пригодности и отбор будущих специалистов;

4. взаимосвязь научной, методологической, психолого-педагогической подготовки специалиста;

5. функциональная наполненность содержания образования, обеспечение социальной активности, профессиональной компетентности, чувства ответственности;

6. формирование стиля мышления, необходимого для профессионального самосовершенствования и роста5.

Надо понимать, что далеко не каждый человек способен стать специалистом по социальной работе.

Определяющим фактором является система ценностей индивида, которая и определяет его пригодность к эффективной профессиональной деятельности.

Некоторые даже считают, что в социальной работе личностные качества специалиста играют первостепенную роль.

Для понимания профессиональной компетентности специалиста по социальной работе и путей ее повышение огромную роль играет представление о профессиограмме специалиста по социальной работе.

Профессиограмма специалиста по социальной работе.

Профессиограмма (от латинского profession – специальность, gramma – запись) – описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, предъявляемых специалисту.

Включает в себя описание условий трудовой деятельности, а также психофизиологические требования, предъявляемые профессией человеку.

Профессиограмма описывает психологические, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности профессии. Она включает в себя психограмму – портрет идеального или типичного профессионала, и психологическую профессиограмму – психологического анализа профессиональной деятельности.

В общем виде профессиограмма отражает:

1. требования к должностным обязанностям работника;

2. требования к рабочему месту;

3. возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;

4. варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации.

Профессиограмма разрабатывается на принципах:

1. системность – в ней отражается специфика и значимость конкретной должности, а также возможный профессиональный маршрут работника;

2. целостность – оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

3. практичность – результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии;

4. научность и современность – методология исследования должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

5. эффективность – в результате должно быть предложено практическое решение работы с персоналом.

Применительно к СР, под профессиограммой принято понимать требования к личностным качествам специалиста.

Личностные качества специалиста по социальной работе принято подразделять на три группы.

К первой группе относятся психофизиологические характеристики, ко второй – психологические качества, к третьей – психолого-педагогические качества.

Качества первой группы отражают психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение), состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность).

Психологические несоответствия требованиям профессии особенно сильно проявляются в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, нестандартной задачи.

Чем труднее профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности.

Ко второй группе относятся такие психологические качества как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих действий, физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.

К третьей группе относятся коммуникабельность, эмпатичность, красноречие и др.7

Иногда выделяются профессиограммы в рамках отдельной группы личностных качеств.

Например, профессия социального работника связана с умением вести диалог. Поэтому выделяется ряд характеристик, составляющих коммуникативный портрет социального работника. Эти характеристики можно назвать коммуникативной профессиограммой, она включает в себя следующие знания и умения:

1. знать речевой этикет и уметь его использовать;

2. организовать требуемый вид общения и управлять им;

3. анализировать предмет общения, его цели и задачи;

4. корректно ставить вопросы и точно на них отвечать;

5. уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику и др.;

6. уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их;

7. иметь навык доказывать и обосновывать, критиковать и опровергать, аргументировать и убеждать, достигать соглашений и компромиссов;

8. владеть техникой речи, уметь использовать риторические фигуры и приемы;

9. уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;

10. знать служебный этикет и уметь его использовать;

11. уметь с помощью слова осуществлять психотерапию в общении, снимать стресс, напряжение, адаптировать клиента к условиям, корректировать его поведение и оценки8.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.008 с.)