Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Я тема. Институт судебной власти в ЛатвииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Вопросы темы: 1. Судебная власть и структура институций судебной власти в Латвии. 2. Функции судебной власти. 3. Статус и компетенция Конституционного суда.
1. Судебная власть и структура институций судебной власти в Латвии
Судебная власть или «третья власть» является главным средством обеспечения правового порядка. За соблюдение и осуществление прав ответственны все институты государства, а в поддержании правового порядка особое место занимают институции судебной власти – их система. Поэтому в ЛР наряду с законодательной властью и исполнительной властью существует также судебная власть. Статья 92 Сатверсме Латвийской Республики определяет: «Каждый может защищать свои права и законные интересы в справедливом суде. Каждый считается невиновным, пока его вина не признана в соответствии с законом. В случае необоснованного ущемления прав, каждый имеет право на соответствующее возмещение.» (http://www.likumi.lv). Значит, лицу гарантировано право на защиту суда от угроз его жизни, здоровью, личной свободе, чести, достоинству и имуществу. Специфической формой выражения деятельности судебной власти является правосудие. Оно осуществляется, разрешая споры и конфликты разного характера, основываясь на систему существующего права. Если законодательная власть устанавливает правила применения силы, то судебная власть определяет их применение в конкретных случаях и объемах, соблюдая установленные законодателем предписания. (Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004, 540. -) Право вершить суд есть только у судов, это и определяет место судов в системе институций государственной власти. Ни одна другая институция или должностное лицо не вправе вершить суд. Судебная власть доверена особым судебным институциям, которые являются независимыми от институций законодательной власти и исполнительной власти. В соответствии со статьей 1 закона «О судебной власти», судебная власть в Латвийской Республике принадлежит: - районным (городским) судам; - окружным судам; - Верховному Суду; - Конституционному суду; - в исключительных положениях или во время войны – также военным судам. (http://www.likumi.lv). Необходимо учитывать, что в эту систему институций судебной власти включены суды двух видов – суды общей компетенции и суды специальной компетенции. Суды общей компетенции: - районные (городские) суды; - окружные суды; - Верховный Суд; Статус и специфику деятельности судов общей компетенции регламентирует как Сатверсме ЛР, так и многие другие законы: закон «О судебной власти», (1992 г.), «Гражданско-процессуальный закон», (1998 г.), «Уголовно-процессуальный закон», (2005 г.), «Закон о военных судах», (2005 г.), «Латвийский кодекс административных нарушений», (1984 г.), «Административно-процессуальный закон», (2001 г.), вступивший в силу в 2004 г. Суды общей компетенции, как было указано ранее, разделены на суды трех уровней - районные (городские) суды, окружные суды и Верховный Суд. Трехступенчатая система судебных институций основывается на территориальном принципе. Он предусматривает, что у каждой административно-территориальной единицы Латвии должен быть свой суд, которому подведомственны дела соответствующей территории. Таким образом, ступени судебных институций являются аспектом строения судебной системы. На данный момент остается неясным вопрос о возможности или невозможности «краевых судов» в будущем. В свою очередь, понятие «судебная инстанция» является понятием процесса судопроизводства. В этом контексте различают три инстанции – первая инстанция, вторая (апелляционная) инстанция и третья (кассационная) инстанция. Низшей степенью судебных институций являются районные (городские) суды. Они являются судами первой инстанции для гражданских дел, уголовных дел и административных дел. Гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный и административно-процессуальный законы определяют подведомственность дел районным (городским) судам. Районные (городские) суды могут быть только судами первой инстанции. В первой инстанции дела рассматриваются по существу, и в результате в этих делах в первый раз выносится решение. Окружные суды являются второй – средней судебной ступенью. В Латвийской Республике существуют следующие окружные суды – Видземский окружной суд, Латгальский окружной суд, Земгальский окружной суд, Курземский окружной суд, Рижский окружной суд и Административный окружной суд. В окружном суде есть три коллегии – коллегии уголовных дел, гражданских дел и административных дел. Они рассматривают в первой инстанции дела, которые в соответствии с вышеупомянутыми законами, подвластны окружному суду. Одновременно окружные суды являются судами второй – апелляционной инстанции в делах, которые рассмотрел районный (городской) суд или его судья единолично. Вторая (апелляционная) инстанция - рассмотрение не вступивших в законную силу решений или постановлений суда по существу во второй раз. Это происходит в случаях, когда одна из сторон обжалует в окружном суде дело, рассмотренное в первой инстанции – по различным фактическим или юридическим причинам. Во второй инстанции дела рассматриваются по существу сначала. В результате рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции оставляет решение суда первой инстанции без изменений, либо отменяет решение, и выносится новое решение. Дела, рассмотренные во второй инстанции, можно обжаловать в кассационном порядке в Сенате Верховного Суда. Как отдельные структуры, в ведение окружных судов созданы отделы Земельных книг. Отделы Земельных книг являются судебными учреждениями. У судей отделов Земельных книг есть правовой статус, установленный для районных (городских) судей. В этих отделениях в земельные книги вписывают недвижимое имущество и закрепляют связанные с ним права. Деятельность отделов Земельных книг регламентирует «Закон о Земельных книгах» (1937 г.) и закон «О судебной власти». Отделами Земельных книг заведуют окружные суды, а организаторское руководство осуществляет Министерство юстиции (http://www.likumi.lv). Высшей судебной ступенью, в аспекте ступеней институций судебной власти, является Верховный Суд. В структуре Верховного Суда есть Сенат и две судебные палаты – судебная палата уголовных дел и судебная палата гражданских дел. Все судьи Верховного Суда образуют пленум (общее собрание судей). Пленум создает департаменты палаты Верховного Суда и Сената. Он обсуждает также актуальные вопросы интерпретации правовых норм и др. вопросы. Палаты Верховного Суда являются второй (апелляционной) инстанцией для дел, рассмотренных в окружных судах только в первой инстанции. В составе Сената Верховного Суда есть четыре департамента - Департамент уголовных дел, Департамент гражданских дел, Департамент административных дел и Департамент дисциплинарных дел. Сенат Верховного Суда является третьей (кассационной) инстанцией в делах, рассмотренных районными (городскими) судами, окружными судами и судебными палатами Верховного Суда. Третья (кассационная) инстанция – рассмотрение не вступивших в законную силу решений или постановлений суда в Сенате Верховного суда. Это происходит по жалобе о том, что суд, вынося решение, существенно нарушил материальные или процессуальные правовые нормы или, рассматривая дело, суд нарушил границы своей компетенции – не рассмотрел дело по существу, т.е., рассмотрел только как нарушение какой-либо правовой нормы. Сенат Верховного Суда может быть также судом первой инстанции в делах, связанных с результатами выборов в Саэйм, запретом на въезд в государство какому-либо лицу и обжалованием постановлений совета Государственного контроля. Верховный Суд возглавляет председатель Верховного Суда, которого из среды назначенных судей утверждает Саэйм по предложению Кабинета министров. Наряду с организацией и руководством деятельности Верховного Суда, председатель Верховного Суда ведет заседания пленума Верховного Суда, и у него есть право вести также заседания Сената. (Meikališa Ā. Tiesu vara Latvijā. – Rīga, 80. – 81. lpp.). Как особый судебный механизм для защиты основных прав человека была создана система административных судов. В 2004-ом году вступил в силу «Административно-процессуальный закон» (2001 г.), и работу начали административные суды – административные районные суды, административные окружные суды и Департамент административных дел Сената Верховного Суда. Таким образом, процесс административного судопроизводства организован в трех инстанциях – наподобие рассмотрения уголовных дел и гражданских дел. В соответствии со статьей 105 «Административно-процессуального закона», административное дело по существу рассматривается судом первой инстанции. По жалобе участника административного процесса на решение этого суда, административное дело рассматривается также судом второй инстанции в апелляционном порядке. Решение суда второй инстанции участник административного процесса может обжаловать в кассационном порядке в Департаменте административных дел Сената Верховного Суда. (http://www.likumi.lv). Однако, административный суд, в отличие от судов, рассматривающих дела в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном порядках, в своей деятельности широко применяет принцип объективного расследования. Выясняя обстоятельства дела, он сам может собирать доказательства – по собственной инициативе, а также давать участникам административного процесса указания и рекомендации, чтобы в рамках требования выяснить истинные обстоятельства дела и добиться справедливого рассмотрения дела. Административное дело можно рассмотреть как в устном, так и в письменном процессе – без судебного заседания. (Статья 107 «Административно-процессуального закона») (http://www.likumi.lv). В соответствии со статьей 16.1 закона «О судебной власти», лицами, принадлежащими к судебной системе, являются также прокуроры, присяжные адвокаты, присяжные нотариусы, присяжные судебные исполнители. Правовой статус упомянутых лиц подробнее регламентируют особые законы (http://www.likumi.lv). В соответствии с поправками от 1 августа 2010 года в Законе "О судебной власти", был создан специальный Судебный совет. Судебный совет является коллегиальным учреждением, участвующим в определении политики и стратегии развития судебной системы, а также в организации работы судебной системы в целях ее развития. Председателем Судебного совета является председатель Верховного Суда ЛР. Заседания Судебного совета созывает и руководит председатель Судебного совета (http://www.likumi.lv).
Как было указано ранее, действия судебной власти преимущественно выражается в специфической форме – правосудии. Это обеспечивает правосудие – юстицию. Главные направления этих действий можно систематизировать и сгруппировать по различным критериям. В результате действий судебной власти санкционируются правовые нормы – эффективно, аутентично, ультимативно. Действия судебной власти демонстрируют правовое (неполитическое) принятие решений в процессах разрешения различных конфликтных ситуаций. Этого добиваются, используя специальные процессуальные нормы. Главными функциями судебной власти можно признать следующие:
Конституционный суд является судом специальной компетенции. Это независимая институция судебной власти, не включенная в трехступенчатую судебную систему. Он действует только наряду с судебной системой общей юрисдикции. В соответствии с «Законом о Конституционном суде» (1996 г.), Конституционный суд является независимой институцией судебной власти, которая, в пределах установленной в Сатверсме Латвийской Республики и в законе компетенции, рассматривает дела о соответствии законов и других нормативных актов Сатверсме, а также другие дела, переданные настоящим законом в ее компетенцию. Компетенция Конституционного суда установлена в статье 16 «Закона о Конституционном суде». Конституционный суд рассматривает дела о: 1. соответствии законов Сатверсме; 2. соответствии подписанных или заключенных Латвией международных договоров (также до утверждения соответствующих договоров в Саэйме) Сатверсме; 3. соответствии других нормативных актов или их частей правовым нормам (актам) высшей юридической силы; 4. соответствии закону других актов Саэйма, Кабинета министров, Президента государства, Председателя Сейма и Президента министров, за исключением административных актов; 5. соответствии закону такого распоряжения, которым уполномоченный Кабинетом министров министр приостановил принятое думой (советом) самоуправления решение; 6. соответствии национальных правовых норм Латвии тем заключенным Латвией международным договорам, которые не находятся в противоречии с Сатверсме. Конституционный суд вправе признать недействительными законы или другие нормативные правовые акты и их части. Решение Конституционного суда является окончательным. Оно вступает в силу в момент его оглашения. Решение Конституционного суда и данная в нем интерпретация соответствующей правовой нормы является обязательным для всех государственных институций и институций самоуправления (и для судов), и должностных лиц, а также для физических и юридических лиц (статья 32 «Закона о Конституционном Суде» (http://www.likumi.lv). Право подать заявление в Конституционный суд о возбуждении дела есть у: - Президента государства; - Саэйма; - не менее двадцати депутатов Саэйма; - Кабинета министров; - генерального прокурора; - совета Государственного контроля; - думы (совета) самоуправления; - правозащитника, если институция или должностное лицо, издавшие оспоренный акт, не исправили констатированные недостатки в указанный правозащитником срок; - суда, рассматривая гражданское дело, уголовное дело или административное дело; - судьи отдела Земельных книг, осуществляя запись недвижимого имущества или связанное с этим закрепление прав в Земельной книге; - лица в случае ущемления определенных в Сатверсме основных прав (статья 17 «Закона о Конституционном Суде» (http://www.likumi.lv). Заявление лица в «Законе о Конституционном Суде» получило название конституционной жалобы. Конституционную жалобу в суд может подать любое лицо, которое считает, что определенные в Сатверсме его основные права ущемляет правовая норма, не соответствующая правовой норме высшей юридической силы (http://www.likumi.lv). Необходимо взять во внимание, что конституционная жалоба является одним из новейших средств защиты основных прав человека в Латвии – ее ввели в 2001-ом году. В свою очередь, понятие «лицо» охватывает всех субъектов основных прав человека. (Rodiņa A. Konstitucionālās sūdzības teorija un prakse Latvijā. – Rīga, 2009, 69. – 106.lpp.). Создание института конституционной жалобы признается важной поворотной точкой в развитии конституционализма в Латвии. Признавая конституционную жалобу, обеспечивается развитие конституционализма, основанное на праве. В ее рамках государство признает основные права, вытекающие из естественных прав, как право лица против публичной власти и то, что они имеют высшую ценность, по сравнению с другими правами. К тому же, главным субъектом этого направления или понимания конституционализма является человек, защита основных прав которого должно быть в центре внимания государства. (Poole T. Legitimacy, Rights and Judicial review. – Oxford Journal of Legal Studies, 2005, vol. 23, no.4, p. 700.). Необходимо учитывать, что конституционную жалобу можно подать в Конституционный суд в течение шести месяцев после вступления в силу постановления последней судебной институции. В отдельных случаях могут быть исключения. В соответствии со статьей 192 «Закона о Конституционном Суде», до ранее упомянутого срока, конституционную жалобу рассматривают и раньше, если ее рассмотрение является общезначимой или если защита прав общими средствами защиты права не может предотвратить существенный вред для заявителя жалобы. Тогда возбуждение дела в Конституционном суде запрещает рассмотрение соответствующего гражданского дела, уголовного дела или административного дела в суде общей юрисдикции до момента оглашения решения Конституционного суда (http://www.likumi.lv). Статья 32 «Закона о Конституционном Суде» определяет, что решение Конституционного суда является окончательным и не подлежит обжалованию. Оно вступает в силу в момент его оглашения. Решение Конституционного суда является обязательным для всех государственных институций и институций самоуправления, включая суды, учреждений и должностных лиц, а также для физических и юридических лиц. Судом специальной компетенции являются также военный суд. В соответствии со статьей 2 «Закона о военных судах» 2005-го года, создание военного суда происходит в случаях, когда в государстве, в установленном в нормативных актах порядке, объявлено военное положение или объявлена война. Распоряжение о начале деятельности военных судов отдает министр юстиции. В Латвии могут действовать несколько военных судов первой инстанции и один военный суд второй инстанции. Министр юстиции определяет также территорию деятельности и местонахождение военных судов. Учреждением досудебного расследования в делах, подведомственных военным судам, является (будет являться) Военная полиция (http://www.likumi.lv).
Содержание понятий: 1. Апелляционная инстанция – рассмотрение не вступивших в законную силу решений или постановлений суда по существу в вышестоящей судебной инстанции, как по фактическим, так и по юридическим причинам. В апелляционной инстанции суд рассматривает дело по существу – сначала, т.е., повторно, и выносит новое решение. 2. Пленум Верховного суда – общее собрание всех судей Верховного суда. На пленуме обсуждают актуальные вопросы интерпретации правовых норм. 3. Кассационная инстанция – рассмотрение не вступивших в законную силу решений или постановлений суда в Сенате Верховного суда по жалобе или протесту в намерении отменить обжалуемое решение или постановление и отправить на новое рассмотрение. Кассационную жалобу или протест можно подать только тогда, если, принимая решение, существенно нарушены материальные или процессуальные правовые нормы. 4. Первая инстанция – рассмотрение дела в первый раз по существу, в результате чего в этом деле первый раз выносится решение. 5. Конференция судей – институция самоуправления судей. В ее работе участвуют все судьи Латвийской Республики. На этих конференциях рассматриваются актуальные вопросы судебной практики. 6. Символы судебной власти – торжественное обещание судьи, мантия и должностной знак. 7. Судебный совет - является коллегиальным учреждением, участвующим в определении политики и стратегии развития судебной системы, а также в организации работы судебной системы в целях ее развития.
Контрольные вопросы: 1. Каким институциям принадлежит судебная власть в Латвийской Республике? 2. Какой является главная, специфическая форма выражения деятельности судебной власти? 3. Какие суды в ЛР являются судами общей компетенции? 4. Какие суды в ЛР являются судами специальной компетенции? 5. Какой является система судебных институций общей компетенции в ЛР? 6. Сколько и какие инстанции судов существуют в ЛР? 7. Какой является специфика деятельности административных судов в ЛР? 8. Какой является компетенция Конституционного суда? 9. У кого есть право подавать заявления в Конституционный суд о возбуждении дела? 10. У кого есть право подавать конституционную жалобу в Конституционный суд?
Источники литературы: 1. Cipeliuss Reinholds. Vispārējā mācība par valsti. – Rīga, 1998. 2. Dišlers K. Latvijas valsts varas orgāni un viņu funkcijas. – Rīga, 2004. 3. Juridisko terminu vārdnīca.- Rīga, 1998. 4. Meikališa Ā. Tiesu vara Latvijā. – Rīga, 1997. 5. Meikališa Ā., Strada K. Tiesu varas institūciju tiesības. – 2001. 6. Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004. 7. Rodiņa A. Konstitucionālās sūdzības teorija un prakse Latvijā. – Rīga, 2009. 8. Terehovičs V. Tiesībsargājošās institūcijas Latvijā. – Rīga, 2009. 9. Poole T. Legitimacy, Rights and Judicial review. – Oxford Journal of Legal Studies, 2005, vol. 23, no.4. 10. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – Москва, 2006. 11. Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. – Москва, 2006.
Нормативные правовые акты: 1. Сатверсме Латвийской Республики (http://www.likumi.lv). 2. «Административно-процессуальный закон» (2001 г.), (http://www.likumi.lv). 3. Закон «О судебной власти» (1992 г.),(http://www.likumi.lv). 4. «Закон о Конституционном суде» (1996 г.), (http://www.likumi.lv). 5. Закон «О самоуправлениях» (1994 г.), (http://www.likumi.lv).
Интернет-ресурсы: 1. http://www.Atlants.lv 2. http://www.juridica.lv 3. http://www.likumi.lv 4. http://www.politika.lv 5. http://www.liis.lv 6. http://www.saeima.lv/informacija/ 7. Поисковая система Интернет – www.google.lv
12. temats
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.231 (0.009 с.) |