Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вводная лекция-систематизация «Философия, круг ее проблем, специфика философского знания и языка »Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Вы самостоятельно изучаете основные идеи и подходы к пониманию содержания данной вводной лекции (специфики философского знания, его роли).
Особое внимание обратите на рассмотрение следующих вопросов при самостоятельной работе: 1.Генезис философии. Ее предпосылки. 2.Специфика философского знания, мышления, языка, проблем. 2.Основные формы мировоззрения. 3.Роль и место философии в обществе.(Зачем нужна философия) 4.Философия о современном обществе.
Философии вырастает вместе с развитием общества, его сознания и проблем возникающих внутри общества. 1.Философия имеет экономические, социальные, политические, социокультурные, познавательные предпосылки. 2.Философия подготавливается развитием разных исторических типов (форм) мировоззрения – мифологией, религией, духовно-практическим развитием видов деятельности. Она сама является особой формой мировоззрения. 3.Философия несет на себе ролевые значения по формированию общества как мировоззрение, знание, диагностирующее знание, выявляющие проблемы, угрозы, возможности роста и перспективы.
Специфика философского знания выражена в его: мировоззренческой значимости; универсальности, методологической значимости, аксиологичности, актуальности
Выяснение специфики философского знания традиционно предваряет изучение курса. Возможно, с решения этого вопроса и началась собственно история философии. Так, например, на вопрос о том, кто он такой Пифагор отвечал: «Философ», что значит «любомудр». Стремление к образу жизни и нраву мудрого существа, желание объять истину средствами разума отличает философа от остальных смертных. Следовательно, феномен философского знания изначально возникает на принципиально новом основании, дополнительном по отношению не только к мифологии, но и к интуиции, и к вере. Кроме того, если обыденное сознание фиксирует лишь ситуативный момент связи человека и мира, то философская мысль есть мысль о вечном мноообразном. При этом надо иметь ввиду, что философия исторична. Философское знание постоянно обогащается все новым содержанием, сохраняя преемственность познанного. Философское знание - это не отвлеченная, бесстрастно-умозрительная теория. Научность является лишь одной (при этом не основной, не главной) стороной философии. Другую, доминирующую его сторону, образует духовно-практическое отношение к миру. Она выражает смыслосозидающее, ценностно-ориентирующее предназначение философии. Специфика философского мышления и знания. Философское знание - системно, то есть, идентифицировано (распознано) и структурировано (упорядочено). Выяснение соответствия философского знания этим требованиям, необходимое для утверждения его внутренней состоятельности и предметно-логической обоснованности, будет рассмотрено в вопросе № 3. Кроме системности, в список отличительных особенностей философского знания надлежит дополнить следующими признаками: • всеобщность – обращение к явлениям, миру в целом через «сквозной универсализм» тем, целей, проблем их значений, охватывающих мир, человека, общество, прошлое и будущее.
• полифонизм указывает на сочетание, переплетение и усиление одних тем и проблем через другие, их взаимозависимость и особенности такой взаимообусловленности. О языковой природе философского знания. Философии изначально было свойственно особое отношения к языку как средству производства, хранения и передачи знания. Выдающийся русский философ С.Н.Трубецкой в книге «Курс истории древней философии»[1] доказывает мысль о генетическом единстве философии и филологии. Развитие философии шло по пути приращения общих понятий и формирования на их основе норм правильно организованного мышления. Исторически первыми возникли такие понятия как «логос» - разум и всеобщий закон (Гераклит), «нус» - разум, идеальное (Анаксагор), «гилэ» - почва, материя (ионийцы); в ионийской традиции появляются такие термины как «архе» - первоначало, «фюсис» - природа. Причем первые философские системы, формируя категории, сами формируются вокруг определенных понятий[2]. Казалось бы, развитие философского языка в конечном итоге должно было бы привести к появлению устойчивого и всеобъемлющего словаря, с помощью которого любой образованный человек мог без труда понимать и толковать знаменитые кантовские вопросы[3]. Однако в действительности попытки создания такого тезауруса не увенчались успехом, а освоение философских текстов по-прежнему остается нелегкой задачей. Невозможность достигнуть ясности и простоты философских высказываний выражена М.К.Мамардашвили: «…философия – это то, о чем можно говорить на языке философии и чем занимаются философы»[4]. Философский язык – это инструмент и одновременно процесс постижения и рефлексивного фиксирования сущности предметов и явлений в философских категориях. Категории или философские имена – это наиболее общие понятии, нормы понимания сущности бытии, способов освоения человеком различных объектов. М.Хайдеггер уточнял, что особенность философских категорий состоит в том, что они основываются не на презентации, а на вопрошании, причем сами спрашивающие оказываются поставленными под вопрос[5].
В свою очередь специфика философского языка имеет следующие особенности: • мировоззренческую и методологическую обобщенность • абстрактность, • теоретическую и социальную значимость, • семантическую целостность, • авторскую нагрузку, генетику терминов, тем, прописываемых вопросов и проблем
Надо иметь в виду, что специфика философского языка выражается в следующих предписаниях: · - «во все времена и везде философия – это язык, на котором расшифровываются свидетельства сознания» (М.К.Мамардашвили); · - философские понятия соотнесены с изначальным жизненным смыслом; · - философский язык приспособлен блокировать в себе нашу манию подменять смыслы картинками; · - философская лексика состоит из специальных терминов, требующих однозначного по нимания (субстанция и энтелехия, монада, экзистенция и т.д.) и обыденных слов (свобода, вызов, техника, город и т.д.), в которых привычные смыслы смещены, расхожий исторический и культурный материал переосмыслен.
Развитие философии определенным образом отражается на философском языке, изменяя его категориальный аппарат и стиль. В ХХ веке структуралистами для обозначения социально-исторической обусловленности речевых высказываний было введено понятие дискурса. Философский дискурс– это изложение через язык философии, мыслей, позиций, в которых философ пытается объяснить и выразить в собственной речи актуальность этого материала, привлекая внимание к нему посредством философского изложения. Эти интеллектуальные усилия достаточно динамичны и устойчивы, так мысли, позиции, установки достаточно многочисленны. Философский дискурс позволяет рассматривать философию не только как особое знание, но и как особую коммуникацию и вид интеллектуальной практики, что позволяет расширить определение философии. Философия – это форма деятельности человека, ориентированная на осмысление основных проблем его бытия и эволюцию последних, на определение возможностей и границ человеческой самореализации отношениях людей с природой, культурой, с различными видами жизненных средств, выработанных общественной эволюцией [6].Для философии – важно собирать объемлющие целостно отношения человека и мира с точки зрения их глубины и вариативности. Круг философских проблем подчеркивает характер этих постоянно актуальных отношений. В историческом плане можно заметить логику развития философской проблематики: v Первоначально философия формируется как представление человека об устройстве мира, космоса и природы. v Затем создается специфический язык понятий, с помощью которого философ начинают соизмерять и оценивать человеческие качества и разные виды деятельности. v Появление общезначимых представлений о мире природы и мире человека закладывает основы для развития специализированной познавательной деятельности – науки. v Развитие мировых религий в эпоху средневековья стимулирует развитие философиях представлений о духовном мире человека, о возможностях человека в его сопоставлении абсолютными (божественными) характеристиками бытия. v В эпоху Возрождения философия ориентирована на познание природы и на раскрытие собственной «природы» человека. v В Новое время развивается как знание, поостренное по нормам и стандартам науки (прежде всего естествознания и математики). В это же время окончательно формируется набор собственно философских дисциплин. v Со второй половины XIX века сфера философии сужается и ограничивается методологией научного познания. Одновременно с этим возникает вопрос о перспективах философии. Поскольку объективное знание остается науке, философии вновь обращается к проблемам человече субъективности, проблемкам развития социальных и культурных систем. v В ХХ веке становится очевидным, что «чистая» философия, решающая «в общем» виде проблемы человеческого бытия, невозможна. Она должна включать в свой анализ проблемы экономики, техники, права, экологии, культуры, обращаться к трактовкам ситуаций повседневной жизни. В философии представлено многообразие философских проблем. Уже античная философия, как отмечают многие исследователи находит и свою структуру и свои проблемные темы, порождает свои системы знания. У стоиков (IV в. до н.э.) эта структура имеет следующий вид:
Здесь последняя часть была главной, поскольку предыдущие лишь подготавливали выводы философов о предназначении и судьбе человека. Со времен стоиков структура философского знания постоянно развивается. В XVII веке углубленную разработку и развитие получила теория познания или гносеология. То, что античные философы называли физикой, было переименовано в онтологию или учение о бытие. Система современного философского знания обогащена развитием ряда «дисициплинарных» онтологий – социальная философия, философия науки (эпистемология), эстетика, культурологи, философия права, философия техники и т.д.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.009 с.) |