Доктор философских наук, профессор



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доктор философских наук, профессор



А.Н. ЛОЩИЛИН

Доктор философских наук, профессор

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ

«ФИЛОСОФИЯ»

Для студентов-заочников

Москва, 2012

Методические указания к изучению отдельных тем.

Философия, ее предмет и роль в жизни общества и человека.

Смысл философии.

 

Приступая к изучению философии необходимо, прежде всего, опреде­лить ее значимость и роль в жизни общества и человека. До сих пор не­которые философы и представители конкретных наук говорят о том, что польза философии не до­казана, а вред она принести может. И на этой основе предпри­нимались и предпринимаются попытки поставить под сомне­ние необходимость изучения философии. Но, тем не менее, за время существования философии (более 3,5 тысячи лет) люди к ней стремятся и её изучают. Как изучали и развивали ее в древней Греции, как изучали ее в школах и университетах Средневековья, эпохи Возрож­дения, Нового времени и совре­менности. Уже из этого видно, что дли­тельное время многие поколения людей считали философию чем-то весьма важным для образованного человека. И определение смысла филосо­фии возможно лишь на пути рассмотрения генезиса самой фи­лософии и определения той роли, какую она играет в жизни человека.

 

Происхождение философии.

Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, дли­тельное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, ко­торая возни­кает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и соци­альной действительности, воз­можности человека в познании и преоб­разовании мира. Но от­веты на данные вопросы длительное время да­вались лишь на основе образного мышления, которое было основным в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и форми­рование человеческого разума. Первые попытки отве­тить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помо­щью разума и выразились в возникновении первых философских сис­тем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество пе­решло к новой стадии своего развития - к формирова­нию и развитию человека разумного. Поэтому человек разумный начинается именно с возникновения философии. И разум­ность каждого человека определяется мерой освоения фило­софской культуры. И в этом смысл философии.

Само название «философия», согласно преданиям, воз­никло впер­вые у Пифагора. В его время умных людей назы­вали мудрецами. Са­мого Пифагора причисляли к семи вели­ким мудрецам. Но Пифагор за­являл, что он не мудрец, а фи­лософ, то есть любящий мудрость. И это название филосо­фии, каклюбви к мудрости сохранилось до настоя­щего вре­мени.

Первые философские школы возникают почти одновре­менно в древ­ней Индии, древнем Китае и древней Греции (7 - 6 вв. до н. э.). Но пер­вые целостные философские учения (учение о мире, обществе, человеке и человеческом познании) были созданы в древней Греции. Это дало основание Гегелю считать древнеиндийскую и древнекитай­скую философию предфилософией, а подлинная философия возникла только в древней Греции. Подобная оценка первых философских учений разделяется и многими современными философами.

Можно, конечно, использовать и данное определение философии, которое сложилось исторически. Но если учитывать условия и спе­цифику исторического возникновения фи­лософии, то философию можно определить как постижение действительности с помощью ра­зума (категориальное по­стижение действительности) в поисках ис­тины. Категории философии - это наиболее общие понятия с помощью которых работает философия

Первые философы пытались обобщать все знания, кото­рые суще­ствовали в их время, все достижения культуры и предпринимали по­пытки ответить на все возникающие про­блемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний происходило формирование са­мостоятельных наук и этот процесс продолжается в настоящее время. В на­стоящее время и окружающий мир, и общество, и человек, и процесс человеческого познания исследуются многими кон­кретными науками. И поэтому не случайно возникает вопрос о надобности самой философии, если все чем она занималась изучается конкретными науками. И неко­торые философы в начале прошлого века (позитивисты) доказывали даже вред­ность философии, с которой необходимо бороться. И нужна ли философия в настоящее время, когда знания дают конкретные науки?

 

Функции философии.

Одними из наиболее важных функций являются функции объясне­нияи предсказания. Именно на эти функции ориен­тировано любое научное знание и без этих функций оно стано­вится бессмысленным. Объяснение - это указание причин воз­никновения того или иного явле­ния. Предсказательная функ­ция выражается в возможности имеюще­гося знания предска­зывать те или иные явления, которые в настоящее время не наблюдаются, но будут наблюдаться при соответствующих ус­ловиях в дальнейшем или будущем. Философия выполняла и выпол­няет интегративную функцию, которая выражается в том, что фило­софы в той или иной степени обобщали имею­щиеся знания и достиже­ния всей культуры в единое целое знание, в единую картину мира. Но является ли сама филосо­фия наукой? Ответ на этот вопрос может быть дан в опреде­лении основной направленности самой философии. Если фи­лософия ориентируется на науку, обобщает научные знания, сама стремится к научности (Спиноза, Гегель и др.), то такое направление в философии можно назвать научным. Но фило­софия может быть ориен­тирована на мифологию, религию, ис­кусство, политику и др., то назвать такую философию научной достаточно трудно.

Кроме выделенных функций философия выполняла и вы­полняет ми­ровоззренческую функцию, как и религия и мифо­логия.

Мировоззрение - это совокупность принципов, которые определяют отношение человека к миру, обществу и самому себе. Главное в миро­воззрении - это отношение. Само миро­воззрение имеет определенные уровни. Это - эмоционально - чувственный уровень, который выража­ется в мироощущении. Человеку может что-то нравиться или не нра­виться. Более вы­сокий уровень - это образное мировосприятие, когда в основе мировоззрения господствует образное мышление, что находит свое выражение в мировосприятии. Миропони­ма­ниеявляется более высоким уровнем осмысления действи­тельности и отношения к ней. Данный уровень мировоззрения использует знания и опирается на них. Еще более высоким уровнем мировоззрения является разумное мировоззрение, основанное на философии.

Мировоззрение человека начинает формироваться с раннего детства и в него включаются опре­деленные элементы веры, знания и разума. И реаль­ное миро­воззрение человека как правило смешанное, включающее оп­ределенные элементы культуры, а порой и различные формы общест­венного сознания.

От мировоззрения человека зависят как глобальные про­блемы, по­нимание смысла всей его жизни, так и каждый его повседневный посту­пок. Чему должен человек посвятить свою жизнь? Если преобладают ре­лигиозные элементы мировоззре­ния, то человек может посвятить себя служению Богу, как это делают монахи и священники. Или посвятить себя служению людям, обществу, как это делают врачи. Можно посвя­тить себя и служению науке, поиску истины. Но для подобной ориента­ции необходимы определенное отношение к миру, обществу и самому себе.

Отношение к самому себе должно выражаться в уверенности воз­можности осуществления намеченного пути. Отношение к самому себе, как мировоззренческий принцип, играет существенную роль в творческой деятельности, в спорте и др. При неуверенности человек или не будет осуществлять тот или иной вид деятельности, или она не будет успешной.

Поэтому не случайно философия выступает средством развития разумных элементов человеческого мировоззрения и изучение её явля­ется необходимым условием формирования интеллигентного специали­ста.

Говоря о предмете философии, и её основных функциях, следует учитывать, что в различных исторические периоды, в различных философских школах и направлениях они различны. Поэтому перечисление множества функций в учебниках по философии относятся далеко не ко всем философским школам и направлениям.

Часть 2.

2. Возникновение и развитие древнегреческой философии.

2.1. Исторические и культурные предпосылки.

При рассмотрении данного вопроса следует учитывать то, что именно с древней Греции начинается подлинная история философии, так как именно в ней были созданы первые целостные философские учения, которые включали в себя проблемы мира, общества, человека и человеческого познания.

Древняя Греция не была единым государством, а представляла собой огромное количество городов-государств полисов, которые были расположены по побережью Средиземного и даже Черного морей. Всю свою страну древние греки называли Элладой, а себя эллинами. Всех других людей называли варварами.

Основными производителями материальных благ в древней Греции были рабы, что позволяло для свободных граждан иметь свободное время, которое они могли посвящать образованию, занятиям искусст­вом, философией. Не маловажным фактором было и то, что свободные граждане были грамотными людьми. Они обучались письму, математике, музыке, поэзии, военному искусству. Большое внимание уделялось физическому развитию. Многие граждане различных полисов продолжали свое образование в других странах и, прежде всего, у жрецов в древнем Египте.

Поэтому не случайно то, что в древней Греции высокого уровня развития достигает поэзия, архитектура, скульптура, медицина, математика. Высокий общекультурный фон подготовил условия для возникновения множества философских школ в различных городах-полисах.

2.2. Милетская школа.

Основателем милетской философской школы является Фалес (625 - 547 гг. до н. э.). Ему приписывается создание первого календаря. Согласно преданиям дал название созвездию Малая медведица. Он умел предсказывать солнечные затмения. Фалес был самым мудрым человеком даже среди известных семи мудрецов древней Греции.

Известно то, что Фалес получил блестящее образование на родине и затем учился в Египте, где поражал учителей глубиной своего ума. Ему принадлежит одна из теорем геометрии. Современники с большим уважением относились к Фалесу, и до нас не дошло ни одного предания, в котором что-то отрицательное приписывалось ему.

Первое философское учение, разрабатываемое Фалесом, было натуралистическим. Его, прежде всего, интересовали проблемы природы. Фалес поставил проблему определения материальной основы всего существующего, которую видел в воде. Из воды возникает все существующее и на воду в конце концов распадается.

Учеником и последователем Фалеса былАнаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.). Подробностей его жизни до нас почти не дошло. Известно то, что он дал названия ряду созвездий: Овен и Стрелец. Умел предсказывать не только солнечные затмения, но и землетрясения. Ему приписывается создание первых часов.

Анаксимандр по своим философским взглядам был натурфилософом. В основе мира он видел некую неопределенную субстанцию, которую он называл апейрон.Из данной субстанции все возникает и на нее распадается. Апейрон внутренне противоречив и это создает условия для постоянного движения в мире.

Учеником Анаксимандра был Анаксимен (588 - 525 гг. до н. э.),который продолжал развивать основные идеи своих предшественников. О нем до нас дошло еще меньше сведений. Известно то, что исходной субстанцией в его философском учении является воздух, из которого образованы не только все предметы мира, но даже Боги.

2.3.Гераклит Эфесский(535 - 475 гг. до н. э.).

Гераклит родился в царской семье и был наследником престола, от которого отказался в пользу своего брата и это считал подвигом не менее значимым, чем подвиги Геракла. Совпадение имен и некоторые подвиги позволили Гераклиту считать себя Богом.

За хмурый вид и недовольство существовавшими нравами, некоторые граждане присвоили ему прозвище «плачущего философа». Известно и то, что Гераклит написал книгу «О природе». Книга была написана сложным и малопонятным языком, за что Гераклита называли еще и темным.

В основе мира Гераклит видел огонь. «Этот космос единый для всех не создан ни Богом, ни человеком. Он есть, был и будет вечно живым огнем...».

Гераклит является основателем диалектики. Взгляды его очень высоко были оценены создателем диалектики - Гегелем. Весь мир Гераклит видел в постоянном движении, изменении. В мире нет ничего постоянного. «Все течет, все изменяется». «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

В основе всех изменений лежат внутренние противоречия, которые являются их источником. Но всякие изменения происходят в мире закономерно в соответствии с всеобщим законом - Логосом, которому подчиняются даже Боги.

Высокомерное отношение к окружающим его людям вызывало некоторое отрицательное отношение к Гераклиту и даже о его смерти говорили с некоторой издевкой. Но, тем не менее, известно и то, что Гераклит оставил множество учеников и последователей, которых было, согласно преданиям, более трех тысяч. И сбылось одно из высказываний Гераклита о том, что его имя будет известно в веках.

2.4. Эмпедокл (490 - 430 гг. до н. э.).

Эмпедокл был одним из наиболее известных философов древней Греции, которого постоянно цитировали, на которого ссылались. Это не случайно. Он был одним из наиболее выдающихся поэтов и в поэзии конкурировал с самим Гомером. До нас дошли действительно высокохудожественные отрывки из его поэм «О природе» и «Очищения». Эмпедокл был выдающимся врачом и ему приписывали даже умение оживлять умерших людей. Он является создателем риторики и, конечно, выдающимся философом. Поэтому не случайным является то, что современники считали его Богом.

В основе мира Эмпедокл выделяет четыре субстанции: огонь, воздух, землю, воду. Но в возникновении всех предметов мира участвуют любовь и вражда. Любовь объединяет, а вражда - разъединяет.

С этих позиций Эмпедокл пытается создать одну из первых эволюционных концепций. Возникновение жизни проходит в четыре этапа. На первом возникают отдельные органы. На втором - происходит самопроизвольное формирование различных живых существ из этих органов. Это была эпоха чудовищ. На третьем этапе возникают прообразы современных живых существ. Но они не были способны к половому размножению. И лишь на четвертом этапе возникают современные виды.

Душа человека, как считал Эмпедокл, бессмертна. Но в течение жизни человека загрязняется настолько, что требуется три тысячи лет для ее очищения в телах различных живых существ. И только после очищения душа сможет вселиться в новое человеческое тело.

 

Атомистическая школа.

Демокрит (460 - 360 гг. до н.э.)

Имя Демокрита упоминается часто через запятую с именем Левкиппа. Но никаких сведений о Левкиппе до нас не дошло, что породило мнение о не существовании Левкиппа уже в древности. Появились также версии о том, что Левкипп - это псевдоним Демокрита. Но косвенные свидетельства позволяют судить и о том, что такой человек жил и даже был учителем Демокрита.

Демокрит родился в Абдерах. В молодости, согласно преданиям, не только получил блестящее образование, но и сам был учителем одного из наиболее известных софистов - Протагора. После смерти родителей Демокрит вместе с двумя братьями получает наследство и отправляется на обучение в древний Египет.

Имеются предания о возвращение на родину, о суде за растрату наследства. Но судьи посчитали, что наследство было потрачено на обучение, и приняли решение вернуть потраченные деньги из казны города.

В трудные для города времена, Демокрита приглашали возглавить руководство городом. Демокриту удавалось успешно решать проблемы, после чего он возвращался к занятиям философией. За большие заслуги перед городом, была отчеканена монета с его изображением.

Демокрит был первым философом, который создал целостное философское учение: учение о мире, об обществе, о человеке и человеческом познании. Можно утверждать и о том, что подлинная история философии начинается именно с учения Великого Абдерита, которого в отличие от Гераклита называли смеющимся философом.

В основе мира лежат атомыипустота. Атомы вечны и неизменны. Они различаются геометрическими формами и размерами. Пустота есть всего лишь протяженность, которая не обладает физическими свойствами и не влияет на движения атомов. Сама пустота вечна и неизменна. Атомы находятся в постоянном движении. Соединяясь, они образуют тела, которые затем распадаются на атомы. Движение атомов происходит и тогда, когда они находятся в составе тела. Атомы движутся по необходимости, и ничего случайного в мире не происходит.

Свойства тел зависят как от состава атомов, так и от характера связи между ними. Подобный вывод Демокрит делает по аналогии с языком. В словах из одних и тех же букв можно составлять различные слова. Например, АВ и ВА состоят из одинаковых букв, но являются различными.

Человеческое тело состоит из атомов и на атомы в конечном итоге распадается. Из тончайших атомов состоит человеческая душа. Она смертна, как и тело, и умирает, распадаясь на атомы.

Человеческое знание Демокрит делил на светлое и темное. Темное знание формируется на основе чувственности. Основой чувственного знания являются образы, которые истекают с поверхностей предметов. Светлое знание постигается с помощью разума. К светлому знанию он относил знание об атомах и пустоте. Однако чувственность и разум человека необходимы в процессе познания и дополняют друг друга.

По социальным взглядам Демокрит может считаться основоположником договорной теории. Общество не всегда было таким как в настоящее время. В глубокой древности в обществе царил хаос, и люди договорились создать государство как регулятор общественных отношений.

Как и многих предшественников, Демокрита интересовали многие проблемы космоса, природы. Но дошедшие до нас фрагменты его произведений не позволяют сказать что-то достаточно определенное о взглядах Демокрита по этим проблемам. Но наиболее интересным в них является то, что имеются некоторые намеки на допущение случайности в движении космических тел.

 

2.6.Эпикур (341 -270 гг. до н. э.).

Философские взгляды Демокрита развивались Эпикуром, который признавал случайное отклонение в движении атомов. Из богатого наследия Эпикура до нас дошли лишь три письма, два из которых считаются фальшивками. Но имеются предания и косвенные свидетельства античных мыслителей, которые позволяют воссоздать вклад Эпикура в атомистическое учение.

Известно то, что Эпикур жил в Афинах, где основал свою школу под названием «Сад Эпикура». Идеал мудреца видел в достижении невозмутимости (атараксии) для чего необходимо было стараться избавляться от государственных дел и страха перед смертью. В этом он видел основную задачу философии, которую и решал. Он считал, что смерти бояться не стоит, так как пока мы есть, то смерти нет. А когда придет смерть, то нас не будет. Поэтому смерть не имеет к нам никакого отношения.

Богов он считал беспечными существами, которые ведут безмятежный образ жизни в межзвёздном пространстве, и их нисколько не волнуют дела людей. Можно себе представить, во что превратилась бы жизнь Богов, если бы они стали заниматься людскими проблемами.

Согласно свидетельствам Секста Эмпирика, Эпикур одним из первых пытался определить природу общих понятий, найти связь чувственного и рационального. Но проблема эта не была решена и затем в средние века вновь возникает в номинализме и реализме.

2.7. Лукреций Кар.

Последователем Демокрита и Эпикура в древнем Риме был Лукреций Кар (99 - 55 гг. до н. э.). Из большого творческого наследия до нас дошла поэма «О природе вещей». В поэзии он подражал Эмпедоклу, с которым перекликаются и многие рассматриваемые проблемы и, в первую очередь, проблема развития мира. Лукреций Кар критикует взгляды Эмпедокла по проблемам возникновения и развития жизни на Земле. В его поэме в высшей форме нашло выражение единства античного материализма и стихийной диалектики.

2.8. Пифагор (580 - 500 гг. до н.э.).

Пифагор считается основателем идеалистического направления в античной философии, так в основе мира выделял идеальные начала. До нас дошло большое количество преданий о жизни и творчестве. Многие сторонники Пифагора считали его Богом, прежде всего, за то, что он мог находиться одновременно в трех местах, а также он мог непосредственно слушать музыку, которую издают небесные светила. Кроме восторженных отзывов современников до нас дошли и отрицательные свидетельства о нем.

Известно то, что Пифагор обучался за границей и после возвращения на Родину не получил должного одобрения сограждан. Он поселился в городе - полисе Кратон, в котором создал свою школу получившей название «Пифагорейский союз». Некоторые исследователи считают, что этот союз играл реакционную роль, другие придерживаются прямо противоположных оценок. Сам Пифагор. не будучи гражданином донного полиса, не мог участвовать в той или иной роли.

В пифагорейский союз принимали далеко не всех, а лишь тех, которые выдерживали вступительные экзамены. Имущество вступивших в союз переходило в общее пользование. Это была своеобразная коммуна, которая жила по тем правилам, которые были сформулированы Пифагором. Вновь вступившие принимали обед молчания, и должны были моляать в течение пяти лет. Затем сдавали экзамены и лишь после этого могли быть допущены на обучение к самому Пифагору.

Но были люди, которые не смогли поступить в Пифагорейский союз и до поры затаили злобу. В среде недовольных созрел заговор, который привел к истреблению членов союза в то время, когда сам Пифагор находился в отъезде. Это произошло примерно за два года до смерти Пифагора. Согласно преданиям спастись удалось еще двум членам союза. Они бежали в другие города, но продолжали вести жизнь по нормам пифагорейцев. Спустя некоторое время школа Пифагора возродилась и просуществовала до пятого века нашей эры, то есть вплоть до того времени, когда в Риме были запрещены все языческие школы.

Считается, что Пифагор внес определенный вклад в развитие математики и его именем названа теорема. Пифагорейцы абсолютизировали числа и заявляли, что число правит миром. Сами числа обладали определенными свойствами. Видное место занимала единица, которую называли матерью всех чисел. Единица не только порождает все числа, но и делает их четными и нечетными. В геометрии единице соответствовала точка. Двойка обозначала единство противоположностей и соответствовала в геометрии линии. Тройка обозначала плоскость, а четверка - объемное тело. Важное место занимало число десять как обозначение всего законченного и наиболее совершенного.

Пифагорейцы не только разрабатывали математику и применяли её к анализу мира, а пытались все стороны действительности рассматривать с точки зрения количественной определенности. Количественный анализ они применяли в музыке, скульптуре, архитектуре. Считается, что именно пифагорейцам удалось найти принцип золотого сечения. Можно считать, что именно с пифагорейцев начинается математический анализ действительности, в то время как современники, более ранние и более поздние осуществляли в основном качественный анализ.

 

2.9. Элейская школа.

Основателями Элейской школы называют Ксенофана и Парменида. Относительно Ксенофана до нас дошло очень мало. Известно то, что он прожил долгую жизнь - более ста лет. Многие годы был бродячим поэтом и мудрецом. В своей поэзии Ксенофан критиковал всех поэтов и всех философов. Отмечают еще и то, что Ксенофан считал Бога единым, а другие Боги лишь его проявлением. Он утверждал и то, что люди создали Богов по своему образу и подобию.

О Пармениде известно немного больше. Родился в 515 или 545 году до н. э. Но эти даты несколько противоречат сведениям Платона о встрече Парменида с Сократом в Афинах, когда Пармениду было около 60 лет. Но Сократ родился в 470 году. На встрече, описанной Платоном в диалоге «Парменид», излагается учение Парменида.

Философские взгляды Парменида были направлены против учения Гераклита о том, что все течет, все изменяется, и мир состоит из огромного количества предметов. О множественности предметов и изменениях говорит чувственность человека, но ощущения нас обманывают. На самом деле умопостигаемый мир совсем другой. В основе умопостигаемого мира лежитбытие. Это бытие не имеет ни начала, ни конца, ни составных частей. Оно неподвижно и никаких изменений в нем не происходит. Отсюда известное выражение Парменида «Бытие есть, небытия - нет», то есть в самом бытии нет никаких изменений, и ничто в бытии не переходит в небытие. Основная заслуга Парменида состоит в том, что впервые вводит в философию абстрактную категорию для обозначения мира. До этого были сугубо конкретные обозначения.

Вполне возможно, что учение Парменида не занимало бы того места, которое оно занимает в истории философии, если бы ни творчество его ученика Зенона. Зенон Элейский(490-430 гг. до н.э.)был на двадцать лет моложе Парменида. Погиб в возрасте шестидесяти лет, вступив в заговор против тирана, который правил его городом-полисом. До нас дошло несколько преданий о героический смерти Зенона, в то время как имена тирана называют разные.

Но бессмертную славу Зенону Элейскому принесли его знаменитые апории.Апория - это термин, который обозначает трудности, которые возникают при рассмотрении определенных теоретических проблем. Согласно преданиям, Зеноном было создано 49 апорий, но до нас дошло несколько и некоторые получили специальные названия. Некоторые апории были решены еще в древности, но ряд апорий проходит через всю историю философии, и над ними ломали головы самые выдающиеся мыслители. Считается, что некоторые сходили с ума и известен даже случай самоубийства от отчаяния в связи с тем, что не удавалось разрешить апории.

Зенон стремился доказать то, что в подлинном бытии не имеется составных частей и не происходит никакого движения, изменения. По­этому часть апорий Зенона Элейского была направлена на доказатель­ство положения Парменида о невозможности существования многого, а вторая группа связана сдоказательством невозможности всякого дви­жения. Формулировка апорий буквально поражает своим остроумием. Одна из апорий рассматривает проблему допущения множественности вещей. Но сколько их? Ровно столько, сколько есть, не больше и не меньше. Значит количество их ограничено. Но в то же время между двумя вещами можно поставить бесконечное множество других вещей. Данная апория в настоящее время не представляет трудности для понимания, так как свя­зана с отождествлением понятия ограниченного и конечного. Но они не тождественны, так ограниченным может быть и бесконечное множество.

Не менее интересна и другая апория, в которой при допущении ре­альности существования множества вещей, мы вынуждены признать и реальность существования мест, которые они занимают. Но если места существуют наряду с вещами, то и они должны занимать свое место. У каждого места должно быть свое место, и так до бесконечности. Над этой апорией много размышлял Аристотель и вынужден был признать место чем-то существующим. Но решена она была учеником Аристо­теля, - Феофрастом, который заявил, что место не связано с границами вещи и оно выступает общим, для всех вещей.

 

Наибольшую трудность для понимания, представляли апории, свя­занные с пониманием движением. Так же, как и при допущении множе­ства, допущение движения должно было по предположению Зенона с необходимостью привести к неразрешимым противоречиям. Апории ’’Ахилес и черепаха’’, ’’Дихотомия’’, ’’Стрела’’, ’’Стадий’’или’’Стадион’’ как раз и показывают то, что движение, если начинается, то оно никогда не может закончиться, так как невозможно перейти от величины, пусть бесконечно малой, к отсутствию величины или нулю. Но движение не может и начаться, так как мы должны пройти половину пути прежде, чем весь путь. А далее половинку от половинки, прежде чем саму половинку, и так до бесконечности.

 

Проблемы в апориях связаны с несовершенст­вом, неточностью и многозначностью языка, а также с абсолютизацией абстракций в процессе мыслительной деятельности, в процессе ана­лиза. Что, значит ’’догнать’’ в апории ’’Ахилес и черепаха’’? Другие апо­рии связаны с предельно абстрактными, и оторванными от действитель­ности возможностями ставить абсолютно зафиксированные, неподвижные точки. Но точки на уровне молекул, и тем более атомов, поставить нельзя, так как они находятся в постоянном движении.

Большие трудности в апории ’’Стрела’’ возникают в связи с до­пущениями равенства t=0, l=0. Но в действительности согласно определению нуля, только он имеет право на равенство 0=0. Нуль - это такая величина, которая больше всех отрицательных величин, но меньше всех положительных. Все другие величины, следовательно, могут быть либо больше нуля, либо меньше нуля. Но они не могут быть ему равны. Время и длина являются всегда положительными величинами. И реаль­ное время может быть выражено, только на от­резке t1 - t2.В этой связи, за реальное время на отрезке движущаяся стрела всегда занимает место больше своей длины. Подобный подход, который был использован Зеноном в доказательствах своих апорий, называется до­казательством от противного. Доказательство неверного допущения должно привести к противоречию. И в данном подходе противоречие ис­пользуется, как средство доказательства.

 

 

2.10. Софисты.

Как видно из названия этого философского направления, термин «софист» напоминает слово «философия». В действительности софист обозначает «мудрец», «изобретатель», «умелец». В узком смысле софистами называли учителей мудрости и красноречия. Со второй половины пятого века до н. э. в древней Греции появилась целая плеяда преподавателей философии и риторики, которые за свою работу получали деньги.

Софистика возникла в связи с потребностью людей красиво говорить на собраниях, в суде, где возникала необходимость доказывать истинность своих доводов и несостоятельность доводов противников. И эта потребность была реализована в возникновении целого философского течения. На первом этапе софисты действительно многому обучали и были философами - просветителями. Но на втором этапе софистика выродилась в обучение изворотливости и умению доказывать все что угодно.

Наиболее известными софистами первого этапа были:Протагор, Горгий,Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. У софистов не было общности ни в философских взглядах, ни в политических пристрастиях. Если Протогор тяготел к рабовладельческой демократии, то Критий был врагом демократии. Протагор во многом опирался на идеи Гераклита, а Горгий и Антифонт были сторонниками элейской школы.


Основной философской проблемой софисты считали проблему человека и человеческого разума. Софисты оказали большое влияние на развитие более поздней истории философии древней Греции и в первую очередь на становление взглядов Сократа, Платона, Аристотеля.

Вырождение софистики начинается уже в середине четвертого века до н. э. Это были уже учителя спорщиков, фокусников. Этот этап в развитии софистики критиковали Сократ, Платон. А после создания Аристотелем логики, словесные ухищрения в доказательствах были уже просто невозможны, и софистика прекратила свое существование. Однако в римский период во втором веке нашей эры предпринимались попытки возрождения софистики с учетом всего лучшего, что было в первом этапе, но кроме благих пожеланий мало, что было сделано в этом направлении.

 

2.11. Сократ (470/69 - 399 гг. до н. э.).

Внешность Сократа резко контрастировала с его внутренним миром. Однако он чем-то постоянно привлекал окружающих. В то время как платные философы, учителя мудрости - софисты ходили по улицам Афин в пышных одеяниях, Сократ был одет всегда просто, скромно и часто ходил босиком. Если о внешности Пифагора, Парменида, Зенона говорили с восхищением, так как они в полной мере соответствовали античным представлениям о красоте, то есть были высокого роста, стройны и так далее. Сократ внешне резко отличался от классических представлений о красоте и был не просто некрасив, но можно сказать - безобразен. Он был невысокого роста, приземистый, с отвислым животом, короткой шеей, с большой лысой головой, огромным выпуклым лбом. Смягчить впечатление о его некрасивости не могла даже его полная достоинства походка.

Данный портрет дополняется учеником Сократа - Алкивиадом. У Сократа был приплюснутый нос, с широкими ноздрями, толстые чувственные губы, одутловатое лицо. Глаза были навыкате, и смотрел он всегда исподлобья. По словам Алкивиада, Сократ похож на селена или сатира - волосатого, похотливого демона, получеловека, полукозла. Но далее Алкивиад продолжает раскрывать внутренний мир Сократа и отмечает, что когда я слушаю Сократа, то сердце у меня бьется сильнее, чем у беснующихся людей, а из глаз моих от его речей льются слезы. То же самое происходило и с другими слушателями. Хотя Алкивиад слушал многих выдающихся ораторов и политиков, но ничего подобного с ним раньше не происходило. Алкивиад был известен тем, что вел достаточно распутный образ жизни и его никогда не мучила совесть. И только слушая Сократа, Алкивиад начинал осознавать, что так жить, как он жил раньше, нельзя.

В древней Греции не принято было писать биографий и касаться личной жизни. В произведениях другого ученика Сократа - Платона во многом дополняются сведения о Сократе как человеке. Платон также показывает Сократа как чудака, но он так сам себя выдавал, чтобы привлечь к себе внимание.

Сократ был первым философом, кто предпринял исследование идеального и провозгласил идеальное в качестве реальности, которая не менее значима, подлинна и действительна, чем мир чувственно воспринимаемых вещей.

Возможно, нам было известно о жизни Сократа значительно меньше, если бы его деятельность не стала предметом судебного разбирательства, в результате которого ему был вынесен смертный приговор. Поэтому известно то, что Сократ был казнен в 399 году в возрасте 70 лет. Поэтому известно, что родился он в 469 году или годом раньше. Именно в год рождения Сократа была одержана победа греков над персами под руководством афинского полководца Кинона.

Сократ родился в семье с



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.019 с.)