Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-территориальное устройство Беларуси

Поиск

Пляхимович Иван Иванович

 

 

 

Минск 2013


Административно-территориальное устройство Беларуси

 

Понятие и принципы административно-территориального устройства

Государство по своей сущности является территориальной организацией, это значит, что его власть распространяется на всех лиц, находящихся на территории государства. Этим оно отличается от других общественных формирований, (например, политических партий, других общественных объединений) власть которых связана только с их членами.

 

Территория государства – это находящееся под его властью пространство, которое состоит из следующих основных частей:

· Суша;

· Воды;

· Недра под сушей и водами;

· Воздушное пространство над сушей и водами.

 

Теоретически недра принадлежат государству до центра земного шара, но поскольку в современном мире нет технологий и необходимости для достижения подобной глубины, мы говорим, что недра принадлежат государственной территории до любой глубины.

С воздушным пространством ситуация другая: считается что воздушное пространство заканчивается атмосферой (100-110 км). То что находится выше не находится на территории не одной страны, и любая страна может пользоваться этим пространством.

 

Площадь территории Республики Беларусь –207, 6 тыс. км2.

 

Из 50 стран Европы Беларусь по площади территории занимает 13 место.

Современные государства располагают значительными, а зачастую огромными территориями, поэтому управление большой территорией из одного центра невозможно, так что почти все государства делятся на части – административно-территориальные единицы.

 

Административно-территориальное устройство – это совокупность частей (административно-территориальных единиц) государства, которые создаются для эффективной реализации государственной власти и взаимосвязи этих частей.

 

В законодательстве используется также термин административно-территориальное деление. Он имеет более узкое значение, нежели административно-территориальное устройство, поскольку включает только совокупность административно-территориальных единиц, но не их взаимосвязи (отношения).

 

Административно-территориальная единица – это часть государства, представленная определенной территорией, проживающим на ней населением и специальными государственными органами.

 

Из определения видно, что административно-территориальная единица состоит из трех компонентов:

Ø Территория;

Ø Население;

Ø Специальные государственные органы.

 

Самым главным компонентом административно-территориальной единицы выступает, безусловно, население. Поскольку административно-территориальная единица включает и население и государственные органы, то она считается субъектом, а не объектом конституционных правоотношений.

В связи с этим административно-территориальная единица обладает правами и обязанностями. Например, административно-территориальная единица наделена правом на местный бюджет.

Следует обратить также внимание на включение в состав административно-территориальной единицы специальных государственных органов. В качестве таковых выступает Местный Совет депутатов и исполнительный комитет, причем данные органы должны быть специально созданы для управления соответствующей административно-территориальной единицей.

Населенные пункты, другие территории, в которых специально не созданы местные советы депутатов и исполкомы, не имеют статуса административно-территориальной единицы и называются территориальными единицами (сельские населенные пункты, национальные парки, заповедники, заказники).

 

Минск

Мингор Совет ÞАТЕ

Миггорисполком

 


Территориальная единица.

 

Район не является административно-территориальной единицей, так как там нет Совета депутатов и исполкома, хотя в районах есть администрации.

 

Основными правовыми актами, определяющими административно-территориальное устройство Беларуси, являются:

1) Конституция (Статья 1 называет Республику Беларусь унитарным государством).

 

Унитарное государство – это государство, это части которого не обладают значительной степенью самостоятельности.

 

Унитарное государство отличается от федеративного государства, где части федерации обладают большей самостоятельностью. Статья 9 отражает значение территории государства, некоторые принципы административно-территориального устройства, перечисляет основные виды административно-территориальных единиц.

 

2) Закон «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопроса административно-территориального устройства Республики Беларусь». Это базовый акт, который регулирует большинство отношений в рассматриваемой теме.

 

3) Закон «О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска».

 

 

Действуют также нормативные правовые акты в области административно-территориального устройства.

Положение Конституции об административно-территориальном устройстве находятся в ее первом разделе и входят, поэтому, в институт основ конституционного строя. Нормы же других нормативных правовых актов по вопросам административно-территориального устройства составляют конституционно-правовой институт административно-территориального устройства Беларуси. Таким образом, административно-территориальное устройство понимается и в значении конституционно-правового института.

 

Конституционно-правовой институт административно-территориального устройства – это совокупность правовых норм, которые регулируют отношения:

¨между административно-территориальными единицами;

¨между ними и государством в целом;

¨между государственными органами.

 

В условиях Беларуси как централизованного унитарного государства административно-территориальные единицы не часто вступают в конституционные правоотношения (например, отношения между административно-территориальной единицей и Республикой Беларусь, то есть государством в целом, по поводу местного бюджета). Значительно чаще субъектами конституционных правоотношений являются отдельные государственные органы, например при решении вопросов административно-территориального устройства.

 

Статью 9 поручили написать ученому Кудинову. Сначала членам конституционной комиссии не понравилась норма, им хотелось, чтобы она была более сухая, но к сожалению в 1991 году Кудинов умер и в память о нем решили оставить его версию статьи. В 1996 году, когда изменили почти все статьи, сказали: «Статью 9 не трогать!!!!»

Административно-территориальное устройство Беларуси подчиняется следующим основным принципам:

1) Единство и неотчуждаемость территории. Единство означает, что во всех административно-территориальных единицах действуют одни и те же законы, на них распространяется власть республиканских государственных органов. Неотчуждаемость предполагает запрет на передачу хотя бы части территории страны другому государству.

2) Обусловленность административно-территориального устройства социально-экономическими факторами. Административно-территориальные единицы создаются не произвольно, а с учетом экономических связей, состава населения, культурных факторов.

3) Разноуровневость административно-территориальных единиц. Мелкие административно-территориальные единицы включаются в состав более крупных административно-территориальных единиц (районы в состав области) и соответственно административно-территориальная единица относится к разным уровням. Есть крупные административно-территориальные единицы, есть мелкие.

4) Равномерность административно-территориальных единиц. Данный принцип не противоречит предыдущему, поскольку касается административно-территориальных единиц одного уровня и вида. Согласно принципу равномерности, административно-территориальные единицы одного уровня и вида должны обладать примерно одинаковой численностью населения и размером территории.

 

Виды административно-территориальных единиц:

Административно-территориальные единицы в Беларуси довольно разнообразны. Все административно-территориальные единицы можно разбить на 2 блока:

1) Населенные пункты;

2) Административно-территориальные единицы, не являющиеся населенными пунктами.

Населенные пункты

Города.

Поселки городского типа

ü Городские поселки (Красносельский, Шумилино, Островец, Радашковичи, Краснополье, Микашевичи, Лельчицы).

Сельский населенный пункт

Сельские населенные пункты

В отличие от городов, поселков городского типа, сельские населенные пункты никогда не обладают статусов административно-территориальной единицы, они являются территориальными единицами. Делятся на следующие категории:

ü Агрогородки – это новый вид населенных пунктов, формирование которых связано с реализацией утвержденной Президентом программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы.

Агрогородок – это благоустроенный сельский населенный пункт, в котором находятся с/х (колхозы), торговые предприятия(магазины), социально-культурные объекты (школа, библиотека).

 

ü Деревни (Четких критериев отличия деревни от агрогородка нет. Но деревня менее обустроенный населенный пункт).

 

Область

Район

Сельсоветы

 

Избирательный процесс

Референдум

 

Референдум, как и выборы, относится к важнейшим формам непосредственной демократии. Однако в условиях современных государств, где проживают миллионы граждан, частое проведение референдумов невозможно. В Швейцарии, которая является родиной референдума, с 1783 по 1994 год было проведено 414 общегосударственных референдумов.

Референдум – это народное голосование по важнейшим вопросам жизни страны, не связанное с выборами и отзывом.

Выделяют следующие виды референдумов:

Ø Республиканские. В республиканских референдумах могут участвовать все лица, обладающие избирательным правом, и решаться вопросы общегосударственного значения.

Ø Местные. В местных референдумах участвует население админитративно-территориальных или территориальных единиц (в районах, городах) и решаются вопросы местного значения. (К лицам, обладающим избирательным правом, относятся лица, у которых есть активное избирательное право). Ни одного местного референдума в Беларуси не проводилось.

 

· Императивные. Законодательство определяет ряд вопросов, которые можно решать только на референдуме: изменение разделов 1, 2, 4, 8 Конституции. Такие вопросы не вправе решать ни один государственный орган. Референдумы, проводимые по данным вопросам, называются императивными.

· Инициативные. Все другие вопросы могут решаться как на референдуме, так и уполномоченными государственными органами. Проводимые для их решения референдумы называются инициативными.

 

v Обязательные. Решение обязательного референдума обладает юридической силой;

v Рекомендательные. Решение рекомендательного референдума такой силой не обладает, имея статус рекомендательного.

На один и тот же референдум могут быть вынесены вопросы, решения по которым обязательны и вопросы, решения по которым носят рекомендательный характер.

В Беларуси проводилось три республиканских референдума. Все они были инициированы Президентом. Можно сказать, что именно на этих референдумах сформирован конституционный строй, существующий в нашей стране и сейчас.

 

 

Мая 1995 года

На нем решались следующие вопросы:

1. Согласны ли Вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским? Народ ответил: «ДА».

2. Поддерживаете ли Вы изменение государственного флага и государственного герба? До этого бело-красный-белый флаг и герб «Погоня».

Народ ответил: «ДА».

3. Поддерживаете ли Вы действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией.

Народ ответил: «ДА».

4. Согласны ли Вы с необходимостью внесений изменений в Конституцию, предусматривающих досрочное прекращение полномочий Верховного Совета Президентом в случае систематического или грубого нарушения Конституции. Народ ответил: «ДА».

Но решение по этому вопросу носило рекомендательный характер. Тем не менее оно реализовано в действующей редакции Конституции: Президент может распустить Парламент.

 

Ноября 1996 года

Как и первый референдум он был назначен Верховным Советом в соответствии с первоначальной редакцией Конституции. Данный второй референдум имел судьбоносное значение для нашей страны.

Президент предложил на данный референдум следующие вопросы:

1. Принять Конституцию 1994 года с изменениям и дополнениями (новая редакция Конституции), предложенную Президентом.

Народ ответил: «ДА».

2. Перенести День Независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля.

Народ ответил: «ДА».

3. Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений куплю и продажу земли. По сути, здесь шла речь о возможности введении частной собственности на земли с/х назначения.

Народ ответил: «НЕТ».

Решение по данному вопросу имело рекомендательный характер. Норма о нахождении с/х земель в государственной собственности отражена в статье 12 действующей Конституции.

4. Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни?

Народ ответил: «НЕТ».

Решение носило рекомендательный характер. Статья 24 Конституции предусматривает возможность назначения смертной казни.

 

Верховным Советом на этот же референдум были предложены следующие вопросы:

1) Поддерживаете ли Вы внесение изменений и дополнений в Конституцию, предложенных депутатами фракции коммунистов и аграриев.

Народ ответил: «НЕТ».

2) Считаете ли вы, что руководители местных органов исполнительной власти должны избираться непосредственно населением.

Народ ответил: «НЕТ».

 

3) Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей государственной власти должно осуществляться властью и только из государственного бюджета.

Народ ответил: «НЕТ». Как ни удивительно!!!

 

 

Октября 2004 года

 

Он проводился уже по действующей редакции Конституции, которая была принята на предыдущем референдуме. Этот референдум был назначен самим Президентом. (Прошлые – Верховным Советом). Особенностью данного референдума является его императивный характер. Вносилось изменение в четвертый раздел Конституции. На референдум был вынесен всего один вопрос:

a. Разрешаете ли Вы первому президенту Беларуси А. Г. Лукашенко участвовать в качестве кандидата в Президенты в президентских выборах, и принимаете ли Вы часть 1 статьи 81 Конституции в новой редакции. Из статьи 81 был исключен запрет для одного и того же лица занимать должность более двух сроков.

Народ ответил: «ДА».

 

 

В действующей редакции Конституции право назначения республиканских референдумов перешло от Верховного Совета к Президенту.

 

Президент может назначать республиканские референдумы:

 

v По собственной инициативе;

v По предложению Парламента (решение должно быть принято обеими Палатами);

v По предложению граждан, обладающих избирательным правом в количестве не менее 450 тыс. человек.

 

Если процедура инициирования референдума соблюдена, Президент обязан назначить референдум, даже если ему не хочется.

Местные референдумы назначаются Местными Советами депутатов по собственной инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих в административно-территориальных или территориальных единицах.

Предметом референдума являются важнейшие вопросы государственной жизни (республиканского или местного уровня). Ни примерного, ни тем более исчерпывающего перечня таких вопросов законодательство не содержит. Однако Конституция содержит отсылку к закону, который должен определять вопросы, проведение референдумов по которым не допускается. Впринципе, это вопросы, принятие на референдуме решений по которым затруднено. Речь идет о вопросах требующих, например, специальных познаний, всестороннего учета различных обстоятельств и т. п. Данные вопросы закреплены в Избирательном Кодексе. Кодекс относит к ним, например, амнистию и помилование, утверждение либо изменение бюджета, налоговые вопросы и некоторые другие.

По результатам референдума принимается правовой акт под названием «решение референдума». Решение референдума может носить как нормативный, так и индивидуально-правовой характер. Решения, принятые на трех республиканских референдумах нашей страны, являются нормативными актами.

Решение республиканского референдума подписывает Президент, что же касается решения местного референдума, то Избирательный Кодекс относит его подписание к полномочиям руководителя местного исполнительного и распорядительного органа.

Данная норма Кодекса сомнительна, поскольку назначение местного референдума может инициироваться Местными Советами депутатов, а не исполнительными и распорядительными органами.????

В науке существует дискуссия по вопросу: «Является ли решение референдума (республиканского или местного) видом закона или это самостоятельный правовой акт». В Беларуси данный спор разрешен Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Закон гласит, что решение референдума является самостоятельным видом правовых актов. В любом случае решение, принятое референдумом, имеет высокую юридическую силу и может быть отменено или изменено только на референдуме (Исключение: если возможность изменения или отмены решения референдума государственными органами не предусмотрена в условиях проведения самого референдума).

 

Общие положения о государственных органах и их конституционно-правовом статусе

 

Полномочия Президента

Президент Беларуси наделен очень большими полномочиями, позволяющие ему серьезно влиять на все основные сферы общественной жизни. Выделим следующие группы президентских полномочий:

 

Назначает республиканские референдумы, подписывает их решения, назначает выборы в Палату Представителей, Совет Республики, Местные советы депутатов. На данных голосованиях участвует большинство населения страны, поэтому приведенные полномочия можно относить к общегосударственным.

 

Назначает и отзывает дипломатических представителей Беларуси в зарубежных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты представителей иностранных государств в Беларуси.

Дипломатические представительства Беларуси бывают 2 видов:

1. Посольства;

2. Постоянные представительства при международных организациях.

Президент назначает их руководителей: соответственно послов и постоянных представителей.

Дипломатические представительства – это государственные органы Беларуси, находящиеся за пределами нашей страны.

Посольства в Беларуси сейчас существуют в 45 государствах, на всех материках, кроме Австралии.

Наши постоянные представительства действуют при ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО.

Если в среднем сотрудник МИДа получает у нас в Беларуси в среднем 500 долларов, то став послом за рубежом он будет получать около 3000 долларов.

Верительная грамота – это документ, подписываемый главой государства и удостоверяющий полномочия конкретного лица представлять страну за рубежом.

 

Отзывная грамота – это документ, который свидетельствует, наоборот, о прекращении полномочий лица представлять страну за рубежом.

 

Указы Президента

Это самый массовый вид правовых актов Президента.

Указ Президента – это индивидуальный правовой или нормативный правовой акт, издаваемый Президентом для осуществления большинства своих полномочий.

Существует 2 вида указов Президента:

1. Подконституционные указы

Они издаются непосредственно на основе норм Конституции Беларуси, закрепляющих полномочия Президента. Эти указы не уступают по юридической силе законам. Это связано с тем, что они издаются на основе Конституции Беларуси, а не законов.

Если возникает противоречие между подконституционным указом Президента и законом Парламента, то верховенством обладает или указ или закон в зависимости от того, в компетенцию Президента или Парламента входит регулирование соответствующего вопроса. Например, если указ Президента об установлении государственных праздников входит в противоречие с законом, который также затрагивает государственные праздники, то приоритет следует отдать указу Президента.

2. Подзаконные указы

Как следует из их обозначения они издаются на основе норм законов, предусматривающих полномочия Президента. Речь идет о законах, которые специально не принимаются для предоставления Президенту определенных полномочий, а являются обычными законами, регулирующими отношения в определенной сфере.

Подзаконные указы обладают меньшей юридической силой по сравнению с законами и должны им соответствовать. Предмет регулирования подзаконных указов отличается от предмета регулирования законов. Подзаконные указы регулируют менее важные отношения.

С 1994 года по настоящее время Президентом издано почти 10.000 указов. Более 70% из них являются индивидуальными правовыми актами. Ежегодно Президент издает около 700 указов. Первый указ был издан 22 июля 1994 года (издал через 2 дня после вступления в должность – назначил на должность Премьер-министра Чигиря).

 

Распоряжения Президента

Распоряжение Президента – это, как правило, индивидуальный правовой акт, издаваемый Президентом для реализации своих менее существенных полномочий.

С 1994 года Президентом издано более 3.000 распоряжений. Почти все они носят индивидуально-правовой характер. Около 10% распоряжений являются нормативными актами. По своей юридической силе распоряжения Президента уступают его указам.

Президент издает распоряжения по следующим вопросам:

¨ О применении мер поощрения к конкретным лицам (объявление благодарности Президента), не относящихся к государственным наградам. (При награждении государственной наградой издается указ Президента!)

¨ Отказывает лицам в приеме в гражданство Беларуси (Если Президент принимает лицо в гражданство, то издает указ, если отказывает – распоряжение).

В последние годы возникла практика издания Президентом актов под названием директива Президента. К настоящему времени издано 3 директивы. Появление Президентских директив породило среди специалистов дискуссию о природе этих актов. Дело в том, что перечень видом правовых актов Президента, установленный статьей 85 Конституции Беларуси является исчерпывающим, и никаких директив там нет! В 2008 году в Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» внесли дополнения и в статью 2 дали определение директиве Президента.

Директива Президента – это указ Президента программного характера для решения проблем, имеющих приоритетное общественное значение.

Изданные на практике директивы действительно являлись реакцией на злободневные проблемы общества. Таким образом, Президентская директива – это не самостоятельный вид его правовых актов, а разновидность указов Президента. Надо полагать, что директивы относятся к подзаконным указам Президента.

Декреты Президента

 

Это специфический вид правовых актов, нехарактерный для глав большинства государств. Декреты − самый малочисленный вид актов Президента Беларуси. Это вполне объяснимо, если учесть их экстраординарный (особый) характер. Наделение Президента правом издавать декреты явилось одним из главных новшеств, принятых на референдуме в 1996 году. Декреты выступают разрешенной Конституцией формой вторжения Президента в законодательные полномочия Парламента. Посредством указов и распоряжений Президент осуществляет собственные полномочия, а путем издания декретов – полномочия Парламента! Но это разрешено Конституцией Беларуси.

Декрет Президента – это нормативный правовой акт (1), имеющий силу закона (2), регулирующий те же отношения, что и закон (3) и издаваемый Президентом только в случае специально предусмотренных Конституцией Беларуси (4).

 

Декреты бывают 2 видов:

Делегированные декреты Временные декреты
Они издаются Президентом на основании специально принимаемого Парламентом закона. Данный закон принимается именно для того, чтобы предоставить (делегировать) Президенту полномочия на издание декретов. Поскольку декреты имеют силу закона, то делегируемые таким образом полномочия называются законодательными. Проект закона о делегировании Президенту законодательных полномочий может быть внесен в Палату представителей только сами Президентом. Парламент вправе принять или отклонить внесенный проект закона. Данный закон принимается простым большинством членов каждой палаты (50% + 1голос). Рассматриваемый закон должен определять общественные отношения, полномочия по регулированию которых делегируются Президенту. Кроме того, в Законе должен указываться срок, на который Президенту делегируются полномочия. Делегированные декреты регулируют те же отношения, что и законы, однако часть 2 статьи 101 Конституции Беларуси закрепляет круг вопросов, полномочия по регулированию которых нельзя делегировать Президенту. В течение определенного законом срока, Президент может издать любое число делегированных декретов. В этих декретах разрешается устанавливать иные правила, чем содержащиеся в действующих законах. Следовательно, в случае противоречия, делегированные декреты обладают верховенством над законом. С истечением срока, на который Президенту делегированы полномочия, изданные им в рамках этого срока декреты не утрачивают силу, а продолжают действовать. Однако с истечением срока Парламент может своими законами вносить изменения в делегированные декреты, признавать их утратившими силу, устанавливать иные правила, чем содержащиеся в декрете. Таким образом, законы, принимаемые по истечении срока, приобретают верховенство над ранее изданным декретом. Следует иметь в виду, что и в рамках срока делегированные декреты не могут противоречить закону, которым Президенту делегированы законодательные полномочия. Ни одного делегированного декрета на практике нет. Такая ситуация объясняется в том числе возможностью издания Президентом декретов второго вида Они отличаются от делегированных декретов основанием издания, поскольку издаются по инициативе самого Президента (или предложению Правительства) непосредственно на основе Конституции Беларуси, но при условии наличия особой необходимости. Конституция не раскрывает понятие «особая необходимость». Видимо под особой необходимостью следует понимать внезапно возникшую острую проблемную ситуацию, для урегулирования которой требуется срочно издать законодательный акт. На практике такая необходимость случается примерно дважды в месяц. С 1996 года издано около 300 временных декретов. В среднем ежегодно Президент издает около 20 временных декретов. Временные декреты регулируют те же отношения, что и законы. Конституция Беларуси в данном случае не закрепляет круг вопросов, по которым нельзя издавать временные декреты, что отличается от порядка издания делегированных декретов. Однако Закон «О Президенте Республики Беларусь» гласит, что временные декреты не могут издаваться по тем же вопросам, что и делегированные (но есть исключения). Временные декреты в трехдневный срок со дня их издания должны быть представлены Президентом на рассмотрение нижней палаты парламента. Палата Представителей вправе рассматривать их в течение любого промежутка времени, а затем должна передать их Совету Республики также для рассмотрения. Временные декреты не нуждаются в утверждении (одобрении) со стороны Парламента. Они вступают в силу независимо от факта их рассмотрения Парламентом. Это принципиальный момент, который отличает временные декреты от указов Президента о введении чрезвычайного и военного положения. Последние утрачивают силу, если не утверждены Советом Республики. Смысл представления временных декретов в Парламент заключается в праве Парламента отменить данный акт. Если каждая из палат Парламента наберет не менее 2/3 голосов, то временный декрет Президента отменяется. Временные декреты могут устанавливать иные правила, чем содержащиеся в законах. Следовательно, временные декреты в случае противоречия с законами обладают верховенством. Парламент не в праве принимать законы по вопросам, которые отражены во временных декретах. Исходя из своего названия, временные декреты должны действовать в течение определенного срока. Однако Конституция Беларуси ничего не говорит о данном сроке. Оптимальной была бы ситуация, если бы Президент сам устанавливал во временных декретах срок их действия, но обычно на практике этого не происходит.

 

Подчеркнем, что согласно Конституции Беларуси, декреты Президента имеют силу закона. Это значит, что декреты Президента и законы равны по юридической силе. Однако если между этими актами возникает противоречие, то необходимо отдать приоритет тому или иному виду акта. Как следует из рассмотренного выше материала, чаще верховенством обладают декреты. Тем не менее, приоритет может принадлежать и законам:

1. Применительно к делегированным декретам:

a. Закон о делегировании Президенту законодательных полномочий обладает большей силой, чем изданные на его основе делегированные декреты.

b. С истечением срока, на который Президенту делегированы полномочия, вновь принятые законы обладают верховенством над ранее изданными законами.

2. Применительно к временным декретам:

a. Согласно закону «О Президенте Республики Беларусь» Парламент может принимать законы о признании временных декретов утратившими силу, о внесении в них изменений, об установлении иных правил, чем содержащиеся в декретах, если проекты данных законов внесены в Парламент Президентом или с его согласия.

Подытоживая рассмотрение вопроса о правовых актах Президента, сделаем ряд выводов о их юридической силе:

1. Правовые акты Президента обладают меньшей юридической силой, чем Конституция, решения республиканских референдумов, международные договоры, ратифицированные Парламентом.

2. Правовые акты Президента наделены большей юридической силой по отношению к актам Правительства, Национального банка, республиканских органов государственного управления, местных органов власти.

3. Правовые акты Президента могут не уступать по силе законам (декреты и подконституционные указы) либо обладают меньшей силой по сравнению с законами (подзаконные указы и распоряжения).

 

Контрольные.

a. по отношению к Президенту.

ü Совместно с Советом республики Палата представителей может отменить временный декрет Президента;

ü Совместно с Советом Республики вправе сместить Президента с должности за совершение тяжкого преступления либо досрочно освободить его от должности по состоянию здоровья.

b. по отношению к Правительству.

ü Палата Представителей вправе выразить вотум недоверия Правительству;

ü Вправе отказать ему в доверии;

ü Рассматривает программу деятельности Правительства и может одобрить ее либо отклонить. Повторное отклонение программы означает выражение вотума недоверия Правительству.

Кадровые.

ü Палата представителей дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра.

 

Кроме названных полномочий Палата представителей наделена Конституцией и некоторыми другими полномочиями:

1. Назначает выборы Президента;

2. Вправе обратиться в Конституционный суд с предложением о проверке любого нормативного акта на предмет соответствия Конституции.

Подчеркнем, что последняя часть статьи 97 Конституции не допускает возможности расширения конституционных полномочий Палаты представителей. В законах нельзя предусматривать полномочия Палаты, не отраженные в Конституции.

Конституция предусматривает возможность роспуска, то есть досрочного прекращения полномочий Палаты Представителей. Правом роспуска палаты наделен только Президент.

Он может распустить палату по одному из 5 оснований:

1. Систематическое или грубое нарушение палатами Конституции. Для роспуска в данном случае необходимо заключение Конституционного суда

2. При выражении вотума недоверия Правительством;

3. При отказе в доверии Правительству;

4. Если палата дважды отказала Президенту в даче согласия на назначение Премьер-министра;

5. Если распущена верхняя палата Парламента.

 

A. в отношении Президента.

ü Совместно с Палатой представителей может отменить временный декрет Президента;

ü Совместно с Палатой представителей вправе досрочно освободить Президента от должности по состоянию здоровья либо смесить его с должности за совершение тяжкого преступления;

ü Рассматривает указы Президента о введении военного, чрезвычайного положения, об объявлении мобилизации и может утвердить, либо отклонить данный указ;

Закон

 

Закон важнейший из правовых актов государства с континентальной правовой системой. На основе Конституции, Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» можно привести следующее определение закона:

Закон – это нормативный правовой акт 1), регулирующий самые важные общественные отношения 2), имеющий высокую юридическую силу силу 3), и принимаемый Парламентом 4) в особом порядке 5).

Нормативный правовой акт

Закон является именно нормативным актом, то есть включает нормы права, а не индивидуально-правовые предписания. Нормативная природа закона имеет глубокое обоснование и связана с двумя важнейшими правовыми принципами:

1. Равенство всех перед законом. Чтобы реализовать этот принцип, закон должен устанавливать единообразные правила для всех, а такими правилами могут быть только нормы права. Не допускается вводить законом преимущества или, наоборот, ограничения для конкретных лиц, поскольку такие и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.110 (0.012 с.)