ТОП 10:

я тема. Институт административно-территориального деления в Латвии



 

 

Вопросы темы:

1. Территория государства и институт его административно-территориального деления.

2. Структура административных территорий и населенных пунктов в Латвии.

3. Институт государственной границы и правовая регламентация государственной границы.

 

1. Территория государства и институт его административно-территориального деления.

 

Каждому национальному государству – субъекту международного права - принадлежит право суверенной компетенции на определенную часть земного шара – на его территорию. Она образует объективно необходимую и конкретную окружающую среду, пространство для живущих в нем людей, для видов их различной общественной деятельности, а также для реализации государственной власти. В контексте международного публичного права и национального конституционного и административного права государств, территория государства – это та часть земного шара, которая находится в территориальном верховенстве и юрисдикции конкретного государства. Территория государства включает в себя сушу, воды, недра земли, находящиеся под сушей и водами, воздушное пространство, находящееся над сушей и водами. Статус государственной территории имеют также корабли, плывущие под флагом этого государства, самолеты, здания дипломатических представительств за границей.

Административно-территориальное деление – вид организации государственной территории, установленный законами – деление территории государства на особые типовые административные единицы – административные территории. Административная территория – это единица деления территории государства, в рамках которой институции государственного управления и институции самоуправления в сфере своей компетенции реализуют функции управления (публичную власть).

Таким образом, административно-территориальное деление – это деление государственной территории на несколько типовых единиц, в соответствии с которыми создается система государственного (муниципального) управления. В отдельных государствах института административно-территориального деления не существует (Мальта, Ватикан и др.).

Главная цель административно-территориального деления – достижение того, чтобы государственные институции и институции самоуправления функционировали эффективно и гарантировали осуществление основных прав человека. На создание административно-территориального деления влияют различные факторы:

- географические;

- экономические;

- политически-исторические;

- хозяйственно-культурные;

- этнически-национальные и т.д.

Дискуссии о необходимости административно-территориальной реформы в Латвии начались уже сразу после восстановления независимости в первой половине девяностых годов 20-го века. Главной целью реформы было создание административно-территориальных единиц и самоуправлений, способных развиваться экономически, что обеспечило бы качественное предоставление услуг жителям. Сроки окончания реформы многократно переносились, окончательным конечным сроком реформы были установлены выборы самоуправлений Латвии в 2009-м году. До того времени в Латвии существовало 26 районов, 7 республиканских городов, 424 волости, 50 районных городов и примерно 40 новообразованных краев.

С 1 июля 2009 года, прервав полномочия всех бывших на территории края местных советов самоуправлений, начали работу 109 краевых и 9 дум республиканских городов. 1 июля 2009 года прекратились полномочия также районных советов, однако, для обеспечения постепенной передачи институций районного самоуправления, имущества, финансовых средств, прав и обязательств, районные самоуправления продолжали существовать немного дольше как юридические лица публичного права. Подробнее смотреть «Закон о реорганизации районных самоуправлений» (http://www.likumi.lv).

 

2. Структура административных территорий и населенных пунктов в Латвии

 

В настоящий период времени административно-территориальное деление территории Латвии после осуществления административно-территориальной реформы регламентирует «Закон об административных территориях и населенных пунктах» от 18 декабря 2008 года. (http://www.likumi.lv).

Статья 4 этого закона определяет следующую структуру административно-территориальных единиц:

  1. Уезды.
  2. Республиканские города.
  3. Края.

Это структура единиц административных территорий двух уровней. В соответствии со статьей 5 упомянутого закона, края и республиканские города входят в уезд – в него включают территориально-единые административные территории местных самоуправлений.

В первый, низший уровень административных территорий, входят 109 краев.

Во второй, высший уровень административных территорий, входятуезды (которые до сих пор еще не созданы) и 9 республиканских городов – Даугавпилс, Екабпилс, Елгава, Юрмала, Лиепая, Резекне, Рига, Вентспилс и Валмиера.

Создание и деятельность уездов в будущем будет регламентировать особый закон.

При создании или ликвидации республиканского города, а также при изменении его границ, в соответствии со статьей 6 «Закона об административных территориях и населенных пунктах», соблюдаются многие условия:

- у города развита коммерческая деятельность, транспортное и коммунальное хозяйство, а также социальная инфраструктура;

- у города имеется значительный комплекс культурных учреждений;

- в городе проживают не менее 25-ти тысяч постоянных жителей.

При создании или ликвидации края, а также при изменении его границ, в соответствии со статьей 7 «Закона об административных территориях и населенных пунктах», соблюдаются следующие условия:

- территория края является географически единой – в нем имеются сельские территории и населенные пункты;

- краевое самоуправление обеспечивает выполнение функций установленных законом;

- на территории края проживают не менее 4000 постоянных жителей;

- на территории края есть поселок, в котором проживают более 2000 постоянных жителей, или город;

- расстояние от любого населенного пункта в крае до административного центра края не превышает 50 километров, и инфраструктура дорог подходит для прибытия в административный центр края;

- обеспечено оптимальное создание территории края, принимая во внимание интересы соседних самоуправлений и исторические связи.

У края может быть свое территориальное деление. Если на территории края до создания края во время административно-территориальной реформы было более одного местного самоуправления, объединенные в край самоуправления считаются территориальными единицами края – краевыми городами или волостями. У края может не быть территориального деления. (http://www.likumi.lv)

Параллельно со структурой административно-территориального деления натерритории Латвии существует также структура населенных пунктов. Ее образуют:

- города;

- поселки;

- хутора.

Населенный пункт – это территория, на которой живут люди, созданы материальные предпосылки для ее заселения, и которой, в порядке, установленном законом, предоставлен соответствующий статус населенного пункта.

Статус города предоставляется тем населенным пунктам, которые можно считать центрами культурной и коммерческой деятельности с развитой инфраструктурой, в которых создана сеть улиц и проживает не менее 2000 постоянных жителей. Статус города можно предоставлять и таким населенным пунктам, в которых проживают менее 2000 постоянных жителей. Однако, в этом случае, он обязательно должен соответствовать другим вышеупомянутым критериям.

Статус поселка имеет та часть территории края, на которой имеется или планируется концентрированная застройка, постоянно живут люди и создана соответствующая инфраструктура.

Хутор – это отдельно стоящее жилое здание или несколько отдельно стоящих жилых зданий, а также функционально связанные с этим зданием или зданиями хозяйственные здания на территории, где землю преимущественно используют для сельскохозяйственных или лесохозяйственных нужд. Статус хутора предоставляет дума самоуправления, утверждая название хутора.

Порядок, в котором подготавливаются и подаются документы для решения вопроса о административно-территориальном делении и предоставлении статуса населенного пункта, определяет Кабинет Министров (http://www.likumi.lv).

 

  1. Институт государственной границы и правовая регламентация государственной границы

 

Институт государственной границы регламентирует правовой статус разделительных линийкрая территорий»), разделение конкретных территорий различных государств – соседних государств. Институту границы присущи большое практический и, в известной мере, символический – культурно-исторический – смысл и значение.

Правовой статус института государственной границы Латвии регламентирует «Закон о государственной границе Латвийской Республики», принятый 12 ноября 2009 года. Статья 1 закона устанавливает, что государственная граница Латвийской Республики является непрерывной и замкнутой линией, и совпадающая с этой линией вертикальная поверхность, отграничивающая сушу и водную территорию, недра земли и воздушное пространство от соседних государств и от эксклюзивной экономической зоны Латвийской Республики в Балтийском море. (http://www.likumi.lv).

Таким образом, первичным элементом института государственной границы является «линия» на горизонтальной поверхности – на поверхности суши и вод. С этой линий совпадает вертикальная (перпендикулярная) поверхность, плоскость, «пояс», отграничивающий воздушноепространство и недра земли от соседних государств.

Сухопутную границу государства обозначают в природе и, в соответствии с заключенными Латвийской Республикой международными договорами об установлении государственной границы, закрепляют пограничными знаками (пограничными столбами) и другими строениями и элементами закрепления (например, пограничными рвами, тропами, заборами).

Государственная граница на водной поверхности регламентируется, главным образом, нормами международного права. Морскую границу или «территориальное море» Латвийской Республики составляют воды Балтийского моря шириной 12 морских миль, считая от базовой линии, если в международных договорах не установлено иначе. Базовая линия в Балтийском море – это линия максимального отлива и прямые линии, соединяющие точки гидротехнических строений или других строений, расположенных на противоположных сторонах конкретного порта, находящиеся дальше всего в сторону моря (статья 1 «Закона о государственной границе Латвийской Республики»). Необходимо принимать во внимании, что государственная граница в Рижском заливе была установлена в соответствии с договором Латвийской Республики и Эстонской Республики об установлении морской границы в Рижском морском заливе, проливе Ирбес и в Балтийском море от12 июля 1996 года.

Граница недр земли, находящаяся под сушей и территорией вод государства, практически находится настолько глубоко, насколько это право можно осуществить технически. Теоретически – до центра земного шара.

В государственную воздушную территорию входят тропосфера (нижний слой атмосферы, на который больше всего влияет поверхность Земли – 10 или 18 км), стратосфера (слой атмосферы над тропосферой – до высоты 55 км), а также известная часть космоса, находящаяся над сушей и водной территорией государства – всего до 100 км.

Конкретное государство в границах своей территории действует как суверенный субъект международного права.

Если действия, необходимые для содержания государственной сухопутной границы, превышают компетенцию Латвийской Республики, установленную в международных договорах, государство, в порядке, установленном государственными нормативными актами, для разрешения вопросов о содержании или восстановлении государственной границы, инициирует межгосударственное сотрудничество (статья 5 «Закона о государственной границе»). (http://www.likumi.lv).

Для обеспечения неприкосновенности государственной границы на суше, в море и в воздушном пространстве, для контроля пересечения государственной границы и запрета для лиц незаконно пересекать внешнюю границу, а также перемещать имущество и товары через внешнюю границу вне мест пересечения границы, устанавливается государственный пограничный режим. Государственный пограничный режим включает в себя:

- порядок, в котором лицо пересекает государственную границу, а также порядок, в котором через государственную границу перемещаются имущество и товары;

- порядок, в котором государственную границу пересекают сухопутные транспортные средства и железнодорожный транспорт;

- порядок, в котором воздушные суда пересекают государственную границу в воздушном пространстве;

- порядок, в котором средства судоходства пересекают государственную границу, а также входят и находятся в территориальном море, внутренних водах и портах (статья 9 «Закона о государственной границе»). (http://www.likumi.lv)

Содержание понятий:

1. Административная территория – единица административно-территориального деления Латвии, в которой самоуправление, в рамках свое компетенции, реализует управление.

2. Населенный пункт – государственная территория, на которой живут люди, созданы материальные предпосылки для ее заселения, и которой, в установленном нормативными актами порядке, предоставлен соответствующий статус населенного пункта – город, поселок или хутор.

3. Уезд – единица территориального деления Латвии, включающая в себя территориально единые административные территории местных самоуправлений.

4. Край – административная территория местного самоуправления.

5. Территориальное деление края – на территории края могут существовать следующие единицы – краевые города и краевые волости.

6. Государственная граница – государственная граница Латвийской Республики является непрерывной и замкнутой линией, и совпадающая с этой линией вертикальная поверхность, отграничивающая сушу и водную территорию, земные недра и воздушное пространство от соседних государств и от эксклюзивной экономической зоны Латвийской Республики в Балтийском море.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте свое понимание главного содержания понятия «государственная территория».

2. Что такое административно-территориальное деление государства?

3. Что такое «административная территория»?

4. Какова структура административных территорий Латвийской Республики?

5. Что такое «республиканский город» и сколько таких городов в Латвийской Республике?

6. Что такое «населенный пункт»?

7. Какова структура населенных пунктов Латвийской Республики?

8. Охарактеризуйте свое понимание главного содержания понятия «город».

9. Каким является главное содержание понятия «государственная граница»?

10. Какими средствами и способами происходит демаркация государственной границы?

11. Что Вы понимает под понятием «государственный пограничный режим»?

 

Источники литературы:

1. Catlaks G., Ikstens J. Politika un tiesības. - Rīga, 2003.

2. Juridisko terminu vārdnīca.- Rīga, 1998.

3. Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004.

1. Rags Z. Pašvaldības un to darbības tiesiskais pamats demokrātiskā valstī. – Rīga,2000.

 

Нормативные правовые акты:

1. Сатверсме Латвийской Республики (http://www.likumi.lv).

2. «Закон об административных территориях и населенных пунктах» (2008 г.), (http://www.likumi.lv).

3. «Закон Латвийской Республики о государственной границе» (2009 г.), (http://www.likumi.lv).

4. «Закон о реорганизации районных самоуправлений» (2008 г.) (http://www.likumi.lv).

 

Интернет-ресурсы:

1. http://www.Atlants.lv

2. http://www.juridica.lv

3. http://www.likumi.lv

4. http://www.politika.lv

5. http://www.liis.lv

6. http://www.saeima.lv/informacija/

7. Поисковая система Интернет – www.google.lv

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.167.194 (0.018 с.)