Создание оон. Всеобщая декларация прав человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание оон. Всеобщая декларация прав человека.



Следующий, принципиально важный этап в развитии идей и представле­ний в области прав человека - это время деятельности ООН. В этой связи обратимся к историческим фактам и документам. Они сви­детельствуют о том, что возникновение гуманной идеи содействия всеобщему уважению прав и основных свобод личности произошло в процессе соз­дания Организации Объединенных Наций. В документах государств анти­гитлеровской неоднократно подчеркивалось, что после окончательного унич­тожения нацистской тирании должен быть установлен такой мир, который обеспечит уверенность, что все люди во всех странах могут жить свободны­ми от страха и нужды. В англо-американской Декларации от 14 октября 1941 года и в других документах того времени были воплощены требования наро­дов о восстановлении и защите прав человека и основных свобод. В Деклара­ции Объединенных Наций, подписанной 1 января 1942 года 26-ю государст­вами (позже присоединилось еще 21 государство) говорилось «полная победа над их врагами (т. е. фашистскими государствами), необходима для защиты прав человека и справедливости в их собственных, а также и в других стра­нах». В «Предварительных положениях» относительно создания всеобщей международной организации (1944 г., Думбартон-Оксе) прямо указывалось, что с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями. Организация должна поощрять уважение человеческих прав и основных свобод для всех в число целей ООН объясняется прежде всего событиями, которые произошли во время второй мировой войны... Опыт войны привел к широко распро­страненному убеждению, что одной из важнейших целей войны была эффек­тивная международная защита прав человека, поскольку такая защита явля­ется одним из важнейших условий международного мира и прогресса.

Таким образом, требования народов восстановить попранные фашизмом права и свободы человека явились первой причиной включения положения о правах и свободах в Устав ООН. Вторая заключалась в том, что поддержание международного мира и безопасности неразрывно связана с защитой демо­кратических свобод и прав.

Официальное провозглашение ООН состоялось 24 октября 1945 года. В тот же день США, СССР, Великобритания, Франция, Китай, а также боль­шинство других стран-основателей ратифицировали Устав ООН. В число за­дач, определенным Уставом ООН входила и работа по поддержанию общего уважения и удовлетворения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. В соответствии со статьей 1 Устава, перед организацией ставилась цель «осуществлять международное сотрудни­чество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и к основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии». В целом Устав явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого сотрудничества в поощрении и воспитании уважения к правам и свободам человека. Создание ООН и принятие ее Устава положило начало новому эта­пу межгосударственных отношений в этой области. Этапу длиной вот уже в 57лет [4,с.7]. Первым в истории международных отношений документом, провозгла­сившим перечень прав и свобод, явилась Всеобщая декларация прав чело­века, принятая 10 декабря 1948 года. Декларация основана в целом на обще­демократических достижениях человечества. Она состоит из преамбулы и 30 статей [5, с. 3].

Декларация провозгласила элементарные личные права: на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность; на защиту от рабства, пыток и бесчеловечного обращения; право на неприкосновенность чести и репутации, личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции; право на защиту своих прав, в том числе независимым и беспри­страстным судом.

Гражданские политические права и свободы перечислены в ст. 13-21 Декларации. Среди них: право на гражданство, местожительство, на выезд из страны и по­литическое убежище; право на владения имуществом и на вступление в брак; свобода мысли, совести и религии, убеждений, мирных собраний и ассоциаций; всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании.

О социально-экономических правах и правах в области культуры гово­рится в ст. 22 - 27. К ним относятся: право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; право на равную оплату труда и на социальное обеспечение; право на создание профсоюзных организаций и вхождения в профсоюзы для защиты своих интересов; право на отдых, на разумное ограничение рабочего времени и на оплачиваемый периодический отпуск.

Заключительные статьи посвящены пределам осуществления провоз­глашаемых прав и основных свобод. Использование прав и свобод человека не должно противоречить целям и принципам ООН. Ничто в Декларации не должно быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права «какой-либо деятельностью или со­вершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации». Всеобщая Декларация прав человека была провозглашена в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в «качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». Последние слова очень точно указывают на основное назначение Декларации. Под этим углом зре­ния и проводится во многих странах празднование 10 декабря как Дня прав человека.

Принятие Всеобщей Декларации подтвердило возможность сотрудничества государств с различным общественным строем в области прав человека. Государства - члены ООН смогли достигнуть договоренности относительно тех общих для них принципов, которыми они должны руководствоваться в интересах соблюдения прав человека. Было установлено, какие основные права и свободы должны подлежать всеобщему уважению.

Факт сотрудничества различных государств, выразившийся в принятии Всеобщей Декларации прав человека, весьма знаменателен, так как в процес­се налаживания международного сотрудничества в этой сфере возникли оп­ределенные трудности. Это вполне естественно, если принять во внимание, что сталкивались противоположные подходы и концепции прав человека. Так, западные страны упор делали на политические и гражданские права, СССР и другие социалистические страны - на социально-экономические; ставили в центр внимания защиту прав индивида, в то время как их оппонен­ты - грубые массовые нарушения прав как человека, так и народов.

В социалистических странах на практике права человека подчинялись идеологии, в то время как в странах западного мира такая подчиненность от­сутствовала. Эти и другие различия сказывались и на практической деятель­ности по защите прав человека. Тем не менее, как пропаганда идей Всеобщей Декларации прав человека, так и сотрудничество по урегулированию прав человека продолжалось и приносило свои плоды. В последующем закрепление прав человека можно разбить на следующие этапы:

• Признание прав человека и усиление гарантий прав гражда­нина в послевоенных конституциях и законодательствах мно­гих стран;

• Приняты первые региональные международные акты (Амери­канская Декларация прав человека и обязанностей человека 1948 г. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г.);

• Колониальная система рухнула, чему во многом способствовала Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятая ООН 14 декабря 1960г, в которой говорилось, что подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречит Уставу Организации Объединенных Наций и препятствует развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире; все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой полити­ческий статус и осуществляют свое экономическое, со­циальное и культурное развитие; все государства должны строго и добросовестно соблю­дать приложения Устава ООН, Всеобщей Декларации прав человека и настоящей Декларации на основе ра­венства, невмешательства во внутренние дела всех госу­дарств, уважения суверенных прав всех народов и тер­риториальной целостности их государств.

Международные пакты о правах человека и Факуль­тативные протоколы.

Следует отметить, что в 60-е годы завершился первый этап интернацио­нализации прав человека и начался его второй этап. Наряду с достижениями в осуществлении прав человека и гражданина в западных странах в 60-70-е гг. действовал режим апартеида в ЮАР, имело место массовое попрание прав человека в Китае (1966 - 1968), в Камбодже (1975 - 1978), в Чили (1973 -1980). После периода оттепели усилились нарушения прав человека в Совет­ском Союзе.

Представляется, что есть смысл остановиться на двух, наиболее важных вехах этого сотрудничества: принятие в 1966 году Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международно­го пакта о гражданских и политических правах и проведение в 1975 г. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хель­синки.

К созданию Международного пакта Комиссия по правам человека при­ступила в 1947 году, и эта работа продолжалась почти 20 лет. Такой длитель­ный срок - результат борьбы мнений позиций, подходов, поисков компро­мисса. Так, к примеру, делегации ряда западных стран выступали против обоснования социально-экономических прав, тем более принципа самоопре­деления. Тем не менее, в обоих Пактах о правах человека в первой же статье дана развернутая формулировка принципа самоопределения: «все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический ста­тус и свободно обеспечивают свое экономическое, социаль­ное и культурное развитие. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресур­сами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, осно­ванного на принципе взаимной выгоды, и из международно­го права. Ни один народ ни в коем случае не может быть ли­шен принадлежащих ему средств существования. Все участвующие в настоящем Пакте государства, в том чис­ле те, которые несут ответственность за управление несамо­управляющимися и подопечными территориями, должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуще­ствление права на самоопределение и уважать это право» [6, с.21].

Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах регламентирует широкий круг этих прав. В их числе: право на труд, право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, право на создание профессиональных союзов и право на за­бастовки, право каждого человека на социальное обеспечение, вклю­чая социальное страхование, право на охрану и помощь семье, матерям и детям, право на достаточный жизненный уровень, право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, право на образование и на культурный уровень жизни.

В соответствии с Международным Пактом о гражданских и политиче­ских правах каждым государством-участником должны быть представлены всем лицам, "находящимся в пределах его территории и под его юрисдикци­ей", без каких-либо ограничений следующие права:

• Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, пра­во принимать участие в ведении государственных дел и быть избранным на подлинных периодических выборах как непо­средственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

• Право голосовать и быть избранным на подлинно периодиче­ских выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечи­вающих свободное волеизъявление избирателей;

• Право допускаться в своей стране на общих условиях равенст­ва к государственной службе.

К Международному пакту о гражданских и поли­тических правах прилагается Факультативный протокол (1966), в соответствии, с которым государства, подписавшие его, дают согласие на рассмотре­ние Комитетом по правам человека жалоб граждан на нарушение их прав. Правда, жалобы принимаются при условии, если исчерпаны все внутренние средства правовой защиты [7, с.53].

В сентябре 1992 г. Республика Беларусь подписала Факультативный протокол к данному Пакту. Это значит, что граждане Беларуси вправе обра­щаться за международной защитой своих прав и свобод. В 1989 г. был при­нят Второй факультативный протокол к Международному Пакту о гра­жданских и политических правах, направленный на отмену смертной каз­ни (вступил в силу 11 июля 1991г.). В 1993г. его участниками стали 17 госу­дарств: Австралия, Австрия, Венесуэла, Германия, Исландия, Испания, Люк­сембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Португалия, Ру­мыния, Уругвай, Финляндия, Швеция, Эквадор. В настоящее время примерно 80 стран отменили смертную казнь [8, с.109].

Международные Пакты о правах человека находятся в тесной взаимосвязи с Всеобщей Декларацией прав человека. Вместе с ней, а также с 1-м факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских правах они составляют то, что принято называть Международ­ным Биллем о правах человека. Однако Пакты по сравнению с Всеобщей Декларацией имеют и ряд особенностей. Во-первых, в Пактах зафиксирован ряд новых положений и обогащено содержание тех прав и свобод, которые провозглашены Все­общей Декларацией. Во-вторых, как известно, Декларация не налагала на государства конкретные юридические обязательства по реализации в ней прав и основных свобод человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.009 с.)