Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Важнейшая веха в истории международного сотрудничества в области прав человека - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшее в Хельсинки 30 июля 1 августа 1975 г. В итоге был принят Заключительный акт Совещания, подписанный представителями 33 европейских государств, а также США и Канады. В нем, в частности, оговорены десять принципов сотрудничества. Особо следует выделить седьмой, который назван так: «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений». Как показал дальнейший ход событий. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе оказался новым интернациональным звеном развития прав человека. С конца 80-х годов наметился третий этап интернационализации прав человека. Произошли общественно-политические перемены в странах Восточной Европы, прекратилась практика апартеида в ЮАР, улучшилось отношение к правам человека в ряде стран Азии и Латинской Америки. Вместе с тем во многих регионах мира, в том числе и на территории бывшего Союза положение с правами человека тяжелые. По-прежнему отношение к правам человека на государственном уровне различное. Если США директивой за № 28 от 1997 г. президента Дж. Картера объявили борьбу за права человека основным направлением внешней политики страны, то Китай продолжает занимать противоположную позицию. Проблема сотрудничества государств в области прав человека продолжает сохранять свою актуальность. Новые импульсы для углубления международного сотрудничества в области прав человека возникли в результате Венской встречи 1986 г. - представителей государств - участников Совещания по безопасности в Европе, а затем в Париже в 1990г., а также 2-й Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в 1993. Парижская Хартия для Новой Европы имеют огромное международное значение. В ней записаны основные права и свободы, которыми должен пользоваться человек. Также подтверждено, что участники Совещания и в дальнейшем будут руководствоваться Документом Копенгагенского Заседания Конференции по человеческому измерению, сотрудничать между собой в целях укрепления демократических институтов и обеспечения первенства законов. При этом под человеческим измерением понимается выполнение государствами-участниками обязательств, взятых по Заключительному акту и другим документам относительно уважения всех прав человека и основных свобод, контактов между людьми и других вопросов гуманистического характера. Представляется очень важным обратить особое внимание на то обстоятельство, что в качестве европейского билля о правах человека выступает европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она была принята государствами-членами Совета Европы 4 ноября 1950 г. в Риме [9, с.109]. В 1999 г. из названия Европейской Конвенции было исключено слово "европейская", поскольку в настоящее время ее действие распространяется и на другие континенты. По своему содержанию права, предусмотренные в Конвенции, во многом совпадают с теми правами, которые закрепляются в Международном Пакте о гражданских и политических правах. Что же касается социально-экономических прав, то в рамках Совета Европы в рамках Совета Европы в 1961 г. принята Европейская социальная хартия. Наряду с закреплением экономических, социальных и культурных прав, она предусмотрела механизм международного сотрудничества для их поощрения. Статья 1 Конвенции устанавливает обстоятельство государств — членом Совета Европы обеспечить каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, изложенные в Конвенции. В последующих статьях провозглашается: право каждого человека на жизнь; право не подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство человека обращению или наказанию; право не содержаться в рабстве или подневольном состоянии, не привлекаться к принудительному или обязательному труду. Конвенция закрепляет право на свободу и личную неприкосновенность. Каждому арестованному сообщаются на понятном ему языке причины ареста. Это лицо незамедлительно доставляется к судье или к другому должностному лицу, уполномоченному осуществлять судебные функции, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или освобождение до суда. Следует отметить, что каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство, в ходе которого суд безотлагательно решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление о его освобождении, если задержание незаконно. Провозглашая в качестве основополагающего принципа презумпцию невиновности, Конвенция устанавливает следующие права обвиняемого в совершении преступления: быть незамедлительно и подробно уведомленным о характере и основании предъявленного ему обвинения; иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты; защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника либо, если у него нет достаточных средств для оплаты защитника, иметь назначенного защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия; допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, что и свидетелей, показывающих против него; пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит нам нем. Согласно европейским стандартам, каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенность его жилища и тайну корреспонденции, а также на свободу мысли, совести и религии. Принципиальное значение имеет статья 10 Конвенции, которая закрепляет право на свободу мнения. Это право включает в себя свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. В числе основных прав граждан Конвенция называет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не должно подлежать никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Ничто в Конвенции не может трактоваться как означающее, что государство, группа лиц или какое-либо лицо имеют право заниматься какой-либо деятельностью или совершать какие-либо действия, направленные на уничтожение прав и свобод или на их ограничение в большей степени, чем это предусматривается в Конвенции. Данное положение Конвенции (ст. 17) следует понимать таким образом, что государственным органам и должностным лицам непозволительно под какими бы то ни было предлогами нарушать и ограничивать права и свободы граждан, признаваемые европейским сообществом. Само собой признается, что права человека священны и неприкосновенны. Права принадлежат человеку от рождения и никому не разрешено их ограничивать, а тем более нарушать. Для выполнения обязательств, взятых на себя государствами, подписавшими Конвенцию, в качестве гарантийного механизма были образованы Европейская комиссия по правам человека (Комиссия) и Европейский суд по правам человека (Суд). В таком виде этот механизм функционировал до июня 1999 г. В июне 1999 г. вступил в силу новый механизм защиты прав человека и основных свобод, действующий в рамках Совета Европы. Начало процессу реформирования европейской системы защиты прав человека было положено на саммите глав государств и правительств - членов Совета Европы, состоявшегося в октябре 1993 г. На этом саммите был принят протокол №11 к Европейской конвенции о защите прав человека, который к июню 1999 г. был ратифицирован всеми государствами - членами Совета Европы. В настоящее время Протокол включен в ратифицированную Конвенцию, что автоматически включает признание всеми государствами полномочий новых структур по защите прав человека. Сегодня мировое сообщество пришло к осознанию необходимости придать правам и свободам человека как универсальному явлению форму международных стандартов, обязательных для исполнения на всех континентах земного шара. Начало этому процессу было положено созданием в 1945 году Организации Объединенных Наций. В преамбуле Устава государства-участники ООН заявили о своей решимости избавить грядущее поколение от бедствий войн, утвердить веру в основные права человека, в его достоинство и ценность. Ужасы второй мировой войны привели международное сообщество к глубокому убеждению в том, что эффективная защита прав и свобод человека является одним из важнейших условий справедливости, равенства, всеобщего мира и прогресса. В настоящее время международными стандартами считаются все документы в области прав человека, разработанные и принятые в системе ООН. Это означает, во-первых, общепризнанность норм международного права в области прав человека. В международных документах закреплены основные права и свободы человека, без которых ему практически невозможно существовать. Вот почему ни одно государство не отрицает важности современного каталога прав и свобод человека. Во-вторых, международные стандарты по правам и свободам человека являются общеобязательными. Все государства независимо от того, участвуют они или нет в соответствующем международном договоре, должны обеспечивать всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, возможность осуществления основных свобод и прав человека. Несоблюдение или нарушение тем или иным государством общепризнанных норм международного права является основанием для рассмотрения в структурах ООН вопроса о состоянии прав и свобод человека, принятие по нему определенных решений. Классификация прав человека. В современной мировой политической и правовой литературе, в законодательствах стран мира встречаются различные классификации прав и свобод человека. Наиболее общей классификацией прав и свобод человека является деление их на основные, или конституционные, и неосновные. Причем одни исследователи и политики считают, что основными являются гражданские (личные) и политические права, обеспечивающие участие человека в политической жизни общества. Именно эти права способствуют осознанию индивидом смысла своего существования и ощущению собственного достоинства. Без этих качеств человек не может эффективно действовать и реализовывать свои социально-экономические права. Гражданские и политические права защищают как свободу, так и независимость отдельного человека. Свободный от ограничений, налагаемых государством, независимый индивид может позволить себе максимальную личную инициативу и взять на себя заботу о создании всех условий для своего свободного и обеспеченного существования. Другая важнейшая функция гражданских и политических прав человека — это разделение власти с правящей политической элитой. Гражданские и политические права способствуют невмешательству государства в личную жизнь граждан до тех пор, пока сохраняется стабильность и безопасность в обществе. Если же общественный порядок нарушен, то человек остается под защитой своей независимости благодаря процедурным процессуальным правам, которые установлены законом. Другие исследователи и политики считают, что самыми важными в системе прав человека выступают экономические и социальные права. Ибо социально-экономические права в первую очередь гарантируют материальное благосостояние людей, их активную политическую и интеллектуальную жизнедеятельность в обществе. Эти права нацелены на удовлетворение естественных материальных потребностей людей - в пище, одежде, в труде, отдыхе. При этом социал-экономисты обвиняют страны Запада в недооценке ими экономических, социальных и культурных нрав. Однако такое обвинение не имеет серьезных доказательств, поэтому его нужно рассматривать не более чем миф. Организация Объединенных Наций исходит из принципа неделимости и взаимозависимости двух групп прав человека — гражданских и политических, с одной стороны, и экономических, социальных и культурных — с другой. Все эти права равны по своему статусу. Доказательством этому служит тот неоспоримый исторический факт, что как гражданские и политические, так и экономические, социальные и культурные права человека нашли свое закрепление в важнейших международных документах — во Всеобщей декларации прав человека, в Международных пактах, а позднее подробно разработаны в рамках системы международных конвенций и рекомендаций о труде, принятых Международной организацией труда и другими международными, региональными и национальными организациями. К тому же вдохновителем, как считают многие исследователи, социальных и экономических прав являются западные развитые капиталистические страны. Широкую поддержку эти правам они оказали в Атлантической хартии (Совместная декларация президента Соединенных Штатов и премьер-министра Соединенного Королевства), принятой 22 авгута 1941 года. Декларация гласит: «В-пятых, они (США и Соединеннное Королевство) желают провозгласить самое полное сотрудничество между всеми странами в экономической области в целях обеспечения для всех лучших условий труда, экономического развития и социального обеспечения; в-шестых, после окончательного уничтожения нацистской тирании они надеются стать свидетелями такого мирового порядка,... который будет гарантировать всем людям во всех странах жизнь в условиях свободы от страха и нужды». [3.с.168] В частности, при принятии 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека руководители американской и французской делегаций (Рене Кассен), наряду с социалистическими и латиноамериканскими делегациями, были активными сторонниками включения социальных и экономических нрав в этот документ. Глава американской делегации подчеркнул, что делегация Соединенных Штатов приветствует включение экономических и социальных прав в Декларацию, поскольку «личная свобода не может существовать без экономической безопасности и независимости. Нуждающийся человек не является свободным».[3.с.170] Единственное официальное возражение против включения этих прав во Всеобщую декларацию прав человека исходило от представителей Южной Африки. В настоящее время самым убедительным аргументом в пользу признания и уважения странами Запада экономических и социальных прав человека является тот, уже очевидный всем факт, что для большинства граждан этих стран они обеспечены в реальной жизни. Вместе с тем следует отметить, что при обсуждении вопроса о включении экономических и социальных прав человека в Декларацию в Комиссии возникли разногласия по юридическому статусу этих прав и по обязательствам государств в связи с их реализацией. Возражения по первой позиции сводились к тому, что экономические и социальные права не являются субъективными, поскольку они не могут быть защищены в суде. По вопросу обязательств государств по реализации экономических и социальных прав возникли две противоположные точки зрения: согласно первой утверждалось, что в Декларации не должна содержаться ссылка на обязательства государств, потому что такие обязательства являются очевидными; согласно второй точке зрения — обязательства государств должны быть сформулированы подробно. В подготовительных текстах, представленных латиноамериканскими странами (например, проект Панамы), содержались обширные обязательства государств в связи с социальными и экономическими правами. В результате две стороны пришли к компромиссному варианту текста Декларации, включающему соответствующие обязательства государств и тем самым сглаживающему две противоположные позиции. Это становится очевидным при рассмотрении статьи 22, в которой записано: «Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства». Однако даже при таком компромиссе, социалистические страны признали Декларацию весьма слабой и воздержались при голосовании. По заявлению представителя делегации СССР (Павлов), отчасти это было связано с тем, что в ее текст не были включены обширные и четкие обязательства государств по реализации экономических и социальных прав человека. Позже некоторые обязательства государств были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Их разработка также стала предметом серьезных разногласий и результатом компромисса между теми, кто хотел включить обязательства в плане поведения в связи с каждым из прав, и теми, кто хотел вообще избежать конкретных обязательств. В соответствии с Пактом (ст. 2) каждое участвующее в Пакте государство обязуется принять меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем пакте прав. Обязательство «принять меры» носит немедленный характер. Оно не зависит от наличия дополнительных средств. Каждое государство-участник в соответствии с прямым обязательством должно содействовать осуществлению прав, закрепленных в пакте, путем принятия мер «в максимальных пределах имеющихся ресурсов». Они должны принять эти меры «всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер». Кроме того, они обязаны гарантировать, что права будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, и они обязуются в соответствии со статей третьей этого же пакта обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами. Вместе с тем ряд развитых капиталистических стран не присоединились к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою позицию тем, что обозначенные в этом документе права не осуществимы в законодательном порядке. Еще при обсуждении Пакта представители этих государств утверждали, что осуществление этих положений, включая одиннадцатую статью, является политическим, а не юридическим вопросом и, следовательно, не вопросом прав. Ряд экономических прав, по их мнению, юридически осуществим только в рамках национального законодательства, поэтому никто не может переносить в международное право концепции и идеи, относящиеся к внутригосударственным системам, поскольку они часто не соответствуют реалиям международных отношений. В политико-правовой литературе существует классификация прав и свобод человека, в соответствии с которой их разделяют на негативные и позитивные. Под негативными правами подразумеваются права, существующие независимо от государства, а под позитивными — требующими для своего осуществления действий со стороны государства. Эту классификацию можно назвать американской, ибо именно в США впервые она была закреплена в правовых документах. К негативным правам человека относят гражданские и политические, которые не требуют вмешательства государства для своего осуществления. Негативные права обязывают государство воздерживаться от тех или иных действий, ограничивающих свободы человека. Они считаются основополагающими, саморегулируемыми и абсолютными. Осуществление негативных прав на практике не зависит от природных и финансовых ресурсов государства, от уровня его социально-экономического развития. Типичным примером юридического закрепления негативных прав человека является американский Билль о правах. Так, первая статья (поправка) гласит: «Конгресс не должен создавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений». Термин «не должен» содержится во всех статьях, кроме одной, этого документа. Практически все содержание Билля о правах направленно на ограждение личности от различного рода несправедливых и нежелательных посягательств со стороны правительства и государства. Позитивные, или социально-экономические, права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия по их реализации. Это, например, право на социальную защиту, образование, охрану здоровья, на достойный жизненный уровень и т. п. Реализовать эти права гораздо сложнее, чем негативные. Для этого нужны соответствующие материальные ресурсы и организационные государственные структуры, свидетельствующие о демократичности политической системы общества. В последнее время некоторые исследователи подвергают сомнению правомерность разделения прав человека на негативные и позитивные. Эту классификацию они считают произвольной, искусственной, ибо по признаку «вмешательства - невмешательства государства» невозможно провести четкого различия между гражданскими и политическими правами, с одной стороны, и экономическими, социальными и культурными — с другой. Все эти права — одни в меньшей степени, другие в большей — требуют все же для своего осуществления вмешательства государства. Самой, пожалуй, распространенной в политической литературе и в законодательствах многих государств классификацией прав человека является разделение их по сферам общественной жизни. На этом основании выделяются гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные права. К гражданским правам относятся: право человека на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; право на уважение достоинства, присущего человеческой личности; право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства; право на справедливое и публичное судебное разбирательство, предполагающее защиту обвиняемого; право на признание правосубъектности; право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания. Политические права: право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу убеждений и свободное выражение их; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право принимать участие в управлении государственными и общественными делами непосредственно или через свободно избранных представителей; право равного доступа к государственной службе в своей стране. Экономические права: право на труд, справедливое и удовлетворительное его вознаграждение; право на частную собственность; право на предпринимательство; право на свободное распоряжение рабочей силой. Социальные права: право человека на достойный уровень жизни; право на социальную защиту; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на отдых; право на благоприятную окружающую среду; право на охрану здоровья. Культурные права: право человека на образование; право на национальное достоинство; право на свободное участие в культурной жизни общества; право на свободный доступ к ценностям отечественной и мировой культуры; право на свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания; право на интеллектуальную собственность; право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов и др. Более разветвленную классификацию прав и свобод человека предложил известный французский правовед Ф. Люшер. Он выделил следующие группы прав человека: — личные, или индивидуальные, свободы (право передвижения, выбора места жительства, неприкосновенности жилища и уважения интимной жизни, право на защиту гражданства, имущества); — публичные свободы (свобода совести, вероисповедания, объединений, собраний, свобода получения образования и занятия предпринимательством или профессиональной деятельностью, свобода выражения мнений, прессы и использования аудиовизуальных средств информации); — местные и территориальные свободы, связанные с участием граждан в управлении первичными коллективами, объединениями и т.д; — право человека на равенство; — право на собственность охватывает право владения, распоряжения, пользования и приумножения собственности, право участия гражданина в управлении и в контроле за государственной собственностью; — право на свободное занятие трудовой и профессиональной деятельностью, право на творческое проявление и развитие индивидуальности. — право на безопасность. Это право на защиту со стороны правосудия, на материальную поддержку социально незащищенных и малоимущих граждан, право на защиту граждан от произвола государственной администрации.— право на демократию предполагает соблюдение базовых принципов правового государства. К их числу относятся: национальный суверенитет, разделение властей, всеобщие прямые и тайные выборы, возможность сопротивления граждан любым формам тирании и угнетения. Традиционно права и свободы человека многие исследователи еще подразделяют на «поколения» — первое, второе и третье. В основе этой классификации — время провозглашения и юридического закрепления тех или иных прав и свобод человека. Впервые классификацию «трех поколений» прав человека выдвинул французский ученый К. Васак. К первому поколению относятся гражданские и политические права, провозглашенные в ходе буржуазно-демократических революций XVII — XVIII веков. В первых декларациях прав человека (английский Билль о правах 1689 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., американский Билль о правах 1791 г.), появившихся в это время, действительно, речь шла только о гражданских и политических правах. К первому поколению прав человека относят: право на жизнь, свободу и безопасность личности; право на свободу мысли, совести и вероисповедания; право каждого гражданина на участие в ведении государственных дел; право на равенство перед законом; право на свободу от произвольного ареста и задержания; право на гласное, с соблюдением требований справедливости рассмотрение дела независимым судом и др. Гражданские1 и политические права, которые не требуют, а точнее обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферы их реализации, получили еще название негативных. Второе поколение прав и свобод человека получает свое признание и юридическое закрепление в соответствующих документах в конце XIX — начале XX века. Одни исследователи считают, что второе поколение прав человека было сформулировано неолибералами (например, авторы работы «Общая теория прав человека». М., 1996), другие (например, А. Мюллерсон) — что марксистами. В это время в капиталистических обществах обозначился острый социально-экономический кризис, произошла поляризация на богатых и бедных. Новые либералы выдвинули идею усиления роли государства в регулировании рынка и социальной защите населения. В центр внимания выдвинулись право человека на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на социальное обеспечение, право работающих на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и для его семьи, на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов и др. Эти права, для реализации которых требуется эффективная организационная и управленческая деятельность государства называют позитивными. Третье поколение прав и свобод человека, которые часто называют коллективными, или солидаристскими, начинает юридически оформляться после второй мировой войны, хотя международный статус они стали приобретать еще в середине XVI века (например, Аугсбургский мирный договор, (1555 г.). Это было связано как с массовым уничтожением евреев в ходе войны, так и с решением некоторых стран (Польши, Венгрии и др.) о выселении со своих территорий немецкого населения. Права третьего поколения чаще всего подразделяются на права народов и права меньшинств. К ним относятся: право народов на самоопределение, на развитие собственной культуры, право на сохранение и развитие языка, традиций, право на мир, нормальную окружающую среду, право на развитие и др. Права третьего поколения одновременно являются правами человека, общественных групп и народов Их осуществление зависит не только от усилий отдельного индивида, но и от общностей, в которые он включен (коллектив, объединение, общество, мировое сообщество). Права третьего поколения получили свое закрепление в международных пактах, Декларации о праве народов на мир (1984), Декларации о праве на развитие (1986), в Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992), и других документах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.98 (0.014 с.) |