П. как наука. П. и др. науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П. как наука. П. и др. науки.



П. как наука. П. и др. науки.

П – наука о роли политики в жизни общ-ва, пол. теориях, отношениях, деятельн., пол. системах и институтах. Политика – совок. целей, установок и интересов индивидов, общ.групп, партий, кот. они руководствуются во внутригос. и межд. жизни и кот. реализуются при помощи гос.власти. Объект П. – полит. жизнь общ-ва или пол-ка в целом .Предмет П – полит. власть, законность её становл-я, функции и изменения. Задачи П – формирование знания о политике, пол. деят.; объяснение и предсказание пол. процессов и явлений, пол. развития; разработка методов пол. исследования. Роль П. – регулирует все стороны жизнедеят. общ-ва, начиная с семьи и брака, заканч. экономикой, гос-вом, междунар.отнош.; способствует созд. демокр., соц., правового гос-ва, воспитанию пол.культуры. П явл. соц-гум дисциплиной и связана с фил.(выявляет универсальные законы и принципы во взаимоотн. общ-ва, гос-ва и личности), социолог.(изучает взаимосвязьи взаимодейс. пол. с соц.средой), эк. теорией, правом, историей и психологией.

 

 

2)Становление и эволюция П. Пол. образование в РБ

Историю развития П можно условно разделить на 3 периода: 1. Философский (возникает в Древнем мире.Продолжается до середины 19в. Аристотель — основатель политической науки; Цицерон, известный оратор; Платон; Никколо Макиавелли — итальянский учёный, считается основателем современной политологии, первым представил политологию как самостоятельную науку). 2 .середина 19в. — 1945 г. Начинается изучение П научными методами. Возникает движение марксизм. П бурно развивается. В 20-30 годы центром П становится США. Начинается преподавание политической науки. 3.1945 г. — продолжается до наших дней. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО был созван междунар.коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы пол.науки, был определён предмет, объект, задачи П. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в вузы. Первые научные труды: «Политика» Аристотеля, «Государство» Платона, Макиавелли, «Государь». РБ: в 1989 П стала преподаваться, до этого времени пол изучалась в курсах науч. коммунизма, истории КРСС; 1993-созд. Бел.ассоциации пол. науки.

 

Ф-ции и методы П.

Методы: 1. Системный метод - предполагает комплексный анализ сложившихся пол явлений, механизмов функционирования пол организаций, институтов. Системный метод анализа общественно-пол процессов требует детального изучения их составных элементов, структуры, функционирования и т.п. 2. Бихевиористический метод -суть которого в изучении пол явлений путем анализа поведения отдельных людей. Сторонники этого метода считают, что политика, как общественное явление, - прежде всего индивидуальное измерение, и все групповые формы деятельности обуславливают выводами из анализа поведения индивидов, соединённых групповыми связями. 3. Количественные методы - связаны с бихевиористическим методом, ибо пол явления, подобно природным, можно измерить, посчитать. Сторонники этих методов широко используют ЭВМ, другие счётные машины в исследованиях, проводимых в политической сфере; анализируют результаты выборов, развитие пол институтов и т.д. 4. Сравнительные методы - наиболее древние, ими пользовались Аристотель, Платон, Монтескье и др. Особенность-сопоставляются два или более пол объекта.Сущ опр принципы отбора предметов для сравнения. Это, во-первых, институциональный принцип, когда выбираются аналогичные институты и анализируются их сходство и различия. Во-вторых, функциональный принцип, который относится к пол практике, когда берутся два и более объекта с существенными внешними различиями, но обслуживающие те же самые интересы и потребности. 5. Метод принятия решений - самый распр метод в П Его основными понятиями являются: центр принятия решений, процесс принятия, конечный результат принятого политического решения; исп соответствующих средств для реализации политического решения. Ф-ции:1. познават-я: исследует и объясняет полит. явления, процессы. Обогащает способы и приёмы познания политики.2. инструменталистская:овладев знаниями, люди способны самостоятельно оценивать и изменять полит. действительность, к тому же полит-гия также вырабатывает рекомендации, которые исп-ся как инструменты.3. прогностическую: прогнозир-т разв-е и последствия полит. процессов, предвидит перспективы полит систем и отношений.4. Воспитат-мировозр-ая: способствует приобщению личности и общ-ва к демокр. полит. культуре.5. Идеологическая.

 

 

Зарожд и развитие пол знаний в эпоху античности, средневековья

Если говорить об Античности, то наибольший вклад внесли Платон и Аристотель, хотя и ранее в мифологии просачивались разные мысли и взгляды. Полит мысль формируется и разв-ся в рамках фил-го мировоззрения, представляет собой одно из направлений философии. Общественно-полит вопросам Платон посвящает «ГОСУДАРСТВО» и «Законы», также диалоги «Политик», «Критий».В хар-ке госва Платон выделяет 4 осн-х формы:1. темократия – это гос. форма правления, которая основана на господстве честолюбивцев.2. Олигархия – это госп-во немногих над большинством.3. Демократия – это власть и правления народа.4. Тирания – власть в обществе одного человека над всеми.Все 4 формы он рассм-т как отриц-е и считает, что ни одна из них не является совершенной. В противопол-ть данным формам Платон противопоставляет проект наилучшего устр-ва гос-ва. Гос-вом должны руководить мудрецы или фил-фы, это тоже власть немногих (как в олигархии), но они заботятся не о своих интересах, а об обществе в целом.По мнению Платона, гос-во:1.должно обладать собств. орг-ей и ср-вами защиты;2. должно осущ-ть системное и достаточное обесп-е всех граждан необходимыми благами3. должно руководить дух. деят-ю общества и творчством.Для разделения граждан в гос-ве по группам Платон берёт нравст. кач-ва человека: мудрость, мужество, терпимость. Таким образом, он выделяет 3 группы людей:1.ремесленники и земледельцы (терпимость!)2. воины или стражи (мужество!).3. философы (мудрость!) Во главе гос-ва должны быть философы! Аристотель полит-ую проблематику рассматривает в таких работах как «Политика», «Афинская полития». Его волнуют вопросы о возникновении реального гос-ва. Он подверг резкой критике проект Платона об идеальном гос-ве.Аристотеля интересуют проблемы:1. происхождение гос-ва: он пытается обосновать естеств. происх-е гос-ва. Чел-к, по его мнению, всегда стремится к общению и общежитию. Это приводит к образованию семьи, как 1-ой ступени обр-я гос-ва, Со временем этого становится маловато…образуются селения из нескольких семей…а затем и государства из нескольких селений. Но в отл-и от семей и селений, которые основаны прежде всего на стремл-и продолжительности рода и на отц-ой власти, гос-во образ-ся на нравств. основе, оно созд-ся ради общей пользы.2. Проблема формы гос. устройства: в завис-ти от цели, которую ставят правители, Аристотель разл-т правильную и неправ-ю формы гос. устройств. Прав-ым он считает такой строй, при котором преслед-ся общие блага. А неправильным – где прислед-ся личные интересы правителей. Он выд-ет след. виды гос. устройства:- монархия (правл-е одлного в интересах всех) - аристократия (правл-е немн-х, но в интресах всех) - полития (правл-е многих, но в инт-ах всех)К неправ-ым относит: - тирания- олигархия- демократия. Хар-ной особенностью полит мысли Сред-вья было влияние на неё христ. рнлигии и Римск. катол. церкви. Одной из центр. проблем полит мысли этого периода был вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная (церк.) или светская (гос-ая). Согласно христ. полит. концепции гос-во выступает частью униврс-го порядка, созд-ем и правитиелем которого явл-ся БОГ. Мыслители этого периода: Аврелий Августин, Фома Аквинский. В раннем средневековьи Аврелий Августин в работе «О граде божии» обосновывает неравенство в обществе. Историю челов-ва он рассм-ет как борьбу града божьего и града земного –борьба за матер. блага, в которой притесня.ются праведники. Фома Аквинский считает, что гос-во сущ-ет для того, чтобы заб-ся об общем благе. Лучшей формой он считает монархию. Осн-ной целью явл-ся забота о добродетельной жизни подданных.

 

Пол. власть.

Власть-возможность или способность одной обществ группы или личности подчинять своей воле поведение др людей. Любая власть предполагает след. условия:1.наличие не менее 2-х субъектов;2. необх-ть приказа, без которого власть немыслима;3. повиновение приказу;4. наличие опр-х правил, в рамках которых действует повелевающий и подчинённый.Проблема власти – это осн-я проблема пол-ки.Пол.власть-реальная возможность и способно соц субъектов проводить свою волю в политике и правовых нормах посредством авторитета, закона, принуждения. Полит власть реализ-ся для выполнения опр-х целей и задач:1). согл-е интересов разл-х соц групп2). поддержание устан-го функц-я и раз-я соц системы3). осущ-е принуждения в предусмотренных нормами случаях4). придание опр-ой направленности соц отнош-ям в соотв-ии с целями общ-ва и госп-щей группы.Хар-ми чертами полит власти явл-ся :- суверенитет и неделимость- воля- авторитет- принуждение. СУВЕРЕНИТЕТ – это независимое от каких-либо сил, обстоят-в и лиц верховенства данного соц. субъекта. НЕДЕЛИМОСТЬ-полит власть не может быть разделена между субъектами, занимающими разные полит позиции.ВОЛЯ – наличие у субъекта осознанной полит цели, спос-ти, готовности и решимости последовательно добиваться её осущ-я.АВТОРИТЕТ – это общепризн-ое в стране и за её пределами влияние субъекта полит власти. Авт-т находит выраж-е в готовности субъектов общ-ых отношений подч-ся распоряжениям субъектов власти.ПРИНУЖДЕНИЕ – закл-ся в осущ-ии своей воли разл-ми ср-вами вплоть до применения физ насилия. Принужд-е не следует отождествлять с диктатурой, для которой насилие явл-ся основной формой правления.Разновидностью пол власти явл гос власть, имеет особенности:1).располагает спец-ым аппаратом упр-я, который распр-ся на тер-ию, обоз-ую гос границей.2).имеет возмож-ть исп-ть законнозакрепл-ое насилие через органы безопасности, армию.,полицию и др. А также:-господство над остальными органам власти- исключительное право на нормотворчество-хар-ся масштабностью ресурсов и полномочий. Ф-ции пол власти:1.форм пол системы общ-ва, регул пол отнош; 2.руководство, опр-ющее стратегии развития общ-ва; 3.управление(реализация стратегич целей, достижение общ порядка, решение соц задач); 4.контроль;5.социализация личности.

 

Легитимность пол власти

Легитимность — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень Л, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.Принято выделять следующие типы легитимности (по Веберу): традиционную, харизматическую и рациональную. Традиц Л, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или пол институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость. Рациональная (демократическая) Л, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Харизматическая Л, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества пол лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время.

 

 

Пол система

Пол сис-ма общ-ва – это система полит институтов и орг-й полит идей, взглядов, полит нравств-х и правовых норм, традиций, избир-го права и избир системы общ-го мнения и др. специф элементов с помощью которых осущ-ся власть или оказ-ся влияние на неё. Функции полит с-мы:1. опр-е целей и задач общ-ва, разработка программ его деят-ти 2.мобилиз-я инф-ых ресурсов и всего общ-ва на выполнение соц полит целей и задач 3.полит соц-ция общ-ва, формир- полит созн-я граждан

4.полит связь элементов системы 5.укрепл-е общ-полит строя, обесп-е его безопасн-ти 6. нормотворчество7.легитивность полит системы.В стр-ре полит системы выделяют след-щие осн-ые элементы:1).полит институты и орг-ции2).полит-правовые нормы3)полит-правовые отн-я4)полит созн-е и полит культура5)избир система.

Типология политической системы как универсальной, многоуровне­вой yпpaвляющeй системы общества определяется по целому ряду признаков. Пол системы классифицируются: по формам правления (демократические, недемократические); месту сосредоточения испол­нительной власти (президентские, парламентские или смешанные); по­л режиму (тоталитарные, авторитарные, демократичес­кие); характеру соц-пол отношений (стабильные или нестабильные, умеренно- или остроконфликтные либо консенсусные); в зависимости от взаимодействия с окружающей средой (открытые, зак­рытые), типа гос-ва (политическая система монархии или рес­публики); политико-правового статуса государства (конституцион­ные и неконституционные, с развитыми и неразвитыми правовыми структурами); пол культуре (патриархальные, подданничес­кие, активистские) и по другим признакам. В пол системе функции информи­рования выполняют специальные средства, которые называют СМИ. СМИ сложный и многогранный инсти­тут, предназначенный для реализации многообразной деятельности по производству и открытой, публичной передачи с помощью специальной техники сообщений, сведений о происходящих событиях и явлениях в конкретной стране и во всем мире. К ним относятся печатные органы (пре­сса, книги, массовые справочники, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение, кино, звукозапись и т.д.), Интернет, а также обслу­живающие их специально подготовленные кадры. В структуре СМИ раз­личают правительственные, оппозиционные, независимые масс-медиа. СМИ — важный институт современного общества, выполняющий функции: информирования; образования и социализации; научного и культурного просветительства; контроля за социальной средой; кор­реляции социально-политических отношений; распространения господ­ствующих в обществе политических и культурных ценностей; мобилиза­ции; рекламы; развлечения и др.

 

Пол институт. Гос-во.

Пол институт- самост явление пол жизни, элемент пол системы(гос-во, пол партии, общ организ,коллективы).Важный признак пол институтов-они активно взаимодействуют в процессе осущ власти и соц управления. Гос-во – это организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории. Признаки гос-ва: легитимное физическое насилие;наличие публичной власти, отделенной от общества и осуществляемой профессионалами-управленцами;монопольное право на взимание налогов, формирование бюджета, издание законов, регулирующих жизнь общества;суверенитет, территория и население, на которые распространяются государственные законы. Функции гос-ва: внутренние(организация и осуществление политической власти, выработка стратегии развития общества, создание законодательной базы для функционирования общественной системы, осуществление контроля за выполнением государственных решений;обеспечение развития экономики страны;регулирование социальной жизни, гармонизация интересов различных социальных групп предупреждение и разрешение конфликтов, установление порядка в обществе, обеспечение его стабильности;защита прав и свобод граждан;развитие науки, культуры, образования;экологическая;идеологическая) и внешние(обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защита национальных интересов на международной арене; развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами; решение глобальных проблем человеческой цивилизации и др.).

 

 

Формы гос правления.

Форма правления отражает организацию верховной власти, структуру и порядок взаимоотн между высшими гос органами, а также между ними и гражданами. Выделяют две основные формы правления: монархию и республику. Основные критерии такого деления – формальный источник власти и способ ее организации. Монархии: к концу ХХ ст. в мире насчитывалось 28 государств-монархий. В монархиях власть непроизводна от воли народа или какого-либо органа и, как правило, передается по наследству.Бывают абсолютные и конституционные монархии. В абсолютной м. (сейчас редкая:Саудовская Аравия, Катар)все ветви власти сосредоточены в руках монарха.В конституционной его власть ограничена конституцией. Ее делят на дуалистические и парламентские. В дуалистических (редкие:Марокко, Кувейт), монарх обладает широкими властными полномочиями в исполнительной сфере и ограниченными – в законодательной.В современных парламентских монархиях (Великобритания, Швеция, Япония и др.) монарх осуществляет в основном представительские функции, иногда имеет право вето на решения парламента. Правление страной осуществляют фактически парламент и правительство, образованное им и ответственное перед ним. Фактически главой гос-ва является глава правительства. Республики: в них высшие гос органы избираются населением и на определенный срок.Сейчас существуют три основные разновидности республиканской формы правления :- президентска я (США): 1) президент – глава государства и исполнительной власти. Избирается населением.Он формирует правительство, согласовывая с парламентом назначения на ключевые министерские посты, возглавляет его, председательствует на заседаниях. При принятии решения решающий голос – за президентом; 2) жесткое разделение властей, использование механизмов сдержек и противовесов. парламентская В ней правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Президент является главой государства формально и его роль ограничивается в основном представительскими функциями. Избирается парламентом (в некоторых странах совместно с депутатами местных органов), собранием выборщиков либо непосредственно населением. Фактически главой государства является глава правительства. Правительство нередко обладает законодательной инициативой, а также правом обращения к президенту с просьбой о роспуске парламента.Глава правительства является депутатом парламента. Не лишены такого права и другие члены правительства, т.е. жесткого разделения властей, как в президентской республике, здесь не существует. Парламентскими являются большинство западноевропейских республик, страны Балтии.- смешанная (парламентско-президентская). Соединяет в себе черты президентской и парламентской республики (Франция, Швейцария, Австрия и др.) Президент и парламент избираются всенародно. Полномочия президента столь же широки, как и в президентской республике, а кое в чем и превосходят их. Так, в смешанной республике президент имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, может единолично ввести чрезвычайное положение, но в это время он не может распустить парламент.

Глава гос-ва

Высшими органами гос власти являются выборные коллегиальные и единоличные органы и избираемые должностные лица, к которым относятся глава гос-ва, парламент и прав-во. Полномочия главы гос-ва определяются строй, правовым положением и порядком формирования высших органов гос власти. Глава гос-ва обладает конституционным правом назначения вы­боров, внеочередного созыва и роспуска парламента. Он главный субъект законодательной инициативы, наделен законодательными пол­номочиями и правом отлагательного вето на законы парламента и реше­ния местных Советов. Президент имеет право участвовать в работе парламента и его органов, выступать перед ними в любое время, назначать восемь членов Совета Республики и своих представителей в парламенте.Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе палатой в доверии или выражении во­тума недоверия правительству, двукратном отказе в даче согласия на назна­чение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Сове­та Республики могут быть также досрочно прекращены по решению Прези­дента на основании заключения Конституционного Суда в случае система­тического или грубого нарушения Конституции палатами парламента. В полномочия Президента входят также решение вопросов о гражданстве, помиловании, осуществление внешней политики, введение чрезвычайного и военного положения, объявление мобилизации и др. Он возглавляет Совет Безопасности и является Главнокомандующим Во­оруженными Силами. РБ-одна из разновидностей восточно­европейской модели президентства, для которой характерно наделение Президента рядом полномочий других властей, предоставления ему права оказывать влияние на формирование и деятельность всех органов государственной власти, вынесение института президентства за рамки привычной триады властей и придания ему роли «арбитра».

 

 

Парламент

Парламент – это высший представительный законодательный орган государства. Парламент бывает одно- и двухпалатным (нижней и верхней палаты). Нижняя палата ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. Верхняя палата выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. Они образуются по разному: по принципу наследования, по принципу назначения главой государства, по принципу избирания. Основными элементами в каждой из палат являются комиссии или комитеты, разрабатывающие основные законопроекты (постоянные и временные). Функции парламента (внутренние):1.законотворческая (обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти). 2.представительская (избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы своих избирателей). 3.ф-ция обратной связи (контакт депутатов с избирателями). 4.формирование бюджета. (внешнепол): 1.утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства.2.ратификация и денонсация международных договоров. 3.объявление войны и заключение мира.

 

 

Правительство

Правительство – высший гос коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В компетенцию Прав-ва входят: разработка основных направлений внутренней и внешней политики и их реализация; раз-работ­ка проекта госбюджета и предоставление отчета о его исполнении; обес­печение проведения единой гос политики по опред сферам деят-сти; принятие мер по обеспечению прав и свобод гр-н, защите интересов гос-ва, нац безопасности и обороноспособности; орг-ция упр-ния госсобственностью; обес­печение исполнения Конституции, законов парламента, декретов, ука­зов, распоряжений Президента и др полномочия. К числу важнейших полномочий прав-ва можно отнести следующие:1.формирование гос аппарата и руководство его деят-стью.2.испол-ние законов.3.составление и испол-ние бюджета.4. прогнозирование соц-эк развития.5.руководство отдельными отраслями хоз, дух и соц сферами.6.участие в законодательной деят-сти.7.принятие нормативных актов.8.ведение междунар переговоров и заключение соглашений.

 

Бюрократия и бюрократизм

Бюрократия – сложное социальное явление Ее роль в демократической системе неоднозначна. Бюрократия несет в себе угрозу демократической политической структуре и тем политическим деятелям, которые руководят ею. В то же время, могущественная и независимая бюрократия, необходима для предотвращения политической коррупции и для сохранения самих демократических процедур. Бюрократия (от франц. – канцелярия и греч. – власть), одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма и социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата.Термин «бюрократия» ввел в политический и научный оборот в 40-х гг. XVIII в. фран­цузский экономист Винсент де Гуриэ. Бюрократия — это естест, необходимая и специфич ф-ма деят-сти соц орг-ций в полит общ-ве, та часть гос аппарата, ко­торая оторвана от его реальных властных ф-ций до орг-ции общ жизни (традиционная, иррациональная и современная, рациональная). С появление бюрократии появилась и проблема бюрократизма. Бюрократизм – это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения.Внешними признаками бюрократизма – канцелярщина, волокита (проволо́чка в судебных делах, затягивание. Медленность и злоупотребления в производстве судебных дел составляли язву старых московских судов.), пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей. Внешние – чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти, ее отчуждение от бесконтрольность, формализм и деформализм сознания чиновничества.

 

Пол процесс

ПП - совместная деятельность субъектов политики для достижения общих целей.Важнейшая особенность ПП - его динамика. Поэтому его трактуют и как развитие пол жизни, имеющее определенную направленность.ПП - процесс принятия и реализации пол решений .Субъекты ПП: Парламент, правительство,армия,полиция, органы безопасности; пол партии, группы интересов; личности. Виды ПП:1. По масштабности ПП на делятся на: системный;частный, касающийся развития отдельного элемента полит системы; глобальный, выражающий взаимодействие разных полит. систем;2.по значимости на базовые и периферийные;3.по пол режиму на демократические и недемократические; Стадии политического процесс: 1. Институциирование и конституциирование полит. ситемы.(характеризуется переходом от одного качественного состояния полит. системы к другому. Это происходит в результате революции, завоевания, разложения и кризиса. На этой стадии образуются и начинают действовать новые полит институты (государственные органы власти, новые элиты,общественные объединения и т.д.), разрабатывается и утверждается конституция нового гос строя, происходит его правовая легимитация (узаконение, признание народом своей страны и другими странами).2. Функционирование и развитие политической системы (характеризуется функционированием всех элементов пол системы, приспособлением полит. системы к изменяющимся условиям и вызовам времени (путем принятия оптимальных пол и гос решений, реформированием и т.д.) и обеспечением тем самым ее стабильности, предотвращением и разрешением соц и пол конфликтов. Если это не происходит, нас тупает третий этап пол процесса.3.Деградация и распад пол системы. Наступает время революционных перемен, реализуемых новыми элитами, пол партиями и лидерами.

 

 

Пол решения-

результат разработки, обоснования и принятия проектов пол действий, направленных на достижение опр целей, реализацию интересов опр соц группы или общества в целом. Бывают стратегические, рассчитанные на длительный период времени; оперативно-технические, направленные на решение злободневных проблем и задач.

Этапы принятия полит. решения: 1.Выявление социально значимых проблем.2.Артикуляция этих проблем заинтересованными пол силами (посредством публичных выступлений, заявлений о них в СМИ, на митингах и т.п.).3.Обоснование необходимости принятия решения по этим проблемам специалистами, учеными, экспертами, чиновниками.4.Подготовка проектов решения. 5. Публичное обсуждение проектов, выбор наиболее оптимального.6.Окончательное оформление и принятие решения (коллективное или личное).7.Реализация решения.

 

 

Пол модернизация в РБ

Теория ПМ возникла в рамках либеральных теорий развития, исследующих адаптацию полит. системы к изменяющимся условиям. Концепции ПМ, как и теории развития, претендуют на определение путей перехода от «традиционного общества», базирующегося на силе традиции, к современному, индустриальному обществу, основывающемуся на рационализме, предполагающему рыночную экономику и пол демократию. Теории и практика модернизации: Стихийная мод-ция, характерна для стран Запада, которые осуществляли ее постепенно. Догоняющая - быстрое достижение уровня развития аграрными странами государств Запада с использованием их опыта и предполагающее удержание их в поле своего влияния. Либеральная, предусматривающая быструю либерализацию экон-мики и демократизацию полит. жизни без учета традиций. Консервативная,учитывающая национально-культурные особенности развивающихся стран, допускающая авторитарные режимы, позволяющие обеспечить стабильность в стране, осуществление реформ Для РБ более подходят названия переходное или трансформационное общество. ПМ в РБ:За период с 90-х гг. по настоящее время Беларусь укрепила свой суверенитет и государственность. Постепенно осуществляется переход к социально-ориентированной рыночной экономике и демократической политической системе, начато формирование гражданского общества, среднего класса, расширяется сфера обслуживания, укрепляется интеллектуальный потенциал страны, совершенствуется государственно-правовой механизм, усиливается адаптивность полит. системы к инновациям, вызовам времени и запросам общества, ведется борьба с бюрократизмом и коррупцией, осуществляется духовно-идеологическое обеспечение проводимых в стране реформ.

 

Пол деятельность

Полит. деятельность - это деятельность по поводу завоевания, осущ, удержания власти или влияния на нее. Полит. поведением обозначают полит. деятельность рядовых граждан, осуществляемую посредством участия в выборах, демонстрациях, митингах и т.п. В основе ПД - находятся цели, потребности и интересы субъектов политики (рядовых граждан, полит. лидеров, полит. партий, государства и др.). Главным объектом ПД является власть.Цели ПД могут быть системного и частного характера, конструктивные и деструктивные, достигаться различными формами и способами.Формы и способы полит. действия: мирные (ненасильственные) и немирные (насильственные).1.Мирные полит. действия: реформа - изменение, преобразование, общественной жизни при сохранении основ существующего строя. конформизм характеризуется пассивным поведением граждан в сложившейся политической ситуации. Конформисты покорно следуют за любым политическим курсом. переговоры, соглашения, компромиссы, выборы, референдумы, обращения в государственные органы, собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования, забастовки, использование СМИ и другие не противоречащие законам действия.2.Насильственные полит. действия: Война - вооруженная борьба между государствами, классами, этническими и другими общностями. Война есть продолжение политики другими, насильственными, средствами. Революция — качественное изменение в развитии природы, общества и познания (например, революция геологическая, научно-техническая, культурная, социальная). Социальная революция предполагает коренной переворот во всех сферах жизни общества. Она может совершаться в мирных и немирных формах. Завоевание власти — главный вопрос любой революции. Контрреволюция - реакция свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Поскольку господствующие (или господствовавшие) классы добровольно не отдают власть, контрреволюционное сопротивление в той или иной форме сопровождает всякую революцию. В ооруженное восстание — форма открытой борьбы субъектов политики с оружием в руках за утверждение власти. Формы и способы полит. действия: Заговор — тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого-либо для достижения определенных политических целей. Путч — заговор небольшой группы лиц для захвата государственной власти. государственный переворот — вооруженное выступление группы заговорщиков, в котором не участвуют широкие слои общества, с целью завоевания государственной власти.Одним из экстремистских (крайних) способов политического действия является террор. Террор— форма насилия (убийство, похищение, физическое и моральное воздействие) над гос и общественными деятелями, совершаемого с пол целями. Террористы используют также шантаж, захват заложников, взрывы, угоны самолетов с применением оружия и др. средства, организуемые в целях оказания влияния на политику той или иной страны. Особую опасность представляет международный терроризм.Заговоры, путчи, перевороты, террор, бунты, мятежи и другие являются неконституционными средствами политического действия. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами наказываются согласно закону.

 

 

Пол участие-

это действие, предпринимаемое частным лицом для оказания влияния на власть, политические процессы, выбор политических лидеров. Политическое участие может быть организованным или стихийным, постоянным или спорадическим, мирным или насильственным, законным или незаконным, эффективным или неэффективным.В политической практике различают две формы политического участия — активную и пассивную. Активная форма политического участия может быть организованной (мобилизованной) и автономной. Организованными формами активного вовлечения граждан в политическую жизнь общества являются: участие в выборах, референдумах; участие в качестве доверенного лица, члена группы поддержки, клуба избирателей, наблюдателя при проведении избирательных кампаний; участие в выборных органах государственной власти; участие в деятельности политических партий и других общественно-политических объединениях; участие в самодеятельных организациях, движениях; участие в митингах, демонстрациях, политических дискуссиях и др.Автономная форма активного участия выражается в самостоятельном сознательном вовлечении индивида в политику. Данный вид участия находит свое выражение в обращении граждан в гос и партийные органы, в редакции газет, журналов и т.д. с инициативой общественного характера; участии в формировании общественного мнения; оказании влияния на принятие решений, контроле за их осуществлением; восприятии, осмыслении, оценивании политических проблем; генерации общественных целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.045 с.)