Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика детско-родительских отношений

Поиск

Категории высказываний

 

Контент-анализ сочинений родителей позволил выделить ряд категорий высказываний, специфичных для каждого блока анализируемых показателей.

 

Обобщенный список категорий контент-единиц по блоку «Образ ребенка», относящихся к представлениям родителей о реальном и идеальном ребенке

 

Значимые характеристики, качества:

1) личностные особенности; 2) волевая сфера, самоконтроль; 3) когнитивная сфера; 4) коммуникативная сфера; навыки; 5) эмоциональная сфера; 6) самостоятельность; 7) внешность, физическое развитие; 8) самообслуживание, бытовые 9) здоровье; 10) вкусовые предпочтения.

Интересы, деятельностные предпочтения:

1) природа (животные, растения); 2) культурные мероприятия; 3) ТВ; 4) компьютер; (математика, языки); 5) игра; 6) продуктивные виды деятельности; 7) чтение; 8) спорт, танцы; 9) музыка, пение; 10) интеллектуальные занятия 11) прогулки; 12) обучение, поступление в детский сад / школу / вуз.

Особенности отношений:

1) послушание; 2) близость, симбиоз; 3) совместность во взаимодействии; 4) внешние влияния.

Трудные жизненные ситуации:

1) утрата, сепарация; 2) развод, конфликт, переезд.

Дополнительные категории:

1) обобщенные высказывания; 2) переживания родителей.

 

В блоке «Образ отношений в семье» среди выделенных категорий не представлены категории, отражающие значимые характеристики и качества ребенка, и более дифференцированы категории, характеризующие качественные различия в характеристике детско-родительских отношений.

 

Обобщенный список категорий по блоку «Образ отношений в семье»

 

Интересы, деятельностные предпочтения:

1) отдых, прогулки; 2) совместность в деятельности (без конкретизации вида деятельности); 3) бытовое взаимодействие; 4) межличностное общение; 5) культурные мероприятия; 6) игра; 7) продуктивные виды деятельности; 8) чтение; 9) музыка, пение; 10) занятия, обучение.

Характер отношений с ребенком:

1) дружба; 2) любовь; 3) доверие; 4) понимание; 5) послушание/подчинение; 6) близость, симбиоз.

Дополнительные категории:

1) обобщенные высказывания; 2) шаблон «мы — дружная семья».

Категории высказываний по «Открытой» шкале:

1) чувство «принадлежности» ребенка; 2) условный симбиоз; 3) личностные качества; 4) коммуникативные качества; 5) волевые качества; 6) навыки самообслуживания; 7) эмоциональные проявления; 8) способности; 9) обучение, профессия; 10) внешность; 11) детско-родительские отношения; 12) послушание; 13) сравнительная оценка; 14) внешние влияния; 15) телесный контакт; 17) обобщенные высказывания; 16) переживания родителя; 18) сензитивность к состоянию ребенка.

 

Эмоциональный знак отношения

 

Эмоциональная составляющая высказываний родителей отражает особенности принятия ребенка родителем (положительный, отрицательный, амбивалентный, нейтральный, эмоциональные знаки высказывания).

Эмоциональный знак высказываний не анализируется по шкалам «Возможные страхи, опасения», «Причины трудностей» (предполагает отрицательный знак), «Интересы, предпочтения ребенка» (предполагает нейтральный знак), «Реальные требования» (предполагает нейтральный и отрицательный знаки).

 

3. Временная перспектива образа

 

Временная отнесенность образа ребенка, себя как родителя или отношений с ребенком (на прошлое, настоящее, будущее) определяется по «Открытой» шкале. По другим шкалам временная направленность высказываний задана изначально. В высказываниях родителей могут встречаться исключения, и они интересны для разбора индивидуальных случаев.

 

4. Характер центрированности высказываний

 

Определение характера центрированности высказываний (на ребенке, на родителе, на отношениях родителя с ребенком) возможно также только по «Открытой» шкале. По другим шкалам центрированность высказываний в основном задана изначально. Отражением центрированности высказываний на родителе служит выраженность по группе в блоке «Образ ребенка» такой категории, как «переживания самого родителя». Отражением центрированности на отношениях с ребенком служит выраженность по группе в блоке «Образ ребенка» таких категорий, как «послушание», «близость, симбиоз», «совместность во взаимодействии».

 

Распространенность описания

 

Коэффициент распространенности описания (Краспр.) — показатель степени полноты, подробности идеального и реального образов Ребенка; образа самого родителя и особенностей его воспитательной Позиции; образа детско-родительских отношений.

Краспр. = кол-во контент-единиц по блоку / кол-во чел. (по группе)

 

Значимость блоков «Образ идеального ребенка», «Образ реального ребенка», «Образ отношений в семье»

 

Показатель предпочитаемой ориентации родителей на реальный, идеальный образы ребенка или на образ отношений с ним. Коэффициент значимости (Кзнач.) образа отражает степень значимости определенного блока высказываний для родителей.

 

Кзнач. = Краспр. / количество вопросов в блоке

 

В нашем исследовании были представлены пять групп испытуемых, различающихся по типам взаимодействия родителя и ребенка (табл. 1). Деление на группы осуществлялось путем использования кластерного анализа результатов пробы на совместную деятельность методом К-средних. Сопоставление групп между собой с использованием U-критерия Манна-Уитни показало, что выделенные группы значимо различаются по определенным переменным, отражающим деятельностный и эмоциональный компоненты взаимодействия.

 

Таблица 1

Типы взаимодействия родителя и ребенка

 

Название группы Характер взаимодействия
1. Конфликтный тип несогласованное «Мы»
2. Гармоничный тип комплементарное «Мы»
3. Дистантный тип взаимодействие «рядом»
4. «Родитель-диктатор» доминирование—подчинение
5. «Ребенок-диктатор» доминирование—подчинение

 

На основании полученных данных нами описаны особенности родительской позиции при различных типах взаимодействия с ребенком.

 

Сравнительная оценка ребенка

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста... как все.

12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей... она лидирует, командует.

Значимые характеристики в оценке ребенка

22. Самое главное в характере моего ребенка... упрямство, целеустремленность.

23. Мой ребенок силен в... спорте, есть успехи.

Положительные особенности ребенка

3. Я люблю, когда мой ребенок... хорошо кушает, не капризничает, занят делом.

13. Мне нравится в моем ребенке... все: внешность, красота фигуры, серьезность.

Идеальные ожидания

4. Я хотел (а) бы, чтобы... в жизни у нее было все хорошо.

14. Я всегда мечтал(а) о том, что... она будет заниматься спортом, и она занимается.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы... все у нее в 1-м классе было хорошо.

26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы... у нее все было хорошо.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней... иногда капризы.

15. Я боюсь, что... она будет болеть.

25. Мне бы не хотелось, чтобы... она капризничала.

Реальные требования

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания... чтению.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а)... капризничать.

Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда... она беспричинно ревет.

17. Мне не нравится в нем/ней... КАПРИЗЫ.

27. Думаю, что ему/ей мешает... лень.

Анамнестические данные

8. Когда он/она рос(ла)... <- - ->

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой)... она была, как кукла: красивыеголубые глаза, кудрявые волосы.

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок... <- - ->

Интересы, предпочтения ребенка

9. Моего ребенка интересует... спорт (горные лыжи), ходит в секцию.

19. Мой ребенок любит... рисовать, играть в куклы, ее хобби — это спорт.

29. Он/она предпочитает... отдых в Турции, на юге.

Ситуация «Мы-взаимодействия»

10. Мне приятно, когда мы с моим ребенком... вместе.

20. Мой ребенок и я... очень привязаны друг к другу, все свободное время ясней.

30. Наши отношения с ребенком... мы любим друг друга.

 

Сравнительная оценка ребенка

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста... мой ребенок говорит по-английски.

12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей... она иногда стесняется и не знает, как начать играть с другими детьми.

Значимые характеристики в оценке ребенка

22. Самое главное в характере моего ребенка... доброта.

23. Мой ребенок силен в... пении и рисовании.

Позитивные особенности ребенка

3. Ялюблю, когда мой ребенок... сидит у меня на коленях.

13. Мне нравится в моем ребенке... то, что она добрая и ласковая.

Идеальные ожидания

4. Я хотел(а) бы, чтобы... вырос умным и хорошим.

14. Я всегда мечтал(а) о том, что... чтобы она занималась танцами.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы... я нашла для нее все кружки, которые запланировала (танцы, английский, рисование).

26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы... развиваться во всех направлениях.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней... здоровье.

15. Я боюсь, что... много чего.

25. Мне бы не хотелось, чтобы... мы все поскорее адаптировались к нашему новому месту жительства (в данном случае респондентка переформулировала вопрос. — А.Ш.).

Реальные требования

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания... уборке своих игрушек.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а)... тяжело ложиться спать и тяжело вставать по утрам.

Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда... мне приходится говорить своему ребенку одно и то же (например, убрать игрушки) и все без толку.

17. Мне не нравится в нем/ней... то, что она повторяет за мной то, что мне не нравится в себе (например, как она повышает голос, если ей что-то не нравится).

27. Думаю, что ему/ей мешает... отсутствие каких-либо близких друзей, с которыми бы она проводила время вне садика (например, в парке).

Анамнестические данные

8. Когда он/она рос(ла)... она была разной.

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой)... мы много путешествовали.

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок... двухнедельную разлуку со мной и двухмесячную с моим мужем.

Идеальные ожидания

4. Я хотел (а) бы, чтобы... он был здоров.

14. Явсегда мечтала о том, что... чтобы он вырос хорошим человеком, грамотным.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы... он хорошо учился в школе.

26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы... неплохо учиться в школе.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней... неусидчивость к занятиям.

15. Я боюсь, что... он заболеет.

25. Мне бы не хотелось, чтобы... он рос слабым, беззащитным, не дающим отпора своим недругам.

Реальные требования

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания... чтению.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а)... сильно баловаться.

Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда... он не убирает за собой свои вещи, игрушки.

17. Мне не нравится в нем/ней... некоторая лень.

21. Думаю, что ему/ей мешает... невнимательность.

Анамнестические данные

8. Когда он/она рос(ла)... <- - ->

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой)... он был очень спокойным ребенком, до трех лет делал все сам (одевался, раздевался, ел, выливал свой горшок, убирал игрушки), мне не позволял ничего за ним убирать.

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок... <- - ->

Идеальные ожидания

4. Я хотел (а) бы, чтобы... она была более терпеливой и научилась ждать.

14. Я всегда мечтала о том, что... чтобы она хорошо кушала и слушалась.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы... она почаще прислушивалась к тому, что ей говорят или что от нее требуют.

26. Мои ребенок достаточно способен, чтобы... делать мелкую домашнюю работу, обслуживать себя, содержать свои вещи в порядке.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней... проявление лидерских качеств, в командном тоне; ее частые ОРЗ.

15. Я боюсь, что... <- - ->

25. Мне бы не хотелось, чтобы... она болела, капризничала без повода.

Реальные требования

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания... занятиям (логопедические, подготовка к школе).

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а)... капризничать.

Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда... дочь меня не слушает или не хочет слышать, что я ей говорю или прошу сделать что-либо.

17. Мне не нравится в нем/ней... нетерпеливость.

27. Думаю, что ему/ей мешает... ее лень.

Анамнестические данные

8. Когда он/она рос(ла)... она никогда ни минуты не могла сидеть спокойно на одном месте, и из-за этого с ней происходило много разных историй, не очень хороших.

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой)... <- - ->

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок... когда ее отец уехал в длительную командировку (около трех месяцев).

Идеальные ожидания

4. Я хотел (а) бы, чтобы... моя дочь научилась находить общий язык с людьми, чтобы у нее были хорошие друзья.

14. Я всегда мечтала о том, что... мой ребенок будет учиться в России, т.к. наше образование во многом лучше зарубежного.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы... она меньше спорила, а больше слушала. 26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы... добиться в жизни успеха.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней... чрезмерное упрямство.

15. Я боюсь, что... получение этого образования будет слишком дорогим через несколько лет.

25. Мне бы не хотелось, чтобы... моя дочь имела секреты от своих родителей.

Реальные требования

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания... когда вырастет, спортивным занятиям.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а)... расстраиваться до слез из-за мелких неудач.

Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда... в некоторых ситуациях не всегда знаю, как объяснить, сказать, успокоить...

17. Мне не нравится в нем/ней... то, что не всегда начатое дело доводите до конца.

27. Думаю, что ему/ей мешает... упрямство (и в общении, и в занятиях).

Анамнестические данные

8. Когда он/она рос(ла)... интересы менялись (они еще будут меняться много раз), но читать любила и любит и, надеюсь, будет любить.

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой)... то была гораздо беспокойнее, чем сейчас.

28. Самое трудное, что пережим мой ребенок... на сегодняшний день — это переезд из маленького города в Москву.

Литература

1. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Педагогика, 1989,

3. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. — М.: Фолиум, 1996.

 

Приложение 1

 

Рекомендации к проведению методики «Родительское сочинение»

 

Модифицированная методика «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений позволяет выявить особенности образа ребенка глазами родителя, особенности принятия ребенка родителем. С помощью методики «Родительское сочинение» возможно исследование многих аспектов отношения родителя к ребенку, восприятия и переживания родителем характера взаимодействия с ребенком.

 

Методика позволяет получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско-детском взаимодействии, определить особенности типа семейного воспитания, а также собрать анамнестическую информацию, отражающую историю развития ребенка. Кроме того, «Родительское сочинение», как и любая проективная методика, позволяет выявить личностные особенности самого родителя.

 

Диагностика детско-родительских отношений

Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями — важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Чтобы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, практический психолог должен знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений он может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель—ребенок» глазами родителя, другие — глазами ребенка.

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» глазами родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного психолога — работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.

Изучая межличностные отношения в системе «родитель—ребенок» глазами родителя, практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания:

родительские установки и реакции;

отношение родителей к ребенку и жизни в семье;

нарушения воспитательного процесса в семье;

причины отклонений в семейном воспитании;

типы воспитания;

уровень родительской компетентности и т. п.

Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью социальных методик.

Тест «Родительско-детские отношения» (РАКТ) (американские психологи Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптирован Т.Н.Нещерет).

Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В. В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И.Захарова).

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.

Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.

Эффективна методика А.Г.Лидерса и И.В.Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье», разработанная для двух возрастных групп: для дошкольников и младших школьников; для подростков.

Проблема комплексного изучения детско-родительских отношений ставит перед психологом задачи накопления и расширения методического арсенала в области семейного и возрастно-психологического консультирования. Одной из информативных диагностических техник в выявлении родительской позиции является методика «Родительское сочинение» [1—3], однако проективный характер методики вызывает определенные трудности при ее проведении и интерпретации полученных результатов.

 

Диагностическую ценность традиционно используемой методики свободного сочинения на заданную тему («Мой ребенок», «Я как родитель» и т.д.) в ряде случаев существенно ограничивает недостаточный культурно-образовательный и интеллектуальный уровень родителей, и, в первую очередь, уровень развития у обследуемых родителей письменной речи и способности к рефлексии, что встречается достаточно часто в современных неблагополучных, дисгармоничных, проблемных семьях.

 

К трудностям проведения методики относятся нередкие отказы родителей от выполнения задания из-за его сложности или отсутствия времени. Наиболее часто отказываются от выполнения задания родители, не имеющие постоянной практики и опыта письменного изложения своих мыслей и чувств. В этих случаях отказ может сопровождаться альтернативными предложениями со стороны родителя рассказать о ребенке и проблемах более подробно, ответить на любые вопросы психолога, заполнить анкеты и опросники.

 

В большинстве случаев необычность и непривычность задания, длительное время, требующееся для его выполнения, стремление родителя к уединению в процессе написания сочинения приводит к тому, что родитель просит написать сочинение дома, в форме «домашнего задания». Это не позволяет психологу осуществить наблюдение за особенностями эмоционального отношения родителя к заданию, фиксировать речевые комментарии родителя в процессе написания сочинения и проч. Кроме того, при интерпретации полученных данных для проведения контент-анализа текста сочинения от психолога требуется высокая квалификация и значительные временные затраты.

 

Практика показывает, что модифицированный вариант методики «Родительское сочинение» в форме незавершенных предложений снимает основные трудности проведения и интерпретации результатов. Родители легче и охотнее соглашаются на диагностическое взаимодействие с психологом, оказываясь в привычной ситуации заполнения анкет и опросников. Заданность и последовательность предъявления диагностического материала позволяет актуализировать исследуемые особенности родительско-детских отношений: прямые и отраженные оценки ребенка; ценностные ориентации родителя, включающие систему идеальных ожиданий, реальных требований и возможных страхов и опасений; особенности совместной деятельности родителя и ребенка.

 

По результатам методики «Родительское сочинение» становится возможным выявление родительской позиции в семьях дошкольников, сложившегося образа ребенка у родителя, особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Методика позволяет также получить данные об индивидуально-личностных особенностях родителя.

 

В используемом нами модифицированном варианте методики «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений особенности родительской позиции выявляются по одиннадцати шкалам: «Открытая», «Сравнительная оценка ребенка», «Значимые характеристики ребенка», «Позитивные особенности ребенка», «Идеальные ожидания», «Возможные страхи, опасения», «Реальные требования», «Причины трудностей», «Анамнестические данные», «Интересы, предпочтения ребенка», «Ситуация "Мы-взаимодействия"».

 

1. «Открытая» шкала выявляет общий спектр проявлений особенностей родительской позиции с помощью ненаправленных незаконченных предложений. Результаты позволяют получить дополнительную информацию о переживаниях родителя, значимых характеристиках сложившегося образа ребенка у родителя.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • - Когда я думаю о своем ребенке, то...
  • - Скорее всего, он/она...
  • - Я всегда замечал(а)...

2. Шкала «Сравнительная оценка ребенка» позволяет выявить отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: особенности социальных оценок и стандартов родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном взаимодействии, особенности оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития. Шкала позволяет также выявить степень признания родителем самоценности ребенка.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

  • - По сравнению с другими детьми его/ее возраста...
  • - Когда мы с ним/ней бываем среди других детей...

3. Шкала «Значимые характеристики ребенка» позволяет выделить основные качества и свойства ребенка, являющиеся значимыми для родителя.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

  • - Самое главное в характере моего ребенка...
  • - Мой ребенок силен в...

4. Шкала «Позитивные особенности ребенка» выявляет принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Описываемые качества могут включать в себя физические особенности и внешность ребенка; его знания, умения, навыки или достижения; особенности поведения и деятельности; выполнение требований родителей; интеллектуальные, моральные, волевые, эмоциональные качества ребенка; особенности тендерной идентичности.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

  • - Я люблю, когда мой ребенок...
  • - Мне нравится в моем ребенке...

5. Шкала «Идеальные ожидания» выявляет декларируемые или реальные цели и ценности родительского воспитания, восприятие перспектив развития ребенка и отношений с ним, предпочитаемые качества ребенка.

Шкала включает в себя четыре незаконченных предложения:

  • - Я хотел(а) бы, чтобы...
  • - Я всегда мечтала о том, что...
  • - Я был(а) бы рад(а), если бы...
  • - Мой ребенок достаточно способен, чтобы...

6. Шкала «Возможные страхи, опасения» выявляет зоны возможной обеспокоенности, тревоги, вины, страха родителя по отношению к ребенку и перспективам его развития. Позволяет выявить степень переживания родителем ответственности за возникающие трудные ситуации в жизни ребенка и возможные фрустрации в детско-родительских отношениях.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • - Меня беспокоит в нем/ней...
  • - Я боюсь, что...
  • - Мне бы не хотелось, чтобы...

7. Шкала «Реальные требования» выявляет особенности воспитательной позиции родителя, ее эффективность и ресурсы, особенности практики воспитательных воздействий родителя на поведение ребенка.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

  • - Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания...
  • - Хотелось, чтобы он/она перестал(а)...

8. Шкала «Причины трудностей» выявляет не принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Шкала позволяет выявить конфликтные зоны во взаимоотношениях с ребенком.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • - Я очень раздражаюсь, когда...
  • - Мне не нравится в нем/ней...
  • - Думаю, что ему/ей мешает...

9. Шкала «Анамнестические данные» направлена на получение информации, позволяющей более полно реконструировать историю развития ребенка, выявить значимые события в генезисе развития ребенка и характер переживания родителем этих событий.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • - Когда он/она рос(ла)...
  • - Когда он/она был(а) маленьким(ой)...
  • - Самое трудное, что пережил мой ребенок...

10. Шкала «Интересы, предпочтения ребенка» позволяет понять особенности предпочитаемых видов деятельности ребенка, выявить сферу интересов ребенка «глазами родителя», особенности принятия Интересов и предпочтений ребенка родителем.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • - Моего ребенка интересует...
  • - Мой ребенок любит...
  • - Он/она предпочитает...

11. Шкала «Ситуация "Мы-взаимодействия"» позволяет определить зоны принятия ребенка в значимых для родителя сферах. Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • - Мне приятно, когда мы с моим ребенком...
  • - Мои ребенок и я...
  • - Наши отношения с ребенком...

Методика позволяет выделить определенные компоненты родительской позиции, включающие в себя образ ребенка, образ отношений в семье, образ самого родителя.

 

Блок «Образ ребенка» включает в себя идеальный и реальный образы ребенка.

Идеальный образ ребенка отражается в декларируемых родителями целях и ценностях воспитания, их представлениях о будущем ребенка (учеба, профессия, личностные особенности, сравнение ребенка с родителем), страхах и опасениях родителей (шкалы 5, 6, 7).

 

Реальный образ ребенка включает в себя представления родителей о значимых особенностях и качествах ребенка, его интересах, особенностях отношений с взрослыми и сверстниками. Реальный образ ребенка складывается из образа ребенка в прошлом (анамнестические сведения, шкала 9) образа ребенка в настоящем — оценочный (прямая и сравнительная оценка ребенка, шкалы 2, 4) и констатирующий (значимые характеристики, интересы, трудности, шкалы 3, 8, 10) компоненты образа.

 

Блок «Образ отношений в семье» включает в себя воспитательные требования родителей, особенности совместной деятельности родителя и ребенка, эмоциональный компонент отношений ребенка с родителями, особенности отношений с другими взрослыми в семье (шкала 11).

 

Определенную информацию дают результаты ответов родителей на нейтральные незаконченные предложения (шкала 1). По этой шкале родители имеют возможность высказаться о наиболее важном и значимом для них в относительно свободной форме.

 

Сочинения родителей анализируются по следующим критериям: распространенность среди высказываний определенных содержательных категорий, их эмоциональный знак, особенности временной перспективы высказываний (временная направленность на настоящее, прошлое, будущее) и центрированность высказываний (на ребенке, на родителе, на отношениях между ребенком и родителем). Подсчитываются также коэффициент распространенности описания и коэффициент значимости блоков «Образ идеального ребенка», «Образ реального ребенка» и «Образ отношений в семье».

 

Полное описание методики приведено в Приложении 2.

 

В проведенном нами исследовании[1] (2004 — 2005 г.г.) было проанализировано 61 сочинение родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские дошкольные учреждения и проживающих в г. Москве.

Общее количество контент-единиц по выборке составило 1 720.

 

Категории высказываний

 

Контент-анализ сочинений родителей позволил выделить ряд категорий высказываний, специфичных для каждого блока анализируемых показателей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.45 (0.01 с.)