Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские учения древности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мифологическое сознание характерно для первобытного общества и раннего периода древних цивилизаций. Оно носило синкретический характер, включая в нерасчлененном виде моральные представления и нормы, религиозные представления и ритуалы. В нем переплетались правильные, хотя и очень ограниченные знания об окружающем мире и самом человеке и фактические представления об устройстве мира в целом, о стихийных силах природы, о взаимоотношении с ними человека. В раннеклассовом же обществе первобытная мифология перерастает постепенно в религию, в которой сверхъестественный божественный мир отделяется от земного и подчиняет его. Острый кризис традиционного религиозно-мифологического мировоззрения, в ходе которого зарождается философия как особая форма общественного сознания и отрасль знания, развертывается в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае и Греции. Во всех этих странах VI в. до н.э. – период социально-политических потрясений, войн, революций, реформ. В Индии и Китае возникают многочисленные царства, ведущие борьбу между собой, в Греции – мелкие демократические государства – полисы. Как всегда в периоды социальных кризисов растут нищета и неустроенность жизни. Именно это позволило немецкому философу К. Ясперсу назвать этот период осевым временем всемирной истории, когда почти одновременно в рамках многих культур появляется «современный человек», человек философствующий. Это была настоящая культурная революция – создавались основы цивилизации, в рамках которой мы сейчас живем. Если в древнейших обществах элементарной частицей был коллектив (семья, племя, род), то в осевое время человечество начинает искать опору в принципе индивидуальности. Элементарной частицей общества становится человек. Тогда были сделаны лишь первые шаги этого процесса, который не закончился и сейчас. Человек, по словам К. Ясперса, «осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения… В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей». Философия в наиболее чистом (классическом) виде была представлена в древнегреческой культуре, поскольку здесь в связи с полисной демократией возникли условия для свободного, критического по отношению к многовековым традициям и властным лицам мышления. В отличие от Древней Греции развитие философии на Востоке осуществлялось в условиях деспотических, традиционных государств, что препятствовало существенно развитию свободного критического мышления. Это привело к тому, что развитие философии пошло во многом иначе, чем в Греции. На Востоке большое значение приобретают проблемы, касающиеся внутреннего мира человека и рассматриваемые обычно в рамках религиозных учений, а также нравственно-моральные проблемы, когда познание природы и законов социально-исторического процесса отступает на второй план. Если для древних греков значимым было познание и внешнего и внутреннего мира, то древнеиндийских и древнекитайских мыслителей интересовали в первую очередь переживания и поведение человека. Восточная философская мысль тем не менее не признает ценности отдельного человека. Напротив, по самому своему духу она учит индивида не выделяться, не обособляться, подчеркивая мысль о связи всего сущего. Тревожное, смятенное самочувствие конкретного человека мало заботит индийских и китайских мыслителей. Их учителям явно недостает человеческого содержания. Она в значительной степени надчеловечна. Для них главное – судьба общества, нации, а не отдельной личности.
Древнеиндийская философия. Индийская цивилизация представляет собой действительно иной тип культуры и истории, отличающийся от европейского, считающегося у нас зачастую эталоном. В ней многие философские вопросы рассматриваются иначе, чем в европейской философии, например, в чем предназначение мира, что такое смерть? Согласно древнеиндийской традиции, человек многократно является в этот мир в новых телесных обликах и с новым предопределением. В этом смысл идеи реинкарнации, т.е. повторного рождения. Для индусов земная жизнь отражает состояние отчуждения, в то время как смерть несет воссоединение, духовное освобождение и пробуждение. Колесо судьбы заставляет каждого нести тяготы нового воплощения до той поры, пока душа не достигнет совершенства. Люди этой культуры страшились не смерти, а нового жизненного возвращения. Огромную роль в индийской культуре сыграли так называемые Веды – религиозно-философские трактаты (конец второго-начало первого тысячелетия до н.э.). Здесь решались те же самые вопросы человеке, его смерти и бессмертии, о сути бытия и человеческого существования. По этим текстам следует, что мир опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Любое событие (поступки человека, явления природы) влияет на жизнь Космоса. Цель же развития – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. Душа в индийской философии состоит из Атмана – частицы Бога – Брахмана в человеческой душе, неизменной и вечной, манаса – душе человека, развивающейся в ходе жизни. Также для индийской философии важны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни, «круговороте» разных судеб одного и того же живого существа. Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы. Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Ахимса – единство всех форм жизни на земле; отсюда важнейший принцип человеческой жизни – непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным), неубиение. После V в. до н.э. наибольшую известность в Индии и за ее пределами приобрел буддизм, ставший впоследствии мировой религией. Основная идея буддизма: освобождение от страданий путем нирваны – состояния «угашенности», невозмутимости, исключающего какие-либо желания, жажду жизни. Добиться такого состояния можно по так называемому Восьмеричному пути, предусматривающему в числе прочих такие принципы, как непричинение другим зла, усердие и трудолюбие, контроль над своими мыслями, регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом. В этот же период возникло религиозно-философское учение джайнизм. Оно считает, что высшего бога нет: в мире существует неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных (они существуют изначально и всегда). Всякая душа в принципе всеведуща и всемогуща, но ее возможности ограничены конкретным телом, в котором она живет. Джайнизм придерживается учения о непричинении зла (ахимса) живому существу. Таким образом, эти течения религиозно-философской мысли сыграли значительную роль в распространении в мировой культуре таких общечеловеческих моральных принципов, как «не убий», «не укради», «будь целомудренным», «не лги», «не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ». Данные течения также разработали соответствующую технику проникновения человека в собственный духовный мир.
Древнекитайская философия. Культура Китая, включая и философскую мысль, одна из самых своеобразных и загадочных в мировой истории. Китайский народ – старейший из всех существующих крупных народов в мире. Поэтому исторический опыт Китая, опыт китайских интеллектуалов древности и последующих эпох по постижению законов и принципов жизни, мироздания, социально-исторического процесса и воспитания порядочности и благородства в человеке должен быть особенно ценным для других народов, столкнувшихся с опасностями своего полного «растворения» в других культурах или безвозвратного демографического вырождения и исчезновения. Философская мысль древнего Китая зародилась в V в. до н.э. в период жуткой междоусобицы, весьма напоминающей историческую картину Европы средних веков. Тогда и полководцы, и философы мечтали и размышляли о том, чтобы улучшить нравственный и религиозный быт народа, чтобы создать сильное сплоченное государство. Количество различных направлений в ранний период развития китайской философии было настолько велико, что сами древние китайцы говорили о существовании «ста школ». Самыми влиятельными из них являлись: конфуцианство, даосизм, легизм. Конфуцианство сыграло и до сих пор играет колоссальную роль в воспитании китайского народа, в становлении его трудовой, политической и деловой этики. Основателем его является Кун Цзы или Конфуций (552-479 до н.э.), прошедший путь учителя, чиновника и странствующего мудреца. Основными вопросами, решаемые Конфуцием и его последователями были: как необходимо управлять людьми? как вести себя в обществе? В качестве примера оптимального управления обществом конфуцианцы приводят власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия нормальной жизни общества – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыну. Основное содержание сочинений, приписываемых Конфуцию, составляет восхваление пяти великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющихся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей: 1) мудрости, 2) гуманности, 3) верности, 4) почитания старших, 5) мужества. Поэтому центральной место в учении Конфуция занимает разработанная им концепция «благородного мужа», который противопоставляется «низкому человеку». Благородным мужем делает человека не происхождение и не богатство, а воспитание и культура, высокие нравственные качества. Такой человек следует долгу и закону, требователен к себе, живет в согласии с другими, но не следует за ними, готов идти на смерть ради других людей, блага народа и государства. Конфуцианский идеал управления – не принуждение народа и не насилие над ним, а сила нравственного примера. Управляя, необходимо проявлять чувство долга, показывать пример правдивости и справедливости. Управлять означает не делать того, чего не желаешь себе. Другим влиятельным направлением древнекитайской философии и религии был даосизм, основанный мудрецом Лао-цзы (VI-V в. до.н.э.). Даосизм вырос из древнего восточного представления, согласно которому коренной причиной всего существующего признается высшее вечное духовное существо, а человеческие души – излияние этого существа. Дао является важнейшим понятием не только в учении Лао-цзы, но и всей китайской философии. Согласно Лао-цзы, Дао означает всеединое. Оно неслышимо, невидимо, непостигаемо, но совершенно. Оно покоится и, однако, все время двигается. Само оно не изменяется, но является причиной всех-всех изменений; оно – корень всего, мать всех вещей. В то же время, Дао в даосизме означает и путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира. Человек должен следовать естественным законам, отказаться от мудрствования. Механизм же действия Дао воплощен в отношениях неба и земли, обозначаемых терминами «Янь» (небесное мужское начало) и «Инь» (земное женское начало). В связи с этой картиной мира философия даосизма производит упор на следующие идеи: - все в мире взаимосвязано; - материя, из которой состоит мир, едина; - мировой порядок, законы природы, исторического процесса незыблемы и не зависят от воли людей, следовательно, главным принципом жизни человека должен быть покой и недеяние, освобождение от желаний и страстей; - необходимо во всем уступать друг другу. Важным социальным учением Древнего Китая был легизм. Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Основные аргументы легизма в пользу этого следующие: - человек зол по природе; - движущаяся сила человеческих поступков – личный эгоистический интерес; - интересы отдельных людей и социальных групп взаимопротивоположны; - основной стимул законопослушности людей – страх перед наказанием; - госаппарат должен формироваться из профессионалов (чиновничьи должности не должны передаваться по наследству); - государство является главным регулирующим механизмом общества и, значит, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь жителей страны. Можно отметить, что данные древние учения доказали свою определенную жизнеспособность в условиях восточных культур. Исследователи современного Китая подчеркивают, что в КНР заметен симбиоз идей китайского социализма и древних рассмотренных выше религиозно-философских учений. Это выражается в новейшем Китае в таких чертах его жизни, как ограничение инициативы отдельной личности, идущей вразрез с направлением движения всего общества, препятствование идеям социального расслоения, поощрение конформизма, предпочтение коллективизма, а не индивидуализма, неприятие радикализма, резких, крупных изменений в общественной жизни. В настоящее время также в теориях менеджмента и бизнеса, распространяемых на Западе, наблюдается уникальное соединение западных идей инициативы и предпринимательства и древнефилософских идей лояльности и «подстраивания» своей активности под окружающий мир.
Античная философия. Древнегреческая (античная) философия оказалась в древнем мире наиболее развитой и оказавшей наибольшее влияние на последующее развитие философии и науки. В Индии и Китае философская мысль не смогла вырваться из тисков религиозно-мифологического мировоззрения. Для этого не было необходимых социальных условий. Такие условия сложились в древней Греции. Это было связано с большей подвижностью экономической и политической жизни Греции с демократизацией политического устройства и античной культуры, переставшей быть исключительным достоянием касты жрецов. Только в Греции разрозненные знания о мире превращаются в науку. При этом античные мыслители были хорошо знакомы с культурой стран Ближнего Востока и смогли аккумулировать в своих учениях ее достижения. Можно сказать, что философия в чистом виде появилась у древних греков. Само слово «философия», как уже говорилось, греческого происхождения. Поэтому можно утверждать, что философию, как таковую, ввели в мировую культуру греки. Они прочертили весь круг философских проблем и вопросов и наметили пути их решения. Последующие народы и эпохи развивали дальше, обогащали и продолжали те первоначальные положения и идеи, которые были сформулированы греками. В учебном пособии Д.А. Гусева «Философия» (М., 1998) удачно сжато выделены важные особенности греческой философии. Она «дошла до нас в необыкновенно ярких и выразительных формах… Представляет собой нечто среднее между наукой и искусством и поэтому ее можно было бы назвать научной художественностью или художественной научностью. Греки имели особый дар, наверное, навсегда утерянный в человечестве, говорить о сложившихся вопросах мировоззрения необычно просто, но в то же время точно, ясно, выразительно и глубоко. Философия для них никогда не была родом деятельности, или профессиональным знанием, она была, скорее, образом их мышления или стилем жизни: они, философствуя, жили или, живя, философствовали. Жизнь и любовь к мудрости нераздельны в эллинском понимании. Именно поэтому результаты греческой философии были огромными, наследие ее – колоссальным, а идейный резонанс – нескончаемым. Она по праву и всеми считается сейчас философией классической, т.е. образцом, эталоном, совершенным вариантом любого философствования вообще». Возникновение и развитие греческой философии неразрывно связано с формированием научного познания природы. Формируется единая система представлений, включавшая в себя как естественнонаучные знания о природе, так и философские воззрения. Многие первые философы были и первыми учеными. Такой характер античной науки определяется общей закономерностью развития познания от нерасчлененного представления об объекте в целом к анализу его составляющих элементов и сторон и затем к синтезу полученных односторонних определений в целостную, но обогащенную уже знанием, картину. Античная наука находилась на самой первоначальной ступени развития познания, она схватывала мир в целом, не анализируя частности. Но эта историческая ограниченность античной науки была вместе с тем и ее сильнейшей стороной. Именно такой подход был необходим для предотвращения накопленных к тому времени эмпирических (опытных) знаний в науку. О возникновении же науки можно говорить лишь с того времени, когда получение новых знаний становится самостоятельной задачей познавательной деятельности. Для этого необходимо специальное рассмотрение (анализ) самой познавательной деятельности и ее результатов. Такую аналитическую функцию в научном познании и выполняет формирующаяся философия. Она является общим средством систематизации и обоснования знаний в целях объяснения природы из самой природы. В рамках философии, во-первых, строится единая обобщенная картина мира в целом, во-вторых, разрабатываются методы и категории теоретического мышления, в-третьих, выдвигаются многие проблемы, переходящие затем в конкретные науки. В решении этих задач античная философия могла использовать самые крайние познавательные средства: с одной стороны, непосредственное чувственное наблюдение, не вооруженное еще никакими дополнительными приборами, а с другой – абстрактное логическое рассуждение. Экспериментальное исследование природы в античной науке почти полностью еще отсутствовало. Переход от наблюдения различных явлений окружающего мира к построению всеобщей абстрактной картины его не был опосредован необходимыми промежуточными звеньями, и в результате в греческой философии удивительным образом сочетались наивная простота с крайней степенью умозрительности. Этим объясняется и огромное разнообразие направлений в античной философии, представляющих различные подходы к решению общей задачи построения единой обобщающей картины мира в целом, отдельные стороны которой отражаются в различных видах знания: астрономических, математических и т.п. Построение и дальнейшее развитие такой обобщенной картины мира определяется наличным и вновь получаемым научным материалом и потребностями логического согласования основных положений друг с другом, и с эмпирическим (опытным) фундаментом. В то же время античная философия опиралась также и на художественное (эстетическое) отношение к миру, представление его как прекрасного, упорядоченного космоса. В философии это представление сливается с научным пониманием мира как закономерно упорядоченной системы явлений, что выражается в признании его абсолютного совершенства.
СХЕМА В истории античной философии принято разделять следующие периоды.
Древнегреческая философия, зародившись на основе мифологии, сохраняла с ней связь. В частности, на протяжении всей истории античной философии в значительной степени сохранялась терминология, пришедшая из мифов. Из мифологии же были унаследованы представления о четырех основных стихиях, из которых состоит все сущее (Вода, Воздух, Земля, Огонь), идея организации Космоса (Порядка) из Хаоса (Смешения), устройство Космоса и ряд других. Поскольку ранние греческие философы размышляют в первую очередь о Природе, о Космосе и человека не выделяют как нечто особое в мироздании, то философские учения такого рода относятся к натурфилософии. Так Фалес (624-547 гг. до н. э.) из Милета (он его ученики и преемники по основным идеям и составляют так называемую милетскую школу в натурфилософии), с именем которого связывается возникновение философии и науки, рассматривал в качестве первоначала всех вещей воду; его ученик Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) вводит абстрактное понятие о неопределенном и беспредельном первоначале – апейроне; третий представитель милетской школы Анаксимен (685-524 гг. до н.э.) возвращается к конкретному первоначалу, за которое он принимает воздух. С точки зрения Анаксимена беспредельный воздух является началом не только тела и всей природы, но и души. Таким образом, душа – воздушна, а значит, и материальна. И даже сами боги возникли из воздуха. Глубоким уважением и большим влиянием в античной философии пользовалось также учение Гераклита Эфесского (около 544-480 гг. до н.э.). Гераклит, несмотря на то, что принадлежал к царско-жреческому роду, жил бедно и одиноко. У Гераклита были прозвища Темный (из-за малопонятности своих идей) и Плачущий (т.к. много горевал по поводу порочности человеческого рода). Он – стихийный материалист и основоположник диалектики, т.е. учения о постоянной и принципиальной изменчивости, подвижности мира. Ему приписывают известное изречение: «Все течет, все изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В качестве первоначала мира Гераклит рассматривал огонь: «Космос, единый для всего, не создан никем из богов и людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и мерами угасающими». При этом процесс изменения ему представлялся переходом противоположностей друг в друга. Противоположности одновременно и противодействуют друг другу, и образуют гармонию. Но мир в целом и происходящие в нем процессы не хаотичны, а упорядочены благодаря действию мирового Логоса (буквально – «разумного слова»). Мудрость и заключается в познании этого Логоса индивидуальным умом. Отсюда и главный принцип жизни у Гераклита и других ранних философов: живи сообразно с природой (т.е. не под властью темных обычаев и непроверенных своих эмоций и капризов). Значительным влиянием в античном мире пользовалась фигура Пифагора (VI в до н.э.). Его считают теперь первым идеалистом, поскольку первоначалом бытия он считает идеальные сущности – числа. Пропорции между ними создают мировую гармонию. Идея о числе как первооснове мира, видимо, увязывалась с тем наблюдением, что все в мире меняется, но значение чисел, их соотношение (дважды два всегда четыре) постоянно. Идеи, выдвинутые Пифагором, Гераклитом заставили обратиться к логическому анализу понятий единого и многообразного (многого). Такой анализ был проведен впервые Парменидом (540-470 гг. до н.э.). Он показал, что эти противоположности не только различны сами по себе, но и различным образом познаются человеком. Многообразный мир конкретных, изменчивых вещей человек познает чувственно. Но их единство, устойчивость раскрываются лишь разумом. Тем самым начинается анализ соотношения самого знания и объекта знания. Парменид и его последователи (так называемая элейская школа) резко противопоставляют умопостигаемое бытие (бытие по истине) и чувственно воспринимаемый мир вещей (бытие по мнению). Истинное бытие едино, вечно, неподвижно, оно везде одинаково и заполняет собою все. Существует только бытие, небытия нет, т.к. его не может быть по определению. Но если небытия (т.е. по представлениям греков, пустоты) нет, то нет и движения, как перемещения в пустоте и изменения и многого. Знаменитые апории Зенона Элейского «Стрела», «Ахилл и Черепаха» и др. доказывали эти идеи. Отсюда следовал вывод, что чувственное познание может нас обманывать, мир по своей сути, в реальности может оказаться совсем не таким, каким представляется в обыденном, чувственном познании. В целом для раннего периода греческой философии характерны натурфилософия (философия природы) и космоцентризм, т.е. центральной проблемой философии был вопрос о Космосе: его устройстве (космология) и происхождении (космогония). Вопрос о происхождении Космоса был непосредственно связан с представлениями об исходном первоначале (или первоначалах) бытия. В настоящее время всех философов раннего периода часто называют досократиками, т.е. предшественниками Сократа – первого крупного философа следующего, классического периода. Иногда к досократикам относят и преемников ранних греческих философов, работавших уже в IV в. до н.э., т.е. уже и после смерти Сократа (470-399 гг. до н.э.). Наиболее значительными явлениями классического периода греческой философии были софистика и учения трех величайших философов Древней Греции: Сократа, Платона и Аристотеля. Повышение социальной активности греческих граждан привело к сдвигу мировоззренческого интереса с природы на человека, на его интересы, нередко динамично изменчивые. В связи с этим появляются учителя мудрости, так называемые софисты. Главное в их деятельности – обучение не поиску истины, а убеждению в правоте говорящего субъекта. Тем самым они считали, что объективный мир непознаваем, что истина у каждого человека своя и зависит от условий, времени и места, что истина всегда относительна (релятивизм). Многие софисты сомневались в существовании богов, считая их человеческой выдумкой. Самый знаменитый софист Протагор выдвинул самое знаменитое утверждение греческой философии, что «человек есть мера всех вещей», т.е. не священные тексты и многовековые традиции, не боги и Космос, а человек с его изменяющимися интересами и вкусами, большей частью непроверенными на соответствие реальному положению вещей. Ясно, что такого рода тезисы могли лишь усугублять нравственную деградацию греческих граждан, обострившуюся и без того к концу V в. до н.э. Положительным, тем не менее, в деятельности софистов был поворот в философии к антропологической проблематике, т.е. к проблеме человека, к определению скрытых пружин его поступков и судьбы, к подлинной ценностной ориентации индивидов, к более глубокому анализу нравственных и гносеологических вопросов человеческого бытия. Софистам противостоит знаменитый греческий философ Сократ. В отличие от софистов он считал, что истина, также как и Солнце в небе, может быть только одна. Она едина для всех, общеобязательна и объективна, т.е. существует вне нас и независимо от наших желаний. Сердцевину всех философских бесед и дискуссий Сократа составляют способы и техника поиска истины в беседе, дискуссии, познании. Сократ постоянно подчеркивал, насколько сложно (порой для своего времени и невозможно) выявить истину, особенно в сложных жизненных ситуациях. Отсюда и знаменитая фраза Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Главная задача философского познания, по его мнению, это самопознание человека, четко выраженная в сократовском принципе: «Познай самого себя!». Истина рождается в спорах людей, и важно помочь ей родиться. Поэтому Сократ называл себя повивальной бабкой, а его метод выявления истинного знания называли майевтикой (родовспомогательным искусством). Основы жизненного порядка, по Сократу, коренятся в нравственных ценностях, таких как благо, мудрость, мужество, справедливость, любовь и др. Он утверждал, что привычка действовать до конца продуманно, вполне сознательно делают человека недосягаемым для зла. Сам Сократ был афинским гражданином, прожил долгую и кипучую жизнь, постоянно общался с людьми. Он был некрасив, равнодушен к удобствам жизни, комфорту в быту. Он часто споил с людьми, обличал их во лжи, глупости, нажил из-за этого много врагов, осудивших его в конце концов к смертной казни за непочтение к богам и нравственное растление своими спорами юношества. Сократ отказался от побега из тюрьмы при наличии такой возможности, т.к. призывал соблюдать законы даже при их несовершенстве и не боялся смерти. Принципы и идеи Сократа получили развитие в деятельности, в сочинениях его ученика Платона (427-347 гг. до н.э.). Он много лет после смерти Сократа путешествовал по многим странам и пытался осуществить в одном греческом государстве свои проекты по преобразованию политического строя, но власти этого не позволили. В Афинах Платон открыл, по сути дела, первый ВУЗ в истории – так называемую Академию, просуществовавшую свыше 1000 лет. До нас дошли почти все сочинения Платона. К числу важнейших относятся «Протагор», «Пир», «Государство». Все они написаны в художественной форме в виде диалогов. Синтезируя этические установки Сократа с учением Парменида о вечном умопостигаемом Бытии и учением Пифагора о числах как идеальных основаниях вещей, Платон разработал целостную систему объективного идеализма. У Платона сохраняется в качестве основной проблема соотношения умопостигаемого вечного и неизменного бытия и чувственно воспринимаемого многообразия конкретных преходящих вещей. Оригинальность философии Платона связывается с его теорией идей, составляющих вечную и идеальную первооснову бытия, а также с учением об истине, благе и красоте. Само слово «идея» означало во времена Платона в обыденном языке внешний вид, образ, форму. В учении же Платона идеи, по сути, есть понятия, идеальные модели вещей, как бы извлеченные из человеческой головы и получающие самостоятельное существование в царстве идей. Каждая идея при этом вечна и неизменна, число их велико и это мир только благих сущностей. Между ними существуют отношения подчинения, составляется своего рода пирамида идей. Венчает пирамиду одна единственная идея, которую Платон называл то идеей «Блага», то идеей «Единого». В чувственном же мире наличествует несовершенный, материальный мир, причастный идеям, определяемый ими. Таким образом, в системе Платона выделяются два мира: один – высший и невидимый мир идей, другой – низший и воспринимаемый нами мир вещей. Первый порождает второй. Поэтому задача мыслящих людей за неподлинным миром увидеть подлинный, за материальным – идеальный. Душа человека может припомнить мир идей, поскольку когда-то, до внедрения в тело, она пребывала там. Платоновские идеи существуют, как видно, сами по себе, независимо от вещей, а вещи представляют собой лишь несовершенные копии идей, их отблеск, тени. Гносеологической основой такого идеализма является абсолютизация способности человеческого мышления к абстракции. Раз человек мыслит общее (например, прекрасное вообще), отвлекаясь от конкретных форм выражения в отдельных вещах, значит и в действительности общее существует самостоятельно в таком же абстрактном виде. Платон также создал одну из первых в истории человечества моделей идеального государства. В связи с неравенством людей в созерцании их душами мира идей в образцовом государстве, по Платону, все свободные люди разделяются на строго замкнутые группы: философов, управляющих государством; воинов, охраняющих его; ремесленников и земледельцев. Жизнь индивида должна быть подчинена интересам государства, даже у высших слоев граждан не должно быть частной собственности и семьи. Это идеализированный проект тоталитарного общества. Но сам Платон полагал, что такое равенство исключит зависть, вражду в обществе, коррупцию и некомпетентность властей. В целом учение этого мыслителя представляет огромное достижение научной и философской мысли древности, оказавшее значительное влияние на последующее развитие науки и философии, поскольку в его сочинениях с исключительной глубиной скрыты реальные противоречия познавательного процесса, общественной жизни, намечены многие варианты решения мировоззренческих и гносеологических проблем. Огромный вклад в историю философии и науки внес ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель до смерти Платона работал в Академии, был воспитателем Александра Македонского, затем открывает в Афинах свою философскую школу-Ликей (Лицей). В своих многочисленных сочинениях он систематизировал, обобщил достижения науки своего времени и философских предшественников. Его заслуженно называют главным энциклопедистом античности, поскольку его работы охватывают почти все известные тогда знания. Аристотель явился основоположником ряда наук: логики, психологии, биологии, политологии, экономики и др. Аристотель подверг критике учение Платона об идеях, которые, по его мнению лишь в мысли, но не в действительности могут существовать отдельно от вещей. Но сам он остался в целом на позициях объективного идеализма. Конкретные чувственно воспринимаемые вещи, правда, Аристотелем признаются единственной объективной реальностью. Но каждая вещь представляет собой соединение двух начал: материи и формы, придающей вещи ее качественную определенность. Материя лишь возможность существования вещей, действительностью они становятся при соединении материи с формой как их сущностью. В таком понимании форма вещи, ее сущность выступает как идеальное начало. Это та же платоновская идея, только существующая в самих вещах, а не где-то в потустороннем мире. Аристотель признает и существование первоформы в качестве высшей сущности всего бытия, перводвигателя, первопричины и высшей цели. Но первоформа – это еще и как бы Мировой разум, мыслящий сам себя. Следовательно, Аристотель и Платон фактически выходят за пределы языческого мировоззрения своих современников и обосновывают идею единобожия (монотеизма), что позволило их превратить в своего рода философских учителей и средневекового христианства. Аристотель не только очертил проблемное поле дальнейшего развития европейской философской мысли. Он приступил к систематической разработке категориального (понятийного) аппарата философии. большинство из них вошло затем в состав европейской философии, хотя смысл многих из них в дальнейшем уточнялся и изменялся. Главное же в теории познания Аристотеля – идея, что только через исследование отдельных вещей мы могли прийти к постижению формы, их определяющей. Значит, познание должно состояться в исследовании внешнего мира, в накоплении фактов, обогащении нашего опыта; знание, таким образом (в отличие от Платона) выводится не из ума, а из окружающей реальной действительности. Параллельно учениям главных фигур классического периода развивалось учение атомизма, не пользовавшееся особой популярностью в древности и в средние века в Европе, но оказавшееся в Новое время в определенной мере философской основой физики, материализма последующих эпох. Главной фигурой в разработке этого учения был Демокрит (около 460-370 гг. до н.э.). Его идеи известны лишь в пересказах. Первоначалами бытия, по Демокриту, являются атомы и пустота, в которой находятся и движутся атомы – мельчайшие, неделимые частицы вещества. Они вечны, бескачественны, неизменны, неделимы и непроницаемы. Все явления природы и духовной жизни есть необходимый результат движения атомов. Демокрит отождествляет необходимость с причинностью и приходит к выводу, что поскольку в мире все причинно обусловлено, то все необходимо. Случайность же выражает лишь незнание человеком причин рассматриваемых явлений. Демокритом не был найден переход от бескачественного мира атомов к качественному многообразию вещей. Но эта проблема оказалась камнем преткновения и для механистического материализма Нового времени. Продолжателем атомизма Демокрита был Эпикур (342-271 гг. до н.э.). Он внес в это учение существенные изменения. В отличие от Демокрита, настаивавшем на господстве необходимости и объясняющего случай незнанием, Эпикур заявлял о возможности случайного отклонения атомов в качестве обоснования наличия у человека свободы воли. Эллинистическо-римский период античной философии длится с середины IV в. до н.э. – до распада Западной Римской империи и закрытия Академии Платона в Афинах. В этот период нет столь значительных философских фигур, какие были в классический период. Мыслители последующего за классическим периода продолжают отдельные линии учений своих предшественников, развивают их по ряду вопросов. Появляется и ряд новых учений, занятых в первую очередь этической проблематикой. Цель философии чаще всего понималась как обрет
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.124 (0.016 с.) |