Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 8. Государство и административно-территориальная единица как субъектыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
гражданского права
§1. Особенности гражданской правосубъектности государства и административно-территориальной единицы
Государство вступает в общественные отношениях как субъект власти или как собственник-участник гражданско-правовых отношений; эти состояния надо четко различать. Например, издавая законодательный акт, государство осуществляет свои властные функции, а выпуская облигации государственного займа - выступает как равный другим участник гражданского оборота. Кроме того, государство вступает в общественные отношения через свои органы, которые также в одних случаях выступают как субъекты власти, а в других — как участники гражданско-правовых отношений. Поэтому, помимо уяснения правового статуса субъекта, важно различать, когда эти органы выступают от своего имени, а когда — от имени государства. Так, Департамент Казначейства Министерства финансов осуществляет расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета от имени государства, а приобретает мебель для собственного пользования от собственного имени — на правах государственного учреждения. В то же время, издавая обязательные для государственных юридических лиц предписания, казначейство осуществляет свои властные функции и выступает как государственный орган. Государство в целом и административно-территориальная единица могут, наряду с физическими и юридическими лицами, быть субъектами гражданского права. Теория гражданской правосубъектности государства является дискуссионной. Одни специалисты считают государство разновидностью юридического лица, другие эту позицию не разделяют. В любом случае следует иметь в виду предельную юридическую формализованность правосубъектности государства. Несмотря на то, что собственник государственной собственности один - государство, субъектом в имущественном правоотношении может быть Республика Казахстан, административно-территориальная единица или государственное юридическое лицо. Республика Казахстан и административно-территориальная единица в гражданском обороте представлены своими органами - единоличными или коллегиальными. Республика Казахстан выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений (п. 1 ст. 111 ГК), что означает отсутствие, по общему правилу, приоритетов в правовом статусе различных субъектов и отсутствием для суда приоритетов при разрешении спора с участием Республики Казахстан. Республика Казахстан не пользуется в гражданских правоотношениях своими властными полномочиями, и на нее в полной мере распространяются нормы гражданского законодательства. Она, как особый субъект, обладает всеми правами субъекта гражданских правоотношений и ограничена в правосубъектности только принятым ею законодательством. Так, государство, в соответствии с п. 3 ст. 58 ГК, не может быть полным товарищем в полном и коммандитном товариществах. От имени Республики Казахстан могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти и управления Республики Казахстан в рамках их компетенции, установленной законодательными актами, положениями или иными актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению Республики Казахстан от ее имени могут выступать иные государственные органы, юридические лица и граждане (п. 2 ст. 111 ГК). Например, в акционерные общества с участием государства назначается лицо, уполномоченное от имени государства выполнять функции акционера-государства. От имени Республики Казахстан в гражданские правоотношения могут вступать лишь те государственные органы, которые прямо на это уполномочены законодательством. К органам власти и управления, имеющим право выступать в гражданском обороте от имени республики, в первую очередь относятся Парламент, Президент, Правительство, республиканские органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты). Органы государственной власти и управления обладают статусом учреждения, что вытекает из п. 3-1 ст. 34 ГК. Поэтому необходимо различать, когда они выступают как учреждения от своего имени, а когда — как органы государственной власти или управления от имени Республики Казахстан. В обоих случаях их правоспособность является специальной и определяется их компетенцией. Сделка, совершенная неуполномоченным органом от имени государства, является недействительной и не влечет имущественных обязательств для Республики Казахстан. В случаях, определенных законодательством, административно-территориальная единица может выступать в гражданских правоотношениях от имени государства (п. 3 ст. 112 ГК). Государство не может являться стороной в сделке в отношении имущества, закрепленного на балансе государственного юридического лица. Объектом сделки с участием государства могут быть имущество казны, объекты исключительной собственности государства и его неимущественные права, связанные с имущественными, а также специальные объекты, предусмотренные законодательством о приватизации. При приватизации государство может выступить самостоятельно или в лице уполномоченного государственного органа продавцом предприятия в целом, государственного пакета акций или имущества ликвидированного предприятия. Особенности участия государства в подобных гражданско-правовых отношениях определяются законодательством о приватизации. Споры с участием Республики Казахстан по общему правилу рассматриваются государственными судами. Однако, по желанию сторон либо в силу прямого указания Закона спор может быть рассмотрен арбитражным судом, решение которого является окончательным и обеспечивается государственными судами (п. 3 ст. 111 ГК). Так же, как и государство в целом, административно-территориальная единица выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений и ограничена в правосубъектности только действующим законодательством (п. 1 ст. 112 ГК). Равные начала в отношениях с другими субъектами гражданских правоотношений означают отсутствие, по общему правилу, приоритетов в правовом статусе различных субъектов и отсутствием для суда приоритетов при разрешении спора с участием административно-территориальной единицы. Административно-территориальная единица не пользуется в гражданских правоотношениях своими властными полномочиями и на нее в полной мере распространяются нормы гражданского законодательства. От имени административно-территориальной единицы могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде местные представительные и исполнительные органы в рамках их компетенции, установленной законодательными актами, положениями или иными актами, определяющими статус этих органов (ч. 1 п. 2 ст. 112 ГК). К органам власти и управления, имеющим право выступать в гражданском обороте от имени административно-территориальной единицы, в первую очередь относятся маслихаты, аким, акимат, территориальные органы исполнительной власти (областные отделы юстиции, областные финансовые управления, территориальные комитеты по управлению государственным имуществом и т.п.). Местные органы государственной власти и управления обладают статусом учреждения. Поэтому необходимо различать, когда они выступают как учреждения от своего имени, а когда — как органы государственной власти или управления от имени административно-территориальной единицы. В обоих случаях их правоспособность является специальной и определяется их компетенцией. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению от имени административно-территориальной единицы могут выступать местные государственные органы (ч. 2 п. 2 ст. 112 ГК). Сделка, совершенная некомпетентным органом от имени административно-территориальной единицы, является недействительной и не влечет имущественных обязательств для административно-территориальной единицы. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению административно-территориальной единицы от ее имени могут выступать негосударственные юридические лица и граждане (ч. 2 п. 2 ст. 112 ГК). Например, в акционерные общества с участием административно-территориальной единицы назначаются лица, уполномоченные от имени административно-территориальной единицы выполнять функции акционера административно-территориальной единицы. На административно-территориальную единицу и ее органы распространяются положения ГК об участии соответственно государства и его органов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства (п. 4 ст. 112 ГК). Административно-территориальная единица не может являться стороной в сделке в отношении имущества, закрепленного на балансе государственного юридического лица. Объектом сделки с участием административно-территориальной единицы могут быть имущество местной казны, объекты исключительной собственности государства, находящиеся в ведении административно-территориальной единицы, и ее неимущественные права, связанные с имущественными, а также специальные объекты, предусмотренные законодательством о приватизации. Все вышеперечисленные объекты образуют коммунальную собственность, которая является составной частью государственной. Другая часть государственной собственности - республиканская также может находиться на территории административно-территориальной единицы. В отношении нее административно-территориальная единица может осуществлять правомочие распоряжения только в соответствии с законодательством и от имени государства. Распоряжение местной казной осуществляют аким и подчиненные ему местные исполнительные органы в соответствии со своей компетенцией на основании бюджета административно-территориальной единицы, утвержденного соответствующим маслихатом. Споры с участием административно-территориальной единицы по общему правилу рассматриваются государственными судами. Однако по желанию сторон спор может быть рассмотрен арбитражным судом, решение которого является окончательным, а исполнение обеспечивается государственными судами. Республика Казахстан отвечает по своим обязательствам имуществом государственной казны, а административно-территориальная единица отвечает по своим обязательствам имуществом местной казны (п. 1 ст. 113 ГК). Республика Казахстан и административно-территориальная единица не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам граждан и юридических лиц, а граждане и юридические лица не отвечают по обязательствам Республики Казахстан и административно-территориальной единицы, кроме случаев, предусмотренных ГК и законодательными актами (п. 2 ст. 113 ГК). Кроме того, одна административно-территориальная единица не отвечает по долгам другой. В то же время это правило не распространяется на случаи, когда Республика Казахстан или административно-территориальная единица приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно-территориальной единицы, юридического лица, гражданина, либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Республики Казахстан или административно-территориальной единицы. В этом случае ответственность наступает в соответствии с правилами гарантии (поручительства). Кроме того, Республика Казахстан в лице Правительства несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам республиканских казенного предприятия и государственного учреждения в случае нехватки у них собственных денежных средств (ст. ст. 44, 104 и 207 ГК; п. 3 ст. 44 Указа о государственном предприятии). При этом по договорным обязательствам ответственность наступает в пределах утвержденной сметы на содержание государственного учреждения в соответствии с законодательством (ч. 4 п. 1 ст. 44 ГК). В свою очередь, административно-территориальная единица несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам коммунальных казенного предприятия и нереспубликанского государственного учреждения, если она выступила его учредителем, в случае нехватки у них собственных денежных средств (ст. ст. 44, 104 и 207 ГК, а также п. 3 ст. 44 Указа о государственном предприятии). При недостаточности у нереспубликанского государственного учреждения денег ответственность по его обязательствам несет учредивший его местный исполнительный орган. По договорным обязательствам ответственность наступает в пределах утвержденной сметы на содержание учреждения (ч. 4 п. 1 ст. 44 ГК). Имущество государственной казны составляют средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительно государственной собственности и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными республиканскими юридическими лицами в соответствии с законодательными актами (ч. 2 п. 2 ст. 192 ГК). Ответственность государства возможна только в пределах этого имущества. Имущество местной казны составляют средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами (ч. 2 п. 3 ст. 192). Ответственность административно-территориальной единицы возможна, соответственно, только в пределах этого имущества. Республика Казахстан и административно-территориальная единица отвечают по обязательствам соответственно республиканского и местного предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в случае их банкротства, которое было вызвано действиями учредителей (уполномоченных органов), при недостаточности средств предприятий для удовлетворения требований кредиторов (ст. 30 Указа о государственном предприятии). Государство (административно-территориальная единица) может нести ответственность за деятельность хозяйственного товарищества или акционерного общества, где оно является вкладчиком (акционером), в пределах стоимости принадлежащих ему долей (акций). К государству и административно-территориальным единицам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательных актов (ст. 114 ГК). То есть Республика Казахстан и административно-территориальная единица действуют в качестве субъектов гражданского права в рамках тех норм ГК и других актов гражданского законодательства, которые определяют участие юридических лиц в гражданском обороте. Это прежде всего статьи ГК общего характера о порядке заключения договоров, ответственности за причинение вреда, праве собственности. Существуют и исключения из этого общего правила. Во-первых, следует учитывать особенности статуса и круга полномочий Республики Казахстан и административно-территориальной единицы. Например, на государство и административно-территориальную единицу не распространяются нормы о регистрации юридических лиц. Данные субъекты существуют без какой-либо учетной регистрации на основании Конституции и конституционных законов. Во-вторых, в самом ГК ряд статей относится к правоотношениям с участием Республики Казахстан или возлагает на нее определенные гражданско-правовые обязательства (см., например, п. 5 ст. 9, п. 6 ст. 104, ст. 266).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.28 (0.012 с.) |