Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законы материалистической диалектики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Диалектика (греч. dialektice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. Развитие осуществляются по определенным общим законам, которые носят объективный характер. Основные законы были сформулированы Г. Гегелем. Эти законы отвечают на три вопроса: а)каков источник и движущие силы развития; б) каковы механизмы развития в) какова направленность развития. Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает основное в развитии - его источник, каким является противоречие (единство противоположностей). В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоположности, единство, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Закон противоречия детерминирует источник саморазвития и самодвижения предмета как имманентного ему. В процессе познания закон единства и борьбы противоположностей выполняет ряд важнейших методологических функций: - он ориентирует на поиск источника самодвижения объекта; - указывает на преходящий характер изучаемого объекта, так как разрешение его противоречия есть переход в другое качество, характеризуемое иным полем возможностей и противоречий. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Согласно этому закону, качественная трансформация предмета происходит тогда и только тогда, когда изменение количественных характеристик этого предмета достигает определенного предела. Категория качества отражает определенность существования предмета, детерминирующую его отличие от всех других предметов и вместе с тем образующую его целостность. Качество данного предмета следует рассматривать в соотнесении с другими предметами. Таким образом, мы обнаруживаем внешнюю границу существования предмета как относительно самостоятельного целого. Одновременно с этим в соотнесении данного предмета с другими мы находим и его количество. Эта категория отражает определенность существования предмета, детерминирующую его сходство, тождество со всеми другими предметами. Качество и количество, являясь сторонами определенности предмета, образуют единство, которое выражается категорией меры, т. е. количество всегда качественно и наоборот. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений имеет огромное методологическое значение. Во-первых, он ориентирует познающего субъекта на описание объекта. Во-вторых, само описание подчиняется последовательности: качество - количество - мера. В-третьих, эта последовательность описания приводит нас к фиксации внешней стороны существования объекта, т. е. явления, без которого невозможно проникнуть в сущность вещей и процессов. Закон отрицания отрицания определяет направленность и преемственность в процессе развития: куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его основные фазы и их взаимосвязь. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней. Характерный пример здесь зерно, которое дает жизнь новому растению, его рост и созревание порождают новое зерно. Т.о. в любом развитии (регрессивном или прогрессивном) на любом уровне бытия всегда диалектически сочетаются моменты разрушения старой системы и моменты преемственности. Этот закон предполагает принцип единства логического и исторического. Суть принципа в том, что система несет черты своей истории и потому она не может быть систематически и целостно изучена вне обращения к этой истории.
Эти законы являются важными средствами познания экономических процессов.
В частности, закон перехода количественных изменений в качественные запрещает использовать факты, наблюдаемые на микроуровне, в качестве аргументов для обоснования закономерностей общественного хозяйства. Отношения, которые складываются в малой общности, не могут в полной мере сохраняться в большой, так как они непременно видоизменяются по мере увеличения общности. Тем более нельзя переносить закономерности поведения индивидуального производителя и потребителя на все общество. Даже электрон, как утверждают физики, в свободном состоянии обладает иными свойствами и ведет себя иначе, чем в составе атома. По этой же причине закономерности обмена излишками индивидуальных производителей, ведущих натуральное хозяйство, нельзя распространять на процесс обмена массами продуктов, производимых в товарном обществе.
На основании закона перехода количественных изменений в качественные следует считать аксиомой необходимость изменения общественных отношений по мере изменения масштабов экономики, увеличения числа и усложнения экономических связей.
Закон единства и борьбы противоположностей говорит о том, что всякое явление, находящееся в развитии, содержит внутренние противоречия и что при обострении противоречий нужно тратить усилия не на устранение борющихся сторон, а на изменение их существенных связей. Примером единства и борьбы противоположностей в экономике являются план и рынок. План отражает организованность, рынок – стихийность образования общественных связей, причем то и другое имеет место практически в любой общественной системе в той или иной пропорции в зависимости, главным образом, от объективных факторов, а не от воли и желания людей. Поэтому догматики, восхваляющие преимущества плановой системы так же не правы, как и догматики, абсолютизирующие преимущества рынка. Ни одну из этих противоположностей устранить нельзя, не "устранив" сам экономический процесс. Но можно искать и нужно находить каждой из противоположностей свое место, свою сферу применения, повышая эффективность их взаимодействия.
Природа и общество.
При рассмотрении этой проблемы следует определить основные понятия. С материалистических позиций сам термин "природа" двойственнен, диалектичен. В широком смысле слова природа - это весь объективный материальный мир в бесконечном многообразии его проявлений. В узком смысле слова природа - это часть материального мира, которая не создана человеком, в рамках которой существует общество и с которой оно взаимодействует, т.е. природа здесь понимается как совокупность естественных условий существования общества. Общество - это форма совместной жизнедеятельности людей, являющаяся обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связанной. Понятия "природа" и "общество" являются примерами диалектических противоположностей, они утрачивают смысл без противопоставления друг другу (и в этом причина методологической несостоятельности переноса на общество в полном объеме природных характеристик, отождествления общества с природой), и в то же время не могут рассматриваться изолировано, вне связи друг с другом (именно из этого аспекта и возникает необходимость выявления отношений зависимости, соподчиненности в качестве сущностной характеристики взаимосвязи общества и природы).
При изучении взаимосвязи общества и природы не следует их рассматривать как чисто внешне, механически разделенные части мира, причем общество зачастую трактуется как нечто высшее по сравнению с природой, стоящее над ней. Базовый тезис материализма "природа есть естественная основа жизнедеятельности человека и общества" следует понимать достаточно глубоко - в плане "включенности" природных характеристик в самые различные стороны общественной жизни.
Уяснение сущности общества как природного феномена позволяет расширить и углубить понимание диалектики общества и природы. Эта диалектика предстает как исключительно сложный, многоаспектный, противоречивый, непрерывно развивающийся процесс активного взаимодействия общества и природы. Вся история существования человеческого общества неразрывно связана с природой, но при этом не следует упускать из вида и недооценивать того, что именно собственная активная (и в первую очередь материально-преобразовательная, т.е. природо-преобразовательная) трудовая деятельность людей стала основой для возникновения и дальнейшего развития общества.
Диалектика природы и общества может быть рассмотрена в двух аспектах: внешнем и внутреннем. Первый касается взаимоотношения общества, взятого как целостное образование, так сказать, с внешней природой, т.е. той природой, которая окружает человека, является средой его обитания. В рамках этого, внешнего аспекта диалектики следует усвоить такие понятия, как естественная и искусственная среда, географическая среда, биосфера и ноосфера (Крапивенский С.Э. Социальная философия. - С.156-159; Спиркин А.Г. Философия. - С.613-617; Философия/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова - С.369-371). Второй, внутренний аспект диалектики касается характеристик самой общественной жизни - здесь соотносятся друг с другом природное, ставшее внутренним и неотъемлемым компонентом общества, и общественное, выражающее именно специфику социального, человеческого содержания общественной жизни, ее законов. Здесь рассматриваются проблемы противоречивого единства природного и общественного в человеке, а также в материальной культуре общества (Барулин В.С. Социальная философия. Часть 2.- С.32-46).
Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся, объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы. Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Человек в этот период находился в единстве с природой, сколько-нибудь заметно не выделялся из нее и не оказывал на природу ощутимого воздействия. На примитивных орудиях труда и невысоком развитии разума основывалась так называемая "присваивающая" экономика, включающая собирательство, охоту, рыболовство.
Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к "производящей" экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Но общественное производство (строительство ирригационных сооружений, вырубка под пашни лесов, селекционная деятельность и т.д.) имело и оборотную, разрушительную для природы сторону, пока еще характеризовавшуюся локальностью и ограниченностью последствий. На этом этапе уже вполне отчетливо проявляется различие общества и природы.
Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии. Гигантски возрастает объем материального производства, быстрыми темпами растут производительные силы. В погоне за прибавочной стоимостью буржуазия начинает хищнически эксплуатировать не только трудящихся, но и природу. На этом этапе общество и природа выступают как антагонистические противоположности, причем человек воспринимал себя в роли господина, царя природы, а природу - как мастерскую и неисчерпаемый источник богатств.
Своего апогея этот процесс достиг в эпоху научно-технической революции, показавшую ограниченность человеческих попыток неразумного, произвольного преобразования природы. ХХ век явился четвертым этапом, обнажившим противоречие (по Гегелю - преобразование, изменение самих противоположностей) общества и природы: с одной стороны, наличие у человечества небывалых по сравнению с прошлым возможностей преобразования природы и общества, с другой стороны, небывалая масштабность разрушительных и для природы, и для общества последствий нерационального воздействия человека на природу. Требуется коренная перемена взаимодействия общества и природы, что должно составить содержание будущего, пятого этапа их развития, т.е. становление качественно новых отношений общества и природы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.007 с.) |