Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и принципы административно-территориального устройства↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Государство по своей сущности является территориальной организацией, это значит, что его власть распространяется на всех лиц, находящихся на территории государства. Этим оно отличается от других общественных формирований, (например, политических партий, других общественных объединений) власть которых связана только с их членами.
Территория государства – это находящееся под его властью пространство, которое состоит из следующих основных частей: · Суша; · Воды; · Недра под сушей и водами; · Воздушное пространство над сушей и водами.
Теоретически недра принадлежат государству до центра земного шара, но поскольку в современном мире нет технологий и необходимости для достижения подобной глубины, мы говорим, что недра принадлежат государственной территории до любой глубины. С воздушным пространством ситуация другая: считается что воздушное пространство заканчивается атмосферой (100-110 км). То что находится выше не находится на территории не одной страны, и любая страна может пользоваться этим пространством.
Площадь территории Республики Беларусь –207, 6 тыс. км2.
Из 50 стран Европы Беларусь по площади территории занимает 13 место. Современные государства располагают значительными, а зачастую огромными территориями, поэтому управление большой территорией из одного центра невозможно, так что почти все государства делятся на части – административно-территориальные единицы.
Административно-территориальное устройство – это совокупность частей (административно-территориальных единиц) государства, которые создаются для эффективной реализации государственной власти и взаимосвязи этих частей.
В законодательстве используется также термин административно-территориальное деление. Он имеет более узкое значение, нежели административно-территориальное устройство, поскольку включает только совокупность административно-территориальных единиц, но не их взаимосвязи (отношения).
Административно-территориальная единица – это часть государства, представленная определенной территорией, проживающим на ней населением и специальными государственными органами.
Из определения видно, что административно-территориальная единица состоит из трех компонентов: Ø Территория; Ø Население; Ø Специальные государственные органы.
Самым главным компонентом административно-территориальной единицы выступает, безусловно, население. Поскольку административно-территориальная единица включает и население и государственные органы, то она считается субъектом, а не объектом конституционных правоотношений. В связи с этим административно-территориальная единица обладает правами и обязанностями. Например, административно-территориальная единица наделена правом на местный бюджет. Следует обратить также внимание на включение в состав административно-территориальной единицы специальных государственных органов. В качестве таковых выступает Местный Совет депутатов и исполнительный комитет, причем данные органы должны быть специально созданы для управления соответствующей административно-территориальной единицей. Населенные пункты, другие территории, в которых специально не созданы местные советы депутатов и исполкомы, не имеют статуса административно-территориальной единицы и называются территориальными единицами (сельские населенные пункты, национальные парки, заповедники, заказники).
Минск Мингор Совет ÞАТЕ Миггорисполком
Территориальная единица.
Район не является административно-территориальной единицей, так как там нет Совета депутатов и исполкома, хотя в районах есть администрации.
Основными правовыми актами, определяющими административно-территориальное устройство Беларуси, являются: 1) Конституция (Статья 1 называет Республику Беларусь унитарным государством).
Унитарное государство – это государство, это части которого не обладают значительной степенью самостоятельности.
Унитарное государство отличается от федеративного государства, где части федерации обладают большей самостоятельностью. Статья 9 отражает значение территории государства, некоторые принципы административно-территориального устройства, перечисляет основные виды административно-территориальных единиц.
2) Закон «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопроса административно-территориального устройства Республики Беларусь». Это базовый акт, который регулирует большинство отношений в рассматриваемой теме.
3) Закон «О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска».
Действуют также нормативные правовые акты в области административно-территориального устройства. Положение Конституции об административно-территориальном устройстве находятся в ее первом разделе и входят, поэтому, в институт основ конституционного строя. Нормы же других нормативных правовых актов по вопросам административно-территориального устройства составляют конституционно-правовой институт административно-территориального устройства Беларуси. Таким образом, административно-территориальное устройство понимается и в значении конституционно-правового института.
Конституционно-правовой институт административно-территориального устройства – это совокупность правовых норм, которые регулируют отношения: ¨между административно-территориальными единицами; ¨между ними и государством в целом; ¨между государственными органами.
В условиях Беларуси как централизованного унитарного государства административно-территориальные единицы не часто вступают в конституционные правоотношения (например, отношения между административно-территориальной единицей и Республикой Беларусь, то есть государством в целом, по поводу местного бюджета). Значительно чаще субъектами конституционных правоотношений являются отдельные государственные органы, например при решении вопросов административно-территориального устройства.
Статью 9 поручили написать ученому Кудинову. Сначала членам конституционной комиссии не понравилась норма, им хотелось, чтобы она была более сухая, но к сожалению в 1991 году Кудинов умер и в память о нем решили оставить его версию статьи. В 1996 году, когда изменили почти все статьи, сказали: «Статью 9 не трогать!!!!» Административно-территориальное устройство Беларуси подчиняется следующим основным принципам: 1) Единство и неотчуждаемость территории. Единство означает, что во всех административно-территориальных единицах действуют одни и те же законы, на них распространяется власть республиканских государственных органов. Неотчуждаемость предполагает запрет на передачу хотя бы части территории страны другому государству. 2) Обусловленность административно-территориального устройства социально-экономическими факторами. Административно-территориальные единицы создаются не произвольно, а с учетом экономических связей, состава населения, культурных факторов. 3) Разноуровневость административно-территориальных единиц. Мелкие административно-территориальные единицы включаются в состав более крупных административно-территориальных единиц (районы в состав области) и соответственно административно-территориальная единица относится к разным уровням. Есть крупные административно-территориальные единицы, есть мелкие. 4) Равномерность административно-территориальных единиц. Данный принцип не противоречит предыдущему, поскольку касается административно-территориальных единиц одного уровня и вида. Согласно принципу равномерности, административно-территориальные единицы одного уровня и вида должны обладать примерно одинаковой численностью населения и размером территории.
Виды административно-территориальных единиц: Административно-территориальные единицы в Беларуси довольно разнообразны. Все административно-территориальные единицы можно разбить на 2 блока: 1) Населенные пункты; 2) Административно-территориальные единицы, не являющиеся населенными пунктами. Населенные пункты
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.38.184 (0.009 с.) |