Формы территор-гос устройства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы территор-гос устройства.



Гос-территориальное устройство - это националь­но-территориальная организация государства, характеризующаяся соот­ношением целого и частей, взаимоотношением частей (региональных ор­ганов власти) друг с другом и центром. Различают две основные формы тер-гос устройства: унитарную (простую) и сложную (составную). Унитар­ное го-во—такое, которое не имеет внутри себя обо­собленных территориально-государственных образований, пользую­щихся суверенными правами, политической самостоятельностью. Сложные гос-ва подразделяются на империи, кон­федерации и федерации. Империя - насильственно создаваемое сложное территориаль­но-гос образование с полной за-висимостью частей от цен­тра. Империя - изжившая себя форма тер-гос устройства. Федерация - юридически единое союзное гос-во, в состав ко­торого входят определенные гос-ва или гос образо­вания, обладающие властью и полномочиями в отношении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеративной власти. Федерация об­ладает суверенитетом и поэтому выступает во внешних сношениях наря­ду со своими субъектами. Федеративные гос-правовые ин­ституты избираются населением всех субъектов федерации. Акты феде­ральных органов являются обязательными на всей территории федера­ции. Сейчас в мире около 20 федераций (США, Россия, Канада и др.) Конфедерация - не единое государство, а союз самостоятельных государств. Конфедерация - форма территориально-гос устройства, при которой составляющие конфедерацию гос-ва, сохраняя свой суверенитет и законодательные полномочия, временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей конфедеративным органам власти и управления.

 

Правовое гос-во и гражд общ-во

Правовое гос-во- это такое гос-во, которое функцио­нирует строго на основе и во исполнение законов, соблюдает и защищает права граждан, их общественных институтов и ассоциаций и связано с ними взаимной юридической ответственностью. Функционирование на основе законов означает, что все органы гос власти и управ­ления, должностные лица связаны правом и осуществляют свою деятель­ность в строгом соответствии с требованиями норм права. Они должны действовать в пределах конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства и не выходить за рамки своего правового поля. Принципы формирования правового гос-ва: принцип верховенства закона; принцип равенства всех перед законом; принцип незыблемости прав и свобод личности, их охрана и гарантированность; принцип взаимной ответственности; принцип разде­ления властей; принцип судебной защиты прав личности; принцип кон­троля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией за­конов и других нормативных актов, их законностью. Гражданское общество- совокуп самодеятельных, негос, общественных институтов и отношений, возникающих в ре­зультате взаимодействия юридически свободных, равноправных, эконо­мически самостоятельных граждан в целях реализации их интересов и потребностей наряду с гос-вом, помимо гос-ва или вопреки гос-ву.Гражданское общество -модель социального устройства, где между гражданами и государством функционирует множество самост самодеятельных структур. Структуру гражданского общества со­ставляют такие плюралистические саморегулирующиеся общественные институты и ассоциации, как семья, церковь, органы самоуправления, неправящие политические партии, общественные организации, творческие союзы, гражданские инициативы, негосударственные СМИ, школы (частные), предприятия негосу­дарственных форм собственности, трудовые коллективы и т.д. Основными признаками (элементами) гражданского общества яв­ляются: наиболее полное обеспечение прав и свобод граждан; относи­тельная независимость, автономность общества по отношению к госу­дарству; многообразие форм собственности; разветвленная сеть добро­вольных объединений, ассоциаций, движений граждан; социальный, политический и культурный плюрализм; определенный тип граждан­ской культуры и гражданского сознания. Гражданское общество — прочная самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, выступа­ющая посредником между человеком и государством.

 

Основы гос-конституц строя РБ

1)РБ унитарное демократическое социальное правовое гос-во.РБ обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осущ внутр и внешнюю политику.РБ защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.2)Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и гос-ва.Гос-во ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед гос-вом за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.3)Единственным источником гос власти и носителем суверенитета в РБ является народ.4)Демократия в РБ осущ на основе многообразия пол институтов, идеологий и мнений.5)Пол партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов РБ, содействуют выявлению и выражению пол воли граждан, участвуют в выборах. Пол партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться гос средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством. Запрещается создание и деятельность пол партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.6)Гос власть в РБ осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Гос органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. 7)В РБ устанавливается принцип верховенства права.8)РБ признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.9)Территория РБ является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета РБ.Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством. 10)Гражданину РБ гарантируется защита и покровительство гос-ва как на территории Беларуси, так и за ее пределами. 13)Собственность может быть государственной и частной.Гос-во способствует развитию кооперации.Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. 14)Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. 15)Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в РБ.16)Религии и вероисповедания равны перед законом.17)Гос языками в являются белорусский и русский языки. 18)РБ в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. 19)Символы - Гос флаг, Гос герб и Гос гимн. 20)Столица город Минск.Статус города Минска определяется законом.

 

Глава гос-ва

Высшими органами гос власти являются выборные коллегиальные и единоличные органы и избираемые должностные лица, к которым относятся глава гос-ва, парламент и прав-во. Полномочия главы гос-ва определяются строй, правовым положением и порядком формирования высших органов гос власти. Глава гос-ва обладает конституционным правом назначения вы­боров, внеочередного созыва и роспуска парламента. Он главный субъект законодательной инициативы, наделен законодательными пол­номочиями и правом отлагательного вето на законы парламента и реше­ния местных Советов. Президент имеет право участвовать в работе парламента и его органов, выступать перед ними в любое время, назначать восемь членов Совета Республики и своих представителей в парламенте.Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе палатой в доверии или выражении во­тума недоверия правительству, двукратном отказе в даче согласия на назна­чение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Сове­та Республики могут быть также досрочно прекращены по решению Прези­дента на основании заключения Конституционного Суда в случае система­тического или грубого нарушения Конституции палатами парламента. В полномочия Президента входят также решение вопросов о гражданстве, помиловании, осуществление внешней политики, введение чрезвычайного и военного положения, объявление мобилизации и др. Он возглавляет Совет Безопасности и является Главнокомандующим Во­оруженными Силами. РБ-одна из разновидностей восточно­европейской модели президентства, для которой характерно наделение Президента рядом полномочий других властей, предоставления ему права оказывать влияние на формирование и деятельность всех органов государственной власти, вынесение института президентства за рамки привычной триады властей и придания ему роли «арбитра».

 

 

Парламент

Парламент – это высший представительный законодательный орган государства. Парламент бывает одно- и двухпалатным (нижней и верхней палаты). Нижняя палата ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. Верхняя палата выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. Они образуются по разному: по принципу наследования, по принципу назначения главой государства, по принципу избирания. Основными элементами в каждой из палат являются комиссии или комитеты, разрабатывающие основные законопроекты (постоянные и временные). Функции парламента (внутренние):1.законотворческая (обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти). 2.представительская (избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы своих избирателей). 3.ф-ция обратной связи (контакт депутатов с избирателями). 4.формирование бюджета. (внешнепол): 1.утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства.2.ратификация и денонсация международных договоров. 3.объявление войны и заключение мира.

 

 

Правительство

Правительство – высший гос коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В компетенцию Прав-ва входят: разработка основных направлений внутренней и внешней политики и их реализация; раз-работ­ка проекта госбюджета и предоставление отчета о его исполнении; обес­печение проведения единой гос политики по опред сферам деят-сти; принятие мер по обеспечению прав и свобод гр-н, защите интересов гос-ва, нац безопасности и обороноспособности; орг-ция упр-ния госсобственностью; обес­печение исполнения Конституции, законов парламента, декретов, ука­зов, распоряжений Президента и др полномочия. К числу важнейших полномочий прав-ва можно отнести следующие:1.формирование гос аппарата и руководство его деят-стью.2.испол-ние законов.3.составление и испол-ние бюджета.4. прогнозирование соц-эк развития.5.руководство отдельными отраслями хоз, дух и соц сферами.6.участие в законодательной деят-сти.7.принятие нормативных актов.8.ведение междунар переговоров и заключение соглашений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.049 с.)