ЗНАЧЕНИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ НАУКИ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РБ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЗНАЧЕНИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ НАУКИ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РБ.



ЗНАЧЕНИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ НАУКИ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РБ.

МЕТОДЫ

ВСЕОБЩИЕ ОБЩИЕ ЧАСТНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ
  1) ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ 2) ИСТОРИЧЕСКИЙ 3) МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ 4) ОПИСАТЕЛЬНЫЙ 5) СИСТЕМНЫЙ     1) АНАЛИЗ 2) СИНТЕЗ 3) ИНДУКЦИЯ 4) ДЕДУКЦИЯ   1) СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ 2) ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЙ   1) СТАТИСТИЧЕСКИЙ 2) СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ 3) КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ

 

Комментарии:

 

1. История государства и права Б – это наука об изучении одной из сторон прошлого нашего народа, в частности государственно-правовой надстройки белорусского народа в определенный промежуток времени. Без фундаментального знания историко-правовых явлений и ясного понимания всего хода истории невозможно иметь твердое мировоззрение. Исторический анализ законодательства необходим для правильного усвоения действующих норм права и для критической оценки устаревших норм.

2. Предметом изучения ИГПБ являются общие закономерности и особенности возникновения, становления и развития государства и права у белорусского народа в определенный промежуток времени.

3. Задачи науки и учебного курса:

3.1 Изучение конкретных причин и конкретного процесса возникновения и развития государства и права у белорусского народа в определенное время;

3.2 Точное, систематичное изложение основных фактов и событий, вызывавших изменения в государстве и праве;

3.3 Научное объяснение государственно-правовых явлений и выявление основных тенденций их развития.

4. ИГПБ, выполняя свои задачи, использует различные методы. Данная наука легла в основу аналогичного учебного курса.

5. История государства и права как наука помогает вырабатывать и формировать профессиональное (юридическое) мышление:

5.1 Логическое;

5.2 Аналитическое;

5.3 Критическое.


2. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНХ СЛАВЯН.

Основной массив славянства на территории Беларуси.
дреговичи кривичи радимичи
Причины возникновения государства у восточных славян

Экономические: Социальные: Политические:
1. Производство и использование железных орудий труда. 2. Отделение земледелия от животноводства. 3. Развитие торговли и расширение внутреннего и внешнего рынка 1. Появление в обществе людей богатых и бедных, состоятельных и малоимущих, свободных и рабов. 2. Появление и выделение родовой знати. 3. Появление иностранцев. 1. Возникновение противоречий между различными социальными группами. 2. Защита территории и населения от внешнего вмешательства. 3. Необходимость ведения захватнических войн.

 

Комментарии:

 

В первых столетиях нашей эры народы Восточной Европы уже имели торговые отношения не только внутри своего региона, но и с народами далеких стран, о чем свидетельствуют найденные старинно-римские монеты на территории Беларуси

Наличие пашенного земледелия, ремесленного производства и торгово-экономических связей у народов Восточной Европы в начале нашей эры позволяет сделать вывод о значительном разделении труда.

При решении вопроса о времени происхождения государственности у восточных славян, надо выделить время революционного переворота в общественных отношениях, который произошел вслед за переворотом в производственных отношениях. Таким переворотом в производственных отношениях было использование железных орудий труда. Начало производства и использования железных орудий труда на территории Беларуси датируется VII-V вв. до нашей эры. К этому времени, как видно, можно отнести и устойчивое разделение общества на классы.

На рубеже нашей эры шел процесс становления рабовладельческого строя. Однако этот строй на территории Беларуси не получил своего классического развития.

К IX в. нашей эры на территории Беларуси появляются укрепленные поселения – “паселiшча гарадоў - замкаў”.

Таким образом, становление государственности у восточных славян проходило в течение длительного периода времени под влиянием в основном экономических, политических и социальных внутренних причин, хотя и внешние причины сыграли свою роль. Это происходило длительный период времени (с VII-VI вв. до нашей эры и до VIII-IX вв. нашей эры). Поведение населения в этот период регулировалось обычным правом и правилами, предписанными языческой религией.


Схема №1.

 

Земли-княжества на территории Беларуси в IX-XII вв.

 

Полоцкое княжество Городненское княжество

 

Берестейская земля Лидское княжество

 

Турово-Пинское княжество Минское княжество

 

Друцкое княжество Другие княжества

 

Схема №2.

 

Общественный строй

       
 
   
 
Социальные группы
Классы

 

 


Феодалы князья

бояре

феодально-зависимое население духовенство

купцы

ремесленники

простые люди

крестьяне

холопы

челядь

другие

 

Схема №3.

 

 
 

 


Схема №4.

 
 

 

Комментарии:

Политический строй.

В начале этого периода термина “государство” не существовало, а использовалось ряд других терминов: “земля”, “город”, “княжество”. Преобладали мелкие государства-княжества, которые по мере развития феодальных отношений объединялись над протекторатом более сильных княжеств или сливались с ними как на основе добровольных соглашений, так и по принуждению.

Высшими органами были князь, совет (рада), вече (сейм). Функции дворцово-вотчинных органов выполняли ключники, тысяцкие, войские, а местные органы были представлены наместниками, ваюстелями и старцами.

По форме правления “княжества” были монархией. Князь был главой государства и дворцовой администрацией. Имея право решать все вопросы, он вместе с тем важные вопросы (сбор дани, ополчения, организация военного похода и т.п.) решал только после обсуждения их в совете или на вече, т.е. власть монарха была ограниченной. К тому же князь должен был учитывать и мнение представителей православной церкви: епископа, игумена.

Идеологической основой существующей власти было православие. Церковь и духовенство активно участвовали в политической жизни государства и общества, сосредоточив в своих руках вопросы образования, брака, семьи, опеки и нравственности.

 

Общественный строй.

Классовая структура общества в этот период еще четко не сложилась. Шло формирование 2-х основных классов: Феодалов и феодально-зависимых людей. В силу многоукладности экономики существовали такие социальные группы как колоны, челядь и свободные люди. Последние не находились в зависимости от отдельных феодалов, а выполняли повинности и платили феодальную ренту в пользу государства. Социальная структура общества была довольно пестрой: князья, бояре, духовенство, купцы, ремесленники, сильные мужи, крестьяне, простые люди, колоны и др.

Но даже в начальный период развития феодальных отношений феодально-зависимое население уже уплачивало подати или дань и выполняло различного рода повинности (подводную, мостовую, дорожную, сторожевую и др.) в пользу феодала или государства.

Право.

В древности доминирующим было обычное неписаное право, источником которого были обычаи, возникшие для регулирования общественных отношений и санкционированы государством. Оно складывалось по мере формирования государства, которое, прежде всего, поддерживало выгодные господствующему классу правила поведения, что в конечном итоге привело к тому, что право и справедливость стали несовместимы.

По мере усиления социальной напряженности в обществе и его феодализацией возникла необходимость в более четкой регламентации всех сторон общественной жизни, что можно было осуществить только с помощью писаного права, нормы которого в некоторой степени ограничивали произвол феодальной администрации.

Характерными чертами раннефеодального права были формальное равноправие свободных людей и мягкость наказаний. Но в это время право предусматривало определенные привилегии феодалов и закрепляло полное бесправие рабов.

Писаное право не заменяло обычное право. Оно действовало наряду с ним, дополняя его или изменяя отдельные нормы.

Первыми нормативными актами писаного права были грамоты князей, договоры.


ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ПРАВО БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО (конец XII – XV вв.)

Привилегии сословий

 

1. Шляхта 2. Духовенство 3. Мещане
Наиболее привилегированное неподатное сословие, права которого постоянно расширяются. Имеют права: владеть землей в неограниченном количестве и зависимыми людьми, беспошлинно вывозить продукцию своих хозяйств за границу, участвовать в управлении государством, судиться только своим шляхетским судом, подавать жалобы самому монарху и др. Освобождена от уплаты государственных налогов. Менее привилегированное, но также неподатное сословие. Имеют права: владеть землей и зависимыми людьми, судиться своим церковным судом, участвовать в управлении государством, подавать жалобы самому монарху и др. Освобождено от уплаты государственных налогов. Привилегированное, но податное сословие. Имели права: Владеть недвижимым имуществом, торговать, создавать свои сословные суды и городские органы самоуправления, свободно выбирать место жительства, участвовать в управлении государством и др. Обязаны были уплачивать государственные налоги и выполнять различного рода повинности. Размер налогов и виды повинностей зависели от правового статуса города, в котором они проживали.

 


 

       
   
Социальные группы крестьян
 
 

 


Тяглые Осадные Данники Слуги Огородники
Барщина 2 дня в неделю, натуральный оброк, серебщизна, толока, и др. повинности Денежный оброк (чинш) феодалу, серебщизна, толока и др. повинности. Денежный оброк государству, повинности. Военная или путная служба. Барщина 1 день в неделю, толока.

 

       
   
 
 

 

 


Комментарии:

Общественный строй.

Под воздействием развития феодальных отношений социальная структура общества усложнилась: помимо оформления основных классов – феодалов и феодально-зависимого населения – сложилась новая социальная общность – феодальное сословие – шляхта, духовенство, мещане – и возникли новые социальные группы населения (крестьяне осадные, крестьяне-бояре, мещане городов с магдебургским правом, паны коруговные и много других).

Великий князь не принадлежал ни к одному из феодальных сословий, но его правовой статус был самым высоким: он обладал всей полнотой имущественных и личных прав, а также обладал большим объемом политических прав.

Особенностью общественного строя ВКЛ являлось наличие различного статуса православных и католических феодалов, православного и католического духовенства, что создавало дополнительную социальную напряженность в обществе.

Вопрос о консолидации складывающегося сословия шляхты был разрешен привилеем 1432 г., которым уравняли в правах феодалов православных с феодалами католическими, тем самым заложив основу юридического оформления сословия шляхты, объединив в этом сословии всех феодалов независимо от вероисповедания. Именно в XV в. окончательно в писаном праве закрепляются привилегии класса феодалов и оформляется правовой статус шляхты. Привилей Казимира 1447 г. значительно расширил права и привилегии шляхты.

Что касается духовенства, то правовое его оформление как сословия началось с принятия привилея от 22 февраля 1387 г., когда имения и проживающее в них феодально-зависимое население освобождаются от податей и повинностей в пользу государства. Более того, различные категории населения, проживающие на землях, принадлежащих католическому духовенству, изымаются из юрисдикции государственных судебных органов и передаются в ведение церковных судов.

Крестьяне как и прежде составляли основную массу феодально-зависимого населения, но правовое положение их значительно ухудшилось. Произошло правовое оформление их крепостной зависимости, усилилась их эксплуатация, увеличилось число частновладельческих крестьян. Крестьяне в зависимости от повинностей делились на тяглых, осадных, данников, слуг, огородников; В зависимости от принадлежности – государственных, церковных и помещичьих; по степени феодальной зависимости – непохожие и похожие.

Особую роль в закрепощении крестьян сыграл общеземский привилей Казимира 1447 г. Согласно арт. 12 феодал получил право суда над своими крестьянами, т.е. частновладельческие крестьяне были исключены из юрисдикции государственных органов и отданы в полную власть феодала; а арт. 11 устанавливает запрет на переход частновладельческих крестьян в разряд государственных и наоборот.

Идея полного бесправия рабов (калонов, челяди невольной) продолжает господствовать в праве, которое не признает челядь невольную субъектом права.

Значительные изменения происходят и в правовом положении городского населения, которое оформляется в привилегированное сословие. Этому способствуют не только дальнейшее развитие феодальных отношений, но и распространение на территории ВКЛ магдебургского права путем выдачи великими князьями грамот, закреплявших различные привилегии лицам конкретного города, четко определяющие их обязанности и взаимоотношения с государственными органами.

Мещане, проживающие в городах, не имеющих привилей на магдебургское право, хотя и относились к привилегированному сословию, но были в худшем положении, ибо как и феодально-зависимые крестьяне находились под властью либо государства, либо частного феодала (князя, пана, боярина, монастыря, церкви). Но горожане, независимо от правового статуса, одновременно были и податным феодально-зависимым населением.

К богатым мещанам относились купцы и ремесленники, а положение большей части мещан было почти таким же, как и феодально-зависимого крестьянина. В самом же худшем положении, которое напоминало положение челяди невольной, были наробки и наймиты.

 


4.3 Магдебургское право.

 

 

 
 

 


Магдебургское право – феодальное городское право, первоначально возникшее в XII в. в Восточной Германии в г. Магдебурге и получившее распространение в ВКЛ в XIV-XVII вв. Ко второй половине XVII в. большинство городов Беларуси получили привилей на магдебургское право. В XIV-XV вв. такими городами были Брест (1390), Гродно (1391), Слуцк (1441), Высокое (1494), Полоцк (1498), Минск (1499). Грамота на магдебургское право предусматривала: 1) создание специальных органов самоуправления; 2) организацию ремеслен-ности и торговой деятельности мещан; 3) ограничение власти государственных органов; 4) право мещан на свой городской суд и особое городское право. Отменено действие магдебур-ского права в Беларуси после присоединения ее территории к России указами Екатерины II: в Могилевской губернии в 1775 г., на территории Минской губернии и Западной Беларуси – в 1795 г.

Привилей на магдебургское право г. Менску (1499)

 

Привилегии: – судиться только своим судом; – судиться не по общему, а по магдебургскому праву; – право подачи жалобы великому князю; – освобождение от подводной повинности; – освобождение от сторожевой повинности; – иметь ___________ и __________, доходы от которых поступали в городскую казну; – рубить деревья для строительства домов и отопления в государственных борах и пущах. – иметь лазню, доходы от которой поступали в городскую казну; – строить ратушу, храмницу, _________ хлебные и камору помтригальную, млын; – иметь свое местское знамя; – избирать орган самоуправления. Органы городского управления: – ратуша – орган управления и суда, куда входили войт и 12 радцев, которые ежегодно из своего состава избирали 2 бурмистров.  

Феодальные повинности


– эжегодно вносить в государственную казну 60 коп. грошей;

– чинш порчемный;

– уплата серебщизны великой и малой при условии, если ее платят все города и волости;

– содержать в надлежащем состоянии старый млын, пошлины с которого посылались в государственную казну.

 

Комментарии:

В годы средневековья белорусские города были центрами ремесла, торговли, культуры, администрации и оборонительных сооружений. В XIV-XV вв. многие из них получили право на самоуправление, так называемое магдебургское право (от названия немецкого города Магдебург, который в XIII в. получил право на самоуправление).

Привилеи на самоуправление, которые выдавались за подписью великого князя, не противоречили традиционному местному праву, а позже – белорусским общеимперским законам и тем более не отменяли их. Они только расширяли и обогацщали обычное право. Магдебургское право было своеобразной частью законодательства ВКЛ. Поскольку не все белорусские города имели магдебургское право, то наличие его можно назвать еще и отличительной чертой белорусского городского права.

Первым на территории Беларуси магдебургское право получил Брест (1390), потом Гродно (1391), Слуцк (1441), Высокое (1494), Полоцк (1498), Минск (1499). До второй половины XVII в. магдебургское право получили почти все более или менее значительные города и местечки (более 50). Этому способствовало то, что ВКЛ постоянно подвергалась нападениям, и государство было заинтересовано в образовании городов в форпосты своей обороны. Получая магдебургское право, граждане в случае войны выходили охранять не только государство, но и свою “городскую независимость”, свои свободы.

По магдебургскому праву вместо многочисленных натуральных повинностей горожане платили один денежный налог, размер коиорого был четко определен. Они освобождались от суда и власти великокняжеских чиновников, что в значительной мере укрепляло неприкосновенность имущества и свободы экономической деятельности горожан. Горожане могли заниматься ремеслом, тороговлей и земледелием, выбирать городской орган власти – магистрат, ратуши, создавать ремесленные объединения – цехи. Предусматривались и определенные в области торговли льготы. Так, мещане Полоцка, Вильни и др. городов с магдебургским правом освобождались от торговых пошлин на территории всего ВКЛ. Города с магдебургским правом в отличие от обычных городов имели право до 4 раз в год ярмарки, на которых приезжие купцы должны были продавать товар только оптом, от чего город имел определенную выгоду. Великий князь был заинтересован в переходе городов на самоуправление и укреплении их экономического положения: чем богаче был город, тем стабильнее налоги поступали в государственую казну. Кроме того, жители городов с магдебургским правом за представленные им гражданские права возлагали на себя дополнительные обязанности, в частности, ремонтировать и обнавлять за свой счет оборонительные сооружения, что также было выгодно государству.

Согласно привилею на магдебургское право в городе создавались органы самоуправления, независимые от воевод и старост. Городское управление – магистрат, ратушу – возглявлял войт из шляхты или богатых мещан, возглавляемый великим князем. Это был выборный орган самоуправления. Он собирал налоги, выпеолнял судебные функции, управлял общественными работами, осуществлял контроль за торговлей, принимал в городскую общину новых мещан и т.д.

Магистрат (ратуша) состоял из 2-х структурных частей: городской рады, куда входили 12-20 мещан-радцев, избираемых из законорожденных, проживающих в городе богатых мещан. Не выбирались нехристиане, бедняки, калеки и чужаки. Радцы из своей среды избирали 2, 4, 6 бурмистров, которые и руководили повседневной текущей работой рады; лавы, куда помимо войта, входили избираемые лавники. Лава действовала чаще всего как судебный орган, рассматривая уголовные дела, а рада и управляла городом, и рассматривала гражданские дела мещан.

При органах самоуправления находились и другие должностные лица.


4.4 Государственный строй ВКЛ в конце XII- первой половине XV вв.

 

 

Форма правления
Складывающаяся сословно-представительная монархия

 
 

 


Государственное устройство
Относительно унитарное государство с такими административно-территориальными единицами как земли и части

 
 

 


Политический режим
Демократический, за исключением времени, когда имели место восстания или оборонительные войны.

 
 

 

 

Комментарии:

Государственный строй.

ВКЛ по форме правления – феодальная монархия, во главе стоял государь, который назывался великим князем, реже – королем. Первый титул короля носил Миндовг после коронации в Новгороде в 1253 г. Правовой статус монарха в ВКЛ в XIII-XV вв. характеризовался концентрированием в его руках широких властных полномоцчий. Он командовал вооруженными силами, управлял внешней политикой, выдавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял контроль за управлением финансово-хозяйственной деятельностью. Но власть великого князя не была абсолютной и ограничивалась верхами класса феодалов, которые, владея огромными усадьбами, имели большое количество вассалов – зависимых людей, некоторые из них входили в состав рады ВКЛ. Кроме того, власть великого князя ограничивалась соймом.

Осуществляя свою власть, князь опирался на должностных лиц центрального и местного управления, а также других крупных феодалов, которые были его ближайшими советниками – составляли его раду. В раду входили ближайшие родственники великого князя, некоторые князья-вассалы, должностные лица центрального и даже местного государственного аппарата. В состав рады на должности входили и представители духовенства.

Сойм, как законодательныйорган ВКЛ, берет начало с древнейших вечевых собраний, которые при феодализме превратились в сословно-представительные органы. Кроме того соймом назывались и другие собрания, например, собрание фителей города или поветовой шляхты. На сойм приглашались все епископы, князья вассальных княжеств, должностные лица центральных и местных органов управления, а также феодалы, которые пожелали присутствовать. Порядок созыва и работы сойма до XVI в. регулировался не законами, а обычным правом. Решения на сойме принимались, как правило, государем и радой. В XVI в. законодаельные функции сойма и феодалов, на нем присутствующих, чуть увеличились, однако все решения готовились руководящими верхами, это значит государем и радой.

К высшим служебным особам относился маршал. Он следил за сохранением порядка и этикета при дворе великого князя, старшинствовал на заседаниях сойма и рады, объявлял решения государя, сойма и рады, осуществлял правосудие в отношении особ, виновных в преступлении в месте присутствия государя или на сойме. Помощником князя в командовании армией был гетман, воевода, которые могли осуществлять суд над подчиненными. Позднее воеводами начали называться руководители местной администрации. Финансовые вопросы были в ведении подскарбия земского. Функции дворцовой администрации исполняли коморники, ведавшие имуществом князя; стольники; мечник и др. должностные лица.

Местные органы управления возглавлялись князьями-вассалами, воеводами-наместниками, тиунами. Отдельные обязанности были у ключников, городничих, лесничих. Коллегиальными органами на местах оставались сходы, вече, соймы, копы, которые разрешали важные актуальные вопросы.

Непосредственное управление в селах осуществляли старцы, сотские, десятники.


4.5 Право Великого княжества Литовского в конце XII-XV вв.

 

 

Источники

       
   


Нормативный акт Правовой обычай Правовой прецедент Нормативный договор

 

Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Гойским берегом 1229 г.
общеземские

грамоты

 

постановления

сейма

 

грамоты

городам

 

договоры

 

судебник 1468 г.

 

 

Источники Отрасли права
– правовой обычай; – правовой прецедент; – нормативный обычай. – гражданское; – уголовное; – процессуальное; – административное.

 

 

Виды договоров

 
 


Купли-продажи Займа Перевозок

 

 

Виды преступлений

 
 


Против личности Против имущества Против нравственности

 

 

Виды наказаний

 
 


Смертная казнь Лишение свободы Имущественные

 


Монарх (господар)

(король польский и великий князь литовский, русский, пруский, жомойтский, мазовецкий и иных / – титолование по Статуту 1529 г.)

– избирался шляхтой, а с 1566 г. – всеми подданными

– заключал ряд-договор

– не обладал единоличной законодательной властью

– не обладал единоличной судебной властью

 

1.
 
 

 


Сейм

– выборочный представительный орган шляхты (по 1 депутату от повета).


 

 
 

 


Господар Рада Сейм
– оборона государства – организация армии – назначение и смещение должностных лиц – судебные функции – законодательные функции – и другие – руководство всеми центральными органами – охрана власти и интересов шляхты – контроль за деятельностью господаря – законодательные функции – судебные функции – назначение и смещение должностных лиц – общее руководство хозяйственной деятельностью – контроль за деятельностью всех должностных лиц – и другие. – вопросы войны и мира – принятие нормативных актов – введение новых и чрезвычайных налогов – судебные функции – выборы господаря.

 

 

 
 

 

 


Канцлер Подскарбий Земский гетман Земский маршал
– хранение государствен-ной печати – заведование канцелярией господаря – выдача документов с гос. канцелярии – предваритель-ное следствие по некоторым делам – другие. – Государствен-ная казна – заведование государствен-ными житни-цами – сдача в аренду гос. Имущества – и другие. – организация обороны государства – командова-ние войском – сбор войска в ополчение – комплекто-вание войска – снабжение войска – и другие. – надзор за соблюдением придворного этикета – полицейские функции в месте пребывания государя – и другие

 


 

 


г) Местные органы власти и управления в XVI в. и их компетенции.

В воеводстве В повете В волости
Воевода Поветовый староста Тиуны до XVI в. Державцы в XVI в
военные – судебные – полицейские – административные – хозяйственные функции – военные – судебные – полицейские – административные – хозяйственные функции – судебные – полицейские – административные – хозяйственные функции

 

Их помощники

Подвоевода Подстароста Войты
административные – судебные функции – административные – судебные функции сотники старцы
Каштелян Хоружий сорочники
– военные функции – военные функции дьяки
Ключники Ключники десятники
Конюшие Конюшие детские
Лесничие Лесничие и другие
Тиуны   Мостничие Тиуны   Мостничие – полицейские – судебные – хозяйственные функции
И другие И другие  
– хозяйственные функции – хозяйственные функции  

 


д) Принцип организации и деятельности государственного аппарата в XVI в.

 
 


Комментарии:

В государственном строе ВКЛ, составной частью которого являлась и Беларусь, произошли значительные изменения под воздействием объективных и субъективных причин. Завершился процесс складывания территории государства, унификации его административно-территориального деления в результате проведенной в 1564-1566 гг. административной реформы, что в конечном итоге привело к окончательному оформлению централизованного государства. Вся территория государства была разделена на 13 воеводств, которые в свою очередь делились на поветы. Воеводства были различны как по территории, так и по количеству населения или неодинаковое число поветов (от одного до пяти).

Централизованное государство сложилось, как и во многих других странах мира, в форме сословно-представительной монархии, для которой характерно наличие монарха, власть которого ограничена, и сословно-представительных органов, которые, как правило, совместно решают наиболее важные вопросы как внутренней, так и внешней политики. Поскольку эта форма правления всегда означает более высокий уровень развития феодальной демократии, то все аспекты создания и функционирования сословно-представительных органов ВКЛ, и их взаимоотношений с государем и его администрацией находят правовое закрепление. Но это происходит не сразу, а постепенно, по мере накопления опыта работы и диалектического процесса складывания самих сословно-представительных органов – великих вольных сеймов и поветовых сеймов –, о чем свидетельствуют нормы Статутов ВКЛ 1529, 1566, 1588 годов.

Государственный аппарат ВКЛ в XVI в. интенсивно развивается. В его развитии четко проявляются такие тенденции как усл



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.02 с.)