Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание Великого княжества Литовского.

Поиск

 
 

 

 


Берестейская Наваградок Витебская

Виленская (конец XII-XIII вв.) Волынь

 

 

Гараденская Жмудь

 

Кобринская Вильня Киевщина

Лидская (XIV в.) Подлящье

Менская Полоцкая

Наваградская и др. земли

Пинская (княжества)

Слутская

Трокская

Туровская

Др. земли княжества

 
 


военно-

административных

округа (сер. XIV в.)

       
 
Виленский
 
Трокский

 

Комментарии:

Дальнейшее развитие производительных сил, упрочение феодальных производственных отношений вызвали углубление общественного разделения труда, что объективно повлекло за собой ускоренное развитие городов и торговли, что, в конечном счете, предопределило процесс ликвидации обособленности государств-княжеств и их объединение.

Наряду с внутренними экономическими причинами объединение государств-княжеств было ускоренно неблагоприятной внешней обстановкой, сложившейся в Восточной Европе в связи с начавшейся в первой половине XIII в. агрессией с северо-запада со стороны католических орденов крестоносцев и меченосцев, а с юго-востока – татар.

В силу указанных причин и того, что соседние белорусские, литовские, украинские княжества с древнейших времен находились в постоянных торговых и политических отношениях (общность торговых путей, культуры, религии, неоднократные совместные военные действия), объединение государств-земель поддерживалось всеми слоями общества, в том числе и крестьянством, которое больше всего страдало от феодальных междуусобных войн и внешней агрессии.

Процесс складывания Великого княжества Литовского как суверенного государства начался в конце XII в., когда объединились некоторые белорусские и литовские княжества, и продолжался в XII-XIV вв., когда в его состав вошли украинские и некоторые русские княжества. Столицей нового славянского государства в XII-XIII вв. был Новогрудок, а с XIV в. – Вильня. Территория ВКЛ составляла 900 тыс. кв. км, а границы его на севере соприкасались с Ливонией, Псковской и Новгородской землями, на Востоке – с Московским и Рязанским княжествами, на юго-востоке – с Золотой Ордой, на юге – с Крымским ханством, на юго-западе – с Молдавским государством, на западе – с Польшей и на северо-западе – с Орденом крестоносцев.

Государственное устройство и административно-территориальное деление ВКЛ сложилось не сразу, а по мере формирования самого государства.

В XII-XIII вв. территория ВКЛ делилась на две части: центральную (главную), земли граничащие (прислуживающиеся).

Центральную часть (политическое ядро государства) составляли Ошмянская, Браславская, Берестейская, Виленская, Волковысская, Городенская, Клецкая, Кобринская, Копыльская,Лидская, Менская, Мстиславская, Несвижская, Новоградская, Пинская, Речитская, Слонимская, Слуцкая, Трокская, Туровская и Унитская земли, в истории известных под общим термином “Литва”.

К землям прислушивающимся относились Витебская, Волынь, Жмудь, Киевская, Подкляшье, Подолье, Полоцкая, Смоленская, Чернивого-Северская и др.

В центральной части ВКЛ раполагался основной массив государственных великокняжеских земельных владений, а также владения крупных феодалов. Эта часть государства имела большую плотность населления с которого взымалась основная часть государственных налогов и из которого формировалась большая часть армии. В этой части государства находились и высшие органы государственной власти.

Земли, образовывавшие ВКЛ, сохраняли свои прежние границы. Усложнение административно-териториального деления ВКЛ произошло при вступлении на престол Альгерда (1345-1377 гг.), когда центральная часть в силу внешних причин была разделена на два военно-администативных округа – Виленский и Трокский. Сохранение в ВКЛ прежнего государственного устройства земель, анализ их правового статуса и взаимоотношений князя ВКЛ с местными князьями позволяют утверждать, что в этот период земли княжества пользовались широкой автономией.


4.2 Общественый строй Великого княжества Литовского.

 

 

               
   
Общественный строй
 
     
 
 

 

 


Феодалы Шляхта Князья

Феодально- Духовенство Паны радные

зависимое Мещане Паны коруговные

население Крупная шляхта

Мелкая шляхта

Купцы

Ремесленники

Крестьяне-данники

Крестьяне-огородники

Челядь невольная

и другие

 

 

Привилегии сословий

 

1. Шляхта 2. Духовенство 3. Мещане
Наиболее привилегированное неподатное сословие, права которого постоянно расширяются. Имеют права: владеть землей в неограниченном количестве и зависимыми людьми, беспошлинно вывозить продукцию своих хозяйств за границу, участвовать в управлении государством, судиться только своим шляхетским судом, подавать жалобы самому монарху и др. Освобождена от уплаты государственных налогов. Менее привилегированное, но также неподатное сословие. Имеют права: владеть землей и зависимыми людьми, судиться своим церковным судом, участвовать в управлении государством, подавать жалобы самому монарху и др. Освобождено от уплаты государственных налогов. Привилегированное, но податное сословие. Имели права: Владеть недвижимым имуществом, торговать, создавать свои сословные суды и городские органы самоуправления, свободно выбирать место жительства, участвовать в управлении государством и др. Обязаны были уплачивать государственные налоги и выполнять различного рода повинности. Размер налогов и виды повинностей зависели от правового статуса города, в котором они проживали.

 


 

       
   
Социальные группы крестьян
 
 

 


Тяглые Осадные Данники Слуги Огородники
Барщина 2 дня в неделю, натуральный оброк, серебщизна, толока, и др. повинности Денежный оброк (чинш) феодалу, серебщизна, толока и др. повинности. Денежный оброк государству, повинности. Военная или путная служба. Барщина 1 день в неделю, толока.

 

       
   
 
 

 

 


Комментарии:

Общественный строй.

Под воздействием развития феодальных отношений социальная структура общества усложнилась: помимо оформления основных классов – феодалов и феодально-зависимого населения – сложилась новая социальная общность – феодальное сословие – шляхта, духовенство, мещане – и возникли новые социальные группы населения (крестьяне осадные, крестьяне-бояре, мещане городов с магдебургским правом, паны коруговные и много других).

Великий князь не принадлежал ни к одному из феодальных сословий, но его правовой статус был самым высоким: он обладал всей полнотой имущественных и личных прав, а также обладал большим объемом политических прав.

Особенностью общественного строя ВКЛ являлось наличие различного статуса православных и католических феодалов, православного и католического духовенства, что создавало дополнительную социальную напряженность в обществе.

Вопрос о консолидации складывающегося сословия шляхты был разрешен привилеем 1432 г., которым уравняли в правах феодалов православных с феодалами католическими, тем самым заложив основу юридического оформления сословия шляхты, объединив в этом сословии всех феодалов независимо от вероисповедания. Именно в XV в. окончательно в писаном праве закрепляются привилегии класса феодалов и оформляется правовой статус шляхты. Привилей Казимира 1447 г. значительно расширил права и привилегии шляхты.

Что касается духовенства, то правовое его оформление как сословия началось с принятия привилея от 22 февраля 1387 г., когда имения и проживающее в них феодально-зависимое население освобождаются от податей и повинностей в пользу государства. Более того, различные категории населения, проживающие на землях, принадлежащих католическому духовенству, изымаются из юрисдикции государственных судебных органов и передаются в ведение церковных судов.

Крестьяне как и прежде составляли основную массу феодально-зависимого населения, но правовое положение их значительно ухудшилось. Произошло правовое оформление их крепостной зависимости, усилилась их эксплуатация, увеличилось число частновладельческих крестьян. Крестьяне в зависимости от повинностей делились на тяглых, осадных, данников, слуг, огородников; В зависимости от принадлежности – государственных, церковных и помещичьих; по степени феодальной зависимости – непохожие и похожие.

Особую роль в закрепощении крестьян сыграл общеземский привилей Казимира 1447 г. Согласно арт. 12 феодал получил право суда над своими крестьянами, т.е. частновладельческие крестьяне были исключены из юрисдикции государственных органов и отданы в полную власть феодала; а арт. 11 устанавливает запрет на переход частновладельческих крестьян в разряд государственных и наоборот.

Идея полного бесправия рабов (калонов, челяди невольной) продолжает господствовать в праве, которое не признает челядь невольную субъектом права.

Значительные изменения происходят и в правовом положении городского населения, которое оформляется в привилегированное сословие. Этому способствуют не только дальнейшее развитие феодальных отношений, но и распространение на территории ВКЛ магдебургского права путем выдачи великими князьями грамот, закреплявших различные привилегии лицам конкретного города, четко определяющие их обязанности и взаимоотношения с государственными органами.

Мещане, проживающие в городах, не имеющих привилей на магдебургское право, хотя и относились к привилегированному сословию, но были в худшем положении, ибо как и феодально-зависимые крестьяне находились под властью либо государства, либо частного феодала (князя, пана, боярина, монастыря, церкви). Но горожане, независимо от правового статуса, одновременно были и податным феодально-зависимым населением.

К богатым мещанам относились купцы и ремесленники, а положение большей части мещан было почти таким же, как и феодально-зависимого крестьянина. В самом же худшем положении, которое напоминало положение челяди невольной, были наробки и наймиты.

 


4.3 Магдебургское право.

 

 

 
 

 


Магдебургское право – феодальное городское право, первоначально возникшее в XII в. в Восточной Германии в г. Магдебурге и получившее распространение в ВКЛ в XIV-XVII вв. Ко второй половине XVII в. большинство городов Беларуси получили привилей на магдебургское право. В XIV-XV вв. такими городами были Брест (1390), Гродно (1391), Слуцк (1441), Высокое (1494), Полоцк (1498), Минск (1499). Грамота на магдебургское право предусматривала: 1) создание специальных органов самоуправления; 2) организацию ремеслен-ности и торговой деятельности мещан; 3) ограничение власти государственных органов; 4) право мещан на свой городской суд и особое городское право. Отменено действие магдебур-ского права в Беларуси после присоединения ее территории к России указами Екатерины II: в Могилевской губернии в 1775 г., на территории Минской губернии и Западной Беларуси – в 1795 г.

Привилей на магдебургское право г. Менску (1499)

 

Привилегии: – судиться только своим судом; – судиться не по общему, а по магдебургскому праву; – право подачи жалобы великому князю; – освобождение от подводной повинности; – освобождение от сторожевой повинности; – иметь ___________ и __________, доходы от которых поступали в городскую казну; – рубить деревья для строительства домов и отопления в государственных борах и пущах. – иметь лазню, доходы от которой поступали в городскую казну; – строить ратушу, храмницу, _________ хлебные и камору помтригальную, млын; – иметь свое местское знамя; – избирать орган самоуправления. Органы городского управления: – ратуша – орган управления и суда, куда входили войт и 12 радцев, которые ежегодно из своего состава избирали 2 бурмистров.  

Феодальные повинности


– эжегодно вносить в государственную казну 60 коп. грошей;

– чинш порчемный;

– уплата серебщизны великой и малой при условии, если ее платят все города и волости;

– содержать в надлежащем состоянии старый млын, пошлины с которого посылались в государственную казну.

 

Комментарии:

В годы средневековья белорусские города были центрами ремесла, торговли, культуры, администрации и оборонительных сооружений. В XIV-XV вв. многие из них получили право на самоуправление, так называемое магдебургское право (от названия немецкого города Магдебург, который в XIII в. получил право на самоуправление).

Привилеи на самоуправление, которые выдавались за подписью великого князя, не противоречили традиционному местному праву, а позже – белорусским общеимперским законам и тем более не отменяли их. Они только расширяли и обогацщали обычное право. Магдебургское право было своеобразной частью законодательства ВКЛ. Поскольку не все белорусские города имели магдебургское право, то наличие его можно назвать еще и отличительной чертой белорусского городского права.

Первым на территории Беларуси магдебургское право получил Брест (1390), потом Гродно (1391), Слуцк (1441), Высокое (1494), Полоцк (1498), Минск (1499). До второй половины XVII в. магдебургское право получили почти все более или менее значительные города и местечки (более 50). Этому способствовало то, что ВКЛ постоянно подвергалась нападениям, и государство было заинтересовано в образовании городов в форпосты своей обороны. Получая магдебургское право, граждане в случае войны выходили охранять не только государство, но и свою “городскую независимость”, свои свободы.

По магдебургскому праву вместо многочисленных натуральных повинностей горожане платили один денежный налог, размер коиорого был четко определен. Они освобождались от суда и власти великокняжеских чиновников, что в значительной мере укрепляло неприкосновенность имущества и свободы экономической деятельности горожан. Горожане могли заниматься ремеслом, тороговлей и земледелием, выбирать городской орган власти – магистрат, ратуши, создавать ремесленные объединения – цехи. Предусматривались и определенные в области торговли льготы. Так, мещане Полоцка, Вильни и др. городов с магдебургским правом освобождались от торговых пошлин на территории всего ВКЛ. Города с магдебургским правом в отличие от обычных городов имели право до 4 раз в год ярмарки, на которых приезжие купцы должны были продавать товар только оптом, от чего город имел определенную выгоду. Великий князь был заинтересован в переходе городов на самоуправление и укреплении их экономического положения: чем богаче был город, тем стабильнее налоги поступали в государственую казну. Кроме того, жители городов с магдебургским правом за представленные им гражданские права возлагали на себя дополнительные обязанности, в частности, ремонтировать и обнавлять за свой счет оборонительные сооружения, что также было выгодно государству.

Согласно привилею на магдебургское право в городе создавались органы самоуправления, независимые от воевод и старост. Городское управление – магистрат, ратушу – возглявлял войт из шляхты или богатых мещан, возглавляемый великим князем. Это был выборный орган самоуправления. Он собирал налоги, выпеолнял судебные функции, управлял общественными работами, осуществлял контроль за торговлей, принимал в городскую общину новых мещан и т.д.

Магистрат (ратуша) состоял из 2-х структурных частей: городской рады, куда входили 12-20 мещан-радцев, избираемых из законорожденных, проживающих в городе богатых мещан. Не выбирались нехристиане, бедняки, калеки и чужаки. Радцы из своей среды избирали 2, 4, 6 бурмистров, которые и руководили повседневной текущей работой рады; лавы, куда помимо войта, входили избираемые лавники. Лава действовала чаще всего как судебный орган, рассматривая уголовные дела, а рада и управляла городом, и рассматривала гражданские дела мещан.

При органах самоуправления находились и другие должностные лица.


4.4 Государственный строй ВКЛ в конце XII- первой половине XV вв.

 

 

Форма правления
Складывающаяся сословно-представительная монархия

 
 

 


Государственное устройство
Относительно унитарное государство с такими административно-территориальными единицами как земли и части

 
 

 


Политический режим
Демократический, за исключением времени, когда имели место восстания или оборонительные войны.

 
 

 

 

Комментарии:

Государственный строй.

ВКЛ по форме правления – феодальная монархия, во главе стоял государь, который назывался великим князем, реже – королем. Первый титул короля носил Миндовг после коронации в Новгороде в 1253 г. Правовой статус монарха в ВКЛ в XIII-XV вв. характеризовался концентрированием в его руках широких властных полномоцчий. Он командовал вооруженными силами, управлял внешней политикой, выдавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял контроль за управлением финансово-хозяйственной деятельностью. Но власть великого князя не была абсолютной и ограничивалась верхами класса феодалов, которые, владея огромными усадьбами, имели большое количество вассалов – зависимых людей, некоторые из них входили в состав рады ВКЛ. Кроме того, власть великого князя ограничивалась соймом.

Осуществляя свою власть, князь опирался на должностных лиц центрального и местного управления, а также других крупных феодалов, которые были его ближайшими советниками – составляли его раду. В раду входили ближайшие родственники великого князя, некоторые князья-вассалы, должностные лица центрального и даже местного государственного аппарата. В состав рады на должности входили и представители духовенства.

Сойм, как законодательныйорган ВКЛ, берет начало с древнейших вечевых собраний, которые при феодализме превратились в сословно-представительные органы. Кроме того соймом назывались и другие собрания, например, собрание фителей города или поветовой шляхты. На сойм приглашались все епископы, князья вассальных княжеств, должностные лица центральных и местных органов управления, а также феодалы, которые пожелали присутствовать. Порядок созыва и работы сойма до XVI в. регулировался не законами, а обычным правом. Решения на сойме принимались, как правило, государем и радой. В XVI в. законодаельные функции сойма и феодалов, на нем присутствующих, чуть увеличились, однако все решения готовились руководящими верхами, это значит государем и радой.

К высшим служебным особам относился маршал. Он следил за сохранением порядка и этикета при дворе великого князя, старшинствовал на заседаниях сойма и рады, объявлял решения государя, сойма и рады, осуществлял правосудие в отношении особ, виновных в преступлении в месте присутствия государя или на сойме. Помощником князя в командовании армией был гетман, воевода, которые могли осуществлять суд над подчиненными. Позднее воеводами начали называться руководители местной администрации. Финансовые вопросы были в ведении подскарбия земского. Функции дворцовой администрации исполняли коморники, ведавшие имуществом князя; стольники; мечник и др. должностные лица.

Местные органы управления возглавлялись князьями-вассалами, воеводами-наместниками, тиунами. Отдельные обязанности были у ключников, городничих, лесничих. Коллегиальными органами на местах оставались сходы, вече, соймы, копы, которые разрешали важные актуальные вопросы.

Непосредственное управление в селах осуществляли старцы, сотские, десятники.


4.5 Право Великого княжества Литовского в конце XII-XV вв.

 

 

Источники

       
   


Нормативный акт Правовой обычай Правовой прецедент Нормативный договор

 

Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Гойским берегом 1229 г.
общеземские

грамоты

 

постановления

сейма

 

грамоты

городам

 

договоры

 

судебник 1468 г.

 

 

Источники Отрасли права
– правовой обычай; – правовой прецедент; – нормативный обычай. – гражданское; – уголовное; – процессуальное; – административное.

 

 

Виды договоров

 
 


Купли-продажи Займа Перевозок

 

 

Виды преступлений

 
 


Против личности Против имущества Против нравственности

 

 

Виды наказаний

 
 


Смертная казнь Лишение свободы Имущественные

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.216 (0.017 с.)