Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я тема. Институт судебной власти в Латвии

Поиск

 

Вопросы темы:

1. Судебная власть и структура институций судебной власти в Латвии.

2. Функции судебной власти.

3. Статус и компетенция Конституционного суда.

 

1. Судебная власть и структура институций судебной власти в Латвии

 

Судебная власть или «третья власть» является главным средством обеспечения правового порядка. За соблюдение и осуществление прав ответственны все институты государства, а в поддержании правового порядка особое место занимают институции судебной власти – их система. Поэтому в ЛР наряду с законодательной властью и исполнительной властью существует также судебная власть. Статья 92 Сатверсме Латвийской Республики определяет: «Каждый может защищать свои права и законные интересы в справедливом суде. Каждый считается невиновным, пока его вина не признана в соответствии с законом. В случае необоснованного ущемления прав, каждый имеет право на соответствующее возмещение.» (http://www.likumi.lv).

Значит, лицу гарантировано право на защиту суда от угроз его жизни, здоровью, личной свободе, чести, достоинству и имуществу.

Специфической формой выражения деятельности судебной власти является правосудие. Оно осуществляется, разрешая споры и конфликты разного характера, основываясь на систему существующего права. Если законодательная власть устанавливает правила применения силы, то судебная власть определяет их применение в конкретных случаях и объемах, соблюдая установленные законодателем предписания. (Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004, 540. -)

Право вершить суд есть только у судов, это и определяет место судов в системе институций государственной власти. Ни одна другая институция или должностное лицо не вправе вершить суд. Судебная власть доверена особым судебным институциям, которые являются независимыми от институций законодательной власти и исполнительной власти.

В соответствии со статьей 1 закона «О судебной власти», судебная власть в Латвийской Республике принадлежит:

- районным (городским) судам;

- окружным судам;

- Верховному Суду;

- Конституционному суду;

- в исключительных положениях или во время войны – также военным судам. (http://www.likumi.lv).

Необходимо учитывать, что в эту систему институций судебной власти включены суды двух видов – суды общей компетенции и суды специальной компетенции.

Суды общей компетенции:

- районные (городские) суды;

- окружные суды;

- Верховный Суд;

Статус и специфику деятельности судов общей компетенции регламентирует как Сатверсме ЛР, так и многие другие законы: закон «О судебной власти», (1992 г.), «Гражданско-процессуальный закон», (1998 г.), «Уголовно-процессуальный закон», (2005 г.), «Закон о военных судах», (2005 г.), «Латвийский кодекс административных нарушений», (1984 г.), «Административно-процессуальный закон», (2001 г.), вступивший в силу в 2004 г.

Суды общей компетенции, как было указано ранее, разделены на суды трех уровней - районные (городские) суды, окружные суды и Верховный Суд. Трехступенчатая система судебных институций основывается на территориальном принципе. Он предусматривает, что у каждой административно-территориальной единицы Латвии должен быть свой суд, которому подведомственны дела соответствующей территории. Таким образом, ступени судебных институций являются аспектом строения судебной системы. На данный момент остается неясным вопрос о возможности или невозможности «краевых судов» в будущем.

В свою очередь, понятие «судебная инстанция» является понятием процесса судопроизводства. В этом контексте различают три инстанции – первая инстанция, вторая (апелляционная) инстанция и третья (кассационная) инстанция.

Низшей степенью судебных институций являются районные (городские) суды. Они являются судами первой инстанции для гражданских дел, уголовных дел и административных дел. Гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный и административно-процессуальный законы определяют подведомственность дел районным (городским) судам. Районные (городские) суды могут быть только судами первой инстанции. В первой инстанции дела рассматриваются по существу, и в результате в этих делах в первый раз выносится решение.

Окружные суды являются второй – средней судебной ступенью. В Латвийской Республике существуют следующие окружные суды – Видземский окружной суд, Латгальский окружной суд, Земгальский окружной суд, Курземский окружной суд, Рижский окружной суд и Административный окружной суд. В окружном суде есть три коллегии – коллегии уголовных дел, гражданских дел и административных дел. Они рассматривают в первой инстанции дела, которые в соответствии с вышеупомянутыми законами, подвластны окружному суду. Одновременно окружные суды являются судами второй – апелляционной инстанции в делах, которые рассмотрел районный (городской) суд или его судья единолично. Вторая (апелляционная) инстанция - рассмотрение не вступивших в законную силу решений или постановлений суда по существу во второй раз. Это происходит в случаях, когда одна из сторон обжалует в окружном суде дело, рассмотренное в первой инстанции – по различным фактическим или юридическим причинам.

Во второй инстанции дела рассматриваются по существу сначала. В результате рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции оставляет решение суда первой инстанции без изменений, либо отменяет решение, и выносится новое решение. Дела, рассмотренные во второй инстанции, можно обжаловать в кассационном порядке в Сенате Верховного Суда.

Как отдельные структуры, в ведение окружных судов созданы отделы Земельных книг. Отделы Земельных книг являются судебными учреждениями. У судей отделов Земельных книг есть правовой статус, установленный для районных (городских) судей. В этих отделениях в земельные книги вписывают недвижимое имущество и закрепляют связанные с ним права. Деятельность отделов Земельных книг регламентирует «Закон о Земельных книгах» (1937 г.) и закон «О судебной власти». Отделами Земельных книг заведуют окружные суды, а организаторское руководство осуществляет Министерство юстиции (http://www.likumi.lv).

Высшей судебной ступенью, в аспекте ступеней институций судебной власти, является Верховный Суд. В структуре Верховного Суда есть Сенат и две судебные палаты – судебная палата уголовных дел и судебная палата гражданских дел. Все судьи Верховного Суда образуют пленум (общее собрание судей). Пленум создает департаменты палаты Верховного Суда и Сената. Он обсуждает также актуальные вопросы интерпретации правовых норм и др. вопросы.

Палаты Верховного Суда являются второй (апелляционной) инстанцией для дел, рассмотренных в окружных судах только в первой инстанции.

В составе Сената Верховного Суда есть четыре департамента - Департамент уголовных дел, Департамент гражданских дел, Департамент административных дел и Департамент дисциплинарных дел. Сенат Верховного Суда является третьей (кассационной) инстанцией в делах, рассмотренных районными (городскими) судами, окружными судами и судебными палатами Верховного Суда.

Третья (кассационная) инстанция – рассмотрение не вступивших в законную силу решений или постановлений суда в Сенате Верховного суда. Это происходит по жалобе о том, что суд, вынося решение, существенно нарушил материальные или процессуальные правовые нормы или, рассматривая дело, суд нарушил границы своей компетенции – не рассмотрел дело по существу, т.е., рассмотрел только как нарушение какой-либо правовой нормы.

Сенат Верховного Суда может быть также судом первой инстанции в делах, связанных с результатами выборов в Саэйм, запретом на въезд в государство какому-либо лицу и обжалованием постановлений совета Государственного контроля.

Верховный Суд возглавляет председатель Верховного Суда, которого из среды назначенных судей утверждает Саэйм по предложению Кабинета министров. Наряду с организацией и руководством деятельности Верховного Суда, председатель Верховного Суда ведет заседания пленума Верховного Суда, и у него есть право вести также заседания Сената. (Meikališa Ā. Tiesu vara Latvijā. – Rīga, 80. – 81. lpp.).

Как особый судебный механизм для защиты основных прав человека была создана система административных судов. В 2004-ом году вступил в силу «Административно-процессуальный закон» (2001 г.), и работу начали административные суды – административные районные суды, административные окружные суды и Департамент административных дел Сената Верховного Суда. Таким образом, процесс административного судопроизводства организован в трех инстанциях – наподобие рассмотрения уголовных дел и гражданских дел.

В соответствии со статьей 105 «Административно-процессуального закона», административное дело по существу рассматривается судом первой инстанции. По жалобе участника административного процесса на решение этого суда, административное дело рассматривается также судом второй инстанции в апелляционном порядке. Решение суда второй инстанции участник административного процесса может обжаловать в кассационном порядке в Департаменте административных дел Сената Верховного Суда. (http://www.likumi.lv).

Однако, административный суд, в отличие от судов, рассматривающих дела в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном порядках, в своей деятельности широко применяет принцип объективного расследования. Выясняя обстоятельства дела, он сам может собирать доказательства – по собственной инициативе, а также давать участникам административного процесса указания и рекомендации, чтобы в рамках требования выяснить истинные обстоятельства дела и добиться справедливого рассмотрения дела. Административное дело можно рассмотреть как в устном, так и в письменном процессе – без судебного заседания. (Статья 107 «Административно-процессуального закона») (http://www.likumi.lv).

В соответствии со статьей 16.1 закона «О судебной власти», лицами, принадлежащими к судебной системе, являются также прокуроры, присяжные адвокаты, присяжные нотариусы, присяжные судебные исполнители. Правовой статус упомянутых лиц подробнее регламентируют особые законы (http://www.likumi.lv).

В соответствии с поправками от 1 августа 2010 года в Законе "О судебной власти", был создан специальный Судебный совет. Судебный совет является коллегиальным учреждением, участвующим в определении политики и стратегии развития судебной системы, а также в организации работы судебной системы в целях ее развития.

Председателем Судебного совета является председатель Верховного Суда ЛР. Заседания Судебного совета созывает и руководит председатель Судебного совета (http://www.likumi.lv).

 

  1. Функции судебной власти

 

Как было указано ранее, действия судебной власти преимущественно выражается в специфической форме – правосудии. Это обеспечивает правосудие – юстицию. Главные направления этих действий можно систематизировать и сгруппировать по различным критериям. В результате действий судебной власти санкционируются правовые нормы – эффективно, аутентично, ультимативно.

Действия судебной власти демонстрируют правовое (неполитическое) принятие решений в процессах разрешения различных конфликтных ситуаций. Этого добиваются, используя специальные процессуальные нормы. Главными функциями судебной власти можно признать следующие:

  1. Разрешение конфликтов между физическими и юридическими лицами на основе закона – гражданский процесс. В гражданских делах суд вершит суд (разрешает), рассматривая и решая на судебных заседаниях дела, связанные с защитой прав и законных интересов физических и юридических лиц в гражданском праве, трудовом праве и других правах.
  2. Наказания за преступления и другие правонарушения (уголовный процесс и административный процесс). В уголовных делах суд вершит суд (разрешает), рассматривая и решая на судебных заседаниях обоснованность выдвинутых против лиц обвинений, оправдывая невиновных лиц или же признавая лица виновными в совершении преступного деяния и определяя для них наказания. В делах административных нарушений суд вершит суд (разрешает), рассматривая и решая на судебных заседаниях дела об административных нарушениях лиц.
  3. Разрешение конфликтов между лицом и государством (административный процесс). В административных делах суд осуществляет контроль над деятельностью исполнительной власти, относящийся к правомерности и обоснованности конкретных публично-правовых отношений (административного акта или фактического действия учреждения), а также проясняет публично-правовые обязанности или права лица.
  4. Контроль над законностью в государстве – конституционный контроль. (Terehovičs V. Tiesībsargājošās institūcijas Latvijā. – Rīga, 2009, 6. – 26.lpp.).

 

  1. Статус и компетенция Конституционного суда

 

Конституционный суд является судом специальной компетенции. Это независимая институция судебной власти, не включенная в трехступенчатую судебную систему. Он действует только наряду с судебной системой общей юрисдикции.

В соответствии с «Законом о Конституционном суде» (1996 г.), Конституционный суд является независимой институцией судебной власти, которая, в пределах установленной в Сатверсме Латвийской Республики и в законе компетенции, рассматривает дела о соответствии законов и других нормативных актов Сатверсме, а также другие дела, переданные настоящим законом в ее компетенцию.

Компетенция Конституционного суда установлена в статье 16 «Закона о Конституционном суде». Конституционный суд рассматривает дела о:

1. соответствии законов Сатверсме;

2. соответствии подписанных или заключенных Латвией международных договоров (также до утверждения соответствующих договоров в Саэйме) Сатверсме;

3. соответствии других нормативных актов или их частей правовым нормам (актам) высшей юридической силы;

4. соответствии закону других актов Саэйма, Кабинета министров, Президента государства, Председателя Сейма и Президента министров, за исключением административных актов;

5. соответствии закону такого распоряжения, которым уполномоченный Кабинетом министров министр приостановил принятое думой (советом) самоуправления решение;

6. соответствии национальных правовых норм Латвии тем заключенным Латвией международным договорам, которые не находятся в противоречии с Сатверсме.

Конституционный суд вправе признать недействительными законы или другие нормативные правовые акты и их части.

Решение Конституционного суда является окончательным. Оно вступает в силу в момент его оглашения. Решение Конституционного суда и данная в нем интерпретация соответствующей правовой нормы является обязательным для всех государственных институций и институций самоуправления (и для судов), и должностных лиц, а также для физических и юридических лиц (статья 32 «Закона о Конституционном Суде» (http://www.likumi.lv).

Право подать заявление в Конституционный суд о возбуждении дела есть у:

- Президента государства;

- Саэйма;

- не менее двадцати депутатов Саэйма;

- Кабинета министров;

- генерального прокурора;

- совета Государственного контроля;

- думы (совета) самоуправления;

- правозащитника, если институция или должностное лицо, издавшие оспоренный акт, не исправили констатированные недостатки в указанный правозащитником срок;

- суда, рассматривая гражданское дело, уголовное дело или административное дело;

- судьи отдела Земельных книг, осуществляя запись недвижимого имущества или связанное с этим закрепление прав в Земельной книге;

- лица в случае ущемления определенных в Сатверсме основных прав (статья 17 «Закона о Конституционном Суде» (http://www.likumi.lv).

Заявление лица в «Законе о Конституционном Суде» получило название конституционной жалобы. Конституционную жалобу в суд может подать любое лицо, которое считает, что определенные в Сатверсме его основные права ущемляет правовая норма, не соответствующая правовой норме высшей юридической силы (http://www.likumi.lv).

Необходимо взять во внимание, что конституционная жалоба является одним из новейших средств защиты основных прав человека в Латвии – ее ввели в 2001-ом году. В свою очередь, понятие «лицо» охватывает всех субъектов основных прав человека. (Rodiņa A. Konstitucionālās sūdzības teorija un prakse Latvijā. – Rīga, 2009, 69. – 106.lpp.).

Создание института конституционной жалобы признается важной поворотной точкой в развитии конституционализма в Латвии. Признавая конституционную жалобу, обеспечивается развитие конституционализма, основанное на праве. В ее рамках государство признает основные права, вытекающие из естественных прав, как право лица против публичной власти и то, что они имеют высшую ценность, по сравнению с другими правами. К тому же, главным субъектом этого направления или понимания конституционализма является человек, защита основных прав которого должно быть в центре внимания государства. (Poole T. Legitimacy, Rights and Judicial review. – Oxford Journal of Legal Studies, 2005, vol. 23, no.4, p. 700.).

Необходимо учитывать, что конституционную жалобу можно подать в Конституционный суд в течение шести месяцев после вступления в силу постановления последней судебной институции. В отдельных случаях могут быть исключения. В соответствии со статьей 192 «Закона о Конституционном Суде», до ранее упомянутого срока, конституционную жалобу рассматривают и раньше, если ее рассмотрение является общезначимой или если защита прав общими средствами защиты права не может предотвратить существенный вред для заявителя жалобы. Тогда возбуждение дела в Конституционном суде запрещает рассмотрение соответствующего гражданского дела, уголовного дела или административного дела в суде общей юрисдикции до момента оглашения решения Конституционного суда (http://www.likumi.lv).

Статья 32 «Закона о Конституционном Суде» определяет, что решение Конституционного суда является окончательным и не подлежит обжалованию. Оно вступает в силу в момент его оглашения.

Решение Конституционного суда является обязательным для всех государственных институций и институций самоуправления, включая суды, учреждений и должностных лиц, а также для физических и юридических лиц.

Судом специальной компетенции являются также военный суд. В соответствии со статьей 2 «Закона о военных судах» 2005-го года, создание военного суда происходит в случаях, когда в государстве, в установленном в нормативных актах порядке, объявлено военное положение или объявлена война. Распоряжение о начале деятельности военных судов отдает министр юстиции. В Латвии могут действовать несколько военных судов первой инстанции и один военный суд второй инстанции. Министр юстиции определяет также территорию деятельности и местонахождение военных судов. Учреждением досудебного расследования в делах, подведомственных военным судам, является (будет являться) Военная полиция (http://www.likumi.lv).

 

Содержание понятий:

1. Апелляционная инстанция – рассмотрение не вступивших в законную силу решений или постановлений суда по существу в вышестоящей судебной инстанции, как по фактическим, так и по юридическим причинам. В апелляционной инстанции суд рассматривает дело по существу – сначала, т.е., повторно, и выносит новое решение.

2. Пленум Верховного суда – общее собрание всех судей Верховного суда. На пленуме обсуждают актуальные вопросы интерпретации правовых норм.

3. Кассационная инстанция – рассмотрение не вступивших в законную силу решений или постановлений суда в Сенате Верховного суда по жалобе или протесту в намерении отменить обжалуемое решение или постановление и отправить на новое рассмотрение. Кассационную жалобу или протест можно подать только тогда, если, принимая решение, существенно нарушены материальные или процессуальные правовые нормы.

4. Первая инстанция – рассмотрение дела в первый раз по существу, в результате чего в этом деле первый раз выносится решение.

5. Конференция судей – институция самоуправления судей. В ее работе участвуют все судьи Латвийской Республики. На этих конференциях рассматриваются актуальные вопросы судебной практики.

6. Символы судебной власти – торжественное обещание судьи, мантия и должностной знак.

7. Судебный совет - является коллегиальным учреждением, участвующим в

определении политики и стратегии развития судебной системы, а также в организации работы судебной системы в целях ее развития.

 

Контрольные вопросы:

1. Каким институциям принадлежит судебная власть в Латвийской Республике?

2. Какой является главная, специфическая форма выражения деятельности судебной власти?

3. Какие суды в ЛР являются судами общей компетенции?

4. Какие суды в ЛР являются судами специальной компетенции?

5. Какой является система судебных институций общей компетенции в ЛР?

6. Сколько и какие инстанции судов существуют в ЛР?

7. Какой является специфика деятельности административных судов в ЛР?

8. Какой является компетенция Конституционного суда?

9. У кого есть право подавать заявления в Конституционный суд о возбуждении дела?

10. У кого есть право подавать конституционную жалобу в Конституционный суд?

 

Источники литературы:

1. Cipeliuss Reinholds. Vispārējā mācība par valsti. – Rīga, 1998.

2. Dišlers K. Latvijas valsts varas orgāni un viņu funkcijas. – Rīga, 2004.

3. Juridisko terminu vārdnīca.- Rīga, 1998.

4. Meikališa Ā. Tiesu vara Latvijā. – Rīga, 1997.

5. Meikališa Ā., Strada K. Tiesu varas institūciju tiesības. – 2001.

6. Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004.

7. Rodiņa A. Konstitucionālās sūdzības teorija un prakse Latvijā. – Rīga, 2009.

8. Terehovičs V. Tiesībsargājošās institūcijas Latvijā. – Rīga, 2009.

9. Poole T. Legitimacy, Rights and Judicial review. – Oxford Journal of Legal Studies, 2005, vol. 23, no.4.

10. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – Москва, 2006.

11. Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. – Москва, 2006.

 

Нормативные правовые акты:

1. Сатверсме Латвийской Республики (http://www.likumi.lv).

2. «Административно-процессуальный закон» (2001 г.), (http://www.likumi.lv).

3. Закон «О судебной власти» (1992 г.),(http://www.likumi.lv).

4. «Закон о Конституционном суде» (1996 г.), (http://www.likumi.lv).

5. Закон «О самоуправлениях» (1994 г.), (http://www.likumi.lv).

 

Интернет-ресурсы:

1. http://www.Atlants.lv

2. http://www.juridica.lv

3. http://www.likumi.lv

4. http://www.politika.lv

5. http://www.liis.lv

6. http://www.saeima.lv/informacija/

7. Поисковая система Интернет – www.google.lv

 

12. temats

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.231 (0.009 с.)