Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познание как объект философского анализа.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В общем виде познание - это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных, конкретно- чувственных и понятийных образов. Знание - проверенный практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, который, с одной стороны, являет собой адекватное ее отражение в сознании человека в виде понятий, суждений, представлений, теорий (то есть субъективного образа), а с другой - выступает как владение ими и умение действовать на их основе. Оно обладает различной степенью достоверности, отражая диалектику относительной и абсолютной истины. По своему генезису и способу функционирования знание есть социальный феномен, средством фиксации которого выступают естественный и искусственные языки. Отношение знания к действительности имеет многоуровневый и сложно опосредствованный характер, развиваясь как в истории человеческой культуры, так и в процессе индивидуального становления личности. Элементарные "знания", обусловленные биологическими законо- мерностями, наличествуют и у животных (особенно высокоразвитых), которым они служат в качестве необходимого фактора реализации их поведенческих актов. Принципиально иной характер имеют знания человека, будучи социальными по своей природе. У человека знания могут выступать в различных формах: донаучной, обыденной, художественной, научной и философской на разных уровнях освоения действительности - как эмпирические и как теоретические. Обыденное познание формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно значимого знания. Специфика этого знания заключается в том, что его содержание, прежде всего, связано со знанием, информацией о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем тоже присутствует. Обыденное познание в качестве основы всех иных форм знания ни в коей мере не может быть преуменьшено по своей значимости. Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогрессирования научного и художественного познания. В то же время последние вбирают в себя богатый опыт житейского познания. Научное познание отличается от обыденного, прежде всего, своим предметом. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, поскольку основным предметом научного познания является знание законов. Но так как общее существует только в единичном и через единичное, то, конечно, элемент знания единичного обязательно в нем присутствует. Нет науки, которая бы оперировала только общим и только необходимым, но случайное и единичное изучается наукой лишь как средство, как путь к постижению общего и необходимого. Научное знание по форме всегда сконцентрировано в общих понятиях, т. е. в науке доминирует логическое, понятийное знание и, более того, системное понятийное знание. Собственно научные знания характеризуются осмыслением фактов в системе понятий той или иной науки, включаясь в состав теории, образующей высший уровень научного знания. Философское познание является видом научного познания, но отличается двумя важными моментами: предметом этого знания является не просто общее, а универсально общее, всеобщее, т. е. существенная универсальность. Философское знание всегда является мировоззрением, и поэтому оно не может не содержать в себе оценки познаваемого. Оценка познаваемого - это обязательный элемент данного вида познания. Специфика художественного познания состоит в том, что оно в своей основе является образным и наглядным и поэтому близко к обыденному познанию. Однако по своему предмету оно содержит общее и необходимое, т. е. типическое, и этим сближается с наукой, ограничиваясь при этом сферой своего предмета - человеком и человеческими отношениями. С философским познанием его сближает оценочный характер. Более того, для художественного познания оценка имеет первостепенное значение. Художественное познание играет огромную, ничем не заменимую роль в общем процессе познавательной деятельности, ибо, давая целостное отражение мира человека и человека в мире, оно оттачивает способность творческого воображения, фантазии, формируя эстетическую сторону любой человеческой деятельности, в том числе и самого познания. Все эти виды познавательной деятельности тесно взаимосвязаны. Так, научное знание невозможно без философского, а философское базируется на частнонаучном, и, наконец, художественное творчество, художественное познание активизирует все формы знания и является важным моментом, не всегда осознаваемым, но обязательным для всех видов познавательной деятельности. В основе всех видов познания лежит обыденное, повседневное знание. Без связи с повседневным, обыденным опытом не имеет смысла никакое другое знание. В широком смысле "субъектом" познания является общество, а "объектом" - весь окружающий мир, но только в тех границах, в которых социум, группа людей, человек с ним взаимодействует. Таким образом, процесс получения знаний является результатом взаимодействия субъекта и объекта, поэтому в нашем знании всегда два момента: субъективная форма (субъективный момент) и объективное содержание. Особенность взаимодействия субъекта и объекта в познавательной деятельности проявляется, прежде всего, в познании общества, где объект и субъект познания совпадают - общество. Вследствие этого познание общества имеет характерные черты. Социальные законы, в основном, имеют статистический, вероятностный характер. Это объясняется тем, что общество - объект познания для науки - это система законов, а социальные законы - результат деятельности людей, следовательно, они всегда принципиально вероятностны. Кроме этого, в основе социального познания лежит изучение общественных отношений. Любое общество разделяется на две составляющие: материальную основу и духовную (сознание), и соответственно функционируют два различных типа законов - законы материальной жизни и законы общественного сознания. Первые составляют базовую основу, а вторые совпадают с ними по содержанию как отражение первых. Так, техническая и технологическая деятельность людей привела к возникновению новых наук: кибернетики, информатики, синергетики и др. В то же время развитие техники поставило и ряд принципиальных философских проблем, в частности, о ее роли в развитии общества и субъективного фактора. Особенность познания общества состоит также и в том, что сама общественная жизнь изменяется относительно быстро, поэтому оно развивается на основе, главным образом, относительных истин. Это означает, что на каждом уровне развития человечества имеет место свое понимание происходящего, свой подход к ценностям, к теориям, к методам, используемым в познании и т. д. Наконец, социальное знание всегда связано с интересами людей. Мера истинности знаний всегда характеризуется мерой прогрессивности в социальном развитии. Вхождение человека в новый цикл цивилизационного процесса определяет изменения в представлениях о научной рациональности и направленности научно-технического прогресса, но именно они формируют содержание современной парадигмы теории познания. Человечество постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного к более глубокому, сущностному и всестороннему знанию, служащему необходимым условием преобразующей деятельности. Одной из основных проблем гносеологии является проблема границ познания, насколько познаваем мир, т. е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности познания ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было отмечено еще философами древности. Еще одна трудность познания связана с конечностью человеческой жизни. Дело в том, что Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. В попытке ответить на эти вопросы обозначились три основных подхода: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты (от лат. optimus - наилучший) утверждают принципиальную познаваемость мира (просветители). Агностики (от греч. а - отрицательная приставка, gnosis - знание), напротив, ее отрицают. Наиболее полно позиция философского агностицизма была выражена в философии И. Канта, который ввел специальные понятия для обозначения предмета как он есть сам по себе, назвав его "вещью в себе", и того, как этот предмет представляется человеку, - "явление". Скептики (от греч. skeptios - рассматривающий, исследующий) не отрицают познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания (Э. Роттердамский, М. Монтень). Однако все гораздо сложнее. Так, агностики отрицают познаваемость мира, но на многие вопросы, указанные ими, действительно невозможно пока дать ответ. Основная проблема, с которой столкнулся агностицизм, заключается в следующем. Предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем. Мир простирается перед нами, безначальный и бесконечный, а мы подступаем к нему с нашими формулами, схемами, моделями, понятиями и категориями, стремясь уловить его вечность и бесконечность в "сачок" наших представлений. И сколь хитроумно мы ни завязывали бы "узелки" понятий, категорий и теорий, но не самонадеянно ли претендовать на постижение таким образом сущности мироздания? Получается, что мы замкнуты миром наших способов познания и не в состоянии сказать нечто достоверное о мире, т.к. он существует сам по себе. Однако логика агностицизма опровергается развитием науки, познания. Основоположник позитивизма О. Конт в свое время заявил, что человечеству не суждено узнать химический состав Солнца. Но не успели высохнуть чернила, которыми были начертаны эти скептические слова, как ученые с помощью спектрального анализа раскрыли состав Солнца. Некоторые представители махизма самонадеянно заявляли, будто атом - это химера, всего лишь призрак больного воображения. Но, как известно, атомистическое учение является основанием современного естествознания. В решениях проблемы познаваемости мира отразились: - реальные трудности процесса познания (то, что мир познается не полностью и не сразу, что всегда есть различие между познанным и непознанным, между знанием более глубоким и менее глубоким, что возможна абсолютизация отдельных сторон познания и т. д.); - особенности отдельных этапов развития науки, методологическая и мировоззренческая интерпретация этих особенностей; - наличие в обществе социальных сил, не заинтересованных в объективном научном познании, особенно в познании социальных процессов. Абсолютизация этих особенностей и трудностей способна вызвать и стимулировать сомнение, и даже отрицание способности правильно познавать мир. Последовательное преодоление трудностей в решении этого вопроса опирается на следующие особенности: - понимание познания как социально-опосредованного, исторически- развивающегося отношения человека к миру; - представление о диалектической взаимосвязи субъекта и объекта познания; доказательство единства познания и практики. Рассмотрим две первые особенности конкретнее. О единстве познания и практики разговор пойдет во втором вопросе. Исследуя первую из них, следует вспомнить, что происхождение сознания связано с таким всеобщим свойством материальной действительности, как отражение (свойство это заключается в том, что все объекты материальной действительности в процессе взаимодействия изменяют свое состояние). Так и мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, изменяет свое состояние. Это первое условие отражения. Но для функционирования сознания мало наличия физиологического механизма (органов чувств, нервной системы, мозга), необходимо внешнее воздействие на этот механизм, нужен контакт человека с внешним миром. Этот контакт обеспечивается опытом, социальной практикой. В процессе этого контакта происходит накопление знаний (информации) об окружающем мире. Содержание этих знаний не произвольно, эти знания именно об окружающей действительности. Значит можно сказать, что содержание нашего знания зависит от содержания самой действительности, а мыслительная деятельность человека и общества есть процесс отражения. Но гносеология не останавливается на признании отражательного характера познания. Познание не просто "форма созерцания", а "живое", активное отношение человека к миру. Человечество познает не ради знания самого по себе, а ради осознанного преобразования действительности. И познание, несмотря на свою специфику идеального отношения к действительности, протекает в контексте всех других видов социального действия. Человек не может абстрагироваться от сложной системы социальных связей и отношений, в которые он включен: он отражает мир в соответствии с уровнем своей теоретической подготовки, в соответствии со своими потребностями, ценностными ориентациями. Но формируются эти характеристики под влиянием всей совокупности социальных связей субъекта, которые являются частью объективного мира. Познание определено не только интересами, потребностями отдельного человека, но и общества в целом; не только интеллектом, но и общим содержанием "интеллектуального фонда", накопленного человечеством. Собственная же познавательная деятельность каждого человека начинается в новых практических условиях, создающих новые практические потребности и возможности для получения новых познавательных результатов. Они, в свою очередь, становятся достоянием всего человечества. Так происходит постоянный процесс воспроизводства нового знания, совершающийся под влиянием разрешения и нового возникновения противоречия между уровнем развития знания и уровнем общественных потребностей, между индивидуальным и всеобщим в познавательном процессе. Если подход к субъекту познания как человечеству подчеркивает всеобщность этого процесса, акцентирует внимание на проявлении необходимого в его содержании, то вычленение в нем индивидов в качестве относительно самостоятельных субъектов позволяет понять историческую неповторимость реального процесса развития познания. Вторая из отмеченных особенностей познания мира говорит о том, что гносеология рассматривает субъект и объект познания как диалектические противоположности, отношение между которыми определяет содержание процесса познания. Можно выделить следующие положения, конкретизирующие выше сказанное: - объектом познания является сама реальность или ее фрагмент, существующие независимо от субъекта; - субъектами познания являются человек и человечество в его историческом развитии; - сознание субъекта не имеет начально-присущего ему содержания; свое содержание оно получает из объективного мира - в этом смысле объект активен по отношению к субъекту; - но и объективная реальность становится объектом познания лишь постольку, поскольку субъект вступает с ней в познавательные отношения, относится к ней активно; - познавательные отношения субъекта и объекта представляют социально-обусловленный процесс отражения в сознании предметов и явлений внешнего мира. Эти общие исходные положения проявляют себя специфическим образом в познании природных и социальных процессов. Познание общества подчиняется общим закономерностям, которые будут изучены дальше, но следует отметить, что оно представляет такой объект, где объективное и субъективное неразрывно связаны. Если природные процессы совершаются без участия сознания людей, их воли и желаний, то история делается людьми. Они ставят перед собой те или иные цели, борются за их осуществление. Общественные законы объективны, но они не существуют вне общества, вне материального и духовного производства человека, вне его интересов. Более того, общество, как уже отмечалось, само является субъектом познания, либо формирует его. И как субъект оно содержит в себе элементы содержания объекта, заключающиеся в принадлежности субъекта к определенным социально-классовым структурам, их ценностям и интересам. Поэтому в социальном познании субъект смотрит на объект с особой заинтересованностью и даже пристрастием.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.110.171 (0.012 с.) |