Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 5. Межгрупповые отношения и взаимодействияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предметом исследования психологии межгруппового взаимодействия являются психологические закономерности поведения и взаимодействия между людьми, обусловленные их принадлежностью к тем или иным социальным группам (большим или малым). Одним из первых ученых, обративших внимание на психологические закономерности отношений между группами, был У. Самнер, описавший в опубликованной в 1906 г. работе «Народные обычаи» феномен этноцентризма. Этноцентризм - это свойство сознания этнической группы, связанное с преувеличением положительно оцениваемых характеристик собственной этнической группы, ценности и нормы которой выступают центром, критерием оценки всех других групп. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враждебности по отошению к другим группам. · Этноцентризм — свойство сознания этнической группы, связанное с преувеличением положительно оцениваемых характеристик собственной этнической группы, ценности и нормы которой выступают центром, критерием оценки всех других групп.
Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки (Майерс Д., 1997). Исследования, посвященные психологии межгрупповых отношений, можно объединить в рамках основных подходов (Агеев В. С., 1990). Т. Адорно показал, что враждебное отношение к представителям других этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авторитарной личности: - установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов; - чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти; - стереотипность суждений и оценок; - нетерпимость к неопределенности; - склонность подчиняться людям, наделенным властью; - нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне. И. Берковитц продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлений агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстрируемых актов жестокости. М. Шериф в полевых экспериментах показал, что ситуация конкурентного взаимодействия, в основе которого лежит объективный конфликт интересов, приводит к усилению проявлений межгрупповой агрессии и враждебности и одновременному усилению внутригрупповой сплоченности. Экспериментальные исследования феномена внутригруппового фаворитизма (тенденции оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой), проведенные Тэджфелом и Д. Тернером, показали, что одного только факта распределения испытуемых на группы, сходные по какому-либо малозначимому признаку, достаточно для того, чтобы индивиды демонстрировали более позитивные установки по отношению к тем, кто, по их мнению, входил в одну группу с ними, и более негативные установки по отношению к тем, кто входил в другую группу. · Внутригрупповой фаворитизм — тенденция оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой. Внешнегрупповая дискриминация — тенденция к установлению различий в оценках «своей» и «чужой» группы в пользу «своей». Теория социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тернера объясняет феномены внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации (тенденции к установлению различий в оценках «своей» и «чужой» группы, как правило, в пользу «своей» группы) как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп: социальной категоризации, социальной идентификации и социального сравнения. Социальная категоризация — это когнитивный процесс упорядочения индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе окружающих людей и себя самого) по группам (категориям), имеющим сходство по значимым для индивида критериям. Социальная идентификация — это процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности. Социальное сравнение — это процесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различий между ними, т. е. межгрупповая дифференциация. Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются заключительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я». ТЕМА 7 ВОПРОС 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. В общении и происходит реализация таких видов человеческих отношений, как межличностные и общественные. В общении заключается вся система отношений человека. Но сам термин, как таковой, не имеет точного аналога в традиционной психологии, как мы знаем в традиционной психологии принят больше термин «коммуникация» который является не совсем эквивалентом термину «общение», этот термин можно рассмотреть лишь в понятийном пространстве особой теории деятельности. В реальном общении заключаются не только межличностные отношения, а именно эмоциональные отношения людей между собой, такие как симпатия или неприязнь, но и общественные отношения, которые по своей природе являются безличными. Но и в тоже время человеческие отношения являются многообразными и не ограничиваются лишь межличностным контактом, в более широкой социальной среде человеческие отношения требуют так же построения системы связей, что само по себе не мыслимо без общения. Если рассматривать процесс общения как способ реализации межличностных отношений – то этот процесс будет более изучен в социальной психологии, нежели процесс отношения между группами. Само по себе общение является вынужденным процессом жизнедеятельности людей, поэтому оно в любом случае осуществляется вне зависимости от межличностных отношений, то есть оно будет в любом случае происходить, вне зависимости от того какое отношение имеет один человек к другому, положительное или отрицательное. От того как строится общение зависит тип межличностных отношений, даже когда отношения между людьми крайне обостренны, процесс общения между ними протекает в специфических формах. На макроуровне общение характеризуется как реализация общественных отношений. И здесь общение должно состоятся в любом случае, даже если социальные группы или индивиды представители этих социальных групп, противоположны друг другу. ВОПРОС 2. ОБЩЕНИЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА. Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Можно сказать, что общение направлено на установление психического контакта между людьми; целью его является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.
В процессе совместной деятельности люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и устанавливают различные связи, взаимодействия. Поэтому в процессе общения выделяются три взаимосвязанных стороны:
2 Стороны общения • перцептивная (взаимовосприятие, взаимооценка в общении), • интерактивная (регулирование взаимодействия собеседников), • коммуникативная (передача информации). Функции общения Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функции общения: 1) информационно-коммуникативную (прием и передача информации), 2) регулятивно-коммуникативную (интерактивную: организация взаимодействия людей в их совместной деятельности), 3) перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу), 4) аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека). ВОПРОС 3. ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РЕЧЕВОГО АКТА. Контекст Код Код
Адресант Сообщение Адресат (отправитель) (референция) (получатель)
Согласно этой модели основными компонентами речевого акта являются: отправитель (адресант), получатель (адресат), канал связи, сообщение, код, контекст (ситуация). Сообщение понимается как процесс и результат порождения речи, т. е. текст. Референция – это содержание сообщения. В осуществлении референции, т.е. в сообщении определенной информации состоит коммуникативная функция языка/речи. Код в речевой коммуникации – это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта. Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие. Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста. Рассмотрим в качестве примера высказывание «Он держал в руке сумку». Если эта фраза произносится в контексте детективной истории, то она может означать, например, «приготовиться» – в случае, если этот человек подозреваемый, а в сумке могут лежать важные вещественные доказательства. В контексте праздничного застолья эта фраза может означать, что человек, которого давно ждали к столу, наконец-то пришел. В ситуации бытовой мелодрамы сумка в руках может указывать на сцену размолвки или часа расставания, когда кто-то из близких собирается уйти или уехать. Таким образом, прагматическое значение высказывания всегда будет меняться. Важнейшим структурным компонентом любой коммуникативной ситуации является обратная связь. Реакция слушающих на высказывание говорящего по сути составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации: не получая ответ на заданный вопрос, человек чувствует себя задетым и обычно либо добивается ответа, либо прекращает разговор. Более того, реакция со стороны слушателя в виде явно выраженного интереса к говорящему составляет общий фон, на котором только и может развертываться разговор. При отсутствии такого интереса общение становится тяжелым и прерывается.
Невербальное общение включает в себя пять подсистем: ВОПРОС 5. МЕСТО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ВОПРОС 6. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.180 (0.015 с.) |