Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краснобаева людмила Александровна – кандидат юридических наук, доцент кафедрой теории и истории государства и права уо ггу им. Фр. Скорины.↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Краснобаева Людмила Александровна – кандидат юридических наук, доцент кафедрой теории и истории государства и права УО ГГУ им. Фр.Скорины. Конституционное право Республики Беларусь. Тексты лекций СОДЕРЖАНИЕ Введение Тема 1 Конституционное право - ведущая отрасль права и правовой науки Тема 2 Понятие и сущность конституционно-правовых отношений Тема 3 Наука конституционного права Тема 4 Источники конституционного права. Система источников конституционного права. Конституция как основной источник конституционного права Тема 5 Конституционное развитие Республики Беларусь Тема 6 Реализация норм конституционного права Тема 7 Понятие и характерные черты основ конституционного строя Тема 8 Понятие и политико-правовое значение суверенитета Тема 9 Правовые основы и принципы Содружества Независимых Государств. Союз Беларуси и России Тема 10 Формы политической власти Тема 11 Конституционное закрепление экономической системы, социальной основы общества и внешней политики государства
Тема 12 К онституционные основы правого положения человека и гражданина. Гражданство Республики Беларусь Тема 13 Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства
Тема 14 Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Международные стандарты и универсальный механизм защиты прав человека и гражданина Тема 15 Административно-территориальное устройство Республики Беларусь Тема 16 Избирательное право и избирательная система Тема 17 Референдум (народное голосование) Тема 18 Понятие и основные принципы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь Тема 19 Президент Республики Беларусь Тема 20 Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь Тема 21 Правительство – Совет Министров Республики Беларусь Тема 22 Судебная власть в Республике Беларусь Тема 23 Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь Тема 24 Конституционные основы деятельности органов прокурорского надзора Тема 25 Конституционные основы деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь ВВЕДЕНИЕ Конституционное право – система норм права, регулирующих организацию государственной власти, структуру органов государства и их полномочия, правовой статус личности и другие вопросы государственного и общественного устройства. Конституционное право – одна из самых динамичных отраслей права, существенно влияющих на формирование системы государственно-правовых отношений. Конституционное право регулирует процесс создания права, определяет виды нормативных правовых актов, устройство государства, основы местного управления и самоуправления. Дисциплина «Конституционное право Республики Беларусь» - основная правовая дисциплина, является базовой для подготовки высококвалифицированных специалистов в области правоохранительной деятельности, для работы в государственных органах и органах местного самоуправления, общественных объединениях, в производственных и предпринимательских структурах. Целью изучения дисциплины является овладение современными методами анализа конституционных норм, привитие навыков системного подхода к решению вопросов политического и экономического характера, взаимоотношений высших и местных органов государственной власти. Изучение Конституционного права помогает усвоить основы конституционного строя Республики Беларусь, основные (конституционные) права, свободы и обязанности человека и гражданина; принципы избирательной системы Республики Беларусь; порядок проведения референдумов; устройство и принципы деятельности государственной власти в Республике Беларусь; принципы взаимоотношений между личностью, обществом и государством; конституционные основы местного управления и самоуправления; конституционные основы организации и деятельности прокуратуры, комитета государственного контроля, а также иметь представление о политических процессах, происходящих в Республике Беларусь. Тема 1 Конституционное право - ведущая отрасль права и правовой науки
Тема 2 Понятие и сущность конституционно-правовых отношений Тема 3 Наука конституционного права Методологические основы исследования в науке конституционного права. В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Эта наука в своих исследованиях использует научные методы материалистической диалектики, формально-логического анализа и системного анализа. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др. Исторический метод. Наука исследует правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе. Поэтому наука изучает историческое развитие всех правовых институтов, выявляет их связь с общественными процессами, оценивает реальность их влияния на претворение в жизнь намеченных и провозглашенных в качестве незыблемых ценностей всей общественной структуры. Наука изучает историю развития конституций, текущего конституционно-правового законодательства. В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм различных стран, регулирующих однородные сферы общественных отношений. Это является важным инструментом в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, выявлении наиболее эффективных моделей правового регулирования. Тема 6 Реализация норм конституционного права Понятие и особенности реализации норм конституционного права. Процесс реализации - это переход какого-либо определенного явления в иное качественное состояние, а также использование свойств этого явления. Под реализацией права следует понимать соблюдение его норм как государством и обществом в целом, так и государственными органами и должностными лицами, гражданами и их объединениями. Кроме общих положений, при реализации конституционных норм нельзя не учитывать, что реализация правовых установлений, которые "определяют весь уклад государственно-правовой и общественно-политической жизни общества, не может быть сведена лишь к правомерному (законопослушному) поведению, а требует более высокой его формы - социально-правовой активности". Процесс реализации Основного закона отличается определенным своеобразием и имеет многоуровневый характер. На первом уровне реализация происходит в рамках конституционных отношений, затрагивающих такие глобальные проблемы, как организация власти, взаимоотношения гражданина и государства, определение государственного устройства. Второй уровень реализации затрагивает практически все правоотношения. На первом уровне органы государства либо непосредственно применяют нормы Конституции, либо на основе конституционных норм принимаются федеральные законы. На втором уровне конституционные нормы, как правило, действуют совместно с отраслевым законодательством". Тема 7 Понятие и характерные черты основ конституционного строя Тема 8 Понятие и политико-правовое значение суверенитета Акты СНГ. К источникам права Содружества Независимых Государств можно отнести: международные договоры (соглашения), акты Межпарламентской ассамблеи, акты Экономического суда СНГ, решения Совета глав государств и Совета глав правительств, а также акты иных органов СНГ. Государства-члены заключают соглашения в рамках СНГ по различным направлениям сотрудничества. Основными среди ряда существующих международных договоров являются учредительные документы СНГ, а именно Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, Протокол к Соглашению о создании СНГ, устав СНГ от 22 января 1993 года.Межпарламентская Ассамблея принимает свои решения в форме следующих актов: · заявлений; · обращений; · рекомендаций; · предложений. Т.к. процесс интеграции требует унификации законодательной базы, Межпарламентская ассамблея может разрабатывать рекомендательные законодательные акты. Под рекомендательным (модельным) законодательным актом понимается типовой законодательный акт по вопросам, находящимся в сфере общих интересов государств-участников Содружества, имеющий рекомендательный характер. Такой акт направляется национальным парламентам государств-участников СНГ для использования в их законодательной деятельности. Возможны следующие виды модельных законодательных актов: общие принципы, основные начала, примерный закон, модельный кодекс.
Законодательный процесс. Законодательный процесс имеет два значения: 1) это порядок деятельности (в данном случае посозданию закона) и 2) сама эта деятельность. Законодательный процесс как любой юридический процесс имеет определенные стадии. Ими являются: 1. законодательная инициатива; 2. обсуждение законопроекта; 3. принятие законопроекта; 4. промульгация. 1. Законодательная инициатива – официальное внесение в компетентный орган Парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения. Право законодательной инициативы в Республике Беларусь принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в коллективе не менее чем 50 тыс. человек, и реализуется в Палате представителей. 2. Обсуждение законопроекта (чтение) – стадия законодательного процесса, предполагающая работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах (комиссиях). Законопроект сначала рассматривается в соответствующих постоянных комиссиях, а по завершению работы вместе с заключением и другими материалами направляется в Совет Палаты представителей для рассмотрения вопроса о включении законопроекта в повестку дня сессии Палаты представителей. Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чтениях. Принятый Палатой представителей законопроект в пятидневный срок передается на рассмотрение в Совет Республики, который одобряет его либо отклоняет. 3. Принятие закона. Законопроект после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от состава каждой палаты представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Законопроект, подписанный Президентом, становится законом. 4. Промульгация (лат. promulgatio – объявление, обнародование) понимается как «официальное провозглашение закона, принятого Парламентом». Данная стадия означает санкционирование законопроекта Главой государства в установленные конституционные сроки (обычные или сокращенные), а также опубликование закона в официальном вестнике. Промульгация обычно осуществляется актом Главы государства – указом, приказом или другим документом, текст которого в официальных изданиях предшествует тексту промульгируемого закона. Опубликование же закона – это напечатание его текста в установленном официальном периодическом или продолжающемся издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст закона. Закон подлежит немедленному опубликованию и вступает в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не предусмотрен иной срок. Приложении 1
Основные термины и понятия: Абсентеизм – неявка на выборы.
Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь как унитарного государства - деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.
Административно-территориальные единицы Республики Беларусь - территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы (области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа).
Активное избирательное право – право избирать.
Апатриды – лица без гражданства.
Бипатризм; – двойное гражданство.
Бипатриды -лица, обладающие двойным гражданством.
Выборы - процедура формирования государственного органа, осуществляемая посредством голосования.
Государственная граница Республики Беларусь - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории Республики Беларусь - суши, вод, недр и воздушного пространства.
Гражданство – устойчивая правовая связь гражданина со своим государством.
Демократическое государство -государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.
Д октрины - источник права, труды ученых, которые используются в тех случаях, где есть правовой пробел.
Избирательная система - 1)система общественных отношений, связанная с выборами органов государственной власти; 2) способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Виды избирательных систем: мажоритарная; пропорциональная; смешанная.
Избирательное право – 1) система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления; 2) активное и пассивное избирательные права.
Избирательные цензы -устанавливаемые Конституцией или законом условия для получения или осуществления избирательного права. Виды: возрастной, гражданства, пола, служебный, имущественный, оседлости (проживания).
Избирательные округа – это территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания кандидатов в представительные органы. Виды: одномандатный и многомандатный. Избирательный процесс – это урегулированная законом деятельность по подготовке и проведению выборов. Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Институты права – определенная совокупность норм, регулирующая сходные, смежные, однородные общественные отношения.
Источники конституционного права -формы, в которых находят свое выражение правовые нормы либо писаные и неписаные нормы, которые регулируют конституционно-правовые отношения. Виды: нормативный правовой акт, международный договор, конституционный обычай.
Конституционное право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих общественное устройство государства, основы правового положения личности государства, систему государственных органов и регулирующих общественные отношения, которые составляют основы народовластия народа.
Конституционно-правовые нормы – общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений.
Конституционно-правовые отношения - общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.
Конституционные гарантии – это совокупность средств и свобод, создающих условия, при которых личность может реально защищать и отстаивать на законном основании предусмотренные Конституцией, законодательными актами и текущим законодательством свои права и интересы. Это способ обеспечения прав и свобод.
Конституционные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляют к человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан. Мера должного поведения.
Конституционный обычай - правило поведения, которое сложилось исторически и поддерживается государством.
Конституционный строй -порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина и государство действует в соответствии с конституцией.
Конституция Республики Беларусь – Основной закон Республики Беларусь, обладающий высшей юридической силой. Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.
Мажоритарная избирательная система – система, в основе которой лежит принцип большинства: избранным считается кандидат, который получил установленное большинство голосов. Виды мажоритарной системы: относительного большинства; абсолютного большинства; квалифицированного большинства. Натурализация -прием в гражданство по заявлению заинтересованного лица. Общественное объединение - добровольное формирование граждан для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав. Пассивное избирательное право – право быть избранным. Политическая партия -независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.
Политический режим – способы осуществления государственной власти. Виды: демократический, авторитарный и тоталитарный. Права гражданина – права, которые принадлежат только гражданам государства – лицам, имеющим с данным государством устойчивую правовую связь. Мера возможного поведения. Правовое государство – это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих осуществление суверенных прав народа на основе верховенства права.
Правой статус личности – это совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Принципы -основополагающие идеи, которые определяют характеристику данной отрасли права.
Принципы избирательного права – это обязательные требования и условия, которые должны быть соблюдены при организации и проведении выборов: выборы являются всеобщими, равными, свободными, прямыми (косвенными) при тайном голосовании. Пропорциональная избирательная система – это система, в основе которой лежит принцип пропорциональности между поданными за партию (блок партий) голосами избирателей и полученными ими мандатами.
Религиозные организации - добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей.
Референдум – это голосование избирателей, по результатам которого принимается государственное или самоуправленческое решение. Виды: республиканский и местный. Система конституционного права – совокупность государственно-правовых норм, сгруппированных и расположенных в определенной последовательности в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений.
Смешанная избирательная система – это система в основе которой лежит и принцип большинства, и принцип пропорциональности.
Социальное государство - государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости и благополучии своих граждан.
Субъекты конституционного права - физические лица и общественные формирования.
Судебный прецедент – источник права - решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел.
Филиация -приобретение гражданства по рождению.
Форма конституции -способ организации и выражения конституционных норм.
Форма правления – устройство высшей государственной власти. Виды: монархия и республика.
Форма государственного устройства – территориально-политическое устройство государства. Виды: унитарные и федеративные государства.
Приложении 2 Основные даты: Нормативные правовые акты
ОСНОВНАЯ 1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. - Мн., 1997. 2 Конституция Социалистической Советской Республики Беларусь. Принята 3 февраля 1919 г. // В кн.: История Советской Конституции (в документах) 1917-1956. - М. 1957. С.. 187-190 3 Конституция (Основной Закон) Белорусской ССР. Принята 11 апреля 1927 г. // В кн.: История Советской Конституции (в документах) 1917-1956. - М. 1957 С. 589-603 4 Конституция (Основной Закон) Белорусской ССР. Принята 19 февраля 1937 года. – Мн., 1937. 5 Конституция (Основной Закон) Белорусской ССР. Принята 14 апреля 1978 г.- Мн., 1979. 6 Избирательный кодекс Республики Беларусь Кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь- 2000- №25. 7 О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховн. Совета Респ. Беларусь, 27 июля 1990 г. // Ведамасцi Вярхоўн. Савета-1991.-№3.-Ст. 536. 8 О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 21 февр. 1995 г. // Ведамасцi Нац. Сходу Рэсп. Беларусь. - 1997.-№24.-Ст.463, изм. и допол. Закон Респ. Беларусь, 9 октяб. 2000г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.-2000.-№100, 2/203. 9 О Национальном собрании Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2008- № 172 10 О Совете Министров Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь- 2008 - № 184 11 О прокуратуре Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь- 2007- № 119 12 О политических партиях: Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 35-З //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь - 2005 - № 120 13 Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 36-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2005- № 120 14 О республиканских и местных собраниях: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2000 г. № 411-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь- 2000 -№ 67 15 О государственных секретах: Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 172-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2003- № 8 16 О Государственной границе Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 419-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь - 2008 - № 184 17 О Конституционном Суде Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 марта 1994 г. // Ведамасцi Нац. Сходу Рэсп. Беларусь. - 1997.-№25.-Ст.465, дополнения Закон Респ. Беларусь, 6 июня 2000г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.-2000.-№59 18 О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2010 - N 108 19 О статусе депутата Палаты представителей и члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 ноябр.1998г. // Ведамасцi Нац. Сходу Рэсп. Беларусь. - 1998.- №35.- Ст.516. 20 О государственной службе Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.-2003.- №70.-2/953. 21 О нормативных правовых актах: Закон Республики Беларусь, 21 янв. 2000 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.-№7.-2000.-2/136 изменения и дополнения, 4 янв. 2002 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.-2002.- №81-3. 22 Об Администрации Президента Республики Беларусь: Положение. Утв. Указом Президента Респ. Беларусь «Вопросы Администрации Президента Республики Беларусь», 23 янв.1997г. // Збор дэкрэтаў, указаў Прэзiдэнта i:пастаноў Урада Рэсп. Беларусь.-1997.-№3.-Ст.103., изменения и дополнения, 13 июня 2003г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.-2003.-№68.-1/4687. 23 Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 27 февраля 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РБ.- 1991.- № 12. Ст. 129. 24 Об органах государственной безопасности Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 3.12.1997 №102-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998 г., - №4 - Ст.18. 25 Положение о Комитете государственной безопасности Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь 18.11.2004 № 566 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь -2004- №28. 26 О государственной охране: Закон Республики Беларусь от 11.06.1998 №168-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998 г., №25-26, ст.429. 27 Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: утв. Указом Президента Республики Беларусь от 17 января 2001 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь - 2001 - № 69. 28 О чрезвычайном положении: Закон Респ.Беларусь от 24 июня 2002 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.- 2002 - №10 29 Об обороне: Закон Республики Беларусьот 3 ноября 1992 года // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1997. – № 4. 30 О государственных символах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 111 31 О воинской обязанности и воинской службе Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 29, ст. В редакции закона от от 22 июля 2003 г. №229-З 32 Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь Закон Республики Беларусь от 5.05.1998 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998 г., №19, ст.214 33 О гражданстве Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 1.08.2002 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №88 34 О свободе совести и религиозных организациях Закон Республики Беларусь от 17.12.1992 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., №2, ст.18 В редакции Закона от 31 октября 2002 г. № 137-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь- 2002 г., № 123 35 О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 № 41-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь - 2010- № 121 36 Соглашение о создании Содружества независимых Государств от 8 декабря 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РБ. - 1991. - № 6. Ст. 121. 37 Кодекс о судоустройстве и статусе судей: Кодекс // Национальный реестр правовых актов.- 2006 -№107 38 О Комитете государственного контроля Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 9 февраля 2000 // Национальный реестр правовых актов.- 2000 -№18 39 О борьбе с коррупцией: Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 // Национальный реестр правовых актов.- 2006 -№122 Дополнительная литература Статьи 86 Абрамовiч А.М. Канстытуцыйная рэформа: праблемы и перспектывы // Весн. Бел.дзярж.ун-та.- Сер.3. - №3. -1996.-С.81-84. 87 Абрамович А.М. Право и социально-экономическое развитие страны // Беларуская Думка. - 1997.- № 7.- С.29-37. 88 Абрамович А.М. Единство народов и независимость государств // Сов. Белоруссия. - 1997. - 30 апреля. - С. 2. 89 Абрамович А.М. Горизонты сотрудничества // Беларуская думка. – 1998. - № 8. – С.8-17. 90 Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. - 1997.- №3. - С.14-21. 91 Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской и современной Российской государственности // Разделение властей: история и современность: Спецкурс. – М.: Юрид. колледж Моск. гос.ун-та, 1996. – С.16-20. 92 Бессарабов В.Г. Парламентский контроль в Российской Федерации и прокуратура // Право и политика. - 2001. - №5.- С.16-18. 93 Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О судебной власти в России // Государство и право. - 2001.- №10.- С.20-27. 94 Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право. - 2002. - №5. - С.13-16. 95 Браим И.Н. Политическая культура (опыт политологической лекции) // Весн. Бел. дзярж. эканам. ун-та. - 1998.- №3 (10) - С.131-143. 96 Василевич Г.А. Решение Конституционного Суда – важнейший источник права // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. - 1999.- №3. - С.59-64. 97 Василевич Г.А. Защита Конституционным Судом Республики Беларусь прав граждан в экономической сфере // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. - 2000.- №4.- С.81-89. 98 Василевич Г.А., Семенков В.И. Институт президентства в системе государственной власти Республики Беларусь // Вестник молодежного научного общества. - 2000.- №5-6.- С.7-12. 99 Василевич Г.А. Конституционный контроль и практика применения в Республике Беларусь // Журнал российского права. - 2001.-№11.- С.127-136. 100 Демичев Д.М. Президент Республики Беларусь в государственно-правовом механизме преодоления последствий Чернобыльской катастрофы // Право и политика. - 2001. - №4. - С.39-45. 101 Дробязко С.Г.Социальное правовое государство и государство вообще (к вопросу об определении) // Весн.Бел.дзярж. ун-та- Сер. №3.- 1996.-№2.-С.45-47 102 Жишкевич В.И., Кучинский В.А. Обеспечение конституционной законности как условие формирования правового государства // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. - 2002.- №1.- С.94-100. 103 Ильинский И.А. Основные тенденции конституционного развития стран Восточной Европы // Государство и право. - 1992. - №6. - С.126-134. 104 Кашепов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации// Государство и право- 1998- № 2. С. 54- 58 105 Кивель В.Н. Защита прав человека и гражданина при осуществлении конституционного правосудия // Вестник Конституционного Суда Респ. Беларусь - 1997.- №3.- С.68-72. 106 Котелевская И.В. Современный Парламент // Государство и право. - 1997.-№3.- С.5-13. 107 Котенков А.А. Президент-Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе (статья 1) // Государство и право.- 2001.- №9.-С.5-8. 108 Марченко М.Н. Современные интерпретации теории разделения властей на Западе // Вестн. Моск. Ун-та. Cер. Право. - 1994.-№4. - С.74-97. 109 Марченко М.Н. Соотношение законодательной и исполнительной властей в современной России // Вестн. Моск. Ун-та. Cер. Право.- 2001.- №6. - С.3-13. 110 Матусевич А.В., Дубовицкий В.Н. Правотворческая деятельность в Республике Беларусь. - Минск: ООО «Скарына», 1997. - 271 с. 111 Михлин А.А. Конституционный Суд: правовая природа решений и контроль за их исполнением // Право и политика. - 2002.- №1.- С.83-86. 112 Николаев Е.А. Конституционный Суд в системе государственной власти Российской Федерации // Право и политика.- 2002.- №11.- С.20-27. 113 Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 года // Государство и право.- 1996.- №1.- С.12-20. 114 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М.: ИНФРА.М-НОРМА, 1996.- 240 с. 115 Окуньков Л.А. Разделение и взаимодействие властей в государствах СНГ и Прибалтики // Право и экономика. - 1997. -№ 23-24. - С.3-11. 116 Полянский И.А. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти // Изв. вузов. Правоведение. - 1999. - №4. – C.18-27. 117 Прокофьев Г. Проблемы классификации форм участия Президента Российской Федерации в правотворческом процессе // Конституционное и муниципальное право. - 2001.- №3.- С.4-7. 118 Реут В.И. Проблема расширения полномочий Национального собрания Республики Беларусь: пути решения // Вестник Конституционного Суда Респ. Беларусь. - 2001.- №4.- С.47-53. 119 Робер Ж. Развитие конституционной юстиции в Европе // Вестник Конституционного Суда Респ. Беларусь.- 1999.- №2.- С.67-71. 120 Семенков В.И. Белорусский Парламент и существующий институт парламентаризма // Вестн. молодеж. научного общества. - 2000.- №2.- С.6-9. 121 Сiльчанка М.У. Аб удакладненнi месца i ўзмацненнi ролi Канстытуцыйнага Суда ў сiстэме судовай улады // Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэсп. Беларусь. - 1999.- №3. - С.65-69. 122 Тиковенко А.Г. Принцип разделения властей: теория и практика // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь.- 1997.-№1.-С.32-37. 123 Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. - 1993. - №4.- С.11-12. 124 Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. - 1998.- №5. - С.15-23. 125 Чиркин В.Е. Реформа российской Конституции: этапы и проблемы // Общественные науки и современность. - 2000. - №5. - С.52-61. 126 Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: Разграничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. - 2002.- №5.- С.5-12 Краснобаева Людмила Александровна – кандидат юридических наук, доцент кафедрой теории и истории государства и права УО ГГУ им. Фр.Скорины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.237 (0.021 с.) |