Исторические предпосылки и основные этапы становления европейского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические предпосылки и основные этапы становления европейского права



Исторические предпосылки и основные этапы становления европейского права

Тенденции к интеграции получили наибольшее развитие именно в Зап. Европе, потому что здесь раньше, чем в других районах мира, сложилась достаточно развитая рыночная экономика, имелась сравнительная близость экономической, общественно-политической, правовой и культурной среды, а относительно небольшие размеры тер­риторий государств подчеркивали узость национальных границ и внут­реннего рынка, подталкивая страны к взаимовыгодному объединению усилий.

1) Впервые появление европ.идеи связано с именем короля франков-Карла Великого,который в 800г. Был коронован как император Рим.империи.

2) Оттон I – герм.король, который в 962г. Создал Священную Римскую Империю.

3) Исторически первым проектом реализации европ.идеи было предложение франц.юриста Дюбуа создать Конфедеративную Христианскую республику(1306).

4) В конце 15в идеи европ.интеграции были предложены Герцогом де Сюлли. Он предложил поделить Европу на 6 наслед.монархий, 5 выбор.монархий, 4 респуб. Управлением должен был заниматься Сенат. Объединение Европы могло быть достигнуто лишь при помощи военной силы.

5) В 1693г англичанин Пенн выдвинул идею создания Европей.парламента. Через столетие его приемник Бентан предложил создать Европ.армию.

6) В 19в изменилась политич.основа и содержание инициатив. Если в средние века потребность объединения обосновывалась гл.образом внешней угрозой, то в Новое время на 1ое место вышло прекращение войн на континенте.

7) Наиболее крупный проект нач.20в – проект США, появившийся в годы 1ой мир.войны.

В 1923г был создан Панъевропейский союз и в Манифесте 1924г звучал призыв к созданию Соед.Штатов Европы.

Бриан в 1929г выдвинул так наз. План Бриана, в котором впервые чётко сформулирована основа объединения Европы на почве федеративной связи и общего рынка как экономического базиса.

Формирование ЕС — поэтапный процесс, ко­торый продолжается по сей день.

1. 9 мая 1950 г. правительство Франции официально предложило ФРГ и другим заинтересованным странам континента приступить к формированию основ Европей­ской федерации, действуя при этом максимально острожно и посте­пенно. Данный план вошел в историю как «план Шумана», а его первым результатом стало создание Европейского объединения угля и стали (Договор о ЕОУС подписан в Париже 18 апреля 1951 г. и всту­пил в силу 23 июля 1952 г.)

2. Образование Европейского экономи­ческого сообщества — ЕЭС и Европейского сообщества по атомной энергии — Евратом. Учредительные договоры ЕЭС и Евратома были подписаны 25 марта 1957.г. в Риме и вступили в силу 1 января 1958 г.

3. Поскольку три Европейских сообщества включали одни и те же страны и ставили перед собой одинаковые цели, было решено объединить руководящие органы ЕЭС, ЕОУС и Евратома в единую систему: в соответствии с Договором о слиянии от 8 апреля 1965 г. при­ступила к работе Европейская комиссия и Совет. Указанный договор вступил в силу 1 июля 1967 г., и с этого момен­та произошло фактическое слияние трех Европейских сообществ в одну политическую организацию, управляемую единым институцион­ным механизмом: Ассамблея (Европейский парламент), Совет, Ко­миссия и Суд. Позднее к числу институтов добавилась Счетная палата.

4. На рубеже 1960—70-х гг. страны Европейских сообществ пришли к выводу о необходимости распространить процесс интегра­ции на другие сферы общественной жизни — внешнеполитическую и правоохранительную: в 1970 г. совместным решением министров иностранных дел государств-чле­нов было создано Европейское политическое сотрудничество (ЕПС); в 1975 г. была создана группа Trevi в составе министров внут­ренних дел стран Сообществ.

5. Единый европейский акт был подписан в 1986 г. в Люксембурге и Гааге и вступил в силу 1 июля 1987 г.

6. Договор о Европейском Союзе был подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) и вступил в силу 1 ноября 1993 г.

7. Амстердамский договор был подписан 2 октября 1997 г. и вступил в силу 1 мая 1999 г.; Хартия ЕС об основных правах, подписана в 2000 г. Ниццкий договор был подписан в 2001г. Он внес изменения в Маастрихтский дог., Римский договор.

9. Договор о присоединении был подписан в Афинах в 2003г, в соотв. с ним к ЕС присоединились 10 из 13 государств, обозначенных Ниццком дог.

10. Лиссабонский дог о внесении изменений в Дог. О Европейском Союзе и Дог.об учреждении Европейского сообщества (Дог о реформе) согласован в 2007г

 

2. Предпосылки европейской интеграции после 2 мировой войны. План Шумана. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 года (Парижский договор): участники, цели, задачи и основные направления деятельности ЕОУС.

В период Второй мировой войны (1939—1945 гг.) европейская идея получила серьезный импульс для своего развития — сначала на почве объединения против фашизма, затем — при разработке планов будущего переустройства Европы.

Идейным Манифестом объединения по праву считают речь Черчеля в 1946г. Помимо эмоционального призыва к единству Европы в ней содержались 2 идеи:

1) Восстановление европеской семьи в рамках своего рода Соед.Штатов Европы – структуры обеспечивающей мир, безопасность и свободу;

2) Примирение и партнёрство между Германией и Францией.

В 1948г в Гааге состоялся Конгресс Европы. Рассматривались 3 вопроса: восстановление разрушенного войной европейского хозяйства, орга­низация системы безопасности и защита прав человека.

В 1950 был представлен план Шумана. Его суть состояла в постепенной интеграции, обеспечи­вающей «слияние неотъемлемых интересов» государств на основе прежде всего экономического объединения, ориентированного на решение практических задач и достижение федеративной цели.

Реализация этого плана началась с создания Парижским догово­ром 1951 г. Европейского объединения угля и стали, вступил в силу в 1952г. Объединил 6 государств: Франция, Италия, ФРГ, страны Бенилюкса. В основу объединения положены 3 принципа: общий рынок, общие цели, общие институты. Общие цели: упорядоченное снабжение общего рынка; равный доступ к источникам права для всех потребителей; установление максимально низких цен; максимальное использование прир.ресурсов; улучшение условий труда; рост межд.торговли.

ЕОУС наделялся качествами юр.лица, за ним признавалась международная правоспособность.

Институты ЕОУС: 1) Высший руководящий орган (наделялся правом законодательной инициативы, являлся основным законодательным органом; сост. из представителей, назначенных гос-членами, которые не являлись полномочными представителями своих правительств);

2 ) Общая Ассамблея – совещательно-консультативный орган; сост. из представителей от национальных парламентов; осуществлял представительские функции, но права были весьма незначительными.

3) Специальный Совет министров – контроль за деятельностью Высшего руководящего органа; сост. из представителей правительств гос-членов; наделен правом вмешательства в принятие решений, затрагивающих жизненно важные интересы государств-членов.

4) Суд ЕОУС – по своей сути наднациональный орган.

 

Общая характеристика источников первичного права.

Первичное право – это документы, обладающие высшей юридической силой. Первичное право охватывает в основном учредительные договоры, которые играют роль основных законов и зачастую именуются конституцией единой Европы.

К ним относятся: 1. учредительные документы ЕС – договоры, на основании которых созданы и функционируют европейские сообщества и ЕС. К их числу относятся: Договор о создании ЕОУС 1951г.; Римский договор об учреждении ЕЭС и дог-р об образовании Евроатома 1957г.; Маастрихтский дог-р о ЕС 1992г.

2. договоры-поправки к учредительным договорам – Единый Европейский акт 1986г.; Амстердамский договор 1997г.; Ницкий договор 2001г.; Лиссабонский договор 2007г. 3. Протоколы к учредительным документом – Акт об избрании членов Европ.Парламента прямым, всеобщим голосованием 1976.; Решения о системе ресурсов Европейских сообществ 2000г. 4. Договоры о присоединении к ЕС.

 

Компетенция по обеспеч. координации экон-ой политики и политики занятости гос.-участников и компетенция по определению и претворению в жизнь общей внешней политики и политики безопасности, включая поступательное формирование общей оборонной политики, как отдельные категории компетенции ЕС.

Решения Евр.совета о стратегических интересах и целях Союза касаются общей внешней политики и политики безопасности, а также других сфер, относящихся к внешнеполитической деятельности Союза. Они могут затрагивать отношения Союза с отдельными странами или регионами либо иметь тематический подход. Они определяют свой срок действия и средства, которые должны будут предоставить Союз и государства-члены.

Евр.совет постановляет единогласно по рекомендации Совета, принимаемой последним согласно условиям, предусмотренным для каждой сферы. Решения Евр.совета претворяются в жизнь согласно процедурам, предусмотренным Договорами.

Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности – применительно к сфере общей внешней политики и политики безопасности, и Комиссия – применительно к остальным сферам внешнеполитической деятельности, могут представлять совместные предложения Совету.

Компетенция Союза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности охватывает все сферы внешней политики, а также весь комплекс вопросов, относящихся к безопасности Союза, включая поступательную разработку общей оборонной политики, которая может привести к общей обороне.

Общая внешняя политика и политика безопасности подчиняется специальным правилам и процедурам. Ее определяют и осуществляют Европейский совет и Совет, которые постановляют единогласно, если иное не предусмотрено Договорами. Принятие законодательных актов исключается. Эту политику в соответствии с Договорами исполняют Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности и государства-члены. Особые роли Европейского парламента и Комиссии в этой сфере определяются Договорами. Суд Европейского Союза не обладает полномочиями в отношении этих положений.

В рамках принципов и целей своей внешнеполитической деятельности Союз проводит, определяет и осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности, основанную на развитии взаимной политической солидарности государств-членов, на выявлении вопросов, представляющих общий интерес, и на достижении все более совпадающей направленности действий государств-членов.

Государства-члены совместно ведут работу по укреплению и развитию их взаимной политической солидарности. Они воздерживаются от любых действий, противоречащих интересам Союза или способных нанести ущерб его эффективности в качестве сплачивающей силы в международных отношениях.

Совет и Верховный представитель следят за соблюдением этих принципов.

Союз проводит общую внешнюю политику и политику безопасности:

1) определяя общие ориентиры; 2) принимая решения, которыми определяются: 3) действия, подлежащие осуществлению Союзом; 4) позиции, подлежащие выражению Союзом; 5) укрепляя систематическое сотрудничество государств-членов в проведении их политики.

Европейский совет устанавливает стратегические интересы Союза, фиксирует цели и определяет общие ориентиры в отношении общей внешней политики и политики безопасности, в том числе по вопросам, имеющим последствия в сфере обороны. Он принимает необходимые решения. Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности, который председательствует в Совете по иностранным делам, своими предложениями вносит вклад в разработку общей внешней политики и политики безопасности, и обеспечивает претворение в жизнь решений, принятых Европейским советом и Советом.

Общая политика безопасности и обороны является составной частью общей внешней политики и политики безопасности. Она обеспечивает Союзу способность к оперативным действиям, опирающуюся на гражданские и военные средства. Союз может прибегать к данным средствам при осуществлении миссий за его пределами с целью обеспечить поддержание мира, предотвращение конфликтов и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций. Основой для выполнения этих задач служат потенциалы, предоставляемые государствами-членами.

Общая политика безопасности и обороны включает в себя поступательную разработку общей оборонной политики Союза. Она приведет к общей обороне, как только Европейский совет, постановляя единогласно, решит об этом. В подобном случае Европейский совет рекомендует государствам-членам принять решение в данном направлении в соответствии с конституционными правилами каждого из них.


 

Европейский омбудсман

В 1992 г. – институт омбудсман ЕС.

Европейский омбудсман - единоличный орган, который избирается Европарламентом сроком на пять лет (выборы всегда альтернативные). В своей деятельности Омбудсман полностью независим, в том числе от самого Европарламента. Его полномочия могут быть досрочно прекращены лишь в судебном порядке (Судом Европейских сообществ).

Задача Омбудсмана - расследовать дела по жалобам на "случаи нарушения порядка управления в деятельности институтов или органов Сообщества. С жалобами к Омбудсману могут обращаться граждане Союза, а равно любое юридическое или физическое лицо, проживающее (имеющее местонахождение) на его территории. Омбудсман вправе проводить расследования также по собственной инициативе.

Институты и органы ЕС должны предоставлять Омбудсману любые необходимые сведения, а их сотрудники могут быть приглашены для дачи показаний. Обязанность предоставлять информацию Омбудсману распространяется и на все государства-члены (кроме сведений, которые в соответствии с законодательством страны носят секретный характер).

Если в ходе рассмотрения жалобы подтвердится, что конкретный институт или орган допустил нарушение, то Омбудсман сначала пытается достичь "полюбовногоурегулирования", которое позволит устранить нарушение и удовлетворить справедливые требования лица, обратившегося с жалобой.

Когда достичь примирения сторон не удается, Омбудсман готовит доклад, содержащий проекты критических рекомендаций. Институт или орган, в адрес которого направлен доклад, обязан в течение трех месяцев дать на него свой ответ Омбудсману (подробное заключение) с возможным указанием мер, принятых во исполнение критических рекомендаций.

Если ответ института/органа признан Омбудсманом неудовлетворительным, то он направляет специальный доклад Европейскому парламенту. Этот доклад завершает рассмотрение жалобы. В дальнейшем Европарламент может принять соответствующие меры в рамках своих полномочий.

 

 

42. Консультативные органы и учреждения в институционном механизмеЕвропейского Союза.

Экономический и социальный комитет - консультативный орган ЕС. Образован в 1958 г. Состоит из 344 членов, называемых советниками.

Функции: 1.Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. 2. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).

Члены Комитета назначаются Советом сроком на 4 года по определенной квоте в соответствии с экон.потенциалом страны и численности населения (во главе – Председатель, который возглавляет Бюро Комитета). В состав Комитета могут входить секции и подсекции.

Максимальное число членов - 350 человек.

Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.

Комитет созывается по предложению Совета или Комиссии или по собственной инициативе. В результате работы комитет может принимать заключения или выносить рекомендации, которые направ. в адрес институтов ЕС.

Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет действует с марта 1994.

Состоит из 344 членов (мах - 350), представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет возглавляет Председатель и Бюро, которое избирается членами комитета.

Функции: консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.

Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.

В результате работы комитет может принимать заключения или выносить рекомендации по всем вопросам, связанным с осуществлением региональной политики.

Содержание понятия «внутренний рынок». Принципы внутреннего рынка.

Внутренний рынок – пространство без внутренних границ, на котором обеспечивается свобода передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов. Концепция Внутреннего рынка появилась относительно недавно и была впервые отражена в Едином Европейском Акте 1986 года (далее – ЕЕА). Согласно ЕЕА построение Внутреннего рынка должно было завершиться к 31 декабря 1992 года. Ранее существовал более распространенный термин «Общий рынок», который был заложен еще в Римском договоре.

Общий рынок включает в себя: 1. Четыре экономические свободы (передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов); 2. Общие политики и направления деятельности, обеспечивающие функционирование четырех свобод (антимонопольная, транспортная, аграрная, социальная и т.д.); 3. наличие достижений двух предшествующих стадий экономической интеграции - зоны свободной торговли и таможенного союза (общий таможенный тариф, общую торговую политику по отношению к третьим странам).

На данном этапе понятия «Внутренний рынок» и «Общий рынок» в праве ЕС используются в одном значении, изложенном выше. Создание и обеспечение деятельности Внутреннего рынка входит в исключительную компетенцию ЕС.

4 принципа:

1) свобода передвижения товаров;

2) свобода передвижения лиц;

3) свобода передвижения услуг;

4) свобода передвижения капитала.

Употребляя термин "свободы", мы должны понимать, что он означает. Во-первых, каждая из вышеуказанных свобод является принципом внутреннего рынка ЕС, без которого он не смог бы существовать.

Во-вторых, в узком значении, каждая из свобод означает определенное субъективное право граждан ЕС, юридических лиц, зарегистрированных на территории государств - членов ЕС, а также, в некоторых случаях, и иностранцев. Например, свобода передвижения товаров в своем узком значении означает право любого из этих лиц свободно и беспрепятственно перемещать товары между государствами-членами.

В-третьих, со временем в праве ЕС термин "свобода" стал употребляться в более широком смысле и означать не только собственно свободу осуществлять те или иные действия, но и весь комплекс прав и обязанностей, связанных с такой свободой и закрепленных в нормативных актах Сообщества, государств-членов, а также в решениях Суда.

Нормам права ЕС, регулирующим четыре свободы, присущи такие правовые принципы, как принцип прямого действия, принцип отсутствия дискриминации и принцип верховенства права ЕС.

 

 

44. Свобода движения товаров: правовая регламентация, сфера действия, содержание, правомерные ограничения.

Договор о ЕС гласит: "Сообщество основывается на таможенном союзе, который должен охватывать всю товарную торговлю и включать в себя запрещение таможенных пошлин на импорт и экспорт, всех сборов, имеющих равнозначный эффект между государствами-членами, а также предусматривать принятие общего таможенного тарифа для отношений между ними и третьими странами".

Таможенный союз состоит из двух равнозначных компонентов:

1) запрещения как экспортных, так и импортных таможенных пошлин и любых эквивалентных им мер, а также количественных ограничений между государствами-членам

2)принятия общего таможенного тарифа, т.е. единой системы регулирования экспортно-импортных отношений с третьими странами.

Для того чтобы понять смысл и практический эффект норм, регулирующих свободу передвижения товаров внутри таможенного союза, необходимо ответить на вопрос - к каким товарам применяются эти нормы, а точнее - применяются ли эти нормы к товарам из третьих стран, ввезенным на территорию Сообщества. "Продукция, привозимая из третьей страны, должна считаться находящейся в свободном обращении в государстве-члене, если были соблюдены формальности по импорту и любые таможенные пошлины или сборы, имеющие равнозначный эффект, которые должны быть уплачены, были собраны в этом государстве-члене, а также если она не оказалась в более благоприятном положении из-за полного или частичного возвращения таких пошлин или сборов".

Рассматривая свободу передвижения товаров, необходимо также учитывать, что нормы Договора, регулирующие эту сферу права ЕС, распространяются не только на барьеры в торговле между государствами-членами, но и на барьеры, существующие внутри самого государства-члена.

Как явствует из указанных выше статей Договора, свобода передвижения товаров состоит из:

1) отмены таможенных пошлин и сборов, имеющих равнозначный эффект;

2) запрещения на дискриминационное внутригосударственное налогообложение;

3) запрета на количественные ограничения и меры с равнозначным эффектом.

Правомерные ограничения:

- общ.мораль

- общ.порядокобщ.безопасность

- защита здоровья и жизни людей, животных и растений

- защита нац.сокровищ, имеющих худож., истор., археолог. ценность

- защита прмышленной или коммерческой собственности

 

Общее понятие и цели создания наднациональных организационно-правовых форм в корпоративном праве Европейского Союза. Соотношение национального и европейского права в регулировании деятельности наднациональных компаний.

Современные тенденции корпоративного права ЕС можно определить следующим образом:

1) Законодательное регулирование деятельности корпораций осуществляется на двух уровнях: национальном (каждого из государств-членов ЕС) и наднациональном (общеевропейском).

2) Унификация европейского законодательства открывает компаниям возможность осуществлять деятельность на всей территории ЕС, создавать наднациональные европейские формы (например, Европейское объединение по экономическим интересам, Европейская компания - о которых речь пойдет ниже);

3) Параллельно унификации осуществляется также процесс гармонизации внутреннего законодательства государств - членов ЕС.

Правовое регулирование юридических лиц в праве ЕС в настоящее время носит частичный и вспомогательный характер: оно дополняет по определенным вопросам сложившееся регулирование на национальном уровне.

В целом регулирование юридических лиц в ЕС остается на национальном уровне, а корпоративное право ЕС носит субсидиарный характер.

Данная свобода действует и применительно к юридическим лицам, являющимся коммерческими организациями, которые, также признаны субъектами права ЕС. В соответствии с Договором о ЕС 1992 г. торговые товарищества, созданные в соответствии с законодательством одного из государств-членов, пользуются свободой самостоятельной экономической деятельности наравне с гражданами Союза.

На основании положений Договора о ЕС можно выделить основные цели регулирования юридических лиц в праве Европейского Союза:

- обеспечение свободы учреждения юридических лиц, а также снятие препятствий на пути открытия филиалов, представительств и дочерних обществ на территории любого государства-члена на условиях национального режима данного государства;

- установление единых минимальных требований к юридическим лицам, в первую очередь предоставление одинаковой защиты на всей территории ЕС участникам и кредиторам юридических лиц;

- облегчение деятельности трансъевропейских компаний посредством снятия барьеров, вытекающих из различий, существующих между национальными правовыми системами;

- поощрение сотрудничества между юридическими лицами различных государств-членов во всех сферах экономической деятельности.

Ввиду неэффективности международно-правовых механизмов Европейским Союзом был избран другой путь - сначала подготовка посредством директив достаточно единообразного общеевропейского правового поля, а затем - создание наднациональных (европейских) юридических лиц, а именно единых организационно-правовых форм в масштабах всего Союза. Они учреждаются на основании законодательства ЕС (регламентов) и свободны размещать свой юридический адрес на всей территории ЕС.

 

 

Понятие и правовые основания унификации права в рамках Европейского Союза. Основные отличия европейской унификации от стандартной межгосударственной унификации. Особенности прямой и косвенной унификации права.

УНИФИКАЦИЯ права в ЕС – это межгосударственное сотрудничество по выработке правовых норм единообразно регулирующих определенные отношения в участвующих в таком сотрудничестве странах или между собой. Подходы к определению сущности процесса Унификации права ЕС: 1) регионально- правовая унификация – является частью процесса международно- правовой унификации имеющей определенные особенности.

2) унификация права ЕС – особый процесс характерный только для интеграции государств- членов ЕС, имеющие собственные цели и методы.

Унификация может быть: материально правовой ( осуществляется посредством актов, институтов ЕС); коллизионно правовой (до недавнего времени осуществлялась преимущественно путем заключения международных договоров, вместе с тем наблюдается тенденция к использованию актов законодательства). Достижение единообразия в регулировании частно- правовых отношений в сфере международных коммерческих контрактов на региональном уровне странами ЕС, осуществляется методами, которые можно охарактеризовать как общепринятые в мире, а также методами, которые свойственны только ЕС. При этом и на универсальном и на региональном уровне используются методы международно правовой и частно правовой унификации. Особенностью частно правовой унификации является составление документов авторитетными представителями доктрины МЧП. Способы международной договорной унификации права: 1) способ прямой унификации (в международном договоре устанавливаются завершенные по своей форме правовые нормы, готовые к применению в системе внутреннего права государств- участников договора, а эти государства принимают на себя обязанность обеспечить их действия в пределах своей юрисдикции). 2) способ косвенной унификации (государства участники международного договора обязуются установить в своем законодательстве правовую норму, содержание которой определено в этом договоре с большей или меньшей степенью подробности).

 

 

Исторические предпосылки и основные этапы становления европейского права

Тенденции к интеграции получили наибольшее развитие именно в Зап. Европе, потому что здесь раньше, чем в других районах мира, сложилась достаточно развитая рыночная экономика, имелась сравнительная близость экономической, общественно-политической, правовой и культурной среды, а относительно небольшие размеры тер­риторий государств подчеркивали узость национальных границ и внут­реннего рынка, подталкивая страны к взаимовыгодному объединению усилий.

1) Впервые появление европ.идеи связано с именем короля франков-Карла Великого,который в 800г. Был коронован как император Рим.империи.

2) Оттон I – герм.король, который в 962г. Создал Священную Римскую Империю.

3) Исторически первым проектом реализации европ.идеи было предложение франц.юриста Дюбуа создать Конфедеративную Христианскую республику(1306).

4) В конце 15в идеи европ.интеграции были предложены Герцогом де Сюлли. Он предложил поделить Европу на 6 наслед.монархий, 5 выбор.монархий, 4 респуб. Управлением должен был заниматься Сенат. Объединение Европы могло быть достигнуто лишь при помощи военной силы.

5) В 1693г англичанин Пенн выдвинул идею создания Европей.парламента. Через столетие его приемник Бентан предложил создать Европ.армию.

6) В 19в изменилась политич.основа и содержание инициатив. Если в средние века потребность объединения обосновывалась гл.образом внешней угрозой, то в Новое время на 1ое место вышло прекращение войн на континенте.

7) Наиболее крупный проект нач.20в – проект США, появившийся в годы 1ой мир.войны.

В 1923г был создан Панъевропейский союз и в Манифесте 1924г звучал призыв к созданию Соед.Штатов Европы.

Бриан в 1929г выдвинул так наз. План Бриана, в котором впервые чётко сформулирована основа объединения Европы на почве федеративной связи и общего рынка как экономического базиса.

Формирование ЕС — поэтапный процесс, ко­торый продолжается по сей день.

1. 9 мая 1950 г. правительство Франции официально предложило ФРГ и другим заинтересованным странам континента приступить к формированию основ Европей­ской федерации, действуя при этом максимально острожно и посте­пенно. Данный план вошел в историю как «план Шумана», а его первым результатом стало создание Европейского объединения угля и стали (Договор о ЕОУС подписан в Париже 18 апреля 1951 г. и всту­пил в силу 23 июля 1952 г.)

2. Образование Европейского экономи­ческого сообщества — ЕЭС и Европейского сообщества по атомной энергии — Евратом. Учредительные договоры ЕЭС и Евратома были подписаны 25 марта 1957.г. в Риме и вступили в силу 1 января 1958 г.

3. Поскольку три Европейских сообщества включали одни и те же страны и ставили перед собой одинаковые цели, было решено объединить руководящие органы ЕЭС, ЕОУС и Евратома в единую систему: в соответствии с Договором о слиянии от 8 апреля 1965 г. при­ступила к работе Европейская комиссия и Совет. Указанный договор вступил в силу 1 июля 1967 г., и с этого момен­та произошло фактическое слияние трех Европейских сообществ в одну политическую организацию, управляемую единым институцион­ным механизмом: Ассамблея (Европейский парламент), Совет, Ко­миссия и Суд. Позднее к числу институтов добавилась Счетная палата.

4. На рубеже 1960—70-х гг. страны Европейских сообществ пришли к выводу о необходимости распространить процесс интегра­ции на другие сферы общественной жизни — внешнеполитическую и правоохранительную: в 1970 г. совместным решением министров иностранных дел государств-чле­нов было создано Европейское политическое сотрудничество (ЕПС); в 1975 г. была создана группа Trevi в составе министров внут­ренних дел стран Сообществ.

5. Единый европейский акт был подписан в 1986 г. в Люксембурге и Гааге и вступил в силу 1 июля 1987 г.

6. Договор о Европейском Союзе был подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) и вступил в силу 1 ноября 1993 г.

7. Амстердамский договор был подписан 2 октября 1997 г. и вступил в силу 1 мая 1999 г.; Хартия ЕС об основных правах, подписана в 2000 г. Ниццкий договор был подписан в 2001г. Он внес изменения в Маастрихтский дог., Римский договор.

9. Договор о присоединении был подписан в Афинах в 2003г, в соотв. с ним к ЕС присоединились 10 из 13 государств, обозначенных Ниццком дог.

10. Лиссабонский дог о внесении изменений в Дог. О Европейском Союзе и Дог.об учреждении Европейского сообщества (Дог о реформе) согласован в 2007г

 

2. Предпосылки европейской интеграции после 2 мировой войны. План Шумана. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 года (Парижский договор): участники, цели, задачи и основные направления деятельности ЕОУС.

В период Второй мировой войны (1939—1945 гг.) европейская идея получила серьезный импульс для своего развития — сначала на почве объединения против фашизма, затем — при разработке планов будущего переустройства Европы.

Идейным Манифестом объединения по праву считают речь Черчеля в 1946г. Помимо эмоционального призыва к единству Европы в ней содержались 2 идеи:

1) Восстановление европеской семьи в рамках своего рода Соед.Штатов Европы – структуры обеспечивающей мир, безопасность и свободу;

2) Примирение и партнёрство между Германией и Францией.

В 1948г в Гааге состоялся Конгресс Европы. Рассматривались 3 вопроса: восстановление разрушенного войной европейского хозяйства, орга­низация системы безопасности и защита прав человека.

В 1950 был представлен план Шумана. Его суть состояла в постепенной интеграции, обеспечи­вающей «слияние неотъемлемых интересов» государств на основе прежде всего экономического объединения, ориентированного на решение практических задач и достижение федеративной цели.

Реализация этого плана началась с создания Парижским догово­ром 1951 г. Европейского объединения угля и стали, вступил в силу в 1952г. Объединил 6 государств: Франция, Италия, ФРГ, страны Бенилюкса. В основу объединения положены 3 принципа: общий рынок, общие цели, общие институты. Общие цели: упорядоченное снабжение общего рынка; равный доступ к источникам права для всех потребителей; установление максимально низких цен; максимальное использование прир.ресурсов; улучшение условий труда; рост межд.торговли.

ЕОУС наделялся качествами юр.лица, за ним признавалась международная правоспособность.

Институты ЕОУС: 1) Высший руководящий орган (наделялся правом законодательной инициативы, являлся основным законодательным органом; сост. из представителей, назначенных гос-членами, которые не являлись полномочными представителями своих правительств);

2 ) Общая Ассамблея – совещательно-консультативный орган; сост. из представителей от национальных парламентов; осуществлял представительские функции, но права были весьма незначительными.

3) Специальный Совет министров – контроль за деятельностью Высшего руководящего органа; сост. из представителей правительств гос-членов; наделен правом вмешательства в принятие решений, затрагивающих жизненно важные интересы государств-членов.

4) Суд ЕОУС – по своей сути наднациональный орган.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.102 с.)