Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я тема. Институт Кабинета министров

Поиск

 

 

Вопросы темы:

 

20. Специфика исполнительной власти и институт правительства.

21. Состав и структура Кабинета министров.

22. Главные функции Кабинета министров.

 

13. Специфика исполнительной власти и институт правительства

 

Исполнительная власть является неотъемлемой составной частью власти любого государства. В соответствии с классической доктриной о разделении государственной власти, исполнительная власть наряду с законодательной властью и судебной властью образуют систему единой государственной власти. Исполнительная власть – ответвление государственной власти, основная задача которого – заботиться и обеспечивать строгое и точное выполнение законов, принятых законодательной властью, во всем государстве.

Главные черты исполнительной власти:

13. Это особое ответвление демократической государственной власти. С аспекта исторического происхождения, исполнительная власть является самым старейшим выражением публичной власти.

14. В отношениях с законодательной властью исполнительная власть является «вторичной», «производной». Законодательная власть образует в своем роде «крышу» исполнительной власти.

15. Институции исполнительной власти действуют беспрерывно и везде, на всей территории государства. Ее деятельности свойственны особая активность, динамика и инициативы, иногда – своего рода стихийность. Она основывается на широких человеческих, материальных, финансовых и других ресурсах.

16. Все существование государственной власти в большой мере зависит от находящихся в распоряжении исполнительной власти чиновников, административного аппарата, армии, институций безопасности. Государство не может осуществлять свои функции без исполнительной власти. Необходимо учитывать, что исполнительную власть реализует преимущественно «вертикальная иерархия» элиты чиновников гражданской службы «особого статуса», в особенности должности, полученные в результате конкурса и т.д. В связи с вышеупомянутыми факторами, исполнительная власть намного совершеннее, чем законодательная власть, представляет единство, сущность и функциональную направленность государства.

17. В связи с тем, что исполнительной власти принадлежит легитимная монополия на насилие, что она концентрирует в себе намного большие ресурсы, чем другие ответвления государственной власти, исполнительная власть должна быть включена в очень хорошо сбалансированный механизм разделения государственной власти. Доминанта исполнительной власти легко может создать авторитаризм и произвол. На это необходимо влиять правовыми актами и контролировать как со стороны законодательной власти, так и, тем более, со стороны судебной власти.

В общем, вся исполнительная власть организована иерархически.

Подчиненные Кабинету министров институции, основные положения их деятельности и систему регламентирует «Закон об устройстве государственного управления» 2002-го года. (http://www.likumi.lv).

Необходимо учитывать, что ближайший анализ этого вопроса преимущественно является предметом другого учебного курса – «Административного права». В рамках Конституционного права мы обратим внимание только на институт Кабинета министров (правительство) и его функции.

 

14. Состав и структура Кабинета министров

 

Основные принципы создания и деятельности Кабинета министров определены в 4-ой главе Сатверсме Латвийской Республики «Кабинет Министров». Ссылаясь на эту главу, разрабатываются отдельные законы, правила, положения, регламентирующие порядок создания Кабинета министров, принципы его деятельности и функции.

Кабинет министров является вершиной институций исполнительной власти ЛР – это правительство ЛР.

Кабинет министров является коллегиальной институцией, которая при посредничестве подчиненных учреждений государственного управления осуществляет исполнительную власть. Кабинет министров обсуждает или принимает решения по всем делам, находящимся в его компетенции в соответствии с Сатверсме Латвийской Республики, международными правовыми нормами и законами (статья 3 «Закона об устройстве Кабинета министров»)(http://www.likumi.lv).

Состав Кабинета министров ЛР и его деятельность определяют и регламентируют Сатверсме ЛР, «Закон об устройстве Кабинета министров» (2008 г.), «Картибас руллис (Регламент) Кабинета министров» (2002 г.), «Закон об устройстве государственного управления» (2002 г.) и «Административно-процессуальный закон» (2001 г., вступил в силу в 2004 г.), (http://www.likumi.lv).

В процессе создания Кабинета министров существует четыре стадии:

- «нахождение» (выбор) кандидата на пост Президента министров;

- приглашение кандидата на пост Президента министров;

- составление команды Кабинета министров и разработка Декларации деятельности;

- выражение доверия Кабинету министров в Саэйме.

Состав, «команду» Кабинета министров комплектует лицо, которое призвал к этому Президент государства (статья 56 Сатверсме ЛР). Канцелярия Президента государства в письменной форме информирует Государственную канцелярию о приглашении кандидата на должность Президента министров.

Перед утверждением в Саэйме, кандидат на пост Президента министров подает также Правительственную декларацию, являющуюся главным документом планирования политики нового правительства. В нее включаются принципы деятельности правительства, цели и направления. Позднее разрабатывается особый план действий для ее осуществления.

В соответствии с «Законом об устройстве Кабинета министров», Кабинет министров составляют:

- Президент министров;

- министры, приглашенные Президентом министров (а не министерства).

В состав Кабинета министров могут входить один или несколько министров, у которых в подчинении может не быть министерств:

12. Товарищ Президента министров (один или несколько).

13. Министр по особым поручениям (один или несколько).

Товарищ Президента министров может постоянно или на время быть также министром, которому подчинено министерство, или министром по особым поручениям (статьи 5 – 8 «Закона об устройстве Кабинета министров»).

Доверие Кабинету министров выражает (утверждает) Саэйм ЛР. Саэйм может голосовать о выражении доверия Кабинету министров после того, как кандидат на должность Президента министров подал председателю Саэйма и Президенту государства Декларацию, которую подписал он сам и приглашенные им министры, а также проект постановления Сейма о выражении доверия Кабинету министров.

Саэйм на своем заседании голосует о выражении доверия Кабинету министров после того, как кандидат на должность Президента министров подал сообщение о возможном составе Кабинета министров и о Декларации.

Главные «опорные» институции деятельности Кабинета министров:

16. Парламентарный секретарь (-и).

17. Бюро члена Кабинета министров (статьи 24 – 25 «Закона об устройстве Кабинета министров»).

Создание и статус бюро члена Кабинета министров, а также статус консультативных должностных лиц и работников определяет «Закон об устройстве государственного управления» (статьи 24 - 25) и другие нормативные акты.

18. В прямом подчинении у Президента министров находится Государственная канцелярия.

К тому же Кабинет министров или Президент министров могут создать одну или несколько коллегиальных институций из членов Кабинета министров (например, комиссию, совет) для обсуждения отдельных вопросов. Работу коллегиальных институций членов Кабинета министров в рамках выделенного бюджета обеспечивает то отраслевое министерство, для обсуждения вопросов деятельности которого создана соответствующая коллегиальная институция. Работу межотраслевых коллегиальных институций обеспечивает установленная Кабинетом министров или Президентом министров институция (статья 26 «Закона об устройстве Кабинета министров»).

За работу Кабинета министров в целом политически ответственен Президент министров (премьер). В демократическом государстве премьер берет на себя ответственность перед народом за выполнение обещаний правительства. Избирательная система ЛР определяет коалиционное правительство, и поэтому Президент министров вынужден уступать другим партиям. Поэтому он должен нести ответственность также за «грехи других». Вместе с этим уменьшается и его личная популярность. Если премьер имеет поддержку большинства в Саэйме, он начинает игнорировать оппозицию и часть общества, появляется сознание, что можно делать «все, что захочется». Одна единственная ошибка может разрушить карьеру даже блестящего премьера.

Необходимо учитывать, что, независимо от политической ответственности, член Кабинета министров за свою деятельность ответственен также в соответствии с нормативными актами, регламентирующими уголовную, административную или гражданскую правовую ответственность (статья 4 «Закона об устройстве Кабинета министров»).

Прекращение деятельности Кабинета министров происходит в следующих случаях:

24. После выборов Саэйма, создав новый Кабинет министров и выразив ему доверие.

25. Уход в отставку (демиссия) Президента министров или Кабинета министров.

26. Непринятие законопроекта бюджета в Саэйме в первом или во втором чтениях.

27. Саэйм выражает недоверие Президенту министров или Кабинету министров.

 

15. Главные функции Кабинета министров

 

Кабинет министров является одной из активнейших институций, если не самой активной институцией, реализующей государственную власть. Действия КМ в осуществлении государственной власти выражаются в реализации нескольких функций КМ, которые включаются в единую систему деятельности государственного управления.

Руководствуясь Сатверсме ЛР и другими нормативными актами, можно подробнее охарактеризовать некоторые функции Кабинета министров:

17. Легислативная (законодательная) функция. В рамках этой функции Кабинет министров:

15. в соответствии со статьей 65 Сатверсме, разрабатывает и подает в Саэйм законопроекты. Нужно добавить, что в Кабинете министров обсуждаются все законопроекты, разработанные отдельными министерствами. Вместе с этим, большая часть законопроектов подается в Саэйм из Кабинета министров;

16. может издавать внешние нормативные акты – правила – в следующих случаях:

а) если закон особо уполномочил Кабинет министров на это;

б) чтобы утвердить международный договор или его проект, денонсировать международный договор или остановить его действие, если в Сатверсме или в законе не установлено иначе;

в) если это необходимо для применения правового акта Европейского Союза, и если соответствующий вопрос не урегулирован законом.

В общем, правила издаются, чтобы помочь осуществить в жизнь законы;

17. может издавать обязывающие внутренние нормативные акты для подчиненных ему учреждений и должностных лиц:

а) инструкции;

б) проекты рекомендаций;

в) распоряжения;

г) протокольные постановления заседаний.

18. Кабинет министров и член Кабинета министров, соблюдая требования «Закона об устройстве государственного управления», «Административно-процессуального закона» и других нормативных актов, издает административные акты, принимает политические решения, управленческие решения и другие правовые акты (статья 33 «Закона об устройстве Кабинета министров»).

18. Креативная функция. В рамках этой функции у Кабинета министров и у министров есть широкое право назначать и утверждать в должностях различных должностных лиц и чиновников гражданской службы. В негативном аспекте эта функция выражается в праве отменять или отзывать с должности различных должностных лиц и чиновников гражданской службы (соблюдая требования и правила различных законов).

19. Административно-хозяйственная функция – преимущественно связана с подготовкой законопроекта бюджета и реальным исполнением принятого закона о государственном бюджете. Похожие действия совершаются также в сферах налоговой системы и других отраслей.

20. Защитная (административно-полицейская) функция характеризует комплексы конкретных действий в сферах внутренней и внешней государственной безопасности.

21. Регулативная функция объединяет те действия Кабинета министров, с помощью которых он, как высшая коллегиальная институция административной власти, надзирает и регулирует административную управленческую работу всего государства. В общем, эти действия выражаются преимущественно в политике правительства – принимая политические решения творческого характера, управленческие решения и другие акты во всех сферах общественной жизни.

 

Содержание понятий:

17. Демиссия – добровольная отставка Кабинета министров или Президента министров.

18. Исполнительная власть – законообоснованное ответвление государственной власти, образованное в результате осуществления принципа разделения государственной власти. Ей присущи универсальность деятельности и широкий организующий характер.

19. Министр – член Кабинета министров, который обычно руководит отдельным министерством.

20. Правила Кабинета министров – всеобщие внешние нормативные акты Кабинета министров, которые определяют и регламентируют структуру, деятельность, функции различных правительственных учреждений, а также задачи надзора за правительственными учреждениями.

21. Кабинет министров – правительство ЛР или главная, высшая институция исполнительной власти государства.

22. Президент министров – глава правительства ЛР, который организует, руководит и отвечает за его деятельность.

23. Государственная канцелярия - центральное учреждение государственного управления, которое обеспечивает деятельность Кабинета министров в сфере оборота документации, а также ее стабильность.

 

Контрольные вопросы:

28. Какое место в реализации принципа разделения власти занимает исполнительная власть?

29. Какие специфические черты исполнительной власти Вам известны?

30. Какая роль и место отводятся Кабинету министров ЛР в реализации исполнительной власти?

31. Какие главные стадии процесса создания Кабинета министров существуют?

32. Какой состав и структура у Кабинета министров ЛР?

33. Какие главные функции Кабинета министров ЛР существуют?

34. Какие действия реализует Кабинет министров ЛР в рамках легислативной функции?

35. Какие внешние и внутренние нормативные акты, изданные Кабинетом министров ЛР, существуют?

36. Какие главные виды прекращения деятельности Кабинета министров ЛР существуют?

 

Источники литературы:

1. Cipeliuss Reinholds. Vispārējā mācība par valsti. – Rīga, 1998.

2. Dišlers K. Latvijas valsts varas orgāni un viņu funkcijas. – Rīga, 2004.

4. Juridisko terminu vārdnīca.- Rīga, 1998.

5. Lēbers D. A., Bišers I. Ministru kabinets. –Rīga, 1998.

6. Valsts prezidenta Konstitucionālo tiesību komisija. Viedokļi: 2008 -2011. – Rīga:

Latvijas Vēstnesis, 2011.

7. Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004.

8. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных

стран. – Москва, 2006.

9. Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. – Москва, 2006.

 

Нормативные правовые акты:

1. Сатверсме Латвийской Республики (http://www.likumi.lv).

2. «Административно-процессуальный закон» (2001 г.) (http://www.likumi.lv).

3. «Закон о бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией» ( http://www.likumi.lv).

4. Закон «О порядке провозглашения, опубликования и вступления в силу и действии законов и других, принятых Саэймом, Президентом страны и Кабинетом министров, актов» ( http://www.likumi.lv).

5. «Закон об устройстве Кабинета министров» (http://www.likumi.lv).

6. «Картибас руллис Кабинета министров» (http://www.likumi.lv).

7. «Закон об устройстве государственного управления» (2002 г.) (http://www.likumi.lv).

 

 

Интернет-ресурсы:

14. http://www.Atlants.lv

15. http://www.juridica.lv

16. http://www.likumi.lv

17. http://www.politika.lv

18. http://www.liis.lv

19. http://www.saeima.lv/informacija/

20. Поисковая система Интернет – www.google.lv

 

11…temats

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.33 (0.008 с.)