Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Я тема. Институт избирательного права в Латвии↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Я тема. Институт Саэймы
Вопросы темы: - Главные особенности законодательной власти. - Состав Саэйма, время полномочий деятельности и структура. - Формы деятельности Саэйма – сессии и заседания. - Важнейшие функции Саэйма. - Законодательный процесс в Саэйме. - Конституционно-правовой статус депутата.
- Главные особенности законодательной власти
В результате осуществления принципа разделения государственной власти образовались три главных ответвления государственной власти – законодательная власть, исполнительная власть и судебная власть. Однако, необходимо учитывать, что в одном государстве не может быть несколько государственных властей – существует единство государственной власти. Таким образом, упомянутые ранее ответвления власти взаимодействуют и являются взаимозависимыми. Сущность разделения государственной власти выражается в разделении компетенций, т.е., в полномочиях правовых обязывающих общих правил и отдельных решений. (Cipeliuss Reinholds. Vispārējā mācība par valsti. – Rīga, 1998, 240.lpp.). Законодательная власть – одно из трех взаимосвязанных проявлений власти в государстве. В соответствии с теорией разделения государственной власти, законодательной власти отведено главенство в организации государственной власти. Одновременно в правовом государстве законодательная власть должна соблюдать конституцию и другие законы, и те, которые эта власть приняла сама. Главенство законодательной власти не означает ее абсолютную и неограниченную власть над другими ответвлениями государственной власти. Законодательная власть является делегированной коллегиальной властью, которая не может действовать вопреки интересам народа. Главенство законодательной власти в организации власти не означает ее абсолютную и неограниченную власть. Законодательная власть является делегированной коллегиальной властью, чтобы различные лица (депутаты), собравшиеся вместе, в должном порядке создавали законы. Значит, у власти есть конституционное право издавать общеобязывающие нормативные акты, чтобы правовым путем влиять на жизнь общества и осуществлять конституционные принципы и нормы. Ни одно правовое государство не может существовать без главенства закона. В правовом государстве законодательная власть является основой существования правового государства. Для определения и осуществления высших, стратегических целей государственной деятельности, законодательная власть: 3. реализует исключительное в своем роде право принимать особые нормативные акты – законы, которым присуща высшая юридическая сила; 4. принимая и изменяя законы, она руководствуется стратегическими целями общественной жизни; 5. принимая и изменяя законы, она укрепляет правовое устройство государства; 6. принимая и изменяя законы, она руководствуется нуждами и интересами народа; 7. принимая и изменяя законы, она руководствуется опытом всей цивилизации в прошлом и в настоящем. В соответствии со статьей 64 Сатверсме ЛР, законодательное право принадлежит двум субъектам – Саэйму и народу (http://www.likumi.lv). Саэйм является парламентом ЛР. В свою очередь, понятием «народ» Латвии в Сатверсме ЛР обозначается совокупность всех полноправных граждан ЛР.
- Состав Саэйма, время полномочий деятельности и структура
Саэйм является представительной институцией народа Латвии – парламентом. Необходимо учитывать, что парламент и законодательная власть не являются идентичными понятиями. Парламент – высшая избираемая представительная институция с функциями власти и законодателя. Институции представительства, связанные с законодательной властью и законодательной функцией – это институции государственной власти, которым присущ коллегиальный характер – они не состоят только из какого-либо одного или нескольких лиц. Народ посредством выборов доверяет коллегиальной институции осуществление полномочий и желает, чтобы были защищены его интересы, так как сам он не может защитить их каждый раз во всех случаях. В соответствии со статьей 5 Сатверсме ЛР, Саэйм состоит из ста народных представителей – избранных депутатов, мандаты (полномочия) которых утвердил Саэйм. Они уполномочены распоряжаться властью от имени народа. Избрание Саэйма на определенный срок называют периодом легислатуры, период легислатуры Саэйма составляет четыре года (с 1998-го года). Новоизбранный Саэйм собирается на первое заседание в первый вторник ноября. В этот день и заканчивается срок полномочий деятельности предыдущего Саэйма. Структурные единицы и порядок их деятельности определяет Сатверсме ЛР и особый закон – «Регламент Саэйма» («Картибас руллис Саэйма»). Главные структурные единицы Саэйма: 3. Президиум; 4. Комиссии Саэйма; 5. фракции; 6. совет фракций; 7. политические блоки; 8. депутатские группы. Президиум Саэйма – институция управления Саэйма. Он организует и руководит важнейшими процессами деятельности Саэйма. Президиум Саэйма состоит из председателя Саэйма, двух его товарищей, секретаря и его товарища. Председатель Саэйма репрезентирует Саэйм, проводит его заседания и отвечает за другие вопросы работы Саэйма. Во время отсутствия председателя Саэйма его замещает один из его товарищей. Секретарь Саэйма и его товарищ обеспечивает протоколирование заседаний Саэйма и заведует работой Канцелярии Саэйма. Компетенцию Президиума определяет Сатверсме ЛР и «Регламент Саэйма» (http://www.likumi.lv). Комиссии Саэйма – избираются на заседанияхСаэйма, устанавливая их задачи и численный состав. Задача комиссий – осуществление надзора и влияния на ту отрасль политической или социальной жизни, за которую каждая из них ответственна. В комиссиях Саэйма, в основном, (но не только) происходит разработка и обсуждение законопроектов. Комиссии делятся на: 5. самостоятельные комиссии; 6. специальные комиссии для выполнения отдельных законодательных задач; 7. парламентские следственные комиссии (статьи 149 – 183 «Регламентa Саэйма»). Фракции Саэйма образуют не менее пяти депутатов одной политической партии или списка кандидатов в депутаты с одним названием (статья 186 «Регламентa Саэйма»). Совет фракций Саэйма образует один представитель от каждой фракции или политического блока и Президиум Саэйма. Этот «маленький Саэйм» выясняет и согласовывает деятельность фракций (и политических блоков), его тактику в Саэйме и в комиссиях, а также в сообщении с Президиумом Саэйма ищет ответы на сложные и нерешенные вопросы. Заключения Совета фракций носят рекомендательный характер, и они не являются обязывающими для фракций или политических блоков (статьи 190 – 194 «Регламентa Саэйма»). Отдельные фракции могут создавать политические блоки в Саэйме. Депутатские группы могут создать не менее трех депутатов для удовлетворения интересов, связанных с деятельностью депутатов. (http://www.likumi.lv). Как было упомянуто ранее, срок полномочий Саэйма составляет четыре года. Единственный случай сокращения этого срока – роспуск Саэйма – предусмотрен в статье 48 Сатверсме ЛР. Право Президента государства на роспуск Саэйма ограничивается только предложением. Это предложение оценивает, и конечное решение принимает только народ (http://www.likumi.lv). Если Саэйм распускается, и проводятся выборы нового Саэйма, новоизбранный Саэйм собирается на первое заседание не позднее одного месяца после его избрания.
- Формы деятельности Саэйма – сессии и заседания
Порядок и организацию деятельности Саэйма определяет «Регламент Саэйма». Деятельность Саэйма проходит на общих заседаниях депутатов (пленарных заседаниях), в Президиуме, во фракциях и в комиссиях. Деятельность Саэйма проходит в сессиях и на заседаниях. Сессия Саэйма – определенный период деятельности Саэйма в рамках календарного года, во время которого проходят регулярные очередные заседания Саэйма. В году проходят три очередных сессии – осенняя, зимняя и весенняя. Очередные заседания Саэйма созывает Президиум. О начале или закрытии очередных сессий Саэйма принимает решение Саэйм. Внеочередная сессия Саэйма (также пленарное заседание) может быть созвано в перерыве между очередными сессиями. Их по собственному предложению, а также по требованию Президента государства, Президента министров или не менее одной третьей части депутатов Саэйма созывает Президиум Саэйма. Главная форма деятельности Саэйма во время сессий – очередные общие пленарные заседания всех депутатов – одно или два в неделю. Порядок работы пленарного заседания заранее установлен. Дни и часы заседаний Саэйма устанавливает Президиум, кроме случаев, когда решение об этом принял сам Саэйм. Заседания Саэйма являются открытыми. Заседание проводит председатель или его товарищ. Последовательность вопросов, в которой рассматриваемые дела вносятся в порядок работы, устанавливает Президиум. Заседания Саэйма могут проходить, если в них участвует хотя бы половина всех депутатов (50). Если в течение получаса после определенного времени открытия заседания не явилось необходимое число депутатов, руководитель заседания объявляет заседание несостоявшимся. После открытия заседания руководитель заседания сообщает Саэйму для принятия объявленный порядок работы, в который Саэйм, по предложению Президента государства, Президента министров, комиссии Саэйма, фракции или не менее пяти депутатов, может внести поправки. Дела рассматривают в определенной последовательности, но Саэйм, по предложению Президента государства, Президента министров, комиссии Саэйма, фракции или не менее пяти депутатов, может изменить его во время заседания (статья 54 «Регламента Саэйма»). Разрешение говорить на заседании Саэйма с трибуны дает руководитель заседания после получения заявления депутата. Заявку можно подать в письменной форме или используя устройство электронного голосования. В случаях, когда заявления подали несколько говорящих, слово дается в порядке поступления заявок. Если очередность подачи заявления нельзя констатировать, очередность говорящих устанавливает руководитель заседания Саэйма. Говорящий не должен отклоняться от обсуждаемой темы. Реплики разрешены, но разговоры между говорящим на трибуне и депутатами не допускаются. Если говорящий или кто-либо из участников заседания не следует замечаниям руководителя заседания или позволяет себе использовать оскорбительные или несовместимые с уважением Саэйма выражения, или нарушает порядок во время заседания, руководитель заседания призывает его к порядку или запрещает ему говорить, либо, в особо важных случаях, ставит перед Саэймом вопрос о его исключении из одного – шести заседаний. - Важнейшие функции Саэйма
Саэйм в своей деятельности реализует несколько функций – главные направления деятельности. Можно акцентировать следующие важнейшие функции: 1. Конститутивная функция – действия, связанные с поправками в Сатверсме. Саэйм может внести поправки в Сатверсме, кроме статей 1, 2, 3, 4, 6, 77. Поправки в других статьях могут происходить на заседаниях, в которых участвует хотя бы две трети депутатов Саэйма. Поправки принимаются в трех чтениях, большинством голосов не менее второй третьей части присутствующих депутатов. Если Саэйм внес поправки в статьи 1, 2, 3, 4, 6, 77, то эти поправки должны быть утверждены на народном голосовании (статьи 76 и 77 Сатверсме ЛР),(http://www.likumi.lv). 2. Законодательная (легислативная) функция – выражается в действиях Саэйма, связанных с различными течениями процесса принятия законов. 3. Функция контроля – в основном Саэйм реализует право контроля в отношении административной деятельности правительства и ее результатов в целом. Действия этой функции контроля реализуются как на уровне всего Саэйма – вопросы депутатов, запросы депутатов, создание следственных комиссий, так и на уровне компетенции отдельных комиссий. Правовая регламентация и порядок вопросов и запросов депутатов отражен подробнее в статьях 119 – 131 «Регламента Саэйма». В соответствии со статьей 172 «Регламента Саэйма», у комиссий Саэйма есть право напрямую, без посредничества Президиума, требовать сведения и объяснения, необходимые для своей деятельности, от соответствующего министра и подчиненных ему (находящихся в его подведомственности или под его надзором) учреждений, а также от самоуправлений и приглашать соответствующих должностных лиц для дачи объяснений. В свою очередь, подкомиссии связываются с министерствами и другими учреждениями посредством своих комиссий. По истечении бюджетного года Кабинет министров должен подать в Саэйм отчет о выполнении бюджета. Саэйм не имеет права напрямую вмешиваться в дела государственного управления. Он может осуществлять только общий контроль над административной деятельностью (http://www.likumi.lv). 4. Административно-хозяйственная функция – в основном связана с решениями Саэйма о принятии законопроекта о государственном бюджете (в двух чтениях), о налогах, эмиссии денег и т.д. Непринятие законопроекта о государственном бюджете в первом или во втором чтении означает падение правительства, т.е., косвенное высказывание недоверия. 5. Креативная функция – действия Саэйма, связанные с созданием отдельных институций государственной власти или участием в их создании. В положительном значении креативная функция может выражаться, по крайней мере, в трех видах: а) избрание – Саэйм избирает Президента государства, Государственного контролера, Центральную избирательную комиссию; б) утверждение в должности – Саэйм утверждает в должности судей, Генерального прокурора ЛР, должностные лица Государственного контроля и др. должностные лица. в) выражение доверия – Саэйм выражает доверие Кабинету министров. В негативном значении креативная функция Саэйма может выражаться, например, в увольнении Президента государства или выражении недоверия Кабинету министров. 6. Защитная (дефенсивная) функция – Саэйм является высшей решающей институцией в важнейших вопросах о войне и мире, о защите государства, комплектации и подготовке вооруженных сил, мобилизации и т.д. 7. Юрисдиктивная функция – действия Саэйма, связанные с проверкой законности результатов выборов с Саэйм, дачей согласия на призвание депутата (и Президента государства) к административной ответственности или ответственности перед судом (также на арест, обыск и т.д.). В рамках этой функции Саэйм осуществляет также амнистию – освобождает от реального наказания лишения свободы или его дальнейшего отбывания лица, совершившие преступления, не являющиеся тяжкими. Эти действия детализировано регламентируются в «Законе об амнистии» (http://www.likumi.lv).
- Законодательный процесс в Саэйме
Законодательство является одной из важнейших функций Саэйма. Как было упомянуто ранее, законодательное право в ЛР принадлежит как Саэйму, так и народу в порядке и объеме, предусмотренных в Сатверсме ЛР. В свою очередь, законодательный процесс – это особый процессуальный порядок, в ходе которого Саэйм или сам народ добивается того, что заранее подготовленный законопроект становится законом, нормативным актом, занимающим главное место в системе нормативных актов. Законодательный процесс можно разделить на несколько основных стадий: 7. законодательная инициатива; 7. обсуждение законопроекта в комиссиях Саэйма и рассмотрение в нескольких чтениях (двух или трех) на заседаниях Саэйма; 8. принятие законопроекта (превращение в закон); 9. подписание закона и провозглашение. Первая стадия законодательного процесса начинается тогда, когда законопроект подается в Саэйм. В соответствии со статьей 65 Сатверсме ЛР, законопроекты в Саэйм могут подать – Президент государства, Кабинет министров, комиссии Саэйма, не менее пяти депутатов, одна десятая часть избирателей (http://www.likumi.lv). Поданные законопроекты должны быть оформлены должным образом – в виде законопроектов. Только у Президента государства есть право подавать также предложения закона, которые могут не оформляться в виде законопроектов. Юридическое обсуждение законопроекта в Саэйме проходит в рамках определенных процедур. Изначально Президиум Саэйма подготавливает доклад для Саэйма, который на своем заседании решает вопрос о его дальнейшем продвижении – о передачи в комиссии, определяя ответственную комиссию, или об отклонении поданного законопроекта. Ни один законопроект нельзя включать в порядок работы и рассматривать на заседании Саэйма, прежде чем он будет рассмотрен в ответственной комиссии. Комиссии, в которые Саэйм передал соответствующий законопроект, могут разработать для этого законопроекта свой параллельный (альтернативный) законопроект для рассмотрения в первом чтении. В первом чтении, после доклада ответственной комиссии, проходят дебаты о концептуальном содержании законопроекта, его основных принципах и целях. Если законопроект принят в первом чтении, Саэйм решает о сроке подачи различных предложений. Предложения могут подавать Президент государства, комиссия Саэйма, фракция, отдельные депутаты, Президент Кабинета министров, министры, парламентские секретари, правозащитник. Если законопроект не принят в первом чтении, он считается отклоненным, и его можно подать повторно на рассмотрение в этой сессии только в том случае, если законопроект подписали не менее 51 депутата или в него были внесены поправки (статьи 81 – 91 «Регламента Саэйма»), (http://www.likumi.lv). Во втором чтении проходят дебаты о статьях законопроекта, его частях, отдельных терминах и т.д., а также о поданных предложениях. Голосование проходит о пункте каждой статьи или ее части, статьи в целом или группе статей. Принятым считается то предложение, которое получило большинство голосов присутствующих депутатов. В конце этого чтения проходит голосование о принятии законопроекта во втором чтении в целом (с принятыми предложениями). После этого Саэйм передает законопроект ответственной комиссии для подготовки его для третьего чтения. В третьем чтении проходят дебаты только о тех статьях, относительно которых были поданы предложения во втором чтении. После рассмотрения всех предложений проходит голосование о законопроекте в целом вместе с принятыми предложениями. Законопроект считается принятым и вместе с тем становится законом, если, голосуя о нем в целом, он получил абсолютное большинство голосов присутствующих депутатов. Значит, законопроект становится законом с принятием его в конце третьего чтения в конечной редакции. Президиум отсылает принятые законы Президенту государства для подписания и провозглашения. Президент государства провозглашает подписанные без оговорок законы не ранее, чем на десятый день и не позднее двадцати одного дня после его принятия в Саэйме. Закон вступает в силу на четырнадцатый день после его провозглашения. В соответствии со статьей 114 «Регламента Саэйма», отдельные законопроекты могут быть приняты в двух чтениях: 7. законопроект государственного бюджета и поправки в государственном бюджете; 8. законопроекты, предусматривающие утверждение международных договоров; 9. законопроекты, признанные срочными. (http://www.likumi.lv). Саэйм принимает решение о срочности до начала дебатов о законопроекте в первом чтении.
- Конституционно-правовой статус депутата
В соответствии со статьей 5 Сатверсме ЛР, депутат, избранный в Саэйм, является «народным представителем» или представителем всего народа. В контексте конституционного права, правовой статус депутата, правовую основу его деятельности и доверенность на деятельность в целом обозначают понятием «мандат». Депутат получает свой «мандат» путем выборов. Оценив степень зависимости депутата Саэйма от избирателей и возможности их свободы действия, нужно признать, что в Латвии существует «свободный» мандат депутатов. Подробнее его характеризуют несколько признаков: 5. он является общим – депутат является представителем всего народа; 6. депутат свободен в своих действиях от прямого воздействия (принуждения); 7. депутат может действовать по своему убеждению и совести; 8. депутатский мандат нельзя отозвать (статья 14 Сатверсме); 9. народ косвенно контролирует и ограничивает депутата – высказывая свое отношение в ходе процесса дальнейших выборов. В целом правовой статус депутатов Саэйма регламентирует Сатверсме ЛР, «Регламента Саэйма», «Закон о выборах Саэйма» и др. законы (http://www.likumi.lv). Полномочия депутатов Саэйма начинаются в день первого заседания новоизбранного Саэйма – после дачи торжественного обещания и решения Саэйма о полномочиях депутатов (статья 18 Сатверсме ЛР). Вместе с этим заканчивается срок полномочий депутатов предыдущего Саэйма. Полномочия депутатов Саэйма заканчиваются раньше срока в следующих случаях: 5. Если Саэйм принял решение удовлетворить письменное заявление депутата о сложении мандата, и вместо него утверждаются полномочия другого депутата. 6. В день, когда в законную силу вступил осуждающий депутата судебный приговор. 7. Если Саэйм принял решение исключить депутата из состава Саэйма в связи с тем, что: 12. депутат был избран, нарушив правила Закона о выборах Саэйма; 13. депутат не владеет государственным языком на уровне, необходимым для осуществления профессиональных обязанностей; 14. депутат занимает должность, несовместимую с депутатским мандатом; 15. депутат по неоправдательным причинам не посетил более половины заседаний Саэйма в течение одной очередной сессии; 16. депутат совершил преступление в невменяемом состоянии или заболел душевной болезнью после совершения преступления, что лишило его возможности осознавать свои действия или руководить ими; 17. депутат признан недееспособным в установленном в законе порядке; 18. депутат умер (статьи 4, 5, 6,11,18 «Регламента Саэйма»). Основные права депутатов Саэйма: 5. участвовать в заседаниях Саэйма, его комиссий и других институций, в которые Саэйм избрал или утвердил его; 6. осуществлять законодательную инициативу – подавать законопроекты (в составе группы из 5 депутатов; подавать письменные предложения о законопроектах и поправках в них; участвовать в дебатах и решать о принятии законопроектов (голосовать «за» или «против»); 7. подавать самостоятельные предложения, вопросы и запросы; 19. участвовать в создании фракций, политических блоков и групп депутатов (статьи 79, 82, 90, 92, 95, 117, 119, 124, 188, 194 «Регламента Саэйма»). Главные обязанности депутатов Саэйма: 20. вступая в должность, необходимо дать торжественное обещание на заседании Саэйма; 21. необходимо участвовать в заседаниях Саэйма, в работе фракций и комиссий; 22. необходимо платить штраф за неоправданную неявку на заседания Саэйма; 23. необходимо соблюдать «Кодекс этики депутатов Саэйма» (статьи 3, 7, 11, 15 «Регламента Саэйма»). Институт ответственности депутатовСаэйма регламентируется в статьях 28, 29, 30, 31 и 34 Сатверсме ЛР. В этих статьях закреплены особые привилегии и иммунитет (особые права) депутатов Саэйма. Они включают в себя многие аспекты «неответственности» и «неприкосновенности». Иммунитет – совокупность прав и привилегий, строго ограничивающих действие механизма государственной публичной власти, всех правозащитных институций против депутата в случаях, когда он допустил нарушение действующих правовых норм, и перестают быть в силе гарантии неприкосновенности лица. Привилегии неответственности депутатов Саэйма относятся к их деятельности в Саэйме в связи с добропорядочным выполнением обязанностей – свободным выражением мнения, голосованием и т.д. (статьи 28, 31, 34). Поэтому члена Саэйма нельзя призвать к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядке, как за голосование, так и за высказанные мысли при исполнении должностных обязанностей. В свою очередь, неприкосновенность депутатов Саэйма характеризует то, что без согласия Саэйма против депутата нельзя начать уголовное преследование или наложить на него административное наказание. Без согласия Саэйма депутата нельзя также арестовать, провести у него обыск или иначе ограничить его свободу (статьи 29, 30 Сатверсме ЛР). Арестовать депутата можно лишь в том случае, если он пойман на месте совершения преступления. Также во время между сессиями, до открытия сессии, о содержании депутата под арестом решает Президиум Саэйма. Задача упомянутых мероприятий – защитить избранного народом представителя от произвола институций исполнительной власти и обеспечить его независимость. С 2006-го года у «Регламента Саэйма» есть особое приложение – «Кодекс Этики Депутатов Саэйма». Его главная цель – создать высокие стандарты поведения и таким образом приумножить доверие общества Саэйму(http://www.likumi.lv). В соответствии с «Регламентом Саэйма», у каждого депутата может быть не более двух помощников, однако, сумма вознаграждения двух помощников депутата не может превышать сумму, предназначенную для найма одного помощника (статья 195). Задача помощника депутата – решать все организаторские, технические, консультативные и другие вопросы, связанные с деятельностью депутата.
Содержание понятий: 1. Депутат – народный представитель в Саэйме, избранный в установленном в законе порядке. 2. Законодательство – деятельность высшей институции государственной власти (парламента), в результате которой принимаются законы – нормативные акты с высшей юридической силой. 3. Законодательный процесс – особый процессуальный порядок, в ходе которого Саэйм или сам народ добивается того, что подготовленный ранее законопроект становится законом – нормативным актом, занимающим главное место в системе нормативных актов. 4. Законодательная власть – конституционное право издавать общеобязывающие правовые предписания. Вместе с этим регламентируются важнейшие аспекты общественной жизни и осуществляются конституционные принципы и нормы в конституционной реальности. 5. Саэйм – представительная институция, избранная народом Латвии. 6. Президиум Саэйма – руководящая институция Саэйма, которая организует и руководит деятельностью Саэйма в целом. 7. Сессии Саэйма – определенные периоды деятельности Саэйма в рамках календарного года, когда проходят регулярные очередные заседания (пленарные заседания) Саэйма. 8. Пленарное заседание Саэйма – общее заседание всех депутатов, избранных в Саэйм, у которого есть определенный порядок работы и процедура голосования, и принятые на котором решения обладают юридической силой.
Контрольные вопросы: 8. Какое место занимает законодательная власть в системе других ответвлений государственной власти? 9. Как бы вы отделили понятия «состав Саэйма» и «структура Саэйма»? 10. Кто образует состав Президиума Саэйма? 11. Кто образует состав фракции Саэйма? 12. Кто образует состав комиссии Саэйма? 13. Кто образует состав совета фракций Саэйма? 14. Когда начинается и заканчивается срок полномочий Саэйма? 15. Какие главные формы деятельности Саэйма существуют? 16. Какие важнейшие функции Саэйма существуют? 17. Какие основные стадии законодательного процесса существуют? 18. Какие законопроекты принимаются в двух чтениях? 19. Какие главные права и обязанности депутата Саэйма существуют? Источники литературы: 1. Catlaks G., Ikstens J. Politika un tiesības. – Rīga, 2003. 2. Cipeliuss Reinholds. Vispārējā mācība par valsti. – Rīga, 1998. 3. Dišlers K. Latvijas valsts varas orgāni un viņu funkcijas. – Rīga, 2004. 4. Juridisko terminu vārdnīca.- Rīga, 1998. 5. Kaņeps A. Deputātu neaizskaramības institūts. – Jurista Vārds, nr. 29 (432), 2006. gada 27. jūlijs. 6. Valsts prezidenta Konstitucionālo tiesību komisija. Viedokļi: 2008 -2011. – Rīga: Latvijas Vēstnesis, 2011. 7. Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004. 8. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – Москва, 2006. 9. Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. – Москва, 2006. 10. Энтин Л. М.Разделение властей: опыт современных государств. – Москва, 1999.
Нормативные правовые акты: 1. Сатверсме Латвийской Республики (http://www.likumi.lv). 2. «Закон о парламентских следственных комиссиях» (http://www.likumi.lv ). 3. «Картибас руллис Саэйма» («Регламент Саэйма») (http://www.likumi.lv). 4. «Закон о выборах Саэйма» и др. законы (http://www.likumi.lv). 5. Закон «О порядке провозглашения, опубликования и вступления в силу и действии законов и других, принятых Саэймом, Президентом государства и Кабинетом министров, актов» (http://www.likumi.lv).
Интернет-ресурсы: 1. http://www.Atlants.lv 2. http://www.juridica.lv 3. http://www.likumi.lv 4. http://www.politika.lv 5. http://www.liis.lv 6. http://www.saeima.lv/informacija/ 7. Поисковая система Интернет – www.google.lv
9.tematas. я тема. Институт избирательного права в Латвии
Вопросы темы: 1. Понятие выборов и института избирательного права. 2. Содержание основных принципов демократического избирательного права. 3. Правовая регламентация хода выборов в Саэйм. 4. Порядок определения результатов выборов в Саэйм.
1. Понятие выборов и института избирательного права
Политический институт выборов и регламентирующий его конституционный институт избирательного права являются главным инструментом демократического управления, имеющим демократический характер представительства. Выборы являются в своем виде механизмом и методом, с помощью которого народ (совокупность граждан) передает часть своего суверенитета особым носителям власти – институциям. Вместе с этим институции(,) демократическим, правовым путем, уполномочиваются говорить и действовать от имени народа – как его представители. Передача голосов избирателей является не только подтверждением доверия к избираемым депутатам, но, одновременно, также выбором между определенными политическими программами и командами представителей. Народ распоряжается волей своих представителей, которым он поручает «хотеть вместо него». Институт выборов подробнее характеризуют несколько существенных признаков: 1. Стабильная периодичность – очередные выборы в Саэйм ЛР проходят через каждых четыре года. 2. Присутствие конкуренции, соревнования и соперничества в отношениях между партиями, их объединениями за лучшие результаты выборов. 3. Выборы являются инклюзивными – попытки привлечь в избирательный процесс по возможности большее число избирателей. 4. Выборы являются дефинитивными – их законно достигнутые результаты являются общеобязательными и окончательными. Избирательное право в целом – это система конституционных правовых норм и институтов, регламентирующая правовые отношения, ход процесса избрания институций государства и самоуправлений или других важнейших должностных лиц государственной (публичной) власти. В объективном значении избирательное право регламентирует различные течения, элементы, стадии системы избирательного процесса в их совокупности. Здесь превалирует аспект процессуального права. В субъективном значении избирательное право гарантирует и регламентирует политическое право индивида, избирателя, голосующего участвовать в выборах различных институций государственной власти. Таким образом, оно является существенной составляющей институционального устройства государства. Его цель – обеспечить демократическое участие избирателей (народа) в государственном управлении и легитимировать статус и состав государственных институций. (Juridisko terminu vārdnīca.- Rīga, 1998, 291. – 293.lpp.) Но в целом избирательное право охватывает и связано также с нормами других отраслей права – нормами трудового права, административного права, гражданского права, уголовного права и процессуального права. Таким образом, их можно называть также поливалентными правовыми нормами. Важную роль занимают нормы политической морали, традиции и обычаи. В субъективном значении избирательное право можно разделить на активное (избирателя, голосующего) и пассивное (избираемого депутата и др.) избирательное право. Активное избирательное право – право избирателя участвовать во всем процессе выборов и избирать (голосовать). Главное содержание права голоса – не само действие, т.е. голосование, а реальная, практическая возможность этого действия. Пассивное избирательное право – право лица быть включенным в список кандидатов и быть избранным. Также это является правом выдвинуть свою кандидатуру, согласиться или не согласиться с выдвижением своей кандидатуры.
2. Содержание основных принципов демократического избирательного права
Одним из признаков демократического и правового государства является строгая реализация основных принципов демократического избирательного права. В статье 6 Сатверсме ЛР закреплены главные основные принципы демократического избирательного права: «Саэйм избирается на всеобщих, равных, прямых, тайных и пропорциональных выборах» (http://www.likumi.lv). Всеобщие выборы в целом предусматривают участие всего народа (совокупности граждан) в выборах. Это означает, что каждый взрослый гражданин государства, несмотря на его происхождение, пол, имущество, расу, национальность, местожительство, занятие, религиозную принадлежность и мировоззрение, вправе быть субъектом активного и пассивного избирательного права. Сверхзадача этого основного принципа – предотвратить исключение отдельных групп, слоев избирателей из поля политической борьбы. Одновременно этот принцип не означает участие «всех» в выборах. Это не исключает возможность ввести ограничения избирательного права (цензы), необходимые, целесообразные и соразмерные в демократическом обществе. Цензы – определенные в законе обязательные условия, которым должны соответствовать избиратели (и кандидаты), чтобы получить право избирать или быть избранным. Социально необходимыми ограничениями могут быть признаны такие, которые соответствуют принципам правового государства. В ЛР, по сравнению со многими другими странами, таких цензов очень мало. Главный из них – возрастной ценз. Например, в «Законе о выборах в Саэйм» определено, что право избирать принадлежит гражданам Латвии, которые в день выборов достигли 18-летнего возраста, и что права избирать нет у лиц, которые в предусмотренном в законе порядке признаны недееспособными. Фактически, это общепринятые цензы во всех государствах. Более широкий круг ограничений существует у пассивного избирательного права. Обычно во всех государствах к пассивному избирательному праву выдвигаются высшие требования. (Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004, 376.- 379.lpp.) В статье 5 «Закона о выборах в Саэйм» установлено несколько ограничений – недееспособность, отбытие наказания в местах лишения свободы, не погашена или не снята судимость, а также различные цензы политического характера. Возрастной ценз также является высшим – в день выборов кандидат должен быть старше 21 года (http://www.likumi.lv). Итак, всеобщность выборов означает, что у всех граждан есть активное и пассивное избирательное право, которое ограничивается в случаях, предусмотренных в законе. Основной принцип равных выборов преимущественно определяет то, что всем избирателям принадлежит равное число голосов (обычно – один голос). Одному избирателю нельзя (быть) передать больше голосов, чем другому. Это означае
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.237 (0.011 с.) |