Вопрос 13. Профессиональное обучение сотрудников мчс России. Условия личности профессионального обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 13. Профессиональное обучение сотрудников мчс России. Условия личности профессионального обучения.



Служба в МЧС России относится к разряду деятельности в экстремальных условиях.

Выполнение служебных обязанностей сопровождается различными психоэмоциональными

нагрузками, поэтому особое значение для МЧС России приобретают проблемы, связанные с

разработкой системы мероприятий, направленных на поддержание необходимой

профессиональной деятельности и сохранение профессионального здоровья сотрудников

МЧС России. 78

Наряду с этим в последние годы оформляется новая концепция отношения к человеку,

концепция управления человеческим ресурсом, в которой одной из основных составляющих

выступает процесс развития самого субъекта, в отличие от ранее доминирующей концепции

учета человеческого фактора, где ведущими были исследования и принципы развития

психики, а не самого субъекта, носителя психики.

Решение задачи управления человеческим ресурсом предполагает раскрытие

возможностей и закономерностей развития субъекта как целостного существа, в связи с чем

отмечается важность программ профессионального становления и развития специалистов

МЧС России в учебных учреждениях в русле парадигмыуправления человеческим ресурсом.

Одной из актуальных задач, которые поставлены системой образования перед

психологической наукой, является совершенствование психологического компонента

процесса специального профессионального обучения.

Специфической особенностью процесса профессиональной переподготовки является

то, что объектом этого воздействия оказывается зрелая личность с устоявшейся

психологической организацией, кристаллизованнымжизненным опытом.

В то же время успешное овладение новой профессией не может быть осуществлено

без определенных личностных изменений, осознания и переосмысления жизненного и

профессионального опыта.

Профессиональное мастерство, продуктивная деятельность специалистов МЧС

России невозможны без творческой самореализации, самосовершенствования личности,

неотъемлемым компонентом которых является рефлексия, выступающая

системообразующим фактором творческого процесса и служащая механизмом, посредством

которого осуществляется переосмысление содержания сознания и деятельности субъекта.

На наш взгляд, поиск средств, способов, методов, актуализирующих и инициирующих

рефлексивные процессы, содействующие профессиональному становлению, продуктивной

деятельности и личностному росту специалистов МЧС России, является насущным

требованием настоящего времени.

Вкачестве методологической основынашего исследования выступили:

– системно-деятельностный подход к изучению психических явлений, предполагаю-

щий рассмотрение структурного, функционального и генетического аспектов исследуемого

феномена в их взаимосвязи (И.Н. Семенов, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.);

– общепсихологические теории управления и принятия решений (П.К. Анохин,

Б.Ф. Ломов, Г.Н. Солнцева, Ю.А. Тихомиров и др.);

– рефлексивно-творческий подход к принятию эффективных решений (И.Н. Семенов,

С.Ю. Степанов и др.).

Одной из актуальных задач является совершенствование психолого-педагогического

процесса профессиональной подготовки специалистов МЧС России. Современная

профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к механизмам

социальной адаптации личности, к личностной саморегуляции.

Сам процесс профессиональной подготовки сотрудников МЧС России представляет собой

сложный многоплановый разноуровневый процесс, включающий в себя:

– овладение новыми профессиональными знаниями, умениями, навыками;

– формирование новых профессиональных представлений, установок, убеждений;

– развитие способности к построению профессиональной деятельности, ее изменению и

развитию; изменения в ценностно-смысловой сфере личности;

– отход от непродуктивных моделей, схем, шаблонов мышления, поведения, общения и т.п.

К тому же необходимо учитывать такие специфические особенности сотрудников МЧС

России как: сформированность рутинных механизмов личностной саморегуляции и механизмов

профессиональной адаптации; наличие значительного жизненного и профессионального опыта,

представленного в виде установок, стереотипов, шаблонов, эталонов, умений и навыков; наличие

сложившейся личностной и профессиональной самооценки, а также системы ценностных

ориентаций. 79

При этом сами сотрудники МЧС могут находиться в состоянии стресса, кризиса, фрустрации,

внутреннего конфликта, обусловленных чрезвычайной ситуацией, неуверенностью в себе и своем

будущем, и по разному совладать с труднойжизненной ситуацией.

Следует отметить, что все вышеуказанное требует развития особых подходов к

профессиональной подготовке сотрудников МЧС России, с целью более эффективного и

продуктивного освоения ими профессиональных знаний, умений, навыков, опыта.

Таким образом, процесс подготовки сотрудников МЧС России нуждается в психологических

средствах, позволяющих изучить и изменить в соответствии с поставленными целями и задачами

личностную и профессиональную «опытность», и достичь желаемых изменений в личностной и

профессиональной сферах. Известно, что профессиональная успешность сотрудников МЧС России

зависит от уровня личностного развития и требует особой активизации личностно-смыслового

уровня сознания, обеспечивающего деятельность предметно-операционального плана сознания.

Следовательно, необходимым условием эффективности профессиональной подготовки

сотрудников МЧС России является активизация процессов самопознания и саморегуляции,

оптимизирующих профессиональную деятельность на личностном и предметно-операциональном

планах сознания обучаемого. В таком случае развитие способности к самопознанию и осознанной

саморегуляции, развитие личности и ее личностный рост становятся приоритетными

образовательными задачами педагога, занимающегося подготовкой сотрудников МЧС России.

Именно этот аспект выделяется в свете новой парадигмы педагогики – личностно-

ориентированном образовании, где особую значимость приобретают такие ценности как

саморазвитие, самообразование, самопроектирование (А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков,

В.Л. Шкаликов, Г.А. Ягодин и др.), а успешность профессионального становления сопряжена с

личностным развитием и личностным ростом и зависит от глубины и качества процессов

самопознания и саморегуляции.

По нашему мнению, данный аспект приобретает особую значимость в процессе

профессиональной подготовки сотрудников МЧС России, важнейшей задачей которой является

создание специальных условий для обнаружения и устранения «ограничителей» личностного и

профессионального роста, когда успешность профессионального становления напрямую связана с

рефлексивным переосмыслением прежнего профессионального и личностного опыта, позволяющего

успешно осуществить необходимые изменения в личностно-смысловой и предметно-

операциональной сферах.

Продуктивной результирующей процесса подготовки сотрудников МЧС России принято

считать быстрое и эффективное включение личности в новую профессиональную деятельность.

Следовательно, для достижения такого результата необходимо существенное изменение

процесса обучения не только в формальном плане (например, увеличение часов в пользу ряда

практических занятий), но и в содержательно-психологическом, то есть должно быть четкое

представление о тех личностных потенциалах, активизация которых позволит достичь желаемых

результатов.

Становится очевидной важность развития таких способностей субъекта обучения, которые

позволили бы ему занять творческую личностную позицию. Решение этой проблемы осуществляется

поиском и разработкой новых активных методов профессиональной подготовки сотрудников МЧС

России.

Многими авторами [1 – 3] отмечается неадекватность обычного обучения, обеспечивающего

лишь передачу знаний и выработку частных умений, но не развитие рефлексивного мышления

обучаемых. Ставя вопрос о необходимости развивающего обучения, о переходе к разумному

мышлению, содержанием которого является опосредованное рефлектированное бытие, а не

эмпирический опыт и наличное бытие (составляющие рассудочного мышления). В.В. Давыдов, С.Д.

Неверкович показывают, что и существующие методы активного обучения часто не выходят за

рамки рассудочно-эмпирической формы мышления (деловые игры, метод анализа ситуаций и др.), и

подчеркивают необходимость формирования рефлексивного отношения к способу действия, так как

одной активности обучаемых недостаточно для их развития, нужны разработки принципиально

новых методов развивающего обучения, использующих рефлексивный подход, которые бы

позволили не только получать новые знания, но и преобразовывать прошлыйжизненный опыт.

Важность и значимость этой необходимости активизировало поиск, разработку и

использование разнообразных рефлексивных методов в учебной, профессиональной и других видах

деятельности, способствуя их совершенствованию [1]. 80

Необходимо отметить, что разнообразие рефлексивных методов обусловлено

специфическими целями и задачами, решаемыми в каждом конкретном случае, что объясняет

многообразие проявлений рефлексии (интеллектуальная, кооперативная, межличностная, личностная

и др.) в разнообразных сферах деятельности, в том числе и в учебной.

Таким образом, сама специфика процесса профессиональной подготовки сотрудников МЧС

России, особенные задачи учебного процесса подготовки сотрудников МЧС России, их личностные

особенности ставят нас перед необходимостью поиска и разработки адекватных методов развития

специальных рефлексивных способностей обучающихся.

Если ситуацию переобучения рассмотреть с позиций переобучаемых на личностном уровне,

то ее можно представить в виде комплекса конфликтообразующих противоречий: между новым и

старым знанием; между формально-нормативными требованиями и ограничениями (субъект-

объектными отношениями в процессе профессионального общения) и гуманистической ориентацией

(субъект-субъектными отношениями); между необходимостью профессионального обучения и

недостаточно актуализированной потребностью в освоении новой профессии; между Я-реальным и

Я-идеальным; между тем, что есть и тем, что должно быть и др.

Учитывая вышеизложенное можно говорить о наличии проблемно-конфликтного содержания

как в самом процессе профессиональной подготовки сотрудников МЧС России, так и в личности

обучаемых специалистов, что детерминирует инициацию различных рефлексивных процессов, и в

первую очередь личностной рефлексии. В то же время активизация и функционирование личностной

рефлексии зачастую приводит к непродуктивным вариантам мышления, реагирования, поведения,

что затрудняет усвоение новых знаний, умений, изменение себя.

Поэтому мы считаем необходимым развитие того аспекта личностной рефлексии, который

превращает ее в особый конструктивный вид рефлексивной деятельности, обеспечивающий решение

вышеобозначенных проблем.

Известно, что обучение и развитие личности взаимосвязаны, и обучение детерминирует

развитие, но сегодня имеется немного данных о характере подобного сопряжения у сотрудников

МЧС России.

Рассматривая конкретный процесс подготовки сотрудников МЧС, мы видим, что сама суть

такой профессиональной деятельности требует личностного развития человека, личностного роста,

что объясняется необходимостью изменения присущего ему типа взаимодействия с другими

сослуживцами в процессе профессионального общения. Основной сутью данного профессионального

взаимодействия должна быть характеристика позитивного влияния на партнера по общению в

сочетании со способностью делового решения имеющейся актуальной проблемы.

Формальное освоение нового типа взаимодействий с целью эффективного и позитивного

влияния на партнера по общению невозможно без осознания и понимания сотрудниками МЧС

России своих собственных «влияний» на других людей. И если путем активизации актов

самопознания и осознанной саморегуляции возможно преобразование ведущего типа взаимодействия

в более оптимальный, то нам кажется обоснованным считать эту ситуацию развивающей личность,

ведущей к изменению ряда личностных характеристик. В связи с тем, что акт самопознания

непростой и сопровождается осознанной, произвольной саморегуляцией, то есть происходит

осознанное управление собой, «конструирование» себя, своеобразное расширение сознания.

Однако и в этом случае подобные изменения, необходимость которых очевидна, не могут

реализоваться без овладения рефлексивными способностями, обеспечивающими продуктивный

рефлексивный анализ себя, своих моделей поведения, шаблонов и стереотипов, противоречий и

конфликтных смыслов.

Освоение новой профессиональной деятельности нуждается в актуализации ряда механизмов:

продуктивного мышления (интеллектуальной рефлексии), саморегуляции (личностной рефлексии),

межличностного взаимодействия (коммуникативной рефлексии). Но при этом достаточно часто

включаются рутинные стереотипизированные формы реализации этих механизмов и механизмы

психологической защиты.

В связи с этим до начала целенаправленного формирования конструктивных моделей

мышления, самопознания, поведения и саморегуляции, оказывается необходимым обнаружение и

устранение «ограничителей» личностного и профессионального роста. Существует много задач и

ситуаций, для решения которых личностная рефлексия является ведущей [2]. Значительное число

таких задач и ситуаций имеется не только в учебной, но и в дальнейшей профессиональной

деятельности у специалистов МЧС России, в связи с чем возникает задача выяснения возможностей и81

конкретных путей реализации этих возможностей для целенаправленного развития этого вида

рефлексивных способностей.

Изучение закономерностей, особенностей развития рефлексивных способностей во взрослом

возрасте – это большая область исследований, в которой сам процесс ускоренного обучения

сотрудников МЧС России можно рассматривать как своеобразную модель развития рефлексивных

способностей зрелой личности, а именно конструктивной личностной рефлексии.

При этом сам процесс профессиональной подготовки сотрудников МЧС России является

благоприятной ситуацией, создающей естественные условия и возможности для выхода слушателей в

рефлексивную позицию обзорного пересмотра и переосмысления своего жизненного и

профессионального опыта, формирования нового профессионального самосознания,

осуществляемого при помощи специалистов-преподавателей Санкт-Петербургского университета

ГПС МЧС России.

Наши наблюдения показали, что наиболее эффективной педагогической технологией является

диалогическая форма учебного процесса, совместная деятельность обучающихся и руководителей,

при которой существенное внимание уделяется порождению личностной активности самого

обучаемого, что позволяет в процессе профессиональной подготовки усваивать определенные

коммуникативные умения и навыки, изменить стиль общения и поведения, реализовывать новые

знания и умения.

Таким образом, именно личностная рефлексия обеспечивает растождествление с прежним

личностным и профессиональным опытом, знанием, его переосмысление и обогащение новым.

Рефлексия себя и партнера по общению позволяет также достичь взаимопонимания в проблемной

ситуации и как следствие – эффективного межличностного взаимодействия. Она выступает основным

механизмом внутренней обратной связи, обеспечивая эффективность и успешность процессов

самопознания и саморегуляции.

Резюмируя вышеизложенное следует подчеркнуть следующие моменты:

– сам процесс профессиональной подготовки сотрудников МЧС России многоплановый,

сложен, содержит как внешние, так и внутренние конфликтообразующие противоречия;

– наличие у сотрудников МЧС России личностного и профессионального опыта в процессе

профессиональной подготовки играет как позитивную роль (можно с чем-то сравнивать, прожитые

чрезвычайные ситуации), так и отрицательную роль, вследствие того, что этот опыт представляет

собой, как правило, жесткие стереотипы, мешающие воспринимать новую информацию и

формировать новые способы действия;

– важнейшей задачей в процессе профессиональной подготовки сотрудников МЧС России

является создание специальных условий для обнаружения и устранения «ограничителей»

личностного и профессионального роста;

– процесс профессиональной подготовки сотрудников МЧС России должен включать

встроенные в него активные психолого-педагогические рефлексивные методы, позволяющие освоить

специальность и осуществить личностный рост и развитие обучаемых.

Таким образом, личностная рефлексия является одним из компонентов целостной системы

рефлексивных способностей, наряду с интеллектуальной, коммуникативной и другими видами

рефлексий и может в процессе регуляции рефлексивной деятельности выполнять как

вспомогательную, так и ведущую роль, оптимизируя другие виды рефлексивной деятельности,

обеспечивая более высокий уровень реализации поведения, профессиональной деятельности и

общения.

 

 

ТЕМА 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.054 с.)