Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Марксистская философия и ее особенности.↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эмпиризм и рационализм. XVII век в Западной Европе характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений в обществе. Потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к науке, к целям и значению человеческого познания. В XVII в. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым — в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать. Если во времена средневековья главные усилия человеческих умов были направлены на обоснование существования Бога и доказательства величия его творения, то в век нарождающегося капиталистического производства наука и ее инструмент — разум рассматривается как полезные инструменты созидания и преобразования мира. Связь с наукой предопределила актуальность проблем теории познания — гносеологии. Философия видит одну из своих важнейших задач в разработке познавательного процесса и создании методологии. В это время оформляются философские направления, связанные с трактовкой познавательного процесса: Эмпиризм (греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. При этом, другая познавательная способность человека - разум - рассматривается в эмпиризме только как сочетание и перекомпоновка того материала, который дан нам в опыте, а также как способность, в принципе ничего не добавляющая к содержанию нашего знания. В методологическом плане эмпиризм - это принцип, согласно которому жизненная практика, мораль и наука должны базироваться исключительно на соответствующем опыте. В качестве целостной гносеологической концепции эмпиризм. сформировался в 17-18 вв. В истории философии выделяют: - идеалистический эмпиризм, признававший единственной реальностью субъективный опыт, т.е. ощущения и представления (Юм, Беркли). - материалистический эмпиризм считавший, что источником чувственного опыта является объективно существующий мир (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк и др.). Рационализм (лат. ratio - разум) - 1) в широком смысле слова - определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети - середины 19 в. со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах. 2) В узком смысле слова - гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания. В таком виде рационализм формируется в философии Нового времени, главным образом под влиянием развития математики и естествознания, хотя его истоки можно обнаружить уже в работах Сократа, Платона и Аристотеля. Характерной черты: - резкое противопоставление разума опыту и чувствам. - отказ органам чувств в возможности получения безусловно достоверного (т.е. объективного, всеобщего и необходимого) знания. - только разум является источником научного знания, выступая одновременно и критерием его истинности. - сам разум (или рациональность) трактуется в качестве особой, универсальной, всеобщей и необходимой логической системы, данной в виде неких правил, определяющих нашу способность познавать мир и создавать достоверные знания. Сама эта способность представлялась большинству рационалистов в качестве врожденной. - неистинные знания возникают лишь в силу подверженности человеческой души влиянию со стороны ее эмоционального и волевого начал, которые в виде "страстей" этой души искажают истину в угоду чувствам и неправильно сформулированным волей целям и задачам.
Особенности материалистической философии Фейербаха.
Последним видным представителем немецкой классической философии был Л.Фейербах (1804-1872). Считая, что предметом философии должен быть реальный человек, он создал новый вид философии - антропологический материализм. Основные положения своего учения Фейербах изложил в «Сущности христианства», «Предварительных тезисах к реформе философии», «Основных положениях философии будущего». Задачей философии Фейербаха было создание философии как миропонимания, как познание эмпирического бытия и жизни. Переход к новой философии связан с критикой религии и прежней философии. Вместо христианской религии и философии гегелевского типа Фейербах предлагал «новую философию», философию человека. Эта «философия будущего» должна, по его мнению, заменить религию, сохранив в то же время ее мировоззренческую эффективность, близость к «сердцу» человека, его эмоциям и глубинным личностным структурам. Фейербаховские представления о человеке были получены путем критического переистолкования христианских идей, мыслитель отдал и приписал человеку те идеи, «предикаты» которых религия приписывала Богу. По Фейербаху, Бог - это отчужденная и объективированная сущность человека. Будучи материалистом, Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека в качестве высшего результата ее эволюции. Природа вечна, бесконечна, пребывает в пространстве и во времени. Все живое возникает из неживого, жизнь есть высшее проявление природы, выступающей основой всей человеческой жизнедеятельности. Рассматривая человека, Фейербах подчеркивал его телесную природу, его естественность. При этом человек понимался не как чисто физическое, а как психофизическое, чувствующее существо. Поскольку человек является высшим творением природы, постольку он должен стоять в центре построения философской системы. Его философия есть материализм сенсуалистический. Фейербаховский антропологизм неразрывно связан с естествознанием. Между тем, в антропологическом материализме Фейербаха отсутствует диалектический переход от естественных явлений к социальным и пропадает качественная граница между природой и обществом. Антропологический материализм неизбежно переходит в исторический идеализм, поскольку он не доходит до понимания материального базиса общественной жизни. Отсюда формы общественного сознания выводятся не из общественного бытия, а из психофизиологической «природы человека»: «искусство, религия, философия или наука составляют проявления или раскрытия подлинной человеческой сущности». По философу, «человек есть «единое и все» государства. Государство есть реализованная, развитая, раскрытая полнота человеческого существа. Свое этическое учение Фейербах разработал на основе абстрактно-антропологического гуманизма. В качестве базиса идеалистически понимаемой им истории он берет чувственную природу человека. Его этика восходит к принципу разумного эгоизма. Она скроена для всех времен и народов, а потому неприменима нигде и никогда.
Сущность объективного идеализма Платона. Платон - родоначальник объективного идеализма. От субъективного объективный идеализм отличается тем, что первичные идеи якобы существуют объективно, т. е. вне и независимо от человека. Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Идеи истолковываются Платоном как идеальные образы - образцы для чувственно воспринимаемого мира вещей. Абстрагировав идеи от разума конкретных людей, Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, она "вспоминает" о мире идей. Познание, по Платону, есть воспоминание душой своего доземного существования.
Специфика научного познания
Критерии научности 1. Его основная задача - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. 2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. 3. Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. 4. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается - в той или иной мере - осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. 5. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации "чистоты" его рассмотрения. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. 6. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала - важный показатель (критерий) научности. 7. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним - кроме названных - такие, как формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.
Пространство и время.
Вопрос о сущности пространства и времени связан различными группами проблем:
1. Вопрос о гносеологическом статусе понятий «пространство» и «время». Являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания? Выделяют два направления: а)Идеализм связан с отрицанием объективной природы пространства и времени и признанием их зависимости от различных форм сознания, которые выступают первопричиной их существования. б)Материализм трактует пространство и время – это объективные и всеобщие формы существования материи. Но в рамках материализма следует различать взгляды метафизического и диалектического материализма. Ряд философов-материалистов и естествоиспытателей (Демокрит, Ньютон), признавая объективное существование пространства и времени, считали, что они существуют сами по себе, независимо от материи.
2. Вопрос об отношении пространства и времени к субстанции. При ответе на этот вопрос сложились два самостоятельных направления: а)Cубстанциальная концепция - пространство и время самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Представители: Демокрит - пространство и время есть емкости, «пустоты», в которых размещается все многообразие мира, как комбинации движущихся атомов. Пространство и время абсолютно и неизменно. И. Ньютон - пространство и время это «чистая» протяженность и «чистая» длительность, в которых помещаются материальные объекты. Можно убрать из пространства все, что там размещалось, а пространство останется и свойства его сохранятся. То же обстоит и со временем. Оно протекает одинаково, и его течение ни от чего не зависит, ибо время — это чистая длительность, постоянная шкала для измерения всех конкретных изменений. б)Реляционная концепция (от слова relatio — отношение) пространство и время не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. Истоки в философии Аристотеля и находят свое продолжение в философии Г. Лейбница. Неразрывную связь пространства и времени с материей отстаивал А.Энштейн. Частная теория относительности доказывает взаимосвязь пространства и времени, а общая теория относительности – связь пространства и времени с материей. Суть теории относительности, писал А. Эйнштейн такова: «раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время». В настоящее время пространство и время признаются формами существования движущейся материи. Пространство - порядок расположения сосуществующих материальных объектов. Время – это последовательность развития материальных объектов, отношение координации между сменяющими друг друга объектами или их состояниями.
Основной вопрос философии Универсальной проблемой философского мировоззрения является проблема взаимоотношения «мир - человек». Философы издавна стремились выделить в этой универсальной проблеме главный, так называемый основной вопрос философии. Так, для Н.А. Бердяева основной является проблема свободы человека, его сущность, природа и предназначение. А. Камю, сосредоточивая внимание на проблеме человеческой сущности, считает основным вопрос о смысле жизни. В марксистской философии центральная мировоззренческая проблема конкретизируется в вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному. В вопросе о соотношении материи и сознания, фиксируется их онтологическое и гносеологическое соотношение, т.е.различают две стороны: 1. Что является первичным — материя или сознание, какой тип реальности является определяющим и порождает другой, лежит в основе мира. Решение вопроса приводит к оформлениютаких философских направлений, как материализм и идеализм. Классическое определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем (1772—1829). «Материализм, — писал он, — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю». Материализм (лат. materialis - вещественный) - философское направление усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия материальное начало, материю. С точки зрения материализма, материя первична, а сознание производно от нее.
Идеализм (фр. idealisme от rp. idea - идея) - термин, введенный в 18 в. для интегрального обозначения философских концепций, утверждающих, что развитие мира определяется духовным началом.В концептуальной форме позицию И. впервые выразил Платон. Первое употребление термина - в 1702 Лейбницем при оценке философии Платона (в сравнении с философией Эпикура как материализмом). Идеализм существует в двух формах: - объективный идеализм провозглашает независимость идеи, бога, духа — вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель). - субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений. 2. Можно ли адекватно познать окружающую человека действительность, объективные законы ее существования и функционирования. Позиции мыслителей по поводу границ познания можно определить следующим образом: - когнитивный оптимизм, представители которого абсолютно уверены в возможности познания мира, - скептицизм, в рамках которого выражается сомнение в познании мира - агностицизм, (от греч. – недоступный познанию) отрицающий познание мира.
Этическое учение Канта. Проблемы этики (должного человеческого поведения) и существования Бога анализируются Кантом в "Основах метафизики нравственности" (1785), "Критике практического разума" (1788), "Метафизике нравов" (1797). В этике, как и в гносеологии, Кант был занят поисками общезначимых, необходимых, вневременных, т.е. независимых от смены общественных состояний, прогресса и т.д., законов человеческого существования, определяющих те или иные поступки людей. Таким законом является категорический императив. Категорический императив (лат. imperativus - повелительный) - базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Кантовский категорический императив, имеет две формулировки: «...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»; «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Проблема истинности знания.
Проблема истины является ведущей в теории познания. От того как она понимается зависит зачастую и жизненная позиция человека. Имеются различные трактовки истины. В классической гносеологии главным являлось понимание истины как соответствия знаний действительности. Истина – это соответствие, адекватность наших знаний содержанию объекта познания. Это соответствие имеет следующие главные характеристики. Во-первых, это – объективность истины как такой части знания, содержание которой от нас не зависит. Она существует потому, что существует объективный материальный мир, который в ней отражается, а отражение предполагает сходство с оригиналом. Это независящее от нас содержание наших знаний и есть о б ъ е к т и в н а я истина. Во-вторых, по своей форме истина всегда субъективна, так как при взаимодействии субъекта и объекта всегда участвует сознание, определяя форму восприятия. На чувственной ступени познания эта форма определяется предысторией человека и особенностями биохимических и физиологических процессов. На уровне абстрактного мышления субъективность проявляется в зависимости от того, какие знаковые системы мы используем и при каких условиях осуществляется познание. В-третьих, это – абсолютность истины как той части знания, которая не может быть опровергнута дальнейшим развитием познания. В-четвертых, это – относительность истины как приблизительное, верное лишь при определенных условиях знание. В марксистской гносеологии под истиной понимается такое знание, которое не просто соответствует действительности, но и проверено на практике. Прагматисты же полагают, что истина – это то, что полезно. Здесь делается попытка избавиться от трудностей классической концепции истины, приводящая к замене истины полезностью Классическая концепция истины применима к любым мыслимым мирам, хотя она и должна быть уточнена. Для нее характерны следующие признаки: а) действительность не зависит от знания: в) между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие; в) существует критерий установления соответствия мыслей действительности. Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта и поэтому в ней отражается единство объективного и субъективного моментов познавательного процесса. Игнорирование взаимосвязи противоположных аспектов истины привело к возникновению двух односторонних точек зрения, которые можно назвать о б ъ е к т и в и з м о м и с у б ъ е к т и в и з м о м в трактовке истины. Сторонники субъективизма абсолютизируют роль субъекта в познании и игнорируют объективные моменты. Объективисты, напротив, абсолютизируют объективные моменты. Для них истина существует вне человека и человечества. Достижение объективной истины является целью познавательной деятельности. Под объективной истиной понимают такое содержание наших знаний, которое целиком и полностью обусловлено объектом, не зависит ни от человека, ни от человечества. Решая вопрос истины, необходимо выяснить как она достигается – целиком, сразу или постепенно, по частям. Для этого следует определить соотношение между абсолютной и относительной истиной. Под абсолютной истиной понимается знание полностью, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отражаемым объектом. Однако достижение такой истины в процессе познания является скорее идеалом, чем реальным результатом. Обычно приходится довольствоваться относительными истинами. Под относительной истиной понимается такое знание, которое частично, неполно соответствует объекту познания. Относительная истина уточняется и дополняется в ходе познания и она выступает как знание, подлежащее изменению. В реальном процессе познания абсолютная и относительная истины, хотя и противостоят друг другу, но в то же время взаимосвязаны. Путь к абсолютной истине лежит через уточнение и обогащение относительных истин. Вновь возникающее знание является относительным и поэтому возникает проблема соотношения истины и заблуждения. В связи с этим вопрос о путях достижения истины тесно связан с выяснением ее критериев, способов проверки. В истории философии в качестве критерия истины принимались различные явления, такие как чувственная наглядность, четкость и ясность мысли, полезность, соответствие наших знаний законам логики и т.п. Вместе с тем наиболее надежным критерием истины, способствующим отграничению ее от заблуждения, является практика. Вместе с тем нельзя абсолютизировать практическую деятельность, поскольку она имеет не абсолютный, а конкретно-исторический характер. Поэтому можно сказать, что критерием истины является практика, взятая в ее историческом развитии.
Природа и общество.
При рассмотрении этой проблемы следует определить основные понятия. С материалистических позиций сам термин "природа" двойственнен, диалектичен. В широком смысле слова природа - это весь объективный материальный мир в бесконечном многообразии его проявлений. В узком смысле слова природа - это часть материального мира, которая не создана человеком, в рамках которой существует общество и с которой оно взаимодействует, т.е. природа здесь понимается как совокупность естественных условий существования общества. Общество - это форма совместной жизнедеятельности людей, являющаяся обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связанной. Понятия "природа" и "общество" являются примерами диалектических противоположностей, они утрачивают смысл без противопоставления друг другу (и в этом причина методологической несостоятельности переноса на общество в полном объеме природных характеристик, отождествления общества с природой), и в то же время не могут рассматриваться изолировано, вне связи друг с другом (именно из этого аспекта и возникает необходимость выявления отношений зависимости, соподчиненности в качестве сущностной характеристики взаимосвязи общества и природы).
При изучении взаимосвязи общества и природы не следует их рассматривать как чисто внешне, механически разделенные части мира, причем общество зачастую трактуется как нечто высшее по сравнению с природой, стоящее над ней. Базовый тезис материализма "природа есть естественная основа жизнедеятельности человека и общества" следует понимать достаточно глубоко - в плане "включенности" природных характеристик в самые различные стороны общественной жизни.
Уяснение сущности общества как природного феномена позволяет расширить и углубить понимание диалектики общества и природы. Эта диалектика предстает как исключительно сложный, многоаспектный, противоречивый, непрерывно развивающийся процесс активного взаимодействия общества и природы. Вся история существования человеческого общества неразрывно связана с природой, но при этом не следует упускать из вида и недооценивать того, что именно собственная активная (и в первую очередь материально-преобразовательная, т.е. природо-преобразовательная) трудовая деятельность людей стала основой для возникновения и дальнейшего развития общества.
Диалектика природы и общества может быть рассмотрена в двух аспектах: внешнем и внутреннем. Первый касается взаимоотношения общества, взятого как целостное образование, так сказать, с внешней природой, т.е. той природой, которая окружает человека, является средой его обитания. В рамках этого, внешнего аспекта диалектики следует усвоить такие понятия, как естественная и искусственная среда, географическая среда, биосфера и ноосфера (Крапивенский С.Э. Социальная философия. - С.156-159; Спиркин А.Г. Философия. - С.613-617; Философия/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова - С.369-371). Второй, внутренний аспект диалектики касается характеристик самой общественной жизни - здесь соотносятся друг с другом природное, ставшее внутренним и неотъемлемым компонентом общества, и общественное, выражающее именно специфику социального, человеческого содержания общественной жизни, ее законов. Здесь рассматриваются проблемы противоречивого единства природного и общественного в человеке, а также в материальной культуре общества (Барулин В.С. Социальная философия. Часть 2.- С.32-46).
Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся, объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы. Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Человек в этот период находился в единстве с природой, сколько-нибудь заметно не выделялся из нее и не оказывал на природу ощутимого воздействия. На примитивных орудиях труда и невысоком развитии разума основывалась так называемая "присваивающая" экономика, включающая собирательство, охоту, рыболовство.
Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к "производящей" экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Но общественное производство (строительство ирригационных сооружений, вырубка под пашни лесов, селекционная деятельность и т.д.) имело и оборотную, разрушительную для природы сторону, пока еще характеризовавшуюся локальностью и ограниченностью последствий. На этом этапе уже вполне отчетливо проявляется различие общества и природы.
Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии. Гигантски возрастает объем материального производства, быстрыми темпами растут производительные силы. В погоне за прибавочной стоимостью буржуазия начинает хищнически эксплуатировать не только трудящихся, но и природу. На этом этапе общество и природа выступают как антагонистические противоположности, причем человек воспринимал себя в роли господина, царя природы, а природу - как мастерскую и неисчерпаемый источник богатств.
Своего апогея этот процесс достиг в эпоху научно-технической революции, показавшую ограниченность человеческих попыток неразумного, произвольного преобразования природы. ХХ век явился четвертым этапом, обнажившим противоречие (по Гегелю - преобразование, изменение самих противоположностей) общества и природы: с одной стороны, наличие у человечества небывалых по сравнению с прошлым возможностей преобразования природы и общества, с другой стороны, небывалая масштабность разрушительных и для природы, и для общества последствий нерационального воздействия человека на природу. Требуется коренная перемена взаимодействия общества и природы, что должно составить содержание будущего, пятого этапа их развития, т.е. становление качественно новых отношений общества и природы.
Элейская школа. Элейская школа возникла в городе Элея - греческой колонии в Южной Италии. Идейным предшественником элейской школы считается Ксенофан из города Колофона (ок. 570-478 до н. э.). Он много путешествовал и называл себя бродячим поэтом. Свои взгляды Ксенофан излагал в поэтической форме. Так свой главный труд "О природе" он написал в виде поэмы. Первоначалом мира считал землю, полагая, что "все рождается из земли и все в землю уходит". Ксенофан критиковал представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. Философ считал, что люди измыслили богов по своему подобию. Если бы быки, лошади и львы, говорил Ксенофан, могли рисовать, они изображали бы своих богов в виде быков, лошадей и львов. О природе богов и обо всем остальном не может быть истинного знания, а может быть лишь мнение. Ксенофан является одним из первых представителей пантеистического мировоззрения. Он считал, что мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое, и это единое есть бог, который сросся со всем. Природе Ксенофан приписывал черты, противоречащие мифам и религиозным взглядам. Вере в существование под Землей ада он противопоставляет учение о бездонности Земли, вере в божественность светил - представление об их естественной природе. Собственно основателем элейской школы был Парменид (ок. 540-470 до н. э.). Он был другом и учеником Ксенофана. Парменид прославился составлением законов для родной Элеи, которые действовали там долгое время. Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир, по Пармениду, вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Всякая мысль, утверждал Парменид, есть мысль о существующем. Поэтому несуществующее, или небытие, никак нельзя мыслить как несуществующее; то есть несуществующего нет. Поэтому невозможно возникновение и уничтожение, ибо то и другое предполагает возможность небытия, несуществования. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и что в нем нет частей. Всякое множество только обман чувств. Из этого же, по мнению Парменида, следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения. Ничто не возникает и не уничтожается. Представления о движении, изменении - это лишь представления о мире простых людей, от которых следует отличать философию как учение об истине. Марксистская философия и ее особенности. Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй половины XIX и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксисткой по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою «специализацию», особый круг рассматриваемых проблем. Этих мыслителей связывали на протяжении почти сорока лет не только общие научные и политические интересы, но и личная дружба. Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии стали труды Маркса «Тезисы о Фейербахе», «Нищета философии», а также совместные с Энгельсом работы «Святое семейство» и «Немецкая идеология». К зрелым марксистским философским работам можно отнести «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Энгельса. В развитии марксисткой философии можно выделить несколько этапов. Первый характеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и революционного демократизма к диалектическому и историческому материализму (с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в.). На втором этапе осуществляется дальнейшее развитие марксисткой философии, расширение круга рассматриваемых проблем и уточнение отдельных положений. Для третьего этапа характерно прежде всего распространение марксисткой философии в различных национальных культурах. В Германии она представлена творчеством Ф.Меринга и К. Каутского, в Италии - А. Лабриолой и А. Грамши, в России - Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. Четвертый этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксисткой философии в СССР, где философия являлась официальной и имела апологетический характер. Пятый этап развития марксисткой философии в России начался с 1991 г., когда она перестала быть государственной, но продолжает оставаться действенной основой для выдвижения новых философских идей. Решающий вклад в создание диалектико-материалистической философии внес Маркс, которому Энгельс отдавал пальму первенства. Маркс определял философию как «духовную квинтэссенцию своего времени». Марксистская философия формировалась путем критического усвоения прежде всего лучших традиций немецкой классической философии и как теоретическое мировоззрение рабочего класса. Дальнейшее развитие философии осуществлено Энгельсом в «Людвиге Фейербахе и конце классической немецкой философии». Здесь дано классическое определение основного вопроса философии, рассмотрены вопросы истории философии. Энгельс выделил три недостатка прежнего материализма: 1) механистичность, 2) метафизический характер, 3) идеалистическое понимание общественных явлений. Марксистская философия формируется и развивается как единый закономерный процесс - процесс диалектико-материалистического понимания природы, общества и человеческого познания. Она возникла и развивалась в неразрывной связи с практикой революционной борьбы рабочего класса, являясь философией рабочего класса. В ее задачу входило быть духовным оружием освобождения рабочего класса и всех трудящихся от эксплуатации и духовным средством построения коммунизма. Эта философия базировалась на науке и стремилась сама быть наукой. Она претендовала на установление нового взаимоотношения между философией и наукой, всеобщим и частнонаучным знанием, преодолевая крайности натурфилософии (философия есть наука всех наук) и позитивизма (наука сама себе философия). К своеобразию ма
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1086; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.244 (0.018 с.) |