ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выборы и демократия. Избират право.



Выборы - это способ формирования народом высших и местных органов власти. Выборы являются: выражением воли народа, интересов различных социальных групп и представительства этих интересов в государственных органах власти; средством легитимации (узаконения) политической системы; мирным способом смены правящих элит и лидеров,формой контроля избранных депутатов;средством полит. социализации (просвещения граждан в период предвыборной агитации ).Типы выборо:общегосударственные и местные; очередные и срочные;альтернативные и безальтернативные;прямые и косвенные;однопартийные и многопартийные; демократические (свободные,открытые, справедливые, периодические) и недемократические. Демократические принципы выборов:всеобщность, за исключением установленных законом цензов (гражданства, возрастного, образовательного, заключения под стражу);равноправие;прямые выборы;тайное голосование;свободные (без принуждения) выборы, предполагающие свободу выдвижения и самовыдвижения кандидатов, свободу обсуждения и отвода выдвинутых кандидатов;альтернативные выборы. Избирательное право -совокупность организационно-правовых норм, устанавливающих порядок формирования выборных государственных органов, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и процесс выборов, определяющих порядок отзыва депутатов.Виды избирательного права:активное избирательно право (право избирать);пассивное избирательное право (право быть избранным).

 

 

Избир сист. Абсентеизм.

Избирательная система –это узаконенный порядок организации и проведения выборов, определения результатов голосования и распределения депутатских мандатов.

Типы избирательной системы :мажоритарная, пропорциональная и пропорционально-мажоритарная.Мажоритарная система:выборы проводятся в одномандатных округах по принципу «один округ - один один мандат», голосование не за партию, а за конкретного кандидата;избранным считается кандидат, получивший установленное количество голосов(50%+1).Если ни один кандидат не набрал нужное количество голосов, то проводится второй тур и там уже побеждает из двух кандидатов, набравший большее число голосов.Достоинства мажоритарной системы:Универсальность. Такая система годна для выборов в президенты и любые представительные органы власти, позволяет оценить личностные качества кандидата, обеспечивает после постоянную конкретную связь с депутатом. Набранное количество голосов дает возможность сформировать стабильный парламент и правительство. Недостатки мажоритарной системы:Значительная часть избирателей, иногда более 50%, остается не представленной в государственных органах власти; сужает возможность провести своих кандидатов малым общественным объединениям; зависимость кандидата от избирателей округа может порождать местничество в ущерб общегосударственным интересам;имеется опасность манипулирования избирателями. Пропорциональная система:При этой системе избиратели голосуют за партии и мандаты распределяются в соответствии с количеством поданных за партии голосов.Выборы проводятся в многомандатных округах; избиратели голосуют за партийный список; законодательно устанавливается “заградительный барьер”. Согласно его партия получает тогда мандаты, когда за нее проголосует установленное число избирателей ( в России 5 % голосов, в др. странах 2,3%).Недостатки: большое число партий, пришедших к власти, затрудняет деятельность парламента и правительства, система выгодна партийной верхушке, депутаты зависят больше от своих партий, а не от избирателей; слабая связь избирателей с депутатами, так как избиратели голосуют за партии.

Нейтрализуются недостатки преференцированным голосованием, когда избиратель устанавливает очередность кадидатов, претендующих на получение мандата, или панашированием - голосованием за кандидатов из разных списков, можно предлагать новых кандидатов.Достоинства:стимулируется развитие многопартийной системы, более адекватно отражается политическая воля избирателей и расстановка политических сил в стране.Абсентеизм– уклонение от участия в выборах. Причины: неверие избирателей в реализацию депутатами предвыборных программ и обещаний;неверие в значимость своего голоса,депутаты не видят особой разницы в программах кандидатов в депутаты;удовлетворенность политической обстановкой;неучастие – как протест; низкий уровень политической культуры; плохая погода, занятость на даче, другие досуговые мероприятия.

 

Изб сист и процесс в РБ

Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно.Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов.Кандидаты, избираемые на государственные должности, уча­ствуют в выборах на равных основаниях.Выборы депутатов являются прямыми: депутаты избираются гражданами непосредственно.

Голосование на выборах является тайным: конт­роль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запре­щаетсяРасходы на подготовку и проведение выборов осу­ществляются за счет государства в пределах выделенных на эти цели средств. В случаях, предусмотренных законом, расходы на подготовку и проведение выборов могут осуществляться за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан.Отзыв депутатов осуществляется по основаниям, предусмотренным законом.Голосование об отзыве депутата проводится в порядке, предус­мотренном для избрания депутата, по инициативе не менее двад­цати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.Основания и порядок отзыва членов Совета Республики уста­навливаются законом.Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, если иное не предусмотрено Конституцией.Порядок проведения выборов определяется законами Респуб­лики Беларусь.Выборы не проводятся в период чрезвычайного или военного положения.Избирательный процесс в РБ включает следующие стадии, которые регулируются Конституцией и Избирательным кодексом республики: назначение выборов; регистрацию избирателей; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов;предвыборную агитацию; порядок голосования; подсчет голосов.

 

Пол культура

Пол культура - совокупность политических знаний, ценностных ориентаций, идейных убеждений, моделей поведения, реализуемых личностями, социальными и политическими общностями в определенной политической системе.В структуре этого явления выделяют: исторический опыт и политические традиции, культуру политического сознания, культуру политического участия, политический менталитет, политическую символику, полит. язык, политические мифы, пол этику.

Ф-ции: Познавательная предполагает усвоение знаний о политике. В результате этого в сознании людей формируются политические установки и ориентации, определяется их политическое поведение.Коммуникативная предполагает передачу из поколения в поколение полит. опыта, традиций, осуществляет взаимодействие в полит. процессах различных соц-льных групп и полит. институтов.Интегративная способствует достижению согласия в обществе.Нормативно-регулятивная обеспечивает регулирование полит. отношений на основе полит. решений гос. органов и учетом сформировавшихся у граждан полит. ориентаций и ценностей. Воспитательная проявляется в целенаправленном воздействии на полит. сознание и поведение граждан и социальных групп со стороны различных полит. институтов и в самовоспитании.Типы политической культуры ( Г.Алмонд, С.Верба):Патриархальная характеризуется отсутствием интереса к политике и неучастием в политической жизни. Подданническая: в ней присутствует интерес к политике и полит. институтам, но отношение к ним в основном эмоциональное (гордость или неприязнь). Ее носители не стремятся воздействовать на власть и ее политику, а предпочитают подчиняться ей, считая, что государство само должно решать их проблемы.Активистская характеризуется активной гражданской позицией, стремлением граждан участвовать в политической жизни и по возможности влиять на политику государства.Смешанные типы: патриархально-подданнический, подданническо-активистский, патриархально-активистский.Наиболее оптимальная - гражданская , в которой доминирует при наличии элементов патриархальной и подданнической активистская.Гражданская полит. культура предполагает: соблюдение правовых и нравственных норм,выполнение конституционных гражданских обязанностей;формирование чувства личного достоинства (уважения к своей личности, осознания своей значимости);самостоятельность, способность к ответственным решениям и просвещенному выбору,толерантности;конструктивность критического отношения к власти, способность строить свои отношения с ней на правовой основе, устранение конфликтов посредством переговоров, компромиссов и консенсуса;готовность отстаивать свои права и свободы;солидарность (чувство сопричастности к происходящему в обществе);патриотизм. По П.Э.Баталову: рыночная - ей присущи такие элементы рынка как конкуренция, саморегулирование политических отношений и функционирования политической системы. этатистская - ей характерна определяющая роль государства в регулировании всей политической жизни общества.

 

 

Пол социализация личности-

процесс усвоения личностью полит. знаний, норм, ценностей и навыков, в результате которого она принимает на себя определенную полит. роль. П. соц-ция осуществляется под воздействием объективных (экономич., социальных и др.)и субъективных факторов (целенаправленного воздействия разл. общественных институтов). Этапы соц-ции:1) детский и ранний юношеский. Средства социализации: семья, школа, ровесники, юношеские организации;2) этап совпадает с учебой в различных учебных заведениях. На этом этапе формируются основы полит. культуры;3-й этап характеризуется вовлечением личности в полит. деятельность в качестве члена общественно-политических объединения, избирателя, участника политических акций и т. п.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.005 с.)