ТОП 10:

Я тема. Институт Президента государства



 

Вопросы темы:

9. Институт главы государства и главные его виды.

10. Порядок избрания и потери должности Президента государства Латвии.

11. Главные функции Президента государства Латвии.

12. Институт ответственности Президента государства Латвии.

 

20. Институт главы государства и главные его виды

 

Институт главы государства – существенный элемент механизма реализации государственной власти во всех современных государствах. Глава государства – это государственное должностное лицо, которому формально или фактически принадлежит высшее в иерархии место в системе институций государственной власти, и которое репрезентирует государство в ее внутриполитической жизни и в международных отношениях с другими государствами или организациями. Итак, глава государства осуществляет представительство государства во внутренней и внешней политиках.

Институт главы государства образовался исторически. Он развивался и совершенствовался в ходе долгого развития истории человечества. В наше время глава государства способствует, и государство обеспечивает национальное единство и стабильность государственной власти, а также способствует функционированию системы разделения государственной власти.

Чаще всего должность главы государства занимает отдельное лицо, но встречаются также исполняющие обязанности этой должности в виде коллегиальных институций.

Конституционно-правовой статус главы государства зависит от государства и формы правления государством. В наше время единоличным главой государства является монарх, президент, председатель, вождь (партии, «народа» и т.п.), координатор, руководитель военной хунты и др.

У монарха могут быть разные титулы – король, кайзер, султан, царь, шейх и т.д.

Правовой статус монарха зависит от формы правления – существуют монархи абсолютной монархии, монархи дуалистической монархии, монархи парламентарной (или конституционной) монархии. Обычно монархи получают свою должность «в соответствии с законом», т.е. в порядке наследования, установленного в особом законе. Главными реквизитами монарха являются титул, особая форма обращения, трон, корона, жезл, двор, «средства пропитания», неответственность.

От формы правления зависит также правовой статус президента – существуют президенты президентальной республики, президенты парламентарной республики, президенты полупрезидентальной республики. Республиканская форма правления предусматривает переизбрание лица, занимающего должность президента, на установленный в конституции срок полномочий.

Исходя из вышесказанного, необходимо учитывать то, что не совсем правильно однозначно акцентировать «недемократичность» монархов и «демократичность» президентов. Существуют государства, в которых монархия сосуществует с абсолютизмом парламента. В свою очередь, во множестве государств президентам предоставляются даже большие полномочия, чем монархам в древних и настоящих монархиях. В отдельных государствах встречаются «избранные» монархи и «неизбранные» президенты, или же отец может передать сыну должность путем наследования. (Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004, 241. – 258.lpp.).

В отдельных случаях президент может быть и является современным «тираном», «диктатором», «деспотом» и т.д.

Функции главы государства обычно выполняет одно лицо. Как коллегиальная институция, глава государства встречается только в некоторых государствах мира – в Швейцарии, Сан-Марино и др.

Латвийская Республика является парламентарной республикой, и, в соответствии с Сатверсме, Президент государства не вовлечен ни в одно из ответвлений государственной власти. Институт Президента государства образуется как самостоятельное ответвление государственной власти с определенными функциями. Наряду с этим Сатверсме ЛР предоставляет институту Президента государства определенные функции в сферах компетенций всех трех ответвлений государственной власти. До принятия Сатверсме ЛР, во времена Народного Совета Латвии и Учредительного Собрания, функции главы государства выполняли руководители этих институций.

 

21. Порядок избрания и потери должности Президента государства Латвии

 

Латвия является парламентарной республикой. В соответствии с Сатверсме ЛР, Президент государства Латвии, является главой государства, но не является руководителем исполнительной власти и не связан с полномочиями оперативного управления. Президента государства Латвии избирает Саэйм на четыре года.

Порядок избрания Президента государства Латвии, его процедуры устанавливают Сатверсме, « Регламент Саэйма», а также принятый в 2007-ом году «Закон об избрании Президента государства» (http://www.likumi.lv).

Сатверсме и «Закон об избрании Президента государства» выдвигают несколько обязательных требований к кандидату на должность Президента государства. Статья 37 Сатверсме определяет: «Президентом государства может быть избран полноправный гражданин Латвии, достигший возраста сорока лет. Президентом государства не может быть избран гражданин с двойным гражданством».

В «Законе об избрании Президента государства» требования к кандидату на должность Президента государства определены подробнее. В статье 2 закона акцентируется: «Президентом государства может быть избран гражданин Латвии с безупречной репутацией». В свою очередь, в статье 3 закона развернуто сформулировано, какое содержание включено в понятие «полноправный» гражданин, упомянутое в статье 37 Сатверсме. Вместе с этим определены также те конкретные случаи, когда лицо не может быть кандидатом на должность Президента государства:

10. признано недееспособным в предусмотренном в законе порядке;

11. отбывает наказание в месте лишения свободы;

12. наказано за совершение умышленное преступное деяние, кроме лица, которое реабилитировано или судимость которого погашена или снята;

13. во время совершения преступного деяния, предусмотренного в Уголовном законе, находилось в невменяемом состоянии, в состоянии ограниченной вменяемости, или же после совершения преступного деяния заболело психическими нарушениями, лишившими его возможности понимать свое действие или руководить им, и к которому в связи с этим применено принудительное средство медицинского характера, или дело прекращено без применения такого принудительного средства;

14. является или являлось сотрудником штата служб безопасности, разведки или контрразведки СССР, Латвийской ССР или иностранного государства;

15. после 13 января 1991 года действовало в КПСС (ЛКП), Интернациональном фронте трудящихся Латвийской ССР, Объединенном совете трудовых коллективов, Организации ветеранов войны и труда, Вселатвийском комитете общественного спасения или его региональных комитетах;

16. наказано запретом быть кандидатом на выборах Саэйма, Европейского парламента, республиканской городской думы и краевой думы, кроме лица, которое реабилитировано или судимость которого погашена, или снята (http://www.likumi.lv).

Кандидатуры на должность Президента государства подаются в Президиум Саэйма не ранее, чем за 50 дней и не позднее 45 дней до окончания времени полномочий настоящего Президента государства. Об отклонении кандидатур решает Саэйм.

Для очередных выборов Президента государства Президиум Саэйма созывает заседание Саэйма не ранее, чем за 40 дней и не позднее 30 дней до окончания времени полномочий настоящего Президента государства. В чрезвычайных ситуациях Президент государства избирается по возможности в короткий срок.

Чтобы лицо было избрано Президентом государства, оно должно получить на выборах не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма. Требование такого большинства связано с конституционной важностью решаемого вопроса. Практика показывает, что часто получить 51 голос является весьма проблематично. Практически ни одна из представленных в Саэйме партий не контролирует такое число депутатов. Поэтому «Картибас руллис Саэйма» предусматривает избрание президента и других должностных лиц в нескольких турах голосования.

В первом туре голосования участвуют все кандидаты, получившие право быть кандидатом на избрание и давшие письменное согласие претендовать на должность Президента государства. Во втором туре опять голосуют за всех выдвинутых кандидатов. В дальнейших турах из участия в выборах по одному исключают тех кандидатов, которые получили наименьшее количество голосов. Если в последнем туре голосования выборов, в котором участвует только один, последний кандидат, получивший наибольшее количество голосов, не избирают также и его, проводятся новые, повторные выборы.

Кандидатуры для новых выборов Президента государства выдвигают не позднее пяти дней после последнего тура выборов. Для новых выборов Президента государства Президиум Саэйма созывает заседание Саэйма не ранее, чем за 10 дней и не позднее 15 дней после последнего тура выборов. До принятия «Закона об избрании Президента государства» в 2007-ом году, повторные выборы с другими кандидатами могли быть организованы в тот же самый день – день предыдущих выборов.

Повторные выборы нужно проводить так долго, пока Саэйм изберет одного из кандидатов Президентом государства. Необходимо учитывать, что голосование проходит закрыто, опуская бюллетени в урну, поэтому процесс может затянуться довольно надолго.

Новоизбранный Президент государства вступает в должность после окончания срока полномочий предыдущего Президента государства. Вступая в должность, новоизбранный Президент государства дает торжественное обещание на заседании Саэйма (статья 40 Сатверсме ЛР). Если он отказывается давать торжественное обещание, это означает, что он отказался от должности Президента государства, и могут быть проведены новые выбора Президента государства.

Срок полномочийПрезидента государства ЛР составляет четыре года (статья 35 Сатверсме ЛР). В соответствии со статьей 39 Сатверсме ЛР, одно и то же лицо можно избирать Президентом государства не дольше, чем на восемь лет.

Президент государства прекращает исполнение обязанностей до истечения четырехлетнего (или восьмилетнего) срока в следующих случаях:

8. Президент государства имеет право отказаться от должности Президента государства.

9. Состояние здоровья может прекратить исполнение обязанностей Президента государства (смерть или становление недееспособным).

10. Президент государства может потерять должность в результате народного голосования, если отклоняется предложение Президента государства уволить Саэйм (статья 50 Сатверсме ЛР).

11. В соответствии со статьей 51 Сатверсме ЛР, Саэйм может постановить об увольнении Президента государства.

В вышеупомянутых случаях обязанностью Саэйма является избрание нового Президента государства. В этих случаях, за исключением третьего, новый Президент государства избирается на полный срок полномочий.

В случае отступления или смерти Президента государства, его обязанности исполняет председатель Саэйма - до избрания Саэймом нового Президента. Председатель Саэйма исполняет обязанности Президента государства также в тех случаях, когда Президент государства находится вне территории государства, или имеются другие препятствия для исполнения его обязанностей (статья 52 Сатверсме ЛР).

 

22. Главные функции Президента государства Латвии

 

Компетенция и главные функции Президента государства первично установлены в разных главах Сатверсме ЛР – в главах 2, 3, 4, 5, а также во многих обычных законах.

В размещении главных функций Президента государства можно применять тот же подход, какой использовался в классификации функций Саэйма ЛР.

10. Конститутивную и легислативную (законодательную) функции можно рассматривать едино, так как Сатверсме предоставляет Президенту государства одни и те же права как в изменении Сатверсме, так и в обычном законодательстве. В сфере этой функции у Президента государства есть право:

8. подавать в Саэйм законопроекты или другие предложения закона – предложить Саэйму разработать законопроект (статьи 65 и 47 Сатверсме);

9. провозглашать принятые в Саэйме законы (статьи 69, 70 и 75 Сатверсме);

10. в течение десяти дней, считая со дня принятия закона в Саэйме, в мотивированном письме потребовать вторичного рассмотрения закона. Если Саэйм не изменил закон, Президент государства не может возражать вторично (статья 71 Сатверсме);

11. приостановить публикацию закона на два месяца (также по требованию одной третьей части депутатов), чтобы дать возможность не менее одной десятой части избирателей потребовать народного голосования об этом законе (статьи 72, 73 Сатверсме);

12. передать Саэйму полностью разработанный проект поправок к Сатверсме или законопроект, который ему подало не менее одной десятой части избирателей (статья 78 Сатверсме).

11. В сферекреативнойфункции у Президента государства есть право:

10. в соответствии с Сатверсме и законами, назначать на должности и выдвигать для назначения на должности отдельных должностных лиц государства. В соответствии со статьей 41 Сатверсме, назначает на должность дипломатических представителей Латвии, а также принимает дипломатических представителей других государств;

11. пригласить лицо создать Кабинет министров, и вместе с этим участвовать в создании Кабинета министров и разработке программы его деятельности (статья 56 Сатверсме);

12. возбудить вопрос о роспуске Саэйма в порядке, установленном в статьях 48 и 49 Сатверсме, однако, конечное решение в этом вопросе принимают граждане ЛР;

13. в соответствии со статьей 68 закона «О судебной власти», - принимать клятвы судей и, в соответствии со статьей 5 «Закона о Конституционном суде», - клятвы судей Конституционного суда (http://www.likumi.lv).

12. В сфереоборонной (дефенсивной)функции у Президента государства есть относительно широкие и разные возможности деятельности в сферах военной обороны и государственного управления:

- Президент государства является высшим руководителем вооруженных сил государства (не путать с должностью главнокомандующего армии). В случае войны он обязан назначить главнокомандующего;

- на основании постановления Саэйма Президент государства объявляет войну;

- в случаях, установленных в статье 44 Сатверсме, в случае нападения другого государства, Президент государства вправе предпринять активные защитные меры, сообщив об этом Саэйму;

- в настоящее время Президент государства Латвии является председателем «Совета Национальной безопасности». Деятельность системы национальной безопасности основывается на гражданско-военном сотрудничестве. В соответствии со статьей 8 «Закона о национальной безопасности», Президент государства рекомендуетна утверждение в Саэйме командира Национальных вооруженных сил, а также создает Военный совет Президента государства. В соответствии с «Законом о Национальных вооруженных силах», Президент государства в рамках своей компетенции осуществляет гражданский контроль над деятельностью Национальных вооруженных сил (http://www.likumi.lv).

13. В сферефункции контроля у Президента государства, в соответствии со статьями 7 и 9 «Закона о бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией», есть право возбудить вопрос о проведении проверок в вопросах соблюдения правил предотвращения коррупции и финансирования политических организаций (партий), и их объединений.

У Президента государства есть право быть проинформированным о состоянии в государстве и в учреждениях государственного управления (учреждениях иностранных дел, генеральной прокуратуре и т.д.) (http://www.likumi.lv).

14. В сфереюрисдиктивной функции у Президента государства есть право помиловать преступников, по отношению к которым судебный приговор вступил в законную силу (статья 45 Сатверсме ЛР). Подробнее порядок реализации этого права «этичного прощения» устанавливает особый «Закон о помиловании» 1998-го года. Помилование – полное или частичное освобождение осужденного лица от отбытия наказания, смягчение вида наказания или снятие судимости, которые осуществляет Президент государства (http://www.likumi.lv).

15. В сфере федеративнойфункции Президент государства, в соответствии со статьей 41 Сатверсме, репрезентирует государство международно и выполняет постановления Саэйма о ратификации международных договоров. В настоящее время, в рамках этой функции, Президент государства проводит активные действия во внешней политике государства, участвует в различных международных собраниях и собраниях глав государств Европейского Союза, а также в мероприятиях другого вида (форумы, встречи, визиты и т.д.).

 

23. Институт ответственности Президента государства Латвии

 

Институту конституционной и личной ответственности Президента государства – высшего должностного лица государства – и ее элементам присущ весьма сложный и дискутабельный характер.

Главное внимание необходимо уделить институту политической ответственности Президента государства. Статья 53 Сатверсме ЛР определяет: «Президент государства за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента государства должны быть подписаны также Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой» (http://www.likumi.lv).

С объективной стороны, ответственность – это связывание ощущаемых, известных свершителю последствий с его действием, с субъективной стороны, - осознание и взятие на себя этих последствий. Вместе с этим политическая ответственность может выражаться в потери доверия и увольнении с должности без дальнейших неблагоприятных последствий. Чтобы наступила политическая ответственность, нет необходимости в констатации какого-либо преступления или нарушения, а только в несоблюдении интересов общества. В этом случае интересы государства рассматриваются с политической точки зрения, и ответственность наступает тогда, когда констатируется, что какое-либо лицо или группа лиц не действуют в соответствии с политическими усмотрениями вышестоящей государственной институции, принятыми согласными с интересами народа. ( Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004, 290. – 295. lpp.).

В статью 53 Сатверсме не включен абсолютный принцип неприкосновенности Президента государства. Статья 51 Сатверсме формулирует возможность Саэйма сместить Президента государства, а статья 50 устанавливает, что Президент государства теряет свою должность, если народ на голосовании не поддерживает его предложение об роспуске Саэйма (http://www.likumi.lv).

Необходимо согласиться с мнением, что обе части статьи 53 Сатверсме необходимо толковать совокупно. Таким образом, Президент государства не несет политической ответственности за деятельность («распоряжения»), связанную с контрассигнацией (соподписанием) Президента министров или министра. Президент государства несет политическую ответственность в случаях, установленных в части второй статьи 53 Сатверсме.

В свою очередь, в порядке статьи 51 Сатверсме, Президент государства несет конституционную ответственность. Ответственность в порядке статьи 51 Сатверсме диктует требования развития политической жизни и взаимоотношения политических институций. Однако, это не означает, что Саэйму разрешено смещать Президента государства на основании необоснованных воображений и капризов. Конституционная ответственность Президента государства может наступить только за нарушение торжественного обещания и за нарушение Сатверсме ЛР или государственных законов (статья 40 Сатверсме).

Миссия института контрассигнации (соподписания) – не позволить Президенту государства принимать решения вопреки воли Кабинета министров и нарушать единство руководства государства. В сущности, за контрассигнированный акт отвечает не только один министр или Президент министров, но и сам Президент государства вместе с ними. С этим связана большая осмотрительность и серьезность в подготовке акта. Контрассигнация создает политическую зависимость главы государства от правительства и выражается в политической ответственности правительства перед Саэймом.

В целом, обязанность контрассигнации относится к функциям Президента государства в сфере исполнительной власти и гарантирует ее единство. В свою очередь, в сфере законодательной власти и судебной власти Президент государства может действовать самостоятельно в рамках своей компетенции.

 

Содержание понятий:

- Контрассигнация – письменное согласие Президента министров или министра с распоряжением Президента государства в вопросах, связанных с исполнительной властью, и, одновременно, - условие вступления в силу распоряжения Президента государства.

- Монарх – глава государства в монархии, в государстве, в котором власть юридически принадлежит одному лицу, которое обычно наследует свою власть и сохраняет на всю жизнь.

- Президент – глава государства в республике, в государстве, в котором высшую власть государства реализуют институции государственной власти, избранные конституционным путем на определенное время. Избирается также и глава государства.

- Глава государства – должностное лицо государственной власти, которому формально или фактически принадлежит высшее в иерархии место в системе институций государственной власти, и которое репрезентирует государство в ее внутриполитической жизни и в международных отношениях с другими государствами, объединениями государств и организациями.

- Президент государства – глава государства и высшее должностное лицо Латвии.

 

Контрольные вопросы:

8. Какие главные виды (типы) главы государства существуют?

9. Чем институт монарха отличается от института президента?

10. Какие главные виды правового статуса института президента существуют?

11. Каким является порядок избрания Президента государства Латвии?

12. Какие главные требования выдвигаются к кандидату на должность Президента государства Латвии?

13. Какие лица не могут быть выдвинуты на должность Президента государства Латвии?

14. Как Вы оцениваете дискуссии в Латвии о Президенте государства, избираемым всем народом?

15. Какие главные функции Президента государства Латвии существуют?

16. Пожалуйста, охарактеризуйте подробнее легислативную функцию Президента государства Латвии?

17. Пожалуйста, охарактеризуйте подробнее креативную функцию Президента государства Латвии?

18. Пожалуйста, охарактеризуйте подробнее защитную функцию Президента государства Латвии?

19. Какие главные виды ответственности Президента государства Латвии существуют?

 

Источники литературы:

24. Blūzma V. Latvijas Republikas Valsts prezidenta institūcija polemikas krustugunīs. – Likums un tiesības, nr.4 (20), 2001.

25. Cipeliuss Reinholds. Vispārējā mācība par valsti. – Rīga, 1998.

26. Dišlers K. Latvijas valsts varas orgāni un viņu funkcijas. – Rīga, 2004.

27. Juridisko terminu vārdnīca.- Rīga, 1998.

Valsts prezidenta Konstitucionālo tiesību komisija. Viedokļi: 2008 -2011. – Rīga:

5. Latvijas Vēstnesis, 2011.

6. Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004.

7. Pleps J. Satversmes 72. pants. - Jurista Vārds, nr. 12 (465), 2007.

8. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных

стран. – Москва, 2006.

9. Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. – Москва, 2006.

 

Нормативные правовые акты:

8. Сатверсме Латвийской Республики (http://www.likumi.lv).

9. «Картибас руллис Саэйма» (http://www.likumi.lv).

10. «Закон об избрании Президента государства» (http://www.likumi.lv).

11. Закон «О судебной власти» (http://www.likumi.lv).

12. «Закон о Конституционном суде»(http://www.likumi.lv).

13. «Закон о помиловании»(http://www.likumi.lv).

14. «Закон о национальной безопасности» (http://www.likumi.lv).

15. «Закон о Национальных вооруженных силах»(http://www.likumi.lv).

16. «Закон о бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией»(http://www.likumi.lv).

 

Интернет-ресурсы:

8. http://www.Atlants.lv

9. http://www.juridica.lv

10. http://www.likumi.lv

11. http://www.politika.lv

12. http://www.liis.lv

13. http://www.saeima.lv/informacija/

14. Поисковая система Интернет – www.google.lv

 

10.temats.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.167.194 (0.021 с.)