Соц-пол идеи Беларуси в 12-19вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соц-пол идеи Беларуси в 12-19вв.



На влияние полит мысли в Б оказали влияние соц-эк факторы, а также истор развитие, особенности формир-я нац самосознания. Проблемы соц-полит хар-ра уже нашли отр-е в трудах мыслителей 12в. и закл-сь в обосновании необх-ти феод гос-ва и утверждения христ-ва.Пол идеи средневек – Ефросиния Полоцкая( сторонник введения принципов христ-ва в гос жизнь, смягчения жестокости княжеского законодат., выступала за помощь гос-ва бедным, демократизацию образования), Кирилл Туровский ( выступал против вероломства в политике, за единение восточнослав. земель, законопослушание, выполнение этических норм). В работах мыслителей 15-16вв. много внимания уделяется хар-ке прав. регулир-я полит отн-й. Наибольший интерес в этом плане представляют труды Льва Сапеги( редактор Статута ВКЛ 1588. Сторонник централизованного правового независ гос-ва, презумпции невиновности), Сымона Будного( автор первой в Бел работы на пол тему «О светской власти», сторонник частной собственности и соц партнерства, считал что власть от Бога, но люди исп её в корыстных целях, войны бывают справедливыми, если за Отечство), Франциска Скорины( главная цель гос-ва - благополучие граждан, пол идеал – образованная, гуманная и сильная монархия; осн ценности:патриотизм, правосознание общ-ва, справедл правосудие, терпимость), Волана( труд «о пол или гражд свободе», свобода – гл условие развития личностных качеств чел. Свобода утверждается благодаря разуму, добру и законности). В общ- пол мысли 16-18вв.(период пребывания Бел в сост РП) важное место занимала проблема развития бел государственности, осознание принадлежности к бел этносу, борьба с католицизмом и полонизация бел населения, созд самост гос-ва).В 18-19в.(в составе Рос имп) в Бел получили распростр идеи рев-демократов. Основные их идеи были созвучны с рус революционерами-демократами(борьба с царизмом и образ самост демокр гос-ва). На рубеже 19-20вв. соц-полит мысль Б-си испытывает влияние с одной стороны идей Марксизма, с другой стороны, влияние Зап соц-демократии.

 

8)Осн направл разв совр зап П:

Институционализм (Институт - созданное для выполнения опр полит. целей и функций учреждение, имеющее внутр организационную структуру и подчиняющееся установленным правилами и нормам деятельности. К полит. институтам относятся государство, полит. партии, др. общественные объединения.Пол поведение людей инт-зм изучает в тесной связи с существующей системой социально-нормативных актов и институтов.Представители направления француз М. Дювержье, американцы С. Липсет, Ч. Мильс и др.).; Системно-функциональные концепции политики (дополняют интитуционализм тем, что исследуют политику и ее институты, исходя из их роли и значения в обществе и в тесной связи с другими системами, в частности, с социальной системой, включающей различные группы людей, объединенных общими целями, нормами, связями.Представители данного направления американцы Г. Лассуэл, Т. Парсонс, Д. Истон, немец М. Вебер, француз М. Крозье и др. Так, по Парсонсу, политическая система находясь в тесной связи с социальной системой реализует ее цели посредством властных институтов.) Концепции политического плюрализма (Сторонники этих концепций (Э.Дюкгейм, А. Бентли, Р. Даль, М. Дювержье, Р. Дарендорф) считали, что поведение людей определяется их интересами. Совр общество не делится на классы, а представляет собой систему социальных групп, интересы которых вполне примиримы.Функция согласования этих интересов принадлежит гос-ву, которое призвано не допускать преобладание одних интересов над другими, подчинение более слабых общественных групп более сильным группам и тем самым предупреждать социальные конфликты) ;Теории демократии (В Новейшее время, как и в Новое время большой интерес на Западе проявлялся к проблемам демократии. В ХХ в. теория демократии пополнилась исследованиями, посвященными правовому государству, гражданскому обществу, правам и свободам человека, положению нацменьшинств и т.д. (Исследователи С. Липсет, и Р. Даль, австриец Й. Шумпетер и др.). и бюрократии ( М. Вебер и ряд американских политологов рассмотрели структуру, функции, положение в обществе бюрократии и признали ее как судьбоносное явление, необходимое и для современного гос-ва. Они обратили внимание на рациональность бюрократии в странах Запада, что дает основание для ее легимитации (узаконения). При этом исследователи призывали не допускать посягательства бюрократии на позиции демократии, сдерживать ее стремление узурпировать пол и гос власть общественным контролем.) ;Роль политических элит, лидеров, партий, политической культуры в жизни общества;Теория политических конфликтов;Теории международных отношений (Особое внимание проблеме международных отношений уделяется в американской политологии. Одна из наиболее известных работ по данной тематике - опубликованнное исследование Г. Моргентау «Политика в ХХ веке», в котором обосновывается концепция «национальных интересов», оправдывающая гегемонистскую позицию США в отношении других государств, обосновывающая некую исключительность данной страны и ее право на мировое господство) ;Практическая политология (Изучает индивидуальную и корпоративную общественную деятельность, ее влияние на жизнь социальных групп и общества. В данном контексте наиболее привлекательными для исследователей является изучение процесса формирования общественного мнения и политических установок,поведения социальных групп и отдельных граждан в период избирательных кампаний); Процесс формирования общественного мнения и политических установок;Поведение социальных групп и отдельных граждан в период избирательных кампаний.

Довольно популярной в П являютя теории элит: Гаэтано Моска («Господствующий класс»; власть должна находится в руках меньшинства; правящее меньшинство – элита); Вильфредо Парето (выдвинул концепцию «циркуляции(смены) элит»; принадлежность к элите зависит от врождённых психологических черт). Ещё одно важное напр П – анализ пол партий: Острогорский( «Демократия и организация пол партий»), Роберт Михельс («Социология пол отношенияй»).

 

 

Пол. власть.

Власть-возможность или способность одной обществ группы или личности подчинять своей воле поведение др людей. Любая власть предполагает след. условия:1.наличие не менее 2-х субъектов;2. необх-ть приказа, без которого власть немыслима;3. повиновение приказу;4. наличие опр-х правил, в рамках которых действует повелевающий и подчинённый.Проблема власти – это осн-я проблема пол-ки.Пол.власть-реальная возможность и способно соц субъектов проводить свою волю в политике и правовых нормах посредством авторитета, закона, принуждения. Полит власть реализ-ся для выполнения опр-х целей и задач:1). согл-е интересов разл-х соц групп2). поддержание устан-го функц-я и раз-я соц системы3). осущ-е принуждения в предусмотренных нормами случаях4). придание опр-ой направленности соц отнош-ям в соотв-ии с целями общ-ва и госп-щей группы.Хар-ми чертами полит власти явл-ся :- суверенитет и неделимость- воля- авторитет- принуждение. СУВЕРЕНИТЕТ – это независимое от каких-либо сил, обстоят-в и лиц верховенства данного соц. субъекта. НЕДЕЛИМОСТЬ-полит власть не может быть разделена между субъектами, занимающими разные полит позиции.ВОЛЯ – наличие у субъекта осознанной полит цели, спос-ти, готовности и решимости последовательно добиваться её осущ-я.АВТОРИТЕТ – это общепризн-ое в стране и за её пределами влияние субъекта полит власти. Авт-т находит выраж-е в готовности субъектов общ-ых отношений подч-ся распоряжениям субъектов власти.ПРИНУЖДЕНИЕ – закл-ся в осущ-ии своей воли разл-ми ср-вами вплоть до применения физ насилия. Принужд-е не следует отождествлять с диктатурой, для которой насилие явл-ся основной формой правления.Разновидностью пол власти явл гос власть, имеет особенности:1).располагает спец-ым аппаратом упр-я, который распр-ся на тер-ию, обоз-ую гос границей.2).имеет возмож-ть исп-ть законнозакрепл-ое насилие через органы безопасности, армию.,полицию и др. А также:-господство над остальными органам власти- исключительное право на нормотворчество-хар-ся масштабностью ресурсов и полномочий. Ф-ции пол власти:1.форм пол системы общ-ва, регул пол отнош; 2.руководство, опр-ющее стратегии развития общ-ва; 3.управление(реализация стратегич целей, достижение общ порядка, решение соц задач); 4.контроль;5.социализация личности.

 

Легитимность пол власти

Легитимность — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень Л, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.Принято выделять следующие типы легитимности (по Веберу): традиционную, харизматическую и рациональную. Традиц Л, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или пол институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость. Рациональная (демократическая) Л, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Харизматическая Л, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества пол лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.007 с.)