Социальная структура, межгрупповые отношения и взаимодействия. Групповые методы в СР



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная структура, межгрупповые отношения и взаимодействия. Групповые методы в СР



Применительно к проблематике охвата всей совокупности реалий соц.структуры она рассматривается как относи­тельно устойчивое строение общества как целостной системы, включающей в себя множество устойчивых элементов и струк­турные отношения (отношения целостности, придающие час­тям общества свойства элементов целого). Она может быть оп­ределена и как исторически сформировавшееся и развивающееся содержательное отношение людей к природе и друг к другу,включая цели, средства и социальные формы преобразовательной (практической) деятельности и общения.

В этом значении соц. структура может рассматривать­ся в аспектах ценностей и ориентации жизнедеятельности (целемотивационный аспект), организации жизнедеятельности (организационный аспект) и содержания практической дея­тельности и общения (функциональный аспект).

Применительно к проблематике соц. политики соц. структура есть совокупность социальных групп, связанных с обществом структурными отношениями, определяющими их соотносительное соц. положение, и совокупность соц. институтов, в рамках которых происходит удовлетворе­ние соц. потребностей членов общества.

Ключевыми элементами соц. структуры являются со­ц. группы и соц. институты.

Межгрупповые отношения и взаимодействия. Групповые методы в СРГруппа» — объединение людей, основанное на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Признаки социальной группы: 1) наличие внутренней организации; 2) общая (групповая) цель деятельности; 3) групповые формы социального контроля; 4) образцы (модели) групповой деятельности; 5) интенсивные групповые взаимодействия. Группа несет в себе структуру внутренних межличностных формальных и неформальных отношений, которые связаны с внешними отношениями группы. Внешние отношения влияют на внутренние отношения группы. В условиях соревновательной деятельности конфликт интересов провоцирует развитие агрессии, враждебности по отношению к представителям другой группы. Происходит усиление внутригрупповой солидарности, увеличивается непроницаемость границ группового членства, усиливается социальный контроль в группе, уменьшается степень отклонения индивидов от выполнения групповых норм. Угроза со стороны другой группы вызывает позитивные изменения в структуре группы, чувствующей себя в опасности. Межгрупповые отношения(в психологии) — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп. Специфика межгруппового восприятия, объектом и субъектом которого являются социальные группы, заключается: 1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов; 2) в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешним влияниям; 3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы. В целом межгрупповые представления отличаются яркоэмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а потому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Наиболее типичным эффектом межгруппового сравнения является тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, выражающаяся в стремлении всячески благоприятствовать ее членам в противовес членам «чужих» групп (эффект межгрупповой дискриминации) и нередко сопровождающаяся недооценкой последних (внутригрупповой фаворитизм). Несколько менее распространена обратная тенденция — установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой-либо другой группы, которой отдается предпочтение перед собственной. В своих крайних выражениях первая тенденция может приводить к возникновению напряженности и враждебности в МО, вторая — к ослаблению внутригрупповых связей, девальвации внутригрупповых ценностей, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой. Данные эффекты определяются типом совместной межгрупповой деятельности, зависят от уровня группового развития и нетипичны для подлинного коллектива. С этих позиций подчеркивается, что как социальное явление МО в конечном счете обусловлены не психологическими механизмами установления тождества и различия, симпатии и отвержения, а идеологическими, экономическими, политическими и другими социальными факторами. Основными функциями межгрупповых отношений являются сохранение, стабилизация и развитие групп как функциональных единиц общественной жизни. При взаимодействии с другими группами каждая стремится к устойчивому состоянию посредством сохранения относительного баланса тенденций интеграции дифференциации. Если во внешних отношениях группы усиливаются тенденции дифференциации, то внутренние отношения будут характеризоваться усилением тенденции интеграции. Соперничество, сотрудничество, отношения неучастия — основные стратегии взаимодействия между группами. Доминирующая стратегия — стратегия соперничества. Если за основу классификации методов социальной работы взять количество людей, на которых оказывается воздействие, то можно выделить методы индивидуальной и групповой социальной работы. Групповая соц. работа – формы и способы, при которых небольшая группа лиц с близкими интересами и общими проблемами регулярно собирается и включается в деятельность для достижения общих целей. Группы ориентаций потребления. Работа может проводиться в течение как небольшого промежутка времени так и длительного. В основе деятельности данных групп лежит информация, планирование и оценка ситуации клиента. Членами группы могут быть как сами клиенты, которым предлагается оценить свою проблему, так и близкие родственники. Основная задача таких групп – диагностика случая, степени зависимости. Группа семейных пар. Подход построен на активном участии супругов в решении проблем, особенно на этапе выздоровления клиента. Обычно состоит из 5 супружеских пар. Содержание строится на выражении чувств, решение проблем доминирующего супруга. Собираются 1 в неделю в течении 12 месяцев. Периодически проводится индивидуальная работа с супругом, имеющим проблему, вне группы. Группа поведенческих пар.В группе демонстрируются типы взаимодействия идентифицирующие поведение, приводящее к разрушению семейных пар. Группа в процессе обсуждения ищет рациональные варианты поведения. Большая роль отводится телефонным контактам. Планирование свободного времени, обсуждение продвижения. Группа для подростков. 1 раз в неделю в течение 2 часов в продолжение 4 недель. Обсуждение проблем, последствия, что необходимо делать, чтобы с ней справиться. Интеракциональные психотерапевтические группы. Основа – работа по регулированию субъект-субъектных отношений. Поощряется открытое выражение чувств, эмоциональная экспрессивность. Обсуждение того или иного случая. Гешталь-группы. В условиях стационарного лечения. В центре внимания личностный рост, понимание и независимость. Работа ведется в позитивном настроении, поощряется диалог. Психодрамма. Является дополнением к лечебной работе зависимых. Помогает выйти из изоляции общения, помогает раскрепоститься помогает поделиться своими чувствами. Позволяет вызвать определенные чувства у человека, помочь повторно пережить проблемы и суметь им противостоять Группа рациональной терапии. Направлена на обучение клиентов принципам рационального мышления. Дает возможность научиться управлять своими чувствами, понимать свое состояние. Переструктурирование поведения, анализ позитивных образов. Видеозаписи, которые служат материалом для дискуссий. Основные модели работы с группой. Модели потребления. Клиенты заинтересованы в методах групповой оценки и индукции. Работа с группами риска, с будущими родителями, в кризисных центрах. Модели управляемого группового взаимодействия.Работа с группой риска, с целью коррекции антиобщественного поведения. Изучение контекста поведения, отношения ценностей, норм. Основана на социологических и криминологических подходах. Лидер группы должен сосредотачиваться на ключевых моментах. Каждый член группы участвует в решении проблемы. Группа осуждает любые формы преступления. Используется принцип конфронтации и открытости. Модели групп решения проблем, центрированных на задачах и социальных навыках. Развитие определенных социальных навыков Основана на динамике малых групп, программировании социальных навыков развитии и гуманистических ценностях. Определение цели, изучение, оценка индивидуума своего восприятия проблемы и ее определния. Психотерапевтические модели, центрированные на клиенте. Гештальт-терапия. Принцип «здесь и теперь» Использование техники горячего места, контакт с проблематичным опытом, работают с эмоциями клиента. Через конфликт. Трансактный анализ – Базируется на Эго-структуре клиента, который идентифицируется как ребенок взрослого родителя. Модели взаимоподдержки и самопомощи.Модели социальных целей/социальных акций. Направлена на работу с молодежью в микросоциальной среде. Развитие межгрупповых отношений. Модели полномочий. Решение проблем индивида на основе его собственного запроса с решением социальных задач и изменение окружающей среды.

20. Социально-психологическая диагностика клиента. Ее роль и место в системе технологий социальной работы.

Социально-психологическая диагностика личности — определение социально-психологических особенностей личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития.

Для успешного решения соц. проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеет навыками деятельности, которую можно определить как социально-психологическая диагностика.

Соц. диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации. Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента.
Процесс соц. диагностики имеет собственную внутреннюю структуру и включает в себя следующие стадии или этапы:
- стадия осмысления, т.е. анализ сложившейся ситуации, её причин и характерных особенностей;
- стадия разработки альтернативных целей, приемлемых для конкретного субъекта;
- стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние.
Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, т.е. чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии.

Диагностика основывается на строго определённых принципах, соблюдение которых гарантирует получение достоверных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности, как клиента, так и соц. раб..
1.Принцип объективности, предусматривающий непредвзятое рассмотрение социальных явлений и процессов и исключение максимально возможного числа искажений действительности в чьих-то субъективных интересах.
2.Принцип комплексного подхода, предполагающий исследование всего множества проблем, стоящих перед клиентом.
3.Принцип причинной обусловленности, направленный на анализ различных социальных или личностных проблем субъекта в их взаимосвязи и взаимозависимости, отказ от попыток рассматривать какую-либо проблему как нечто противоестественное для общества и «чуждое его природе».
4.Принцип позиционности, заключающийся в анализе конкретной социальной проблемы или комплекса проблем с позиций различных субъектов, имеющих к ней отношение.
Последовательная реализация перечисленных принципов позволяет организовать деятельность по постановке социального диагноза как единую, целостную систему и избежать субъективных отклонений и искажений действительности.

Систему методов соц. диагностики условно можно подразделить на две основные группы: методы проведения диагностического исследования и методы анализа диагностической информации, определения приоритетности проблем. Методы первой группы позволяют получить наиболее достоверную информацию о явлении, объекте исследования. К их числу относятся следующие методы: сбор первичной информации, ознакомление с документальными и статистическими материалами; диагностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирование; тестирование и др.

После проведения диагностического исследования необходимо приступить к анализу диагностической информации, а в ряде случаев и к определению приоритетных проблем. Данная технологическая процедура диагностики имеет свои методы. К их числу специалисты относят:

метод классификации (Классификационными критериями могут быть: принадлежность к конкретной категории лиц, нуждающихся в социальной помощи с учетом возраста, пола, семейного положения, занятости, социального статуса; характер социального явления с учетом его продолжительности, времени активного проявления и стабильного развития, основных тенденций развития, а также причин и последствий.); метод корреляции (Использование метода корреляции предполагает выявление взаимной связи, взаимного влияния проявлений, факторов, индивидуальных особенностей, установленных во время проведения диагностики. Этот метод позволяет выяснить характер и степень взаимовлияния между исследуемыми событиями, явлениями, особенностями поведения. А без такого корреляционного анализа крайне затруднительно бывает определить, какова причина и в чем следствие того или иного явления, поведения, конфликтной ситуации.); метод сравнительного анализа проблем (Метод сравнительного анализа проблем часто используется специалистами, когда остаются неясными причины определенных явлений, обнаруженных в ходе проведения социальной диагностики.); метод контент-анализа (который также основан на сравнительном сопоставлении. Только в данном случае речь идет о проведении сравнительного подсчета смысловых единиц. Такими смысловыми единицами могут быть высказывания воспитателей, школьных учителей, дневниковые записи подростков, их сочинения, стихи, рисунки и даже письма.); экспертные методы парных и множественных сравнений, ранжирования альтернатив(Метод парных сравнений предполагает, что эксперту последовательно предъявляют пары альтернативных решений. Он после их изучения предлагает для каждой пары соответствующие варианты решений, которые затем ранжируются по степени предпочтительности для принятия решения. При наличии значительного количества возможных вариантов решения социальной проблемы можно использовать и экспертный метод множественных сравнений. В этом случае экспертам последовательно предъявляются тройки, четверки и т. д. альтернативных вариантов (проектов) решения, а они отдают предпочтение одному из вариантов. Метод ранжирования альтернатив предполагает предоставление эксперту всего многообразия вариантов решения проблемы, полученных в ходе диагностического исследования, а он ранжирует их по степени наибольшей предпочтительности и называет наиболее крайние по содержанию варианты, которые исключаются); метод дифференциации (Метод дифференциации предполагает проведение условного расчленения полученных в ходе диагностики результатов. А затем — осмысление и анализ отдельных, отдифференцированных компонентов (элементов) исследуемого явления.) и др.

Социальная диагностика — важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества. Практически социальная диагностика используется в самых разных областях жизни и деятельности людей. В деятельности социального работника диагностика выступает в качестве исходной, вполне самостоятельной сферы деятельности. С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Социальная диагностика является необходимым звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз — прогноз — программа — внедрение.

21. Социальное партнерство государственных и благотворительных организаций

Соц. партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие соц. партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления соц. направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе соц. партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

Развитие системы соц. партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

Соответственно основными целями социального партнерства являются:

• согласование и защита интересов различных социальных слоев, групп и классов,

• содействие решению актуальных экономических политических­ задач,

• укреплению демократии,стабильности,

• формированию социального правового государства, гражданского общества.

Несмотря на кажущуюся понятность и очевидность, термин “социальное партнерство” – новый для сегодняшней России и не всеми воспринимается однозначно. С советских времен за ним закрепилось толкование, суть которого в установлении равноправных взаимоотношений между работодателем и работником при посредничестве профсоюзов. Совсем недавно к этому стали добавлять и ассоциации работодателей. Но необходимо и иное его толкование:
"социальное партнерство" состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене России – государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями (иногда называемыми первым, вторым и третьим сектором).

Только при взаимодействии и совместными усилиями возможно решение общезначимых социальных проблем, таких как оказание помощи социально ослабленным (благотворительность), борьба с проявлениями насилия (посредничество в мирном разрешении конфликтов всех уровней), снижение загрязненности окружающей среды, сохранение культурного и исторического наследия и т.п.

Представители каждого сектора по-разному осознают свою ответственность за участие в решении таких проблем, имеют разные возможности и ресурсы для помощи. Часто у них разные представления и о самой природе социальных проблем. Однако, несмотря на все различия и противоречия, сотрудничество необходимо: ни государство, ни бизнес, ни общественность не могут “в одиночку” преодолеть социальную несправедливость и конфликты, обеспечить людям возможность достойной жизни.

Взаимодействие общественных организаций, государства и бизнеса в деле поиска приемлемых решений реальных социальных задач конкретного региона получило законодательное закрепление (Указ Президента РФ № 212 от 15 ноября 1991 г. “О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)”.ТК РФ (2002 г.) со специальным разделом II “Социальное партнерство” и новой его редакции (2006 г.), формирование многоуровневой системы социального партнерства, принятие ФЗ “Об объединениях работодателей” (2002 г.), дальнейшее укрепление профсоюзов.). Взаимодействие стало возможным, но успешных примеров социального партнерства на уровне города или области крайне мало. Причин тому несколько:

  • слабость структуры НКО в большинстве регионов,
  • незнание законодательства представителями всех трех секторов,
  • неумение (а иногда и нежелание) строить взаимодействие,
  • несовпадение приоритетов и оценок социальных проблем региона, и т.п.

Как видим, партнерство представляет собой процесс согласо­вания интересов, процесс создания единого социокультурного пространства, в котором обитают разные субъекты, несогласные, невзирая на различие интересов, соблюдать общие «правила иг­ры», партнерские нормы, взаимные договоренности. Поэтому важно иметь в виду, что политика социального партнерства не ограничивается только сферой экономических или социально-трудовых отношений. Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединении, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственной власти, местного самоуправления, принятием и выполнением до­говоров и соглашений, экономических и политических решений. В разработке и процессах их принятия участвуют большие груп­пы людей, трудовые коллективы (организации), представители населенных пунктов, территорий. В качестве организаторов пере­говорного или согласительного процесса чаше всего выступают властные структуры или лица, группы людей, обладающие собст­венностью, властью.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.013 с.)