Этапы развития социальной работы как научного знания и практики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития социальной работы как научного знания и практики



Возникновение социальной работы как профессиональной деятельности относится к концу 19 в. и непосредственно связано с воплощением идей Мэри Элен Ричмонд (США).

В 1898 г. по инициативе М.Ричмонд начала свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете). В 1899 г. ею подготовлена книга «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях», в которой были заложены научно обоснованные методы социальной работы. В своей следующей книге «Социальные диагнозы», вышедшей в 1917 г., Ричмонд более подробно представила свой метод социальной работы, который впоследствии получил название индивидуальный метод социальной работы. Примерно в это же время возникают первые школы по подготовке профессиональных социальных работников. Книги Ричмонд становятся важнейшими пособиями для учебных заведений США и Европы.

В основу социальной работы была положена медицинская модель, которую схематично можно представить следующим образом: сбор фактов — социальный диагноз — социальная терапия.

Ричмонд рассматривала социальную помощь как комбинацию мер, результатом которых является изменения как самого индивида, и его социальной среды.

Социальные мероприятия Ричмонд подразделяет на две взаимодополняющие друг друга категории:

— косвенный метод лечения (воздействие на окружение клиента);

— непосредственный метод (воздействие на индивида).

Идеи Ричмонд внесли не только вклад в научную разработку основ новой профессии, но и нашли свое отражение в развитии теоретических школ и концепций социальной работы. В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диагностическая и функциональная.

Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918г. осуществляется подготовка социальных работников. В это время наступает необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоциональных проблем ветеранов первой мировой войны и членов их семей.

В качестве теоретической основы взаимодействия социального работника и клиента была взята медицинская модель, однако идеи Ричмонд были восприняты прямо противоположным образом. Основное внимание сосредоточивалось на внутреннем мире клиента, социальные процессы и социальная среда отодвигались на задний план. При этом основной акцент делался на диагнозе.

Отношения между клиентом и социальным работником превращаются в довольно авторитарные, а задачей последнего становится лечение клиента, понимаемое как изменение его личности и помощь в его адаптации к окружающей среде.

В другом учебном заведении по подготовке социальных работников — в Пенсильванской школе социальных работников в 1930-х гг. получило развитие направление, связанное с интересом к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как лечебному процессу, а скорее как услуге, оказываемой в рамках социальной службы. Данное направление получило название функциональной школы.

Функциональная школа взяла за основу представления Ранка о желании перемен у клиента, его способности к восприятию помощи, а также о начальных процессах и разделений в ходе лечения. Представители данного течения в отличие от диагностической школы основное внимание уделяли не ранним детским впечатлениям клиента и постановке точного диагноза, а началу процесса изменений. Основной акцент делался на таких понятиях, как структура и процесс, а также на построении правильного взаимоотношения социального работника и клиента. Из теории Дж. Дьюи было заимствовано понятие самоопределения — права клиента решать за себя. Таким образом происходит переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от авторитарных и формальных отношений, представительницей которых являлась Ричмонд.

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Каждый человек является участником нескольких систем — семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив. Все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику в работе с клиен щегося;

— привлечение к активному участию в деле призрения бедных слоев общества.

Со временем изменялись приемы и формы работы, но главным принципом социальной работы остается оказание социальной помощи, понимаемой как формирование под руководством социального работника и при непосредственном участии клиента навыков к самопомощи. Стратегией социального работника являются действия, направленные на повышение степени самостоятельности клиента, развития его способности контролировать свою жизнь и самому решать возникающие проблемы.

Важное значение для формирования современной модели социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы, получив свое название от города, где она эффективно была применена и в последующем получившей распространение в середине 19 в. практически на всей территории Германии и части Франции. В основу этих принципов легли следующие положения:

— самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;

— индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося.

 

10. Принципыи закономерности теории и практики СР.

Принцип гносеологического подхода ориентирует на тщатель­ное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов в обществе, учит видеть их специфику, тенденции развития и закономерности. Принцип личностного подхода требует при изуче­нии социальных процессов учитывать, что их носителем всегда высту­пает конкретная личность с ее потребностями и интересами, ценност­ными ориентациями, чувствами и мыслями.

Принцип единства сознания и деятельности вооружает социаль­ную работу правильным пониманием сущности того или иного вида деятельности, в которую вовлечен социальный клиент, и влияния уровня сознания на развитие этой деятельности, своеобразие ее формы и результата».

Социальная работа тесно соприкасается и с такими науками, как социология, пси­хология, социальная педагогика и др. В этой связи целесообразно го­ворить о следующих группах основных принципов теории социальной работы.

Общефилософские принципы,лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К ним, прежде всего, относятся принципы:

- детерминизма;

- отражения;

- развития.

Общие принципы социальных наук.К ним можно отнести принципы:

- историзма;

- социальной обусловленности;

- социальной значимости. Специфические принципы социальной работы:

1) содержательные: гуманизм; демократизм; законность; связь с конкретными условиями жизнедеятельности людей; сти­мулирование социальной активности; социальная справедли­вость; альтруизм; гармонизация общественных, групповых и личных интересов; самообеспечение; соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий, равных возможностей для граж­дан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг; доступности социального обслу­живания; соблюдение конфиденциальности в социальной рабо­те; преемственности всех видов и форм социального обслужива­ния; адресности; приоритета содействия гражданам, находя­щимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; про­филактической направленности; содействия социальной реаби­литации иадаптации; межведомственности и междисшшлинар-ности; деятельностного подхода; территориальной организации социальной службы; государственной поддержки добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению и др.;

2) организационные: контроль и проверка исполнения; единст­во полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров; всеобщность; комплексность; посредничество; солидарность; вспоможение и др.;

3) психолого-педагогические: комплексный и дифференциро­ванный подходы; технологическая компетентность; стимулиро­вание активности; целенаправленность; сочувствование, при­влекательность, доверие; преемственность; последовательность; непрерывность; учет возрастных и личностных особенностей клиента и др.

Гуманизм - ведущая целевая установка социальной ра­боты, которая утверждает идею признания человека высшей ценно­стью, защиты его достоинства и гражданских прав, создания условий свободного и всестороннего проявления способностей личности.

В отличие от официальных отношений, регулируемых должно­стными инструкциями, приказами и распоряжениями, неформальные связи между социальным работником и клиентом возникают и строят­ся, главным образом, на основе психологической совместимости лич­ностных качеств, общности интересов, симпатий и антипатий, кото­рые, как известно, не имеют санкционирующего значения. Нефор­мальный характер отношений в социальной работе хотя и выступает как психологический феномен, но не лежит за порогом должностной деятельности социального работника, его служебных обязанностей.

Демократизм социальной работы требует умения устанавливать психологический контакт с клиентом, соблюдения норм и правил об­щения, уважения и внимания к личности клиента, вовлечения его в активный поиск путей разрешения личностных проблем и ненавязчи­вого влияния силой своего ума, знаний, нравственности, опыта.

Законность как один из основных содержательных принципов социальной работы предполагает строгое соблюдение законов и осно­ванных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Нормативно-правовые акты являются формой, в которую облекается политика государства, в том числе и социальная. Роль и назначение права состоят прежде всего в том, чтобы служить осуществлению по­литики, но эту роль право может выполнить только при условии стро­жайшего соблюдения всеми его норм. В этом заключается первое и исходное требование законности вообще и в социальной работе в ча­стности.

закономерности. две груп­пы:

первая - закономерности функционирования и развития субъек­та социальной работы;

вторая - существенные связи между субъектом и объектом со­циальной деятельности и их диалектика.

Содержание первой группы закономерностей определяется тем, что социальная работа - это специфический вид деятельности органи­заций и должностных лиц по социальной защите населения, по прове­дению протекающих в обществе процессов посредством своих воздей­ствий в соответствии с интересами и потребностями людей, требова­ниями конкретной обстановки, природой социального субъекта.

Закономерности второй группы формируют характер взаимо­действия субъекта и объекта социальной работы, связи между ними, способность этих связей обеспечить эффективное достижение целей социальной защиты. К ним относится целостность воздействия субъ­екта на объект; реализация общих интересов через особые; соответст­вие носителей и выразителей интересов объекта социальной работы.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.013 с.)