Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Поиск

Важнейшая веха в истории международного сотрудничества в области прав человека - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, со­стоявшее в Хельсинки 30 июля 1 августа 1975 г. В итоге был принят Заклю­чительный акт Совещания, подписанный представителями 33 европейских государств, а также США и Канады. В нем, в частности, оговорены десять принципов сотрудничества. Особо следует выделить седьмой, который назван так: «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений». Как показал дальнейший ход событий. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе оказался новым интернацио­нальным звеном развития прав человека.

С конца 80-х годов наметился третий этап интернационализации прав человека. Произошли общественно-политические перемены в странах Вос­точной Европы, прекратилась практика апартеида в ЮАР, улучшилось от­ношение к правам человека в ряде стран Азии и Латинской Америки. Вместе с тем во многих регионах мира, в том числе и на территории бывшего Союза положение с правами человека тяжелые. По-прежнему отношение к правам человека на государственном уровне различное. Если США директивой за № 28 от 1997 г. президента Дж. Картера объявили борьбу за права человека ос­новным направлением внешней политики страны, то Китай продолжает за­нимать противоположную позицию. Проблема сотрудничества государств в области прав человека продолжает сохранять свою актуальность.

Новые импульсы для углубления международного сотрудничества в об­ласти прав человека возникли в результате Венской встречи 1986 г. - пред­ставителей государств - участников Совещания по безопасности в Европе, а затем в Париже в 1990г., а также 2-й Всемирной конференции по правам че­ловека, состоявшейся в Вене в 1993.

Парижская Хартия для Новой Европы имеют огромное международное значение. В ней записаны основные права и свободы, которыми должен пользоваться человек. Также подтверждено, что участники Совещания и в дальнейшем будут руководствоваться Документом Копенга­генского Заседания Конференции по человеческому измерению, сотрудни­чать между собой в целях укрепления демократических институтов и обеспе­чения первенства законов. При этом под человеческим измерением понима­ется выполнение государствами-участниками обязательств, взятых по За­ключительному акту и другим документам относительно уважения всех прав человека и основных свобод, контактов между людьми и других вопросов гуманистического характера.

Представляется очень важным обратить особое внимание на то об­стоятельство, что в качестве европейского билля о правах человека выступа­ет европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она была принята государствами-членами Совета Европы 4 ноября 1950 г. в Риме [9, с.109]. В 1999 г. из названия Европейской Конвенции было исключено слово "европейская", поскольку в настоящее время ее действие распростра­няется и на другие континенты.

По своему содержанию права, предусмотренные в Конвенции, во многом совпадают с теми правами, которые закреп­ляются в Международном Пакте о гражданских и политических правах. Что же касается социально-экономических прав, то в рамках Совета Европы в рамках Совета Европы в 1961 г. принята Европейская социальная хартия. Наряду с закреплением экономических, социальных и культурных прав, она предусмотрела механизм международного сотрудничества для их поощре­ния.

Статья 1 Конвенции устанавливает обстоятельство государств — членом Совета Европы обеспечить каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, изложенные в Конвенции.

В последующих статьях провозглашается: право каждого человека на жизнь; право не подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающе­му достоинство человека обращению или наказанию; право не содержаться в рабстве или подневольном состоянии, не привлекаться к принудительному или обязательному труду. Конвенция закрепляет право на свободу и личную неприкосновенность. Каждому арестованному сообщаются на понятном ему языке причины ареста. Это лицо незамедлительно доставляется к судье или к другому должно­стному лицу, уполномоченному осуществлять судебные функции, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или освобождение до суда.

Следует отметить, что каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство, в ходе которого суд безотлагательно решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление о его освобождении, если задержание незаконно.

Провозглашая в качестве основополагающего принципа презумпцию невиновности, Конвенция устанавливает следующие права обвиняемого в со­вершении преступления: быть незамедлительно и подробно уведомленным о характере и основании предъявленного ему обвинения; иметь достаточное время и возможности для подготовки сво­ей защиты; защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника либо, если у него нет достаточных средств для оплаты защитника, иметь назначенного защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия; допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же ус­ловиях, что и свидетелей, показывающих против него; пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит нам нем. Согласно европейским стандартам, каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенность его жили­ща и тайну корреспонденции, а также на свободу мысли, совести и рели­гии.

Принципиальное значение имеет статья 10 Конвенции, которая закреп­ляет право на свободу мнения. Это право включает в себя свободу придержи­ваться своего мнения, получать и распространять идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ.

В числе основных прав граждан Конвенция называет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не должно подлежать никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в инте­ресах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравствен­ности или защиты прав и свобод других лиц.

Ничто в Конвенции не может трактоваться как означающее, что государ­ство, группа лиц или какое-либо лицо имеют право заниматься какой-либо деятельностью или совершать какие-либо действия, направленные на унич­тожение прав и свобод или на их ограничение в большей степени, чем это предусматривается в Конвенции.

Данное положение Конвенции (ст. 17) следует понимать таким образом, что государственным органам и должностным лицам непозволительно под какими бы то ни было предлогами нарушать и ограничивать права и свободы граждан, признаваемые европейским сообществом. Само собой признается, что права человека священны и неприкосновенны. Права принадлежат чело­веку от рождения и никому не разрешено их ограничивать, а тем более нару­шать.

Для выполнения обяза­тельств, взятых на себя государствами, подписавшими Конвенцию, в качест­ве гарантийного механизма были образованы Европейская комиссия по пра­вам человека (Комиссия) и Европейский суд по правам человека (Суд). В таком виде этот механизм функционировал до июня 1999 г.

В июне 1999 г. вступил в силу новый механизм защиты прав человека и основных свобод, действующий в рамках Совета Европы. Начало процессу реформирования европейской системы защиты прав человека было положено на саммите глав государств и правительств - членов Совета Европы, состо­явшегося в октябре 1993 г. На этом саммите был принят протокол №11 к Ев­ропейской конвенции о защите прав человека, который к июню 1999 г. был ратифицирован всеми государствами - членами Совета Европы. В настоящее время Протокол включен в ратифицированную Конвенцию, что автоматически включает признание всеми государствами полномочий новых структур по защите прав человека.

Сегодня мировое сообщество пришло к осознанию необходимости при­дать правам и свободам человека как универсальному явлению форму меж­дународных стандартов, обязательных для исполнения на всех континентах земного шара. Начало этому процессу было положено созданием в 1945 году Организации Объединенных Наций. В преамбуле Устава государства-участники ООН заявили о своей решимости избавить грядущее поколение от бедствий войн, утвердить веру в основные права человека, в его достоинство и ценность. Ужасы второй мировой войны привели международное сообще­ство к глубокому убеждению в том, что эффективная защита прав и свобод человека является одним из важнейших условий справедливости, равенства, всеобщего мира и прогресса.

В настоящее время международными стандартами считаются все доку­менты в области прав человека, разработанные и принятые в системе ООН. Это означает, во-первых, общепризнанность норм международного права в области прав человека. В международных документах закреплены основные права и свободы человека, без которых ему практически невозможно сущест­вовать. Вот почему ни одно государство не отрицает важности современного каталога прав и свобод человека. Во-вторых, международные стандарты по правам и свободам человека являются общеобязательными. Все государства независимо от того, участву­ют они или нет в соответствующем международном договоре, должны обес­печивать всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, возможность осу­ществления основных свобод и прав человека. Несоблюдение или нарушение тем или иным государством общепризнанных норм международного права является основанием для рассмотрения в структурах ООН вопроса о состоя­нии прав и свобод человека, принятие по нему определенных решений.

Классификация прав человека. В современной мировой политической и правовой литературе, в законодательствах стран мира встречаются различные классифика­ции прав и свобод человека. Наиболее общей классификацией прав и свобод человека является деление их на основные, или конституци­онные, и неосновные. Причем одни исследователи и политики счита­ют, что основными являются гражданские (личные) и политические права, обеспечивающие участие человека в политической жизни об­щества. Именно эти права способствуют осознанию индивидом смысла своего существования и ощущению собственного достоин­ства. Без этих качеств человек не может эффективно действовать и реализовывать свои социально-экономические права. Гражданские и политические права защищают как свободу, так и независимость отдельного человека. Свободный от ограничений, налагаемых го­сударством, независимый индивид может позволить себе максималь­ную личную инициативу и взять на себя заботу о создании всех ус­ловий для своего свободного и обеспеченного существования.

Другая важнейшая функция гражданских и политических прав человека — это разделение власти с правящей политической элитой. Гражданские и политические права способствуют невмешательству государства в личную жизнь граждан до тех пор, пока сохраняется стабильность и безопасность в обществе. Если же общественный порядок нарушен, то человек остается под защитой своей независи­мости благодаря процедурным процессуальным правам, которые установлены законом.

Другие исследователи и политики считают, что самыми важны­ми в системе прав человека выступают экономические и социальные права. Ибо социально-экономические права в первую очередь га­рантируют материальное благосостояние людей, их активную по­литическую и интеллектуальную жизнедеятельность в обществе. Эти права нацелены на удовлетворение естественных материальных по­требностей людей - в пище, одежде, в труде, отдыхе.

При этом социал-экономисты обвиняют страны Запада в недооцен­ке ими экономических, социальных и культурных нрав. Однако такое обвинение не имеет серьезных доказательств, поэтому его нужно рассмат­ривать не более чем миф. Организация Объединенных Наций исходит из принципа неделимости и взаимозависимости двух групп прав челове­ка — гражданских и политических, с одной стороны, и экономических, социальных и культурных — с другой. Все эти права равны по своему статусу. Доказательством этому служит тот неоспоримый исторический факт, что как гражданские и политические, так и экономические, соци­альные и культурные права человека нашли свое закрепление в важней­ших международных документах — во Всеобщей декларации прав чело­века, в Международных пактах, а позднее подробно разработаны в рам­ках системы международных конвенций и рекомендаций о труде, приня­тых Международной организацией труда и другими международными, региональными и национальными организациями.

К тому же вдохновителем, как считают многие исследователи, социальных и экономических прав являются западные развитые ка­питалистические страны. Широкую поддержку эти правам они ока­зали в Атлантической хартии (Совместная декларация президента Соединенных Штатов и премьер-министра Соединенного Королев­ства), принятой 22 авгута 1941 года. Декларация гласит: «В-пятых, они (США и Соединеннное Королевство) желают провозгласить са­мое полное сотрудничество между всеми странами в экономической области в целях обеспечения для всех лучших условий труда, эконо­мического развития и социального обеспечения; в-шестых, после окончательного уничтожения нацистской тирании они надеются стать свидетелями такого мирового порядка,... который будет га­рантировать всем людям во всех странах жизнь в условиях свободы от страха и нужды». [3.с.168]

В частности, при принятии 10 декабря 1948 года Всеобщей дек­ларации прав человека руководители американской и французской делегаций (Рене Кассен), наряду с социалистическими и латиноаме­риканскими делегациями, были активными сторонниками включе­ния социальных и экономических нрав в этот документ. Глава аме­риканской делегации подчеркнул, что делегация Соединенных Шта­тов приветствует включение экономических и социальных прав в Декларацию, поскольку «личная свобода не может существовать без экономической безопасности и независимости. Нуждающийся чело­век не является свободным».[3.с.170]

Единственное офи­циальное возражение против включения этих прав во Всеобщую декларацию прав человека исходило от представителей Южной Африки. В настоящее время самым убедительным аргументом в пользу признания и уважения странами Запада экономических и социальных прав человека является тот, уже очевидный всем факт, что для большинства граждан этих стран они обеспечены в реальной жизни.

Вместе с тем следует отметить, что при обсуждении вопроса о включении экономических и социальных прав человека в Деклара­цию в Комиссии возникли разногласия по юридическому статусу этих прав и по обязательствам государств в связи с их реализацией. Возражения по первой позиции сводились к тому, что экономичес­кие и социальные права не являются субъективными, поскольку они не могут быть защищены в суде.

По вопросу обязательств государств по реализации экономичес­ких и социальных прав возникли две противоположные точки зре­ния: согласно первой утверждалось, что в Декларации не должна содержаться ссылка на обязательства государств, потому что такие обязательства являются очевидными; согласно второй точке зрения — обязательства государств должны быть сформулированы подроб­но. В подготовительных текстах, представленных латиноамерикан­скими странами (например, проект Панамы), содержались обшир­ные обязательства государств в связи с социальными и экономичес­кими правами.

В результате две стороны пришли к компромиссному варианту текста Декларации, включающему соответствующие обязательства государств и тем самым сглаживающему две противоположные по­зиции. Это становится очевидным при рассмотрении статьи 22, в которой записано: «Каждый человек, как член общества, имеет пра­во на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его лично­сти прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства».

Однако даже при таком компромиссе, социалистические страны признали Декларацию весьма слабой и воздержались при голосова­нии. По заявлению представителя делегации СССР (Павлов), отчас­ти это было связано с тем, что в ее текст не были включены обширные и четкие обязательства государств по реализации экономичес­ких и социальных прав человека.

Позже некоторые обязательства государств были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Их разработка также стала предметом серьезных разногла­сий и результатом компромисса между теми, кто хотел включить обязательства в плане поведения в связи с каждым из прав, и теми, кто хотел вообще избежать конкретных обязательств.

В соответствии с Пактом (ст. 2) каждое участвующее в Пакте государство обязуется принять меры к тому, чтобы обеспечить по­степенно полное осуществление признаваемых в настоящем пакте прав. Обязательство «принять меры» носит немедленный характер. Оно не зависит от наличия дополнительных средств. Каждое госу­дарство-участник в соответствии с прямым обязательством должно содействовать осуществлению прав, закрепленных в пакте, путем принятия мер «в максимальных пределах имеющихся ресурсов». Они должны принять эти меры «всеми надлежащими способами, вклю­чая, в частности, принятие законодательных мер». Кроме того, они обязаны гарантировать, что права будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, и они обязуются в соответствии со статей третьей этого же пакта обеспечить равное для мужчин и жен­щин право пользования всеми экономическими, социальными и куль­турными правами. Вместе с тем ряд развитых капиталистических стран не присое­динились к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою позицию тем, что обозначен­ные в этом документе права не осуществимы в законодательном порядке. Еще при обсуждении Пакта представители этих государств утверждали, что осуществление этих положений, включая одиннад­цатую статью, является политическим, а не юридическим вопросом и, следовательно, не вопросом прав. Ряд экономических прав, по их мнению, юридически осуществим только в рамках национального законодательства, поэтому никто не может переносить в междуна­родное право концепции и идеи, относящиеся к внутригосударствен­ным системам, поскольку они часто не соответствуют реалиям меж­дународных отношений.

В политико-правовой литературе существует классификация прав и свобод человека, в соответствии с которой их разделяют на негативные и позитивные. Под негативными правами подразумева­ются права, существующие независимо от государства, а под пози­тивными — требующими для своего осуществления действий со сто­роны государства. Эту классификацию можно назвать американс­кой, ибо именно в США впервые она была закреплена в правовых документах. К негативным правам человека относят гражданские и политические, которые не требуют вмешательства государства для своего осуществления. Негативные права обязывают государство воздерживаться от тех или иных действий, ограничивающих свобо­ды человека. Они считаются основополагающими, саморегулируе­мыми и абсолютными. Осуществление негативных прав на практике не зависит от природных и финансовых ресурсов государства, от уровня его социально-экономического развития.

Типичным примером юридического закрепления негативных прав человека является американский Билль о правах. Так, первая статья (поправка) гласит: «Конгресс не должен создавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее сво­бодное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений».

Термин «не должен» содержится во всех статьях, кроме одной, этого документа. Практически все содержание Билля о правах направленно на ограждение личнос­ти от различного рода несправедливых и нежелательных посяга­тельств со стороны правительства и государства.

Позитивные, или социально-экономические, права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять граж­данину те или иные блага, осуществлять определенные действия по их реализации. Это, например, право на социальную защиту, образование, охрану здоровья, на достойный жизненный уровень и т. п. Реализовать эти права гораздо сложнее, чем негативные. Для этого нужны соответствующие материальные ресурсы и организационные государственные структуры, свидетельствующие о демократичнос­ти политической системы общества.

В последнее время некоторые исследователи подверга­ют сомнению правомерность разделения прав человека на негатив­ные и позитивные. Эту классификацию они считают произвольной, искусственной, ибо по признаку «вмешательства - невмешательства государства» невозможно провести четкого различия между граж­данскими и политическими правами, с одной стороны, и экономи­ческими, социальными и культурными — с другой. Все эти права — одни в меньшей степени, другие в большей — требуют все же для сво­его осуществления вмешательства государства.

Самой, пожалуй, распространенной в политической литературе и в законодательствах многих государств классификацией прав че­ловека является разделение их по сферам общественной жизни. На этом основании выделяются гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные права.

К гражданским правам относятся: право человека на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; право на уважение достоинства, присущего человеческой личности; право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства; право на справедливое и публичное судебное разбирательство, предполагающее защиту обвиняемого; право на признание правосубъектности; право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания.

Политические права: право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу убеждений и свободное выражение их; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право принимать участие в управлении государственными и общественными делами непосредственно или через свободно избранных представителей; право равного доступа к государственной службе в своей стране.

Экономические права: право на труд, справедливое и удовлетворительное его вознаг­раждение; право на частную собственность; право на предпринимательство; право на свободное распоряжение рабочей силой.

Социальные права: право человека на достойный уровень жизни; право на социальную защиту; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на отдых; право на благоприятную окружающую среду; право на охрану здоровья.

Культурные права: право человека на образование; право на национальное достоинство; право на свободное участие в культурной жизни общества; право на свободный доступ к ценностям отечественной и ми­ровой культуры; право на свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания; право на интеллектуальную собственность; право на защиту моральных и материальных интересов, являю­щихся результатом научных, литературных или художественных трудов и др.

Более разветвленную классификацию прав и свобод человека предложил известный французский правовед Ф. Люшер. Он выде­лил следующие группы прав человека: — личные, или индивидуальные, свободы (право передвижения, выбора места жительства, неприкосновенности жилища и уважения интимной жизни, право на защиту гражданства, имущества); — публичные свободы (свобода совести, вероисповедания, объе­динений, собраний, свобода получения образования и занятия пред­принимательством или профессиональной деятельностью, свобода выражения мнений, прессы и использования аудиовизуальных средств информации); — местные и территориальные свободы, связанные с участием граждан в управлении первичными коллективами, объединениями и т.д; — право человека на равенство; — право на собственность охватывает право владения, распоря­жения, пользования и приумножения собственности, право участия гражданина в управлении и в контроле за государственной собствен­ностью; — право на свободное занятие трудовой и профессиональной де­ятельностью, право на творческое проявление и развитие индивидуальности.

— право на безопасность. Это право на защиту со стороны правосудия, на материальную поддержку социально незащищенных и малоимущих граждан, право на защиту граждан от произвола госу­дарственной администрации.— право на демократию предполагает соблюдение базовых принципов правового государства. К их числу относятся: национальный суверенитет, разделение властей, всеобщие прямые и тайные выборы, возможность сопротивления граждан любым формам тирании и угнетения.

Традиционно права и свободы человека многие исследователи еще подразделяют на «поколения» — первое, второе и третье. В ос­нове этой классификации — время провозглашения и юридического закрепления тех или иных прав и свобод человека. Впервые классификацию «трех поколений» прав человека выдвинул французский ученый К. Васак. К первому поколению относятся гражданские и политические права, провозглашенные в ходе буржуазно-демокра­тических революций XVII — XVIII веков. В первых декларациях прав человека (английский Билль о правах 1689 г., французская Деклара­ция прав человека и гражданина 1789 г., американский Билль о пра­вах 1791 г.), появившихся в это время, действительно, речь шла толь­ко о гражданских и политических правах.

К первому поколению прав человека относят: право на жизнь, свободу и безопасность личности; право на свободу мысли, совести и вероисповедания; право каждого гражданина на участие в веде­нии государственных дел; право на равенство перед законом; право на свободу от произвольного ареста и задержания; право на глас­ное, с соблюдением требований справедливости рассмотрение дела независимым судом и др. Гражданские1 и политические права, кото­рые не требуют, а точнее обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферы их реализации, получили еще название негативных.

Второе поколение прав и свобод человека получает свое призна­ние и юридическое закрепление в соответствующих документах в конце XIX — начале XX века. Одни исследователи считают, что вто­рое поколение прав человека было сформулировано неолиберала­ми (например, авторы работы «Общая теория прав человека». М., 1996), другие (например, А. Мюллерсон) — что марксистами. В это время в капиталистических обществах обозначился острый социаль­но-экономический кризис, произошла поляризация на богатых и бед­ных. Новые либералы выдвинули идею усиления роли государства в регулировании рынка и социальной защите населения. В центр внимания выдвинулись право человека на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на соци­альное обеспечение, право работающих на справедливое и удовлет­ворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и для его семьи, на создание профес­сиональных союзов для защиты своих интересов и др. Эти права, для реализации которых требуется эффективная организационная и управленческая деятельность государства называют позитивными. Третье поколение прав и свобод человека, которые часто назы­вают коллективными, или солидаристскими, начинает юридически оформляться после второй мировой войны, хотя международный статус они стали приобретать еще в середине XVI века (например, Аугсбургский мирный договор, (1555 г.). Это было связано как с массовым уничтожением евреев в ходе войны, так и с решением не­которых стран (Польши, Венгрии и др.) о выселении со своих территорий немецкого населения. Права третьего поколения чаще всего подраз­деляются на права народов и права меньшинств. К ним относятся: право народов на самоопределение, на развитие собственной культуры, право на сохранение и развитие языка, традиций, право на мир, нормальную окружающую среду, право на развитие и др.

Права третьего поколения одновременно являются правами че­ловека, общественных групп и народов Их осуществление зависит не только от усилий отдельного индивида, но и от общностей, в ко­торые он включен (коллектив, объединение, общество, мировое со­общество). Права третьего поколения получили свое закрепление в международных пактах, Декларации о праве народов на мир (1984), Декларации о праве на развитие (1986), в Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992), и других документах.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.98 (0.014 с.)