Особенности познания общественных явлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности познания общественных явлений



Контрольные вопросы

 

Философия, обращаясь к человеку, пытается увидеть, понять все его ведущие способы активности, способы реализации. Эти способы в целом характеризуют природу сознания. Сознание в целом есть особая функционирующая система. Его природа несет в себе информационно-модулирующее начало, основание; и начало, характеризующее его как деятельность. В первом случае сознание накапливает, собирает, концентрирует, реагирует на все что воздействует на него и оно есть сложный информационно-отражательный феномен. С точки зрения другого основания сознание есть особая «активная жизнь», оно есть деятельность, оно создает свой мир, оно создает свои инструменты, формы, в том числе и для того, чтобы активно относится к себе к своей деятельности и активно осваивать мир., изменять его.

Сознание в силу формирования и собственно использования его человеком имеет разные функциональные аспекты: онтологический, логико-гносеологический, аксиологический, социологический, исторический, психологический, уровневый. Где важную роль играет гносеологическая реализация. Сознание преломляет в ней, как и в других функциональных аспектах свои коренные свойства: целенаправленность, знаковость и идеальность. Сознание всегда интенционально – направленно на что-то. Сознание создает знаковые инструменты-языки, естественные и другие, чтобы организовывать свою деятельность, в том числе познавательную, строить логическую последовательность. Сознание развертывает себя в образах, которые имеют идеальную природу, что также подчеркивает его способность работать с разными ситуациями и объектами познавательно. Познавательная активность организуется сознанием, для этого сознание определяет свою активность, оно использует разные позиции, возникающие в результате понимания самой природы познавательной деятельности.

Реально сознание существует как субъективная реальность, как сознание отдельного человека и это подчеркивает его внутренние черты и характеристики, которые, конечно, связаны с другими функциональными аспектами. Человек как носитель сознания целостно преломляется в любой деятельности, в том числе и познавательной.

Человек существует как познающий человек. В чеповеке развертывается сознание, для которого познавательная активность является онтологической характеристикой. Само познание представляет собой сложное образование. Его природа базируется на следующих основаниях: познание есть собирание, сохранение, образное схватывание и воспроизведение информации (свойство отражать, запечатлевать, хранить воздействия извне и изнутри); и другое основание – познание – это активное проявление себя в познавательной ситуации, это нахождение и строительство знания в процессе познания. Важно иметь в виду, что само познание выступает не просто активностью, отношением к познаваемому объекту, оно фактически является деятельностью. А она включает в себя важные составляющие.

Надо иметь в виду, что познание имеет корневую структуру, в которую входят взаимосвязанные элементы. Она включает объект, субъект, средства и результат познания. В целом познание является субъект-объектным взаимодействием. Каждый элемент этой структуры играет свою роль. Субъект-объектное взаимодействие говорит о важности понимания природы субъекта. Субъект – это та сила, от которой зависит какое знание будет получено. Субъект – это набор способностей, это важность образованности, это постановка правильных целей и выбор средств познания при учете природы познаваемого объекта. Субъект-объектное взаимодействие подчеркивает, что важным фактором являются средства (методы, механизмы, формы познания).

Познание относится к базовым потребностям человека. Познание, знание факторы цивилизации и прогресса. Знание, как подчеркивал еще Сократ есть корневая структура сознания человека. Оно влияет на социальный статус человека, является мерилом развития общества.

 

СХЕМА ПОЗНАНИЯ.(чувственное, рациональное, интуитивное и их формы)

 

Знание как ценность, то что приобретается благодаря образованию, по Канту «…обеспечивает выход человека из состояния незрелости, ответственность за которую несет он сам. Незрелость есть неспособность обходиться собственным разумом без чужого руководства". Знание – это к тому же важный капитал, и "человека, получившего образование путем упорного труда, можно уподобить дорогостоящим машинам".

 

Познание есть процесс взаимодействия субъекта - того, кто познает, с объектом - тем, что познается. Познает конкретный человек, как целостный индивид в единстве всех своих сущностных сил: разума, чувственности, интуиции, деятельности, общения.

Объект познания - тот или иной фрагмент мира (реальности, действительности), вовлеченный в познавательную и практическую деятельность человека. Объект неполон, частичен.

Объектом познания может быть в том числе и человек как субъект познания. В объект превращается все, на что направляется познавательная деятельность человека.

 

Субъект выступает в качестве «ведущего начала» познавательной деятельности. Объект всегда то, что стоит (в экспериментальных науках – открыто задано) перед субъектом.

Знание - результат совместного взаимовлияния субъекта и объекта.

Знание – это идеальный продукт, получаемый в процессе познания и выражаемый в знаковой форме.

Резюмируя, можно сказать, что мир сам по себе, и мир, как мы его знаем (воспринимаем, понимаем), суть разные.

 

СХЕМА УРОВНЕЙ ПОЗНАНИЯ (ниже указанные)

 

Чувственное и рациональное познание

Чувственное познание

Рациональное познание

Интуиция

 

Познание - сложное и многоплановое процессуальное образование. Структурировать

его можно по-разному. Но обычно в нем выделяют две стороны, две ступени: чувственную и рациональную.

Чувственное познание

К основным формам чувственного познания относят ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отражение отдельных свойств, сторон, граней предмета или явления. Восприятие дает целостный (совокупность свойств) образ предмета; чувственно-конкретный образ предмета. Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти.

Чувственное познание представляет собой непосредственное единство субъекта и объекта, человека и мира. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко ее воспроизводят.

 

Рациональное познание

 

Познание имеет рациональной уровень, связанный с логическим мышлением. Здесь тоже есть три основные формы: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Суждения и умозаключения суть формы познания, в которых мы устанавливаем те или иные отношения между понятиями. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе. Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением.

Важной формой рационального познания является также абдукция - аргументирование направленное на лучшее объяснение.

 

Интуитивное познание.

 

Интуиция играет заметную роль в познании. Процесс познания многосторонен, исходя из внешних и исходя и из внутренних механизмов, форм, ступеней. Интуиция понимается как интеллектуально (мыслительно) или чувственно емкий всплеск (механизм) нахождения знания, открытия истинного. Она подготавливается самими процессом познавательной работы с объектами, проблемами. Она опирается на индивидуальные и профессионально наработанные знания, опыт.

 

Эмпиризм и рационализм.

 

Важность в познании - чувственного или рационального. Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Разум ограничен материалом, поставляемым чувствами. Рационализм, говорит наоборот знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью разума. Абсолютизируются логика, методы и процедуры, разработанные самим разумом. Образцом подлинного знания является математика.

 

Одной из конкретных форм единства чувственного и рационального выступает

воображение. Оно подводит чувственное в познании мира под абстрактно-общие понятия. Без воображения не возможно создание гипотез, прогнозов, моделей, вообще новых идей.

Своеобразной формой сочетания чувственного и рационального в познании выступает

интуиция - способность непосредственного или прямого усмотрения истины.

В общем, познает всегда целостный человек, человек в наличии своих жизненных проявлений и сил.

 

Познание и истина

 

С истиной справедливо связывается основное стремление в познавательной деятельности, самое значимое в процессе познания мира (природы, общества, человека). Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина одна, едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины. Истина как процесс представляет собой процесс приближения мысли к объекту. Это приближение имеет свои степени точности и соответствия, поэтому истина имеет характеристики-аспекты абсолютной, относительной и объективной.

В объективной истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. В этом смысле можно сказать, что объективная (объектная) истина не зависит ни от человека, ни от человечества. Сказанное не следует понимать так, что истина возможна и существует вне субъекта. В самой по себе действительности истин нет. Истиной характеризуется лишь наше знание о действительности. Поэтому истина и субъективна (не путать с субъективизмом).

 

Абсолютная и относительная истины

 

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины нам, естественно, недоступны. Абсолютная истина представляет собой только регулятивную идею, т. е. некий идеал, который направляет и зовет, к которому безусловно нужно стремиться, но достичь и реально удостовериться в котором невозможно. В действительном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности человеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание. К абсолютным истинам относят "вечные" или "окончательные" истины, истины факта. Например, даты рождения, даты событий. Подобные истины не играют существенной роли в науке. Истина - в ответе на вопрос, что действительно произошло в результате того, или иного события.


Определение абсолютной истины как совокупности моментов завершенного, непреходящего, "полного" знания в составе истин относительных имеет отношение к абсолютной истине. Так атом в древности считался неделимым (гр atomos - неделимый). В начале ХХ в. он "состоял" из электронов, затем он "состоит" уже из множества элементарных частиц, число которых постоянно увеличивается. Эти образы-характеристики атома - знание относительное, но то, что атом есть, это реальность, что он существует, относительно устойчив, сам этот факт является элементом абсолютного знания.

Понятие "относительная истина" служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности, определенных ступеней или порядков углубления в ее неисчерпаемую сущность. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента.

Абсолютная и относительная истины - истины объективные. Они отличаются степенью точности и полноты отражения действительности. Абсолютная и относительная истины - неразрывно связаны и характеризуют аспекты истины объективной.

Надо избегать такой ошибки. Не следует считать, раз есть относительная истина, то у каждого своя истина, все всегда и по-своему правы. Представьте как описывает ситуацию человек, сидящий в двигающимся вагоне и стоящий на перроне. Ответ не может быть однозначным. Следовательно, относительность, на которой настаивает наука, объективна, а не произвольна.

 

О конкретности истины

 

Важно обратить внимание на конкретность истины. Абстрактной истина не бывает. Истина всегда "приписана" к определенному месту и времени. У нее есть предметное поле и определенная область применимости. (Например, конкретное утверждение, - «газ (кислород, например) легче металла»

Важно учитывать социально- культурный контекст, конкретно-историческую ситуацию разработки и использования знаний, не отрываться от жизни, ее пусть грубых, ограниченных, но реальных возможностей и запросов. Абстрактностью чаще всего и страдают в принципе истинные суждения. "Надо стремиться к лучшему". Это наша ситуация. А вот за счет чего это достичь, в каком виде и к какому сроку это возможно увидеть - это была бы конкретная истина. Абстрактные истины превращают теорию в пустые звуки.

Конкретное, на что указывал еще Гегель, есть единство многообразного, разные аспекты в сумме, во взаимосвязи дают конкретность истины.

Есть выражения, в которых присутствует императив – «надо иметь совесть», «помоги ближнему», здесь истину не открывают, это просто выполняют: надо действительно иметь совесть, помогать ближнему.

 

Критерии истины

 

Философия выделяет разные критерии истинности. К известным и обсуждаемым критериям относят конвенциональное понимание истины, прагматический вариант истины как полезности, когерентную концепцию истины (как согласования с системой знания); семантический критерий истины; логический критерий; корреспондентский критерий; практический критерий.

 

СХЕМА КРИТЕРИЕВ ИСТИНЫ (выше названные)

 

Критерием истины не может быть всеобщее (конвенциональное) признание. Если какую-то информацию разделяет большинство, то это не значит, что на его стороне истина. В разряд истин попали бы разные предрассудки. Истина не устанавливается голосованием. Истина может быть и на стороне меньшинства.

Истина является достоянием либо одного человека, либо небольшого круга единомышленников. Так, теория Галилея, неэвклидова геометрия Н.Лобачевского, теория относительности А. Энштейна вначале были истинами только для них одних.. Истина обязательно в конце концов получает признание.

Критерием истинности знания не связан также с полезностью результатов. Эта точка зрения известна как прагматизм. Истинность как полезность не характеризует суть значения истины. Очень сомнительно - отождествлять полезность с истинностью. Полезна иногда и ложь. Ложь во спасение. Выгодны или полезны кризисы, войны, разные катастрофы. Что полезно одну – не полезно и выгодно другому, и конечно. – это не является истинным. Не все то истинно, что полезно. Важно иметь в виду, что мы ищем и открываем истины не ради самих истин (это очень ограниченное понимание), а для изменения жизни к лучшему, в прикладном выражении и в этом смысле истина, в конечном итоге общественно полезна.

Такой критерия истины как когеренция, т. е. самосогласованность, знания, также не является эталоном. Мы действительно готовы принять за достоверное или истинное знание такое, которое логически не противоречит и согласуется с имеющейся системой взглядов. У когеренции как критерия истины, есть рациональные основания: мир - единое целое; знание об отдельной вещи или единичном явлении должно легко входить в систему знаний о мире в целом.

Истина определяется и через семантические характеристики – требования однозначности понимания значения слов, терминов, единства в семантическом пространстве (семантическая согласованность).

Истина есть логически безупречно доказанное знание и поэтому отсутствие противоречий, правильное применение логики, ее норм, законов гарантирует получение истины. (позиция аналитической философии).

Истина изначально также берется и понимается в русле классического понимания ее как соответствие мысли объекту, предмету. Истина есть корреспондирование познающей мысли, ее содержания с познаваемым объектом, предметом познания.

 

Практический критерий истины

 

Истина, как раннее говорилось, имеет разные критерии.

Но главным, решающим критерием истины является практика, т.е. материальная предметно-чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира - природного и социального. Этот критерий тоже не абсолютен. Практика носит всегда конкретно-исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. И то, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра. Так, практика долго не могла расщепить атом и с этой стороны она как будто подтверждала его неделимость. Но позже ситуация изменилась, атом раскололся и в прямом и в переносном смысле. Кроме того, практика может быть искаженной, социально-превращенной. А такой практикой можно доказать только... ложь. Кроме того, неясен пока сам механизм работы практического критерия истины. Однако более точного и надежного критерия, чем практика, у людей просто нет. В этом, но и только, его абсолютность.

 

СХЕМА ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРАКТИКИ (основа, цель, источник развития, критерий истины)

 

Познание и наука

 

В данной теме следует обратить внимание на преемственность понимания философией того, что является познанием (познавательной деятельностью). В то же время обратить внимание на особенности познавательного процесса, имеющего научную природу, здесь же важно обратиться к многообразию видов познания, определить специфику его различных видов. Обращаясь к понятию «наука», ее природе важно раскрыть как ее своеобразие, так и ее структурные проявления. Употребления ее в качестве различного функционального способа нужно понять науку как форму познавательного развития, ее когнитивную роль.

Важным вопросом данной темы является вопрос о «методе». Научное познание имеет свою структуру, в которую как фундаментальный элемент входит метод. Метод представляет собой способ познания. В теме важно подчеркнуть, что представляет собой научный метод, в чем представлена его специфика. Метод отличается многоплановой инструментальностью. Поэтому методы имеют свою дифференциацию и классификацию. Философия как методологическое знание исследует многообразие и различие методов, их природу. В этой связи необходимо подчеркнуть методологический план философского знания. Обратиться к методологии как области философского знания. Методы научного познания - это различные способы получения знания. В науке существуют различия методов по видам и уровням. Следует уяснить эти виды (философский, общенаучные, частнонаучные), указать на их основания и показать их связь. Необходимо понять и показать почему философия является всеобщим методом научного познания, при этом важно опираться на данные различных наук (естественных, социальных и др.), важно раскрыть эту специфику на примерах современных достижений науки и на базе анализа общественных процессов. Принципиальным является раскрытие роли и значение философии как методологии и наличия определенных философских позиций у ученых-исследователей.

При обращении к уровням научного познания следует не просто выделить и назвать их, но и раскрыть их природу. Оба уровня (эмпирический и теоретический) научного познания характеризуют наличие общенаучных методов, которые включают в себя свои методы: эмпирические и теоретические методы исследования, это те методы, которые характеризуют возможности и способы познания различных объектов, явлений, процессов с их специфическими характеристиками. Поскольку научное познание - это процесс, то методы научного познания обуславливаются особенностями развития самого научного знания, в том числе и со стороны исторической обусловленности методов научного познания, их возможностями. В этой связи важно показать что формируются новые методы научного познания на различных его уровнях, в частности, тех которые основаны на применении компьютера.

 

Важным самостоятельным вопросом является вопрос о понимании форм научного познания, их природе. Научное познание как сложно организованное знание и познавательный процесс сопряжено с различными формами, позволяющими науке иметь свою динамику и преемственность. Формы научного познания выступают формами организации, систематизации и развертывания научного познания. Они организуют научную деятельность в соответствии со стадией, возможностями и потребностями исследовательской деятельности. В форме научного познания представлена обусловленность их как особенностями объекта, так и особенностями субъекта и средств научного познания. Организация и обоснование научных положений происходит в различных формах, следует указать и охарактеризовать (что представляют собой научный факт, проблема, гипотеза, теория, идея, принцип, научная картина мира, стиль познания), показать их содержательные различия, найти эти формы в конкретных науках, областях научного знания. Следует обратить внимание на теорию, стипь познания как фундаментальные формы научного познания, подчеркнуть их особености и роль.

Обращение к многообразию форм научного познания важно по самому принципу понимания роли и значения научного познания (науки). Роль научного инструментария задается пониманием социального и исторического статуса науки, она подтверждает, то что наряду с общими и универсальными способами работы с научным знанием существуют требования к их развитию и применению. Поэтому научное знание это исторически развивающееся и изменяющееся знание, характер изменений и технологии этих изменений играют заметную роль в развитии (росте) научного знания. Философия науки как особая область философии рассматривает перемены научного знания в своих понятиях и моделях научных технологий. В этой связи важно посмотреть что собой представляют такие механизмы развития науки как научно-исследовательские программы, понятия нормальной науки и парадигмы, и развивающегося знания в науке, а также принципов, критериев определения и формирования научного знания. Все это представлено в современных концепциях истории науки (Т.Кун, К.Поппер, П.Фейерабенд, М.Фуко и др.).

 

 

Познавательные усилия и начинания человека, все формы, виды и сферы этой деятельности связаны с производством, хранением, переработкой и распространением знаний, где наука играет ведущую роль.

Начало науки приходится на ХVI-ХVII вв. У науки появляются характерные для социального института атрибуты: научные сообщества, исследовательские, университетские центры, издания, научный этос, нормы и статус.

 

Наука имеет существенные признаки своего научного знания

К отличительным признакам науки относят: идеи, которые отражают глубокие существенные связи изучаемых явлений; открытие законов, свои средства познания мира.

Научные идеи опираются на факты и должны подтверждаться фактами. Наука есть доказательная форма познания.. Наука имеет, отбирает и сохраняет в своем арсенале доказанное знание.

 

Наука может быть определена как научное сообщество, сотворчество людей, выдвигающих и проверяющих идеи, теории.

Она не может претендовать на роль быть единственным учителем в жизни. Наука взаимодействует с культурой как целым. Эту мысль проводит Э.Шредингер, он подчеркивает, что «…все естественные науки связаны с общечеловеческой культурой и что научные открытия, даже кажущиеся в настоящий момент наиболее передовыми и доступными пониманию немногих избранных, все же бессмысленны вне своего культурного контекста. Та теоретическая наука, которая не признает, что ее построения, актуальнейшие и важнейшие, служат в итоге для включения в концепции, предназначенные для надежного усвоения образованной прослойкой общества и превращения в органическую часть общей картины мира; теоретическая наука, представители которой внушают друг другу идеи на языке, в лучшем случае понятном лишь малой группе близких попутчиков, - такая наука непременно оторвется от остальной человеческой культуры; в перспективе она обречена на бессилие и паралич, сколько бы ни продолжался и как бы упрямо ни поддерживался этот стиль для избранных, в пределах этих изолированных групп, специалистов"()

 

СХЕМА РОЛЕВОГО СОДЕРЖАНИЯ НАУКИ

 

Наука есть система знания и оно функционирует, развивается в своих формах. Наука систематизирует, собирает и обобщает знание в разных формах, разными способами, которые показывают ее сложное движение на пути открытий. К сформировавшимся формам научного знания относятся научные факт, проблема, гипотеза, теория, научная картина мира. Со всем этим научное сообщество и субъекты постоянно работают и создают свои научные продукты.

Наука есть своеобразная деятельность. Она есть деятельность по получению научного знания, результата. Как всякая деятельность она должна иметь и использовать инструменты, средства получения этого знания. И наука разрабатывает и создает эти инструменты, ее универсальным средством выступает метод. Научный метод сам строго детерминирован основными элементами научной познавательной деятельности. Он связан с объектом научного познания и отражает его природу, специфику. Он связан с субъектом научного познания, который имеет свои особенности: знания, умения, компетентность по употреблению метода. И метод связан с результатом – он должен работать на получение истинного знания.

Но чтобы процесс был успешным в научном познании необходимы разные методы и в науке представлены разные виды методов по их особенностям и характеристикам. В ней выделяется группа эмпирических методов познания (они строятся опорой на чувственные формы познания – ощущения, восприятия, представления). К ним относят наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент. Далее есть методы, которые используются как эмпирическом, так и на теоретическом уровнях – это такие методы как анализ-синтез, индукция-дедукция, абстрагирование, моделирование. И наконец, есть теоретические методы в науке: это логический, исторический, системно-структурный, формализации, метод программирования.

Для науки важную роль играют складывающиеся социокультурные и когнитивные образцы ее функционирования и развития. Одни из них связаны с определением инструмента истинности – верификации (Бэкон, Декарт и др.) или фальсификации (К.Поппер) - позиции классической и неклассической точек зрения – проверка истины есть подтверждение фактами – это верификация, а проверка истинности теорий есть опровержение фактами – фальсификация, устанавливающая границы истинности теорий). В науке есть периоды стабильного функционирования, так называемого парадагмального периода и есть периоды революций – смены устоявшихся образцов-парадигм (Кун), методологических программ (Лакатос), свободной «анархической» смены образцов (П.Фейерабенд). Все это является важной проблемой понимания роста знания или развития науки.

 

Все говорит о том, что наука имеет разные характеристики, в рамках которых заметна и понятна ее роль и значение в развитие общества. Она является социально-организованным институтом и она вписана в исторический процесс, контекст, несет на себе «отпечатки» времени и его потребностей, возможностей.

 

Специфика социального познания

 

Серьезным вопросом темы является понимание специфики социального познания. Прежде всего необходимо понять специфику того, что представляет собой все социальное (гуманитарное) знание. Социальное познание является «обособленным» познанием. Специфика его охватывает его структуру и элементы. Среди них важнейшими являются понятия субъекта и объекта. Разбор социального познания целесообразно начать с объекта. Объект социального познания имеет свои социальные характеристики. Социальность объекта определяется конкретной его природой, им может быть общество, группа, коллектив, социальная среда, деятельность, сам человек и т.д. Социальные объекты социально многолики в своем проявлении. Так, общество представляет собой систему, результат развития или продукт определенных этапов исторического развития, эти характеристики фиксируются разными характеристиками, различными понятиями, в частности, культуро- и исторически- нагруженными особенностями. С другой стороны процесс познания невозможен без субъекта. Познавая социальный объект, исследователь выступает субъектом познания при этом он является носителем знаний, идей, определенного мировоззрения сформированного социально. Важно иметь в виду насколько и каким образом его оценочность социальных явлений и характеристик в процессе исследования социального объекта входит и влияет на точность и адекватность его обоснования и описания. Можно ли абстрагироваться от своих оценок и быть точным, истинным в познании социально и исторически выраженных объектов (явлений, процессов, фактов, событий). Диалектика социального познания включает в себя то, что субъект познания может идентифицироваться по историческим, социальным, культурным характеристикам с объектом, так как он сам является, «выступает» членом определенной социальной среды, связей, культуры, экономических, политических и иных социальных отношений. Субъект социального познания вписан в определенные социально-исторические условия, связи, отношения.

Всякое познание ставит вопрос о точности, адекватности его. В социальном познании вопрос о точности, адекватности, следовательно и характера истинности, определяется позицией объективности. Как гносеологическая характеристика результата познания вопрос о точности выражен в соответствии с такими составляющими ее как ценность, оценка, интерес. Насколько их присутствие в позиции субъекта делает сам процесс познания адекватным, точным, объективно-реальным.

К числу принципов социального познания следует отнести такие, как историзм, социальная конкретность, социальная позиция и ценностные ориентации, идеологические оценки. Данные принципы как методологические позиции влияют на результат познания, они характеризуют прогностические аспекты данного подхода и исследования, связанного с личностью субъекта познания. Социальное познание имеет эмпирическую и теоретическую базу. Оно проводится, опираясь на эмпирические и теоретические методы исследования. Здесь важно понимание и логическая строгость. Социальные теории создаются в результате переплетения субъективных и объективных характеристик самого познавательного процесса.

Так, М.М. Бахтин подчеркивает: "Точные науки - это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект - познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим".

Т.Гоббс отмечает следующее:"Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения всех книг по геометрии вытеснено".

Знание общественных явлений всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. Если естествознание инструментально, в нем просматривается "товарный способ отношения к действительности", то обществознание - это служение истине, когда она приобретает общественно значимый и индивидуально значимый ценностный смысл.

Социальное знание - это не наука по образцу естествознания. Знание о человеке и обществе - знание особое. И искусство, которое не наука, привлекательно для нас, и социальное знание весьма необходимо для общества и человека. В жизни нужно все: и естественное, и неестественное (в смысле - общественное). Нежелательно только противоестественное.

В целом знание в социальных науках - это научное знание, но специфическое. Прибегая к мысли английского философа Бертрана Рассела, можно отметить, что обществознание представляет собой размышление о таких предметах, точное знание о которых пока невозможно.

Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них - это само общество (человек), которые выступают объектом познания. Сама общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она фактически является субъект-объектной, она представляет в целом субъективную реальность. Субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

Естественнонаучными методами, постичь человека и общество нельзя.

Если естествознание осваивает мир лишь объектным (как объект-вещь) образом, то оносубъекта превращает в объект. Превратить субъекта (человека) в объект значит убить в нем самое главное - его духовность, душу, смотреть на него как на схему. Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Человек во всем субъективен, субъектен. Познать субъекта можно только субъектным же образом - через понимание, а не абстрактное объяснение, интерпретацию, вчувствование, вживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом).

 

Подведем итоги.

 

1.Познание есть деятельность, которая определяется природой включенных в него ведущих компонентов. Важную роль в этой связи играет субъект. Человек как субъект познания в то же время является носителем «своего» сознания, которое влияет своей природной генетичностью и социокультурной сформированностью на познание.

Важно понять, что представляет собой знание как многоплановый результат познания.

2.Познание проходит на разных ступенях и соответственно им различным образом. К числу таких ступеней относят чувственное и рациональное познание. В каждом из них есть свои чувственные формы и рациональные формы. Чувственное и рациональное познание входят в эмпирическое и теоретическое познание, они формируют их основы.

3.Познание в качестве целевого компонента имеет достижение истины. Философия предлагает разные трактовки, критерии и виды истин. Важно знать и понимать роль и значение этих истин в познании: абсолютной, относительной, конкретности истины, объективности и субъективности истины.

Важную роль в познании играет практика.

4.Ведущим видом познания является научное познание. Это сложно организованное познание. Наука имеет разные функциональные аспекты: она есть социальный институт, она есть систематизированное знание, она есть особая деятельность, она есть историко-эволюционный процесс (институциональный, когнитивный, деятельностный, процессуальный аспекты). Необходимо видеть все эти особенности.

К тому же наука связана с понимаем образцов ее развития, что такое парадигма, революция и механизмы проверки, творчества – все это входит в науку как особое познание.

5.Важно иметь в виду специфику познания, связанную с «отраслями» наук. В этой свою специфику занимают социальные науки, которая выражена и объекте, и в субъекте познания в этих науках.

 

Контрольные вопросы

Что такое сознание?

Что такое познание?

Что такое знание?

Что важнее - чувства или разум?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.225 с.)