Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1.1 Сущность, формы и функции исторического знания

Поиск

Билет 1.1 Сущность, формы и функции исторического знания

Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на­ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывает­ся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических ис­точниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик.

История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупно­стью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.) - древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов.

Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характери­зующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.

Предметом истории является изучение развития человеческого общества как еди­ного противоречивого процесса.

История - наука многоотраслевая, она включает в себя целый ряд самостоятель­ных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п. К историческим наукам относятся этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности.

Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины: источни­коведение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

История подразделяется и по широте изучения объекта: всемирная (всеобщая) история, история континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов.

Функции

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции исто­ризма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на ос­нове анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе истори­ческих знаний возможна выработка иаус;но обоснованного политического курса.

 

Билет 2.1 Методологические подходы, методы и источники изучения истории.

Методы изучения истории.

Студент должен знать: методы изучения истории - сравнительный, системный, типологический, ретроспективный, идеографический.

Метод -в переводе с греческого те^Иодоз означает «правильный путь», то есть способ или план для достижения определенной цели.

В узко-научном значении «метод» понимается как способ и порядок исследования предмета для получения более полного и соответствующего истине результата.

История как наука использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения.

1. Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

2. Системный метод предполагает построение обобщенной модели, отображающей взаи­мосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

3. Типологический метод предполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков. 4. Ретроспективный метод предполагает последовательное проникновение в прошлое с

целью выявления причины события, явления.

5. Идеографический метод состоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

6. Проблемно-хронологический метод предполагает изучение последовательности исто­рических событий во времени.

Методология истории.

Методология - учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подхо­дах к изучению исторических фактов.

К основополагающим принципам изучения исторических фактов относятся:

1. принцип историзма, который предполагает изучение исторических явлений в разви-^ тии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

2. принцип объективности, который предусматривает опору исследователя на объектив­ные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости;

3. принцип социального подхода предполагает рассмотрение явлений и процессов с уче­том социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

4. принцип альтернативности определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.

Соблюдение этих принципов обеспечивает научность и достоверность в изучении прошлого.

В современной методологии истории отсутствует унитарная (единая) платформа, она характеризуется разнообразием методологических подходов, сложившихся в резуль­тате поступательного развития и складывания теоретических основ исторического знания. Наиболее значимыми и распространенными являются следующие методологические под­ходы к изучению истории: теологический, субъективизм, географический детерминизм, эволюционизм, марксизм и цивилизационный подход.

 

Теологический подход представляет собой религиозное понимание истории, осно­ванное на признании Высшего Разума (Бога Творца) и созданного им божественного ми­ропорядка. Согласно этому подходу, Бог-Творец является основой миробытия, первоосно­вой всего сущего и первопричиной всех вещей и явлений. Бог создал мироздание и чело­века, придал свой сокровенный смысл его историческому существованию и развитию.

Теологический или богоцентрический подход имеет два основных направления:

1. религиозно-конфессиональные концепции (христианская, исламская, буддистская и др.);

2. религиозно-надконфессионалъные синкретические концепции истории (учение Е.П. Бла-ватской, учение Н. и Е. Рерихов, учение Д. Андреева и др.).

В последнее время теологический подход, идеалистический по своей сути, получа­ет все более широкое распространение, что позволило президенту РАН академику Ю. Осипову заявить о постепенном сближении науки и религии в современном мире.

Субъективизм - методологическое направление, игнорирующее объективный под­ход к действительности, отрицающее объективные законы природы и общества. Истори­ческий процесс субъективизм рассматривает как результат проявления мирового духа, аб­солютизирует активную роль субъекта в различных областях деятельности.

Представителями субъективизма были философы Д. Беркли (1685 - 1753), И.Г. Фихте (1762- 1814), Д. Юм (1711 - 1776).

Географический детерминизм абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса. Так, французский просветитель Ш.Л. Монтескье (1689 -1755) - основоположник географической школы в социологии, считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного разви­тия. Русский географ, социолог и общественный деятель Л.И. Мечников (1838 - 1888) особое значение придавал гидросфере и пытался объяснить неравномерность обществен­ного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде все­го водных ресурсов и путей сообщения. В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной - со времени возникновения первых государств в доли­нах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы; 2) средиземноморский - от основания Карфагена; 3) океанический - после открытия Америки.

Эволюционизм как методологический подход оформился во II половине XIX в. в трудах Э. Тайлора, А. Бастиана, Л. Моргана. Согласно их взглядам, существует культур­ное единство человечества и общие законы развития культур всех народов от простых форм к сложным, от низших к высшим; различие в культуре разных народов - следствие разных ступеней их эволюции. Движущая сила эволюции человеческого общества - со­вершенствование психики.

Марксизм как философское направление оформился в середине - II половине XIX в. Его основоположниками были немецкие мыслители К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Эн­гельс (1820 - 1895). Они обосновали доктрину исторического материализма, согласно ко­торой в основе исторического процесса находятся производственные отношения. Вся ми­ровая история - это борьба классов за экономическую и политическую власть. Классовая борьба - двигатель исторического процесса, экономические отношения приоритетны в развитии общества.

Центральное место в социально-экономической схеме марксизма занимают так на­зываемые общественно-экономические формации - ступени в историческом развитии об­щества, определяемые способом производства и производственными отношениями, кото­рые обусловливаются уровнем развития производительных сил. Марксисты выделили пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую), которые последовательно сменяют друг друга. Формационный подход основан на идее исторического прогресса, идее лине­арного, поступательного развития человеческого общества, восходящего на все более но­вые и более высокие уровни развития. Он декларирует единство исторического процесса и заданность его конечной цели создание единого общества всеобщего благоденствия.

 

Этот подход абсолютизировал социально-экономические факторы и игнорировал духов­ную, ментальную специфику в истории народов, человеческий фактор.

Цивилизационный подход. Зачатки цивилизационного подхода появились еще во II пол. XVIII в. (Вольтер), дальнейшее развитие дал немецкий просветитель конца XVIII в. И.Г. Гердер. Он считал, что развитие есть естественный результат развития человеческих способностей, раскрытие которых зависит от природных условий, поэтому нет единой ци­вилизации, а существует множество неповторимых цивилизаций.

В I половине XX в. теоретически оформился цивилизационный подход к истории. Основоположником принято считать Освальда Шпенглера (1880 - 1936), нем. философа-культуролога. В фундаментальном труде «Закат Европы» (1922 г.) он представлял исто­рию человечества как панораму замкнутых и не взаимодействующих друг с другом «куль­тур». Культуры существуют на определенной территории и проходят три стадии развития: юность, расцвет, упадок. О. Шпенглер выделил 8 культур: египетскую, майянскую, греко-римскую, византийскую, арабскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, западноевро­пейскую.

Другим крупным теоретиком цивилизационного подхода был английский историк и общественный деятель Арнольд Тойнби (1889 - 1975). Основной труд «Постижение истории» (в 12 томах) он начал издавать в /922 г. В центре его учения - локальные циви­лизации, которые не охватывали все человечество и были ограничены во времени и про­странстве. Согласно классификации Тойнби, в историческом времени существовала 21 локальная цивилизация, из числа которых к середине XX в. насчитывалось 5 «живых», в том числе христианская и исламская.

В отличие от Шпенглера, категорически отрицавшего единство и целостность ис­торического процесса, Тойнби допускал некоторую степень взаимовлияния разных циви­лизаций, считал, что локальные цивилизации представляют собой мозаичные составляю­щие универсальной панорамы всемирной истории.

Возникновение цивилизаций у Тойнби связано с механизмом «вызова» и «ответа». «Вызовы» обусловлены как природными, так и социальными факторами. «Ответ» же воз­можен при наличии в человеческом обществе группы людей или выдающихся деятелей, способных к восприятию «вызова», например, И. Христос или Мухаммед. Если «ответы» на «вызовы» становятся неудачными и неадекватными, то цивилизация входит в стадию надлома, а затем наступает распад. Но он не является неизбежным. Спасение современной христианской цивилизации ученый видел на пути межконфессиональной интеграции.

В России у истоков цивилизационного подхода стоял Николай Яковлевич Дани­левский (1822 - 1885), философ, естествоиспытатель и социолог. Основной труд «Россия и Европа» был издан в 1869 г.

Центральной категорией в социологической теории Данилевского являются «куль­турно-исторические типы» как замкнутые сверхгосударственные человеческие общно­сти или цивилизации. Они призваны реализовать себя в одной из четырех областей жиз-нетворчества: религия, культура, политика, социально-экономическая деятельность. В процессе развития цивилизация может реализоваться и во всех областях. Такое будущее он предсказывал славянской цивилизации.

Августовский политический кризис 1991г и распад СССР. Образование СНГ.

Предпосылки распада СССР: Вот факторы, носящие общепризнанный характер:1) Глубокий социально-экономический кризис, охвативший всю страну. Кризис привел к разрыву экономических связей, породил у республик стремление "спасаться в одиночку".2) Разрушение советской системы - резкое оcлабление центра3) Распад КПСС4). Обострение межнаицональных отношений. Национальные конфликты подорвали гос. единство, став одной из причин разрушения союзной государственности. Факторы, наличие и роль который являются предметом дискуссий:1) Подрывная деятельность иностранных спецслужб и "пятой колонны" внутри страны.2) Республиканский сепаратизм и политическая амбтициозность местных лидеров3) Общеисторические процессы - "все империи однажды ждет распад" - но был ли СССР империей в привычном смысле слова - это еще вопрос.Динамика ослабления центра: Совета оттеснили партию на обчину политической жизни, президент не допустил монополии советов, национальные республики перестали нуждаться в союзном президенте, союз рухнул

Б. Распад КПСС, цементирующей силы политической системы, всей союзной государственности шел не только по идейной, но и по национальной линии.а) конец 89-90 гг. - выход из КПСС прибалтийских компартийб) 90 г. - создание КП РСФСР (в составе КПСС)в) 90-91 гг. - многопартийность. В январе 1991 в Харькове проходит Демократический конгресс (47 партий и движений из 12 республик), который предложил выразить недоверие правительству и президенту, байкотировать референдум 17 марта и распустить СССР. В. Ослабление власти советов - следующий этап ослбаления центра (материал в билете 18) Г. Национальные конфликты, " разбегание" республик, парад суверенитетова) 1988 г. - оппозиция в Прибалтике берет курс на выход из СССР. "Саюдис" в Литве, фронты в Латвии и Эстонии (позднее они победят на выборах),б) 1988 - начало армяно-азебайджанского конфликта по поводу принадлежности Нагорного Карабаха. Большие жертвы, свыше 800 тыс. беженцев. Беспомощность союзных структур.в) 1990 - республики принимают Декларацию о суверенитете (в том числе и Россия), заявляют о преимуществе своих законов перед союзными. Первой была Литва - 11 марта 1990 объявившая о суверенитете в нарушении закона СССР о порядке выхода республик из СССР.Демократическим путем удержать власть союзный центр уже не может и прибегает к военной силе -г) Тбилиси - сент. 1989, Баку - янв. 1990, Вильнюс и Рига - янв. 1991, Москва - август 1991. Кроме того - межнациональные конфликты в Средней Азии (89-90 гг): Фергана, Андижан, Душанбе, Ош. Д. Новоогоревский процесс (по названию резиденции Горбачева)1) 90-91 гг. - Обсуждение нового Союзного договора (первый вариант: широкие полномочия республик при сохранении единого государства)Дискуссии по проблемам: сильный центр - сильные республики, или наоборот.2) 17 марта 1991 Всесоюзные референдум: 76,4 % голосовавших высказываются за сохранение СССР.3) Новый проект обновленного СССР - ССГ (содружество суверенных государств - конфедерация с сохранением президентской власти) Е. События 19-21 августа 1991 года ("Слово к народу")1) Август 91 Горбачев в Фаросе, на 20 августа намечено подписание нового Союзного договора2) 18 августа Ряд высших должностных лиц предлагают Горбачеву ввести чрезвычайное положение ЧП на территории всей страны. Прездиент отказывается. 3) 19 августа - ГКЧП берет в свои руки всю полноту власти (Янаев, Павлов, Пуго, Язов, Стародубцев и др) В обращении к стране говорили о сохранении Союза и социалистических завоеваний народа.В Москву вводятся войска4) 19-20 августа. ГКЧП бездействует. Ельцын организует сопростивление.5) Арест ГКЧП, Горбачев в Москве.Причины нерешительности ГКЧП, характер "обороны" Белого Дома, роль Горбачева в событиях остаются предметом дискуссий. Ж. Заключительный этап распада СССР. (сентябрь - декабрь 1991)1) 5 съезд народных депутатов (5 сент 91) объявляет о переходном периоде и сдает свои полномочия Госсовету СССР (высшие должностные лица республик) и Верховному Совету.2) 9 сент. - Госсовет официально признает независимость Прибалтийских государств.

3) Попытки возобносить Ноогоревский процесс - 8 республик решились подписать новый союзный договор республик. Процесс затягивается4) 8 декабря - Беловежское соглашение (Ельцын, Кравчук, Шушкевич): СССР прекращает существование, Россия, Украина и Белоруссия объединяются в СНГ. 5) 21 декабря Алма-Атинская встреча лидерорв 9 республик - Декларация о прекращении существования СССР и о принципах деятельности СНГ.

До конца 1991 к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан, всего в СНГ 11 государств (15 минут 3 прибалтийские республики)6) Горбачев сложил свои полномочия.7) 26 декабря Совет республик и Верховный Совет (одной из палат) официально признал роспуск СССР и самоликвидировался.

По мере развития перестройки все большее значение стали приобретать национальные проблемы. Причем национальные противоречия и столкновения зачастую искусственно раздувались политическими деятелями из различных лагерей, которые пытались использовать напряженность для решения тех или иных проблем.

С началом демократизации и восстановления исторической правды, накопившееся за долгие годы напряжение разрядилось в стремительно нараставших центробежных силах. Так, годовщина подписания советско-германского пакта 1939 г. (впервые за многие годы оказавшегося в центре внимания печати) стала поводом для массовых манифестаций 23 августа 1987 г. в столицах трех Прибалтийских республик. Эти выступления положили начало процессу, завершившемуся позднее провозглашением независимости этих республик.

Связанная с национальными отношениями напряженность возникла почти во всех республиках. Она затронула самые разные вопросы, от требований признания государственного статуса национального языка (сформулированных сначала в Прибалтийских республиках, затем на Украине, в Грузии, Молдавии, Армении, а, в конечном счете, по мере расширения и углубления движения, выдвинутых и в других республиках: РСФСР, Белоруссии, Азербайджане и мусульманских республиках Средней Азии) до возвращения на историческую родину депортированных народов.

Вставшие в центр внимания национальные проблемы привели к обострению конфликтов между русскими «колонизаторами» и представителями «коренных» национальностей (прежде всего в Казахстане и в Прибалтике) или между соседними национальностями (грузины и абхазы, грузины и осетины, узбеки и таджики, армяне и азербайджанцы и т.д.). Наиболее трагические формы принял конфликт между армянами и азербайджанцами по поводу Нагорного Карабаха, в 1923 г. присоединенного к Азербайджану, несмотря на армянское большинство его населения. В феврале 1988 г. армяне этой автономной области в составе Азербайджана официально потребовали воссоединения с Арменией. Из-за двусмысленной позиции союзного правительства и сопротивления руководства Азербайджана конфликт обострился, а погром армян, учиненный азербайджанцами в Сумгаите, стал прологом к настоящей войне между Арменией и Азербайджаном.

В 1989 г. и особенно в 1990-1991 гг. произошли кровопролитные столкновения в Средней Азии (Фергана, Душанбе, Ош и целом ряде других районов). Особенно пострадали национальные меньшинства, к которым относилось и русскоязычное население. Районом интенсивных этнических вооруженных конфликтов был Кавказ, прежде всего Южная Осетия и Абхазия. В 1990-1991 гг. в Южной Осетии, по существу, шла настоящая война, в которой не применялись только тяжелая артиллерия, авиация и танки. Столкновения, в том числе и с применением огнестрельного оружия, происходили и между различными горскими народами.

Противостояние имело место также в Молдове, где население гагаузских и приднестровских районов протестовало против ущемления их национальных прав и в Прибалтике, где часть русскоязычного населения выступала против руководства республик. Эти противостояния поддерживались и провоцировались частью центрального руководства СССР и КПСС.

В Прибалтийских республиках, на Украине, в Грузии острые формы принимает борьба за независимость, за выход из СССР. В начале 1990 г., после того как Литва провозгласила свою независимость, а переговоры о Нагорном Карабахе зашли в тупик, стало очевидным, что центральная власть не в состоянии использовать экономические связи в процессе радикального пересмотра федеративных отношений, что было единственным способом предупредить, или хотя бы приостановить распад Советского Союза.

 

Буржуазные партии РОссии

октябристы: партия помещиков и торгово-промышленной буржуазии (л идеры Гучков, Родзянко). Представители: союз 17 октября, торгово-промышленная партия

Кадеты: партия либерально - монархической буржуазии (ограниченная монархия, буржуазные свободы, сохранение помещичьего землевладения, решение рабочего вопроса) лидеры - Милюков, Шингарев, Набоков

Прогрессисты: 12-17 партия крупной буржуазии; промежуточная между октябристами и кадетами; инициатор создания прогрессивного блока в думе; лидеры - Коновалов, Рябушинский

Трудовики: мелкобуржуазная демократическая фракция депутатов крестьян и народнической интеллигенции в 1 - 4 думах. В нее входили крестьяне, сельские учителя, фельдшеры, статисты, уездные врачи и т.д. многие из них были связаны с эсерами и Всероссийским крестьянским союзом.

Земское движение: расширение местного самоуправления (Шитов, Гучков, Львов). Женские организации, молодежные организации. Общественная деятельность церкви: просветительство, благотворительность, развитие культуры. Движение интеллигенции: задача интеллигенции не подготовка революции, а религиозно-нравственное просвещение народа. Освобожденцы: либералы, сгруппировавшиеся вокруг журнала Освобождение (редактор - Струве), лидер Милюков, 1903 создание союза, 1904 учредительный съезд союза освобождения, боролись за права и свободы.

Кадеты (1905) -> позднее “партия народной свободы”. Она была преимущественно “интеллигентской”. В ней состояли преподаватели, врачи, инженеры, адвокаты, деятели искусства и представители либерально настроенных помещиков и буржуазии, некоторые рабочие и крестьяне. Лидер: Милюков, Корнилов, Вернадский. Главная цель – введение в стране демократической конституции. Неограниченная монархия, согласно их программе, должна быть заменена парламентарным демократическим строем. Они выступают за разделение властей – законодательной, исполнительной и судебной, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение “гражданских политических прав личности”, за свободу преподавания и бесплатное обучение в школе, 8-ми часовой рабочий день на предприятиях, право рабочих на стачки, на социальное страхование и охрану труда. Восстановление государственной автономии Финляндии и Польши в составе России и культурная автономия остальных народов. Аграрный вопрос: частичное отчуждение помещичьей земли в пользу крестьян, но по “справедливой оценке” (т.е. по рыночным ценам), они противники обобществления частной собственности. Их программа направлена на развитие России по западному буржуазному образцу. Осуществление целей – мирным путем (путем получения большинства в Думе проведения через нее записанных в их программе реформ)

Октябристы (Гучков) Цель: “оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ”. Они за конституционную монархию с Гос. Думой. Считали необходимыми реформы, обеспечивающие свободу буржуазному предпринимательству. Главные требования – свобода промышленности, торговли, приобретение собственности и охрана ее законом, свобода печати, собраний, союзов, вероисповедания, признание законности стачек как средства защиты интересов рабочих, но только с законными требованиями и на предприятиях, “не имеющих гос. значения”, страхование рабочих, сокращение налогов с населения, уравнение крестьян в правах с другими сословиями. Они выступали за единую и неделимую Россию, допуская лишь некоторую автономию для Финляндии, но отвергая ее для Польши. Аграрный вопрос: разрушение общины, возвращение крестьянам отрезков и в исключительных случаях отчуждение помещичьих земель (за вознаграждение из казны), регулирование аренды земли и перенаселение малоземельных и безземельных крестьян на “свободные земли”

Прогрессисты (между кадетами и октябристами) (Коновалов, Рябушинские). Выступали за конституционную монархию, за выборное двухпалатное представительство с большим имущественным цензом для депутатов, проведение основных буржуазных свобод.

Помещичье-монархические и консервативные партии (Дубровин, Пуришкевич, Марков) “Союз русского народа” и “Русский народный союз имени Михаила Архангела”. Лозунг: “православие, самодержавие, народность”. Не признавали никакие права за другими национальностями, проповедовали неприкрытый антисемитизм, боролись за защиту неограниченной власти царя и господствующего положения православной церкви. Их называли “черносотенцы”. Они имели много сторонников среди всех слоев населения – крупных дворян и крестьян, мещан, купцов. Отмечали безусловное первенство русского народа над остальными нациями. Боролись за сохранение дворянских привилегий, некоторые требовали вернуться к неограниченному самодержавию, за сохранение царем значительной законодательной и исполнительной власти, за передачу крестьянам –за деньги небольшого количества земли, за “единую и неделимую Россию”, за активную внеш. политику, за сохранение национального и сословного неравенства.

Билет 11.1 Сословная система организации общества в России (15-17в)

В 15 в. продолжается формирование феодального землевладения. Князь жаловал своим приближенным право собирать дань с части покоренных земель. Боярин постепенно превращался в собственника земли. Росли долги крестьян, усиливалась их зависимость. На Руси также появилась еще одна форма феодального владения – поместье. Поместье считалось временной собственностью владельца, принадлежавшая великому князю. Оно не могло переходить по наследству и давалось только на срок несения государевой службы. Но на практике поместья наследовались. Итак существовали и вотчины и поместья. Опорой великого князя были бояре, составлявшие Боярскую Думу. Наряду с боярами в Думу входили окольничие. Боярская Дума не ограничивала власть государя, она являлась совещательным органом. Появилась должность казначея, который ведал казной князя и сношениями с иностранными гос-вами. Переговоры с послами вели дьяки. Для нового объединения характерно: 1)централизация (создание аппарата управления);

2)сословность.В отличие от западноевроп. стран на Руси сословия создавались самим гос-вом. Главные сословия: Военно-служилые (бояре, дворяне, их дети, содержали сами себя и своих людей; у них право владеть землей и крестьянами). Городское (купцы, ремесленники, городские обыватели: они выбирали своих старост и несли тягло – подати в городскую казну). Крестьянство (тягловое сословие и в пользу государства и в пользу помещика). Создалось служилое государство, где все люди должны служить князю. Сословие появляются тогда, когда их статус получит закрепление в законодательном порядке. Складываются придворные чины: 1) веденый боярин (окольничий); 2)дворецкий; 3)казначей; 4)думные бояре; 5)думные дьяки.Постепенно роль Думы снижается и из Думы выделилась Ближняя Дума (Совет приближенных) и общее собрание. Вплоть до сер. 16 в. на Руси сущ. только 2 общегосударственного. ведомства: Дворец и Казна. Во главе дворца стоял дворецкий, кот упр. личными землями великого князя. В казне хранились деньги и драгоценности, а также гос. печать и великокняжеский архив. Территория страны разделилась на уезды. Те делились на волости и станы. Во главе уезда стоял наместник, во главе стана или волости – волостель. Сущ. система кормлений. Местничество – порядок служебных отношений, который сложился м/у родословными фамилиями в Моск. гос-ве в 15-16 вв. Местничество ставило служебные отношения. бояр в зависимость от службы их предков. Должностное положение каждого было предопределено. Все знатные фамилии располагались по иерархической лестнице. Наверху стояли Рюриковичи. Исходя из этого великие князья при назначении бояр на должности должны были руководствоваться родовым старшинством назначаемых лиц. Все назначения записывались в особые разрядные книги. Это было выгодно и боярам и князю. Система гос. власти: Великий князь (отдельно митрополит) - Боярская Дума – приказы (отраслевые органы управления) – местное управление (кормленщики) – волостели в волостях и наместники в городах. Сословно-представительская монархия являлась переходной формой к абсолютной монархии. 14-16 вв. – представительская монархия. Главные процессы: ликвидируются различия между дворянами и боярами; борьба между церковью и гос. за приоритетное влияние; процесс закрепощения крестьян.

 

11.2 ВОВ

Официальным началом войны на Западе относят 1 сентября 1939г. – нападение Германии на Польшу. Причины: стремление Германии установить мировое господство, уничтожить социализм в России и славянские народы.История войны в России вкл. 3 периода:Начальный – 22 июня 1941г.-18 ноября 1942г.: операция под Ельней, битва под Москвой, когда гитлеровцы впервые потерпели сильное поражение. Период коренного перелома в ходе войны – 19 ноября 1942г.-конец 1943г.: Сталинградская битва, сражение на Орловско-Курской дуге, танковое сражение под Прохоровкой и начало изгнания фашистских войск. Конец 1943г.-9 мая 1945г. – период полного изгнания фашистских захватчиков с сов. территории, освоб-е стран вост. Европы и завершение разгрома фашистской Германии: операция “Багратион” в Белоруссии, Берлинская операция. Основные источники победы: героизм, сплоченность народных масс, морально-полит. единство сов. общ-ва; окрепшая в войне сила Сов. армии, возросшее военное искусство ее полководцев и командиров; героическая борьба партизанских соединений и подполья; единство фронта и тыла; чувство патриотизма и гос. самосохранения народов; быстрая перестройка руководства народным хоз-вом и военными действиями, возм-ть централизованной директивной экономики, большие природные и людские ресурсы. Основные итоги и уроки Завершающий этап ВОВ и второй мировой войны. Источники и значение победы антигитлеровской коалиции. В 1944 г. перед красной армии стояла задача изгнания советских оккупантов из СССР и оказания помощи народам Европы. В январе 1944 г. окончательно ликвидирована 900-дневная блокада Ленинграда. Весной 44 г. в ходе Кор-Сунь Шевченковской операции были освобождены правобережная Украина, часть Молдавии. В начале мая освобожден Крым. 6 июня 44 г. в Нормандии высадкой союзников был открыт второй фронт. Летом 44 г. в ходе операции «Багратион» противник был выбит из Белоруссии, Латвии, Польши, Части Литвы. В июле–августе, в результате Львовско-Сандомировской операции освобождены западные районы Украины, восточный район Польши, уничтожено 8 дивизий противника. К концу августа 44 г. красная армия разгромила немецкую группировку «Южная Украина» (22 дивизии), освободив всю Молдавию и часть Румынии. Прибалтийская операция в сентябре–ноябре завершила освобождение Прибалтики (кроме Курляндии). В октябре враг покинул Заполярье, и советские войска вступили в Норвегию. К началу 45 г. почти вся территория СССР была освобождена от врага. В 45 г. началась освободительная миссия красной армии в Европе. В ходе операции советские войска освободили всю Польшу, Румынию, Венгрию, Чехословакию, Болгарию, Югославию. С 16 апреля по 2 мая 45 г. проходила Берлинская операция, в которой руководил Жуков. 8 мая 45 г. Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции. В Европе война завершилась, но, выполняя свои союзнические обязанности СССР 8 августа объявила войну Японии. 6 и 9 августа 45 г. США сбросили атомную бомбу на Хиросиму и Нагасаки. Военные действия развернулись в Северном Китае, Корее, на юге Сахалина и на Курильских остовах. Мощное наступление красной армии заставило Японию признать поражение и 2 сентября подписать акт о капитуляции. 2-ая мировая война завершилась. За 41-45 гг. красная армия осуществила 50 стратегических операций. СССР потерял более 29 млн. человек, из которых 8,5 млн. человек погибли на поле боя. Более 11 тыс. человек стали героями советского союза, среди них 20 из Орехово-Зуева. Это Суздальский, Галочкин, Иванов, Лопатин. Героизм, морально-политическое единство армии, полководческое искусство военноначальников (Жуков, Василевский, Рокоссовский), единство фронта и тыла, героическая борьба граждан стали главными источниками победы. Красная армия освободила от фашизма не только СССР, но и народы Европы

 

12.1 Начало утверждения российского абсолютизма (2 половина 17в)

В конце ХУ11 начале ХУ111 вв. начала складываться абсолютная монархия, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. После время смуты страна была разорена, и в ней не осталось законного правительства. Россия была вынуждена создать постоянную армию и навести порядок в стране, а для этого необходимо было продолжать политику централизации государства. В результате войн в17 веке России удалось вернуть практически все земли(кроме Прибалтийских и Карельских)отторгнутых ей в результате интервенции начала века. Пределы России подошли к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану. В 17 веке происходит развитие феодально-крепостнической системы. В результате массовой раздачи земель увеличивалось состояние дворян – класс на который опиралась центральная власть. Соборное уложение 1649г оформило систе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 25963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.46 (0.017 с.)