Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Административно-территориальная реформаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В БССР В 20-30-е гг.
Государственное устройство БССР (1925)
Комментарии:
Как известно, территория Беларуси, соединяя Россию и Западную Европу имеет большое стратегическое значение. И как следствие многочисленных войн, Беларусь неоднократно меняла свои границы и административно-территориальное деление.01 января 1919 г. была впервые провозглашена БССР в составе Витебской, Гродненской, Смоленской, Могилевской, Минской губерниями и белорусскими поветами Виленской и Ковенской губерний, со столицей в Минске. Однако 16 января 1919 г. ЦК РКП(б) принял решение о присоединении к РСФСР Витебской, Могилевской и Смоленской губерний. Литбел создавалась как прецедент для борьбы против БНР и Литовской буржуазной республики за установление своей власти, для предотвращения войны между Польшей и Советской Россией. ЦК РКП(б) шел на отделение от БССР Витебской и Могилевской губерний достаточно продуманно, потому что знал о настроениях Польши, требовавшей возвращения Беларуси с целью воссоздания Речи Посполитой. Поэтому предполагалось, что при захвате Польшей других территорий, эти губернии стали бы основой для возрождения белорусской государственности. В августе 1919 г. территория Литбел была полностью оккупирована польскими войсками и только в июле 1920 г. состоялось вторичное провозглашение БССР. Осенью 1920 г. было новое наступление Польши, и оккупация значительной части Беларуси. По Рижскому мирному договору (предварительным условиям) Беларусь теряла 108 тыс. км. кв. и 4 млн. человек в пользу Польши. Фактически после второго провозглашения ССРБ она включала территорию только одной Минской губернии. И только образование СССР в 1922 г. и переход к мирному строительству создал благоприятные условия для справедливого решения территориального вопроса. Неоднократно проходили укрупнения БССР (в 1924, 1926 гг.), последствием которых было изменение административно-территориального деления республики. В 1938 г. в БССР было введено областное деление, а в 1939 г. после присоединения Западной Беларуси БССР насчитывала в своем составе 10 областей и 197 районов: Витебскую – 20, Гомельскую – 14, Могилевскую – 21, Минскую – 20, Полесскую – 15, Барановическую – 26, Белостокскую – 24, Брестскую–24, Вилейскую–22 и Пинскую–11. Становление и развитие права в БССР В 1921-1930-х годах.
I.
II.
IV.
Комментарии:
Развитие права в БССР в восстановительный период шло по нескольким направлениям: во-первых, специальными постановлениями ЦИК БССР вводились в действие на территории БССР законодательные акты РСФСР; во-вторых, органы власти и управления БССР (Всебелорусский съезд Советов, ЦИК, СНК) принимали собственные нормативно-правовые акты; в-третьих, действовали законодательные акты РСФСР, которые постановлением ВЦИК действуют “на всей территории РСФСР и всех союзных и автономных республик”. I. Используя опыт законотворчества, накопленный РСФСР, на территории Беларуси вводились в действие законодательные акты Российской Федерации. Так, действие закона “Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых ее судами” с 2 августа 1922 года было распространено ЦИК БССР и на территорию Беларуси. Таким образом, были введены ГК РСФСР, ГПК РСФСР, УК РСФСР и другие. Гаржданское право. Законодательство восстановительного периода было направлено, прежде всего, на укрепление государственной собственности. Законодательные акты БССР конкретизировали и дополняли законы РСФСР, в том числе и ГК и ГПК РСФСР, введенные в действие на территории республики в 1923 году. Гражданский кодекс закрепил общее правило неотчуждаемости государственных предприятий в собственность частных лиц. Однако в связи с НЭПом постановлением ЦИК и СНК БССР от 31 января 1925 года было разрешено отчуждение бездействующих предприятий, но наибольшую исковую защиту получила государственная собственность. Ее можно было истребовать из любого незаконного владения, исковая давность при этом не применялась. Объявлялись недействительными сделки, которые влекли явный убыток для государства. Большое внимание уделено кооперативной собственности. Частным лицам разрешалось открывать торговые и промышленные предприятия. Постепенно расширялись имущественные права граждан, а также круг наследников по закону в результате включения в него усыновленных и их нисходящих. Уголовное право. Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 июля 1922 года, состоял из общей и особенной частей. Из 227 статей 56 приходилось на общую часть. Особенная часть состояла из 8 глав, в которых регламентировались уголовно-правовые отношения, касающиеся следующих видов преступлений: 1) государственные преступления; 2) должностные преступления; 3) нарушение правил об отделении церкви от государства; 4) преступления хозяйственные; 5) преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; 6) имущественные преступления; 7) воинские преступления; 8) нарушение правил, охраняющих народное здоровие, общественную безопасность и публичный порядок. За совершение контрреволюционных действий, бандитизм и др. особо опасных преступлений предусматривалась высшая мера наказания – расстрел. Преступления разделялись на 2 категории: направленные против основ нового порядка или признаваемые наиболее опасными и все остальные преступления. Мерами социальной защиты являлись(в ст. 32 УК дан перечень наказаний): - лишение свободы со строгой изоляцией или изгнание из пределов страны на срок или бессрочно; - принудительные работы без содержания под стражей; - условное осуждение; - поражение прав и другие. В 30-х годах карательная политика ужесточается путем усиления уголовной ответственности за отдельные виды преступлений и путем введения новых составов преступлений. Так, 7 августа 1932 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР “Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности”, по которому за хищение грузов на транспорте, имущества колхозов и совхозов предусматривалась высшая мера наказания (расстрел) с конфискацией имущества, и лишь при смягчающих обстоятельствах эта мера заменялась лишением свободы не ниже 10 лет с конфискацией имущества. По постановлению ЦИК СССР от 8 июня 1934 года УК был дополнен статьями об измене Родине, которые предусматривали такое же наказание как и за хищение имущества. II. Земельное право. Аграрные преобразования, проводимые в республике, получили закрепление в Земельном кодексе, принятом ЦИК БССР 29 марта и введенном в действие 15 апреля 1923 г. Кодекс состоял из 3-х частей, регулирующих трудовое крестьянское землепользование, использование государственных земель, землеустройство и переселение. В нем устанавливалась предельная норма земли для крестьянского хозяйства. Кодекс земельный, утвержденный Президиумом ЦИК БССР 21 февраля 1925 г., введен в действие с 1 апреля 1925 г. Он в основном повторял принципиальные положения предыдущего кодекса, но уже не предусматривал общинное землепользование, закрепляя товарищеское и подворно-участковое землепользование. Лесной кодекс, введенный в действие с 1 августа 1924 г., рассматривался как “продолжение Земельного кодекса” и закреплял государственную собственность на весь лесной фонд, состоящий из лесов местного и общегосударственного значения. В нем содержались нормы, устанавливающие порядок управления лесами, условия передачи лесов во временное и постоянное пользование и т.д. III. Трудовое законодательство. Правовой формой привлечения рабочих к труду являлся коллективный и индивидуальный договоры. Закреплялся 8-часовой рабочий день. Было предусмотрено ряд мер по охране труда. Отдельная глава кодекса посвящалась профсоюзам. Перед ними встали новые задачи в связи с переводом предприятий на хозрасчет и разрешением деятельности частным предприятиям. IV. В результате образования Союза ССР на территории БССР действовали все законодательные акты СССР, в соответствии с нормами которого вносились изменения в законодательство республики. I. 1.
3.
II.
1.
Комментарии:
20-е годы были временем подъема белорусской национальной культуры. Значительные шаги по пути национального культурного возрождения были сделаны после принятия в Белоруссии Декларации о провозглашении независимости ССРБ – от 32 июля 1920 г., т.е. по окончанию гражданской войны. Эта политика получила название “белоруссизация”. В 1921 г. было открыто ряд учебных заведений, в том числе Белорусский государственный университет. Для работы в Белорусском университете выехала в Минск большая группа профессоров из России. Наркомпросом было предоставлено университету научное оборудование, а также денежные средства для приобретение его в РСФСР и за границей. Затем был открыт институт белорусской культуры, Государственная библиотека и Центральный архив. Было создано издательство “Советская Беларусь”, где печатались книги, газеты и журналы на белорусском языке. Был открыт Белорусский государственный театр имени Я. Купалы, создавались техникумы и училища, где преподавание велось на белорусском языке. Совнарком РСФСР принял решение об откомандировании в распоряжение Наркомпроса БССР работающих в РСФСР белорусских работников культуры. Для издания белорусской литературы СНК РСФСР предоставил типографии Москвы и Петрограда и выделил соответствующие средства. ЦИК БССР обратился к Наркомпросу РСФСР с просьбой о выдаче из книгохранилищ РСФСР книг на белорусском языке или касающихся Белоруссии. Это ходатайство было удовлетворено. В 1924 г. на сессии ЦИК БССР принято постановление от 15 июля “О практических мероприятиях по проведению национальной политики” и официально объявлено о “белоруссизации, как о государственной политике”. Активную роль в процессе белоруссизации сыграли комиссия, созданная Президиумом ЦИК БССР во главе С.А. Хацкевичем, и комиссии при всех окружных исполкома. В течение 1924-1925 г.г. проводилась разъяснительная работа задач белоруссизации. И хотя в Белоруссии было 4 государственных языка (белорусский, русский, еврейский, польский), но особое внимание уделялось белорусскому языку. Сотрудники государственных учреждений должны были обязательно владеть русским и белорусским языками. К 1927 г. 80% государственных служащих владели белорусским языком. В частях Красной Армии на Беларуси вводилось изучение белорусского языка. В 20-е годы появилась целая плеяда выдающихся белорусских писателей и поэтов. В эти же годы появились кружки по изучению истории и природы своего края. В 1926 г. прошел I Всебелорусский краеведческий съезд. Всего в Беларуси было 240 краеведческих организаций. Они читали научные доклады, участвовали в экскурсиях и экспедициях, издавали рукописные сборники и журналы, собирали фольклорный материал. В это же время жили и работали такие выдающиеся представители белорусской культуры как Тишка Гартны, Горецкий, Жигулович, историки Ростовский, Игнатовский, В. Пичетва, кинорежиссер Тарич. В 1925/26 учебном году в 88 семилетних школах было введено преподавание полностью на белорусском языке, а в 3794 школах – частично. Учителя, обучавшие детей на польском, русском и еврейском языках, проходили подготовку по белорусскому языку в особых секциях института народного образования и на специальных курсах. Но в конце 20-х годов процесс белоруссизации был приостановлен. Тем не менее, белоруссизация имела определенное значение, так как содействовала развитию национальной культуры, языка, национальному возрождению.
I. Общие положения II. О предметах ведения Всебелорусского съезда Советов и ЦИК БССР III. О Всебелорусском съезде Советов IV. О ЦИКе БССР V. О СНК БССР VI. О народных комиссариатах БССР VII. О предметах ведения местной власти VIII. О съездах Советов IX. Об исполнительных комитетах X. О Советах рабочих, крестьянских и народных депутатов XI. Об избирательном праве XII. О производстве выборов XIII. О гербе, флаге и столице БССР
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.52 (0.009 с.) |