Организация СР в сельской местности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация СР в сельской местности



Соц. раб. в сельских местностях работают с различными группами детей, семей, старыми людьми, инвалидами и так далее. Они работают в относительно изолированных, небольших местных и окружных учреждениях и сталкиваются с множеством сложных проблем. Специализированные службы, общераспространенные в городских районах, как правило, обычно отсутствуют. Работник должен быть опытен в оценке проблем и опытный при оказании услуг, строго ориентироваться на социальные технологии, такие как индивидуальная и групповая психотерапия или организация общины, на практические области, общественная благотворительность и так далее.

Помимо навыков и умений, связанных с людьми, соц. раб. общего профиля должен знать, как планировать, реализовывать и оценивать программы, как защищать необходимые социально-политические реформы в политической системе, как эффективно работать с органами государственного управления разных уровней, а также с официальными и неофициальными структурами сельской общины.

Кроме того, сельские соц. раб. должны быть хорошо знакомы с культурными характеристиками разных этнических и расовых групп, которые они будут обслуживать. Сельские общины далеко не однородны.

Также необходимы новаторские подходы к непрерывному образованию и подготовке соц. раб.. По возможности приоритет должен отдаваться вопросам инновационным навыкам самопомощи и взаимопомощи, технологии.

Кроме того, сельские соц. раб. должны иметь специальную подготовку по использованию систем неформальной поддержки при решении проблем своих клиентов. Как упоминалось выше, сельские жители придают большое значение личным связям и связям со своей местной общиной и менее склонны искать помощи на стороне, чем городские жители. Сельский соц. раб. должен уметь оценить и задействовать систему неформальной поддержки - семью, церковь, соседей, друзей, чтобы выяснить потребности нуждающихся и удовлетворить их.

Ключевой проблемой сельского соц. развития остается создание соц. инфраструктуры, которая обеспечит доступ сельских жителей к современным и эффективным услугам: образованию, здравоохранению, культуре, телекоммуникации, водоснабжению, электроснабжению, транспорту, работе, профессиональному обучению для всего сельского населения. Решение этих задач в немалой степени зависит от социальных служб.

В СР на селе учитываются специфика образа жизни крестьян, народные обычаи и традиции, роль семьи и церкви, природы и быта, а также широкая сеть социальных «приспособительных приемов»: образцы взаимопомощи, вынужденная щедрость, общинная земля и разделение труда, которые помогают крестьянам выравнивать неизбежные провалы в семейных ресурсах.

Важным средством активизации СР на селе являются опора на традиционные источники выживания сельского жителя, использование исконных способов организации жизнедеятельности человека в экстремальных ситуациях, восстановление и укрепление традиций общинной жизни. Позитивными социально-психологическими факторами, которые необходимо учитывать при активизации социальной работе на селе являются:

1. Тесное срастание со средой обитания. Для сельского жителя общие условия и ресурсы окружающей природной среды - плодородие или состояние почвы, климат, погодные условия, обеспечение ресурсами, рельеф местности, богатства растительного и животного мира и так далее - остаются решающими факторами в организации жизнеобеспечения. Как правило, сельские жители досконально знают особенности своей местности. Причем экологическая составляющая определяет выбор системы земледелия, состав культивируемых растений и пород животных, соотношение разных отраслей хозяйства, характер поселения и расселения, способы коммуникаций и даже конкретные формы социальных общностей. Из природной среды сельский житель традиционно через средства для укрепления своего здоровья, лечения болезней, в процессе хозяйственной деятельности ориентируется на многолетние наблюдения за погодно-климатическими закономерностями в их взаимосвязи с различными природными явлениями. Традиционные ценности каждого этноса неотделимы от среды его обитания. Экологическая обстановка, присущая тому или иному социуму, - важнейший источник формирования национального характера, оздоровления и организации жизнедеятельности сельских обществ.

2. Личное подворье. Исторический опыт жизнедеятельности сельской семьи свидетельствует, что во все времена основным средством ее выживания был труд на личном подворье. Независимо существующего общественно строя, политической и экономической ситуации в стране, трудясь на земле, семья сможет прокормить себя. Труд на личном подворье - самая надежная гарантия социальной защиты сельского населения. Расчеты специалистов показывают, что, имея участок земли площадью 6 соток, можно обеспечить овощами и плодово-ягодной продукцией семью из четырех человек. Но это возможно только при правильном ведении хозяйства. Поэтому социальные работники и социальные педагоги должны вооружать сельских жителей сельскохозяйственными знаниями, повышать культуру сельскохозяйственного производства.

3. Приверженность традициям. В сельской местности проживает в основном коренное население страны, унаследовавшее историческую память предшествующих поколений. Крестьянство по-прежнему ориентируется на традицию, которая является для него непреложным законом хозяйственной деятельности и всего жизненного уклада общества от природы диктовала ориентацию на воспроизведение прежних образцов, унаследованных от предков. Отход от производственного и экологического опыта многих поколений мог обернуться катастрофой. Запрограммированные природным воздействием консерватизм и приверженность традиции служили гарантом устойчивости и благополучия социума, условием физического выживания людей. Традиция закреплялась в обрядах и обычаях. В тех или иных видах на селе сохранились различные формы взаимопомощи, кооперации, заготовки и хранения сельскохозяйственной продукции, содержания скота и других. Эти факторы являются главными в профессиональной деятельности сельского социального педагога и социального работника.

4. Роль семьи. Семья в деревне воспринимается как хозяйственная единица, как форма правильной организации жизни взрослого человека, как источник поддержки и средство выживания. В сельской местности в понятие «семья» вкладывается нечто большее, чем в городе. Семья на селе - это и родные братья (сестры), и близкие родственники, и прошлые поколения, связанные с живущими невидимыми нитями. Благополучное существование семьи во многом зависит от ее способности максимально мобилизовать силы и средства для самообеспечения. В период кризиса сельская семья имеет весьма ограниченный выбор места работы и, соответственно, источников доходов. Это, в свою очередь, снижает возможности потребления и неизбежно приводит к поиску компенсирующих недостаток денежных ресурсов видов занятости и иных способов получения доходов. Многие семьи почти полностью живут за счет своего хозяйства. Сельская семья более стабильна, чем городская, сельские женщины проявляют гораздо большую терпимость в браке, чем городские. Дети очень часто занимают первое место в системе семейных предпочтений.

5. Роль систем неформальной поддержки. В сельской местности взаимосвязи людей и их солидарность в ощущениях и идентичности приводят к сильной взаимосвязи друг от друга. Поэтому сельские жители, опираясь на сохранившиеся традиции общинной жизни, чаще обращаются за помощью друг к другу, чем в поддержке государственных и общественных структур. Межсемейная, дружеская, соседская, родственная взаимопомощь имеет разные формы: «натуральная» помощь, взаимообмен с другими семьями, дарение, помощь в строительстве дома, присмотр за детьми, помощь по хозяйству и другая. Механизм взаимопомощи, посредством которого в орбиту взаимной поддержки вовлекается большое число участников, - важное средство социальной защиты человека. И этот фактор необходимо учитывать социальному педагогу и социальному работнику.

6. Межсемейная кооперация. Часто без помощи государства и других структур люди сами организуют домашний или семейный бизнес, мобилизуя наработанные прежде связи, устанавливая контакты с городскими родственниками, заставляя проявлять интерес неформальных кредиторов, активно используя потенциал семейной экономики. Имеется много примеров того, когда несколько семейств, объединив свои силы и возможности, сообща заготавливают сено, сажают картофель, убирают урожай, большой партией поставляют на рынок молочную и мясную продукцию, разделяют между собой обязанности по ведению своих хозяйств. Многостороннее кооперирование становится основой существования личных подсобных хозяйств.

7. Роль общественного мнения. В пространственно-ограниченной сельской среде большое значение имеет общественное мнение. К примеру, действиям властей, когда они ориентированы на личную выгоду, очень часто противостоят сложившиеся на селе традиции общинного, коллективного действия сельских жителей, с которыми руководитель вынужден считаться. В таких случаях руководитель не может, игнорируя последующую реакцию, снять с должностного поста бригадира или специалиста, который пользуется поддержкой и уважением людей. В большей степени это сопротивление ощущают руководители - «чужаки», то есть те, которые не были изначально его жителями - «своими» в сознании местных селян. Но не везде рядовые люди способны на противостояние власть имущим. И это обстоятельство, хотя и не напрямую, определенным способом влияет на ситуацию в селе в целом и на положение каждой семьи в отдельности.

В целом социальная работа на селе определяется конкретной социальной ситуацией, с которой сталкивается социальный педагог или социальный работник и которая требует своих методов, своих приемов решения, особой формы социального участия.

 

103. Система учреждений по реабилитации с дезадаптированными детьми и подростками

Поскольку соц. адаптация - это включение индивида или группы в соц. среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то соц. дезадаптация подростков -- это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки соц. дезадаптации -- нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

В исследовательской литературе перечисляется несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков:

- наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная);

- психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания);

- соц. фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества);

- соц. деятельность самого индивида, т.е. активно-избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию, а также личные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения.

К сожалению, современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблемы дезадаптации детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. Соц. неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Ранняя соц. дезадаптация приводит к формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью.

Соц. дезадаптация -- процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в соц. развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.

В силу того, что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой соц. политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в соц. реабилитации, призваны оказывать помощь той категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь органы правоохранения в связи с совершением противозаконных действий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатного типа. Статистических данных о количестве и составе дезадаптированных подростков официально не существует, но различные пилотные исследования дают основание утверждать, что детская беспризорность и безнадзорность по-прежнему является одной из острейших и трудноразрешимых проблем.

Задачами учреждений для дезадаптированных детей и подростков являются:

* профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

* психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;

* формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

* выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;

* психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

* содействие возвращению в семью;

* обеспечение возможности получить образование;

* забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.

Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений – соц. защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Создание специализированного учреждения для детей и подростков предоставляет реальную возможность оказать им экстренную помощь.

Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:

* диагностическая работа;

* реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;

* постреабилитационная защита ребенка.

Прежде всего в системе социально-реабилитационных служб для несовершеннолетних создаются соц. приюты для детей и подростков, каждый из которых отличается своеобразием вследствие различий в уровне и глубине понимания специалистами стоящих перед ними задач, их профессиональной подготовленности, опыта работы с детьми (особенно с «трудными»).

Но есть и другой способ соц. помощи дезадаптированным подросткам, который практикуется сейчас многими учреждениями, -- создание семейных (воспитательных) групп.

Сначала о наличии таких детей оповещают через средства массовой информации или специальный банк данных. При наличии семьи, желающей взять ребенка на воспитание, тщательно обследуются ее материально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. Подросток в течение двух месяцев посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем передается туда окончательно. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог дает необходимые рекомендации каждой семье.

Специалисты не без оснований считают, что в идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных и эффективных путей его реабилитации, при котором восстанавливаются утраченные им социальные, нравственные и духовные связи с окружающим миром. Находясь в домашней группе, ребенок остается под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для ребенка важным условием социальной реабилитации.

Таким образом, деятельность приюта -- это создание условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов их дальнейшего жизнеустройства.

Рассмотрим технологию реабилитации дезадаптированных детей и подростков на примере другого учреждения -- социально-реабилитационного центра, основными направлениями деятельности которого являются:

* профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;

* обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;

* обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

Отделение социально-правовой помощи осуществляет:

- защиту прав и законных интересов воспитанников, в том числе находящихся в семейных воспитательных группах;

- оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников;

- формирует банк данных о возможных усыновителях, попечителях, опекунах, приемных семьях;

- организует психолого-педагогическую и правовую подготовку к приему в семью неродных детей и наблюдает за адаптацией несовершеннолетних к новой обстановке.

И наконец, пожалуй, самое сложное направление деятельности Центра -- работа с семьей. Соц. реабилитация в Центре непременно ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями основана на взаимодействии с психологом на уровне консультирования; работа с аморальными семьями ведется на уровне социального патронажа.

После возвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).

Вместе с тем социальная реабилитация подростка значительно облегчается, если она протекает на фоне эмоционального принятия им новых условий, правил жизни, новых людей. Поэтому первейшая задача всех социальных работников -- оказать подростку, прибывшему в реабилитационное учреждение, максимальную поддержку в процессе освоения им новой жизни.

 

Содержание модернизации в системе соц. обслуживания населения в РФ

Модерниза́ция —усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Методологическое обоснование и краткие предложения.

Предложения по изменению концептуальных и методологических подходов в системе социального обслуживания (инструменты для разрешения трудной жизненной ситуации клиентов социальной службы).

Схема весьма условна, она может быть дополнена или сокращена в каждом конкретном случае, но дает возможность увидеть комплексность ситуации и взаимозависимость компонентов, которые ее создают. Очевидно также, что для качественной оценки данной ситуации с целью ее максимального разрешения, мы должны собрать специалистов различных профессий.

В существующей системе социального обслуживания некий набор различных специалистов в социальных учреждениях присутствует (как правило, недостаточный), но ключевая проблема состоит не только в этом. Принцип комплексности, который декларируется существующими нормативными документами, предполагает именно «набор» специалистов, каждый из которых «обслуживает» клиента в рамках узкой профессиональной задачи, без учета оценки всей «трудной жизненной ситуации». Это порождает во многом проблемы эффективности, чрезмерной затратности, неудовлетворенности качеством услуг и т.д. Результат такого «обслуживания» выливается в то, что «клиент» в большинстве случаев практически навсегда остается «клиентом» социальных служб, переходя из рук одного специалиста в другие. Многообразие соц. проблем нарастает и государство, по факту, вынуждено множить и множить различные виды неэффективно работающих учреждений, чтобы ответить на социальный запрос.

Подобный принцип формирования и организации помощи пришел к нам из старой системы соц. защиты населения, которая функционировала, во-первых, в совершенно ином социально-экономическом и политическом поле; во-вторых, идеологически иначе определяла для себя понятие социальной интеграции личности с учетом ее прав и достоинств; в третьих, эту систему сопровождали совершенно иные нормативные и финансовые инструменты. В социальном смысле, по сути, работал принцип государственной богадельни.

Большинство процедур выполняется командой специалистов:

- первичный прием

- планирование и выполнение углубленной междисциплинарной оценки

- создание и выполнение программы помощи

- оценка достижений

Данные технологии не только обеспечивают качество услуги, но и дают прозрачные критерии оценки их результативности, что практически отсутствует в системе социальных услуг в РФ.

Командная работа специалистов различных профилей направлена на нормализацию жизни человека, группы людей, оказавшихся в «трудной жизненной ситуации».

Соответственно, нормализация – это система действий, обеспечивающих максимально нормальные условия жизни для человека, находящегося в «трудной жизненной ситуации».

Непременные условия нормализации:

- возможность самостоятельно изменять что-то,

- выражать собственное желание,

- право знать, что собираются сделать.

3. Общие предложения по модернизации структуры существующей системы социального обслуживания.

Одним из самых трудных остается вопрос организации качественной системы сопровождения с учетом уже имеющейся. На наш взгляд, при изменении идеологии, внедрении современных профессиональных технологий, достаточно определить основные координирующие элементы этой системы.

Специфика учреждений в существующей системе соц. обслуживания строится на возрастном принципе. Мы имеем учреждения для клиентов от 0 до 18 и учреждения 18+.

Не нарушая этого принципа, мы можем говорить о том, что на региональном (муниципальном) уровне нам необходимо создать координирующие (территориальные) центры.

1. Для клиентов группы 0-18 они могут действовать на базе существующих Центров соц. помощи семье и детям, которые переименовываются в Центры соц. сопровождения семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Данный центр (или вертикальная система центров от регионального до муниципального) обеспечивает прием клиентов своей категории с применением технологий междисциплинарной или трансдисциплинарной модели. Основной задачей команды является выявление запроса, комплексная оценка проблемы и составление программы сопровождения с учетом запроса клиента.

Сам комплекс услуг, который войдет в программу сопровождения, может оказываться непосредственно в отделениях центра.

Центр должен взять на себя функцию межведомственной координации. Это означает, что в его «оперативный» штаб (координационный комитет) могут и должны входить представители администрации, органов опеки, общественности, МВД и т.д.

Работа подобных координационных комитетов позволит формировать гибкую схему распределения зон ответственности и будет формировать механизмы взаимодействия различных участников для достижения общего результата.

Именно на базе таких центров должны формироваться различные группы волонтеров, либо информационная база для организации их деятельности.

Горизонтальная и вертикальная координация позволят обеспечить комплексное (согласованное на начальном этапе возникновения проблемы) решение по каждому случаю.

Сочетание междисциплинарного подхода и межведомственной координации позволят достигать результатов, которые в значительной степени снизят риски рецидивов «трудных жизненных ситуаций» и, соответственно, будут снижать как социальное напряжение, так и бюджетную нагрузку.

Такая организация дает инструменты для создания реальной статистической базы по различным категориям клиентов, что, в свою очередь, позволяет:

1. оценить количество и профессиональную компетенцию необходимых специалистов

2. систематизировать и оптимизировать рынок социальных услуг, сделать его личностно и семейно-ориентированным

3. оценить финансовые потребности

4. формировать бюджетную стратегию в социальной сфере, планируя различные источники (федеральный, региональный, благотворительный, грантовый и т.д.)

Такой же принцип можно перенести и в возрастную категорию 18+.

Важно, что принцип сопровождения позволит нам «передать» клиента из одной возрастной категорию в другую (при необходимости).

Конечно, это очень общие комментарии, они требуют детализации, оценки всех параметров специалистами различных служб, ведомств и представителями общественных организаций.

Главная идея заключается в том, что мы должны поменять идеологические, концептуальные параметры системы социального обслуживания, что продиктует другие организационные и финансовые решения. По сути, мы должны говорить о модернизации в этой сфере и создании «системы социального сопровождения» вместо существующей «системы социального обслуживания».

Методики, успешные адаптированные пилотные модели существуют и могут помочь в подготовке предложений.

Еще одним важным условием, на мой взгляд, является приглашение для работы в региональных программах (проектах) зарубежных специалистов-практиков. Соц. сфера не меньше нуждается в привлечении новых технологий, иной исполнительской культуры, качественного менеджмента, чем любая другая. Без формирования новой этики в системе социальных услуг чрезвычайно сложно ожидать достойных результатов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.12.0 (0.068 с.)