Правовые основы территориальной организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы территориальной организации.



Система нормативных правовых актов, регулирующих вопросы территориального устройства, включает 2 уровня: федеральный и субъектов Российской Федерации. К числу федеральных актов относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Конституция Российской Федерации закрепляет разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в решении вопросов территориального устройства.

Помимо Конституции Российской Федерации некоторые вопросы территориального устройства урегулированы федеральными законами.

Например, Глава 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «Принципы территориальной организации местного самоуправления» закрепляет виды городских и сельских поселений (ст.10), принципы, в соответствии с которыми устанавливаются и изменяются границы муниципальных образований (ст. 11), порядок изменения границ муниципальных образований (ст. 12).

По сути помимо природных географических объектов закон регулирует порядок наименования административно-территориальных единиц: городских и иных поселений, районов и волостей. В соответствии с установленным ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 18 декабря 1997 № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» присвоение наименований географическим объектам и переименования географических объектов переименование республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также городов Российской Федерации осуществляется федеральными законами по представлениям субъектов Российской Федерации.

Следующим федеральным актом, регулирующим вопросы административно-территориального устройства, является Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».

К иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти относятся:

Постановление Совета Федерации от 25 октября 1994 г. «Об утверждении изменения границы между Костромской и Вологодской областями»; Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР»; Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1998 г. № 655 «Об утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации;

На 1 июля 2012 года в Российской Федерации насчитывается 23 139
муниципальных образований, из них:

• 515 городских округов;

• 1822 муниципальных района;

• 1709 городских поселений;

• 18 836 сельских поселений;

• 257 внутригородских территорий городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга.

• общее количество муниципальных

• образований сократилось на 124 единицы.

Необходимо отметить появившуюся тенденцию к изменению статуса городского поселения на сельское (Брянская, Смоленская, Магаданская области), преобразование двух муниципальных районов в городские округа в Нижегородской области, продолжение массового объединения сельских поселений в Костромской (количество сельских поселений сократилось на 12), Тульской (8), Кировской (16), Нижегородской областях (8), Республике Татарстан. Наибольшее количество изменений в территориальной организации местного самоуправления произошло в субъектах Центрального федерального округа (Белгородская, Брянская, Воронежская, Калужская, Костромская, Смоленская, Тульская области, а также Московская область и Москва, в
результате изменения границ между которыми 2 городских округа, 3 городских
и 16 сельских поселений Московской области стали внутригородскими муниципальными образованиями города Москвы), Приволжского федерального
округа (Республика Татарстан, Пермский край, Кировская и Нижегородская
области), Сибирского федерального округа (Республика Бурятия, Алтайский и
Забайкальский края, Иркутская область).

27) Виды муниципальных образований. Территория муниципального образования.

Наличие территории является необходимым элементом статуса муниципального образования, так как местное самоуправление осуществляется только в его границах.
Следует иметь в виду, что административно-территориальное деление субъекта РФ и деление его территории на территории муниципальных образований могут не совпадать. То есть, границы административно-территориальных единиц могут не совпадать с границами муниципальных образований. Поэтому следует различать понятия «территория административно-территориальной единицы» и «территория муниципального образования». Вопросы административно-территориального устройства субъектов РФ находятся в их исключительном ведении и могут решаться самостоятельно без согласования с кем бы то ни было. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 Закона 2003 года. Таким образом, система территориального устройства местного самоуправления находится теперь под нормативным воздействием Закона 2003 года, а система административного устройства субъекта Федерации регулируется региональным законодательством.
Необходимо разграничить понятия «административно-территориальное устройство» и «административно-территориальная единица» и соответственно «муниципальное устройство» и «муниципальное образование». Первые два подразумевают лишь территориальную организацию субъекта РФ, а муниципальное устройство связано с организацией местного самоуправления и в его основе лежат экономические, финансовые, социальные и иные интересы населения соответствующей территории Муниципа́льное образова́ние — территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные, и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований: сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[2]; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода. Сельское поселение входит в состав муниципального района. городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов. муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации]; городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения; внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районовна территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований). Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок городского типа районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

28) Порядок изменения границ муниципальных образований

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Изменение границ МО - объединение, разделение, изменение статуса городского поселения либо лишения его статуса. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти

Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений;

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

4) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

5) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

6) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

7) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

8) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Законы должны обязательно предусматривать мнение населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

Процесс изменения границ МО:

1) выдвижение инициативы

2) выявление местного населения (референдум)

3) принятие закона субъекта РФ об изменении границ МО

4) внесение изменений в устав МО (регистрирует Министерство юстиции)

Результаты подлежат опубликованию.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, или изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных поселений или) населенных пунктов. Согласие населения выявляется путем голосования, предусмотренного ст. 24 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., либо сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Преобразование муниципальных образований -- объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Особенности объединения МО:

1)Если объединение двух и более поселений не влечет изменения границ иных муниципальных образований, то оно осуществляется с согласия населения каждого из поселений, которое выражается путем голосования либо на сходах граждан.

2)Если объединение двух и более муниципальных районов не влечет изменения границ иных муниципальных образований, то оно осуществляется с учетом мнения населения, которое выражается опосредованно представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение.

29) Порядок наименования, переименования муниципальных образований.

ФЗ «О наименованиях географических объектов» относит муниципальные образования к числу географических объектов. В соответствии сост. 1 данного Закона географические объекты - это города, в том числе города федерального значения, другие поселения, районы, волости. Наименования географических объектов - это географические названия, которые присваиваются географическим объектам и служат для их отличия и распознавания. В ведении Российской Федерации в области установления, нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов находится определение государственной политики в области наименований географических объектов, присвоение наименований географическим объектам и их переименование. Орган, уполномоченный рассматривать дела об установлении наименования и иные связанные с этим вопросы, - Федеральная служба геодезии и картографии. Наименование, присваиваемое географическому объекту, должно отражать наиболее характерные признаки этого объекта, местности, в которой он расположен, или особенности жизни и деятельности населения соответствующей территории.

Наименование муниципального образования не может состоять более чем из трех слов и должно естественно вписываться в уже существующую систему наименований географических объектов. Согласно ФЗ «О наименованиях географических объектов» присвоение одного и того же наименования нескольким однородным географическим объектам в пределах территориального образования не допускается. Переименование географического объекта допускается только в 3 случаях:

  1. если два или более однородных географических объекта в пределах территориального образования имеют одно и то же наименование, что затрудняет осуществление хозяйственной или иной деятельности;
  2. если географический объект обозначен аббревиатурой, номером или словосочетанием, выполняющими функции наименований географических объектов, но в действительности ими не являющимися;
  3. в целях возвращения отдельным географическим объектам наименований, широко известных в прошлом и настоящем.

Предложения о присвоении наименований или о переименовании муниципальных образований могут вноситься органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами РФ. Указанные предложения направляются в законодательные (представительные) органы субъектов РФ, на территориях которых расположены соответствующие муниципальные образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.021 с.)