Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вводная лекция-систематизация «Философия, круг ее проблем, специфика философского знания и языка »Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вы самостоятельно изучаете основные идеи и подходы к пониманию содержания данной вводной лекции (специфики философского знания, его роли).
Особое внимание обратите на рассмотрение следующих вопросов при самостоятельной работе: 1.Генезис философии. Ее предпосылки. 2.Специфика философского знания, мышления, языка, проблем. 2.Основные формы мировоззрения. 3.Роль и место философии в обществе.(Зачем нужна философия) 4.Философия о современном обществе.
Философии вырастает вместе с развитием общества, его сознания и проблем возникающих внутри общества. 1.Философия имеет экономические, социальные, политические, социокультурные, познавательные предпосылки. 2.Философия подготавливается развитием разных исторических типов (форм) мировоззрения – мифологией, религией, духовно-практическим развитием видов деятельности. Она сама является особой формой мировоззрения. 3.Философия несет на себе ролевые значения по формированию общества как мировоззрение, знание, диагностирующее знание, выявляющие проблемы, угрозы, возможности роста и перспективы.
Специфика философского знания выражена в его: мировоззренческой значимости; универсальности, методологической значимости, аксиологичности, актуальности
Выяснение специфики философского знания традиционно предваряет изучение курса. Возможно, с решения этого вопроса и началась собственно история философии. Так, например, на вопрос о том, кто он такой Пифагор отвечал: «Философ», что значит «любомудр». Стремление к образу жизни и нраву мудрого существа, желание объять истину средствами разума отличает философа от остальных смертных. Следовательно, феномен философского знания изначально возникает на принципиально новом основании, дополнительном по отношению не только к мифологии, но и к интуиции, и к вере. Кроме того, если обыденное сознание фиксирует лишь ситуативный момент связи человека и мира, то философская мысль есть мысль о вечном мноообразном. При этом надо иметь ввиду, что философия исторична. Философское знание постоянно обогащается все новым содержанием, сохраняя преемственность познанного. Философское знание - это не отвлеченная, бесстрастно-умозрительная теория. Научность является лишь одной (при этом не основной, не главной) стороной философии. Другую, доминирующую его сторону, образует духовно-практическое отношение к миру. Она выражает смыслосозидающее, ценностно-ориентирующее предназначение философии. Специфика философского мышления и знания. Философское знание - системно, то есть, идентифицировано (распознано) и структурировано (упорядочено). Выяснение соответствия философского знания этим требованиям, необходимое для утверждения его внутренней состоятельности и предметно-логической обоснованности, будет рассмотрено в вопросе № 3. Кроме системности, в список отличительных особенностей философского знания надлежит дополнить следующими признаками: • всеобщность – обращение к явлениям, миру в целом через «сквозной универсализм» тем, целей, проблем их значений, охватывающих мир, человека, общество, прошлое и будущее.
• полифонизм указывает на сочетание, переплетение и усиление одних тем и проблем через другие, их взаимозависимость и особенности такой взаимообусловленности. О языковой природе философского знания. Философии изначально было свойственно особое отношения к языку как средству производства, хранения и передачи знания. Выдающийся русский философ С.Н.Трубецкой в книге «Курс истории древней философии»[1] доказывает мысль о генетическом единстве философии и филологии. Развитие философии шло по пути приращения общих понятий и формирования на их основе норм правильно организованного мышления. Исторически первыми возникли такие понятия как «логос» - разум и всеобщий закон (Гераклит), «нус» - разум, идеальное (Анаксагор), «гилэ» - почва, материя (ионийцы); в ионийской традиции появляются такие термины как «архе» - первоначало, «фюсис» - природа. Причем первые философские системы, формируя категории, сами формируются вокруг определенных понятий[2]. Казалось бы, развитие философского языка в конечном итоге должно было бы привести к появлению устойчивого и всеобъемлющего словаря, с помощью которого любой образованный человек мог без труда понимать и толковать знаменитые кантовские вопросы[3]. Однако в действительности попытки создания такого тезауруса не увенчались успехом, а освоение философских текстов по-прежнему остается нелегкой задачей. Невозможность достигнуть ясности и простоты философских высказываний выражена М.К.Мамардашвили: «…философия – это то, о чем можно говорить на языке философии и чем занимаются философы»[4]. Философский язык – это инструмент и одновременно процесс постижения и рефлексивного фиксирования сущности предметов и явлений в философских категориях. Категории или философские имена – это наиболее общие понятии, нормы понимания сущности бытии, способов освоения человеком различных объектов. М.Хайдеггер уточнял, что особенность философских категорий состоит в том, что они основываются не на презентации, а на вопрошании, причем сами спрашивающие оказываются поставленными под вопрос[5].
В свою очередь специфика философского языка имеет следующие особенности: • мировоззренческую и методологическую обобщенность • абстрактность, • теоретическую и социальную значимость, • семантическую целостность, • авторскую нагрузку, генетику терминов, тем, прописываемых вопросов и проблем
Надо иметь в виду, что специфика философского языка выражается в следующих предписаниях: · - «во все времена и везде философия – это язык, на котором расшифровываются свидетельства сознания» (М.К.Мамардашвили); · - философские понятия соотнесены с изначальным жизненным смыслом; · - философский язык приспособлен блокировать в себе нашу манию подменять смыслы картинками; · - философская лексика состоит из специальных терминов, требующих однозначного по нимания (субстанция и энтелехия, монада, экзистенция и т.д.) и обыденных слов (свобода, вызов, техника, город и т.д.), в которых привычные смыслы смещены, расхожий исторический и культурный материал переосмыслен.
Развитие философии определенным образом отражается на философском языке, изменяя его категориальный аппарат и стиль. В ХХ веке структуралистами для обозначения социально-исторической обусловленности речевых высказываний было введено понятие дискурса. Философский дискурс– это изложение через язык философии, мыслей, позиций, в которых философ пытается объяснить и выразить в собственной речи актуальность этого материала, привлекая внимание к нему посредством философского изложения. Эти интеллектуальные усилия достаточно динамичны и устойчивы, так мысли, позиции, установки достаточно многочисленны. Философский дискурс позволяет рассматривать философию не только как особое знание, но и как особую коммуникацию и вид интеллектуальной практики, что позволяет расширить определение философии. Философия – это форма деятельности человека, ориентированная на осмысление основных проблем его бытия и эволюцию последних, на определение возможностей и границ человеческой самореализации отношениях людей с природой, культурой, с различными видами жизненных средств, выработанных общественной эволюцией [6].Для философии – важно собирать объемлющие целостно отношения человека и мира с точки зрения их глубины и вариативности. Круг философских проблем подчеркивает характер этих постоянно актуальных отношений. В историческом плане можно заметить логику развития философской проблематики: v Первоначально философия формируется как представление человека об устройстве мира, космоса и природы. v Затем создается специфический язык понятий, с помощью которого философ начинают соизмерять и оценивать человеческие качества и разные виды деятельности. v Появление общезначимых представлений о мире природы и мире человека закладывает основы для развития специализированной познавательной деятельности – науки. v Развитие мировых религий в эпоху средневековья стимулирует развитие философиях представлений о духовном мире человека, о возможностях человека в его сопоставлении абсолютными (божественными) характеристиками бытия. v В эпоху Возрождения философия ориентирована на познание природы и на раскрытие собственной «природы» человека. v В Новое время развивается как знание, поостренное по нормам и стандартам науки (прежде всего естествознания и математики). В это же время окончательно формируется набор собственно философских дисциплин. v Со второй половины XIX века сфера философии сужается и ограничивается методологией научного познания. Одновременно с этим возникает вопрос о перспективах философии. Поскольку объективное знание остается науке, философии вновь обращается к проблемам человече субъективности, проблемкам развития социальных и культурных систем. v В ХХ веке становится очевидным, что «чистая» философия, решающая «в общем» виде проблемы человеческого бытия, невозможна. Она должна включать в свой анализ проблемы экономики, техники, права, экологии, культуры, обращаться к трактовкам ситуаций повседневной жизни. В философии представлено многообразие философских проблем. Уже античная философия, как отмечают многие исследователи находит и свою структуру и свои проблемные темы, порождает свои системы знания. У стоиков (IV в. до н.э.) эта структура имеет следующий вид:
Здесь последняя часть была главной, поскольку предыдущие лишь подготавливали выводы философов о предназначении и судьбе человека. Со времен стоиков структура философского знания постоянно развивается. В XVII веке углубленную разработку и развитие получила теория познания или гносеология. То, что античные философы называли физикой, было переименовано в онтологию или учение о бытие. Система современного философского знания обогащена развитием ряда «дисициплинарных» онтологий – социальная философия, философия науки (эпистемология), эстетика, культурологи, философия права, философия техники и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.012 с.) |