Развитие государства и права в Беларуси в XVI в.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие государства и права в Беларуси в XVI в.



а) Общественный строй в Беларуси в XVI в.

Классы

       
 
Феодалы
 
Феодально-зависимое население


Сословия

       
   


Шляхта Духовенство Мещане Простые люди
– князья; – паны радные; – паны _________; – шляхта-земляне; – застенковая шляхта; – безземельная шляхта. – католическое; – православное; – униатское. – великокняжеские мещане; – частновладель-ческие мещане; – мещане городов с магдебурским право – мещане городов без магдебурского права; – купцы; – ремесленники; – наемные рабочие; – домашняя прислуга. – великокняжеские крестьяне; – частновладельческие крестьяне; – крестьяне-бояре; – крестьяне-данники; – крестьяне тяглые; – крестьяне осадные; – крестьяне-огородники; – крестьяне-кутники; – крестьяне халунники; – крестьяне вольные (похожие); – крестьяне непохожие.

Комментарии:

 

В результате дальнейшего развития производственных сил и феодальных отношении в Беларуси, составлявшей большую часть ВКЛ, произошли значительные изменения в общественном строе. Это выразилось в формировании нового четвертого сословия – сословия простых людей, и углубления дифференциации в каждом классе, сословии. Последнее привело к появлению новых социальных групп, например, застенковая шляхта, униатское духовенство, наемные рабочие, крестьяне тяглые, похожие и другие. Социальная структура общества усложнилась, а взаимоотношения между классами, сословиями и социальными группами обострились, что зачастую приводило к социальным конфликтам в виде востаний или иных форм протеста (бегство крестьян из имений, поджог имения пана и т.п.). Наиболее значимым было восстание под руководством С. Наливайко в 1583-1595 гг.

Усиление эксплуатации крестьян проявилась не только в том, что они были изъяты из юрисдикции государственных органов и все дела крестьян частновладельческих рассматриваись феодалом или его администрацией, но и в увеличении произвола администрации в отношении крестьян (незаконные запреты, поборы, увеличение размера налогов, введение новых повинностей и т.д.). Более того, в новой социально-политической обстановке, сложившейся в XVI в., феодалы консолидируются и унифицируют феодальные повинности даже похожих вольных крестьян, например, соглошение землевладельцев Витебского воеводства о размерах повинностей и поборов с похожих крестьян 1531 г. Аналогичное соглашение землевладельцев Витебского повета оформлено в 1551 г.

 

Повинности похожих витебских крестьян

В 1531 г. В 1551 г.
Отдавать четвертую долю урожая или отрабатывать два дня в неделю барщину –––––––– // ––––––– // ––––––
Отдавать половину меда –––––––– // ––––––– // ––––––
Уплотить при уходе пожилое 12 грошей –––––––– // ––––––– // ––––––
Накосить 12 коп. Сена Отработать 8 толок в году
Отдать четвертую часть суммы за проданный дом при уходе, если дом построен из леса феодала – Оставить дом построенный из леса феодала; – семь дней весной строить во дворе феодала – семь дней зимой ходить на охоту и ловлю рыбы для феодала.

 

При этом устанавливалась ответственность феодала за нарушение положения Соглашения. “А если бы кто из всех тех сословий наших держал и водворял за собою вольных людей, довольствуясь более легкими повинностями, и в чем-нибудь нарушил сей устав или отступил от него и что было бы на него доказано и дознано, тот должен заплатить государю хорошо е.м. пени 50 коп. гр.”.

Злоупотребления и произвол должностных лиц в отношении великокняжеских крестьян приводили к разорению последних, что негативно сказывалось на состоянии государственной казны. 1 апреля 1557 г. принимается Устава на волоки, в которой четко определяются повинности бояр, слуг, ремесленников и крестьян, проживающих на великокняжеских (государственных) землях, и порядок их учета и контроля, осуществляемых ревизорами.

Особенностью общественного строя Беларуси XVI в. является наличие четвертого сословия – сословия простых людей, правовой статус которых хотя и значительно ниже сословия мещан, а тем более – шляхты, о чем прямо указано в арт. 10 раздела III Статута 1529 г., но его представители согласно арт. 9 раздела I Статута 1529 г. “равно а одностайным тым писаным правом мають сужоны быти”. Это положение было весьма прогрессивным. Более того, по Статуту 1566 г. сословие простых людей получило право участвовать в избрании государя (великого князя) наравне с другими сословиями (арт. 2 раздел III).

В XVI в. идет бурный процесс городообразования, который по многим причинам поддерживается центральной властью. И если в конце XV в. насчитывалось 48 городских поселений, то в конце XVI в. – 232. Колическто мещан увеличивается, а правовое положение большинства из них улучшается, т.к. значительное число городов и даже более мелких городских поселений получают привилей на магдебурское право, а вместе с ним и ряд существенных привилегий.

В XVI в. под воздействием различного рода обстоятельств обостряется до крайности религиозный вопрос. Остротой его в обществе прявящие круги попытались снять заключением в 1596 году Брестской церковной унии, которая действительно несколько сняла социальную напряженность в обществе, но не разрешила религиозную проблему. К тому же как результат этой унии возникла новая социальная группа – униацкое духовенство, что не только не содействовало консолидации этого сословия, но усилило внутрисословные противоречия.

Что же касается сословия шляхты, то их права и привилегии в основном остаются прежними. И с этой точки зрения, в правовом статусе этого властвующего сословия ничего не меняется. Но в действительности в результате процесса дифференциации в этом сословии увеличивается количество мелкой и средней шляхты, владевшей небольшим земельным наделом на праве собственности, появляется и увеличивается такая социальная ее группа как безземельная шляхта (шляхта – слуги, застенковая шляхта и др.). Следует также отметить, что во второй половине XVI в. вся шляхта получила права суда над населением, проживающим в их имениях. Государственные судьи могли рассматривать дела в отношении подвластных шляхте лиц только в том случае если владелец отказывался вообще разрешать суд.

Прогрессивным явлением в общественном строй XVI в. является не только улучшение и юридического, и экономического положения большинства жителей белорусских городов, но и то, что происходит правовое закрепление только одного источника невольного состояния – пленение, т.е. резко уменьшается количество челяди невольной. В Статуте 1588 г. записано: “Невольники вперед не мають быти з иншых причын, одно полоненики, а иншае челядь невольная и теж дети, потомки полонеников мають быти осаживаны на землях и разумены быти за отчичов” (арт.21 раздел XII).

Анализ тех изменений, которые происходят в общественном строе в XVI в., и правового положения различных социальных групп населения позволяет сделать вывод, что эти изменения происходят под воздействием различных причин, главной из которых является экономическая: постепенно в недрах феодального строя зарождаются ростки буржуазных производственных отношений.


б) Государственный строй в Беларуси в XVI в.


       
   
 
 

 

 


в) Высшие органы власти и управления в XVI в.

 

Монарх (господар)

(король польский и великий князь литовский, русский, пруский, жомойтский, мазовецкий и иных / – титолование по Статуту 1529 г.)

– избирался шляхтой, а с 1566 г. – всеми подданными

– заключал ряд-договор

– не обладал единоличной законодательной властью

– не обладал единоличной судебной властью

 

1.
 
 

 


Сейм

– выборочный представительный орган шляхты (по 1 депутату от повета).


 

 
 

 


Господар Рада Сейм
– оборона государства – организация армии – назначение и смещение должностных лиц – судебные функции – законодательные функции – и другие – руководство всеми центральными органами – охрана власти и интересов шляхты – контроль за деятельностью господаря – законодательные функции – судебные функции – назначение и смещение должностных лиц – общее руководство хозяйственной деятельностью – контроль за деятельностью всех должностных лиц – и другие. – вопросы войны и мира – принятие нормативных актов – введение новых и чрезвычайных налогов – судебные функции – выборы господаря.

 

 

 
 

 

 


Канцлер Подскарбий Земский гетман Земский маршал
– хранение государствен-ной печати – заведование канцелярией господаря – выдача документов с гос. канцелярии – предваритель-ное следствие по некоторым делам – другие. – Государствен-ная казна – заведование государствен-ными житни-цами – сдача в аренду гос. Имущества – и другие. – организация обороны государства – командова-ние войском – сбор войска в ополчение – комплекто-вание войска – снабжение войска – и другие. – надзор за соблюдением придворного этикета – полицейские функции в месте пребывания государя – и другие

 


 

 


г) Местные органы власти и управления в XVI в. и их компетенции.

В воеводстве В повете В волости
Воевода Поветовый староста Тиуны до XVI в. Державцы в XVI в
военные – судебные – полицейские – административные – хозяйственные функции – военные – судебные – полицейские – административные – хозяйственные функции – судебные – полицейские – административные – хозяйственные функции

 

Их помощники

Подвоевода Подстароста Войты
административные – судебные функции – административные – судебные функции сотники старцы
Каштелян Хоружий сорочники
– военные функции – военные функции дьяки
Ключники Ключники десятники
Конюшие Конюшие детские
Лесничие Лесничие и другие
Тиуны   Мостничие Тиуны   Мостничие – полицейские – судебные – хозяйственные функции
И другие И другие  
– хозяйственные функции – хозяйственные функции  

 


д) Принцип организации и деятельности государственного аппарата в XVI в.

 
 


Комментарии:

В государственном строе ВКЛ, составной частью которого являлась и Беларусь, произошли значительные изменения под воздействием объективных и субъективных причин. Завершился процесс складывания территории государства, унификации его административно-территориального деления в результате проведенной в 1564-1566 гг. административной реформы, что в конечном итоге привело к окончательному оформлению централизованного государства. Вся территория государства была разделена на 13 воеводств, которые в свою очередь делились на поветы. Воеводства были различны как по территории, так и по количеству населения или неодинаковое число поветов (от одного до пяти).

Централизованное государство сложилось, как и во многих других странах мира, в форме сословно-представительной монархии, для которой характерно наличие монарха, власть которого ограничена, и сословно-представительных органов, которые, как правило, совместно решают наиболее важные вопросы как внутренней, так и внешней политики. Поскольку эта форма правления всегда означает более высокий уровень развития феодальной демократии, то все аспекты создания и функционирования сословно-представительных органов ВКЛ, и их взаимоотношений с государем и его администрацией находят правовое закрепление. Но это происходит не сразу, а постепенно, по мере накопления опыта работы и диалектического процесса складывания самих сословно-представительных органов – великих вольных сеймов и поветовых сеймов –, о чем свидетельствуют нормы Статутов ВКЛ 1529, 1566, 1588 годов.

Государственный аппарат ВКЛ в XVI в. интенсивно развивается. В его развитии четко проявляются такие тенденции как усложнение структуры, увеличение количества, унификация местных органов, централизация. Именно во второй половине XVI в. завершается процесс складывания и правового закрепления основных звеньев государственного аппарата.

Во главе государства, как и прежде, стоял монарх (господар, великий князь литовский, король польский – Преамбула Статута 1529 года). Должность господара была выборной. При избрании господар заключал ряд-договор, в котором содержались обещания (соблюдать прежние законодательство страны, новые нормативные акты принимать только с панами-радами, сохранять прежние права и льготы различных категорий населения и прежние должности (врады) и т.д.) – Статут 1529 г., разделы I и III.

Власть господара была весьма ограниченной, т.к. он не обладал единоличной властью: любые важные вопросы решались обязательно с участием панов радных.

В XVI в. на престоле ВКЛ сменилось 5 великих князей: Александр I (1492-1506 гг.), Жигимонт (Сигизмунд) I Старый (1506-1548 гг.), Жигимонт (Сигизмунд) II Август (1544-1572 гг.), Стефан Баторий (1575-1582 гг.) и Жигимонт (Сигизмунд) III Ваза (1587-1632 гг.).

Вторым по значительности высшим органом была Рада – постоянно действующий коллегиальный орган, который фактически осуществлял реальную власть в государстве. В состав Рады входили крупные светские феодалы – паны радные, католические епископы (в первую очередь Виленский и Жмудский) и лица по должности (канцлер, гетман, земский, маршалок земский, маршалок дворный, поскартий земский и ряд друних должностных лиц). Численный состав Рады законодательно небыл определен, а на практике колебался от трех до сорока человек в зависимости от важности рассматриваемых вопросов. Компетенция Рады была столь широкой, что фактически ни один вопрос, относящийся к компетенции различных высших органов, не решался без его обсуждения в Раде.

Сейм ВКЛ как сословно-представительный орган окончательно сформировался именно в XVI в. В него входили представители шляхты, избираемые ежегодно от каждого повета по одному человеку. Но в работе сеймов помимо послов, избранных от шляхты, принимали участие господар, паны-радные, католические и православные епископы и лица, занимавшие высшие и местные врады.

По мере накопления опыта работы постепенно законодательно закрепляется порядок рассмотрения судебных дел на Сейме (арт.5 р.VI Статута 1529 г.), определяется исключительно его компетенция (арт.12 р.III Статута 1566 г.). Четко установленных сроков созыва Сеймов, место и продолжительности их проведения небыло. Они собирались по мере необходимости в разных городах (Вильне, Гродно, Слониме и др.) и могли продолжать работу в течение нескольких дней или месяцев, но чаще всего – в течение 2-4 недель.

Особенностью государственного аппарата ВКЛ являлось отсутствие коллегиальных отраслевых органов управления. Вместо них была создана довольно широкая система внешних и дворных должностей, основанных на принципах единоначалия, назначения, кормления, персональной ответственности, совмещения должностей и др. Например, Николай Радзивил в начале XVI в. занимал одновременно две государственные весьма значительные должности: земский маршал и воевода трокский, а затем канцлер и воевода виленский; а Юрий Радзивил в 30-х годах XVI в. – четыре должности: великий гетман, староста гродненский, наместник мозырский, державца лидский, скидальский, белицкий.

Среди высших должностных лиц государственного аппарата следует назвать канцлера, который заведывал государственной канцелярией и был хранителем большой государственной печати, без которой ни один нормативный акт не имел юридической силы. Он активно участвовал в разработке нормативных актов, следил за учетом всей входящей кореспонденции, поступающей на имя господара (жалобы, прошения, донесения, судебные дела и т.д.). В его подчинении был большой штат должностных лиц (врадников): подканцлер, писари, дьяки и др. Важнейшую роль в системе государственного аппарата занимал земский маршал, в обязанности которого входили контроль за соблюдением этикета при дворе господаря и охрана порядка не только во дворе великого князя, но и в любом месте его нахождения. Он руководил приемом послов, просителей с челобитными на имя государя; мог председательствовать на заседаниях вольного Сейма и Рады при отсутствии господара, Великого и Жмудского католических епископов; осуществлял рассмотрение судебных дел, связанных с совершением правонарушений во время работы Сейма и решал ряд других вопросов.

Все финансово-хозяйственные вопросы и государственная казна вцелом была в ведении земского подскарбия. Он ведал доходами и расходами государственной казны, сдачей в аренду государственного имущества, осуществлял общее управление всем государстенным имуществом и т.д. Его ближайшим помощником был дворный подскарбий, и множества скарбников, ревизоров, сборщиков налогов и т.д., ведающими по его указанию отдельными вопросами хозяйственно-финансовой деятельности.

Вооруженный силы ВКЛ были в ведении гетмана наивысшего (земского, великого). Он не только командовал войском и организовывал оборону или военный поход, но ведал вопросами сбора войска, его комплектованием, снабжением. В его подчинении были гетман польный, гетман дворный, веводы, хаштеляны, поветовые таросты и другие должностные лица.

Численность дворных врадов (должностей) была еще больше, чем земских, а их специализация – более узкой. Например, дворный подчаший, дворный подстолий, конюший, постельничий, крайчий, кухмистр, мечник, ловчий, ключники, подключие, стольники, чашники и т.д.

Система местных органов власти и управления сложилась не сразу, а постепенно, и ее унификация произошла в результате проведенной в 1564-1566 гг. административной реформы, в результате которой вся территория ВКЛ была разделена на 13 воеводств и 30 поветов. Последние в свою очередь состояли из волостей, сел и городов.

Во главе воеводства стоял воевода, назначаемый пожизненно господаром и Радой. Компетенция его была широкой. Он осуществлял военные, полицейские, административные и хозяйственные функции, опираясь на многочисленный штат местных должностных лиц, находящихся в его подчинении (подвоевода, хаштелян, тивуны, ключники, лесничие, мостничие и др.).

В повете главой администрации был поветовый староста, компетенция которого была аналогичной компетенции воеводы. Помощниками поветового старосты были подстароста, хоружий, ключники, лесничие, мостничие, тивуны и др.

Особенностью местного управления в воеводствал и поветах ВКЛ было наличие сословно-коллегиальных органов – сеймиков (соймиков), в работе которых могли принимать участие неограниченные ничем шляхтичи, проживающие в данном воеводстве или повете.

Как правило, поветовые сеймики собирались ежегодно, рассматривая вопросы общегосударственного и местного значения (размер местных податей, выбор местных судей и других лиц поветовой администрации, составляли инструкции-наказы для своих представителей, посылаемых на вольный Сейм, заслушивали отчеты о работе поветовых врадников и т.д.). Законодательное оформление порядок созыва поветовых сеймиков и их компетенция получили в Статуте 1566 г. (арт.5 раздела III).

Что же касается управления в городах, то особых изменений здесь по существу организации управления не произошло, но количество городов, получивших привилей на магдебурское право, значительно увеличилось. Право на самоуправление получили в XVI в. такие города как Новогрудок в 1511 году, Слоним в 1531 г., Речица в 1561 г., Родошковичи в 1569 г., Могилев и Мозырь в 1577 г., Пинск в 1581 г., Витебск в 1597 г. и др.

Несколько проще по структуре выглядела администрация в волости, возглавлял которую в XVI в. державца. Ему подчинялись сельские войты, сотники, сорочники, десятники, старцы, дьяки, детские и другие лица администрации власти.

Вся деятельность местной администрации была под постоянным контролем высших и дворных врадников отраслевого управления, посылавших на места с целью контроля специальных должностных лиц (ревизоров, сборщиковналогов, референдария, инстигатороа и др.).

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.011 с.)