Тема 25 Конституционные основы деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 25 Конституционные основы деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь



Комитет Государственного контроля (КГК) Республики Беларусь является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

КГК образуется Президентом Республики Беларусь.

КГК и его территориальные органы вправе устанавливать и поддерживать непосредственные связи с контрольными органами других государств и международными организациями, заключать с ними соглашения.

Принципы деятельности:

КГК и его территориальные органы:

1) составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих органов вышестоящим;

2) работают на основе коллегиального обсуждения результатов проверок (ревизий), необходимых мер по предупреждению и устранению выявленных правонарушений, вопросов об ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства Республики Беларусь;

3) реализуют свои полномочия в пределах своей компетенции в тесном взаимодействии с Советом Министров Республики Беларусь, исполнительными и распорядительными органами;

4) во взаимодействии с правоохранительными органами, Национальным банком Республики Беларусь и иными государственными органами Республики Беларусь осуществляют свои полномочия по вопросам восстановления нарушенных прав юридических и физических лиц и привлечения к установленной законом ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства;

5) осуществляют свою деятельность на основе строгого соблюдения законности, охраны интересов государства, прав и свобод граждан;

6) действуют открыто и гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод личности и о государственных секретах и иных охраняемых законодательством сведениях.

КГК осуществляет свои полномочия на всей территории Республики Беларусь, а его территориальные органы - на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

Система органов Комитета государственного контроля. Систему органов Комитета государственного контроля образуют КГК и его территориальные органы - комитеты государственного контроля областей и города Минска.

По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.

Структура и штатная численность Комитета государственного контроля утверждаются Президентом Республики Беларусь.

КГК возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.

Председатель Комитета государственного контроля несет персональную ответственность за выполнение возложенных на КГК и его территориальные органы задач.

Первый заместитель и заместители Председателя Комитета государственного контроля назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Комитета государственного контроля.

Председатели территориальных органов Комитета государственного контроля, за исключением районных, городских, назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности председателей районных, городских территориальных органов Комитета государственного контроля определяется Президентом Республики Беларусь.

В Комитете государственного контроля образуется коллегия в составе Председателя Комитета государственного контроля (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других сотрудников Комитета государственного контроля и его территориальных органов. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Комитета государственного контроля.

В территориальных органах Комитета государственного контроля, за исключением районных, городских, образуются коллегии в составе председателя комитета (председатель), заместителей (по должности) и других сотрудников территориальных органов Комитета государственного контроля. Численность и персональные составы коллегий утверждаются Председателем Комитета государственного контроля по представлению руководителей соответствующих территориальных органов Комитета государственного контроля.

На заседаниях коллегий Комитета государственного контроля и его территориальных органов рассматриваются наиболее важные вопросы по осуществлению государственного контроля, требующие обсуждения и выработки согласованных решений.

На заседаниях коллегии Комитета государственного контроля могут заслушиваться сообщения и объяснения руководителей государственных органов, иных должностных лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета государственного контроля.

На заседаниях коллегии территориального органа Комитета государственного контроля могут заслушиваться сообщения и объяснения руководителей государственных органов, иных должностных лиц соответствующих административно-территориальных единиц по вопросам, отнесенным к компетенции данного территориального органа Комитета государственного контроля.

Решения коллегий принимаются большинством голосов членов коллегии, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

В случаях, когда нарушение законодательства, неисполнение решений государственных органов, принятых в пределах их компетенции, нарушение государственной дисциплины повлекли причинение существенного ущерба правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, коллегии Комитета государственного контроля и его территориальных органов вправе ставить перед соответствующими органами и должностными лицами вопрос об освобождении от занимаемых должностей виновных должностных лиц государственных органов и иных юридических лиц.

Решения коллегий принимаются в форме постановлений.

КГК и его территориальные органы имеют право в пределах своей компетенции предъявлять в суды иски и заявления по защите прав и законных интересов государства, юридических лиц государственной формы собственности.

КГК и его территориальные органы вправе применять предусмотренные законодательством экономические санкции, а также меры административного воздействия за выявленные нарушения в сфере отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в порядке, установленном законодательством.

Контроль за деятельностью Комитета государственного контроля и его территориальных органов осуществляется Президентом Республики Беларусь.


Приложении 1

 

 

Основные термины и понятия:

Абсентеизм – неявка на выборы.

 

Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь как унитарного государства - деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

 

Административно-территориальные единицы Республики Беларусь - территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы (области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа).

 

Активное избирательное право – право избирать.

 

Апатриды – лица без гражданства.

 

Бипатризм; – двойное гражданство.

 

Бипатриды -лица, обладающие двойным гражданством.

 

Выборы - процедура формирования государственного органа, осуществляемая посредством голосования.

 

Государственная граница Республики Беларусь - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории Республики Беларусь - суши, вод, недр и воздушного пространства.

 

Гражданство – устойчивая правовая связь гражданина со своим государством.

 

Демократическое государство -государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.

 

Д октрины - источник права, труды ученых, которые используются в тех случаях, где есть правовой пробел.

 

Избирательная система - 1)система общественных отношений, связанная с выборами органов государственной власти; 2) способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Виды избирательных систем: мажоритарная; пропорциональная; смешанная.

 

Избирательное право – 1) система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления; 2) активное и пассивное избирательные права.

 

Избирательные цензы -устанавливаемые Конституцией или законом условия для получения или осуществления избирательного права. Виды: возрастной, гражданства, пола, служебный, имущественный, оседлости (проживания).

 

Избирательные округа – это территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания кандидатов в представительные органы. Виды: одномандатный и многомандатный.

Избирательный процесс – это урегулированная законом деятельность по подготовке и проведению выборов.

Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

 

Институты права – определенная совокупность норм, регулирующая сходные, смежные, однородные общественные отношения.

 

Источники конституционного права -формы, в которых находят свое выражение правовые нормы либо писаные и неписаные нормы, которые регулируют конституционно-правовые отношения. Виды: нормативный правовой акт, международный договор, конституционный обычай.

 

Конституционное право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих общественное устройство государства, основы правового положения личности государства, систему государственных органов и регулирующих общественные отношения, которые составляют основы народовластия народа.

 

Конституционно-правовые нормы – общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений.

 

Конституционно-правовые отношения - общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.

 

Конституционные гарантии – это совокупность средств и свобод, создающих условия, при которых личность может реально защищать и отстаивать на законном основании предусмотренные Конституцией, законодательными актами и текущим законодательством свои права и интересы. Это способ обеспечения прав и свобод.

 

Конституционные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъяв­ляют к человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан. Мера должного поведения.

 

Конституционный обычай - правило поведения, которое сложилось исторически и поддерживается государством.

 

Конституционный строй -порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина и государство действует в соответствии с конституцией.

 

Конституция Республики Беларусь – Основной закон Республики Беларусь, обладающий высшей юридической силой.

Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

 

Мажоритарная избирательная система – система, в основе которой лежит принцип большинства: избранным считается кандидат, который получил установленное большинство голосов. Виды мажоритарной системы: относительного большинства; абсолютного большинства; квалифицированного большинства.

Натурализация -прием в гражданство по заявлению заинтересованного лица.

Общественное объединение - добровольное формирование граждан для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав.

Пассивное избирательное право – право быть избранным.

Политическая партия -независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

 

Политический режим – способы осуществления государственной власти. Виды: демократический, авторитарный и тоталитарный.

Права гражданина – права, которые принадлежат только гражданам государства – лицам, имеющим с данным государством устойчивую правовую связь. Мера возможного поведения.

Правовое государство – это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих осуществление суверенных прав народа на основе верховенства права.

 

Правой статус личности – это совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Принципы -основополагающие идеи, которые определяют характеристику данной отрасли права.

 

Принципы избирательного права – это обязательные требования и условия, которые должны быть соблюдены при организации и проведении выборов: выборы являются всеобщими, равными, свободными, прямыми (косвенными) при тайном голосовании.

Пропорциональная избирательная система это система, в основе которой лежит принцип пропорциональности между поданными за партию (блок партий) голосами избирателей и полученными ими мандатами.

 

Религиозные организации - добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей.

 

Референдум это голосование избирателей, по результатам которого принимается государственное или самоуправленческое решение. Виды: республиканский и местный.

Система конституционного права – совокупность государственно-правовых норм, сгруппированных и расположенных в определенной последовательности в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений.

 

Смешанная избирательная система – это система в основе которой лежит и принцип большинства, и принцип пропорциональности.

 

Социальное государство - государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости и благополучии своих граждан.

 

Субъекты конституционного права - физические лица и общественные формирования.

 

Судебный прецедент – источник права - решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел.

 

Филиация -приобретение гражданства по рождению.

 

Форма конституции -способ организации и выражения конституционных норм.

 

Форма правления – устройство высшей государственной власти. Виды: монархия и республика.

 

Форма государственного устройства – территориально-политическое устройство государства. Виды: унитарные и федеративные государства.

 


Приложении 2

Основные даты:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.039 с.)