История становления системы профессиональной ориентации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления системы профессиональной ориентации



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2016 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 44.03.02

Психолого-педагогическое образование

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Учебно-методический комплекс дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся ». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 21 с.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями

ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

 

Автор:

кандидат психологических наук О.В.Мухлынина

 

Рецензент:

доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии и психологии управления департамента психологии Института социальных и политических наук Уральского федерального университета     Э.Э. Сыманюк

 

Одобрен на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол № от 2016 г.

 

Заведующий кафедрой психологии

образования и профессионального

развития Э.Ф. Зеер

 

 

Рекомендован к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования. Протокол № от 2016 г.

 

Председатель методической комиссии

Института ППО В.В. Пузырев

 

Зам. директора Научной библиотеки Е.Н. Билева

 

Директор Института ППО И.И. Хасанова

 

 

© ФГАОУ ВПО «Российский

государственный профессионально-педагогический университет», 2016

© О.В. Мухлынина, 2016


 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» формирование теоретических, методических, практических знаний и умений, позволяющих самостоятельно строить технологии профориентационной работы с учащимися различных возрастов

Задачи курса:

• ознакомить студентов с системой профориентации, формах и методах профориентационной работы;

• раскрыть психологические особенности профессионального самоопределения на разных стадиях возрастного развития и его специфику;

• Рассмотреть различные методы и формы организации профориентационной работы с учащимися.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО

Дисциплина (модуль) «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» является частью вариативной части дисциплин профессионального цикла (модуля) учебного плана по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Для изучения курса необходимы знания по дисциплине «Общая психология»; «Социальная психология»; «Психология младшего школьника»; «Психология подросткового возраста»; «Психология развития»

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В целом по результатам освоения курса «Основы профориентологии» студент должен: иметь представление о системе профориентации и истории ее развития, теоретические основы профессионального развития, специфике работы с разными категориями людей, о психологических особенностях выбора профессии, о современном мире профессий и тенденциях его развития.

Компетенции, формируемые в ходе изучения дисциплины:

- способностью формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПК - 28);

- способностью использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПК - 30);

способностью проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПК-31).

 

Профиль - Психология профессионального образования

ПСК- 5 способностью проектировать индивидуальные траектории профессионального развития обучающихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей и потребностью СПО.

 

Знать: Основы профессиографии, классификации профессий, виды профессиографии, этапы профессионализации, основные направления организации профконсультации, методы профессиональной диагностики, специфику профконсультации с учащимися.

Уметь: Проектировать профессиограммы специальностей, составлять личный профессиональный план, организовать процедуру профконсультации (в зависимости от стоящей проблемы).

Владеть: методами и методиками профориентационной работы с учащимися, педагогами и родителями.

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

 

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Объемы учебной работы Форма обучения
Очная заочная
Семестр    
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия    
лекции    
практические занятия    
семинарские занятия - -
лабораторные работы - -
текущие консультации - -
другие виды аудиторных занятий - -
Самостоятельная работа    
изучение теоретического курса    
контрольная работа -  
домашние задания    
подготовка к зачету    
Вид итогового контроля зачет зачет

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины для очной формы обучения

Таблица 2

Разделы учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
             
1. Профессиональная ориентация как наука и практика             Еженед. Изучение теоретического курса. Участие в дискуссии, подготовка презентации. Входной контроль знаний.
             
             
             
2.Психологические «пространства» самоопределения         Еженед. Активная работа на семинаре-практикуме, конспект.
3История становления системы профессиональной ориентации         Еженед. Изучение теоретического курса. Выполнение творческих заданий, подготовка презентации участие в групповой дискуссии.
4. Системы профессиональной ориентации         Еженед. Проведение: профориентационной беседы, информации или агитации. текущий контроль (дидактический тест).
             
5. Профессиографическое описание профессий.           Еженед. Составление профессиограммы
6. Методы активизации профессионального самоопределения учащихся           Участие и проведение профориентационных игр и упражнений
7. Профориентационная работа с учащимися различных возрастных групп           Защита проекта
Итого:           Зачет

Матрица компетенций

Таблица 4

Разделы учебной дисциплины Компетенции
(ПК - 28) (ПК - 30) (ПК - 31) ПСК- 5  
1. Профессиональная ориентация как наука и практика +     +  
2.Психологические «пространства» самоопределения +     +  
3. История становления системы профессиональной ориентации     +    
4. Системы профессиональной ориентации   + + +  
5. Профессиографическое описание профессий   + +    
6. Методы активизации профессионального самоопределения учащихся +   +    
7. Профориентационная работа с учащимися различных возрастных групп +     +  

4.4. Содержание дисциплины

1. Профессиональная ориентация как наука и практика.

 

Профориентология как научная дисциплина. Цель профориентологии. Задачи профориентологии. Стадии профессионального развития личности. Система профессиональной ориентации. Методы профориентологии. Этические нормы профориентологии.

2.Психологические «пространства» самоопределения

Основные ориентиры самоопределения человека. Различные типологии профессионального и личностного самоопределения. Типы и уровни самоопределения. Варианты смыслов труда как регуляторы профессиональных выборов. Многомерность пространства самоопределения. «Реальные» и «фантазийные пространства»

Примерные темы рефератов и контрольных работ.

Теоретические вопросы:

1. Психологические особенности профессионального самоопределения взрослых.

2. Специфика профориентационной работы с выпускниками школ.

3. Факторы, определяющие профессиональный выбор.

4. Профориентационные игры в групповой и индивидуальной работе.

5. Основные организационные принципы работы профконсультанта.

6. Игра как форма профориентационной работы.

7. Проблема профессионально важных качеств профконсультанта.

8. Проблема профессионального самоопределения.

9. Применение психодиагностики в работе профконсультанта.

10. Особенности профессиональной ориентации в группе.

11. Особенности влияния на профессиональный выбор государства, семьи, школы, неформальной группы.

12. Подросток как субъект профессиональной ориентации.

13. Особенности профессиональной ориентации безработных граждан.

14. Негативная роль директивной профконсультации.

15. Профессиональная этика профконсультанта.

16. Стратегии "обмана " и профессиональная этика профконсультанта.

17. Игровые методы профессиональной ориентации.

18. Роль педагога в профессиональной ориентации.

19. Профессиональная переориентация взрослых.

20. Роль активизирующей профконсультации в профессиональной ориентации.

21. Особенности профессиональной ориентации школьников с ОВЗ.

22. Совместная деятельность профконсультанта (психолога) и преподавателя школы в организации профессиональной ориентации.

Практические задания к контрольной работе:

1. Составить профессиограмму (указать конкретную профессию).

Примерный план описания профессии:

- Название профессии по официально принятой номенклатуре (слесарь-инструментальщик, врач-хирург, бухгалтер и т.д.).

- Название рабочего места.

- Престиж – в данной отрасли, регионе, профессиональной группе и т.д.

- Должностной оклад и его оценка – средний, выше (ниже) среднего на данном предприятии, в рабочем коллективе или же в регионе.

- Краткая характеристика основных обязанностей.

- Необходимое образование (с учетом необходимости специализации, усовершенствования, стажировок, непрерывности самообразования).

- Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, научного и других видов продвижения.

- Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности труда.

- Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности.

- Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким кругом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения – узко профессиональное (в группе, паре, условиях конвейера и т.д.), с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей и руководства подчиненными.

- Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров по данной специальности и другие обстоятельства. заслуживающие внимание с точки зрения общей характеристики данной профессии, специальности или рабочего поста).

- Качества личности, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности, также качества, которые препятствуют.

2. Провести диагностику 10 человек по одной из профориентационных методик и сделать выводы.

3. Подготовить и провести профконсультативную беседу.

5. Разработать тренинговый модуль.

6. Разработать программу профориентационной работы для школьников разных возрастов.

 

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям

Тема 1 Профессиональная ориентация как наука и практика

Вопросы для подготовки:

1. Концептуальные положения учебной дисциплины
«Основы профориентологии»

2. Психодиагностическое поле профориентологии

Тема 2. Психологические «пространства» самоопределения

Вопросы для подготовки:

1. Основные ориентиру профориентации

2. Различные типологии профессионального и личностного самоопределения

 

Тема 3.История становления системы профессиональной ориентации Развитие системы профориентации в России и зарубежем

Вопросы для подготовки:

1. Развитие системы профориентации зарубежем.

2. Современные тенденции развития системы профориентации

Практическое задание: подготовка презентаций

Профконсультации

Фамилия, имя, отчество

Возраст Школа Класс Дата

1. Состояние здоровья:

· Здоров_________

· Функциональные отклонения________________________________

· Хронические заболевания___________________________________

· Заключение подросткового врача_____________________________

2. Информированность о мире профессий

· Полная

· Недостаточная

· Отсутствует

3. Наличие профессионального плана:

· Профессия________________________________________________

· Учебное заведение_________________________________________

4. Сформированность профессионального плана:

· Сформирован

· Частично сформирован

· Не сформирван

5. Осознанность выбора профессии________________________________

6. Ведущие мотивы, ценностные ориентации________________________

7. Сведения из анкеты:

· Любимые занятия__________________________________________

· Предпочитаемые профессии_________________________________

· Опыт работы______________________________________________

· Успешность обучения по дисциплинам:_______________________

Естественным______________________________________________

Гуманитарным______________________________________________

8. Интересы и склонности:

· Сфера интересов__________________________________________

· Склонности (по методике ДДО): П___Т___Ч___З___Х___

9. Коммуникативные и организаторские склонности:

Кк _________

Ко _________

10. Выраженность профессиональных интересов и склонностей

·Ярко выражены (в какой области деятельности?)______________

·Не выражены

11. Особенности поведения_______________________________________

12. Заключение профконсультанта:

· Оптант не нуждается в углубленной профоконсультации (профплан обоснован, профплан сформирован в процессе консультации)

· Оптант нуждается в углубленной профконсультации

13. Рекомендации профконсультанта:

· Область деятельности_____________________________________

· Профессия_______________________________________________

· Пути профессионализации_________________________________

· Запасной вариант профессионального выбора_________________

· Домашнее задание________________________________________

· Противопоказанные сферы деятельности_____________________

Задание № 2. Выбрать профориентационную методику. Провести диагностику по данной методике и сделать выводы.

Задание № 3. Подготовить профинформирование (профессия по выбору студента) или профессиональную агитацию (профессия: психолог, педагог-психолог, психолог - профориентолог)

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«основы профориентологии»

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2016 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 44.03.02

Психолого-педагогическое образование

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Учебно-методический комплекс дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся ». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 21 с.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями

ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

 

Автор:

кандидат психологических наук О.В.Мухлынина

 

Рецензент:

доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии и психологии управления департамента психологии Института социальных и политических наук Уральского федерального университета     Э.Э. Сыманюк

 

Одобрен на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол № от 2016 г.

 

Заведующий кафедрой психологии

образования и профессионального

развития Э.Ф. Зеер

 

 

Рекомендован к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования. Протокол № от 2016 г.

 

Председатель методической комиссии

Института ППО В.В. Пузырев

 

Зам. директора Научной библиотеки Е.Н. Билева

 

Директор Института ППО И.И. Хасанова

 

 

© ФГАОУ ВПО «Российский

государственный профессионально-педагогический университет», 2016

© О.В. Мухлынина, 2016


 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» формирование теоретических, методических, практических знаний и умений, позволяющих самостоятельно строить технологии профориентационной работы с учащимися различных возрастов

Задачи курса:

• ознакомить студентов с системой профориентации, формах и методах профориентационной работы;

• раскрыть психологические особенности профессионального самоопределения на разных стадиях возрастного развития и его специфику;

• Рассмотреть различные методы и формы организации профориентационной работы с учащимися.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО

Дисциплина (модуль) «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» является частью вариативной части дисциплин профессионального цикла (модуля) учебного плана по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Для изучения курса необходимы знания по дисциплине «Общая психология»; «Социальная психология»; «Психология младшего школьника»; «Психология подросткового возраста»; «Психология развития»

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В целом по результатам освоения курса «Основы профориентологии» студент должен: иметь представление о системе профориентации и истории ее развития, теоретические основы профессионального развития, специфике работы с разными категориями людей, о психологических особенностях выбора профессии, о современном мире профессий и тенденциях его развития.

Компетенции, формируемые в ходе изучения дисциплины:

- способностью формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПК - 28);

- способностью использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПК - 30);

способностью проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПК-31).

 

Профиль - Психология профессионального образования

ПСК- 5 способностью проектировать индивидуальные траектории профессионального развития обучающихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей и потребностью СПО.

 

Знать: Основы профессиографии, классификации профессий, виды профессиографии, этапы профессионализации, основные направления организации профконсультации, методы профессиональной диагностики, специфику профконсультации с учащимися.

Уметь: Проектировать профессиограммы специальностей, составлять личный профессиональный план, организовать процедуру профконсультации (в зависимости от стоящей проблемы).

Владеть: методами и методиками профориентационной работы с учащимися, педагогами и родителями.

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

 

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Объемы учебной работы Форма обучения
Очная заочная
Семестр    
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия    
лекции    
практические занятия    
семинарские занятия - -
лабораторные работы - -
текущие консультации - -
другие виды аудиторных занятий - -
Самостоятельная работа    
изучение теоретического курса    
контрольная работа -  
домашние задания    
подготовка к зачету    
Вид итогового контроля зачет зачет

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины для очной формы обучения

Таблица 2

Разделы учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
             
1. Профессиональная ориентация как наука и практика             Еженед. Изучение теоретического курса. Участие в дискуссии, подготовка презентации. Входной контроль знаний.
             
             
             
2.Психологические «пространства» самоопределения         Еженед. Активная работа на семинаре-практикуме, конспект.
3История становления системы профессиональной ориентации         Еженед. Изучение теоретического курса. Выполнение творческих заданий, подготовка презентации участие в групповой дискуссии.
4. Системы профессиональной ориентации         Еженед. Проведение: профориентационной беседы, информации или агитации. текущий контроль (дидактический тест).
             
5. Профессиографическое описание профессий.           Еженед. Составление профессиограммы
6. Методы активизации профессионального самоопределения учащихся           Участие и проведение профориентационных игр и упражнений
7. Профориентационная работа с учащимися различных возрастных групп           Защита проекта
Итого:           Зачет

Матрица компетенций

Таблица 4

Разделы учебной дисциплины Компетенции
(ПК - 28) (ПК - 30) (ПК - 31) ПСК- 5  
1. Профессиональная ориентация как наука и практика +     +  
2.Психологические «пространства» самоопределения +     +  
3. История становления системы профессиональной ориентации     +    
4. Системы профессиональной ориентации   + + +  
5. Профессиографическое описание профессий   + +    
6. Методы активизации профессионального самоопределения учащихся +   +    
7. Профориентационная работа с учащимися различных возрастных групп +     +  

4.4. Содержание дисциплины

1. Профессиональная ориентация как наука и практика.

 

Профориентология как научная дисциплина. Цель профориентологии. Задачи профориентологии. Стадии профессионального развития личности. Система профессиональной ориентации. Методы профориентологии. Этические нормы профориентологии.

2.Психологические «пространства» самоопределения

Основные ориентиры самоопределения человека. Различные типологии профессионального и личностного самоопределения. Типы и уровни самоопределения. Варианты смыслов труда как регуляторы профессиональных выборов. Многомерность пространства самоопределения. «Реальные» и «фантазийные пространства»

История становления системы профессиональной ориентации

Развитие системы профориентации в России и зарубежем. Основные тенденции современного развития системы профориентации. Концепции и теории профконсультации и роли профконсультантов Франка Парсонса, Дж. Крумбольца и Р. Киннера, Е. Герра, Н. Гисперса и И. Мура, А. Маслоу, Фукуяма, Д. Сьюпера. Теория индивидуальности, Теория возрастного развития. Личностные особенности оптантов с различными уровнями интеллекта и творческих способностей (по Wollach и Pogan 1965), А.Н. Лук, Е.А. Климов, В.И. Андреев и др. Эволюция проблематики профессионального самоопределения. Приоритеты профориентационной работы в условиях современной России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.13 с.)